Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Культура воронковидных кубков


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
3 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Культура есть, а темы нету. Надеюсь, будет пополняться. 

Какое-то время назад читал некоторое количество статей на тему происхождения КВК. В итоге, получается примерно как-то так.
 

Корни культуры воронковидных кубков

 
158889_600.gif
культура воронковидных кубков, ее варианты и родственные группы

 

Одной из самых значимых и крупных  поздненеолитических  культур Европы была культура воронковидных кубков. Именно благодаря ей была совершена т.н. вторичная неолитизация, когда земледелие не только достигло Северной Европы, но  и гораздо плотнее обосновалось в Центральной, выйдя из лессовых анклавов. Кроме того, культура  воронковидных кубков (КВК) была мегалитической, в этом сближаясь с группами Атлантического побережья и Британских островов.   Еще один важный нюанс – КВК стала проводником революции вторичных продуктов в Центральной и Северной Европе. Именно к этой культуре принадлежит изображение на сосуде из Броночице с древнейшей колесной повозкой.
159009_600.jpg               159235_600.png
Культура воронковидных кубков  получила распространение на значительных территориях, включив в себя разнородное население. О происхождении КВК и поговорим.
Такие огромные общности редко бывают однородными, поэтому и КВК разделяется на пять основных вариантов, отличающихся по своей материальной культуре в частностях, но близких в общих чертах. Радиоуглеродные анализы указывают на большую древность северной и восточной групп.
За сто лет изучения было выдвинуто три основные теории происхождения КВК:
1) Эволюция из культуры  Эртебелле в Дании и северной Германии. Т.е. трансформация общества охотников и собирателей в земледельцев.
2) Взаимодействие групп охотников и земледельцев и возникновение  КВК.
3) Очень ограниченное участие мезолитических групп и зарождение КВК от дунайского неолита.

 

161787_600.jpg

Подобные сосуды дали название КВК.

 

И ключевым регионом в этом вопросе является Польша. В отличие от более ранних неолитических культур, КВК гораздо сильнее взаимодействовала с  культурами охотников.  Комплекс кремневых изделий особенно сильно указывает на взаимовлияния и заимствования.  Неолитизация Польши происходила довольно быстро, но была существенно ограничена территориально. Несмотря на редкие свидетельства, подтверждающие использование нелёссовых территорий, этот экологический  и вероятно, ментальный барьер так и не был преодолен первыми земледельцами. Вот так распространились там первые неолитизаторы  - культура линейно-ленточной керамики (ЛЛК).

159990_600.jpg

В дальнейшем ЛЛК была замещена рядом культур-наследниц, часть из них успела познакомиться с металлом (медью).  Некоторые примеры таких культур здесь и здесь.  Другие земледельческие культуры Польши не использовали металл. Специфика северных территорий была такова, что неолитические группы-наследники ЛЛК занимали сравнительно небольшие территории, но их поселения были крупнее стоянок охотников, да и располагались «гнездами», численность их также была выше, но так или иначе им приходилось контактировать с местными жителями, которые жили в т.н. паранеолите.  Анклавы земледельцев разделяли большие пространства, либо с низкой плотностью населения, либо вообще безлюдные или занятые охотниками.  Первая карта снизу слева  отображает эту картину с определенной долей условности, немного запутывая. Зеленые круги и линии обозначают земледельческие анклавы, розовые территории - зона охотников. На самом деле карта справа внизу более точно ситуацию. Крупные очаги культур постЛЛК или Лендьель окружены либо слабозаселенными территориями, либо  редкими поселениями людей, практикующих присваивающее хозяйство.

162076_600.jpg 162620_600.jpg


Охотники Польши прекрасно знали  о земледелии, взаимодействовали с земледельцами, но сознательно придерживались присваивающего хозяйства, заимствовав (хотя речь может идти и о независимом происхождении) только керамику, адаптировав ее под свои нужды. Об уровне взаимодействия говорит, например, импорт каменных топоров-тесел. Местные земледельцы изготавливали их полностью на месте, а получали материал из Судет, что говорит о разветвленной сети торговли. Но эти изделия обнаруживаются и за пределами земледельческих территорий, на землях, занятых охотниками.Такова была примерная картина перед появлением КВК на территории Польши.
Северная группа КВК характеризуется большим количеством ранних дат, уходящих в конец пятого тысячелетия до н.э (ок. 4200-4000 г. до н.э). В то время, как для восточной группы имеются  лишь две такие даты из Куявии. Впрочем, эти даты обоснованно подверглись критике из-за плохого качества анализа.  В целом, датировать появление восточной группы нужно не ранее 4000 г. до н.э.
В настоящий момент радиоуглеродная хронология говорит о более раннем характере памятников КВК Юго-Западной Балтики. Представляет интерес польское поселение Дабки,  где последовательно сменяя друг друга существовали культуры пост-маглемозе и КВК.  Дабки – самый восточный населенный пункт северной группы и самый богатый позднемезолитический памятник Польши.  Я даже как-то раз упоминал Дабки в контексте доисторической кухни. Богатая охота  и рыбалка позволяли этому поселению и его людям существовать на присваивающем хозяйстве довольно долгое время. При том, что море находилось всего в 3-4 км, морской промысел не был развит. Зато исследователи склоняются к тому, что торговля мехом и жиром была важной составляющей взаимодействия с южными земледельцами.

Хронологию этого поселения можно увидеть на табличке.

160061_600.jpg

Представляет интерес, что на всем протяжении бытования мезолитического поселения, оно постоянно получало керамический импорт из земледельческих культур. От целого их ряда. Почти все  названия в табличке наверху (кроме Эртебелле во третьей строке, да шлезвиг-гольштейнкого варианта КВК на самом верху) – это названия земледельческих культур.  Взаимодействие местных охотников и земледельцев было плотным и долгим.

Географию импорта можно увидеть на этой карте.

161296_600.jpg

Около 4200 г. до н.э. мезолитическая культура прекращается,  наступает фаза КВК на этом поселении, но население живет как и раньше – охотой, рыбалкой и собирательством.  Признаки земледелия появляются лишь на поздней фазе поселения. Неолитические элементы прослеживаются на ранних памятниках КВК уже с самого начала, но значительно возрастают в 4-м тысячелетии.
Проблема генезиса КВК долгое время осложнялась еще тем, что археологи разных стран, где находятся памятники КВК, обычно делали выводы, исходя из отечественных древностей, не пытаясь взглянуть на картину в целом. Датчане  и немцы выводили КВК из местных памятников Эртебелле, поляки видели начало КВК в энеолитических культурах Куявии. Открытия последних лет внесли свои коррективы. В том числе открытие поселения Дабки и некоторых других поселений, располагавшихся на берегу Балтики.  Часть археологов предполагает, что место формирования КВК – это непосредственно Дабки потому, что именно здесь виден переход к классическому керамическому комплексу.
160309_600.jpg

Схема развития керамики из поселения Дабки.
160715_600.jpg
Керамика позднего мезолита и неолита (КВК) из Дабок.

 

Польский археолог Новак предлагает немного скорректировать эту картину. По его мнению, корни КВК следует искать на территории от Шлезвиг-Гольштейна до  Нижней Померании.  Здесь обнаружены схожие памятники (например, сосуды из Таново и т.д.). Однако Новак не склонен говорить о какой-то значимой обширной миграции из этого региона  в Польшу, но лишь о распространении определенной керамической моды среди охотников и земледельцев региона, которая в своем классическом виде, как он замечает, складывается все же в Польше.  Это был этакий своеобразный керамический континуум юго-западнобалтийских охотников-собирателей, где выкристаллизовались сосуды, характерные для позднейших воронковидных кубков. Но при этом саму классическую КВК Новак называет «местным ответом на чужеземные влияния», будь то неолитические или паранеолитические.

160850_600.jpg

Керамика с поселения Таново.

По мере распространения, все больше местных традиций влияют на материальный комплекс культуры. В их числе и предшествующие земледельческие культуры, которые замещаются КВК, люди которой ограниченно проникают в старые земледельческие анклавы и вливаются в  их элиту, трансформируя их.  Культура воронковидных кубков стала своеобразной мантией, под которой скрылись другие образования,  благодаря чему возникли локальные варианты.  Благодаря веяниям с запада, с территории Франции, в КВК начинают распространяться мегалитические мотивы. Еще одним фактором выступает Баденская культура, которая становится южным соседом КВК, и откуда поступают некоторые инновации.
КВК в отличие от ЛЛК и ее наследников располагалась во всех экологических зонах, умело подстраиваясь под условия. В конце концов, распространение КВК, названное второй неолитизацией, не только качественно, но и количественно превзошло первую. Для сравнения, на территории центральной Великопольши  известно менее 150 поселений ЛЛК и свыше 3100 поселений КВК, равномерно ее покрывающих.

Распространению КВК способствовала  характерная модель. Эта модель состоял из таких элементов, как:

1) Гибкое фермерско-животноводческое хозяйство, легко адаптируемое к различным условия окружающей среды, но в то же время демонстрирующее тенденцию к значительной трансформации эти условий и окружающего ландшафта в некоторых местах .
2) Довольно стабильная и универсальная схема расселения.
3) Характерные воронковидные сосуды
4) Специфика погребального обряда, связанная с усложнением общества.

 

161274_600.jpg

Распространение КВК на востоке Центральной Европы. 1-2) основные анклавы
поздней стадии земледельчесских культур  комплекса Лендьель-Польгар; 3) зона
кристаллизаци КВК, c. 4200–4000 гг. до н.э .; 3-4) Распространение КВК c. 4000–
3900 г. до н.э .; 3–5) КВК на  3800/3700 до н.э .; 3–6) протяженность TRB
после c. 3700/3600 до н.э .; 7) Поселения с гончарными изделиями Эртебелле и схожими с ними
(T Tanowo 3, D Dbki 9, KD Koszalin-Dzieręcino, Ch Chobienice,
RZ Rzucewo); 8) поселения  с ранней керамикой КВК(T Tanowo
3, K Kosin 6, R Renice 5–6, D Dąbki 9, RZ Rzucewo, B Bielawki 5,
Ł cko 6, SK Strzelce Krzyanna 56, RK Redecz Krukowy 20, S Sarnowo)

 

Стоит также упомянуть, что КВК была первой культурой Польши, пользующейся плодами революции вторичных продуктов - повозками, дорогами, ярмом, плугом, более эффективным использованием животноводства, экстенсивным земледелием различных моделей и т.д.

Культура воронкообразных стаканов - изначально автохтонное явление, связанное с передачей и принятием новых культурных моделей как мезолитическими / протонеолитическими охотниками-собирателями, так и поздними, "постлинейными" земледельцами. В конечном итоге она стала одной из значимых типично земледельческих культур неолита. Соответственно характеру, население КВК было антропологически неоднородно. По большей части это были различные узколицые варианты  условно "средиземноморского" типа, связанного с анатолийскими земледельцами. Однако на некоторых территориях доминировал палеоевропеоидный тип, более характерный для охотников.   То же и с генетикой - хотя некоторые образцы указывают на аутосомный вклад охотников-собирателей, он в целом не очень велик. Но при этом значительная часть образцов по Y-гаплогруппе принадлежит к I2, которая характерна для охотников. Учитывая патриокальный и патрилинейный характер КВК, происхождение по прямой отцовской линии от охотников-собирателей должно иметь обстоятельные причины.

 

 

Литература

THE SECOND STAGE OF NEOLITHISATION AND PARA-NEOLITHIC IN THE SOUTHERN BALTIC

https://www.research...SOUTHERN_BALTIC

 

The first vs. second stage of neolithisation in Polish territories (to say nothing of the third?)

https://www.academia...g_of_the_third_

 

The Origin of the Funnel Beaker Culture from a southern Baltic coast perspective

https://www.academia...ast_perspective

 

Relations of Mesolithic hunter-gatherers of Pomerania (Poland) with Neolithic cultures of central Europe

https://www.academia..._central_Europe

 

Fur hunters, fishers and traders in Dąbki – some conclusions

https://www.academia....com/71522.html

 



#2
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

122378-original.jpg

 

Каменные сверленные топоры КВК из Ютландии ( фото не мое).

 

121256-original.jpg

А здесь еще любопытнее. Верхний ряд каменные сверленные топоры Культуры Одиночных Погребений 2800-2350 ВС. Саксен-Ангальт Германия.

Внизу два фасетированных сверленых топора т.н. Мегалитической культуры ( КВК) 3500-2800 ВС из Саксен-Ангальта и Тюрингии.

Каменные сверленные топоры КВК из Ютландии ( фото не мое).


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг, Tora_sama и КОВАЛЬ ЛЮДОТА
Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#3
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Необычное захоронение культурной группы Зальцмюнде: что это было?

 

Культура или группа Зальцмюнде это название поздней культурной группы из общности КВК, имевшей распространение в регионе Средней Эльбе-Заале Германии.

 

Во время раскопок в 2005 -2008 гг. В Зальцмюнде-Шипциге помимо комплексов культуры Зальцмюнде и более ранних,  было обнаружено массовое захоронение девяти человек. Объект № 6582 вначале  проявился  как пятно округлой формы, диаметром 1,7 м.   

1.jpg

Рис.1. Объект № 6582. Пятно заполненное фрагментами керамики и камнями.

 

В центре пятна находился пласт фрагментов керамики, часть которых орнаментирована в стиле Зальцмюнде. Все они имели следы вторичного воздействия огня. Здесь же встречались обожженные камни, а также субстанция оранжевого цвета, которая могла быть слежавшейся обожженной глиной и золой.

2.jpg

Рис.2. Керамика, орнаментированная в стиле Зальцмюнде, деталь скопления.

 

По мере расчистки этого скопления, картина менялась только в деталях: наблюдались вертикально стоявшие фрагменты керамики, начали встречаться кремневые осколки и обгоревшие кости животных. После удаления слоя черепков толщиной порядка 25 см., обозначилась почти квадратная могильная яма размерами 1,34 х 1,3 м. с  несколькими черепами и костями человека .

3.jpg

Рис.3. Процесс расчистки объекта № 6582. Показались человеческие кости и черепа.

 

Заполнение могильной ямы состояло из чистого сильно гуммуссировавнного гравия. На этом уровне уменьшилось количество фрагментов керамики, а остатки слежавшейся золы с глиной и вовсе исчезли. Зато появились отдельные включения древесного угля, как среди черепков, так и внутри могильной ямы. При этом уже сейчас на двух человеческих черепах стали заметны следы воздействия огня, обугливание прослеживалось и на некоторых других человеческих костях. Между человеческими костяками и слоем битой керамики, мощность которого доходила до 30 см., прослеживался слой чистой земли толщиной 1-2 см., вероятно ей были присыпаны покойники до покрытия захоронения битой керамикой.

4.jpg

Рис.4. Объект № 6582. Общий вид расчищенного коллективного захоронения.

 

После окончательной расчистки обнаружены в общей сложности останки девяти человек.  Череп одного индивида отсутствует. Исходя из положения костяков, можно выделить три группы:  группа 1 из четырех человек ( индивиды 1,2,3,4), ориентированные с запада на восток, группа 2 из двух человек, ориентированных с юга на север, в восточной стороне могильной ямы ( индивиды 6,7), группа 3 из двух человек, ориентированный с запада на восток, в южной стороне могильной ямы ( индивиды 5,8) ( см. рис.5).

5.jpg

Рис.5. Схема расположения индивидов в коллективном погребении: 1,2,3,4 – группа 1; 6,7 – группа 2; 5,8 – группа 3.

 

Группы 2 и 3 состоят из взрослого и ребенка, а группа 1 включает в себя двух взрослых и двух детей. Строго говоря, эта группа 1 фактически состояла из пяти человек, поскольку одна из женщин ( индивид № 2) видимо была на позднем сроке беременности, поэтому в области ее таза находятся тонкие косточки еще не родившегося младенца.

6.jpg

Рис.6. Объект № 6582. Кости плода ( обведены красным) находятся в тазу индивида 2.

 

Во всех группах на одного взрослого приходится один ребенок. Каждый ребенок положен лицом к взрослому. В группе 1, дети лежат спиной друг к другу, между двумя взрослыми индивидами, лицом к ним. Индивид 7 ( ребенок) находился на руках индивида 6 ( взрослого), отношения между индивидом 5 и индивидом 8 задаются положением индивида 8 ( младенца) на правом плече взрослого индивида 5. У последнего от черепа сохранилась только осталась челюсть.

7.jpg

Рис.7. Группа 1. Индивиды 6,7. Ребенок ( индивид 7) лежит на руках у взрослого ( индивид 6).

 

За исключением индивида 2, взрослые похоронены в скорченном положении на боку. Беременная женщина ( индивид 2) лежит вытянуто на спине, таз покойной и кости плода образуют оптический центр погребального комплекса. Все люди очень бережно уложены в могилу и, очевидно, по плану.

 

Проведенной антропологической и судебно-медицинской экспертизой установлено, что все взрослые люди – исключительно женщины. В случае с детьми, достоверно установить пол не удалось. Согласно предварительным антропологическим оценкам, этим четырем женщинам на момент смерти было от 25 до 45 лет. Возраст большинства из них колеблется в пределах 25 – 35 лет. Старше только индивид 1, порядка 40- 45 лет. Ни одному из детей не было больше четырех лет.

8.jpg

Рис.8 Индивид 5 и индивид 8 (номера указаны стрелками).  От черепа индивида 5 осталась только нижняя челюсть со следами обугливания ( указана красной стрелкой). Черепа нет, но округлое пятно, возможно указывает на его прежнее положение

 

На скелетах заметно отсутствие различных костных элементов, например черепа у индивида 5, где сохранились только части обугленной  нижней челюсти. Сохранившиеся следы дают основание считать, что изначально этот череп все-таки в могиле был. Кроме того, у этого же скелета, лежащего на левом боку, отсутствует ряд правых частей тела. У индивида 1, уложенного на правый бок нет левых частей плеча, руки, таза, части бедра. По сравнению с другими людьми, больше всего частей тела отсутствует у индивида 2. Фрагменты правой стопы, найденные к востоку от индивида 4, предположительно принадлежат индивиду 5. Все отсутствующие и перемещенные части, вероятно, не были повреждены при укладке отдельного индивида, но связаны с укладыванием в могилу каждого последующего человека. Детские скелеты 3,4 и 7 целые, за исключением нескольких костей пальцев рук и ног. Исключение представляет младенец 8, у которого, как и у индивида 5, отсутствует большая часть черепа, левая рука, таз и ноги. Исходя из состояния сохранности костяков, которая очень хорошая, можно предположить, что недостающие их части были удалены посредством вмешательства человека.

9.jpg

Рис.9.  Индивид 2 с сильно обугленным черепом с признаками кальцинирования.

 

Выше уже говорилось о следах воздействия огня на костях. Все они зафиксированы на частях скелетов взрослых. Исключение составляет только младенец 8. У индивида 2 обуглен череп и культя правой руки и культи обеих бедер.  В других случаях сильное воздействие огня прослеживается  на каждой руке индивида 1, а также на его левом бедре и в области таза, у индивида 5 – на лодыжках, ребрах и позвоночнике. Наиболее интенсивное термическое воздействие отмечено у индивида 2: на черепе даже видны уже отдельные признаки кальцинирования.

10.jpg

Рис.10. Голень индивида 5 со следами термического воздействия ( показано красной стрелкой).

 

Возникает вопрос о том, как долго должен был существовать открытый огонь , чтобы на скелетах взрослых образовались такие термические повреждения? Из опыта судебной медицины можно предположить, что в этом случае прямое тепловое воздействие длилось не менее 20-30 минут, а возможно и дольше. Время во многом зависит от типа и интенсивности огня и многих других факторов, например ветра, погоды. Например, если горящая древесина вступает в прямой контакт с определенным участком тела, следует ожидать сильную локализацию ожога, в то время как другие части тела могут оставаться нетронутыми. Вполне вероятно, что при попытке уложить человеческие останки в коллективную могилу и стремлении достичь желаемого положения и расположения в могиле, кости были сломаны там, где их устойчивость уже была изменена нагревом ( т.н. огненные трещины) и ослабла.

11.jpg

Рис.11. Подвески из просверленных зубов собаки между индивидами 3 и 4.

 

Артефакты, найденные в могиле можно разделить на две категории: это украшения и керамика. Среди украшений наиболее многочисленны подвески из просверленных зубов собаки, которые возможно рассматривать и как амулеты. При костяках всех детей, за исключением младенца 8, в области бедер присутствуют по нескольку просверленных собачьих зубов. У индивида 7 их четыре на правом бедре, а между индивидом 3 и 4 целых одиннадцать просверленных зубов собаки, которые нельзя с надежностью отнести к одному или другому. Найден и крохотный медный предмет у индивида 7. Предположительно это был медный спиральный валик. Подобные находки известны в культуре Зальцмюнде, а также некоторых могилах КШК, где они присутствовали на черепах и это позволяет предположить, что такие медные предметы носили как сережки.

12.jpg

Рис.12. Кувшин типа Оппершенер из захоронения.

 

Вторая категория находок это  фрагменты керамики, залегавшие пластом над погребением. Их общее количество составило 7919 черепков, не менее, чем от 34 сосудов. Они представлены амфорами типа Зальцмюнде и др. типов, кувшинами в т.ч. типа Оппершенера,  горшками. Здесь выделяются выдающийся и уникальный богато украшенный кувшин типа Оппершенер, а также  орнаментированная  амфора. Но ни одного сосуда не удалось собрать целиком из обломков.

13.jpg

Рис.13 Богато орнаментированная амфора из захоронения.

 

Среди  глиняных черепков найден предмет неясного назначения. Это цилиндр из обожженной глины с отверстием посередине. Подобные находки время от времени встречаются на памятниках Зальцмюнде, однако их интерпретации пока нет. Помимо него здесь же обнаружены осколки кремня, в т.ч. обломки кремневых лезвий, каменные терочники и точильные камни.

14.jpg

Рис.14. Глиняный цилиндр из захоронения.

 

Как уже было сказано выше, из обломков не удалось полностью собрать ни одного сосуда. Непонятно почему сосуды не попали сюда целиком. Одно из возможных объяснений состоит в том, что они подверглись воздействию огня на стороне. Например это был погребальный или поминальный костер. Затем обломки собрали и поместили в могилу вместе с мертвыми, точнее над ними. По другой версии это личное имущество умерших, на что указывают сосуды для хранения припасов и приготовления пищи, предметы из камня, а также куски глины, на которой видны отпечатки плетенки или прутьев. В этом случае предполагается, что все имущество умерших, включая дом было сожжено, а остатки собраны и принесены на могилу.  Установлено, что битая керамика помещена сюда за один раз, т.е. это было однократное событие.

 

Высказывается несколько версий и относительно объяснения самого коллективного захоронения в Зальцмюнде-Шипциг. По одной из них, после помещения трупов в могилу, над ними был зажжен костер. Его следы сложно обнаружить в гравии, которым заполнена и в котором вырыта могила. Это могло бы объяснить обугливание на костях, обращенных к верху, но обугливание есть и на частях костей, обращенных к низу, т.е. дну могилы. И потом, после этого действия, все равно потребовалось бы перемещение трупов и манипуляции с телами. Другая версия состоит в том, что мертвецов перед погребением обрабатывали огнем, а во время захоронения у взрослых удалялись части тела. При этом на стороне проводилась еще одна церемония, на которой сжигались посуда, еда, личные вещи покойных.  Сброс этих остатков над могилой, вероятно происходил в еще «горячем» состоянии. Наконец, в соответствии с третьей версией, здесь похоронены жертвы пожара в доме, причем смерть в этом случае наступила от отравления угарным газом. Такая версия вполне стыкуется с тем, что лишь у части людей оказались в большей или меньшей степени обожжены отдельные участки тела. Лично мне именно эта версия представляется наиболее приближенной к истине. Причем, полагаю, что пожар возник в результате какого-то конфликта, а люди или по крайней мере их часть умерли не от отравления продуктами горения, а стали жертвами насильственной смерти. Основания для такого предположения есть. В соответствии с предварительными данными, у индивидов 1 и 2 зафиксированы переломы костей черепа, которые могли образоваться до времени воздействия огня. Дальнейшие исследования дадут ответ и на этот вопрос. Ну и наконец, складывается впечатление о наличии родственных связей между похороненными в этой коллективной могиле.

 

Литература:

A. Moser, F.Ramsthaler, C.Meyer, K.W.Alt. Brandungluck oder Totenritual? Eine Salzmunder Mehrfachbestattung (Bef.6282 ) // Archaologie in Sachsen-Anhalt. Sonderband 21, 2014.


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм

#4
профессор Перзеев

профессор Перзеев

    Постоянный участник

  • Супермодераторы
  • PipPipPip
  • 2 000 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: ближе к атланто-балтийцу

Экспозиция в отделе археологии музея г. Познань, посвященная КВК ( фото не мое).

1.jpg

Каменные сверленные топоры и тесла КВК. Давно известно, что многие типы керамических, кремневых, каменных и пр. изделий КШК в ЦЕ и СЕ имеют свои прототипы в предшествующих культурах КВК и КША. Здесь среди сверленных топоров КВК как раз представлены такие прототипы ( верхний ряд: 1,3; нижний ряд : 2,3,4; подтреугольные сверленные топоры называть прототипами для КШК не корректно, т.к. они имеют широкое распространение во времени и пространстве). Среди представленных сверленных топоров КВК прототип хрестоматийного боевого А-топора КШК, все как положено, даже с продольной хордой ( средний ряд: 4). Здесь же можно видеть повторное просверливание разбитого топора ( в самом верху, правее) также типичное и  для сообществ КШК. Значит у такой практики старые традиции, восходящие к предшествовавшим культурам. Не часто, но  в КШК встречались и каменные рабочие топоры, наподобие тех, что на фото.

2.jpg

А здесь справа мы видим кремневые рабочие топоры КВК (примечание:  особенно их много в КША). Впоследствии такие кремневые рабочие топоры станут одним из главных культурных маркеров КШК. К сожалению не полностью попали в кадр кремневые кинжалы ( внизу справа). Их тоже иногда находят в погребениях КШК в СЕ.

3.jpg

Янтарные диски с отверстием. Очень похожие формы довольно часто встречаются в ранних захоронениях КШК, особенно в Культуре Одиночных Погребений.

 

 

 

 


Самая интересная в мире наука это марксизм-ленинизм


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей