К ИССЛЕДОВАНИЮ БАЛТОСЛАВЯНСКОЙ ДЕМОНОЛОГИИ
Марина Валенцова
Институт славяноведения РАН, Москва
Вопросам традиционной народной культуры, включая мифологические представления балтов и славян, уделялось достаточно много внимания в последние полвека. Определенные результаты достигнуты в области реконструкции пантеона, реконструкции мифологических образов и мотивов, космологических представлений, обрядов, фольклорных жанров и сюжетов, образов животных, растений, концептов традиционной культуры и т.п. (см. статьи в сборниках БСЯ, БСИ, на ресурсе Tautos menta и др.). Сравнительно-сопоставительные исследования в области низшей мифологии не столь многочисленны (см., напр., статьи о демоне анчутка (Топоров 1973, Крегждис 2011)), они нередко включены в работы, ставящие другие цели (Лаучюте 1982, Разаускас 2002, Лауринкене 2011) и, можно сказать, в целом не носят систематического характера. Это объясняется тем, что, с одной стороны, «вопреки близости балтийских и славянских языков сохранилось удивительно мало общих мифологических терминов» (EBM, 196), среди которых, помимо имен высшего пантеона *Perkw- (слав. Перун – лит. Perkūnas), *u̯el (слав. Велес, Волос – балт. Velnias, Vȩl̃ns, Vẽlinas и под.), также *mor- (слав. mora, mara, кикимора – лит. Morė, Mortė, Maras, Maro mergos), *nav- (слав. навь, навии, навье – лтш. Nāves māte, nâve ‘смерть’) и ряд др. Сравнение славянских и балтийских мифологических персонажей затрудняется также их различным статусом: традиционно понимаемые в славянской демонологии как духи и демоны (воды, леса т т.п.), в балтийской традиции, согласно средневековым письменным источникам, они нередко названы «богами». Аналогичная балтийской ситуация отмечается и у финно-угорских и самодийских народов, у которых «сверхъестественные существа не везде подразделялись на духов и богов, что присуще европейцам. Этим обусловлено исполь- 72 Марина Валенцова К исследованию балто-славянской демонологии зование, например, некоторыми ханты и нганасанами в разговорах о мифологических персонажах и в нынешнее время даже в русском языке одного слова бог для обозначения и духов, и богов» (Хоппал 2015, 17, сн. 9). Родственные славянская и балтийская мифологические системы, видимо, довольно рано были втянуты в разные миры (при сохранении ареальных контактов разного рода): балтийская – в северно-европейский (германский и прибалтийско-финнский), а славянская – в юго-восточный евро-азиатский (византийский, иранский, тюркский), в рамках которых и происходили дальнейшие разнонаправленные воздействия в языке и религии. Результатом такого развития стали у славян иранские по происхождению теонимы Сварог, Симаргл, Хорс, апеллятив бог; греческие и латинские – русалка, стрига; тюркские – упырь, албаста, караконджул и т.п. В балтийских и финноугорских традициях на основе взаимовлияния сформировались мифологические параллели, ср.: карело-финский верховный бог Укко (Ukko), эстонский Уку (Uku) (Айхенвальд... 1982, 165, 167) – и балт. Ukapirmas (Ockopirmus) – прусский ‘первый бог неба и звезд’, или же ‘неба и земли’ (EBM, 184; Каралюнас 2009, 454, 455); карело-финское имя Юмала (Jumala) – общее наименование персонифицированных сил природы, часто духов неба, стало обозначать бога вообще (Айхенвальд... 1982, 165) – ср. латыш. Jumis ‘бог плодородия полей’, обильно представленный в народных песнях XIX в. (EBM, 84); образ громовержца Perkele, очевидно, заимствован из балтийской мифологии – ср. лит. Perkūnas (источником другого названия этого божества, Piru, считается имя славянского Перуна) (Айхенвальд... 1982, 166), также у саамов Pärkel – из балтийского, через финское посредство: лит. Реrkūnаs (Айхенвальд... 1982, 188); фин. mаrras ‘существо, предвещающее смерть’ (Айхенвальд... 1982, 168) идентично германо-балто-славянскому mara / mora, и др., см. также: Blažek 2004. Балтийская мифология, особенно латышская, восприняла от финно-угров типологию и традиции шаманизма, ср., например, многочисленные названия мифологических персонажей с компонентом мать, отец в названиях2 : Zemes māte «мать земли», Bangu māte «мать 2 В «Энциклопедии балтийской мифологии», наоборот, считается, что «идея богиньматерей от балтов распространилась в соседние угро-финские традиции» (EBM, 119).