Войти Создать учётную запись

Именины (день имени) в латышской традиции.
#1
Опубликовано 13 Апрель 2017 - 21:12

- "Спасибо" сказали: Ravnur
#2
Опубликовано 13 Апрель 2017 - 21:19

Оновные имена календаря празднуют в соответствие с устоявшимися традициями и языческим-христианским синкретизмом и кроме того это день имени конкретного человека, которое современные латыши отмечают, как день имени и обязательно поздравляют всех знакомых именниников с этим праздником. Этот праздник даже более популярен чем день рождения. День рождения, конечно, более индивидуальный праздник, но и более интимый, если не афишировать, то никто и не знает день рождения, а день имени знают все он в календаре и без приглашения может заявится любой знакомый или родственник. Сегодня, 13. апреля день моего имени.
#3
Опубликовано 13 Апрель 2017 - 21:21

#4
Опубликовано 13 Апрель 2017 - 21:33

По моему мнению день имени такую популярность и значимоть в Латвии, кроме других причин, возимел потому, что календари издавна были очень популярны у латышей, долгое время наряду c Библией, календарь был второй единственной книгой в доме. Через календари к крестьянам обращались как проповедники, так и просвятители. Календарь был так же источником научно популярной и прочей лит-ры того времени, планёром хозяйственных работ, посевных, календарных обрядов, праздников, хроникой. Свою популярность календари сохранили и с появлением в семейной библиотеке и других книг, календари очень популярны и по сей день
- "Спасибо" сказали: Vitold
#5
Опубликовано 10 Ноябрь 2017 - 20:00



- "Спасибо" сказали: Eugene_rus
#6
Опубликовано 11 Ноябрь 2017 - 02:02

В праздник Мартина к столу подавали лепёшки, мёд, зимнее пиво, мясные блюда и, конечно, Мартиновского петуха. В нынешнее время вместо петуха чаще курица, утка, гусь (фаршированнный яблоками и квашеной капустой).
Интересно, но почему петух? У нас на Мартина везде традиционно гусь. Я думал, что везде так. Там и легенда соответствующая есть и часто гусь выступает в качестве символа. Есть предположение, что не каждый крестьянин мог себе позволить гуся (все шли на продажу или вовсе почему-то не было), но не могло же это быть настолько массовым, чтобы повлиять на традицию.
- "Спасибо" сказали: Skalagrim
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
#7
Опубликовано 11 Ноябрь 2017 - 13:43

Интересно, но почему петух? У нас на Мартина везде традиционно гусь. Я думал, что везде так. Там и легенда соответствующая есть и часто гусь выступает в качестве символа. Есть предположение, что не каждый крестьянин мог себе позволить гуся (все шли на продажу или вовсе почему-то не было), но не могло же это быть настолько массовым, чтобы повлиять на традицию.
#9
Опубликовано 11 Ноябрь 2017 - 19:42

Традиция гуся пришла из Германии, скорее всего в пору Реформации. Но сам праздник дохристианский и очевидно петух, как символ присутствовал ещё с языческих времён. Петух это не столько праздничное блюдо, сколько жертва.
Ясно, что праздник первоначально дохристианский, как и то что перед зимой везде традиционно забивали лишних животных и заготавливали мясо. Просто показалось странным, что немецкая (западноевропейская, западнохристианская) традиция у латышей закрепилась в меньшей степени, чем у белорусов римского обряда.
Петуха, желательно чёрного, забивали в хлеву и кровью кропили стены, для плодородия скота.
На Мартина?
В Мартынов день предсказывали погоду: если Мартыновский гусь ходит по льду, то на Рождество он будет плавать (и наоборот, очевидно). Похоже что Рождество будет зимним
У нас тоже куча аналогичных гаданий есть, но тема о латышах поэтому не буду оффтопить
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
#10
Опубликовано 11 Ноябрь 2017 - 19:50

Ясно, что праздник первоначально дохристианский, как и то что перед зимой везде традиционно забивали лишних животных и заготавливали мясо. Просто показалось странным, что немецкая (западноевропейская, западнохристианская) традиция у латышей закрепилась в меньшей степени, чем у белорусов римского обряда.
фактически все календарные праздники имеют мощную местую языческую основу, христианские надстройки вторичны. Если бы что то возникало на пустом месте, то, скорее , да, оно выглядело бы так, как было принесено. А так - синкретизм всегда.
#11
Опубликовано 12 Ноябрь 2017 - 10:44

У нас тоже куча аналогичных гаданий есть, но тема о латышах поэтому не буду оффтопить
По приметам, регулярно можем писать народные прогнозы тут: https://www.balto-sl...?showtopic=5027
#12
Опубликовано 30 Ноябрь 2017 - 14:04

#15
Опубликовано 08 Декабрь 2017 - 14:57

Хорошая традиция.
А есть ли у латышей склонность к нареканию именами, чтоб день имени и день рождения совпадали?
У меня, например, дед на "Николу зимнего" родился, Николаем и назвали.
да, бывает такое, но стараются избегать. Дети потом обижаются, что два праздника в один день Но если имя задуманно и в роду такая традиция имени, то, раз родился в этот день - то что поделаешь
#16
Опубликовано 13 Декабрь 2017 - 11:57

Lūcija,
(швед. Lucia, фин. Lucia-neito, англ. Saint Lucia’s Day, чеш. Památka svaté Lucie, хорв. Dan Sv Lucije)праздник, отмечаемый 13 декабря в католических и протестантских странах.Считается, что название праздника связано с мученицей из Сиракуз — святой Люсией, ослеплённой и убитой за веру в Христа. Однако, существует легенда, что некая Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила, гулявшая по Земле в эту ночь, погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку и отрезали ей голову. Но даже после смерти её призрак стоял на скале с фонарёмь.Швецию обычай наряжать Люсией маленькую девочку пришёл из Германии. Там в XVI—XVII веках, во времена запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Традиция не укоренилась в Германии, зато проникла в Швецию. В XVIII—XIX веках обычай установился на более ранний день святой Люсии, и главным героем вместо Иисуса стала именно она. В 1927 году было проведено первое шествие Люсии в столице — СтокгольмеВ наши дниКоронование Люсии в ШвецииВ день святой Люсии в Стокгольме и Хельсинки проходит церемония выборов и коронации Люсии, которую наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего начинается торжественное карнавальное шествие ряженых детей. Шведская коронация проходит в национальном музее Скансен, а финская — в главном соборе Хельсинки. Наряд «королевы праздника» символичен: белое платье обозначает невинность и чистоту, красный пояс, которым оно подпоясано — мученическую смерть, венок — нимб, символ святости, а горящие свечи — свет. В каждой школе также выбирают свою Люсию и устраивают праздники с пением традиционных гимнов.Шафранные булочкиПраздничный столВ Швеции этот праздник отмечается дома, где главную роль обычно исполняет младшая дочь в семье, которая угощает родителей, братьев и сестёр традиционными шафранными булочками и кофе. После этого песнями будят тех, кто ещё не встретил Люсию — и чаще всего это отец семейства.Излюбленное блюдо — шафранные булочки с изюмом, имеющие форму восьмёрки со спиралевидными концами, которые запивают кофе, глинтвейном или даже рождественским пивом. Некоторые пьют юлмуст.У славянЧехи считают святую защитницей от ведьм. В Моравии считается, что для защиты от ведьм надо с этого дня и до Рождества сжигать в камине по одному полену. Особенно чтили праздник женщины и девушки: в этот день нельзя было стирать и прясть. В Валахии даже прялки убирали на чердак.В хорватской Далмации и Славонии в этот день принято детям дарить подарки. На острове Зларин дети кладут носки под подушку перед сном, ожидая, что св. Люсия принесёт подарки. Непослушные дети в носке находят уголёк, дети, которые хорошо вели себя в прошедшем году, получают сушёный инжир, миндаль, грецкие орехи, яблоки или конфеты. В северо-западной Хорватии в этот день хозяйки пекут пресный кукурузный хлеб, который все члены семьи должны съесть, чтобы в хозяйстве всё ладилось и не болела скотина. В Джяково ряженая в белое «баба Лука» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать. С этим днём также связан обычай гадать.В Польше в день св. Люции срезали в саду ветви яблони, ставили их в воду или втыкали в мокрый песок около печи. Если они расцветали до Рождества — это предвещало хороший урожай. Девушки срезали ветки вишни: в одних районах Польши расцветшая к рождеству ветка обещала девушке замужество, в других была как бы свидетельством её целомудрия
В Латвии праздновать начали в "шведские времена" с 17. века. Синкретизма сязычеством нету. Праздник чисто церковный - выбирают одну девушку Люцию, кторая одевает горящую корону из свечей, другие девушки тоже в белых платьях с красными поясами, поют церковные песни в честь св. Люсии. В советское время праздник затух, но опять возобновился под влияием шведско-латвийских контактов. В Скандинавии один из важных этапов адвенты - ожидания Рождества.
#17
Опубликовано 25 Январь 2019 - 18:15

https://www.namecale...sv#.XEtRSFxKjIU
#18
Опубликовано 30 Ноябрь 2020 - 13:46

Сегодня Андреев день. (Andrejs, Andrievs, Andris)В церковном календаре приурочен к апосталу Андрею. Тоже один из значимых дней отсчёта, хотя особым празднованием не отличался. Кое где в этот день ещё продолжали (заканчивали) потчевать ушедших предков. В эот день гадали и предсказывали погоду.p.s. У норвежцев сегодня ANDREAS, ANDERS
Andrew’s day is on the 30th of November according to the Catholic calendar, butaccording to the Orthodox and Old Believers’ calendar it is on the 13th of December,one of the newest days of celebration, that gained its popularity with the strengtheningof the Christian traditions, by synthesizing folk and religious ritual elements. It mustbe admitted, that in the current territory of Latgale this tradition manifest itself morestrongly (compared to other regions of Latvia), because:1) Andrew’s day marks the end of the year and the beginning of Advent in CatholicChurch;2)it might have been promoted by the fact, that Latgale was a part of Rzeczpospolita(transition to the new calendar, Strengthening Catholicism);3) the border area is characterized by a multi-ethnic composition and a mix oftraditions.To show that Andrew’s day tradition is topical in border cultural space, therewill be described: firstly, prevalence of the person’s name, popularity, secondly,interaction between Christian and folkloric elements, most often in the brachyologylayer, thirdly, the traditions of modern event in Rēzekne at Rēzekne Higher EducationInstitution (additional passive meaning, that has arisen in the last 20 years).Studying Kārlis Siliņš’ “Dictionary of person’s names”, we can get a number ofimportant facts on the prevalence of Andrew’s name in Latvia:1) Andrew, from the Greek ἀνδρεῖος means ‘manly, brave’ and the first time inLatvia it was mentioned in 1204 in the Livonian Chronicle;2) Latgale is the place, where the first time there were mentioned variants of thename Andrejs (Andrew), such as Andžejs (Ludza 1599), Andža, Andžs (Viļaka 1738),Andrīvs (Višķi 1762);3) in K. Siliņš’ dictionary there are given 47 variants or derivatives of the nameAndrew (Andrejs), which contain the root of the name Andrejs.The statistics on persons’ names in Latvia and Lithuania slightly differs byits criteria, but it is regularly collected and is available in the Central StatisticalBureau data. In turn, the data collected by Russia is quite conditional and taken fromthe project “Планета имен и фамилий” (“The planet of names and surnames”)website, that since 2006 collects information on onomastic research studies, as wellas provides the reviews and, where possible, the analysis on the most popular namesStudying the origin, prevalence and popularity of the name Andrew (Andrejs),there is a number of questions to be addressed to some research dedicated toonomastics, but it is clear, that this person’s name is still the second most popularname in Latvia (if to count together the names Andrejs and Andris), and the wordis given to newborns and has taken the 14th place by its popularity in LithuaniaARTICLES123(1991–2010), and still it is the most popular name in Slavic cultures.Describing the concept of Andrew’s day in additional passive sense (churchcalendar day), it must be reminded, that the change of the actual and passive rolehas appeared in the relatively recent past. That is to say, until the Soviet occupation(after the World War II) there were used Catholic calendars in Latgale.Semantics of Christian Andrew’s day is associated with the worship of St Andrew.St Andrew is the first of the 12 disciples of Christ (New Testament 1877: 101), afollower of John the Baptist. According to religious sources, in the year 67 on the30th of November he was martyred on oblique (X type) cross, now commonly knownas St Andrew’s cross.In Ukrainian folklore there can also be found clear indications of the fact, thatsuch celebration existed until the day of Saint Andrew: “one of the most poeticand unique winter holidays is Калита [Kalita] festival (from “Kalendo”). In thepast it was also celebrated on the 11th or 14th of December, but later the traditionto link it with Andrew’s day has become more common [13th of December – I. Š.]”(Cкуратiвский 1995: 248–249).If to compare the evidence, which has remained in Baltic and Slavic folklore,then the ritual of preparing food and eating (also fortune telling) is different andhas remained in Ukrainian folklore tradition. It must be mentioned, that herbalmagic indications have remained fragmentary in Belarusian folklore. We are talkingabout a plant speedwell (Veronica officinalis), that was kept by young ladies as it isAndrew’s plant, which allows to keep the chosen person beside (Арцeменка 2013).Magical rituals are quite common:1) deciding fate, divination of the chosen young man (uncommon – young lady),prediction of marriage, success–failure, next year forecasting;2) the household magic, that is connected with weather observations, particularlywater listening ritual.In conclusion it must be emphasized, that the magic of Andrew’s day, that was usedto predict winter and future, has more remained in Slavic folklore traditions, whichcertainly contributed to the worship of Saint Andrew preached by Orthodoxy, but itwas not so signific
#19
Опубликовано 01 Декабрь 2020 - 05:38

#20
Опубликовано 03 Декабрь 2020 - 22:49

#22
Опубликовано 29 Сентябрь 2023 - 09:00

Не может быть! Это не каноническое имя. Его придумал поэт Жуковский. Ну все равно спасибо!
#23
Опубликовано 29 Сентябрь 2023 - 09:15

Микели.Микели (латыш. Miķeļi, Miķeļdiena) — праздник латышского осеннего солнцестояния и плодородной части года.В латышском фольклоре Микелисом называют доброго и богатого человека, а также отца хлеба, который ассоциируется с приходом осеннего урожая. Согласно старому календарю, этот праздник отмечался примерно во время осеннего солнцестояния (около 21—23 сентября), когда длина ночи равна длине дня. В наши дни Микели приходятся на 29 сентября.В латышском языке праздник называется apjumības или appļāvības, потому что это последний день, когда жнут зерно. Наиболее характерным языческим ритуалом была ловля Юмиса, с помощью которого крестьяне обеспечивали плодородие урожая в ближайшие годы. Бор также считался жилищем Микелиса, что выражало его заботу о сборе лесных богатств,Праздничные традицииЖатваСогласно древним земледельческим поверьям, в зерне жило божество плодородия Юмис, и только тот земледелец, в чьем зерне обитал Юмис, выращивал хороший хлеб. Поэтому нужно было оставлять немного зерна, чтобы Юмис чувствовал себя лучше, и не оставлять поля навсегда, потому что если хоть раз поле оставалось без комка зерна, Юмису становилось плохо, и он не возвращался.Когда семья торжественно отправлялась жать последнюю крошку на Микели, все жнецы жали со всех сторон к середине крошки, где оставался небольшой пучок зерна. Его завязывали узлом и использовали в магических целях, веря, что в нем спрятан Юмис. Иногда пучок завязывали в полог, а землю копали у корней Юмиса, и всех червей и насекомых под последним пучком называли Юмис. Если насекомые, появившиеся при раскопках, поспешно убегали обратно, это означало, что впереди их ждут хорошие дела. Точно так же мыши, лягушки и другие существа, сбежавшие в последнюю связку, считались Юмисами.Ритуалы жертвоприношенияПоскольку на Микели начинается сезон жатвы, крестьяне приносили в жертву воск, масло, хлеб, сыр, мясо, шерсть и деньги. Уже в 1570 году в "Книге церковных законов Курляндского герцогства" говорилось, что духовенство должно следить за тем, чтобы латышские крестьяне не практиковали душегубство с Микели дня до Дня всех святых. Также запрещались воск, свечи, шерсть, курица, яйца, масло и т.д. На Микели, как и в день Святого Георгия, повторялось жертвоприношение петуха и обмазывание двери хлева кровью, чтобы в хлев не проникли злые духи, а только Святой Микелис.Заветы и бракВо время ловли Юмиса незамужние дочери наблюдали за насекомыми, которые олицетворяли плодородие природы. Если найденное насекомое было красивым, говорили дочери, что и мужья у них будут красивые. Микели было последним временем, когда избранную дочь можно было выдать замуж и обручить. После Микели свадьбу откладывали на другой годМикели в традициях других народовВ средневековой католической традиции архангел Михаил был покровителем воинов. День Михаила (Михаэля) отмечался в основном в Северной Европе, немцы называют его Michaelis или Michaeli, англичане Michaelmas, шведы Mickelsmäss, датчане Mikkelsdag, финны Mikkelinpäivä и эстонцы Mihklipäev.Со времен Средневековья до XVIII века этот праздник служил крайним сроком уплаты налогов и арендных платежей. Традиционным праздничным блюдом в этот день был жареный гусь.
https://ru.wikipedia...Микели_(Латвия)
https://lv.wikipedia...org/wiki/Miķeļi
https://en.wikipedia...org/wiki/Miķeļi
https://www.google.c...bih=563&dpr=1.1
Юмис (латыш. Jumis «сросшийся плод», «колос-двойчатка») — в латышской мифологии дух или бог зерна, божество урожая. Изображение Юмиса стало символом плодородия
https://lv.wikipedia.org/wiki/Jumis
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей