"Этнический стиль
Многие рисунки, стили, популярные у наших предков, по сей день дают пищу для фантазии мастерам тату. А не так давно в моду вошли практически первозданные «этнические» рисунки. Точные повторения, конечно, встречаются редко. Уж слишком просты мотивы и композиции. А вот стилизация привлекательна для многих людей, решивших украсить свое тело. Мастера современной татуировки умело совмещают стиль и идею древних народов с современной модой.
Одним из самых интересных направлений в этнической татуировке считаются скифские. Образцы истинных кожных рисунков скифов были найдены во время раскопок группы Пазырыкских курганов на Горном Алтае. Именно оттуда археологи извлекли на свет набальзамированное тело скифского вождя, сплошь покрытое замысловатыми сюжетами. Изображения покрывали грудь, спину, обе руки и обе голени. Время погребения приблизительно V - VI век до н.э. Проанализировав экземпляр, ученые пришли к выводу, что татуировка была выполнена путем накалывания. Для татуировок скифы использовали все тот же, известный во всем мире по золотым украшениям, звериный стиль. Тело изображавшихся животных древний художник делил на две части. Задняя, абсолютно простая, выполнялась схематично. Передняя же была богато украшена замысловатым орнаментом, и представляла зверя как мифологическое существо огромных размеров и такой же силы.
К этой группе можно отнести и элементы татуировки папуасов Новой Гвинеи, других племен Индонезии и Австралии. Хотя сам вид не так сильно распространен, на телах можно увидеть лишь его отдельные элементы. Татуировка папуасов может быть потому интересна, что она редко носила мистический, глубинный смысл, а еще чаще указывала на социальное положение члена племени. В основном рисунок наносили на тело женщин, статус и занятия которых были более постоянными. Мужчины предпочитали временную раскраску. Характерные черты этого вида – простые геометрические фигуры, объединенные в незамысловатые рисунки. Своеобразие стиля отличал и метод татуирования: кожа надрезалась, и в свежий разрез втиралось красящее вещество, обычно сажа.
Кельтская
Кельтский стиль в разное время подвергался большому влиянию различных культур и видоизменялся. Изначально он состоял только из растительных мотивов: хитросплетенных веточек, листочков и цветов. Позже в него были включены животные, причем настолько гармонично, что стали неотъемлемой его частью.
Огромное количество дошедших до наших дней элементов, стилизованных предметов быта, сказок говорят о родстве стиля с византийской, славянской татуировкой. Однако, стоит сопоставить древнюю кельтскую космогонию с растительной своей основой и уж тем более «звериным» мотивами, - обнаружим ряд нестыковок. Причина даже не в инородных деталях, а сменах их преобладания. Так называемая «плетенка» была известна на всей территории Евразии с древних времен, но кельтский культурный ареал всегда держался особняком благодаря своим особенным «древесным» предпочтениям, что и проявилось в неповторимых элементах – узлах и плетениях. Но откуда же среди всей этой флоры взялись звериные морды? Уж не с той ли поры, когда встретились скифы и кельты в полной боевой раскраске? В то же время на исторической арене с сольными номерами выступала прослойка из готских и славянских племен. Индоарийские викинги, осевшие на севере Франции, впитали, как губка, местные обычаи и спустя некоторое время к кельтскому творчеству примешался романский стиль. Вот и, поди, разберись, - чего здесь и сколько чужого? Впрочем, один из мастеров пояснил: никто и сейчас толком не может доказать, что у кельтских племен были «фирменные» татуировки, скорее, - это смешение нескольких схожих стилей, в том числе и византийского, получивших одно емкое название – кельтский стиль. Византийский же, в свою очередь, перекликается со славянским. И неизвестно еще, кто у кого больше перенял…
Slovenian (славянский стиль)
Современный славянский этнический стиль, как и скифский, находится в стадии формирования, но то, что люди им интересуются, уже не маловажно. Бытует мнение, что в своем традиционном виде татуировка у славян наблюдается лишь в определенных частях Югославии. Его трудно оспорить, поскольку делались неоднократные попытки проверить это в других славянских регионах. В конце Х I Х столетия татуировки встречались в основном среди населения католического вероисповедания. Практически у каждой взрослой девушки или замужней женщины были изображения гирлянд, веточек, орнаментальных крестов на груди, плечах, ладонях, вплоть кончиков пальцев, реже – на лбу. Мужчины-католики татуировок нее сторонились, но шли на эту процедуру гораздо реже. Охотнее всего, подставляя плечи и предплечья под изображение крестов. Однако крест – не единственный мотив, были еще татуировки в форме сердца, короны, якоря либо инициалов, что свидетельствовало о светском происхождении их носителя. У католического населения Сербии и Герцеговины конца прошлого столетия татуировки встречались так же часто, как и сам нательный крест. А поощряли этот обычай католические ксендзы, желавшие предотвратить переход прихожан в ислам. Ведь Босния в те времена была провинцией Османской империи, и большая часть населения перенимала религию и язык турок. Только не стираемый крест на теле, запрещенный в исламе как символ христианства, удерживал босниек в лоне католической церкви.
Моду на татуировку в среде европейской аристократии ввел Эдуард VII , в то время, когда он еще был наследным принцем Уэльским. Будучи с неофициальным визитом в Японии, он посетил известного татуировщика Хори Чийо, чтобы нанести на свою королевскую персону рисунок дракона, символ веры и власти.
Как только сенсация стала известна, его примеру последовали принцы, лорды, светские дамы и не желавшие отставать нувориши. Среди тех, кто не миновал этой эпидемии татуировки, были русские великие князья Алексей и Константин, австрийские эрцгерцоги, королевская чета Греции, король Дании, Швеции, Норвегии.
В числе поклонников тату оказался последний русский император Николай II . Во время путешествия по Востоку он сделал себе несколько татуировок и больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя – Саша. Даже мать будущего премьера Уинстона Черчилля, леди Рэндольф Черчилль, не удержалась, чтобы не сделать на запястье узкий браслет.
Русский стиль
Древнее население Восточной Европы оставило нам в наследство скромные свидетельства эпохи Неолита – статуэтки, символы плодородия, расписанные орнаментами. В основе этих незатейливых узоров лежат крестообразные и ромбические фигуры, спирали, точки и запятые. Отчасти это повторяет особенности этнического стиля. Западная же часть славянского населения черпала вдохновение из другого источника – в православных рукописях и книгах, обрамленных тоже своеобразной каймой утонченной графики. Вот они-то и положили, по-видимому, начало этой разновидности тату.
Русский стиль еще только-только начал пробивать себе дорогу, выделяясь смесью мотивов русских сказок, Палеха, Гжели, стилизованной книжной графики Билибина и братьев Васнецовых. В последнее время в каталогах российских тату салонов появляются сюжеты, навеянные былинным эпосом художника Васильева. Насколько велика погрешность при перенесении рисунка на тело – вопрос другой , но важно уже одно то, что мы пытаемся копаться в собственной, а не чужой истории.
Словно нанизанный на древнеславянский стержень, этот стиль еще даже не обрел окончательного названия, татуировщики до сих пор спорят зваться ему русским или российским. Впрочем, как и художественной формы – неизвестно пока, чего в нем больше, скифских звериных оскалов. Алтайских орнаментов одежды или элементов традиционной русской графики конца XIX столетия, характерной для славянского былинного фольклора. Но поскольку негативное толкование со стороны «здоровой» половины общества неизбежно, то явно, что никто не станет искать здесь особые исторические корни, а, скорее всего, высветят уголовно-криминальную подоплеку. Впрочем, пока этого не случилось. И у нас еще есть шанс найти сторонников нового направления, особенно ценного для патриотически-настроенных слоев."