С того момента, когда я узнал про свою гаплогруппу и то, что она славянская, я стал искать информацию о том, какие исторические события могли способствовать миграции моей ветви I2a.
Вопросов было бы меньше, если я и мои не давние предки принадлежали бы к балканским грекам например из северной Греции, но как многим на форуме известно я родом из анатолийских греков из южного побережья черного моря и по этому задался такой вопрос: Какими путями могли мои предки попасть в малую Азию?
Многим известно, что славяне многократно пересекали границы империи и даже осели в центральной Греции, и тут можно предположить, что позже потомки эллинизированых славян могли уже как ромеи перемещаться по всей территории империи и оказаться в малой Азии. Но я не исключаю и версию что мой предок мог оказаться в первые же годы в Малой Азии с момента появления его в империи.
Об этом и будет идти речь в этой теме.
В своих поисках информации я наткнулся на один пост одного греческого блогера и студента международных, европейских и региональных исследований Мариоса Новакопулоса.
"
Славяне в византийской Малой Азии: неизвестный этнос.
В нашей теме про этнический состав в Византийской Малой Азии и распространенности там эллинизма, мы сделали относительно краткую ссылку на славянские колонии в регионе. С разделением Босфора, Геллеспонта и Черного моря славяне, которые наводнили европейские провинции империи в 6-7 веке, не имели физического доступа к азиатской стороне. Однако временами, главным образом в качестве ответного удара за восстания и войны, славянское население переносилось на восток и расселялось как сельскохозяйственные солдаты.
Эта политика служила трону несколькими способами: отсекая славян от своих сверстников и бросая их в океан греческих православных, ускорили их христианизацию и эллинизм. Славянское население в Европе сокращалось, в то время как Малая Азия была усилена экономическими и военными подразделениями. Практика славянских колоний эксплуатировалась несколькими императорами с разными результатами.
Константинополь "не только терпел, но и одобрял создание иностранных граждан и поселенцев на своих территориях, часто проводя такие колонии самостоятельно, когда империя обнаружила, что эта мера была во многом полезна для нее". Славяне не составляли особую категорию, но они также присоединились ко многим запланированным государством перемещениям населения в течение византийского тысячелетия.
Пауликаны, мардиты, киприоты, персы, туркмены, сирийцы, армяне и печенеги были лишь некоторыми из этнических групп, которых империя взяла отсюда и перебросила туда, мотивированно или вынужденно, чтобы удовлетворить свои потребности. Впроцессе демографического брожения было предпринято стремление к окончательному поглощению и слиянию этих популяций с римской массой.
С 19-го века было проведено несколько исследований о присутствии славян в Малой Азии, в основном русскими, чешскими и славянскими историками в целом. В частности, старейшины часто вдохновлялись наставлениями и историографией панславизма, поэтому они склонны преувеличивать количество и влияние славянских колоний. Основным руководством для нашего анализа будет книга Амалии Элиади «Установка и присутствие славян в Византии в Малой Азии с 7 по 10 век».
Переселение 7 века
Первое упоминание о славянском присутствии в Малой Азии относится ко времени правления Константина II (642-668). Это был очень сложный период, в течение которого исламская экспансия на Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжалась неконтролируемо, в то время как балканский полуостров все чаще выходил из-под контроля римлян из-за славянских миграций. В 658 году Константин начал успешную кампанию в этой области, которая привела к захвату многих славян. Эти люди были включены в римскую армию, и Константин хотел использовать их против арабов.
В 665 году он взял их с собой для контратаки в Малую Азию, где около 5000 славян перебежали к противнику. Это был первый, но не последний случай славянских сослуживцев, оказавшихся ненадежными на поле боя. Их поведение было в полне ожидаемым. Насильственно арестовывая и зачисляя на военную службу вдали от своей родины, они, очевидно, не собирались рисковать жизнью ради императора. Источники не указывают, имело ли место переселение славянских солдат и их семей, и есть противоречие относительно того, предшествовала ли их колонизация востоку перед кампанией, или же было отправлено только малое славянское подразделение из Европы в Малую Азию для сражения. Элиади стремится ко второй версии.
Однако несколько десятилетий спустя мы имеем первую зарегистрированную миграцию. В 688 году император Юстиниан II выступит во Фракии против тамошних славянских племен и расселит их на другом берегу Геллеспонта, в городе Абидос. Абидос, расположенный напротив Ситоса, был важным городом древней Трои / Мизии, в очень стратегическом положении для контроля над проливами. Юстиниан, должно быть, возлагал большие надежды на это колониальное предприятие. Он назвал этих славян "состоятельными" людьми и назначил их лидером Небулуса, предоставив им некоторую административную автономию.Тридцать тысяч из них будут завербованы очень скоро в войне против арабов, но теперь они даже не будут выглядеть заслуживающими доверия. В 691/2 римская армия была разбита Халифатом в битве за Севастополь (Армения), в результате чего 20 000 славян дезертировали. Это была очень большая военная потеря. Юстиниан (в основном инструментальный и жестокий по своему характеру) приказал собрать семьи потомков на участке Лефкати в Никомедии, где они были убиты в качестве репрессий.
Здесь начинаются проблемы для историка. Хотя массовая депортация упоминается в нескольких источниках, убийство женщин и детей сообщается только в Феофане, хронографе, обычно предубежденном против Юстиниана II. Тем не менее, нет никаких признаков того, насколько велика была общая численность славян в Мисии, если бы только 30 000 были бойцами, использовавшимися в данной кампании. Славяне-историки приводят разные цифры, от 80 до 250 тысяч. Такие расчеты оспариваются как слишком большие. Тупик, возможно, был решен путем упоминания Михаила Сироса, который написал несколько веков спустя. По его версии, славянских дезертиров 692 года было 7000 челвек, что приводит к теории, что 20-30 тысяч - это целое сообщество.
Несмотря на сообщения об убийствах славянских гражданских лиц римлянами, вероятно, не было систематического истребления, что было совсем вне римских интересах. В кампании 716-718 гг. (Которая закончилась во второй осаде Константинополя) арабы встретились и заняли «славянский город» в Малой Азии. Так что либо часть Абидуса выжила, либо произошла еще одна колонизация.
Славяне Опсикиона
Во второй половине 8-го века воин-император Константин I Копроним провел несколько кампаний против болгар, сменив их последовательными и болезненными ударами. Во время этих войн славянские племена бежали к римлянам, чтобы избежать болгарской угрозы. Поэтому мы имеем первое добровольное вступление в империю, иммиграция, а не плен. «Толпа» (т.е. включая мирных жителей) в 208 000 человек обосновалась вокруг реки Артана, к западу от Сангари в Вифинии. А вот тут это число вызывает беспокойство. Принимая во внимание тот факт, что их переброска из Европы в Малую Азию должна осуществляться на корабле, легко понять, что это было бы кошмаром для римского флота.
Это массовое население, которое, по-видимому, вскоре было крещено, составляло основную славянскую общину Малой Азии в районе Опсикио. Тема Опсикио, с самого раннего основания в 7-м веке, была избранным кавалерийским корпусом, состоящим из солдат крестьян.
В последующие столетия у нас нет доказательств конкретных славянских движений в Малой Азии, за исключением смутного упоминания о том, что такие процессы происходили «много раз». Михаил А Рагавес (811-813) проводил колонии болгар в разных провинциях, но не уточнил, какие именно.
В 820 году, вскоре после восшествия на престол Михаила II из Травлоса, в Малой Азии вспыхнуло очень серьезное военное движение, которое должно было стать общественным движением. Генерал по имени Фома "Славянин" или "Раб" провозгласил себя императором и представлял серьезную угрозу власти Константинополя в течение трех лет. Фома, родившийся в скромной семье в восточном Понтосе, сплотил бедных крестьян против высших классов.
Он также выступил против иконоборческой политики, которую Михаил только что восстановил. Славяне стекались к Фоме, но о национальном характере его восстания не возникает и речи. Его армия состояла из войск "агаринов, индейцев, египтян, ассирийцев, мадианитян, абиссинов, иберийцев, кавиросов, славян, гуннов, вандалов, геттов ... лаз и алан, халдеев, армян и всех других народов". Нереалистичный список больше похож на географическое упражнение, чем на реалистичное изображение армии Фомаса (даже если мы представим, что наемники индейцев и мидасов могли быть предоставлены халифатом, который его поддерживал, но как появились вандалы в Малой Азии? это не было национальное движение. В конце концов, регион с самым компактным славянским населением в Малой Азии, субъект опсиков, оставался верным Михаилу.
В 10-м веке, в основном благодаря работе императора Константина III по «Темам», мы узнаем о теле «славян» или «склавин» Опсиков, используемых против сарацин (220 всадников в экспедиции на Крит) и славян Пелопоннеса. Во втором случае упоминается, что Романос Ι. Лекапинос доверял им достаточно, и использовал их в целом этническом составе, но он не переставал бояться отступничества и обеспечивал официально (с золотыми слитками) и удовлетворил их требования. Это означает, что, хотя славяне Малой Азии были включены в римское общество и вера в государство, поддержание чувства славянского происхождения и существования не допускало самоуспокоенности. Несмотря на немедленную и полную интеграцию Вифинийских славян в грекоязычную церковную систему, кажется, что полный эллинизм прогрессировал медленно.
Помимо исторических документов, жизнь святых дает мало информации о населении колонистов. Аскет Иоанник Великий (740-834), должно быть, происходил из вифнийских славян. Согласно жизни святого, который первоначально был солдатом избранной эскадрильи вспомогательных войск, его отца звали Мириццик, род Вуаля - славянский. После изгнания, отвергнув иконоборческую доктрину императора Константина I, Иоанник сел на гору Олимп в Вифинии, крупном центре греческого православного монашества.
Это присутствие (предположительно) славянского в монастырях Олимпа породило ряд теорий. Среди прочего, известные апостолы славян, братьев из Салоники Константин-Кирилл и Мефодий, были временно сосланы на Олимп. Итак, имели ли они контакт со славянскими языками в Вифинии, а не на окраинах Салоников? Историк Сократ Лиакос (который, помимо прочего, имел дело с происхождением влахов и древних македонян), утверждает, что перевод Евангелия, подготовленный двумя братьями в Моравии, был основан на «славянском» провинции Вифинии и приводит параллели с источниками, которые оспаривают греческое / римское происхождение апостолов. Для Элиади эти претензии "преувеличены" и "односторонни".
Последние предметы
В течение 11 и 12 веков упадок римской власти в Европе дал сербским государствам возможность восстать против Константинополя и претендовать на свою независимость, часто в сотрудничестве с венгерской региональной властью. Комненские короли реставрации, Алексиос I, Иоанн II и Мануил I, все должны были вести кампанию против сербов, чтобы поработить их и обезопасить их северо-западную границу.
В одной из этих войн, в 1139/30, Иоаннис Комнинос, навязав повстанцев, затянул в плен неопределенное количество сербов и поселил их в Вифинии. Должно быть, они были небольшим населением, примерно через 70 лет они сохранили свою особенность. В соглашении Partitio Romaniae, согласованном лидерами крестовых походов для определения раздела Восточной империи незадолго до падения 1204 года, в качестве отдельной области упоминается «Сервохория» Малой Азии.
Топонимы могут быть очень полезными в этнографическом историческом изучении, но они могут быть неверно истолкованы. Элиади, например, не согласна с толкованием о том, что епархия Гордосерваса Малой Азии имеет какое-то отношение к сербам или более поздней сервохории, или что город Сагудас относится к славянскому племени Македонии. Однако, хотя у Греции есть славянские топонимы, в настоящее время у нас нет славянских аналогов в Малой Азии.
С этого момента следы славянских славян теряются в истории. Давайте не будем забывать, что в XI-XV веках Малая Азия переживала ужасные испытания турецких вторжений и исламизации. Некоторые, несомненно, были бы потеряны, некоторые ушли бы на запад, а другие были бы покорены, исламизированы, сосланы. Их потомки, вероятно, будут среди современных турок и греков из Малой Азии. Однако, пока они жили отдельной группой, славяне Востока были одной из многих мозаик средневекового римского общества."
* студент международных, европейских и региональных исследований (mnovakopoulos.blogspot.com)
перевод из греческого на русский делал с google translator.