Цитата
ЛАТЫШИ (самоназв. latviesi, latvji), коренное население Латвийской Республики. Численность латышей в Латвии - 1,4 млн., в Россиийской Федерации - 47 тысяч, в Башкортостане 1956 чел. (1989). Они проживают на территории Арх-Латышского, Бакалдинского сельских советов и в селе Архангельское Архангельского района, в селах Ауструм и Балтика Иглинского района, в деревне Банковка Стерлибашевского района РБ.
Латыши Башкортостана - лютеране, их община зарегистрирована в консистории лютеранской церкви Латвии. На территории Башкирии латыши появились в 70-х гг. 19 в. Большинство переселенцев были выходцами из сельской местности Курляндской и Лифляндской губерний. Они устремились в Уфимскую, Саратовскую, Оренбургскую и другие губернии, где земля стоила намного дешевле, чем в западной части империи. К 1897 в Уфимской губернии насчитывалось 385 латышских хуторов с 3875 жителями.
Следующий этап переселения латышей в Башкирию связан со Столыпинской аграрной реформой. К 1920 их численность в Башкирии достигла максимального уровня - 8128 человек, в 1928 было 25 латышских колоний. Самые крупные из них находились на территории Уфимского кантона: поселок Ауструм, Озолы, Балтия, Баложи и Архангельское. С середине 20 в. латыши начали возвращаться в Латвию, в основном молодое поколение, стремящееся к сохранению национального языка, традиций, культуры. Латыши принесли в Башкирию традицию жить хуторами (viensetas). Средние хозяека владели 20-40 га земли, 1-2 лошадьми, 4-5 коровами, участками леса и луга. Для латышской усадьбы характерно расположение жилого дома (istaba) в центре насаждений деревьев, декоративных кустарников и цветов, плодовых садов с ягодниками. Латышские поселения потеряли свой колорит в годы коллективизации, когда латышей переселяли из хуторов в деревни. Традиционная одежда начала вытесняться одеждой гор. типа уже ко времени переселения латышей в Башкирию, однако многие элементы народного костюма сохранились.
Женский костюм состоит из длинной, туникообразной полотняной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом (ниебурс), узорного тканого пояса и наплечного покрывала - льняного (снатене) или шерстяного (виллайне), украшенного цветной вышивкой (сагша). Головным убором девушек был венец из материи, вышитой бисером, часто с лентами. Замужние женщины носили разнообразные шапочки, чепцы или головные полотенца (наматс).
Мужскую традиционную одежду составляла короткая льняная рубаха, льняные или шерстяные белые, темные или полосатые штаны, длинный кафтан, кушак, шляпа с полями, иногда картуз и кожаная обувь (пасталас). Старинные традиции устойчиво сохраняются в орнаментации вязаных изделий.
В современной латышской кухне распространены каши на кислом молоке (путра), иногда с мясом или жиром; вареная капуста, варево из свежих и квашеных овощей (капости) и др. В праздничные дни готовят пирожки со шпиком или мясом, тушеную капусту со свининой и др.
Самым большим праздником у латышей считается день Лиго (день Яниса), отмечающийся вечером и ночью накануне дня летнего солнцестояния. Из христ. праздников наиб. почитаемы Рождество, Пасха и Троица. В латышских деревнях имеются самодеятельные фольклорные коллективы, в т.ч. мужские духовые оркестры. Среди латышей Башкирии первые кавалеры орд. Ленина в БАССР (Анна Дусе и Дора Бите), 8 Героев Сов. Союза. В 1985 АН Латвийской ССР организовала комплексную экспедицию в Башкортостан для обследования степени сохранения языка, фольклора, этнографических традиций латышей. Летом 1993 башкирские латыши создали национально-культурное общество "Ауструми", которое установило контакты с латышскими общинами России, с обществом латышей России, с посольством Латышской Республики в России.
http://skola.ogrelan...slovo/lv399.htm
Латыши Башкортостана - лютеране, их община зарегистрирована в консистории лютеранской церкви Латвии. На территории Башкирии латыши появились в 70-х гг. 19 в. Большинство переселенцев были выходцами из сельской местности Курляндской и Лифляндской губерний. Они устремились в Уфимскую, Саратовскую, Оренбургскую и другие губернии, где земля стоила намного дешевле, чем в западной части империи. К 1897 в Уфимской губернии насчитывалось 385 латышских хуторов с 3875 жителями.
Следующий этап переселения латышей в Башкирию связан со Столыпинской аграрной реформой. К 1920 их численность в Башкирии достигла максимального уровня - 8128 человек, в 1928 было 25 латышских колоний. Самые крупные из них находились на территории Уфимского кантона: поселок Ауструм, Озолы, Балтия, Баложи и Архангельское. С середине 20 в. латыши начали возвращаться в Латвию, в основном молодое поколение, стремящееся к сохранению национального языка, традиций, культуры. Латыши принесли в Башкирию традицию жить хуторами (viensetas). Средние хозяека владели 20-40 га земли, 1-2 лошадьми, 4-5 коровами, участками леса и луга. Для латышской усадьбы характерно расположение жилого дома (istaba) в центре насаждений деревьев, декоративных кустарников и цветов, плодовых садов с ягодниками. Латышские поселения потеряли свой колорит в годы коллективизации, когда латышей переселяли из хуторов в деревни. Традиционная одежда начала вытесняться одеждой гор. типа уже ко времени переселения латышей в Башкирию, однако многие элементы народного костюма сохранились.
Женский костюм состоит из длинной, туникообразной полотняной рубахи, полосатой или клетчатой юбки, иногда с лифом (ниебурс), узорного тканого пояса и наплечного покрывала - льняного (снатене) или шерстяного (виллайне), украшенного цветной вышивкой (сагша). Головным убором девушек был венец из материи, вышитой бисером, часто с лентами. Замужние женщины носили разнообразные шапочки, чепцы или головные полотенца (наматс).
Мужскую традиционную одежду составляла короткая льняная рубаха, льняные или шерстяные белые, темные или полосатые штаны, длинный кафтан, кушак, шляпа с полями, иногда картуз и кожаная обувь (пасталас). Старинные традиции устойчиво сохраняются в орнаментации вязаных изделий.
В современной латышской кухне распространены каши на кислом молоке (путра), иногда с мясом или жиром; вареная капуста, варево из свежих и квашеных овощей (капости) и др. В праздничные дни готовят пирожки со шпиком или мясом, тушеную капусту со свининой и др.
Самым большим праздником у латышей считается день Лиго (день Яниса), отмечающийся вечером и ночью накануне дня летнего солнцестояния. Из христ. праздников наиб. почитаемы Рождество, Пасха и Троица. В латышских деревнях имеются самодеятельные фольклорные коллективы, в т.ч. мужские духовые оркестры. Среди латышей Башкирии первые кавалеры орд. Ленина в БАССР (Анна Дусе и Дора Бите), 8 Героев Сов. Союза. В 1985 АН Латвийской ССР организовала комплексную экспедицию в Башкортостан для обследования степени сохранения языка, фольклора, этнографических традиций латышей. Летом 1993 башкирские латыши создали национально-культурное общество "Ауструми", которое установило контакты с латышскими общинами России, с обществом латышей России, с посольством Латышской Республики в России.