Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Именины (день имени) в латышской традиции.


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
23 ответов в этой теме

#1
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
В латышском календаре, в отличие, например, от русского православного календаря, каждое имя имеет свой один единcтвенный день в году. День имени имеет довольно большое значение, я думаю большее чем в любой другой культуре.  Подобным образом день имени обозначен и в эстонком и скандинавских каленарях, но такой популярности празднование  значене дня имени не имеет места быть. Не все имена/дни в каленарях разных стран совпадают, но основные традиционные имена, кторые связаны с именами святых, которые были приурочены к прежним языческим календарным праздникам  образуют структуру и точки отсчёта этих календарей. Например - 23. апреля - Юргис, Юрис, Георгс, так называемые Юрги, в православном календаре день св. Георгия. Этот праздник наложился на языческий весенний праздник Усиня, патрона лошадей и имеет целый комплекс  традиций, обычаев, поверий и блюд. Это начало календарного хозяйственного крестьянского года. В теме подробнее буду описывать эти центральные языческие традиции и синкретические христианские имена и праздники связанные с нми. Сейчас только перечислю основные (структурные/скелетные) имена и даты. 24. июня - Янис (в календарях других народов - Ян, Иоган, Йохан и т.д.)  , Янов день - приурочен к празднику летнего солнцестояния. Тут надо отметить что языческие праздники праздновали несколько дней, само солнцестояние 21/22 июня. Так и с другими праздниками. 29. июня - Петерис (Пётр). 26. июля - Анна. 24. августа - Бертулис. 29. сентября - Микелис. 10.  ноября (в Скандинавии 11. ноября) - Мартин. 19. ноября - Лизе,  Лизбет (Елизавета). 25. ноября - Катрина. 26. ноября - Конрад. 30. ноября - Андрей, Андрис.  4. декабря - Барбара, Байба. 6. декабря - Нколай. 13. декабря - Луция. 18. декабря - Кристапс, Кристофер. 21. декабря - Томс. 24. декабря - Адам, Ева. 30. декабря - Давис (Давид), 31. декабря - Силверст. 17. января - Тенис (у скандинавов Антон/Тонни), 28. января - Карл, 5. февраля - Агате. 6. февраля - Дарта. 17. марта - Гертруда. 19. марта - Язепс (Иосиф). 21. марта - Бенедикт. 25. марта - Мара. Это основные праздники, которые совпадают во всей Северной Европе и наверное вообще в Европе и значимые дни, связаные раньше с языческими праздниками, по этим дням определяют будующее, гадают, прогнозируют погоду, события и т.п.  Совпадают (в календарях Северной Европы) и многие другие имена/даты, но многие и не совпадают и с большим или меньшим обоснованием занимают оставшиеся даты календаря.

  • "Спасибо" сказали: Ravnur

#2
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Оновные имена календаря празднуют в соответствие с устоявшимися традициями и языческим-христианским синкретизмом и кроме того это день имени конкретного человека, которое современные латыши отмечают, как день имени и обязательно поздравляют всех знакомых именниников с этим праздником. Этот праздник даже более популярен чем день рождения. День рождения, конечно, более индивидуальный праздник, но и более интимый, если не афишировать, то никто и не знает день рождения, а день имени знают все он в календаре и без приглашения может заявится любой знакомый или родственник. Сегодня, 13. апреля день моего имени.



#3
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Для сравнения календарь латышских имён: http://vardadiena.co...dars/LV/2018/4/
и календарь норвежских имён: https://no.wikipedia...rske_navnedager


#4
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

По моему мнению день имени  такую популярность и значимоть в Латвии, кроме других причин, возимел потому, что календари издавна были очень популярны у латышей, долгое время наряду c  Библией, календарь был второй единственной книгой в доме. Через календари к крестьянам обращались как проповедники, так и просвятители. Календарь был так же источником научно популярной и прочей лит-ры того времени, планёром хозяйственных работ, посевных, календарных обрядов, праздников, хроникой. Свою популярность календари сохранили и с появлением в семейной библиотеке и других книг, календари очень популярны и по сей день


  • "Спасибо" сказали: Vitold

#5
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
martinzime.png
Сегодня по европейскому и латышскому календарю имён Мартин. Это один из отсчётных пунктов календаря и календарный праздник. После Мартина землю трогать нельзя до весны, всё должно быть подготовленно к зиме. Выпас скота закончен. С днём Мартина связаны разные поверия и предсказания погоды, урожая. Важно на какой месяц (старый или новый) выпадает этот день. Праздник, конечно, уходящий корнями в язычество, но приурочен к св. Мартину епископу турскому (Tours) (336-401), древнейшему основателю монастыря в Галлиии. 
В праздник Мартина к столу подавали лепёшки, мёд, зимнее пиво, мясные блюда и, конечно, Мартиновского петуха. В нынешнее время вместо петуха чаще курица, утка, гусь (фаршированнный яблоками и квашеной капустой).
На Мартинов день нельзя было заниматься определёнными работами: чесать шерсть, прясть, вязать, ткать, ткаже - молоть муку. К дню Мартина заканчиваются "времена велисов" (время почетания умерших предков) и начинаются маскарады.
 
martindiena-gailis-49414005.jpg
 

  • "Спасибо" сказали: Eugene_rus

#6
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист
В праздник Мартина к столу подавали лепёшки, мёд, зимнее пиво, мясные блюда и, конечно, Мартиновского петуха. В нынешнее время вместо петуха чаще курица, утка, гусь (фаршированнный яблоками и квашеной капустой).

 

Интересно, но почему петух? У нас на Мартина везде традиционно гусь. Я думал, что везде так. Там и легенда соответствующая есть и часто гусь выступает в качестве символа. Есть предположение, что не каждый крестьянин мог себе позволить гуся (все шли на продажу или вовсе почему-то не было), но не могло же это быть настолько массовым, чтобы повлиять на традицию.

 

1c4e3fc4e75e0d9f9eea86555d73b91d.jpg

 

3072402_orig.jpg

 

St+Martin.jpg


  • "Спасибо" сказали: Skalagrim
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#7
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Интересно, но почему петух? У нас на Мартина везде традиционно гусь. Я думал, что везде так. Там и легенда соответствующая есть и часто гусь выступает в качестве символа. Есть предположение, что не каждый крестьянин мог себе позволить гуся (все шли на продажу или вовсе почему-то не было), но не могло же это быть настолько массовым, чтобы повлиять на традицию.

 

 

Традиция гуся пришла  из Германии, скорее всего в пору Реформации. Но сам праздник дохристианский и очевидно петух, как символ присутствовал ещё с языческих времён. Петух это не столько праздничное блюдо, сколько жертва. Петуха, желательно чёрного,  забивали в хлеву и кровью кропили стены, для плодородия скота. Не слышал что бы у балтов жертвенным животным выступал гусь.  Тут ещё кое-что: 
С патроном я немного напутал (хотя не противоречит)


#8
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

В Мартынов день предсказывали погоду: если Мартыновский гусь ходит по льду, то на Рождество он будет плавать (и наоборот, очевидно). Похоже что Рождество будет зимним



#9
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Традиция гуся пришла  из Германии, скорее всего в пору Реформации. Но сам праздник дохристианский и очевидно петух, как символ присутствовал ещё с языческих времён. Петух это не столько праздничное блюдо, сколько жертва.

 

Ясно, что праздник первоначально дохристианский, как и то что перед зимой везде традиционно забивали лишних животных и заготавливали мясо. Просто показалось странным, что немецкая (западноевропейская, западнохристианская) традиция у латышей закрепилась в меньшей степени, чем у белорусов римского обряда.

 

Петуха, желательно чёрного,  забивали в хлеву и кровью кропили стены, для плодородия скота.

 

На Мартина?

 

В Мартынов день предсказывали погоду: если Мартыновский гусь ходит по льду, то на Рождество он будет плавать (и наоборот, очевидно). Похоже что Рождество будет зимним

 

У нас тоже куча аналогичных гаданий есть, но тема о латышах поэтому не буду оффтопить :)


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#10
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Ясно, что праздник первоначально дохристианский, как и то что перед зимой везде традиционно забивали лишних животных и заготавливали мясо. Просто показалось странным, что немецкая (западноевропейская, западнохристианская) традиция у латышей закрепилась в меньшей степени, чем у белорусов римского обряда.

 

 

фактически все календарные праздники имеют мощную местую языческую основу, христианские надстройки вторичны. Если бы что то возникало на пустом месте, то, скорее , да, оно выглядело бы так, как было принесено. А так - синкретизм всегда.



#11
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

 

 

 

У нас тоже куча аналогичных гаданий есть, но тема о латышах поэтому не буду оффтопить :)

По приметам, регулярно можем писать народные прогнозы тут: https://www.balto-sl...?showtopic=5027



#12
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Сегодня Андреев день. (Andrejs, Andrievs, Andris)
В церковном календаре приурочен к апосталу Андрею. Тоже один из значимых дней отсчёта, хотя особым празднованием не отличался. Кое где в этот день ещё продолжали (заканчивали) потчевать ушедших предков. В эот день гадали и предсказывали погоду.
 
p.s. У норвежцев сегодня ANDREAS, ANDERS  


#13
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Сегодня по европейскому календарю (по латышскому тоже) Николай. В Евопе отмечают, знаю что в Польше довольно замметно. В Латвии ничего такого особенного.



#14
Санёк

Санёк

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 334 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия, Сочи
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Вероисповедание:православный

Хорошая традиция.
А есть ли у латышей склонность к нареканию именами, чтоб день имени и день рождения совпадали?
У меня, например, дед на "Николу зимнего" родился, Николаем и назвали. 



#15
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Хорошая традиция.
А есть ли у латышей склонность к нареканию именами, чтоб день имени и день рождения совпадали?
У меня, например, дед на "Николу зимнего" родился, Николаем и назвали. 

да, бывает такое, но стараются избегать. Дети потом обижаются, что два праздника в один день :) Но если имя задуманно и в роду такая традиция имени, то, раз родился  в этот день - то что поделаешь 



#16
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Lūcija,

Сегодня День святой Люсии.


 (швед. Lucia, фин. Lucia-neito, англ. Saint Lucia’s Day, чеш. Památka svaté Lucie, хорв. Dan Sv Lucije)
 
праздник, отмечаемый 13 декабря в католических и протестантских странах.
 
Считается, что название праздника связано с мученицей из Сиракуз — святой Люсией, ослеплённой и убитой за веру в Христа. Однако, существует легенда, что некая Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила, гулявшая по Земле в эту ночь, погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку и отрезали ей голову. Но даже после смерти её призрак стоял на скале с фонарёмь.
 
Швецию обычай наряжать Люсией маленькую девочку пришёл из Германии. Там в XVI—XVII веках, во времена запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Традиция не укоренилась в Германии, зато проникла в Швецию. В XVIII—XIX веках обычай установился на более ранний день святой Люсии, и главным героем вместо Иисуса стала именно она. В 1927 году было проведено первое шествие Люсии в столице — Стокгольме
 
В наши дни
 
Коронование Люсии в Швеции
В день святой Люсии в Стокгольме и Хельсинки проходит церемония выборов и коронации Люсии, которую наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего начинается торжественное карнавальное шествие ряженых детей. Шведская коронация проходит в национальном музее Скансен, а финская — в главном соборе Хельсинки. Наряд «королевы праздника» символичен: белое платье обозначает невинность и чистоту, красный пояс, которым оно подпоясано — мученическую смерть, венок — нимб, символ святости, а горящие свечи — свет.        В каждой школе также выбирают свою Люсию и устраивают праздники с пением традиционных гимнов.
 
 
Шафранные булочки
Праздничный стол
В Швеции этот праздник отмечается дома, где главную роль обычно исполняет младшая дочь в семье, которая угощает родителей, братьев и сестёр традиционными шафранными булочками и кофе. После этого песнями будят тех, кто ещё не встретил Люсию — и чаще всего это отец семейства.
 
Излюбленное блюдо — шафранные булочки с изюмом, имеющие форму восьмёрки со спиралевидными концами, которые запивают кофе, глинтвейном или даже рождественским пивом. Некоторые пьют юлмуст.
 
 
У славян
Чехи считают святую защитницей от ведьм. В Моравии считается, что для защиты от ведьм надо с этого дня и до Рождества сжигать в камине по одному полену. Особенно чтили праздник женщины и девушки: в этот день нельзя было стирать и прясть. В Валахии даже прялки убирали на чердак.
 
В хорватской Далмации и Славонии в этот день принято детям дарить подарки. На острове Зларин дети кладут носки под подушку перед сном, ожидая, что св. Люсия принесёт подарки. Непослушные дети в носке находят уголёк, дети, которые хорошо вели себя в прошедшем году, получают сушёный инжир, миндаль, грецкие орехи, яблоки или конфеты. В северо-западной Хорватии в этот день хозяйки пекут пресный кукурузный хлеб, который все члены семьи должны съесть, чтобы в хозяйстве всё ладилось и не болела скотина. В Джяково ряженая в белое «баба Лука» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать. С этим днём также связан обычай гадать.
 
В Польше в день св. Люции срезали в саду ветви яблони, ставили их в воду или втыкали в мокрый песок около печи. Если они расцветали до Рождества — это предвещало хороший урожай. Девушки срезали ветки вишни: в одних районах Польши расцветшая к рождеству ветка обещала девушке замужество, в других была как бы свидетельством её целомудрия
 

 

 

В Латвии праздновать начали в "шведские времена" с 17. века.  Синкретизма сязычеством нету. Праздник чисто церковный - выбирают одну девушку Люцию, кторая одевает горящую корону из свечей, другие девушки тоже в белых платьях с красными поясами, поют церковные песни в честь св. Люсии. В советское время праздник затух, но опять возобновился под влияием шведско-латвийских контактов.  В Скандинавии один из важных этапов адвенты - ожидания Рождества.



#17
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

https://www.namecale...sv#.XEtRSFxKjIU

 

Календарь именин для различных стран: 
беларускую български čeština dansk deutsch eesti ελληνικα english español français italiano latvijas lietuvos magyar македонски norsk polski português român русский slovenski slovenský српски suomalainen svenska türk україна


#18
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

 

Сегодня Андреев день. (Andrejs, Andrievs, Andris)
В церковном календаре приурочен к апосталу Андрею. Тоже один из значимых дней отсчёта, хотя особым празднованием не отличался. Кое где в этот день ещё продолжали (заканчивали) потчевать ушедших предков. В эот день гадали и предсказывали погоду.
 
p.s. У норвежцев сегодня ANDREAS, ANDERS  

 

Andrew’s day is on the 30th of November according to the Catholic calendar, but
according to the Orthodox and Old Believers’ calendar it is on the 13th of December,
one of the newest days of celebration, that gained its popularity with the strengthening
of the Christian traditions, by synthesizing folk and religious ritual elements. It must
be admitted, that in the current territory of Latgale this tradition manifest itself more
strongly (compared to other regions of Latvia), because:
1) Andrew’s day marks the end of the year and the beginning of Advent in Catholic
Church;
2)it might have been promoted by the fact, that Latgale was a part of Rzeczpospolita
(transition to the new calendar, Strengthening Catholicism);
3) the border area is characterized by a multi-ethnic composition and a mix of
traditions.
To show that Andrew’s day tradition is topical in border cultural space, there
will be described: firstly, prevalence of the person’s name, popularity, secondly,
interaction between Christian and folkloric elements, most often in the brachyology
layer, thirdly, the traditions of modern event in Rēzekne at Rēzekne Higher Education
Institution (additional passive meaning, that has arisen in the last 20 years).
Studying Kārlis Siliņš’ “Dictionary of person’s names”, we can get a number of
important facts on the prevalence of Andrew’s name in Latvia:
1) Andrew, from the Greek ἀνδρεῖος means ‘manly, brave’ and the first time in
Latvia it was mentioned in 1204 in the Livonian Chronicle;
2) Latgale is the place, where the first time there were mentioned variants of the
name Andrejs (Andrew), such as Andžejs (Ludza 1599), Andža, Andžs (Viļaka 1738),
Andrīvs (Višķi 1762);
3) in K. Siliņš’ dictionary there are given 47 variants or derivatives of the name
Andrew (Andrejs), which contain the root of the name Andrejs.
The statistics on persons’ names in Latvia and Lithuania slightly differs by
its criteria, but it is regularly collected and is available in the Central Statistical
Bureau data. In turn, the data collected by Russia is quite conditional and taken from
the project “Планета имен и фамилий” (“The planet of names and surnames”)
website, that since 2006 collects information on onomastic research studies, as well
as provides the reviews and, where possible, the analysis on the most popular names
Studying the origin, prevalence and popularity of the name Andrew (Andrejs),
there is a number of questions to be addressed to some research dedicated to
onomastics, but it is clear, that this person’s name is still the second most popular
name in Latvia (if to count together the names Andrejs and Andris), and the word
is given to newborns and has taken the 14th place by its popularity in Lithuania 
ARTICLES
123
(1991–2010), and still it is the most popular name in Slavic cultures.
Describing the concept of Andrew’s day in additional passive sense (church
calendar day), it must be reminded, that the change of the actual and passive role
has appeared in the relatively recent past. That is to say, until the Soviet occupation
(after the World War II) there were used Catholic calendars in Latgale.
Semantics of Christian Andrew’s day is associated with the worship of St Andrew.
St Andrew is the first of the 12 disciples of Christ (New Testament 1877: 101), a
follower of John the Baptist. According to religious sources, in the year 67 on the
30th of November he was martyred on oblique (X type) cross, now commonly known
as St Andrew’s cross.
In Ukrainian folklore there can also be found clear indications of the fact, that
such celebration existed until the day of Saint Andrew: “one of the most poetic
and unique winter holidays is Калита [Kalita] festival (from “Kalendo”). In the
past it was also celebrated on the 11th or 14th of December, but later the tradition
to link it with Andrew’s day has become more common [13th of December – I. Š.]”
(Cкуратiвский 1995: 248–249).
If to compare the evidence, which has remained in Baltic and Slavic folklore,
then the ritual of preparing food and eating (also fortune telling) is different and
has remained in Ukrainian folklore tradition. It must be mentioned, that herbal
magic indications have remained fragmentary in Belarusian folklore. We are talking
about a plant speedwell (Veronica officinalis), that was kept by young ladies as it is
Andrew’s plant, which allows to keep the chosen person beside (Арцeменка 2013).
Magical rituals are quite common:
1) deciding fate, divination of the chosen young man (uncommon – young lady),
prediction of marriage, success–failure, next year forecasting;
2) the household magic, that is connected with weather observations, particularly
water listening ritual.
In conclusion it must be emphasized, that the magic of Andrew’s day, that was used
to predict winter and future, has more remained in Slavic folklore traditions, which
certainly contributed to the worship of Saint Andrew preached by Orthodoxy, but it
was not so signific

 

 



#19
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 819 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Rīga
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: нордид
  • Y-ДНК:R-M417
  • мтДНК:HV
  • Вероисповедание:православный, лютеранин, католик

Именины в Латвии. Календарь. http://www.tamada.lv/iyul.html



#20
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
не знаю что у кого отображается по ссылке на ФБ https://www.facebook...601029943289469
к сожалению на ютубе не нашёлэтого видео
Человек, один свихнувшийся русскоязычный бывший спортивный журналист знает наизусть весь календарь латышского календаря именин


#21
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Вы можете вставлять видео прямо сюда через специальный тег:

 


  • "Спасибо" сказали: Skalagrim
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#22
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Не может быть! Это не каноническое имя. Его придумал поэт Жуковский. Ну все равно спасибо!

 

Календарь латышских имён в своём скелете имеет то что вы называете каноническими именами. Правилнее это назвать календарными астрономическими именами. Т.е. это те имена с которыми в латышской энографии и/или в общеевропейской связывают имена выпадающие на солвцевороты и другие астрономихеские и сезонные события. На это накладывается некоторые бибилейские или исторические приурочинея святых и т.п. И мы имеем стабильный каркас, который во многом совпадает у всех европейских народов. Со временем этот каркас оброс другими латышскими и распространёнными в Латвии именами. Они заполняли как свободные дни, так и добалялись к уже закрепившимся именам. Иногда конкретный выбранный день имел какое либо значение (событие, праздник, вариация одного имени), а иногда имена добовляли произвольно. Новые имена в календарь добавляли и добовляют по мере их укоренения у населения. В календаре много и русских и/или международных имён, которые  больше характерны для русскоязычных Латвии, чем для латышей. Особенно много таких имён добавилось в советское время, но были они и в старых календарях и в межвоенное время. Не знаю по какому принципу добавлают эти имена, наверное - прежде всего такие, которые популярны у местного населения, в том числе и у латышей.  
Конкретно имя Лана всречается и у латышей. Это имя популярно в Латвии в том числе благодаря жене Раимонда Паулса - Светлане, которую звали просто Лана. Она , на сколько я знаю, была украинка. Умерла в этом году 4. августа. Она была "тихой музой" маэстро и в своё время вытащила мужа из алкоголизма. В Латвии её уважали. 


#23
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Сегодня, кстати, такой "канонический" день имени - Микель (Микелис)
 
Miķeļi

Микели.
Микели (латыш. Miķeļi, Miķeļdiena) — праздник латышского осеннего солнцестояния и плодородной части года.
В латышском фольклоре Микелисом называют доброго и богатого человека, а также отца хлеба, который ассоциируется с приходом осеннего урожая. Согласно старому календарю, этот праздник отмечался примерно во время осеннего солнцестояния (около 21—23 сентября), когда длина ночи равна длине дня. В наши дни Микели приходятся на 29 сентября.
В латышском языке праздник называется apjumības или appļāvības, потому что это последний день, когда жнут зерно. Наиболее характерным языческим ритуалом была ловля Юмиса, с помощью которого крестьяне обеспечивали плодородие урожая в ближайшие годы. Бор также считался жилищем Микелиса, что выражало его заботу о сборе лесных богатств,
 
Праздничные традиции
 
Жатва
 
Согласно древним земледельческим поверьям, в зерне жило божество плодородия Юмис, и только тот земледелец, в чьем зерне обитал Юмис, выращивал хороший хлеб. Поэтому нужно было оставлять немного зерна, чтобы Юмис чувствовал себя лучше, и не оставлять поля навсегда, потому что если хоть раз поле оставалось без комка зерна, Юмису становилось плохо, и он не возвращался.
 
Когда семья торжественно отправлялась жать последнюю крошку на Микели, все жнецы жали со всех сторон к середине крошки, где оставался небольшой пучок зерна. Его завязывали узлом и использовали в магических целях, веря, что в нем спрятан Юмис. Иногда пучок завязывали в полог, а землю копали у корней Юмиса, и всех червей и насекомых под последним пучком называли Юмис. Если насекомые, появившиеся при раскопках, поспешно убегали обратно, это означало, что впереди их ждут хорошие дела. Точно так же мыши, лягушки и другие существа, сбежавшие в последнюю связку, считались Юмисами.
 
Ритуалы жертвоприношения
 
Поскольку на Микели начинается сезон жатвы, крестьяне приносили в жертву воск, масло, хлеб, сыр, мясо, шерсть и деньги. Уже в 1570 году в "Книге церковных законов Курляндского герцогства" говорилось, что духовенство должно следить за тем, чтобы латышские крестьяне не практиковали душегубство с Микели дня до Дня всех святых. Также запрещались воск, свечи, шерсть, курица, яйца, масло и т.д. На Микели, как и в день Святого Георгия, повторялось жертвоприношение петуха и обмазывание двери хлева кровью, чтобы в хлев не проникли злые духи, а только Святой Микелис.
 
Заветы и брак
 
Во время ловли Юмиса незамужние дочери наблюдали за насекомыми, которые олицетворяли плодородие природы. Если найденное насекомое было красивым, говорили дочери, что и мужья у них будут красивые. Микели было последним временем, когда избранную дочь можно было выдать замуж и обручить. После Микели свадьбу откладывали на другой год
 
Микели в традициях других народов
 
В средневековой католической традиции архангел Михаил был покровителем воинов. День Михаила (Михаэля) отмечался в основном в Северной Европе, немцы называют его Michaelis или Michaeli, англичане Michaelmas, шведы Mickelsmäss, датчане Mikkelsdag, финны Mikkelinpäivä и эстонцы Mihklipäev.
 
Со времен Средневековья до XVIII века этот праздник служил крайним сроком уплаты налогов и арендных платежей. Традиционным праздничным блюдом в этот день был жареный гусь.

 

 

https://ru.wikipedia...Микели_(Латвия)

 

https://lv.wikipedia...org/wiki/Miķeļi

 

https://en.wikipedia...org/wiki/Miķeļi

 

29e988c2d8c008257d72aa54bb8d7f6570.jpg

 

Jumis.JPG

 

https://www.google.c...bih=563&dpr=1.1

 

Юмис (латыш. Jumis «сросшийся плод», «колос-двойчатка») — в латышской мифологии дух или бог зерна, божество урожая. Изображение Юмиса стало символом плодородия

https://lv.wikipedia.org/wiki/Jumis



#24
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

В календаре сегодня, как вариации имени Miķelis, Miks, Mikus, Mihails (т.е. Михаил)




Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей