Часто упрощенно понимают курган как могилу. Однако для исследователей он является целым кладезем различной информации, этаким многокомпонентным источником о жизни древних народов. Курган как погребальное сооружение дает информацию не только о материальной культуре и технических возможностях. Курганная насыпь отражала представления древнейших скотоводов о структуре мира, а также загробном царстве. Еще одной функцией, которой обладали древнейшие курганы, является сакральная, что позволяет судить о характере религиозного культа древнейших скотоводов. Кроме того, благодаря этим памятникам становится известен уровень таких специальных познаний, как астрономические, которые были непосредственно связаны со знанием календаря и календарных дат. О них и пойдет речь.
В рамках этой астрономической функции курган предстает как святилище-обсерватория. Постараюсь это кратко проиллюстрировать на примере курганов бронзового века. Известно, что древние производили наблюдения за светилами. Для этого они могли использовать удобные для них условия. В открытой плоской степи циклические изменения светил на небосводе служили для скотоводов своеобразными стрелками, позволяющими измерять время, отмечать ключевые даты года и наблюдать более продолжительные периодические изменения условий видимости Луны и звездного неба. Интересно, что и древнейшие курганы дают данные о познаниях древних скотоводов в астрономии. Для иллюстрации этого утверждения, можно обратиться к курганам энеолитической эпохи.
Так, например, В Северном Приазовье А.К. Кирилловым изучены археоастрономические аспекты нескольких курганных памятников эпохи энеолита-бронзы. Прослеживаются единые традиции в фиксации элементами конструкции курганов и ориентацией погребений астрономически значимых азимутов для Солнца, Луны и наиболее ярких звезд, которые были восходящими и заходящими на этот период времени. В результате исследования, автор показал, что часть курганных комплексов и отдельных курганов эпохи энеолита-бронзы устраивалась таким образом, чтобы с помощью них было возможно фиксировать определенные даты года, которые, вероятно, отмечались ритуальными действиями. Предполагается, что кроме культов Солнца и Луны, существовали еще и астральные культы, связанные с созвездиями и отдельными звездами и их скоплениями. Отмечено, что строители курганов знали основные астрономически значимые азимуты. Исследованные курганы не являются чем-то уникальным. Вероятно, практика устройства курганных насыпей с учетом астрономических познаний была распространена широко. Так, например, показано, что курганы в Донецкой области, окружающие курган Нововасильевский- 1, это элементы астрономического комплекса, который мог фиксировать направления восходов и заходов солнца в дни равноденствия. Как пишет Кириллов: «Такая же ориентация содержится в планиграфии погребений кургана. Анализ артефактов указывает на высокий уровень астрономических знаний в эпоху господства срубной культуры в Северном Причерноморье, а также на их связь с современным мировоззрением и культурными традициями древнеегипетской цивилизацией в области астрономии».

Или один из ранних курганов Одесской области, исследования которого выявили, что:
«…В свете археологических и археоастрономических данных можно предполагать, что охарактеризованные выше сооружения первого строительного горизонта кургана №3 являлись культовым комплексом. Все объекты, составляющие архитектуру раннего кургана имеют ярко выраженную космогоническую символику. Ориентация всех основных объектов раннего кургана связана с азимутами восходов и заходов солнца в дни солнцестояний и равноденствий, крайними позициями высокой луны , направлениями север и юг.»

Другим немаловажным аспектом археоастрономических наблюдений являются попытки датирования археологических памятников. В разные эпохи расположение значимых объектов звездного небо отличалось. Исходя из скорости изменений, сравнивая современные астрономические характеристики с теми, что прослеживаются при изучении археологическим памятников, археоастрономы пытаются вычислить время возведения тех или иных памятников. К примеру, при исследовании курганных памятников Южного Зауралья были получены даты, совпадающие с калиброванными датами, полученными методами радиоуглеродного датирования.
Д.Г. Зданович указывает: «…Формы материализации астрономических знаний в курганных объектах изменялись исторически, находясь в зависимости от архитектуры и типа курганных сооружений, предназначения курганов и идеологии обрядов. Вместе с тем, тысячелетняя курганная традиция воплощает в себе преемственность астрономических знаний и отражает устойчивое развитие культуры астрономических наблюдений…».

Работ по археоастрономии курганов довольно много, но не так много, как хотелось бы. Возможно, при накоплении количественных данных выявилась бы и астрономическая специфика тех или иных культур.
Литература
https://www.academia...ronze_Age_mound
Зданович Д. Г. Курганные памятники Южного Зауралья. Археоастрономические аспекты исследования / Д. Г. Зданович, А. К. Кириллов. – Челябинск: Изд-во «Крокус», 2002. – 76 с.
Кириллов А. К. Курганы Донецкой области как объекты исследования археоастрономии / А. К. Кириллов // Археологический альманах № 25. – Донецк: Изд. “Донбасс”, 2011. – С. 180-198
Кириллов А. К. Структура мира в эпоху энеолита-бронзы по данным археоастрономических исследования в Северном Приазовье / А. К. Кириллов // Пiвнiчне приазов’я в епоху кам’яного вiку – енеолiту / Збiрник наукових праць.Матерiали мiжнародноi науковоi конференцii до 100-рiччя вiд дня народження В. М. Даниленка. - Мелiтополь: cмт Мирне, 2013. – С. 66-75.
В рамках этой астрономической функции курган предстает как святилище-обсерватория. Постараюсь это кратко проиллюстрировать на примере курганов бронзового века. Известно, что древние производили наблюдения за светилами. Для этого они могли использовать удобные для них условия. В открытой плоской степи циклические изменения светил на небосводе служили для скотоводов своеобразными стрелками, позволяющими измерять время, отмечать ключевые даты года и наблюдать более продолжительные периодические изменения условий видимости Луны и звездного неба. Интересно, что и древнейшие курганы дают данные о познаниях древних скотоводов в астрономии. Для иллюстрации этого утверждения, можно обратиться к курганам энеолитической эпохи.
Так, например, В Северном Приазовье А.К. Кирилловым изучены археоастрономические аспекты нескольких курганных памятников эпохи энеолита-бронзы. Прослеживаются единые традиции в фиксации элементами конструкции курганов и ориентацией погребений астрономически значимых азимутов для Солнца, Луны и наиболее ярких звезд, которые были восходящими и заходящими на этот период времени. В результате исследования, автор показал, что часть курганных комплексов и отдельных курганов эпохи энеолита-бронзы устраивалась таким образом, чтобы с помощью них было возможно фиксировать определенные даты года, которые, вероятно, отмечались ритуальными действиями. Предполагается, что кроме культов Солнца и Луны, существовали еще и астральные культы, связанные с созвездиями и отдельными звездами и их скоплениями. Отмечено, что строители курганов знали основные астрономически значимые азимуты. Исследованные курганы не являются чем-то уникальным. Вероятно, практика устройства курганных насыпей с учетом астрономических познаний была распространена широко. Так, например, показано, что курганы в Донецкой области, окружающие курган Нововасильевский- 1, это элементы астрономического комплекса, который мог фиксировать направления восходов и заходов солнца в дни равноденствия. Как пишет Кириллов: «Такая же ориентация содержится в планиграфии погребений кургана. Анализ артефактов указывает на высокий уровень астрономических знаний в эпоху господства срубной культуры в Северном Причерноморье, а также на их связь с современным мировоззрением и культурными традициями древнеегипетской цивилизацией в области астрономии».

Или один из ранних курганов Одесской области, исследования которого выявили, что:
«…В свете археологических и археоастрономических данных можно предполагать, что охарактеризованные выше сооружения первого строительного горизонта кургана №3 являлись культовым комплексом. Все объекты, составляющие архитектуру раннего кургана имеют ярко выраженную космогоническую символику. Ориентация всех основных объектов раннего кургана связана с азимутами восходов и заходов солнца в дни солнцестояний и равноденствий, крайними позициями высокой луны , направлениями север и юг.»

Другим немаловажным аспектом археоастрономических наблюдений являются попытки датирования археологических памятников. В разные эпохи расположение значимых объектов звездного небо отличалось. Исходя из скорости изменений, сравнивая современные астрономические характеристики с теми, что прослеживаются при изучении археологическим памятников, археоастрономы пытаются вычислить время возведения тех или иных памятников. К примеру, при исследовании курганных памятников Южного Зауралья были получены даты, совпадающие с калиброванными датами, полученными методами радиоуглеродного датирования.
Д.Г. Зданович указывает: «…Формы материализации астрономических знаний в курганных объектах изменялись исторически, находясь в зависимости от архитектуры и типа курганных сооружений, предназначения курганов и идеологии обрядов. Вместе с тем, тысячелетняя курганная традиция воплощает в себе преемственность астрономических знаний и отражает устойчивое развитие культуры астрономических наблюдений…».

Работ по археоастрономии курганов довольно много, но не так много, как хотелось бы. Возможно, при накоплении количественных данных выявилась бы и астрономическая специфика тех или иных культур.
Литература
https://www.academia...ronze_Age_mound
Зданович Д. Г. Курганные памятники Южного Зауралья. Археоастрономические аспекты исследования / Д. Г. Зданович, А. К. Кириллов. – Челябинск: Изд-во «Крокус», 2002. – 76 с.
Кириллов А. К. Курганы Донецкой области как объекты исследования археоастрономии / А. К. Кириллов // Археологический альманах № 25. – Донецк: Изд. “Донбасс”, 2011. – С. 180-198
Кириллов А. К. Структура мира в эпоху энеолита-бронзы по данным археоастрономических исследования в Северном Приазовье / А. К. Кириллов // Пiвнiчне приазов’я в епоху кам’яного вiку – енеолiту / Збiрник наукових праць.Матерiали мiжнародноi науковоi конференцii до 100-рiччя вiд дня народження В. М. Даниленка. - Мелiтополь: cмт Мирне, 2013. – С. 66-75.