Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Локально-этнические группы в составе южнорусского населения Воронежского края


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
35 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Обширность этнической территории русских обусловила наличие множества этнографических и субэтнических групп в составе русского народа, каждая из которых имеет свои специфические особенности в языке (говоре) и традиционно-бытовой культуре. Население Воронежского края в прошлом разделялось на несколько локально-этнических (этнотерриториальных), этносо-словных, этноконфессиональных и иных субэтнических групп (однодворцы, цуканы, экономические/монастырские крестьяне, старообрядцы и другие). Локально-этническими группами в составе южнорусского населения Воронежского края, в частности, являются:

- Цуканы — этнотерриториальная группа в составе южнорусского населения, различавшаяся и по сословной категории: в XIX — начале ХХ века цуканы относились к разрядам помещичьих и монастырских крестьян. В пределах Воронежского края (по данным исследователей XIX — начала ХХ века Н. И. Второва, А. М. Путинцева, Д. К. Зеленина) цуканы проживали компактной массой в бассейне р. Хворостань: села Московское, Можайское, Коломенское, Каширское, Новоклинское, Верейское, Мосальское, Дорогобужское, Одоевское, Левая Россошь (в пределах Воронежского уезда); Копанище, Тресоруково, Марьино, Почепское, Рождествено, Олень-Колодезь, Дракино, Давыдовка, Солонцы, Борщево (в пределах Коротоякского уезда). Эти села возникли в 1760—1770-х гг., когда здесь были поселены бывшие монастырские крестьяне, переданные в ведение коллегии экономии и называвшиеся экономическими.
К ”цуканским” относились также отдельные селения в Нижнедевицком (Березово, Одинцовка, Змеевка), Землянском (Каверино/Таволжанец, Ивановка, Коровкины), Валуйском (Белый Колодезь), Новохоперском (Каменка/Садовка) уездах. В этих селах проживали помещичьи крестьяне.
Этнографические материалы, собранные в Центральном Черноземье в последние годы, свидетельствуют, что цуканами до сих пор именуют себя жители некоторых сел Семилукского района Воронежской области (Новосильское, Ивановка, Долгомоховка), а также деревень Набоково, Барышниково, Даниловка, сел Васильевка и Малые Борки Тербунского района Липецкой области. В с. Троицкое (Семилукского района) ”цуканами” называли ”приезжих из Липецкой области”, ”не коренных жителей” 1. В с. Усманские Выселки (Панинский район Воронежской области) одну местную жительницу называли ”цуканкою” — ”по мужу”, который сам был родом ”из Кондрашей” (из села Кондрашкино)2.
Предполагается, что локальный этноним ”цуканы” был первоначально присвоен как прозвище жителям перечисленных выше сел соседями-однодворцами и указывает на особенности их говора: так называемое ”цуканье” (или ”цоканье”) — неразличение аффрикат ц и ч. В ”Толковом словаре” В. И. Даля читаем: ”Цукан (тамбовское, воронежское) — цокальщик, кто говорит ц вместо ч”3. Иного мнения придерживался в свое время воронежский краевед А. М. Путинцев, предполагавший, что этноним-прозвище ”цукан” происходит либо от чукавый (”догадливый, сметливый”), либо от чукан — ”щеголь”4. Существует целый ряд и народных этимологий. Например, по сообщению информаторов из Тербунского района Липецкой области, в селе Казинка ”живут цуканы, или суканы” — ”в старину здешний барин Штахов якобы менял крепостных на сук, — вероятно, отсюда и название”5.
Следует отметить, что в прошлом цоканье действительно являлось одной из характерных особенностей говора ”цуканов”; однако большинство жителей ”цуканских” селений утратило эту особенность говора в начале ХХ века. По сообщению из д. Барышниково, цуканы ”разговаривают на ы — пычаму, мыкароны”, а в д. Даниловка —”на и”6.

- Однодворцы — сословная по происхождению этнокультурная группа южнорусского населения, потомки военно-служилых людей низшего разряда (стрельцов, пушкарей, казаков и др.), поселенных в XVI—XVII вв. на южной окраине Московского государства для защиты степных границ. В пределах Воронежского края однодворческие селения располагались преимущественно в северо-западной его части (например, в пределах Воронежского уезда это села Никольское, Приваловка, Верхняя Хава, Спасское, Чертовицкое, Усмань-Собакино, Курино, Рогачевка, Камышино, Ступино и другие). По данным этнографических исследований 1990—2000-х гг., ”однодворцами” называли себя в прошлом (или называют до сих пор) жители целого ряда населенных пунктов Задонского района Липецкой области (села Ксизово, Мухино, Балахна и др.), Хлевенского района (с. Отскочное), Тербунского района (села Урицкое, Солдатское, Новосильское, Березовка, Малые Борки, 2-е Тербуны, Казинка, Дуброво), Семилукского района Воронежской области (села Троицкое, Голосновка)7. Село Ксизово, например, по свидетельству информаторов, в прошлом делилось на две части — ”однодворщину” и ”барщину”; ”парни однодворщины и барщины не ходили на половины села друг к другу”; различался и их говор8.
В составе однодворческого населения Воронежского края выделяются (или выделялись в прошлом) более мелкие локально-этнические группы со своими этнонимами-прозвищами.


- Талагаи(талагайщина) — локальная группа однодворцев, проживавшая в Нижнедевицком (села Новая Ольшанка, Верхнее и Нижнее Турово, Вязноватовка) и Коротоякском (Мастюгино, Оськино, Платава, Россошки, Краснолипье) уездах. Талагаями и талагушками до сих пор называют также жителей с. Коломенское (в Каширском районе)9.
По поводу происхождения этнонима-прозвища ”талагаи” высказывались различные точки зрения. По мнению Д. К. Зеленина, например, он происходит от талагаять или талалакать — ”дурно, картаво говорить”10. Другие исследователи сходятся во мнении, что прозвище однодворцев ”талагаи” буквально означает ”бездельники, невежи”. В.И. Даль указывает несколько различных значений слова ”талагай”: лентяй, шатун, тунеяд; большой болван, неуч, невежа; (воронежское бранное) однодворец; вообще странный, чужой мужик, отличаемый по одежде; (симбирское) мордовская женская верхняя рубаха11. А. М. Путинцев считал, что прозвище ”талагаи” связано с особенностями одежды: однодворцы Нижнедевицкого уезда якобы носили длинную белую рубаху с ”полеками”, как у женщин (т.н. талагай — верхняя мордовская женская рубаха с вышивками)12.
Ягуны — однодворческая группа, проживавшая в западной части Нижнедевицкого уезда (села Першино, Ясенки, Березово, Старое и Новое Меловое, Кучугуры, Синие Липяги, Богородицкое, Роговое, Ключи, Горшечное, Солдатское). Прозвище ”ягуны” происходит, по всей видимости, от особенностей их говора (произношение каго, яго)13.

- Ионки — однодворцы Нижнедевицкого уезда, группа более образованная, чем другие, утратившая к началу ХХ века архаизмы в говоре, носившая городской костюм14. Прозвище ”ионки” опять-таки связано с особенностями говора (по произношению ион/ён вместо он).

- Щекуны — группа однодворцев ”грубого нрава”, проживавшая в Нижнедевицком и Коротоякском уездах и иногда приравнивавшаяся к талагаям. По свидетельству Н. И. Лебедевой, щекуны (или щекольщики) — локальный этноним также жителей с. Роговатое (в Белгородской области). Жители с. Анновка Бобровского района носили прозвище щегунки, которое народная этимология производит от чугунки (в их говоре звук ч заменяется на щ: чугунки=щегунки). В ”Толковом словаре” В. И. Даля щекун, щекуха (воронежское) — тот, кто говорит ще или що вместо что15. Щеканье вообще является типичной чертой ряда южно-области, для которого характерно отсутствие аффрикат и произношение в соответствии ч — мягкого ш, а в соответствии ц — с).

- Москали (т.е. ”подчиненные Москве”) — так называют себя жители с. Татарино (Каменский район Воронежской области). В языке, культуре и быту жителей этого села наблюдается довольно сильное украинское влияние, но в целом сохраняется традиционная русская культура.

- Кацапы — самоназвание жителей ряда населенных пунктов в Тербунском районе Липецкой области (села Яковлево, Вислая Поляна, Озерки), Репьевского района Воронежской области (с. Истобное)16.

- Гамаи — локальный этноним-прозвище жителей с. Долгомоховка (Семилукский район), сел Яковлево и Вислая Поляна (Тербунский район Липецкой области). По сообщению информаторов из с. Долгомоховка, в прошлом гамаи были ”незакрепленные за барином”; они отличались от цуканов говором (говорили, например, прийдешь), носили широкую юбку17. Этимологически слово гамай, вероятно, связано с гамить или гаманить/гаманеть — ”гомонить, говорить громко, шумно, кричать”. Возможна также этимологическая связь локального этнонима ”гамаи” с бранным галманы — ”мужик, олух, грубиян, невежа”; в ряде мест Воронежской губернии слово ”галманы” являлось прозвищем однодворцев18. Можно предполагать также связь слова ”гамай” с диалектизмом баглай, встречающимся в ряде мест Воронежской и Курской областей и имеющим значение ”лентяй, дармоед, увалень, лежебока”. В начале ХХ века бранное прозвище ”баглаи” употреблялось также воронежскими мещанами по отношению к сельским жителям вообще.

- Талдоны — прозвище жителей ”села Красненьского” (с. Красное Каширского района ?), которые говорили: Ванещка, приняси скалощку19. Этимологически, возможно, связано с талдонить, талдыкать — ”говорить бестолково” (ср. тамбовско-пензенский диалектизм далдонить/долдонить — ”болтать, пустословить, много говорить”).

История формирования локально-этнических групп Воронежского края — сложная и не до конца решенная научная проблема. Так, по мнению Н. И. Второва, цуканы, например, переселились в Воронежский край из центральных губерний России не ранее 60-х гг. ХVIII века. Свой вывод Н. И. Второв основывал на том, что у цуканов ”сохранялись в памяти рассказы их дедов о том, из каких мест они вышли”, ”а сами названия многих селений, в которых живут цуканы, ясно указывают на места их первоначального жительства — Московское, Мосальское, Можайское, Коломенское, Каширское, Одоевское, Дорогобужское, Мещовское и т.д.”20. Последующие исследования поставили, однако, под сомнение этот вывод Н. И. Второва. Так, изучение цуканских сел в 1950-х гг. позволило Н. И. Лебедевой предположить, что эта группа населения значительно более древняя, сохранявшаяся в глухих местах южнорусского региона еще с домонгольских времен, а позднее — в XVI — XVIII вв. — впитавшая в себя новые переселенческие волны из центральных уездов России. Подобным образом и так называемые щекуны являются, по мнению Н. И. Лебедевой, остатками древнего славянского населения Дона, позднее смешавшегося с однодворцами или переведенного в разряд служилых людей21.

Данные топонимики и археологии свидетельствуют о пребывании в бассейне Среднего Дона отдельных групп финно-угорского населения, которое в домонгольское время так или иначе контактировало с появившимися здесь позднее восточными славянами. ( Тут, однако, выражу свое сомнение и приведу фрагмент из монографии А.П. Медведева "Ранний железный век лесостепного Подонья".)



Следствием таких контактов могло явиться, в частности, появление цоканья в говоре отдельных групп славянского (позднее — южнорусского) населения. Локально-этническая группа цуканов по своему происхождению могла быть связана как раз с древним славянским населением Среднего Подонья, которое обитало здесь в условиях контактов с финно-угорскими группами. Не исключена поэтому связь этнонима ”талдоны” (равно как и других южнорусских диалектизмов типа долдон, далдон, талдонить, долдонить) с мокша-мордовским толдонь, толдоння — ”из тех мест, оттуда”. Восточные славяне, появившиеся в указанном регионе, встретили здесь группы более древнего финно-угорского населения, язык которого был им непонятен.
Южнорусское население Воронежского края формировалось в результате сложных миграционных процессов, происходивших на протяжении нескольких столетий, начиная с XVI века. Череда переселенческих волн, занявшая более двух столетий, не могла не сказаться на календарной системе. Часть населения не была в прошлом достаточно тесно связана с земледелием (бывшие однодворцы — служилые люди). Вероятно, поэтому крестьянский аграрный цикл представлен в данной традиции в редуцированном виде.
Несмотря на то, что на протяжении веков под влиянием исторических и социальных условий происходила культурная консолидация различных групп, постепенно исчезали определявшие их названия, все же и до нашего времени сохранились некоторые специфические особенности в одежде и других компонентах традиционной культуры. К нашему времени позднейшие переселенцы — т.е. монастырские, экономические крестьяне — уже слились с другими, древнейшими по времени появления в крае группами населения. Различия в говоре, если и были, стерлись, но доказательством существования здесь разных сословных групп убедительно выступают особенности традиционного костюма.
По сообщению из с. Долгомоховка, цуканы — барские крестьяне — носили ”платья гаратские”. В с. Набоково отмечали отличие цуканов от однодворцев ”разговором и обрядом”: цуканы носили юбки паперешнаи (полотно идет поперек), а однодворцы — далявые (в длину)22. Характерной чертой женской одежды цуканов можно также считать бытование рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани. Отличие ее от рубах других групп южнорусского населения вполне очевидно. Для поясной одежды цуканов характерна так называемая ”глухая” понева, которую шили из трех прямых клетчатых полотнищ домотканой шерсти и дополнительного полотнища — прошвы. В комплексе костюма цуканов также отмечено бытование длинного туникообразного передника — ”запана”. Судя по материалам этнографической коллекции Воронежского областного краеведческого музея и полевым исследованиям последних лет, у цуканов была распространена весьма архаичная форма женского головного убора — кички — с рогами, торчащими кверху. В женском головном уборе цуканов сохранялся и ряд других архаичных южнорусских черт. Анализ традиционного костюма цуканов Воронежского края дает основания предполагать архаичный характер и древнее происхождение этой локально-этнической группы южнорусского населения.
Костюм однодворцев (в своем женском варианте) имеет ряд особенностей, отличающих его от традиционной одежды других групп южнорусского населения. Так, по сообщению из с. Солдатское, однодворцы носили юбки челноками или далявые. Характерными элементами женского костюма однодворческого населения Воронежского, Землянского, Задонского уездов являются: рубаха с большим отложным воротником, с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани; рукава с большими оборками шириной до 20 см; в качестве поясной одежды большей частью использовалась полосатая юбка по типу юбки ”андарак” (встречавшаяся в Прибалтике и Белоруссии); нагрудная одежда — душегреи и жилетки; головной убор — так называемый ”однодворческий кокошник”. Этими чертами костюм однодворцев указанных уездов сильно отличается от южнорусского костюма, характерного для ряда других однодворческих групп Воронежского края — в частности, талагаев и ягунов. Можно предполагать, что указанные особенности однодворческого костюма связаны по своему происхождению с Подмосковьем, откуда в свое время как раз и переселялось служилое население в южные районы, в том числе — на территорию Воронежского края. Отмечается сходство костюма помещичьих крестьян и однодворцев сел Малышево, Устье и Петино с костюмом однодворцев-талагаев из Нижнедевицкого уезда.
У щекунов Нижнедевицкого и Коротоякского уездов в одежде бытовала особая рубаха с косыми поликами (причем район бытования такой рубахи, по данным Л. Н. Чижиковой, простирается полосой по правому берегу Дона вплоть до р. Потудань)23. Н. И. Лебедева полагает, что у щекунов Нижнедевицкого уезда прослеживаются реликты местной домонгольской одежды и обуви (черные шушпаны, нагрудники-пузатки, шерстяные черные оборы). У щекольщиков с. Роговатое также имеют место архаичные черты в женской одежде (рогатая кичка и т.п.), а вышивки на рубахах аналогичны вышивкам на старинных рубахах с Черниговщины24.
В традиционной обрядовой системе южнорусского населения на протяжении XIX—ХХ вв. происходили огромные перемены, связанные, в первую очередь, с изменением мировосприятия крестьянина. Несмотря на прогрессирующее вымирание многих обычаев и обрядов, в настоящее время еще возможно реконструировать картину народных представлений и верований на основе рассказов местных жителей.
На ранневесеннюю календарную обрядность сильное воздействие оказала христианская традиция. Видимо, в связи со всевозможными запретами в этот период, ритуальные действия не получили широкого распространения в этот сезон. Все сохранившиеся обряды этого периода были связаны с воздействием на будущую урожайность, поэтому важнейшее значение в них приобретают магические свойства хлебной выпечки.
Вероятно, вследствие довольно значительной редукции ритуально-магических действий в сознании крестьянства сформировалась иная система верований, также основанная на языческом мировосприятии, но связанная с потусторонними нечистыми силами. Так, например, в традиционном мировосприятии жителей большинства обследованных сел огромное значение имеют поверья, связанные с колдунами. На их основе широкое распространение получил жанр былички.
В традиционно-бытовой культуре различных локальных групп южнорусского населения Воронежского края отмечаются определенные особенности, но в целом культура таких групп не выбивается из общеюжнорусских традиций. Следует отметить общность традиционной культуры южнорусского сельского населения, ассимилировавшей разнообразные элементы традиций различных (в прошлом) групп местного и пришлого населения. Южнорусская традиция, безусловно, обладает многоуровневой организацией, в основе которой, однако, лежат общие для южнорусской территории явления.
Литература.
Архив Кабинета народной музыки Воронежской государственной академии искусств (Далее — АКНМ ВГАИ). Описи аудиоматериалов (далее — ОА). Ед. хр. 772. № 2, 11; 762. № 5—6; 710. № 9, 62; 706. № 16—17; 714. № 18; Экспедиционные отчеты (далее — ЭО). Ед. хр. 109. № 5.
Архив учебно-научной лаборатории ”Этнография Центрально-Черноземных областей России” при Воронежском государственном университете (Далее — АУНЛ ЭЦЧОР ВГУ). Ед. хр. № 5. Л. 2.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1882. Т. 4. С. 575.
Путинцев А. М. Пища и напитки в верховом цуканском селе // Народный побыт. Воронеж, 1927. Вып. 1. С. 44.
АКНМ ВГАИ. ОА. Ед. хр. 776. № 25.
Там же. Ед. хр. 762. № 5—6.
Там же. Ед. хр. 714. № 18; 710. № 62; ЭО. Ед. хр. 109. № 5; АУНЛ ЭЦЧОР ВГУ. Ед. хр. № 9. Л. 9, 15.
АУНЛ ЭЦЧОР ВГУ. Ед. хр. № 9. Л. 9, 15.
Там же. Ед. хр. № 5. Л. 2.
Зеленин Д. К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненёбных согласных, в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913. С. 81; Он же. Талагаи и цуканы // Памятная книжка Воронежской губернии на 1907 год. Воронеж, 1908.
Даль В. И. Указ. соч. С. 388.
Путинцев А. М. Указ. соч. С. 44.
Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX—ХХ века). М., 1988. С. 37.
Русские: этнотерритория, расселение, численность и исторические судьбы (XII—ХХ вв.). М., 1999. Т. 1. С. 95.
Даль В. И. Указ_______. соч. С. 653.
АКНМ ВГАИ. ЭО. Ед. хр. 109. № 5; ОА. Ед. хр. 855. № 13.
Там же; ОА. Ед. хр. 706. № 16—17; 778. № 37.
Даль В. И. Указ. соч. 1880. Т. 1. С. 343, 342.
АУНЛ ЭЦЧОР ВГУ. Ед. хр. № 5. Л. 2—3.
Второв Н. Приложение к этнографическому альбому и этнографической карте Воронежской губернии. Рукопись // Фонды Воронежского областного краеведческого музея. ВОМ № 4325. С. 64.
Лебедева Н. И. Этнографическая характеристика отдельных групп русского населения Орловской, Курской и Липецкой областей // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. М., 1960 (Труды Института этнографии АН СССР. Т. 57). С. 264— 265.
АКНМ ВГАИ. ОА. Ед. хр. 706. № 16—17; 769. № 14; 772. № 16.
Чижикова Л. Н. Указ. соч. С. 146—147.
Лебедева Н. И. Указ. соч. С. 264.

http://www.vestnik.v...02/vinnikov.pdf

#2
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Да - "учоные" отжигают иногда.
Цуканы от жителей домонгольской Руси. smile.gif
Уровень "исторической науки" - "впитали"

Писцовые посмотреть же нельзя. Это то что то запредельное. Тупари.

#3
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Эти "тупари" и "учоные", например, имеют звание профессора и степень доктора, имеют множество изданных научных работ по истории, археологии, этнографии, внесли огромный вклад в исследование Центрального Черноземья в свете этих дисциплин, регулярно имели дело и с писцовыми книгами, и с остальными архивными материалами.

А от вас я только ник знаю. smile.gif

#4
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Цитата(Краки Нифлунг @ 4.2.2017, 23:37) (смотреть оригинал)
Эти "тупари" и "учоные", например, имеют звание профессора и степень доктора, имеют множество изданных научных работ по истории, археологии, этнографии, внесли огромный вклад в исследование Центрального Черноземья в свете этих дисциплин, регулярно имели дело и с писцовыми книгами, и с остальными архивными материалами.

А от вас я только ник знаю. smile.gif


Да - чего то ссылок на писцовые нет. В перечне литературы. А академиком у нас и Лысенко был. Советская наука местечкового разлива способна давать.
Цитата
Н. И. Лебедева полагает, что у щекунов Нижнедевицкого уезда прослеживаются реликты местной домонгольской одежды и обуви (черные шушпаны, нагрудники-пузатки, шерстяные черные оборы).
- ППЦ

#5
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Вот пример из приведенной вами статьи

Цитата
История формирования локально-этнических групп Воронежского края — сложная и не до конца решенная научная проблема. Так, по мнению Н. И. Второва, цуканы, например, переселились в Воронежский край из центральных губерний России не ранее 60-х гг. ХVIII века. Свой вывод Н. И. Второв основывал на том, что у цуканов ”сохранялись в памяти рассказы их дедов о том, из каких мест они вышли”, ”а сами названия многих селений, в которых живут цуканы, ясно указывают на места их первоначального жительства — Московское, Мосальское, Можайское, Коломенское, Каширское, Одоевское, Дорогобужское, Мещовское и т.д.”20. Последующие исследования поставили, однако, под сомнение этот вывод Н. И. Второва.

Вполне логично. Даже без писцовых, перепесных и тп - хотя они бы не помешали.
Но тут в 50-х годах, когда у нас был "уклон" в наше славянское все, вдруг выясняется
Цитата
Так, изучение цуканских сел в 1950-х гг. позволило Н. И. Лебедевой предположить, что эта группа населения значительно более древняя, сохранявшаяся в глухих местах южнорусского региона еще с домонгольских времен, а позднее — в XVI — XVIII вв. — впитавшая в себя новые переселенческие волны из центральных уездов России. Подобным образом и так называемые щекуны являются, по мнению Н. И. Лебедевой, остатками древнего славянского населения Дона, позднее смешавшегося с однодворцами или переведенного в разряд служилых людей21.

вот это как раз ересь. Интересно, какие реликты домонгольской руси!!!! нашли в 50-х????
Тоесть и семейные предания - кто откуда вышел, названия сел!!! - это отбрасывается, и предполагается что они "арийцы-брахманы" из домонгольского населения

Сообщение изменено: savir, 06 Февраль 2017 - 09:55.


#6
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Так значит вы собственное этнографическое исследование проводили? Интересно будет о нем услышать. Расскажите? А то "тупари" всякие что-то там недоисследовали скорее всего, в писцовых книгах вся информация о населении сохранилась.

#7
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Я бы попросил).
Вы дальше можете молиться на "учоных"

Я понимаю ненависть к писцовым материалам - они не позволяют буйно фантазировать про "индо-ариев", "великих русичей" и "мы тут всегда были".
И таки да, я проводил подбор материалов по своей локальной местности - так как делать обобщения на тысячи квадратных километров невозможно.
Вернее возможно для нашего восточно-славяно-советского исторического материализма.
В Рыльском уезде писцовые материалы сохранились в значимом объеме начиная с начала 17 века.
Можно выделить 5-6 потоков колонизации причем как в служивом сословии так и в крестьянском.
Есть безусловно местные до смуты, есть переселенцы черкасы, переселенцы малороссияне, переселенцы литва, переселенцы из Кром, переселенцы военнопленные разного происхождения. Не считая последующих внутри районных миграций.
Для точного учета и контроля необходимо перелопатить просто огромный объем материалов - что мне, который не существует за счет налогоплательщиков как "учоные" - не представляется возможным.
Но понимание проблемы у меня есть - что это нужно исследовать и как то оценивать.
Некоторые профессионалы, таки есть - которые работают в РГАДА делали подобные оценки - на научной основе по Смоленской области.
Там население более чем на 80% поменялось после Смуты.
Есть материалы поэтому вопросу.
По этому рассказы про "домонгольское население" в местности которая заселялась в 17 веке - на основе оценки "завязывания онуч" - вызывает рвотный рефлекс.
Извините.

Сообщение изменено: savir, 06 Февраль 2017 - 20:24.


#8
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Цитата(savir @ 6.2.2017, 14:55) (смотреть оригинал)
Я бы попросил).
Вы дальше можете молиться на "учоных"
из мухосранского пединститута.
Я понимаю ненависть к писцовым материалам - они не позволяют буйно фантазировать про "индо-ариев", "великих русичей" и "мы тут всегда были".
И таки да, я проводил подбор материалов по своей локальной местности - так как делать обобщения на тысячи квадратных километров невозможно.
Вернее возможно для нашего восточно-славяно-советского исторического материализма.
В Рыльском уезде писцовые материалы сохранились в значимом объеме начиная с начала 17 века.
Можно выделить 5-6 потоков колонизации причем как в служивом сословии так и в крестьянском.
Есть безусловно местные до смуты, есть переселенцы черкасы, переселенцы малороссияне, переселенцы литва, переселенцы из Кром, переселенцы военнопленные разного происхождения. Не считая последующих внутри районных миграций.
Для точного учета и контроля необходимо перелопатить просто огромный объем материалов - что мне, который не существует за счет налогоплательщиков как "учоные" - не представляется возможным.
Но понимание проблемы у меня есть - что это нужно исследовать и как то оценивать.
Некоторые профессионалы, таки есть - которые работают в РГАДА делали подобные оценки - на научной основе по Смоленской области.
Там население более чем на 80% поменялось после Смуты.
Есть материалы поэтому вопросу.
По этому рассказы про "домонгольское население" в местности которая заселялась в 17 веке - на основе оценки "завязывания онуч" - вызывает рвотный рефлекс.
Извините.



Я бы тоже попросил. Во-первых, один из этих исследователей мне знаком и мне неприятно, что вы совершенно безосновательно навешиваете ярлыки типа "учоные" и "тупари". Я ни на кого не молюсь, но прекрасно знаю, что это люди совсем не той категории, в которую вы их определили. Во-вторых, не думайте, что одни писцовые книги дадут вам всю информацию о населении, к тому же, сами же экстраполируете свое мнение (нигде не опубликованное, но, с ваших слов гораздо более ценное) совсем по другому региону на этот. В-третьих, позиция "не читал, но осуждаю" как-то не очень катит. Чтобы понять и критиковать эту самую Лебедеву, на которую ссылаются авторы, надо знать на основании каких именно этнографических параллелей она делает свои выводы и почему. Я тоже не читал, к слову. Ну и в четвертых, заявления типа "из мухосранского пединститута" не только не верны (ВГУ - не пед, а вполне приличный для провинции университет, в следующем году празднующий столетие. Ну а уж если учесть, что он наследник Тартусского, вывезенного после 1918 в Воронеж...), но и оскорбительны. Уж гораздо менее мухосранск, чем ваше щелково.

В общем, мне оскорбительны и неприятны такие высказывания. На форуме оскорбления запрещены, особенно беспочвенные. Отдохните два дня в бане - мне кажется вы просто не с той ноги сегодня встали. Надеюсь, что больше такого не повторится.

#9
Отто Дикс

Отто Дикс

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 610 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь, Томск
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Восточный нордид+Км
  • Вероисповедание:Крещен в православие
А нет ли подобного по Староосколькому району Курской/Белгородской областей? Мне для генеалогических целей)

#10
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
У меня нет. Возможно, через два дня Савир вам поможет.

#11
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Савир резко выразился, но отчасти он прав. Профессионализм к сожалению не защита от всяких выдумок ...
Л. Грот например тоже ведь историк.
В общем-то человеческий фактор присутствует везде - это объективная реальность. А степень его выраженности может варьировать.

#12
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Грот часто критикуют ее же коллеги. И кроме того, кое-какие строки из этой работы я тоже подверг сомнению и соответствующую ссылку привел в доказательство. Так что не думайте, что я какой-нибудь убежденный сторонник "талмудизма". Я просто не люблю безосновательных заявлений, тем более оскорбительных. Не должно быть такого на этом форуме. А что до самого савира, то неприязни я никакой к нему не испытываю и буду рад впредь видеть на форуме. Если, конечно, в дальнейшем такого не будет повторяться.

#13
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Цитата(Краки Нифлунг @ 6.2.2017, 19:04) (смотреть оригинал)
У меня нет. Возможно, через два дня Савир вам поможет.



Порылся, кое-что есть

https://docviewer.ya...u...b424&page=1

#14
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Цитата(Отто Дикс @ 6.2.2017, 19:21) (смотреть оригинал)
А нет ли подобного по Староосколькому району Курской/Белгородской областей? Мне для генеалогических целей)


1. Берете Список населенных мест Курской губернии - смотрите деревню откуда ваши предки
если стоит пометка - государственные, значит они скорее всего однодворцы.
Уточнить кстати можно у спецов на ВГД. Или подобном форуме - у тех кто занимается однодворцами - таких достаточное количество.
2. Для общего развития по однодворцам - обязательна к прочтению по теме книга "Четвертное право" Автор: Благовещенский Н.А.
Там дан полный обзор вообще и быта и перемещений однодворцев.
Я думаю это базис для тех кто изучает это сословие.
есть на трекере

Сообщение изменено: savir, 06 Февраль 2017 - 20:25.


#15
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Родители моего отца из села, которое заселялось однодворцами. А родители матери из села, основанного дворовыми людьми графа Орлова для обеспечения кормами конезавода, где Орловы своих знаменитых рысаков выводили. Девичья фамилия у бабки была Вольнова, она рассказывала, ее семья получила эту фамилию в связи с освобождением от крепостной зависимости.

#16
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 377 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
А чем эти однодворцы выделяются среди других крестьян?
О папиной деревне написано: казенные крестьяне. Это однодворцы или нет?

#17
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
Казенные могли быть и из бывших монастырских крестьян.
Но в основном на юге России - это однодворцы
однодворцы это бывшие мелкопоместные служивые
дети боярские, казаки и тп.
которые не получили дворянства.

лично свободные, землей владели на основе тн "четвертного права"
все таки рекомендую к прочтению монографию конца 19 века - там все описано,все нюансы

#18
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 377 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
Да некогда сейчас особо читать-то.
А почему их называют дети боярские?

#19
savir

savir

    -

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 069 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Московская область
  • Национальность:русский
  • Фенотип: переднеазиатский+понтид
  • Y-ДНК:R1a z92+
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Stunde
такая категория служивых
видимо раньше это была младшая дружина удельных князей

#20
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Интересны вот такие антропологические замечания, хотя видно насколько они субъективны даже для одних и тех же групп.:

"Цука́ны объединяли собой разные по происхождению группы. Наиболее многочисленная из них проживала в Воронежской губернии в бассейне р. Хворостань (Воронежский и Коротоякский уезды), другие локализовались в Орловской, Курской и Саратовской губерниях. Их предки переселялись на юг с 60-х годов XVIII в. из различных мест в качестве помещичьих и монастырских крестьян. Они отличались от остального русского населения, но также имели внутренние различия культурного, а иногда и антропологического характера, обусловленные исходными районами колонизации. Так, воронежские цуканы формировались за счет переселения жителей, проживавших к югу и юго-западу от Москвы (Московская, Тульская, Калужская и Смоленская губернии). Д.К. Зеленин отмечал, что от соседних однодворцев-талагаев они отличались по внешнему облику – светло-русыми волосами, более высоким ростом, статностью. Но в описании Л.И. Некрасовой цуканы села Трясоруково {341} Воронежской губернии выглядят по-иному: «Народ высокий, стройный, широкоплечий, преимущественно очень смуглые брюнеты. В посадке головы, в разрезе длинных миндалевидных глаз есть что-то южное, египетское».

"В антропологическом отношении, по Д.К. Зеленину, талагаи отличались темно-русыми волосами, ростом были выше среднего и плотного телосложения. Иная характеристика была дана им собирательницей народного костюма Л.И. Некрасовой (Яковлевой), работавшей в Воронежской губернии в 1918–1920 гг.: «…низкорослы, белобрысы и вообще внешней красотой не блещут». Соседнее население недолюбливало их за грубоватость в общении79."
Отдельные группы переселенцев (цуканы, талаги, ягуны, мамоны и др.) представляли собой «островки», отличаясь, как друг от друга, так и от окружающего «общерусского» населения, особенностями языка, культуры, а нередко и внешнего облика. Исследователи еще в начале XX в. отмечали их антропологические отличия, восходящие, видимо, к временам Московского государства. Цуканы, например, характеризовались как высокорослые, с темно-русыми волосами, стройные, широкоплечие, в то время как талагаи имели светлые волосы и плотное телосложение71. Наименования этих групп были в основном экзогенного, нередко негативно-оценочного характера, представляя собой обидные клички-прозвища, которые были даны им окружающим населением и стали общеупотребительными."
"


  • "Спасибо" сказали: Tora_sama

#21
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Вообще, есть такое экзогенное понятие "воронежские жлобы"  :lol: 
Не знаю, насколько оно распространено за пределами области, мб кто-то слышал?



#22
Tora_sama

Tora_sama

    Искатель истока

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 319 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: ЗБ/Понтид/Лаппоид
  • Y-ДНК:E-FTB75628
  • мтДНК:H1b2g

Вообще, есть такое экзогенное понятие "воронежские жлобы"  :lol: 
Не знаю, насколько оно распространено за пределами области, мб кто-то слышал?

Жлоб вообще явление довольно общероссийское. А вообще слышал про стул от жадности у вас в Воронеже.



#23
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Жлоб вообще явление довольно общероссийское. А вообще слышал про стул от жадности у вас в Воронеже.

Ага. Есть такой. Прямо за гордумой установили.
c6c63465-74d6-4f28-892b-346ad8acdab3.png


  • "Спасибо" сказали: Tora_sama

#24
Tora_sama

Tora_sama

    Искатель истока

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 319 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: ЗБ/Понтид/Лаппоид
  • Y-ДНК:E-FTB75628
  • мтДНК:H1b2g

Ага. Есть такой. Прямо за гордумой установили.
c6c63465-74d6-4f28-892b-346ad8acdab3.png

Кстати узнал от него в видео ваших земляков-блогеров)) Ранее на них ссылку кидал, у них видео 5 про Воронеж точно есть.



#25
daster

daster

    Qvos ego!

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 849 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:georgian
  • Фенотип: iberian
  • Y-ДНК:G2a2b
  • мтДНК:...
  • Вероисповедание:georgian church

А чем эти однодворцы выделяются среди других крестьян?О папиной деревне написано: казенные крестьяне. Это однодворцы или нет?

однодворцы ето дворяне не имеющие крепостных, казенные крестяне не однодворцы.

#26
von Koren

von Koren

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 636 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Западный балтид
  • Y-ДНК:R1a1
  • Вероисповедание:Православный

Вообще, есть такое экзогенное понятие "воронежские жлобы"  :lol: 
Не знаю, насколько оно распространено за пределами области, мб кто-то слышал?

Слышать не слышал, но в литературе как-то встречалось. Честно говоря, первые ассоциации были с желобами и кораблестроением, а вовсе не с теми самыми нынешними жлобами. Но вот ваш краевед тут другую версию излагает:

 

https://bloknot-voro...skie-zh-1041212

 

По соц. сетям, кстати, давно какие-то картинки со списками гуляют про устаревшие прозвища жителей русских городов:

 

архангелогородцы – трескоеды, моржееды, шанёжники
астраханцы – чилимники, икорники
барнаульцы – чернотропы
белозёрцы – белозёрские снетки
белозёрцы, осташи, псковичи – ершееды
борисоглебцы – кислогнёздые (тамбовск.)
брянцы – куролесы
вельчане (г. Вельск) – смолокуры
владимирцы – каменщики, клюковники, стерлядники
вологжане – телятники, телята (архангельск.), толоконники, заспихи
воронежцы – долгопузики (астраханск.)
вятчане – слепороды, свистоплясы, колдЫки, хлыновские бояре, толоконники, Вани
галичане – галки набатные, овчинники
даниловцы – кошкодавы
ельчане (г. Елец) – сычужники
калужане, туляки – щегольники (щагольники)
каргопольцы – шипуны, жганая (жжёная) оглобля , чудь белоглазая, сыроеды, толоконники
кинешемцы и решемцы – суконники
кирилловцы – кашехлёбы
ковровцы – офени, коробейники, картавые (за офенский язык)
коломенцы – чернонёбые
костромичи – голодраные, острокопытники, тамойки
красноярцы – сомятники
кунгуряки – пиканники
кыштымцы (г. Кыштым) – гамаюны
мезенцы – сажееды
можайцы – поросятники
муромляне (муромцы) – святогоны, вертячие бобы, рогатые орехи, калачники
никольцы (г. Никольск) – векшееды
новгородцы – гущееды, долбёжники
няндомцы (г. Няндома) – мамоны
одоевцы – адуи
онежане – прохорята, Прохоровы дети
орловцы – безменщики, проломанные головы
осташи – сапожники, золотошвеи, волчьи объедки
пензяки, тамбовчане – толстопятые
переяславцы (заозёрцы) - обручники (полтавск.)
пермяки – солёные уши
пинежане, мезенцы – икотники
псковичи – скобари, капустники
псковичи, белорусы – мякинники
путивляне – горюны
роменцы – табачники (полтавск.)
ростовцы (ростовчане) – вислоухие, лапшееды, огородники, птичники, каплунники, каплуны
рязанцы – кособрюхие, косопузые, синебрюхие, синепузые
самарцы, саратовцы – горчичники
семёновцы (г. Семёнов Нижегор.) – заволжская кокура, баклушники, ложкари, ложка бурлацкая
сергачи, лукояновцы, ардатовцы (Нижегор.) – запьянские (затешские) неряхи, запьянщина, гречишные апятки
симбирцы – гробокрады, качанники
слобожане (г. Слободской) – жидокопы
смоляне – крупенники, мезговники (мезга – сосновая облонь, которую мешают в хлеб)
солигаличане – известняки, бревенники
суздальцы, владимирцы – богомазы
суздальцы – сальники
сызранцы – ухорезы
тамбовчане (тамбовцы) – молокане, волки
тверичи (тверитяне) – ряпушники
темниковцы – совятники
торопчане – табатеры
тотьмичи – кочанники, чулочницы
туляки – птицеловы
уржумцы (Киров.) – свиносады
устюжане (г. Великий Устюг) – рожечники, табачники, красноязыкие, черносеребреники, мазы, кулаки
хвалынцы – головорезы
холмогорцы – заугольники
чердынцы – щепоеды, сухомятники, колдуны, чёртовые знахари
черниговцы – каганцы
юрьевцы – китаешники
ялуторовцы – кошатники
ярославцы – чистоплюи, чистяки, красавцы, белотельцы, песенники, запевалы.
 


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг и daster

#27
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 377 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная
...по сообщению информаторов из Тербунского района Липецкой области, в селе Казинка ”живут цуканы, или суканы” — ”в старину здешний барин Штахов якобы менял крепостных на сук, — вероятно, отсюда и название”5.

 

Вот тут автор не прав. В южных диалектах люди могут вместо [ц] говорить [с]: кольсо, крыльсо.



#28
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Так автор указывает, что это народная этимология.


  • "Спасибо" сказали: lana

#29
Tora_sama

Tora_sama

    Искатель истока

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 319 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: ЗБ/Понтид/Лаппоид
  • Y-ДНК:E-FTB75628
  • мтДНК:H1b2g

Однодворческий костюм.

21f4808fa717.jpg

 
d91c1c05701e.jpg
 
a1731b43906f.jpg
 
c012120907ca.jpg
 
d8d8fd924611.jpg
 
8c58f08245fd.jpg
 
69e548248f43.jpg
 
ef731850159a.jpg


#30
Tora_sama

Tora_sama

    Искатель истока

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 319 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: ЗБ/Понтид/Лаппоид
  • Y-ДНК:E-FTB75628
  • мтДНК:H1b2g

Женщины однодворки в будничных костюмах. Воронежская губ. 1908 г.

480fc08f8b7e.png

  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей