Сообщение изменено: Tora_sama, 13 Июль 2021 - 14:25.
Войти Создать учётную запись

Культура рязано-окских могильников.
#1
Опубликовано 13 Июль 2021 - 13:15

- "Спасибо" сказали: von Koren и Austragasts
#3
Опубликовано 13 Июль 2021 - 13:29

#4
Опубликовано 17 Июль 2021 - 14:52

- "Спасибо" сказали: профессор Перзеев, von Koren и Tora_sama
#5
Опубликовано 27 Июль 2021 - 22:03

"Как известно в первых веках нашей эры Рязанщину населяют племена городецкой культуры. Затерянные среди дремучих лесов городища были хорошо рассчитаны на отражение набегов небольших отрядов неприятеля, а также для защиты в междоусобных конфликтах. Но все эти меры безопасности оказались бесполезны, когда в начале первого тысячелетия н.э. на рязанское течение Оки пришли грозные завоеватели, чья культура получила через тысячу лет название культуры рязано-окских могильников (чтобы не загромождать текст излишней терминологией, будем называть их просто - рязано-окцы). Почему такое странное название? Да потому, что почти вся информация об этой культуре получена во время раскопок могильников. В Шиловском районе еще в начале 20 века были исследованы могильники у с.Срезнево, у с.Тырново, Кулаковский могильник - у поселка Прибрежный. К концу века список расширился: были изучены два могильника у с. Борок, Куземкинский и Бортниковский. Что же известно нам об этой таинственной культуре?
Откуда они появились? К сожалению, на настоящий момент это является тайной которую лишь приоткрывают археологи и историки. Некоторые говорят о степном племени, родственном сарматам, другие ищут их прародину в Поволжье и Приуралье.
Городецкие городища, население которых оказало сопротивление, буквально засыпаны небольшими наконечниками метательных дротиков. Именно эти двушипные черешковые и втульчатые наконечники во многом могут указать на тайну происхождения культуры Рязано - Окских могильников. Археолог А.В. Арциховский сравнивал их со стрелами из римских лагерей Дунайского лимеса 1-3 вв. н.э. Они имеют множественные аналоги на памятниках Городецкой и Дьяковской культуры. Принципиально важно что эти наконечники появляются в Поочье одновременно с носителями Культуры Рязано-Окских могильников. Большинство авторов сходятся во мнении, что они происходят от римских пилумов. Чаще всего эти наконечники также найдены, во рвах и на валах. Автор склонен связать их присутствие со значимым для средней Оки событием,1-3 вв. н.э. а именно с самим появлением культуры
Рязано-окских могильников, в каждом мужском погребении которой мы находим двушипные дротики. Справедливым будет предположение, о том, что данный тип стрел и дротиков, появился на Городецких городищах, в процессе их захвата пришельцами. Это подтверждается материалами ряда памятников в том числе Щербинского, Мелиховского, Вышгородского и Троицкого городища.
Добавлю, что мнение А.В.Арцеховского подтверждает гипотезу о готских корнях происхождения культуры рязано-окских могильников которая высказывается в последние всё чаще и чаще. К этому же мнению склоняются и исследователи в наши дни.
Есть и более смелые гипотезы. Которые уже сейчас позволяют вписать события, происходящие на средней Оке в общемировую историю. Ещё Лев Николаевич Гумилев заложивший основы пассионарности говорил о продвижении сибирских народов через всю Евразию на север Европы, что по сути и привело к появлению Финно-угров на территории современной Финляндии и вызвало к жизни движение Готов на юг.
Коренной перелом в изучении культуры Рязано-Окских могильников наступил когда было доказано что их предкими являлись люди оставившие памятники типа Андреевского кургана найденного в Среднем Поволжье. С этого момента изучение предыстории появление Рязано-Окцев на рязанщине стало проясняться. В. В. Гришакова и С. Э. Зубова пришли к выводу, что грунтовые погребения Андреевского кургана были оставлены зауральской (угорско-иранской) группой населения саргатской культуры, состоящей в основном из мужчин-воинов, которые, проходя через территорию занятую пьяноборскими племенами, заимствовали определенные элементы их материальной культуры, что нашло отражение в грунтовых погребениях Андреевского кургана «первого поколения». Последующие погребения, по их мнению, иллюстрируют процесс «растворения» пришельцев в местной (постгородецкой) этнокультурной среде.
В Андреевском кургане и в матерьялах Кошибеевского периода Рязано-окской культуры у нас на Рязанщине найдены многочисленные римские вещи, мечи, пряжки и фибулы, в том числе фибулы типа «Avcissa» которые не могли быть предметами полученными в результате торговли, а являлись элементами особой «римской моды» связаной с костюмом и вооружением к которому относиться и двушипные наконечники дротиков.
Фибулы «Avcissa» являлись символом римских солдат Ауксилариев составляющих Ауксилии (лат. auxilia) — вспомогательные войска древнеримской армии, набиравшиеся из чужеземцев. В которых вероятно и служили первоначально Андреевцы, а затем и Рязано-Окцы
Вероятно люди оставившие погребение Андреевского кургана и пришедшие на Рязанщину, принимали участие в боевых действиях на территории римских провинций и сопредельных территориях. По мнению Ставицкого В.В. вещи ранней группы предметов западного импорта датируется серединой —началом второй половины I в н. э., когда, видимо, объединением андреевско-писеральских племен был совершен поход на территорию Северного Причерноморья.Предлогом для его организации могла послужить борьба, которая развернулась за Боспорское царство между Митридатом VIII, праправнуком знаменитого Митридата Евпатора, и его младшим братом Котисом, который опирался на поддержку римских войск. В эту борьбу были вовлечены варварские
племена. Из сообщений К. Тацита известно, что Митридата поддержали северокавказские племена сираков , которые жили по соседству с меотами и находились с ними в тесных взаимоотношениях , что позволяет предполагать их совместное участие в этой борьбе. Впрочем, меоты могли выступить и на стороне Боспора, поскольку до этого Митридатом было захвачено царство дан-дариев, которые, по словам Страбона, были меотами . Не надеясь на их помощь, Митридат впоследствии был вынужден отступить, оставив город дандариев Созы . Эти и иные обстоятельства приоткрывают перед нами тайну имени этого народа. По предположению одного из ведущих специалистов по изучению сарматских древностей К.Ф. Смирнова, данная территория в первые века нашей эры входила в контактную зону местного финно-угорского населения и сарматоязычных аорсов.
Это не противореча Саргасским корням, но от части говорит о Меотских корнях предков Рязано-Окского населения. Среди которых к слову сказать бытовали и двушипные дротики нанёсшие удар по городецким и дьяковским городищам .
Да и само имя Аорсов созвучно Арсами, жителями Арсании или Артании как возможно именовалось государство возникшее чуть позже на Средней Оке. И уж тем более созвучно с именем скандинавских «Асов» которые, по мнению исследователя Тура Хейердала вышли в виде "народа Одина". Что в контексте созвучия имени Аоросов с Росами или Русами, в результате дальнейших исследований поможет расширить наши знания о происхождении и Русской народности.
В отличие от других завоевателей, рязано-окцы не ушли отсюда, а остались на этой земле, ставшей впоследствии для них родиной.
Городецкое население Рязанщины было в кратчайшие сроки ассимилировано пришельцами, в то время как соседняя территория распространения Дьяковской культуры попала лишь в зону постоянного влияния Рязано-Окцев , как и все Волго-окское междуречье в целом.
Таким образом, появление двушипных наконечников стрел на памятниках дьяковской культуры следует связывать с экспансией андреевско-писеральского населения. Видимо, не случайно, что на Троицком городище, где их найдено больше всего, они относятся к тому же времени, что и фибула «Avcissa». Причем более половины двушипных наконечников, также как и фибула, найдены во рву и поблизости от него , что может свидетельствовать об их потере при штурме городища.
Зачастую пришельцы селились на захваченных ими городищах, правда, несколько изменяя устройство оборонительных сооружений. С напольной стороны все также оставался вал с воротами, а со стороны мыса устраивался узкий въезд на территорию городища. Стены устраивались из бревенчатых срубов - «городней». Особо укреплялись ворота. Важная отличительная черта городищ рязано-окцев - это наличие в ряде случаев укреплённых посадов около городищ. Таким образом, крупные города этой культуры состояли из двух частей: детинца и посада. Не исключено, что на посадах продолжало жить городецкое население, а в детинцах - рязано-окцы.
Исследования последних лет показали, что колонизация проходила в несколько этапов. Первоначально в процессе продвижения Андревцев на запад происходит сложение Кошибеевской культуры, а затем в 4 веке какая-то часть очень высоко милитаризованного населения вновь приходит сюда уже с запада не только с римскими но и готским чертами. И начинает доминировать в Волго-окском междуречье.
Появившись во 2-3 веках нашей эры, могильники рязано-окского типа продолжают существовать до начала 7 века, а потом исчезают. Однако исследования последних лет показали, что даже в 8-10-ых веках многие памятники на территории нашего района продолжают своё существование. Правда облик керамики и украшений, найденных на них, несколько отличается от классических рязано-окских, но общее их родство не вызывает особых сомнений.
Автор: директор Шиловского районного краеведческого музея Гаврилов А.П.
Он же о КРОМ.
Сообщение изменено: Tora_sama, 27 Июль 2021 - 22:28.
- "Спасибо" сказали: ВИТ и профессор Перзеев
#6
Опубликовано 12 Октябрь 2021 - 22:09

Выставка в Москве, посвящённая КРОМ. Надеюсь получится побывать.
- "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг
#7
Опубликовано 13 Октябрь 2021 - 11:02

Вот, собственно, скульптурная реконструкция. Ундрих.
А вот такие были варианты в зависимости от возраста.

В итоге остановились на этом.

Tora_sama где-то выкладывал статью, где были краниологические данные. Мне так до сих пор непонятно, почему авторы обозвали его тип средиземноморским, учитывая значительную скуловую ширину, некоторое ослабление профилировки. Честно говоря, его значения напомнили тип радимичей, дреговичей, переяславских полян. Если бы не профилировка. У цнинской мордвы наоборот узкое лицо, но может быть в его случае это индивидуальная изменчивость.
- "Спасибо" сказали: профессор Перзеев, roaring и Tora_sama
#9
Опубликовано 13 Октябрь 2021 - 16:48

Вот, собственно, скульптурная реконструкция. Ундрих.
А вот такие были варианты в зависимости от возраста.
В итоге остановились на этом.
Tora_sama где-то выкладывал статью, где были краниологические данные. Мне так до сих пор непонятно, почему авторы обозвали его тип средиземноморским, учитывая значительную скуловую ширину, некоторое ослабление профилировки. Честно говоря, его значения напомнили тип радимичей, дреговичей, переяславских полян. Если бы не профилировка. У цнинской мордвы наоборот узкое лицо, но может быть в его случае это индивидуальная изменчивость.
А есть череп и измерения?
#10
Опубликовано 13 Октябрь 2021 - 16:57

К посту прикреплен документ, там с. 257-260 с показателями.
https://vk.com/artan...-153435247_5529
- "Спасибо" сказали: roaring
#12
Опубликовано 05 Ноябрь 2021 - 08:18

Странно, она говорит, что никакой уралоидности даже не наблюдается и поясняет: профилировка лица сильная, нос выступает значительно, складки верхнего века нет.
На графической реконструкции она есть, но до ладно. Может это фантазия художника. Но в статье про череп приведены его характеристики. И профилировка там никак не сильная (141), а угол выступания носа не значительный (24).
- "Спасибо" сказали: Deus
#13
Опубликовано 05 Ноябрь 2021 - 21:46

Странно, она говорит, что никакой уралоидности даже не наблюдается и поясняет: профилировка лица сильная, нос выступает значительно, складки верхнего века нет.
На графической реконструкции она есть, но до ладно. Может это фантазия художника. Но в статье про череп приведены его характеристики. И профилировка там никак не сильная (141), а угол выступания носа не значительный (24).
Горизональная профилирвока 128. Усредненность выступания носа можно объяснить прогнатизмом.
#15
Опубликовано 06 Ноябрь 2021 - 09:21

Горизональная профилирвока 128.
Горизонтальная профилировка из двух показателей состоит. Зигомаксиллярный угол там действительно 128. Зато назомалярный 141. Сильная профилировка подразумевает малые углы на обоих уровнях.
Усредненность выступания носа можно объяснить прогнатизмом.
Объяснить можно как угодно, но выступание носа от этого не станет сильным. Есть стандартизированные краниометрические показатели и их вариации, где 24 - это нижняя граница среднего выступания носа. В общем-то, в самое статье про воина из Ундриха на 259 странице приведена градация.
Там вообще такое ощущение, что текст не сильно дружит с показателями. На 258 странице отмечена скуловая ширина - 137. И рядом пометка о градации - большое значение. Это действительно так. Но в разделе про реконструкцию они указывают "По абсолютным размерам лицо узкое..." Это при том, что восстановленная скуловая ширина на реконструкции 146.
И вывод вообще удивителен "По этим показателям данного индивида можно отнести к средиземноморскому антропологическому типу".
#16
Опубликовано 06 Ноябрь 2021 - 10:02

Объяснить можно как угодно, но выступание носа от этого не станет сильным. Есть стандартизированные краниометрические показатели и их вариации, где 24 - это нижняя граница среднего выступания носа. В общем-то, в самое статье про воина из Ундриха на 259 странице приведена градация.
Это так. Однако мне вспомнилось описание черепов ранних волосовцев, у которых при высоком дакриальном указателе и переносье тем не менее обнаруживалось ослабление выступания носа, при этом присутствовала выраженная прогнатия. Остальные характеристики так же соответствовали европейским нормам.
Там вообще такое ощущение, что текст не сильно дружит с показателями. На 258 странице отмечена скуловая ширина - 137. И рядом пометка о градации - большое значение. Это действительно так. Но в разделе про реконструкцию они указывают "По абсолютным размерам лицо узкое..." Это при том, что восстановленная скуловая ширина на реконструкции 146.
И вывод вообще удивителен "По этим показателям данного индивида можно отнести к средиземноморскому антропологическому типу".
"Средиземноморским типом" называли в зависимости от контекста. В данном случае крайней долихоцефалии, вероятно, стало достаточно.
#17
Опубликовано 20 Ноябрь 2021 - 21:33

18 ноября член Рязано-окского исторического сообщества телеоператор и путешественник Сергей Карпов передал в музей бюст - реконструкцию облика древнего рязанца, носителя культуры рязано-окских могильников, выполненную в знаменитой на весь мир лаборатории Герасимова. Автор реконструкции - один из ведущих российских антропологов Елизавета Валентиновна Веселовская - восстановила внешность по материалам погребения 90 могильника Ундрих Рязанской области. Некрополь Ундрих на сегодняшний день хорошо изучен и является настоящей жемчужиной археологии Рязанского края, он достоин быть таким же заповедником, как и знаменитая Старая Рязань. Хоронили здесь людей особенных, не простых. Мужчина, лицо которого мы теперь можем видеть был не только настоящим красавцем, он, похоже, был знаменитым воином, вождем или князем этого таинственного народа, создавшего на территории Центральной России и Поволжья варварское королевство задолго до Древней Руси в 5 веке. В его погребении было 2 меча, в том числе короткий статусный, а также украшения, которые носили только знатные воины. Он погиб молодым, по словам антропологов ему 30-35 лет.
Комплексный метод изучения - научное кредо рязано-окского исторического сообщества, в задачи которого входит еще и междисциплинарная коммуникация изучения КРОМ. В данный момент начались еще и масштабные генетические исследования культуры рязано-окских могильников под руководством знаменитого отечественного генетика Елены Владимировны Балановской в лаборатории генетики РАН. Все дело в том, что для археологов до сих пор загадка: к какому этносу относится этот народ. Их относили и к фино-уграм и к сарматам-аорсам. Учитывая, что у российских генетиков уже накоплена обширная база по современным жителям Рязанской области, ещё одним результатом масштабного исследования станет окончательное решение вопроса являются ли рязано-окцы предками современных россиян! Будет изучен и генетический материал того самого воина, облик которого восстановили антропологи.
Деньги на реконструкцию собирали жертвователи, члены Рязано-окского исторического сообщества и обычные люди, объединённые интересом к этой яркой и необычной культуре.
Этот бюст станет важным элементом наукоёмкой экспозиции Шиловского музея, построенной на основе принципа исторической ретроспективы и позволит получить более наглядное представление о древней истории среднего Поочья.
Аналогичный бюст лег в основу новой передвижной выставки Рязано-окского исторического сообщества, которая подробно рассказывает о процессе создания реконструкции и об этом таинственном народе, который долгое время был вычеркнут из нашей истории.
- "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг, профессор Перзеев и von Koren
#21
Опубликовано 09 Декабрь 2021 - 13:10

#22
Опубликовано 29 Декабрь 2021 - 14:55

- "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг и Tora_sama
#24
Опубликовано 02 Апрель 2022 - 17:31

Сообщение изменено: Tora_sama, 02 Апрель 2022 - 19:13.
- Краки Нифлунг, профессор Перзеев, omoplata и 2 других пользователя сказали "Спасибо"
#25
Опубликовано 05 Май 2022 - 19:29

29 апреля в Шиловском музейном комплексе состоялся научный семинар на тему "Ундрих: путь к предкам через ДНК". Проводил семинар к.ф.м.н. Семенов Александр Сергеевич. В работе семинара приняли участие сотрудники музейного комплекса и члены Рязано-окского исторического сообщества. Семинар является продолжением научной работы с лабораторией исторической генетики МФТИ, возглавляемой к.б.н. Мустафиным Х.Х., на протяжении нескольких лет. Цель исследований- выявление ДНК у представителей Рязано-окской археологической культуры (могильник Ундрих) и отследить возможную преемственность ДНК на современных жителях Шиловского района Рязанской области. С целью забора материала для исследования ДНК состоялся выезд группы в окрестные села.
Ну что ж:
1) Это прекрасно, значит выделили наконец-то и аутосомы.
2) Не очень прекрасно, если гаплогруппа, которую я увидел действительно окажется той что на скринах из презентации((
#27
Опубликовано 06 Май 2022 - 18:26

N1c, что сразу сводит на нет теорию о готском/сарматском происхождении КРОМ, и при этом мало связывает нас с теми же современными потомками тех земель, ибо Nки у мокши с эрзей практически нет (на уровне 5%), да и интересно, что за такой носитель N1c мог иметь долихокефалию в 5 веке, да ещё и в тех краях.
#29
Опубликовано 07 Май 2022 - 18:49

Разве гаплогруппы как-то связаны с антропологическим типом или хоть какими-то отдельными данными антропометрии?
Никак не связанны, но в данном контексте это действительно вопрос, кто мог в 5 веке на территории Рязанской области иметь данную гаплогруппу и при этом быть долихокефалом? Попробую объяснить на примере, если бы это было на территории западной Финляндии, это можно бы было объяснить, гапла от финских племён, долихокефалия от взаимодействия с населением с противоположного берега Ботнического залива. Будь у данного вождя КРОМ R1a можно было бы списать на скифосарматское влияние, если R1b, ямники, все местные, I1 готы там проходили ( и это одна из основных теорий происхождения КРОМ как таковой).
#30
Опубликовано 07 Май 2022 - 20:47

Никак не связанны, но в данном контексте это действительно вопрос, кто мог в 5 веке на территории Рязанской области иметь данную гаплогруппу и при этом быть долихокефалом? Попробую объяснить на примере, если бы это было на территории западной Финляндии, это можно бы было объяснить, гапла от финских племён, долихокефалия от взаимодействия с населением с противоположного берега Ботнического залива. Будь у данного вождя КРОМ R1a можно было бы списать на скифосарматское влияние, если R1b, ямники, все местные, I1 готы там проходили ( и это одна из основных теорий происхождения КРОМ как таковой).
Да не стоит особо гадать, получим результаты и посмотрим, гапло может быть залётной, сколько раз это уже было, да и пять процентов это не одна десятая.
Сообщение изменено: roaring, 07 Май 2022 - 20:48.
Посетителей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей