Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Латыши в Поволжье и на Урале


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
6 ответов в этой теме

#1
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата
ЛАТЫШИ (самоназв. latviesi, latvji), коренное население Латвийской Республики. Численность латышей в Латвии - 1,4 млн., в Россиийской Федерации - 47 тысяч, в Башкортостане 1956 чел. (1989). Они проживают на территории Арх-Латышского, Бакалдинского сельских советов и в селе Архангельское Архангельского района, в селах Ауструм и Балтика Иглинского района, в деревне Банковка Стерлибашевского района РБ.

Латыши Башкортостана - лютеране, их община зарегистрирована в консистории лютеранской церкви Латвии. На территории Башкирии латыши появились в 70-х гг. 19 в. Большинство переселенцев были выходцами из сельской местности Курляндской и Лифляндской губерний. Они устремились в Уфимскую, Саратовскую, Оренбургскую и другие губернии, где земля стоила намного дешевле, чем в западной части империи. К 1897 в Уфимской губернии насчитывалось 385 латышских хуторов с 3875 жителями.

Следующий этап переселения латышей в Башкирию связан со Столыпинской аграрной реформой. К 1920 их численность в Башкирии достигла максимального уровня - 8128 человек, в 1928 было 25 латышских колоний. Самые крупные из них находились на территории Уфимского кантона: поселок Ауструм, Озолы, Балтия, Баложи и Архангельское. С середине 20 в. латыши начали возвращаться в Латвию, в основном молодое поколение, стремящееся к сохранению национального языка, традиций, культуры. Латыши принесли в Башкирию традицию жить хуторами (viensetas). Средние хозяека владели 20-40 га земли, 1-2 лошадьми, 4-5 коровами, участками леса и луга. Для латышской усадьбы характерно расположение жилого дома (istaba) в центре насаждений деревьев, декоративных кустарников и цветов, плодовых садов с ягодниками. Латышские поселения потеряли свой колорит в годы коллективизации, когда латышей переселяли из хуторов в деревни. Традиционная одежда начала вытесняться одеждой гор. типа уже ко времени переселения латышей в Башкирию, однако многие элементы народного костюма сохранились.

Женский костюм состоит из длинной, туникообразной полотняной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом (ниебурс), узорного тканого пояса и наплечного покрывала - льняного (снатене) или шерстяного (виллайне), украшенного цветной вышивкой (сагша). Головным убором девушек был венец из материи, вышитой бисером, часто с лентами. Замужние женщины носили разнообразные шапочки, чепцы или головные полотенца (наматс).

Мужскую традиционную одежду составляла короткая льняная рубаха, льняные или шерстяные белые, темные или полосатые штаны, длинный кафтан, кушак, шляпа с полями, иногда картуз и кожаная обувь (пасталас). Старинные традиции устойчиво сохраняются в орнаментации вязаных изделий.

В современной латышской кухне распространены каши на кислом молоке (путра), иногда с мясом или жиром; вареная капуста, варево из свежих и квашеных овощей (капости) и др. В праздничные дни готовят пирожки со шпиком или мясом, тушеную капусту со свининой и др.

Самым большим праздником у латышей считается день Лиго (день Яниса), отмечающийся вечером и ночью накануне дня летнего солнцестояния. Из христ. праздников наиб. почитаемы Рождество, Пасха и Троица. В латышских деревнях имеются самодеятельные фольклорные коллективы, в т.ч. мужские духовые оркестры. Среди латышей Башкирии первые кавалеры орд. Ленина в БАССР (Анна Дусе и Дора Бите), 8 Героев Сов. Союза. В 1985 АН Латвийской ССР организовала комплексную экспедицию в Башкортостан для обследования степени сохранения языка, фольклора, этнографических традиций латышей. Летом 1993 башкирские латыши создали национально-культурное общество "Ауструми", которое установило контакты с латышскими общинами России, с обществом латышей России, с посольством Латышской Республики в России.
http://skola.ogrelan...slovo/lv399.htm

#2
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Латышские (из Башкирии) и башкирские школьники в народных костюмах


#3
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата
ЛАТЫШИ

небольшая этническая общность, находящаяся в численно превосходящем иноэтническом окружении. По языковой принадлежности относятся к летто-литовской (балтийской) группе индоевропейской языковой семьи. В Ульяновском Поволжье латыши расселились в 1870-1910, первоначально на землях Карсунского уезда (из Ауцкого уезда Курляндской губернии). В 1880 основная их часть переселилась на земли Сенгилеевского уезда.

Первый латышский хутор из 60 домов появился в 1875 у с. Кивать Сенгилеевского уезда. Латыши выкорчевали отведенный лесной массив, построили землянки, распахали целину; за землю платили удельному ведомству. Возделывали рожь, овес, картофель; занимались огородничеством, животноводством. Хутор получил название Чекалино-Латышский (с 1920 - поселок Балтия, с 1945 - с. Красная Балтия). В 1909-1910 из Курляндской губернии переселились еще несколько латышских семей на земли Николаевской волости Сызранского уезда. На 1989 в области насчитывалось более 350 Л. Основная часть сельского населения живет в с. Красная Балтия Кузоватовского района. Длительное проживание латышей среди других народов обусловило большие изменения в их материальной культуре, быте. Застройка усадьбы, жилище, внутренняя планировка дома в значительной степени заимствованы у русских, преобладает 2-х или 3-х каменная постройка, состоящая из жилого дома и сеней или дома и сеней с коридором (“крылец”), верандой и кладовой (в прошлом комора). Жилая часть дома подразделяется на две половины: заднюю с русской печью и переднюю. Размещение печи в жилище - по среднерусскому варианту. Этническое своеобразие жилища прослеживается лишь в оформлении внутреннего интерьера: используется текстиль, разнообразные плетения, керамика. Из хозяйственных построек на многих усадьбах имеются погреб, подвал для хранения овощей, сараи-стойла для домашнего скота, баня. У отдельных владельцев автомобилей, мотоциклов - гаражи. Поселок озелененный, в палисадниках домов разбиты цветники, на окраинах - огромные деревья - ровесники поселку по возрасту, в центре - озеро, из которого берут воду для хозяйственных нужд. Почти утрачены национальные черты в одежде. Народный костюм одевают лишь во время выступлений участники художественной самодеятельности (старинный женский костюм состоял из длинной полотняной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом, узорного тканого пояса и наплечного покрывала; головным убором девушек был венец из материи, замужних женщин - чепец; мужскую старинную одежду составляла: короткая рубаха, белые, темные или полосатые шерстяные штаны, длинный кафтан, кушак, шляпа с полями или картуз, кожаная обувь). Наиболее устойчиво старинные традиции в одежде сохраняются в изготовлении вязаных изделий. Латышские мужчины, женщины и дети и ныне носят разнообразные вязаные вещи с национальным орнаментом (свитера, кофточки, шапочки, носки, варежки и др.).

Довольно устойчивой остается традиционная кухня, некоторые предметы домашнего обихода. В современной латышской кухне по-прежнему продолжают играть основную роль зерновые, молочные, мясные продукты, а также овощи, картофель, рыба. Возможность расширить ассортимент блюд за счет покупных продуктов значительно разнообразила будничные и праздничные кушанья. Но многие традиционные блюда готовятся и сегодня. Это прежде всего картофельная похлебка с клецками, рыба, путра - каша с молоком или с жиром, капости - вареная капуста, варево из свежих и квашеных овощей, салат-“рассол” из вареного картофеля, селедки, вареной свинины, крутых яиц со сметаной и горчицей. В праздничные дни традиционно готовят тушеную капусту со свининой, блюда из тертого картофеля, творожный сыр, пирожки со шпиком или с мясом и др. Латыши берегут свой язык, письменность, обычаи, обряды, народные песни. Ежегодно 7 июля проводится праздник “День Лиго” (Ивана Купалы) - летнего солнцестояния. Съезжаются на него жители многих окрестных сел. Проводится этот праздник с сохранением ряда народных традиций: украшают жилище венками и ветками березы. Главным действующим лицом праздника является Янис (Иван). Вместе с Янисом (Янисами) жители Красной Балтии и гости отправляются в лес, рощу, к воде, где собирают полезные травы янисов (ромашку, клевер, папоротник и другое). Из собранных трав и цветов плетут венки, обмениваются ими. Венки вешают на домашний скот. Сбор трав, цветов, обмен венками сопровождается песнями “лиго”, которые, как считалось прежде, способны были дать благополучие дому, здоровье в семье. Припев “лиго” по представлениям латышей играл магическую роль. В “День Лиго” “разрешено объявлять в песнях недостатки любого жителя, и он не имеет права обижаться, а должен отвечать с умом и песней...” Заканчивается праздник “День Лиго” после захода солнца танцами и песнями молодежи.

С сохранением ряда традиций проводится и один из самых значительных семейных праздников - свадьба. Она включает сватовство, свадебное торжество с бракосочетанием в ЗАГСе. Начинается праздник в доме невесты с выкупа “почетных ворот”, встречей молодых хлебом-солью, “посвящением молодой в замужнюю женщину”. Эти увеселительные игровые моменты сопровождаются шутками, танцами, песнями. Продолжается свадебное торжество (на 2-й и 3-й дни) в доме мужа. Проводятся сегодня в Красной Балтии, как и в других селах и районах области, общесоветские, земледельческие праздники: первой борозды, уборки урожая и другие. Основной мотив этих праздников - чествование тружеников села.

Фольклорная группа ДК села Красная Балтия - неоднократный участник областных смотров художественной самодеятельности, своими успешными выступлениями она известна далеко за пределами своего села. Сегодня (1970-1990-е гг.) в силу миграционных и этнических процессов (естественной ассимиляции) происходит сокращение численности Л.

Лит.: 1. Очерки общей этнографии. Европейская часть /Под ред.С.П.Толстого и др. М., 1968.
2. Шабалина Л.П. Латыши Ульяновского Поволжья //Этнос и его подразделения. Ч.2.Этнические и этнографические группы в Волго-Уральском регионе. М., 1992.

http://s57.ulstu.ru/..._...2L_20&char=?

#4
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
http://www.iclub.lv/life/galv.htm
Список латышских посёлков в Сибири, на Урале и в Поволжьи. Тексты на латышском, но по внутренним ссылкам фотографии и др.

#5
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие



#6
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
У моего двоюродного дяди (эрзя) жена поволжская латышка, фамилию ее не смогу выговорить. smile.gif

#7
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Странно, но ни разу не видел здесь латыша.Немцев и поляков часто встречал, один раз даже эстонца.Латышей,литовцев,инкери-ни одного sad.gif
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей