Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Революция вторичных продуктов


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
11 ответов в этой теме

#1
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Не нашел куда бы запостить. Оказывается в энеолитическом разделе этого подфорума не так уж и много тем. В общем, решил новую тему создать. Тем более, скорее всего тема будет пополняться. Пока же объединю пару постов из своего жж на эту тему.


Если вкратце, революция вторичных продуктов - это хозяйственная и культурная перестройка древних обществ, приведшая к использованию вторичных продуктов животноводства: шерсти, молока и тягловой силы животных. Понятие введено британским археологом Эндрю Шерратом в 1981 г. В материальном плане это такие вещи как плуг, пахота, повозка, шерстяная одежда и т.д.

Ну, поехали.
 

Зерно, дичь и скот. Или о трех этапах неолитического жизнеобеспечения

137614_900.jpg

Оформились кое-какие мысли в свете прочитанного в последнее время.  Теоретического, так скажем, характера.  Становление производящего хозяйства в Европе не было одномоментным процессом, это понятно.  Представлять его как какой-то вал, катящийся из Анатолии  тоже так себе. Пожалуй, тут было несколько этапов не только освоения территории, но и развития комплексного хозяйства, когда все более или менее устаканилось только к эпохе бронзы. На первом этапе земледельцы, попавшие в Центральную Европу, расселялись довольно компактно, этакими гнездами поселений, предпочитая лессовые почвы и не углублясь далеко.  Хотя он принесли с собой не только земледелие, но и животноводство, знали охоту и рыбалку, их основной рацион составляли продукты фермерства. Неолитизация была очень точечной, очень локальной, хотя поселения земледельцев расположились на огромных территориях. Картографические масштабы не должно вводить в заблуждение.

Например, в одной из статей по польскому неолиту указывалось, что фермеры занимали лишь 30% территории. Следовательно, остальные 70%  занимали охотники? Это выглядит примерно так, как на этой карте.

 

137083_900.jpg

 

Эти самые гнезда (зеленые) расположены довольно локально, широким коридором, занимая не такую уж и большую территорию.  И окружены огромными территориями, занятыми охотниками-собирателями. Однако, я уже писал, что вот эта цельная штриховка очень далеко уводит от понимания реальной картины.  На самом деле,  ситуация выглядела  вот так:

137338_900.jpg

Как видим, территория в целом малозаселенная. Редкие поселения охотников расположены иногда группами, иногда довольно далеко друг от друга, но не идут в сравнение с территорией фермеров.  Это, впрочем, не мешало им контактировать весьма тесно. Ситуация резко меняется с появлением культуры воронковидных кубков. Не буду сейчас вдаваться в особенности ее возникновения. Они довольно интересные, приберегу для отдельного поста. Карты тоже планировал дать к нему, но они очень наглядны и будут полезны здесь.

Если вкратце, культура воронковидных кубков (КВК) распространяется на огромные расстояния, поглощая и местных охотников, и гнезда поселений земледельцев.   Причина проста - она предлагала новую страгетию выживания. Очень гибкую, включавшую комплексное хозяйство с опорой на местные условия.  И вот она как раз почти сплошной штриховкой распространяется на значительных территориях, занимает все природные ниши. Количество поселений возрастает на некоторых территориях в двадцать раз. Этот процесс польские археологи называют вторым этапом неолитизации.

Материальный комплекс КВК, по всей видимости, возник в среде охотников-собирателей, активно взаимодействовавших с земледельцами. В конечном итоге, были восприняты неолитические достижения, сделан упор на сельское хозяйство, но не забыты и мезолитические стратегии выживания, сформирована глобальная сеть, планомерно использовавшая доступные ресурсы. Похоже, что подобные изменения происходили и в Западной Европе, но для этого хорошо бы подробнее изучить литературу по региону. Пока ясно, что особые взаимоотношения фермеров и охотников были и там, и это факт.

Позднее в Центральной Европе происходят и другие значительные изменения. Они связаны с т.н. баденизацией. В узком смысле - это процесс влияния культуры Баден. Однако, в конечном итоге он знаменовал собой изменения не только в материальной культуре, но и в экономике и социальной сфере. И в этом, более широком смысле он прослеживается и на востоке земледельческого ареала. Говоря о "баденизации" одной из посттрипольских групп, археолог Демченко характеризует его так:

".. В своей основе он являлся процессом накопления знаний и формирования стратегии выживания в новых экономических условиях, связанных с установлением кочевого образа жизни. Для успешного существования на новом пути необходимо было перестроить ряд основополагающих составляющих культуры. Появление отдельной группы людей, занятых в пастушеской сфере, четко организованных, вооруженных идеологией и определенными знаниями, технически оснащенной благодаря наличию мастеров, с глубокими культурными корнями, обогащенными контактами с Западом [КВК, Баден (Videiko 2008, 290)] и Востоком [культурные формирования степи, МНО (Rassamakin 2002, 57)], знаменует новый этап развития в хозяйстве бывших земледельцев лесостепного ареала”

В конечном счете это связано не только с влиянием групп востока и запада друг на друга, но и с революцией вторичных продуктов, когда резко повысилась роль даров животноводства - шерсти, тягловой силы, молока  и т.д. Появляются первые дороги (сухопутные пути), появляются свидетельства использования тягловой силы животных (повозки), налаживаются торговые маршруты между скотоводческими группами и земледельческими, которые не будут забыты и позднее. Резко увеличивается роль скота в неолитических культурах Европы - позднем КВК, КША и других. В Восточной Европе целые группы населения выходят в степь (например, Усатово). На мой взгляд, это был важный фактор для сложения культуры шнуровой керамики и индоевропеизации Европы. И вот тут возникает главная мысль - не было ли это третьим этапом становления происходящего хозяйства? Ну а что? Сначала фермеры приносят земледелие, затем их хозяйство становится более гибким, приспосабливаясь к условиям, а потом еще и пастушество расцветает.  И как венец - огромные массы коров  (у земледельческого населения), погубившие датские леса в бронзовом веке.

Не следует думать, что в то далекое время культуры сменяли друг друга из-за прихоти. За появлением одних и крушением других стояли глубокие коренные изменения - социальные, экономические, мировоззренческие, климатические. Или более конкретные вещи - соль, металлы и другие ресурсы

 


  • "Спасибо" сказали: Kavalaksala и Tora_sama

#2
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Доисторическая зеленая революция

152807_600.jpg

В середине прошлого века в сельском хозяйстве произошли значительные изменения. Чудеса селекции, пестициды и агротехника принесли ощутимые результаты, привели к повышению урожайности. Эти изменения окрестили Зеленой революцией.
В энеолите/позднем неолите в Европе случилось нечто похожее.  Технологические новинки подняли земледелие на новый уровень.  Это был промежуток времени где-то между 4000 и 3000 гг. до н.э. и эти изменения были частью т.н. революции вторичных продуктов, о которой я недавно вскользь  упоминал. Если вкратце, началось использование шерсти, молока и тягловой силы животных со всеми многочисленными вытекающими.
Одним из нововведений этого периода стало использование плуга. Считается, что пахота более производительна, чем ручное земледелие и несет ощутимые преимущества.  Однако есть эмпирические данные, которые могут поставить под сомнение этот тезис.  Напрямую соотнести их с доисторическими реалиями Европы медного века можно только с изрядной долей осторожности, но полезную информацию они могут донести. Например, в  Африки южнее Сахары  в 30-е французские власти вводили пахоту на животных вместо ручного мотыжного земледелия.  Эти проекты не были особенно популярны и в итоге привели к дебатам в 70-80-е годы. В чем же была причина непринятия?
Считается, что использование тягловой силы животных помогает возделывать большие площади, чем в ручном земледелии. И действительно, данные из Буркина-Фасо указывают, что площади полей увеличились. Но вместе с тем увеличилось и количество работников, а в пересчете на одного пахаря увеличение площади оказалось равным всего лишь около 5%.  Схожие результаты выявлены и в Мали, где вместе с площадями увеличились и размеры домохозяйств.  На практике количество работников является ограничивающим фактором для расширения площади обрабатываемой земли вне зависимости от технологии.

 

152921_600.jpg
Темная шкала - мотыжное земледелие, серая - с применением животных сил. Первая колонка - общая доля обрабатываемой земли на хозяйство. Вторая - на члена хозяйства. Третья - на активного работника.

Другое преимущество – трудозатраты на гектар. Считается, что использование тягловых животных облегчает жизнь человеку.  По сравнению с мотыжными земледельцами, пахари тратят меньше сил и времени на гектар обрабатываемой почвы. Однако это относится только к работе в полях. Если учесть время, которое тратится на обслуживание животных, трудозатраты пахарей выше.
Продуктивность тоже мало зависит от технологии. Задокументированы случаи, когда введение тягловых животных в сельское хозяйство не только не увеличивало продуктивность, но даже уменьшало ее.

153275_600.jpg
Черная шкала - мотыги, серая - вспашка с применением животных, белое - вспашка с применением животных, учитывая время их обслуживание.  Перая колонка - трудозатраты на гектар, вторая - пиковые трудозатраты, третья - пиковые трудозатраты на гектар, четвертая - пиковые трудозатраты на активного работника.

В итоге получается, что пахота сама по себе не настолько прорывное нововведение. В чем же тогда причина ее популярности?  Исследования показали, что огромную роль играет способность транспортировки при помощи животных. Плуг даст наибольший эффект лишь в сочетании с тележкой.  Речь о широком использовании животных для транспортировки - причем  транспортировки не только удобрений, сена, урожая и т.д., но и например, корма для животных, работников.  Если тягловая сила используется в полной мере, а не только для вспашки, то это неизменно ведет к успеху.  Собственно, именно поэтому плуг трудно приживался в этих африканских странах - крестьяне из-за бедности редко могли себе позволить иметь достаточное количество животных, поэтому простым применением плуга их проблемы трудно было решить.
Если вернуться все же к доистории, то можно увидеть, как редкие древние следы вспашки 6-5 тысячелетий до н.э.(самым древним свидетельством считается след от плуга в Месопотамии возрастом около 7000 лет) контрастируют с поразительным увеличением свидетельств в 4 тысячелетии до н.э.   В это же время растет количество сведений о применении животных в сельском хозяйстве в принципе.

153416_600.jpg
Свидетельства использования животных в с/х в Северной Европе в период 3600-3000 до н.э.

Для иллюстрации стоит обратиться к трем регионам доисторической Европы – Североевропейским равнинам, Карпатскому бассейну и Североальпийской области.
Для Карпатского бассейна, который считается одним из наиболее ранних регионов  распространения классических пахарей, зооархеологичеких данных не так уж и много. Особенности  скелета быка (3140-2990 до н.э.), обнаруженного в районе Балатона, вероятно, могут говорить об использовании примитивного ярма. В Словакии есть данные об останках двух кастрированных быков, а также пара свидетельств из Венгрии и Румынии, где останки животных позволили предположить их работу в парной упряжке.  С другой стороны, некоторые предметы, как статуэтка из пещеры Лискова, свидетельствуют о появлении тягловых животных еще в середине 4-го тысячелетия. Тем не менее, неясно в какой системе земледелия были задействованы тягловые животные.  Важнейшей зерновой культурой оставался эммер.
153719_600.jpg
Северные Альпы.
В этом регионе в рассматриваемый период произошел ряд изменений. В течение тысячелетия (4000-3000 до н.э.) произошло уменьшение доли рогатого скота (с 60% до 20%) в фаунистических коллекциях с археологических памятников.  При этом стало больше старых самцов 10-14 летнего возраста, в то время, как раньше их забивали в возрасте 3-10 лет. Стало гораздо больше следов использования тягловых животных – от находок ярма и следов от плуга до отпечатков колес. Отдельно следует сказать о  растущих свидетельствах использования навоза – на это указали исследования стабильных изотопов.  Передние ноги крупного скота становятся мощнее.  Совершенствуется зерноуборочный инструмент, позволяя эффективно собирать урожай, удалять сорняки и оставлять солому на месте, вместе с эммером выращивается ячмень.  В итоге, можно сказать, что в североальпийском регионе произошли значимые изменения, усилившие роль тягловой силы животных не только для вспашки, но и для других операций. Эти изменения произошли после кризиса 3700-3500 гг. до н.э., когда снижение урожайности в регионе компенсировалось повышением роли охоты.
Североевропейские равнины.
Свидетельства использования тягловых животных присутствуют здесь с середины 4-го тысячелетия до н.э. Характерные изменения  фаланг крупного рогатого скота задокументированы в Дании на нескольких участках.  В Деренбурге есть двойное захоронение быков, которые интерпретируются как тягловая пара.  Соответствующие изображения не оставляют сомнений, что быки использовались для тяги.  В том числе и для распашки полей. Самое древнее свидетельство - 3770-3637 гг. до н.э. Шестнадцать случаев находки следов распашки плугом найдены в период 3500-3300 гг. до н.э., десять для 3300-3000 гг. до н.э. Еще два можно отнести к промежуточному периоду.  Помимо этого найдены различные следы повозок, их изображения, изотопные анализы подтвердили использование навоза в 4-м тысячелетии до н.э. Фиксируется антропогенное воздействие на ландшафт – леса вырубаются, увеличивается площадь пахотных земель в период 3750-3500 гг. до н.э. Так же, как и в Альпах, эммер вместе с ячменем становятся преобладающими культурами.  Короче говоря, население в этих регионах перешло к новому типу сельского хозяйства.  Причем это был прием взаимосвязанных новшеств, а не постепенное поэтапное развитие.

154349_600.jpg

Демография доисторической Европы довольно сложна и вариативна, но для северо- и центральноевропейского региона можно найти кое-какие закономерности.  Пыльцевой анализ показывает  рост активности от 4000 либо  3800/3700 гг. до н.э. с пиком  около 3500  и спадом  после 3350 года до н.э., с заметным проседанием ок.  3100 г. до н.э. (исключение составляют Датские острова, восточно-центральные Швеция и шведские балтийские острова без доказательств спада после 3350 года до н.э.). Те же самые закономерности роста и сокращения численности населения, с резким увеличением около 3800/3700 и падением после 3350 г. до н.э. были также наблюдаемы и в регионах, где сельское хозяйство началось значительно раньше, чем в Северной Европе и на юге Скандинавии, таких как Центральная Германия и Куявия в Польше. Поэтому представляется вероятным, что в Северной Европе эти потрясения были не просто следствием первоначального введения сельского хозяйства, но были связаны, скорее, с вышеупомянутыми новшествами. В целом, есть свидетельства увеличения количества скота, принадлежащего одной общине и одновременно вырубки лесов в энеолите.
153898_600.jpg
Различные изображения тянущих быков неолита/энеолита.

 

Осознание того факта, что в середине 4-го тысячелетия  до н.э. произошли важные сельскохозяйственные изменения не ново.  Признано, что важную роль при этом сыграла тягловая сила животных. Но причины, по которым эти изменения получили широкое распространение исследованы не очень хорошо.  Предполагается, что введение пахоты и животных сил само по себе привело к большей эффективности и увеличении пахотных угодий, продуктивности и экономии. Однако вышеизложенное показывает, что это не совсем так.
Ранненеолитическое хозяйство, судя по новейшим исследованиям, представляло собой интенсивное  малоземельное земледелие или как его называют в специализированных работах -  садовое земледелие (garden agriculture), интегрированное с мелким животноводством.  Судя по всему, такая форма хозяйства не была противопоставлена вспашке с использованием животных, которая могла использоваться с самого начала в ограниченном количестве.  Тогда всплеск роста пахотных земель и свидетельств пахоты, сопряженных с ростом населения и антропогенным воздействием на ландшафт в середине 4-го тысячелетия до н.э. должен иметь объективные причины.
Суть этих изменений кроется в т.н. революции вторичных продуктов, когда роль животноводства  и его продукции резко возросла. Это явление привело в том числе и к более тесной интеграции животноводства и земледелия, что включало в себя комплекс преобразований, повышающих эффективность сельского хозяйства. Этот комплекс включал в себя не только пахоту, но и активное использование  животных в операциях, напрямую не связанных с возделыванием земли, таких как получение и транспортировка удобрений, соломы, людей, корма для скота, обмолот.  Таким образом, не столько плуг, сколько плуг+телега значительно облегчили жизнь. Однако эти преобразования следует рассматривать только в комплексе-пакете инноваций. В то время, как отдельные методы этого пакета были трудоемкими или малоэффективными по отдельности, могли применяться и ранее, лишь в комплексе они привели к повышению продуктивности. Огромную роль в этом сыграло появление колесного транспорта. И именно сочетание различных новшеств привело к Зеленой революциии медного века.

 

 

The ‘Green Revolution’ in Prehistory: Late Neolithic Agricultural Innovations as a Technological System

https://yadi.sk/i/Qv7bzRI439OXqg

 

An Aeneolithic copper yoked-ox statuette from the Lisková cave (northern Slovakia)

https://pdfslide.net...n-slovakia.html

 

Population and forest dynamics during the Central European Eneolithic (4500–2000 BC)

https://vk.com/doc19...b7b7859af2151fb


  • "Спасибо" сказали: профессор Перзеев, Kavalaksala и Tora_sama

#3
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

И еще кое-какие недавние мысли. Становление скотоводства - это тоже очень сильно растянутый во времени процесс. Часто на популярных ресурсах, а иногда и в академической литературе, скотоводство сводится к одной форме - кочевому скотоводству. Например, скотоводы бронзового века часто понимаются именно как кочевники, типа монголов или скифов. Но собственно кочевое скотоводство складывается довольно поздно - где-то к 1500-1000 гг. до н.э., да и то не в Восточной Европе.

Различные степные группы бронзового века не были кочевыми скотоводами. Им была присуща мобильность, но скотоводство скотоводству рознь. В бронзовом веке в восточноевропейской степи мы можем наблюдать его полуподвижные и подвижные формы. Примерно такую же картину исследователи реконструируют для энеолитических групп. Однако есть результаты изотопных анализов различных групп, в том числе хвалынской, которые указывают на то, что эти люди потребляли очень много рыбы, которая составляла основу их рациона.  Это вполне коррелирует с археологическими данными, согласно которым энеолитические группы располагались вблизи крупных рек, а выдвижение многих из них в степь из лесостепи - это время конца энеолита. Впрочем, есть свидетельства наличия  одомашненных животных, это по всей видимости отличало энеолитические группы степи от охотников неолита. Но судя по всему, удельный вес животноводства у "степняков" энеолита был не столь велик, как  предполагалось ранее. 

Как это связано с революцией вторичных продуктов? Это как раз происходит во время нее. Когда в земледельческой Европе, задолго до каких-либо ямников и шнуровиков вдруг происходит нарастание роли скотоводства, увеличение мобильности населения, баденизация, плуг, телега и прочее, прочее.  В это время также происходят обширные контакты со степными группами. По одной из версий одна из таких подвижных мобильных групп (городинештско-позднемайкопский феномен) могла стать передатчиком идеи повозки. Возможно, что это подхлестнуло скотоводческие тенденции и стало частным выражением революции вторичных продуктов в Восточной Европе, привело к формированию унифицированной ямной культуры и прочему. 

В общем, нужно изучить больше материала и по возможности облечь это в более объемную форму со ссылками.


  • "Спасибо" сказали: профессор Перзеев, roaring и Kavalaksala

#4
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.



Археолог А.Д. Резепкин о происхождении колесного транспорта (повозок).
Лекция интересна тем, что перечисляются основные ранние свидетельства колесного транспорта, их локализации и датировки.

Занятно, что в конце один из слушающих сравнил рисунок телеги из Броночице с "домиком". Я вспомнил того форумчанина с вилочкообразными крестами. Наверное из той же оперы.


  • "Спасибо" сказали: lana и профессор Перзеев

#5
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.
Пожалуй, это тоже сюда можно разместить. В погребении обнаружена шерстная ткань

Под шубой
В 1898 г. на Северо-Западном Кавказе профессор Н.И. Веселовский раскопал две мегалитические гробницы. Эти памятники стали известны как дольмены у ст. Царская (с 1920 г. Новосвободная) и принадлежат к майкопско-новосвободненской общности эпохи ранней бронзы. Примечательной частью коллекции являются остатки текстиля и меха, которые были частью одежд погребенного.  Собственно, меховым одеянием и был накрыт покойник поверх некой одежды из текстиля, как указывал Веселовский.
107540_900.jpg

Повторные исследования дольмена позволили уточнить представление о его внешнем виде, а также о  погребении человека, одетого в «шубу».  Датирование  же позволило отнести его  к периоду между 3300 и 2900 гг. до н.э.  Это одни из самых древних сохранившихся следов меховой одежды в Восточной Европе.

107800_900.jpg
                            Основная территория майкопской культуры

При дальнейшем изучении, с привлечением методов естественных наук, выяснилось, что «шуба» была сделана из шкур суслика. Скорее всего из разновидности  Spermophilus pygmaeus.  Это вряд ли соответствовало представлениям Веселовского о «шубе» из дольмена.  Ведь на Кавказе можно было найти и зверя поприличней. Однако  система ценностей в древности была, видимо, немного другой.  Исследователи считают, что подобное использование меха суслика было в какой-то степени традиционным для данного региона.
К сожалению, столь фрагментарно сохранившееся одеяние нельзя реконструировать, но учитывая то, что погребенный был укрыт им от шеи до ног, оно представляло собой нечто, похожее на накидку.  Для такого наряда понадобилось бы 25-30 шкурок.  Фрагменты шерстяной ткани под мехом, вероятно, были  схожи по фасону. Для этой культуры есть антропоморфное изображение человека в некой схожей одежде.

108099_900.jpg

Под фрагментами шерстяной ткани находились останки хлопковой ткани – самые древние на Кавказе.  Но трудно определить – были ли они частью наряда или бинтами, которыми обмотали тело.  Обе накидки использовались вместе с серебряными булавками.  Схожим образом одевались в Месопотамии, с которой у данного региона были обширные связи.
108532_900.jpg

 

По материалам статьи

Трифонов В.А., Шишлина Н.И., Чернова О.Ф., Севастьянов В.С., Ван дер Плихт Й., Голенищев Ф.Н. Шуба" эпохи ранней бронзы из дольмена у станицы Царская (1898 г.) на Северо - Западном Кавказе: методика и результаты комплексного исследования // РА. 2018. Номер 1. C. 118-134.


  • "Спасибо" сказали: профессор Перзеев, von Koren и Tora_sama

#6
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Пожалуй, размещу здесь про  ту статью, которую вчера в "Новостях древней генетики" обсуждали.
 

Происхождение домашней лошади и пешие ямники

435370_800.png

Вот такой суровый ямник взирает на нас с современного арта.  Неумолимый варвар, обвешанный оружием, закаленный в боях и тренированный. Но насколько правдив такой образ представителей ямной культуры ранней бронзы?

 

Определенно, люди ямной культуры в научно-популярной и околоисторической литературе, а тем более во всяких пабликах, интернет-ресурсах и т.д. – это нечто большее, чем реальные ямники в современной археологии.  Хотя было время (достаточно давно), когда  с легкой руки Марии Гимбутас  и маститые  археологи всерьез писали о «конных ордах представителей ямной культуры», патриархальных воителях, сокрушивших мирных матриархальных земледельцев Старой Европы.  На самом деле, судя по уровню травматизма, ямники были не более воинственны, чем земледельцы на западе. А иногда  и менее. Массовых следов убийств и битв в поздненеолитической Европе   не видно, а сами «жертвы» вовсе не мирные и не матриархальные. Да и ямники не конные кочевники.  Они пасли мелкий  и крупный рогатый скот, на лошадях, судя по всему, часто не ездили, несмотря на то, что лошадь уже была приручена.  А до классической кочевой модели было еще очень долго. По крайней мере, такие данные нам предоставляет археология. Однако  в 2015 году вышла работа генетиков, согласно которой в позднем неолите Западной и Центральной Европы  происходит смена генофонда. Эти пространства заселяют люди, геном которых на три четверти состоит из того же компонента, что и у ямников.  Да и сами генетики порой смешивали оба понятия, объявив этот компонент «ямным» и таким образом создав некую ямную экспансию в те земли, где и ямников никогда не было.  Это продолжается до сих пор. Я писал недавно о свежей работе, где указывается некая экспансия ямников аж в Скандинавию.
На самом деле «возмутителями» генофонда были вовсе не представители ямной, а люди культуры шнуровой керамики. Это разные культуры, и одну из другой не выводят, хотя некоторые исследователи и пытались. Более того, сейчас очевидно, что и генетические данные не позволяют вывести шнуровиков от ямников, несмотря на близость генофонда. Это скорее популяции-сестры, чем родительская и дочерняя группы.
Важную роль в этой ямной экспансии уделяют мобильности скотоводческих групп. И мобильность у них не отнять, но и преувеличивать ее не стоит. Ямная культура распространялась в пределах привычных ей природных ландшафтов. Это степи и равнины, изредка лесостепь.  Если вы посмотрите на карту распространения ямной культуры, это будет очевидно.

Зачастую подчеркивается (особенно в «генетических» работах), что  мобильность и экспансия были обеспечены приручением коня. Хотя в той же свежей работе  причиной экспансии вообще были названы молочные продукты. Но вернемся к лошадям.  Пару дней назад вышла статья "The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes",  в которой исследовались очередные древние геномы. Только не человеческие, лошадиные. Казалось бы, при чем здесь ямники? А вот при чем.

Ученые исследовали 273 древних генома лошадей, проследили динамику изменений лошадиного генофонда, влияние отбора и географию. Выводы очень интересны.
Что это были за образцы? Временная шкала очень широкая. Пять образцов представляют период с 50 250 до  47 950 гг. до нашей эры, а все остальные расположились с 44 426 по 202 гг. до н.э.  На рисунке снизу под обозначением «а» вы можете увидеть  географическое распределение образцов. Это огромная территория от Алтая до Иберии, от Дании и Урала до Анатолии и Северной Африки. А выше карты мини-график с распределением по временной шкале.

435844_800.jpg

Данные древних геномов дали информацию о разнообразии лошадиной популяции до приручения лошадей. Выявилось четыре главных группы :
- Кластер Equus  lenensis (ELEN)  представлял лошадей из северо-восточной Сибири, которые проживали там от позднего плейстоцена до конца четвертого тысячелетия до нашей эры.
- Второй кластер представлял позднеплейстоценовую Румынию, Бельгию, Францию и Британию, а также регион от Испании до Скандинавии и Венгрии, Чехии и Польши в период с шестого по третье тысячелетия до нашей эры.
- Третий кластер – это лошади Пржевальского и ботайские лошади, распространенные на Южном Урале и Алтае.
- И наконец, четвертый кластер DOM2 представляет  современных лошадей и их непоредственных древних предков. Лошади этого кластера становятся широко заметными только после 2200 г. до н.э.

 

Лошади из Анатолии и Центральной Азии имели максимальный компонент, который на первом рисунке в части f окрашен в зеленый цвет.  Этот компонент вместе с другими был представлен и в неолитической Европе.  В частности, у таких культур как культура воронковидных кубков и культура шнуровой керамики.

436059_800.jpg

Но при этом в понтийских степях этот компонент вовсе не доминировал.  Напротив, там главенствовал компонент С-PONT, связанный с современными домашними лошадьми.  Там он обнаруживается среди трех лошадей с памятников майкопской, репинской и полтавкинской культур,  с датировками от 3500 до 2600 г. до н.э.  Кроме того, генетическая преемственность с домашними лошадьми  отвергнута для всех групп, кроме этой.  В том числе и для анатолийских животных.  И для поздненеолитических европейских. Единственное исключение – две позднеямные лошади с компонентом TURG  с Турганикского поселения  в Оренбургской области.  Древние одомашненные лошади, как и их современные потомки, как показали результаты анализа, на 95% состояли из кластера C-PONT и на 5% из кластера TURG.  Предки одомашненных лошадей жили в степях Западной Евразии, особенно в низовьях Волги и Дона, но не в Анатолии, в конце четвертого и начале третьего тысячелетий до нашей эры.
Как мы помним, анализ древних геномов людей выявил массовое изменение генофонда, которое генетики поспешили  связать с ямной культурой.  Как  тогда связано распространение геномов людей  и лошадей из Восточной Европы? Можно сказать, что для периода существования ямной культуры никак.  Выше уже было сказано, что носителями нового генофонда в Центральной, Северной и Западной Европе стали носители культуры шнуровой керамики. Однако образцы ее лошадей не имеют ничего общего с лошадьми ямников.  Выходит, что «конные орды» древних восточноевропейцев пришли пешком (точнее не на лошадях), не приведя с собой верных буцефалов.  Это было бы крайне странно для всадника-завоевателя. Впрочем, как я уже сказал – такой образ сформирован скорее в околоисторической среде. Для специалистов тут ничего особенно нового.
Домашние лошади современного типа начали распространяться в Европе лишь после 2200 г. до н.э. , примерно тогда же они появляются и в Анатолии, и на востоке. В этому времени ямная культура уже закончилась, да и в Европе главенствуют постшнуровые группы. И это как раз было очень интересное время в плане различных экспансий, в том числе и военных.
Лошади из кластера DOM2 найдены в курганах Синташты, тех самых, где обнаружены древнейшие колесницы, эти лошади обнаруживаются в Центральной Анатолии вместе с ранней иконографией двухколесных повозок.  Тогда же, вероятно, распространяется и верховая езда. Еще как спорт или развлечение, до появления кавалерии  и всадничества как такового довольно долго.  Это было время походов и потрясений.   В Восточной Европе в это время отмечены следы столкновений и войн, о чем я как-то уже писал более или менее подробно. Но для Карпатского бассейна, Анатолии и Леванта авторы статьи предполагают иной сценарий распространения DOM2 - связанный с торговлей лошадьми и верховой ездой.

214482_800.jpg

Благодаря отбору, животные из кластера DOM2 имели то, чего у их сородичей не было.  Это изменения в двух генах. Один, ZFPM1, отвечал за более послушное поведение, а второй, GSDMC, у людей связан с маркером хронической боли в спине. Для лошадей все это означало, что носители измененных генов будут более послушны и выносливы, более устойчивы к стрессу и нагрузке на позвоночник. Причем у самых ранний образцов майкопской, репинской и полтавкинской культур этих измененных генов еще не было.
Еще один удивительный факт – похоже исследователи в этой работе разгадали происхождение тарпана, вымершей   в начале 20 века дикой лошади.  Это дикие кони и не предки современных кобылок.  Тарпан появился в результате смешения кластера DOM2 и кластера позднего неолита. Их родина, вероятно, где-то на Западной Украине.
В итоге можно сказать, что экспансия человеческих генов и лошадей из  Восточной Европы  - это не связанные друг с другом вещи.  Несмотря на то, что ямники обладали животным, которое стало предком современных  домашних лошадей, его использование было ограниченным и никак не вышло за пределы ямного ареала. Настоящая лошадиная экспансия началась позже ямников, в 2200- 2000 гг. до н.э., когда эти кони стали распространяться в Западной Европе и Монголии, вытеснив всех других лошадей к 1500-1000 гг. до н.э. В этом им помог отбор, делающий животных послушными и выносливыми.
И этот период стал временем важных военных инноваций, конфликтов и походов. Чего не скажешь о времени ранней бронзы, когда бытовала ямная культура. Как же был изменен генофонд в четвертом тысячелетии до н.э., если ямники не устраивали тотальный конный геноцид?
По всей видимости, нужно искать другие сценарии.  Например, авторы указывают, что одной из причин могло быть сокращение численности населения в позднем неолите перед распространением культуры шнуровой керамики. И это хорошо. Потому, что археологи уже давно предполагают такой вариант. Я как-то уже размещал материал о мощнейших депопуляциях в дошнуровых сообществах.
В общем, пора уже давно попрощаться с мифологизированными ямниками. Станут ли от этого реальные ямники менее интересны? Мне нет.

 

Саму статью о лошадях можно почитать здесь

The origins and spread of domestic horses from the Western Eurasian steppes

https://www.nature.c...586-021-04018-9



#7
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Энеолитическое нефильтрованное

561753_800.png

Как думаете, что происходит на картинке? Происходит вещь вполне обычная по современным меркам, хотя и выглядит непривычно для нас. Люди употребляют алкоголь, а конкретно - пиво. Вероятно, именно так это и происходило около примерно пяти с половиной тысяч лет назад на территории современной Адыгеи. Представители майкопской культуры хоронили своего человека и похоже, помянули его вот таким способом, предполагающим коллективное распитие. В коллевном распитии и сегодня нет ничего необычного, удивляют разве, что вот эти трубочки. С них  все и началось.

"Археологи повторно исследовали набор из восьми серебряных и золотых трубочек-стержней, которые обнаружили еще в 1897 году во время раскопок Майкопского кургана и хранили все это время в Эрмитаже. Ученые пришли к выводу, что это древнейшие сохранившиеся соломинки для группового употребления пива из общего сосуда, которое было частью погребального обряда. Во время прошлых исследований эти артефакты интерпретировались как скипетры, части складного балдахина или ритуальные предметы. Результаты повторного исследования опубликованы в журнале Antiquity.

562359_800.png
В эпоху ранней бронзы (начало IV – начало III тысячелетия до нашей эры) на Северном Кавказе и в Предкавказье распространилась майкопская археологическая культура, названная так по одноименному базовому кургану, располагавшемуся на восточной окраине Майкопа. Наиболее хорошо изучены погребальные комплексы этой культуры. Своих умерших майкопцы хоронили преимущественно под курганами, в скорченном положении на боку. Носители этой культуры первыми из жителей Кавказа начали изготавливать керамику на гончарном круге. Кроме того, их выделяет широкое использование предметов из бронзы: сосудов, топоров, кинжалов, шильев и прочих инструментов. Археологи отмечают, что майкопская культура тесно связана с ближневосточными культурами.
В 1897 году под руководством русского археолога Николая Веселовского (Nikolay Veselovsky) был раскопан Майкопский курган (Ошад). Он представлял собой насыпь из глины высотой около 10,65 метров и диаметром порядка 100 метров, которую возвели во второй половине IV тысячелетия до нашей эры. Всего археологи обнаружили в нем три погребения, в двух из которых, похоже, находились останки женщин, которых похоронили с богатым инвентарем, в том числе с украшениями из золота и сердолика. В центральном же погребении находились останки знатного человека, тело которого в ходе обряда засыпали красной краской и многочисленными золотыми украшениями, в том числе в форме львов и быков. Помимо прочих артефактов из золота, сердолика, бирюзы, серебра, бронзы, археологи нашли в погребении восемь фрагментированных стержней-трубок.

562144_800.png

Виктор Трифонов (Viktor Trifonov) из Института истории материальной культуры РАН совместно с российскими коллегами повторно исследовал коллекцию из восьми золотых и серебряных трубочек с необычными наконечниками и декоративными фигурами быков, обнаруженных еще в 1897 году. С 1898 года вся коллекция материалов Майкопского кургана хранится в Эрмитаже.
Ученые отметили, что каждая трубочка диаметром около десяти миллиметров с зауженным и перфорированным наконечником составляла в длину примерно 112 сантиметров. Несмотря на это, вес такого артефакта (без учета фигурки быка) — около 200 грамм. Трубочки не были цельными и состояли из нескольких сегментов, которые соединялись между собой вставкой друг в друга и последующим обжатием и пайкой. Все наконечники украшены спиралевидным узором.

 

Первоначально Веселовский интерпретировал эти трубочки как скипетры. Впоследствии ученые выдвигали гипотезы, что они могли быть частью складного балдахина, который несли слуги над умершим во время похоронной процессии, либо же они использовались в ритуальных целях.
562480_800.png

562752_800.png
Археологи внимательно изучили технические детали трубочек и пришли к выводу, что эти предметы использовались в качестве соломинок для употребления напитков, требующих фильтрации. По мнению исследователей, древние жители Северного Кавказа употребляли пиво в «шумерском» стиле, то есть из одного общего сосуда с помощью длинных трубочек. Изображения таких сцен широко представлены в древнем месопотамском искусстве. Косвенным доказательством этого служат растительные остатки, обнаруженные на внутренней поверхности одного из наконечников.
 
563120_800.png
Ученые пришли к выводу, что это самые ранние известные трубочки для питья, хотя их более древние изображения известны с Ближнего Востока. Их расположение в погребении рядом с умершим, по мнению археологов, подчеркивает важность пиршества во время обряда.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях, посвященных употреблению пива. Так, археологи обнаружили, что переход к земледелию позволил древним жителям Китая устраивать массовые алкогольные пиршества. А индейцев цивилизации Уари уличили в использовании наркотиков и пива для укрепления собственной власти."

Отсюда:

 

Скипетры из Эрмитажа оказались древнейшими трубочками для питья пива

https://nplus1.ru/ne...drinking-straws

И отсюда

Найдены старейшие трубочки для питья

https://www.vokrugsv...-pitya-id705807



#8
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Сам пока не читал.

 

Археологические и археогенетические данные указывают на понтийско-каспийскую степную зону между Кавказом и Черным морем как на горнило, в котором возникли и распространились самые ранние степные скотоводческие общества, в конечном итоге оказавшие влияние на население от Европы до Внутренней Азии. Однако мало что известно об их экономических основах и факторах, которые могли способствовать их широкой мобильности. Здесь мы исследуем диетические белки в протеомах зубного камня 45 человек, живших в период от неолита до греко-римского периода в Понтийско-Каспийской степи и соседних регионах Южного Кавказа, Оки, Поволжья и Восточного Урала. Мы обнаружили, что овцеводство сопровождает самые ранние формы энеолитического скотоводства на Северном Кавказе. В четвертом тысячелетии до н.э. майкопское и раннеямное население также занималось исключительно овцеводством, оставляя крупный рогатый скот для тягловой силы и других целей. Мы наблюдаем разрушение специализации животноводства и экономическую диверсификацию молочных стад, совпадающую с аридизацией в последующие фазы позднеямной и северокавказской культур, за которыми последовало резкое ухудшение климата в катакомбный и лолинский периоды. Необходимость в дополнительных пастбищах для содержания этих стад, возможно, обусловила повышенную мобильность в периоды средней и поздней бронзы. После более чем 500-летнего перерыва северокавказская степь была вновь заселена обществами раннего железного века с широкой мобильной молочной экономикой, включая новый акцент на доение лошадей.
 


https://www.nature.c...559-022-01701-6



#9
Владимир

Владимир

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 231 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:русский
  • Фенотип: европейский
  • Y-ДНК:N-Z1936
  • мтДНК:H2a5b
  • Вероисповедание:агностик

Сам пока не читал.

 

Археологические и археогенетические данные указывают на понтийско-каспийскую степную зону между Кавказом и Черным морем как на горнило, в котором возникли и распространились самые ранние степные скотоводческие общества, в конечном итоге оказавшие влияние на население от Европы до Внутренней Азии. Однако мало что известно об их экономических основах и факторах, которые могли способствовать их широкой мобильности. Здесь мы исследуем диетические белки в протеомах зубного камня 45 человек, живших в период от неолита до греко-римского периода в Понтийско-Каспийской степи и соседних регионах Южного Кавказа, Оки, Поволжья и Восточного Урала. Мы обнаружили, что овцеводство сопровождает самые ранние формы энеолитического скотоводства на Северном Кавказе. В четвертом тысячелетии до н.э. майкопское и раннеямное население также занималось исключительно овцеводством, оставляя крупный рогатый скот для тягловой силы и других целей. Мы наблюдаем разрушение специализации животноводства и экономическую диверсификацию молочных стад, совпадающую с аридизацией в последующие фазы позднеямной и северокавказской культур, за которыми последовало резкое ухудшение климата в катакомбный и лолинский периоды. Необходимость в дополнительных пастбищах для содержания этих стад, возможно, обусловила повышенную мобильность в периоды средней и поздней бронзы. После более чем 500-летнего перерыва северокавказская степь была вновь заселена обществами раннего железного века с широкой мобильной молочной экономикой, включая новый акцент на доение лошадей.
 

https://www.nature.c...559-022-01701-6

 

 

будем надеяться, что генетику человека из этих мест они тоже взяли и опубликуют 

 

 

RCkzzay.png



#10
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Я прочёл эту статью недавно. Наверное, через недельку выложу пересказ.  Довольно ожидаемые результаты. Хотя тот же Энтони из работы в работу упорно пишет о кочевых ямниках верхом на лошадях. А в одной из последних статей он и ботайцев называет Botai population of Central Asian horse-riders.



#11
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Ну и учитывая последние исследования  толерантности к лактозе,  речь идет скорее  о всевозможных сырах и других переработанных молочных продуктах. Не о сыром молоке.



#12
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Я прочёл эту статью недавно. Наверное, через недельку выложу пересказ.  

 

Когда на Северном Кавказе стали употреблять молочные продукты?

 

 

613228_600.png

Гора Большой Тхач в Адыгее

Когда  именно население северопонтийских степей и Предкавказья начало практиковать употребление молочных продуктов доподлинно неизвестно. На протяжении мезолита и до энеолита жители этих мест охотились на различных животных - сурка, сайгака, благородного оленя, кабана,  тарпана,  онагра. Эти люди употребляли много рыбы и моллюсков, добывали птиц. Одомашненные животные попали в степи и предгорья с юга. Либо через Кавказ, либо через западное побережье Черного моря.  Во время трипольской культуры население степей уже взаимодействовало с настоящими земледельцами, имевшими домашних животных.  Это позволило им создать новую экономику, основанную на мобильном животноводстве.  Начиная со степных позднемайкопских групп, жители Предкавказья тоже становятся подвижными, редко оставаясь на одном месте и почти не основывая поселений. Классический пример - ямная культура, поселения которой крайне немногочисленны, а памятники представлены в основном курганами.

С четвертого по второе тысячелетие до нашей эры главными домашними животными степи были овцы, козы и крупный рогатый скот. Лошадь, будучи одомашненной, вероятно, в третьем тысячелетии, была на весьма скромных ролях.  Огромную роль в обеспечении подвижности скотоводов играло избретение колеса и колесного транспорта. Овечья шерсть появилась на Северном Кавказе, вероятно, в начале третьего тысячелетия.
Считается, что производство молочных продуктов люди этого региона освоили раньше, чем шерсть и колесный транспорт.  Тем не менее, недавние исследования показали, что самые ранние общества с производящим хозяйством на Кавказе не занимались производством продукции из молока.  Зоологические свидетельства показали, что содержать овец для молочного хозяйства на Кавказе стали только во втором тысячелетии до нашей эры, а крупный рогатый скот - еще позднее, в раннем железном веке.
Для реконструкции характера молочного хозяйства на Северном Кавказе в текущем исследовании применили методы масс-спектрометрии высокого разрешения к зубному камню 45 человек из 29 мест на Северном Кавказе (n = 27) и соседних регионах Южного Кавказа (n = 9), Окско-Волго-Донского (n = 7) и Восточного Урала (n = 2).  Образцы укладываются в рамки ок. 6000 до н.э. - 200 н.э.

 

609022_800.png

Карта выше показывает откуда брались образцы.

 

Результаты стоит рассмотреть дифференцированно по регионам.

Северный Кавказ

Здесь исследовали диетические белки в протеомах зубного камня 27 человек, включая трех человек эпохи энеолита, 23 человека бронзового века и одного человека раннего железного века. Присутствие молочных белков нашлось среди 96% образцов (у 26 человек) . Среди энеолитических индивидов, два из трех были положительны на молочные белки. Самый древний человек из этого региона в нашем исследовании, PG2001 из предгорной стоянки Прогресс 2 и датируемый 4338-4074 гг. до н.э., указывает на то, что молочное животноводство было характерной чертой экономики региона, по крайней мере, с конца пятого тысячелетия до нашей эры. В течение четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры  сохранялась зависимость от молочного животноводства среди всех проанализированных майкопских и степных майкопских образцов (ок. 3900-2900 гг. до н.э.; n = 7), как в предгорной, так и в степной зонах, а также у всех ямных индивидов (ок. 3300-2500 до н.э.; n = 3).
Примечательно, что   обнаружились только молочные белки Ovis (овец) на энеолитических, раннемайкопских, позднемайкопских, степных позднемайкопских и ранних ямных стоянках, предполагая, что молочное животноводство было специализированной деятельностью в четвертом и пятом тысячелетиях до нашей эры. В начале третьего тысячелетия до нашей эры выявлен широкий сдвиг в практике скотоводов в сторону более диверсифицированного молочного животноводства, основанного на использовании молока овец, коз и крупного рогатого скота. Белки молока от этих трех видов жвачных животных были идентифицированы среди людей связанных с поздней Ямной (ок. 2850-2500 до н.э.; n = 1), северокавказской (ок. 2800-2400 до н.э.; n = 4), катакомбной (ок. 2800-2400 до н.э.; n = 1), поздней северокавказской(ок. 2200-1650 гг. до н.э., n = 1) и  лолинской (ок. 2200-1650 гг. до н.э.; n = 6) культур, причем большинство людей потребляли молочные продукты из молока двух или трех различных животных.
Наконец, в период раннего железного века (восьмой-пятый века до нашей эры) наблюдается включение молока лошади (Equus) в молочную экономику (рис. 3e), при этом белки молока Ovis, Capra, Bos и Equus были идентифицированы
в зубном камне индивида MK5018.
Южный Кавказ

На Южном Кавказе проанализировали диетические белки в протеомах зубного камня девяти человек относящихся к периоду от неолита до греко-римского периода, и выявили молочные белки у половины проанализированных людей . Молочные белки не были обнаружены у самого раннего индивида, MTT001, датируемого 5879-5562 гг. до н.э. из неолитического Ментеш Тепе, относящегося к шулавери-шомутепинской культуре. Однако молочные белки были обнаружены, начиная с четвертого тысячелетия до н.э. и далее у людей, относящихся к энеолиту в Алхантепе (n = 1), среднему бронзовому веку в Кызкале (n = 2), железному веку в Гёйтепе (n = 2) и греко-римскому периоду в Кабале (n = 1). В отличие от Северного Кавказа, здесь не наблюдалось ранней ориентации на овцеводство; скорее, самый ранний обнаруженный молочный белок, обнаруженный в особи ALX002, датируемой 3776-3651 гг. до н.э., был отнесен к крупному рогатому скоту (Bovinae),
козьим (Capra) и овечьим (Ovis) молочным белкам на Южном Кавказе, но ни в один из периодов там не было обнаружено молоко лошади (Equus).
Регион Волга-Ока-Дон

В Окско-Волжско-Донском регионе проанализированы диетические белки в протеомах зубного камня семи людей, датируемых от энеолита до среднего бронзового века. Молочные белки не были обнаружены ни у индивидуума из неолита-бронзового века на стоянке Ксизово 6, датируемой 5837-5670 гг. до н.э, ни у людей, связанных с культурой Среднего Стога (n = 2) на стоянке энеолита-бронзового века Васильевский Кордон 27, датируемой приблизительно 3600-3100 гг. до н.э. Молочные белки также отсутствовали у индивида RAV002, датируемого 3514-3356 гг. до н.э., и двух среднебронзовых погребений века из могильника Шагара, датируемого 2572-1893 гг. до н.э. Только у одного человека на стоянке Ровеньки был обнаружен положительный тест на молочные белки. Этот индивид, RVK001, был связан с поздней катакомбной культуры, датируемой 2339-2148 гг. до н.э., и был положительным на белки молока овец (Ovis), коз (Capra) и крупного рогатого скота (Bovinae).

Восточно-Уральский регион

Проанализированы два индивида из Восточно-Уральского региона на стоянке Неплюевка, связанной с позднебронзовой срубно-алакульский культурой, датируемые примерно 1900-1600 гг. до н.э.  Обнаружены белки молока у обоих образцов, идентифицированы пептидные последовательности овец (Ovis) и крупного рогатого скота (Bovinae) для NEP008 и неспецифические пептидные последовательности, указывающие либо на овец, либо на крупный рогатый скот, для NEP01. овец или крупного рогатого скота для NEP013.

609265_800.png



Итоги

Результаты убедительно свидетельствуют о том, что молочное хозяйство было известно на Северной Кавказе с энеолита.  По всей видимости, проникло оно с юга. Самые ранние свидетельства доения животных и употребления молочных продуктов в настоящем исследовании происходят также с самого юга исследованнй территории  - на Южном Кавказе, в Алхантепе. Правда, доили там крупный рогатый скот, а не овец.  Возможно, это связано с природными условиями. Овцы более неприхотливы, требуют меньше воды и переносят более суровые зимы.

Недавние генетические исследования подтверждают связи популяций Анатолии и Южного Кавказа начиная примерно с 6500 г. до н.э. Однако, для Северного Кавказа распространение новых технологий не обязательно было связано с приходом нового населения. Например,  образец PG200133 не имел анатолийских корней вовсе, но употреблял молочные продукты.  Таким образом, освоение молочного хозяйства в регионе началось еще в пятом тысячелетии до нашей эры, за тысячу лет до "молочной экспансии" ямной культуры.

В случае с майкопской культурой имеем занятный парадокс. Если судить по археологическим артефактам, роль рогатого скота в майкопском обществе была весьма велика. Это золотые и серебряные статуэтки,  подношения черепов, кольца в нос для волов. Но судя по данным текущего исследования, овцы по-прежнему были главным поставщиком молочной продукции.  Кроме того, все исследованные майкопцы - и обычные, и степные, употребляли ее.  Вероятно, в то время крупный рогатый скот использовался в качестве тягловой силы, а также демонстрации идентичности или статуса.

Изменение в стратегии животноводства произошло во время ямной культуры,  точнее уже на позднем ее этапе. Ранние ямные образцы все также употребляли молочные продукты, полученные овцеводством. Но позднее хозяйство  стало более разнонаправленным, люди стали доить коз  и коров в заметных масштабах. Тенденция усилилась позднее. Люди катакомбной, северокавказской и ранней лолинской  культур употребляли молочные продукты  двух-трех животных.  Возможно, это было связано с климатическими изменениями.  Распространение ямной культуры происходило в оптимальных условиях, но к концу ее существования климат стал портиться, происходили засухи, аридизация, многие области запустынивались. Такая ситуация достигла максимума к 2200 году до нашей эры.  Люди стали более мобильны, передвигаться на большие расстояния.  Возможно, это вынудило обратиться их к ранее незадействованным ресурсам, например доить не только овец.
Но такая ситуация имела и обратный эффект - чрезмерный выпас, что привело к еще большему запустыниванию и отказу от водотребовательного скота. Из шести образцов лолинской культуры только один употребляли продукцию рогатого скота, остальные - только овечьи. После 1700 г. до н.э., степная и предгорная зоны Северного Кавказа в значительной степени обезлюдели до IX или VIII века до нашей эры. Но население жило на высоких плато.

В то же время, на севере стратегии жизнеобеспечения отличались. В Доно-Волго-Окском треугольнике охота, рыбалка и собирательство по прежнему играли огромную роль до конца третьего тысячелетия. И скот здесь выращивали на мясо, а не ради молока.

Отдельно стоит сказать о свидетельствах употребления  продуктов из лошадиного молока. В одной из прошлых работ был образец бронзового века из Нижнего Подонья, Кривянский IX, который показал, что лошадь тоже доили. Однако в текущем исследовании, несмотря на территориальный масштаб, таких образцов нет до IX века до нашей эры. Это подтверждает то, что  лошадь не являлась животным, которое содержали для доения. Хотя, вероятно, она была одомашнена не позднее начала третьего тысячелетия, и Доно-Волжские степи скорее всего являются родиной ее одомашнивания.
По всей видимости, употребление молочных продуктов лошади началось в более позднее время и на Кавказе распространилось перед скифами.

Изменение стратегий животноводства в разные периоды на Северном Кавказе.

609298_800.png

 

 

Emergence and intensification of dairying in the Caucasus and Eurasian steppes

https://www.nature.c...559-022-01701-6


  • "Спасибо" сказали: lana и профессор Перзеев


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей