Необычное захоронение культурной группы Зальцмюнде: что это было?
Культура или группа Зальцмюнде это название поздней культурной группы из общности КВК, имевшей распространение в регионе Средней Эльбе-Заале Германии.
Во время раскопок в 2005 -2008 гг. В Зальцмюнде-Шипциге помимо комплексов культуры Зальцмюнде и более ранних, было обнаружено массовое захоронение девяти человек. Объект № 6582 вначале проявился как пятно округлой формы, диаметром 1,7 м.

Рис.1. Объект № 6582. Пятно заполненное фрагментами керамики и камнями.
В центре пятна находился пласт фрагментов керамики, часть которых орнаментирована в стиле Зальцмюнде. Все они имели следы вторичного воздействия огня. Здесь же встречались обожженные камни, а также субстанция оранжевого цвета, которая могла быть слежавшейся обожженной глиной и золой.

Рис.2. Керамика, орнаментированная в стиле Зальцмюнде, деталь скопления.
По мере расчистки этого скопления, картина менялась только в деталях: наблюдались вертикально стоявшие фрагменты керамики, начали встречаться кремневые осколки и обгоревшие кости животных. После удаления слоя черепков толщиной порядка 25 см., обозначилась почти квадратная могильная яма размерами 1,34 х 1,3 м. с несколькими черепами и костями человека .

Рис.3. Процесс расчистки объекта № 6582. Показались человеческие кости и черепа.
Заполнение могильной ямы состояло из чистого сильно гуммуссировавнного гравия. На этом уровне уменьшилось количество фрагментов керамики, а остатки слежавшейся золы с глиной и вовсе исчезли. Зато появились отдельные включения древесного угля, как среди черепков, так и внутри могильной ямы. При этом уже сейчас на двух человеческих черепах стали заметны следы воздействия огня, обугливание прослеживалось и на некоторых других человеческих костях. Между человеческими костяками и слоем битой керамики, мощность которого доходила до 30 см., прослеживался слой чистой земли толщиной 1-2 см., вероятно ей были присыпаны покойники до покрытия захоронения битой керамикой.

Рис.4. Объект № 6582. Общий вид расчищенного коллективного захоронения.
После окончательной расчистки обнаружены в общей сложности останки девяти человек. Череп одного индивида отсутствует. Исходя из положения костяков, можно выделить три группы: группа 1 из четырех человек ( индивиды 1,2,3,4), ориентированные с запада на восток, группа 2 из двух человек, ориентированных с юга на север, в восточной стороне могильной ямы ( индивиды 6,7), группа 3 из двух человек, ориентированный с запада на восток, в южной стороне могильной ямы ( индивиды 5,8) ( см. рис.5).

Рис.5. Схема расположения индивидов в коллективном погребении: 1,2,3,4 – группа 1; 6,7 – группа 2; 5,8 – группа 3.
Группы 2 и 3 состоят из взрослого и ребенка, а группа 1 включает в себя двух взрослых и двух детей. Строго говоря, эта группа 1 фактически состояла из пяти человек, поскольку одна из женщин ( индивид № 2) видимо была на позднем сроке беременности, поэтому в области ее таза находятся тонкие косточки еще не родившегося младенца.

Рис.6. Объект № 6582. Кости плода ( обведены красным) находятся в тазу индивида 2.
Во всех группах на одного взрослого приходится один ребенок. Каждый ребенок положен лицом к взрослому. В группе 1, дети лежат спиной друг к другу, между двумя взрослыми индивидами, лицом к ним. Индивид 7 ( ребенок) находился на руках индивида 6 ( взрослого), отношения между индивидом 5 и индивидом 8 задаются положением индивида 8 ( младенца) на правом плече взрослого индивида 5. У последнего от черепа сохранилась только осталась челюсть.

Рис.7. Группа 1. Индивиды 6,7. Ребенок ( индивид 7) лежит на руках у взрослого ( индивид 6).
За исключением индивида 2, взрослые похоронены в скорченном положении на боку. Беременная женщина ( индивид 2) лежит вытянуто на спине, таз покойной и кости плода образуют оптический центр погребального комплекса. Все люди очень бережно уложены в могилу и, очевидно, по плану.
Проведенной антропологической и судебно-медицинской экспертизой установлено, что все взрослые люди – исключительно женщины. В случае с детьми, достоверно установить пол не удалось. Согласно предварительным антропологическим оценкам, этим четырем женщинам на момент смерти было от 25 до 45 лет. Возраст большинства из них колеблется в пределах 25 – 35 лет. Старше только индивид 1, порядка 40- 45 лет. Ни одному из детей не было больше четырех лет.

Рис.8 Индивид 5 и индивид 8 (номера указаны стрелками). От черепа индивида 5 осталась только нижняя челюсть со следами обугливания ( указана красной стрелкой). Черепа нет, но округлое пятно, возможно указывает на его прежнее положение
На скелетах заметно отсутствие различных костных элементов, например черепа у индивида 5, где сохранились только части обугленной нижней челюсти. Сохранившиеся следы дают основание считать, что изначально этот череп все-таки в могиле был. Кроме того, у этого же скелета, лежащего на левом боку, отсутствует ряд правых частей тела. У индивида 1, уложенного на правый бок нет левых частей плеча, руки, таза, части бедра. По сравнению с другими людьми, больше всего частей тела отсутствует у индивида 2. Фрагменты правой стопы, найденные к востоку от индивида 4, предположительно принадлежат индивиду 5. Все отсутствующие и перемещенные части, вероятно, не были повреждены при укладке отдельного индивида, но связаны с укладыванием в могилу каждого последующего человека. Детские скелеты 3,4 и 7 целые, за исключением нескольких костей пальцев рук и ног. Исключение представляет младенец 8, у которого, как и у индивида 5, отсутствует большая часть черепа, левая рука, таз и ноги. Исходя из состояния сохранности костяков, которая очень хорошая, можно предположить, что недостающие их части были удалены посредством вмешательства человека.

Рис.9. Индивид 2 с сильно обугленным черепом с признаками кальцинирования.
Выше уже говорилось о следах воздействия огня на костях. Все они зафиксированы на частях скелетов взрослых. Исключение составляет только младенец 8. У индивида 2 обуглен череп и культя правой руки и культи обеих бедер. В других случаях сильное воздействие огня прослеживается на каждой руке индивида 1, а также на его левом бедре и в области таза, у индивида 5 – на лодыжках, ребрах и позвоночнике. Наиболее интенсивное термическое воздействие отмечено у индивида 2: на черепе даже видны уже отдельные признаки кальцинирования.

Рис.10. Голень индивида 5 со следами термического воздействия ( показано красной стрелкой).
Возникает вопрос о том, как долго должен был существовать открытый огонь , чтобы на скелетах взрослых образовались такие термические повреждения? Из опыта судебной медицины можно предположить, что в этом случае прямое тепловое воздействие длилось не менее 20-30 минут, а возможно и дольше. Время во многом зависит от типа и интенсивности огня и многих других факторов, например ветра, погоды. Например, если горящая древесина вступает в прямой контакт с определенным участком тела, следует ожидать сильную локализацию ожога, в то время как другие части тела могут оставаться нетронутыми. Вполне вероятно, что при попытке уложить человеческие останки в коллективную могилу и стремлении достичь желаемого положения и расположения в могиле, кости были сломаны там, где их устойчивость уже была изменена нагревом ( т.н. огненные трещины) и ослабла.

Рис.11. Подвески из просверленных зубов собаки между индивидами 3 и 4.
Артефакты, найденные в могиле можно разделить на две категории: это украшения и керамика. Среди украшений наиболее многочисленны подвески из просверленных зубов собаки, которые возможно рассматривать и как амулеты. При костяках всех детей, за исключением младенца 8, в области бедер присутствуют по нескольку просверленных собачьих зубов. У индивида 7 их четыре на правом бедре, а между индивидом 3 и 4 целых одиннадцать просверленных зубов собаки, которые нельзя с надежностью отнести к одному или другому. Найден и крохотный медный предмет у индивида 7. Предположительно это был медный спиральный валик. Подобные находки известны в культуре Зальцмюнде, а также некоторых могилах КШК, где они присутствовали на черепах и это позволяет предположить, что такие медные предметы носили как сережки.

Рис.12. Кувшин типа Оппершенер из захоронения.
Вторая категория находок это фрагменты керамики, залегавшие пластом над погребением. Их общее количество составило 7919 черепков, не менее, чем от 34 сосудов. Они представлены амфорами типа Зальцмюнде и др. типов, кувшинами в т.ч. типа Оппершенера, горшками. Здесь выделяются выдающийся и уникальный богато украшенный кувшин типа Оппершенер, а также орнаментированная амфора. Но ни одного сосуда не удалось собрать целиком из обломков.

Рис.13 Богато орнаментированная амфора из захоронения.
Среди глиняных черепков найден предмет неясного назначения. Это цилиндр из обожженной глины с отверстием посередине. Подобные находки время от времени встречаются на памятниках Зальцмюнде, однако их интерпретации пока нет. Помимо него здесь же обнаружены осколки кремня, в т.ч. обломки кремневых лезвий, каменные терочники и точильные камни.

Рис.14. Глиняный цилиндр из захоронения.
Как уже было сказано выше, из обломков не удалось полностью собрать ни одного сосуда. Непонятно почему сосуды не попали сюда целиком. Одно из возможных объяснений состоит в том, что они подверглись воздействию огня на стороне. Например это был погребальный или поминальный костер. Затем обломки собрали и поместили в могилу вместе с мертвыми, точнее над ними. По другой версии это личное имущество умерших, на что указывают сосуды для хранения припасов и приготовления пищи, предметы из камня, а также куски глины, на которой видны отпечатки плетенки или прутьев. В этом случае предполагается, что все имущество умерших, включая дом было сожжено, а остатки собраны и принесены на могилу. Установлено, что битая керамика помещена сюда за один раз, т.е. это было однократное событие.
Высказывается несколько версий и относительно объяснения самого коллективного захоронения в Зальцмюнде-Шипциг. По одной из них, после помещения трупов в могилу, над ними был зажжен костер. Его следы сложно обнаружить в гравии, которым заполнена и в котором вырыта могила. Это могло бы объяснить обугливание на костях, обращенных к верху, но обугливание есть и на частях костей, обращенных к низу, т.е. дну могилы. И потом, после этого действия, все равно потребовалось бы перемещение трупов и манипуляции с телами. Другая версия состоит в том, что мертвецов перед погребением обрабатывали огнем, а во время захоронения у взрослых удалялись части тела. При этом на стороне проводилась еще одна церемония, на которой сжигались посуда, еда, личные вещи покойных. Сброс этих остатков над могилой, вероятно происходил в еще «горячем» состоянии. Наконец, в соответствии с третьей версией, здесь похоронены жертвы пожара в доме, причем смерть в этом случае наступила от отравления угарным газом. Такая версия вполне стыкуется с тем, что лишь у части людей оказались в большей или меньшей степени обожжены отдельные участки тела. Лично мне именно эта версия представляется наиболее приближенной к истине. Причем, полагаю, что пожар возник в результате какого-то конфликта, а люди или по крайней мере их часть умерли не от отравления продуктами горения, а стали жертвами насильственной смерти. Основания для такого предположения есть. В соответствии с предварительными данными, у индивидов 1 и 2 зафиксированы переломы костей черепа, которые могли образоваться до времени воздействия огня. Дальнейшие исследования дадут ответ и на этот вопрос. Ну и наконец, складывается впечатление о наличии родственных связей между похороненными в этой коллективной могиле.
Литература:
A. Moser, F.Ramsthaler, C.Meyer, K.W.Alt. Brandungluck oder Totenritual? Eine Salzmunder Mehrfachbestattung (Bef.6282 ) // Archaologie in Sachsen-Anhalt. Sonderband 21, 2014.