Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Латыши в Сибири


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
23 ответов в этой теме

#1
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата
Латыши в Приенисейском крае

В Сибири первые латыши появились в начале XIX века. Это были ссыльнопоселенцы, для которых создавались специальные лютеранские колонии. В Енисейской губернии такой колонией стала Нижняя Буланка Минусинского уезда (1858). В 1881 г. здесь был образован самостоятельный приход и для приезжающих пасторов построен дом.

В пореформенный период в Сибирь хлынул поток добровольных переселенцев из Латвии. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало уже 1 445 латышей, у которых преобладало мужское (58,5 %) и сельское (95 %) население. В Минусинском уезде образуется с. Крославка (1891), а в Ачинском уезде — с. Бо-роковка (1898), ставшие со временем самыми крупными латгальскими поселениями. В 1926 г. в них проживало соответственно 670 и 750 человек, в Н. Буланке — почти 1 200 человек.

В период столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию потянулись тысячи переселенцев из Прибалтики. Именно тогда в Ачинском уезде появились деревни Двинка и Ченстаховка, поселок Варшавский, а также сотни латышских и латгальских хуторов. Так, знаменитые Борисовские хутора Уярского района объединяли на 1926 г. 155 латышских и латгальских хуторов, Каменогорновский сельсовет — 90 хуторов, Томнинский сельсовет — 136 хуторов.

В годы Первой мировой войны и революций 1917 г. в Россию попало около 700 тысяч беженцев и эвакуированных из Латвии. После образования Латвийской республики и заключения двусторонних договоров с Советской Россией начинается
репатриация латышских переселенцев на родину, которая растянулась по времени до 1926 года. В рамках этого процесса Красноярск становится одним из крупных перевалочных пунктов по формированию и отправке эшелонов в Латвию. Уже в конце 1921 г. красноярцы рапортовали в Москву, что в Енисейской губернии из 4,5 тысячи зарегистрированных латышских оптантов 3,9 тысячи было реэвакуировано на родину.

Однако основная масса переселенцев-колонистов все же осталась в Сибири. Перепись населения 1926 г. зафиксировала в Енисейской губернии 10,7 тысячи латышей и 5,6 тысячи латгальцев. Они проживали преимущественно в Красноярском и Ачинском округах, предпочитая хуторскую форму поселения. По этому показателю латыши вместе с латгальцами превзошли другие народы Балтии, на их долю пришлось 40 % всех хуторских хозяйств Енисейского региона. В местах компактного проживания на их основе было образовано пять национальных сельсоветов.

В начале 1920-х гг. при органах государственной власти Енисейской губернии и ряда уездов действовали латышско-латгальские секции. К 1926 г. по линии народного образования и политпрос¬вета функционировало четыре пункта ликвидации неграмотности, четыре избы-читальни, четыре «красных уголка» и 15 школ, в т. ч. единственная на всю Россию латгальская школа-семилетка в с. Крославка. Уровень охвата школьным обучением у латышей оказался самым высоким по региону, достигнув в Красноярском округе 90 %. Из Новосибирска, Москвы и Ленинграда в Енисейский регион поступали национальные газеты, литература и учебники. На базе Ачинского педагогического техникума стали готовить латгальских учителей. Там же был единственный на всю страну театр, который осуществлял постановки на латгальском наречии. Драматические, музыкальные, литературные и другие кружки работали при всех сельских очагах культуры, здесь же широко отмечались национальные и религиозные праздники.

Однако во второй половине 1930-х годов в экономической и культурной жизни всех прибалтийских народов России произошли негативные изменения. В ходе необоснованных репрессий и роста эмиграционных настроений численность латышской диаспоры Красноярского края стала снижаться. Все школы и учреждения культуры были переведены на русский язык, прекратилась подготовка национальных кадров и издание литературы на родном языке.

Накануне и в ходе Великой Отечественной войны в Сибирь были направлены десятки тысяч депортированных и беженцев из Латвии. Так, в июне 1941 г. в Красноярский край и Новосибирскую область прибыло более 14,5 тысячи депортированных латышей. В 1944—1946 гг. часть эвакуированных и старых поселенцев возвращается в Латвию, однако в 1949 г. начинается новая волна депортаций.

Процесс возвращения на родину активизируется во второй половине 1950-х годов. Именно с этого времени начинается неуклонное сокращение численности ла тыш-ской диаспоры Красноярского края. Причины общие для многих народов: возвращение на родину репрессированных, добровольный выезд бывших колонистов, ассимиляция оставшихся в условиях иноязычной среды.

К 2002 г. в Красноярском крае насчитывалось 3 747 латышей, из них 807 человек записалось латгальцами. Характерной демографической особенностью современного латышского общества Красноярья стало существенное превалирование женской части населения — на каждые 100 мужчин у них приходится 135 женщин. У латгальцев это соотношение еще хуже — 100 к 157.

Другая специфическая черта — слабый уровень ур-банизации. В городах проживает 57,5 % латышей (в среднем по региону — 75,7 %). Именно большой удельный вес сельчан, как считают специалисты, сказался на достаточно высокой степени владения родным языком — 57,7 %.

В современной географии расселения выделяются три группы территорий: центральная (г. Красноярск — 21 % всех латышей), западная (г. Ачинск, Ачинский и Большеулуйский районы — 20,5 %) и южная (Ужурский, Каратузский и Ермаковский районы — 17,5 %). До настоящего времени сохранились латышская деревня Н. Буланка (140 чел.) Каратузского района, три небольших латгальских поселения (суммарно 90 чел.) Бычковского сельсовета Большеулуйского района. Кроме того компактная группа латышей (до 100 чел.) проживает в д. Сухоной Уярского района.

Национально-культурное общество «Дзинтарс»

Всплеск интереса к национальной жизни латышской диаспоры Красноярского края начинается с конца 1980-х годов. В ноябре 1990 г. состоялось учредительное собрание Красноярского латышского национально-культурного общества «Дзинтарс», которое было официально зарегистрировано в ноябре того же года. Его руководителем избирается А. К. Лиелайс — сопредседатель Красноярско го общества «Мемориал». С 1993 г. «Дзинтарс» возглавлял профессор Красноярского агроуниверситета Я. А. Кунгс, с 2001 г. — бывший инженер-конструктор А. Д. Ванцанс.

Латышское общество «Дзинтарс» живет активной насыщенной жизнью. Уже в первые годы работы в Красноярске было начато изучение родного языка (преподаватель Эрна Чуракова), историко-культурных, духовных традиций и обычаев. Ежегодно стали проводиться рождественские и пасхальные праздники, День независимости Латвии (18 ноября) и «Янов день — Лиго» (23—24 июня) с традиционными хороводами, песнями вокруг костра, обрядовым «лиговским» угощением. Дважды в год 25 марта и 14 июня члены латышского общества отмечают скорбные даты своего народа. Эти акции проводятся на набережной Енисея, где в 2000 г. был заложен камень «Памяти жертв политических репрессий».

Члены общества активно занимались краеведением, изучением местных архивов; они организовывали национальные экспозиции (керамика, кожаные, тканые и вязаные изделия), создавали хоровые и другие творческие коллективы. Женский ансамбль «Атмода» является постоянным участником всех латышских праздников и межнациональных фестивалей.

Общество «Дзинтарс» поддерживает самые тесные связи с российскими и зарубежными латышскими объединениями, а также с исторической родиной. В июне 1996 г. в Красноярске было проведено организационное собрание Конгресса рос сийских латышей, который в свою очередь вошел во Всемирное объединение свободных латышей с центром в Нью-Йорке. С 1998 г. Всемирная конференция свободных латышей проходит каждые два года в самой Латвии, и красноярская делегация является ее постоянным участником.

В Красноярск регулярно приезжают латвийские дипломаты во главе с полномочным послом, хоровые и танцевальные коллективы из Латвии. Традиционными стали визиты в край советника президента Республики Латвия госпожи Лаумы Власовой.

Благодаря тесному сотрудничеству и поддержке Латвийской республики в красноярское общество «Дзинтарс» поступают латышские газеты, журналы и книги, что позволило сформировать обширную библиотеку, были пошиты настоящие национальные костюмы, красноярцы получили возможность посещать летние семейные лагеря в Латвии, в Нижнебуланской школе с помощью прибывших из Латвии учителей (Т. Я. Хейдемане, Бэрги Доцэ) было возобновлено с 1991 г. изучение латышского языка и национальной культуры, создан этнографический музей.

В 2000 г. в Нижней Буланке в честь 140-летия школы прошел большой праздник, на который съехались гости со всего края. В сентябре 2003 г. на базе школы № 6 г. Красноярска был создан и оборудован специальный класс, где родной язык стали изучать молодые и взрослые жители краевого центра. В апреле 2004 г. здесь был проведен весенний праздник Лиелдиенас, в котором приняли участие творческие коллективы различных народов (организатор — педагог Ария Бруниня).


В латгальской среде все большую известность приобретает Ачинский педагогический колледж, где в 1930-е годы работало латгальское учительское отделение. Стараниями местных энтузиастов здесь был создан музей латгальцев Сибири, налажены связи с зарубежной латгальской общественностью, ведется научно-исследовательская и краеведческо-лингвистическая работа, ставится вопрос о чтении популярных лекций по истории и культуре этого этноса.

В деле духовного возрождения большую роль играют христианские церкви. В деревне Н. Буланка был восстановлен лютеранский приход, а в 2002 г. воссоздан первоначальный облик старинного деревянного храма. Латгальцы-католики отправляют культ в костелах городов Красноярска и Ачинска.

Латыши в истории края

Латыши и латгальцы остаили заметный след в истории Енисейского региона. Красноярск освобождали от колчаковцев войска 30-й дивизии (комдив Альберт Лапинь), которая входила в состав 5-й Армии под командованием еще одного латыша — Генриха Эйхе. В начале 1920-х гг. одним из руководителей Енисейского губисполкома был бывший политкаторжанин Ян Банкович. Латышские корни имеет известный исследователь Арктики Отто Шмидт. Его именем названа одна из улиц Красноярска.

Главным инженером, а затем и бессменным директором совхоза «Майский» работал латгалец, заслу¬женный изобретатель СССР Владимир Шкутан. Заслуженный машиностроитель России Ф. З. Даудиш был первым директором НИИ по проектированию индустриального гиганта г. Красноярска — завода «Сибтяжмаш».

Много лет возглавлял знаменитую детскую художественную школу им. В. И. Сурикова г. Красноярска живописец Гунар Ульманис. В 1990-е годы он уехал в Латвию и стал директором музея первого президента Латвии К. Ульманиса, внучатым племянником которого он является. В Красноярске с успехом проходили выставки картин Язепа Мажулиса — самобытного художника из Туруханского района. В красноярских вузах преподавали профессор Янис Бульбик и старший научный сотрудник Тамара Стипник.
http://www.krskstate...as/0/etno_id/71

#2
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата
Латышская диаспора в Сибири

История латышской диаспоры в Сибири неотрывно связана с историей распространения лютеранского вероисповедания в этих краях.

На берега Енисея в пределы нынешнего Красноярского края первая группа латышей прибыла еще в 1857 г. Это были осужденные за различные, порою незначительные, преступления. Определили их на поселение в 80 км к юго-востоку от г. Минусинска в плодородных долинах рек Суэтук и Кебеж. Сейчас это село Нижняя Буланка Каратузского района.

В те далекие годы, полтора столетия назад, в нехитром багаже первых поселенцев-латышей обязательно была Библия на родном языке, напечатанная старинным готическим шрифтом. В некоторых семьях она до сих пор является самой дорогой семейной реликвией и передается из поколения в поколение.
Большую роль в духовном росте латышской колонии Нижняя Буланка сыграла лютеранская церковь. Протестантские священники в далекую сибирскую окраину (400 верст от железной дороги) приезжали из Латвии.

В 1864 г. в этой колонии уже числится 975 душ и в селе открывается своя школа. В 1869 г. здесь уже более 1000 жителей. В этом же году приезжает 4 семьи добровольных поселенцев из Диклей. В 1871 г. приезжает еще 17 семей из Диклей и Умурчи.

Первым постоянным священником села был латыш Герман Залитис, который появился в Н. Буланке в 1885 г. и сотворил богослужение под открытым небом. 9 ноября 1886 г. освящается церковь Нижней Буланки.

В 1893 г. построена новая школа. В 1894 г. отец Н. Буланковской школы Я. Дритис со своей семьей селится в новом школьном здании. Число учащихся превышает 200. Учителем работает исследователь латышских колоний Свиестиньш.

В 1888 г. в столичном городе Енисейской губернии числится одна лютеранская церковь каменной кладки, хотя основное лютеранское население проживало в это время в Минусинском уезде.
Уже тогда, видимо, планировалось "вы-" или "за-" или переселение некоторой части населения, в том числе и латышей, из западных окраин Российской империи в Центральную часть Енисейской губернии. Причиной этому была отмена крепостного права в России, дефицит свободных земель в западных губерниях и строительство Транссибирской магистрали. По данным "Экономической географии" издания 1908 г. из прибалтийских областей прибыло 32 тыс. латышей. Одновременно переселилось в Сибирь большое количество литовцев, эстонцев, финнов.

Прибывшим крестьянам выдавали денежное пособие для приобретения скота, а специально назначенные землемеры отмеряли земельные наделы.

В Енисейской губернии в к. XIX - нач. XX столетия переселнцы из Видземе и Латгалии расселились в границах современных Ачинского, Бирилюсского, Большемуртинского, Большеулуйского, Каратузского, Ермаковского, Новоселовского, Манского, Партизанского, Усть-Абаканского, Уярского и Шушенского районов.

В марте 1909 г. Енисейскому губернатору доводится до сведения Церковным Советом Евангелическо-лютеранской Церкви г. Красноярска, что в Енисейской губернии проживает более 6000 лютеран, которые нуждаются в попечительстве духовных лиц сего вероисповедания на родном языке (латышском, эстонском, финском и др.).

Самая большая волна переселенцев возникла в результате Столыпинских реформ. Уже к 1910 г. в этом районе образовались крепкие хозяйства с богатым населением. Массовый наплыв жителей Латвии в Восточную Сибирь до 1917 г. завершил поток беженцев во время Первой мировой войны.
Работали церкви, школы, служили лютеранские священники, обрабатывались земли, процветали рудники, строились заводы, дороги и, латыши, благодаря исключительному трудолюбию, добросовестности и порядочности внесли немалую толику в освоение этих земель. Большинство из них занималось земледелием, живя хуторами; более интеллигентная часть занимала различные чиновничьи должности; многие служили в царской армии, в том числе и в рядах старшего офицерского состава - они стали наиболее активной частью обеих воюющих сторон в период после октябрьского переворота.

Последние вольные переселенцы появились после 1917 г. - это были, в основном, бывшие латышские стрелки, судьба которых довольно трагично сложилась после расформирования в ноябре 1920 г. Латышской стрелковой дивизии.

В 1920-е годы в России создаются объединения латышей. В местах массового проживания открываются и действуют латышские школы, студии, выходят газеты, журналы на латышском языке.

Учитывая хорошие показатели хуторских хозяйств, умение организовать работу в хозяйстве латышей-крестьян стали выдвигать на выборные должности, на уездную и губернскую работу. Так, Тиммерман Александр Рейнович, активно работавший в сельхозкооперации Уярской волости, Аболтин Андрей, Пусеп Карл Янович организовали в октябре 1925 г. выставку достижений сельского хозяйства района.

В 20-х годах открыты национальные школы в Камено-Горновке, Островках на средства от обществ Манского района. Особой гордостью латышей стала построенная в 1928 - 1930 гг. в д. Борисовке новая двухэтажная школа, которая стала центром культурной жизни округи.

Все это продолжалось до начала массовой коллективизации на селе в 1929 - 35 гг. и последующих массовых репрессий. Вся зажиточная часть латышской диаспоры подверглась неслыханному шельмованию, объявлена "кулаками" и "мироедами". Многие бежали из деревень, оставляя все имущество. Завершение наступило в 1937 - 38 гг. Характеризуя тот период в Красноярском крае, достаточно сказать, что все латыши, занимающие должности в государственных учреждениях и армии были арестованы и большинство из них - расстреляны. Карающий меч "правосудия" обрушивается и на рабочих и на крестьян. Только в небольшом селе Сухоной Уярского района было арестовано 70 крестьян латышской национальности, дальнейшая судьба многих так и осталась неизвестной.

Новые потоки репрессированных прибыли из Латвии в 1941 - 49 гг. на спецпоселение. Но их число быстро убывало. После отмены в 1956 г. "крепостного права" подавляющая часть "ссылки" вернулась в Латвию.

В настоящее время в Красноярском крае, по данным переписи 1989 г. проживает более 6 тыс. человек латышской национальности.

В связи с демократизацией общества в России в последнее десятилетие был дан толчок к новой консолидации латышей в нашем крае, осознанию своей самобытности, возвращению к своим национальным корням. И в этом вновь помогает Евангелическо-лютеранская Церковь, которая также возрождается в Красноярском крае.

В самой старой латышской колонии края - Нижней Буланке вновь работает лютеранский приход. Летом 2000 г. отметила свое 140-летие школа в этом селе, которая была создана тоже благодаря служителям этой конфессии. И вновь преподают потомкам латышей родной язык посланцы далекой Латвии, замечательные девушки Даце Берга и Индра Калныня, недавно им в помощь прибыл Дзинтарс Веверс.
http://www.iclub.lv/...ja_diaspori.htm

#3
Weissthorr

Weissthorr

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6 511 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Vilnius (LT)
  • Национальность:литовец
  • Фенотип: KM+понтид
Литовец в Сибири. Участник восстания 1863 г.



#4
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

сибирские латыши1975-78


сибирские латыши1975-78


сибирские латыши1975-78


сибирские латыши


#5
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие
Skalagrim, пока я создавал тему о латышах в Западной Сибири, Вы уже эту переименовали). Тогда я материалы перенесу в эту тему, а свою удалю.

#6
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие
Появившись в Сибири в начале XIX в., латыши организовали первую колонию. Сегодня история и культура сибирских латышей и латгальцев, нашедших свою новую родину в Западной Сибири, - это уже неотъемлемая часть общесибирской и общероссийской истории и культуры.
Период формирования поселений прибалтийских переселенцев характеризуется рядом особенностей. Если до 1890-х гг. основной поток латышских переселенцев был из Западной и Центральной Латвии (Видземе, Курземе и Земгале), то с 1890-х гг. и особенно с 1906 г. усиливается поток колонистов из Восточной Латвии (Латгалия). Основной массив латышских поселений сложился на территории Тобольской губернии (современной Омской области), а латгальских - на территории Томской губернии.
http://ethnography.o...page.php?id=481

В 1930-х годах проблемой лютеранских колоний занимались историки Латвийской республики. В частности, в многотомном издании «Latviešu konversācijas vardnīca» говорится, что Рыжково (Rižkova) – самая старая латышская колония в Сибири и что основали ее участники крестьянских восстаний в Видземе в 1802 г.
В 1897 г. в Сибири уже проживало 6 768 латышей и 4 082 эстонца. Большинство выходцев из Прибалтики проживало в Тобольской губернии, где осело 3 283 латыша (48,5% от числа всех проживавших в Сибири) и 2 047 эстонцев (50,1%). Крупнейшими населенными пунктами сибирских латышей и эстонцев были деревня Золотая Нива Покровской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии (432 эстонца), деревня Ковалево Локтинской волости Тюкалинского уезда (380 эстонцев и латышей) и оправившаяся от эпидемии и пожара Рыжковская колония
(519 латышей и 381 эстонец).
http://skola.ogrelan...slovo/lv391.htm

Сообщение изменено: Vitold, 29 Декабрь 2009 - 14:35.


#7
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие
Цитата
ОПИСАНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ПОСЕЛКОВ ЛАТЫШЕЙ, ЭСТОНЦЕВ И ВОЛЫНСКИХ НЕМЦЕВ, ОБРАЗОВАННЫХ В ТАРСКИХ УРМАНАХ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ. 1899 г.


Поселки латышей, эстонцев и волынских немцев-колонистов резко отличаются как своим внешним видом, так и внутренним устройством от русских селений. Во всем этом районе сложилась особая смешанная, подворно-общественная, система землепользования и создалось два вида хозяйств - мызовых и подворных. Большинство упомянутых "немецких", как их называют русские переселенцы, поселков устроились мызами и представляют собой группы отдельных хозяйств или хуторов, в которых вокруг усадьбы сосредоточиваются и все угодья данного домохозяина. Границы каждой мызы, поля и дороги обязательно огораживаются изгородью; рогатый скот и лошади содержатся в теплых рубленых помещениях. Нашим бабам-переселенкам не нравится, что у "немцев нет улицы". При мызном устройстве в пользовании всего общества оставляется только известная часть леса (обыкновенно от 4 до 6 дес. на душу мужского пола), все же остальные угодья разбиваются на сплошные подворные участки сообразно числу душ мужского пола в каждом отдельном дворе. При этом, т. к. в состав участков включаются и неудобные земли, за исключением лишь совершенно негодных, то в результате остаются еще некоторые излишки свободных, не использованных земель, которые образуют особый земельный фонд, поступающий в распоряжение общества на непредвиденные надобности, для таких случаев как, например, семейные разделы, увеличение народонаселения и т. п.

Что касается подворных поселков, то отличие их от селений с общинным землепользованием заключается в том, что здесь в мирское пользование выделяются только леса, поскотина, выгон и излишние свободные земли, усадьбы же, пахоты и сенокосы поступают в подворное наследственное пользование отдельных домохозяев с соблюдением при этом строгой уравнительности в распределении угодий.

Вместе с новыми земельными порядками и отношениями лифляндцы, эстонцы и волынские немцы-колонисты принесли с собой в Тарские урманы усовершенствованные приемы земледельческой культуры, поразительное трудолюбие, выносливость и настойчивость в работе. Благодаря такому багажу и оказанной им своевременно поддержке они в короткое время создали здесь целый ряд образцовых хозяйств, достигших уже завидного благосостояния.

Водворившись в урмане, эти выходцы, в противоположность "российским" переселенцам, которые первым делом обыкновенно заботятся о сооружении домов, прежде всего принимались за расчистки; причем первую зиму проводили нередко в землянках и, только обзаведясь пашней, приступали к устройству постоянных жилищ. Многие из них привезли с собой семена клевера, нескольких сортов озимой ржи, овса, ячменя, конопли, льна, озимой пшеницы, а из огородных растений привезены ими и с успехом разведены: морковь, картофель, репа, редька, капуста, огурцы, свекла, горох, фасоль, бобы и пр. На мызных полях и подворных участках заводятся паровые поля, удобрение и правильное чередование посевов с введением в севооборот травосеяния. При этом многие хозяева, не довольствуясь трехпольной плодосменной системой, устраивают шестиполье со следующим севооборотом: 1 год - удобренный пар, 2 - озимая рожь или озимая пшеница, 3 - овес с клевером, 4 - клевер, 5 - клевер, 6 - яровая пшеница, горох, ячмень, лен. Говоря о хозяйстве эстонцев и латышей, нельзя не упомянуть также о том, что они изготовляют прекрасные сукна, из которых и выделывают всю свою одежду. Кроме того, на эстонском участке второй год уже как производится новоселом Тюксом, в скромных пока размерах, сыроварение, причем получается прекрасный бакштейнский сыр, легко сбываемый в г. Тару; на Курляндском же участке заканчивается сооружение на р. Каве огромной турбинной мельницы, которую строит местный латыш Граф на средства образовавшейся среди новоселов маленькой акционерной компании, при помощи ссуды в 300 руб., выданной крестьянским начальником Оноре из кредита на устройство в урманах мельниц.

По наблюдению Оноре, соседство благоустроенных мызовых и подворных хозяйств оказывает заметное культурное влияние на население окрестных переселенческих поселков, которое начинает уже понемногу перенимать кое-какие приемы у своих соседей и заводить травосеяние, плужную обработку и т. п. Мне самому повстречалась на Кулусасской дороге группа новоселов-тоболяков с дальнего Петровского участка, "находящегося в бывшем районе вольного заселения, западнее Сыр-Башки", которые везли с собой несколько плугов, приобретенных "у немцев".

Отдавая должную дань культурному значению основанных в Тарских урманах эстонских, латышских и немецких поселков, нельзя в то же время не высказаться против излишнего увлечения "немецкой" колонизацией и, в особенности, против заполнения сплошных районов чуждыми нам по крови и духу элементами, ибо очевидно, что облегчение последним возможности обособленного усройства в Сибири не может входить в задачи нашей колонизационной политики.

По этому поводу необходимо заметить, что между водворившимися в Тарском уезде латышами, эстонцами и немцами-колонистами знание русского языка распространено весьма слабо и, в лучшем случае, ограничивается умением связать кое-как несколько русских фраз, либо читать по-русски без понимания смысла прочитанного.

С другой стороны, заслуживает внимания тот антагонизм, который существует между эстонцами, латышами и немцами-колонистами везде, где им приходится жить бок о бок. Нередко при этом дело доходит до драк и вооруженных столкновений. На Большом Селиме, за несколько дней до моего приезда, произошло серьезное столкновение между латышами и эстонцами из-за участка церковной земли, причем, с обеих сторон были пущены в ход копья, и в результате несколько человек были сильно избиты.

С Березовского участка волынские немцы-колонисты, в числе которых есть несколько человек германских подданных, сумели совершенно вытеснить немногих попавших туда латышей. Такие поселки, как Селимский, состоящий наполовину из эстонцев, наполовину из латышей, представлялось бы соответственным разделить, пока еще не поздно, на два самостоятельных поселка, ибо только этим способом возможно прекратить раз и навсегда происходящие среди смешанного населения подобных поселков земельные споры и распри.

Среди поселившихся в Тарских урманных участках латышей и эстонцев есть православные, которые ввиду отдаленности православного храма поневоле принимают участие в религиозных собраниях своих земляков-лютеран и таким образом незаметно отчуждаются от лона православной церкви. Ввидах удержания их в православии и в интересах распространения среди населения "немецких" поселков знания русского языка, представлялось бы весьма полезным соорудить в этом районе церковь и школу, тем более что кругом имеется немало "российских" переселенцев.
РГИА. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 408. Л. 1-21. - Из отчета
по командировке в Сибирь летом 1899 г. старшего помощника начальника
отделения Канцелярии комитета министров Сосновского


http://museum.omskel...NTS/1899_08.htm

#8
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Латыши. Село Нижняя Буланка (Lejas Bulāni) 1987.


сибирские латыши


сибирские латыши


сибирские латыши


#9
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
http://www.iclub.lv/life/galv.htm
Список латышских посёлков в Сибири, на Урале и в Поволжьи. Тексты на латышском, но по внутренним ссылкам фотографии и др.

#10
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие
А. В. АНДРОНОВ, Л. ЛЕЙКУМА "ЛАТЫШИ И ЛАТГАЛЬЦЫ СИБИРИ: ЯЗЫК И КУЛЬТУРА"

Цитата
Латышский язык в Нижней Буланке хорошо сохраняет особенности говора первых переселенцев — носителей ливонского диалекта: редукцию окончаний, приводящую к упрощению системы словоизменения в целом, разрушение категории грамматического рода с обобщением форм мужского рода для всех случаев. Отдельного рассмотрения требуют вопросы языковой интерференции, влияния русского языка.


Цитата
Замечательно, что в речи латгальцев в целом хорошо сохранились особенности языка первых переселенцев: через сто лет можно идентифицировать конкретный говор, resp. район, откуда происходили предки информанта: в окрестности Ачинска, например, переселились в основном жители севера Латгалии — нынешнего Балвенского района, а также Алуксненского района. (Первоначальные догадки в полной мере подтвердились позднейшими исследованиями в архиве, продолжением работы с информантами.) Другой говор Латгалии (окрестностей Резекне) представлен в Сахарном, третий (южной Латгалии) — в Боготоле и Тюхтете (все это — по результатам экспедиции 2005 г.), четвертый (окрестностей Лудзы — в восточной Латгалии) в конце нашей третьей экспедиции удалось услышать в Куйбышеве Новосибирской области, где живут выходцы из деревень Рямовск(ое) (уже исчезнувшей) и Тимофеевка.


Текст полностью: http://www.genling.n...icat/LG_exp.pdf

#11
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие
Латышские колонии в СССР, 1926г.


#12
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие
Празднование Лиго в Красноярске, кроме латышской общины принимали участие представители литовской, эстонской, польской, финнской и немецкой общин.







#13
Снигирев

Снигирев

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 36 сообщений
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: ----------------
  • Вероисповедание:атеист
Здравствуйте ! Я хочу рассказать о переселенцах из деревни Сурмачи Залесского общества Посинской волости Люцинского уезда Витебской губерни ( Латгалия , ныне Зилупский край Латвии ) . В Сибири они осели в деревне Самарка Вознесенской волости Красноярского уезда Енисейской Губернии ( ныне Манский район Красноярского края ) . Меня интересует , вот эта деревня Самарка числится среди латышских деревень Сибири ? Спасибо !

Вложенные файлы


Сообщение изменено: Снигирев, 23 Январь 2014 - 05:48.


#14
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата(Снигирев @ 23.1.2014, 7:47) (смотреть оригинал)
Здравствуйте ! Я хочу рассказать о переселенцах из деревни Сурмачи Залесского общества Посинской волости Люцинского уезда Витебской губерни ( Латгалия , ныне Зилупский край Латвии ) . В Сибири они осели в деревне Самарка Вознесенской волости Красноярского уезда Енисейской Губернии ( ныне Манский район Красноярского края ) . Меня интересует , вот эта деревня Самарка числится среди латышских деревень Сибири ? Спасибо !

http://www.iclub.lv/life/galv.htm
в этом списке перечисленны следующие латышские деревни в Красноярском крае:
Нижняя Буланка, Остров, Сухоной (Мариенбург), Тайменск, Борисово, Каменская, Балай, Аглона.

Латышские семьи могли проживать и в "русских деревнях", часто населённые пункты были смешанными - в которых могли жить латыши, немцы эстонцы и др. в различных пропорциях

#15
Jonik

Jonik

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 108 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:далёка
  • Национальность:Латгалец без родины
  • Фенотип: Alpinid & W_Baltid
  • Y-ДНК:N1c1 L591+
  • мтДНК:I1a1a
  • Вероисповедание:Католик


#16
Beimann

Beimann

    Новичок

  • Новые пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений
  • Национальность:русская
  • Фенотип: ?
  • Вероисповедание:православное

 

Цитата
Латыши в Приенисейском крае

В Сибири первые латыши появились в начале XIX века. Это были ссыльнопоселенцы, для которых создавались специальные лютеранские колонии. В Енисейской губернии такой колонией стала Нижняя Буланка Минусинского уезда (1858). В 1881 г. здесь был образован самостоятельный приход и для приезжающих пасторов построен дом.

В пореформенный период в Сибирь хлынул поток добровольных переселенцев из Латвии. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало уже 1 445 латышей, у которых преобладало мужское (58,5 %) и сельское (95 %) население. В Минусинском уезде образуется с. Крославка (1891), а в Ачинском уезде — с. Бо-роковка (1898), ставшие со временем самыми крупными латгальскими поселениями. В 1926 г. в них проживало соответственно 670 и 750 человек, в Н. Буланке — почти 1 200 человек.

В период столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию потянулись тысячи переселенцев из Прибалтики. Именно тогда в Ачинском уезде появились деревни Двинка и Ченстаховка, поселок Варшавский, а также сотни латышских и латгальских хуторов. Так, знаменитые Борисовские хутора Уярского района объединяли на 1926 г. 155 латышских и латгальских хуторов, Каменогорновский сельсовет — 90 хуторов, Томнинский сельсовет — 136 хуторов.

В годы Первой мировой войны и революций 1917 г. в Россию попало около 700 тысяч беженцев и эвакуированных из Латвии. После образования Латвийской республики и заключения двусторонних договоров с Советской Россией начинается
репатриация латышских переселенцев на родину, которая растянулась по времени до 1926 года. В рамках этого процесса Красноярск становится одним из крупных перевалочных пунктов по формированию и отправке эшелонов в Латвию. Уже в конце 1921 г. красноярцы рапортовали в Москву, что в Енисейской губернии из 4,5 тысячи зарегистрированных латышских оптантов 3,9 тысячи было реэвакуировано на родину.

Однако основная масса переселенцев-колонистов все же осталась в Сибири. Перепись населения 1926 г. зафиксировала в Енисейской губернии 10,7 тысячи латышей и 5,6 тысячи латгальцев. Они проживали преимущественно в Красноярском и Ачинском округах, предпочитая хуторскую форму поселения. По этому показателю латыши вместе с латгальцами превзошли другие народы Балтии, на их долю пришлось 40 % всех хуторских хозяйств Енисейского региона. В местах компактного проживания на их основе было образовано пять национальных сельсоветов.

В начале 1920-х гг. при органах государственной власти Енисейской губернии и ряда уездов действовали латышско-латгальские секции. К 1926 г. по линии народного образования и политпрос¬вета функционировало четыре пункта ликвидации неграмотности, четыре избы-читальни, четыре «красных уголка» и 15 школ, в т. ч. единственная на всю Россию латгальская школа-семилетка в с. Крославка. Уровень охвата школьным обучением у латышей оказался самым высоким по региону, достигнув в Красноярском округе 90 %. Из Новосибирска, Москвы и Ленинграда в Енисейский регион поступали национальные газеты, литература и учебники. На базе Ачинского педагогического техникума стали готовить латгальских учителей. Там же был единственный на всю страну театр, который осуществлял постановки на латгальском наречии. Драматические, музыкальные, литературные и другие кружки работали при всех сельских очагах культуры, здесь же широко отмечались национальные и религиозные праздники.

Однако во второй половине 1930-х годов в экономической и культурной жизни всех прибалтийских народов России произошли негативные изменения. В ходе необоснованных репрессий и роста эмиграционных настроений численность латышской диаспоры Красноярского края стала снижаться. Все школы и учреждения культуры были переведены на русский язык, прекратилась подготовка национальных кадров и издание литературы на родном языке.

Накануне и в ходе Великой Отечественной войны в Сибирь были направлены десятки тысяч депортированных и беженцев из Латвии. Так, в июне 1941 г. в Красноярский край и Новосибирскую область прибыло более 14,5 тысячи депортированных латышей. В 1944—1946 гг. часть эвакуированных и старых поселенцев возвращается в Латвию, однако в 1949 г. начинается новая волна депортаций.

Процесс возвращения на родину активизируется во второй половине 1950-х годов. Именно с этого времени начинается неуклонное сокращение численности ла тыш-ской диаспоры Красноярского края. Причины общие для многих народов: возвращение на родину репрессированных, добровольный выезд бывших колонистов, ассимиляция оставшихся в условиях иноязычной среды.

К 2002 г. в Красноярском крае насчитывалось 3 747 латышей, из них 807 человек записалось латгальцами. Характерной демографической особенностью современного латышского общества Красноярья стало существенное превалирование женской части населения — на каждые 100 мужчин у них приходится 135 женщин. У латгальцев это соотношение еще хуже — 100 к 157.

Другая специфическая черта — слабый уровень ур-банизации. В городах проживает 57,5 % латышей (в среднем по региону — 75,7 %). Именно большой удельный вес сельчан, как считают специалисты, сказался на достаточно высокой степени владения родным языком — 57,7 %.

В современной географии расселения выделяются три группы территорий: центральная (г. Красноярск — 21 % всех латышей), западная (г. Ачинск, Ачинский и Большеулуйский районы — 20,5 %) и южная (Ужурский, Каратузский и Ермаковский районы — 17,5 %). До настоящего времени сохранились латышская деревня Н. Буланка (140 чел.) Каратузского района, три небольших латгальских поселения (суммарно 90 чел.) Бычковского сельсовета Большеулуйского района. Кроме того компактная группа латышей (до 100 чел.) проживает в д. Сухоной Уярского района.

Национально-культурное общество «Дзинтарс»

Всплеск интереса к национальной жизни латышской диаспоры Красноярского края начинается с конца 1980-х годов. В ноябре 1990 г. состоялось учредительное собрание Красноярского латышского национально-культурного общества «Дзинтарс», которое было официально зарегистрировано в ноябре того же года. Его руководителем избирается А. К. Лиелайс — сопредседатель Красноярско го общества «Мемориал». С 1993 г. «Дзинтарс» возглавлял профессор Красноярского агроуниверситета Я. А. Кунгс, с 2001 г. — бывший инженер-конструктор А. Д. Ванцанс.

Латышское общество «Дзинтарс» живет активной насыщенной жизнью. Уже в первые годы работы в Красноярске было начато изучение родного языка (преподаватель Эрна Чуракова), историко-культурных, духовных традиций и обычаев. Ежегодно стали проводиться рождественские и пасхальные праздники, День независимости Латвии (18 ноября) и «Янов день — Лиго» (23—24 июня) с традиционными хороводами, песнями вокруг костра, обрядовым «лиговским» угощением. Дважды в год 25 марта и 14 июня члены латышского общества отмечают скорбные даты своего народа. Эти акции проводятся на набережной Енисея, где в 2000 г. был заложен камень «Памяти жертв политических репрессий».

Члены общества активно занимались краеведением, изучением местных архивов; они организовывали национальные экспозиции (керамика, кожаные, тканые и вязаные изделия), создавали хоровые и другие творческие коллективы. Женский ансамбль «Атмода» является постоянным участником всех латышских праздников и межнациональных фестивалей.

Общество «Дзинтарс» поддерживает самые тесные связи с российскими и зарубежными латышскими объединениями, а также с исторической родиной. В июне 1996 г. в Красноярске было проведено организационное собрание Конгресса рос сийских латышей, который в свою очередь вошел во Всемирное объединение свободных латышей с центром в Нью-Йорке. С 1998 г. Всемирная конференция свободных латышей проходит каждые два года в самой Латвии, и красноярская делегация является ее постоянным участником.

В Красноярск регулярно приезжают латвийские дипломаты во главе с полномочным послом, хоровые и танцевальные коллективы из Латвии. Традиционными стали визиты в край советника президента Республики Латвия госпожи Лаумы Власовой.

Благодаря тесному сотрудничеству и поддержке Латвийской республики в красноярское общество «Дзинтарс» поступают латышские газеты, журналы и книги, что позволило сформировать обширную библиотеку, были пошиты настоящие национальные костюмы, красноярцы получили возможность посещать летние семейные лагеря в Латвии, в Нижнебуланской школе с помощью прибывших из Латвии учителей (Т. Я. Хейдемане, Бэрги Доцэ) было возобновлено с 1991 г. изучение латышского языка и национальной культуры, создан этнографический музей.

В 2000 г. в Нижней Буланке в честь 140-летия школы прошел большой праздник, на который съехались гости со всего края. В сентябре 2003 г. на базе школы № 6 г. Красноярска был создан и оборудован специальный класс, где родной язык стали изучать молодые и взрослые жители краевого центра. В апреле 2004 г. здесь был проведен весенний праздник Лиелдиенас, в котором приняли участие творческие коллективы различных народов (организатор — педагог Ария Бруниня).


В латгальской среде все большую известность приобретает Ачинский педагогический колледж, где в 1930-е годы работало латгальское учительское отделение. Стараниями местных энтузиастов здесь был создан музей латгальцев Сибири, налажены связи с зарубежной латгальской общественностью, ведется научно-исследовательская и краеведческо-лингвистическая работа, ставится вопрос о чтении популярных лекций по истории и культуре этого этноса.

В деле духовного возрождения большую роль играют христианские церкви. В деревне Н. Буланка был восстановлен лютеранский приход, а в 2002 г. воссоздан первоначальный облик старинного деревянного храма. Латгальцы-католики отправляют культ в костелах городов Красноярска и Ачинска.

Латыши в истории края

Латыши и латгальцы остаили заметный след в истории Енисейского региона. Красноярск освобождали от колчаковцев войска 30-й дивизии (комдив Альберт Лапинь), которая входила в состав 5-й Армии под командованием еще одного латыша — Генриха Эйхе. В начале 1920-х гг. одним из руководителей Енисейского губисполкома был бывший политкаторжанин Ян Банкович. Латышские корни имеет известный исследователь Арктики Отто Шмидт. Его именем названа одна из улиц Красноярска.

Главным инженером, а затем и бессменным директором совхоза «Майский» работал латгалец, заслу¬женный изобретатель СССР Владимир Шкутан. Заслуженный машиностроитель России Ф. З. Даудиш был первым директором НИИ по проектированию индустриального гиганта г. Красноярска — завода «Сибтяжмаш».

Много лет возглавлял знаменитую детскую художественную школу им. В. И. Сурикова г. Красноярска живописец Гунар Ульманис. В 1990-е годы он уехал в Латвию и стал директором музея первого президента Латвии К. Ульманиса, внучатым племянником которого он является. В Красноярске с успехом проходили выставки картин Язепа Мажулиса — самобытного художника из Туруханского района. В красноярских вузах преподавали профессор Янис Бульбик и старший научный сотрудник Тамара Стипник.
http://www.krskstate...as/0/etno_id/71

 

Добрый вечер! Семья моего прадеда была сослана в Нижнюю Буланку из Курляндской губернии в 1870 г., когда моему прадеду было 7 лет. Можно как то узнать о дальнейшей судьбе его родителей и брата? Знаю только, что он сам переехал в конце 1890 -х в г. Минусинск и ничего не рассказывал о судьбе своих близких. Узнала о них случайно. Фамилия прадеда Beimann Янн Фриц ( Бейман Иван Федорович). Латыш лютеранского вероисповедания.


Сообщение изменено: Beimann, 14 Май 2018 - 18:04.


#17
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная

Наверное, надо обращаться в архивы



#18
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Добрый вечер! Семья моего прадеда была сослана в Нижнюю Буланку из Курляндской губернии в 1870 г., когда моему прадеду было 7 лет. Можно как то узнать о дальнейшей судьбе его родителей и брата? Знаю только, что он сам переехал в конце 1890 -х в г. Минусинск и ничего не рассказывал о судьбе своих близких. Узнала о них случайно. Фамилия прадеда Beimann Янн Фриц ( Бейман Иван Федорович). Латыш лютеранского вероисповедания.

Вы напомните мне, сейчас нет времени, напишитие в личку через некоторое время. Просто из архива можно и не поличить ценной информации. Но важно знать локализацию в Латвии - волость или приход. Другой вариант смотреть конкретные документы по высланным, я не имею понятия что это за документы, но знатоки должны знать. Вообще фамилия не очень распространённая, так что это облегчит задачу. Я посмотрел,  есть люди эмигрировавшие во время 2ой мировой войны. Есть такие , которые интересуются генеологией и генетикой, так что возможно и по этой линии можно поинтересоваться. Среди современных однофамилцев в Латвии ищите Beimanis. Пока несколько ссылок для раздумий (ориентировки):
 
 
это скорее всего не будут ваши прямые родственники,  хотя, кто знает. Но для начала будет задача


#19
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 819 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Rīga
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: нордид
  • Y-ДНК:R-M417
  • мтДНК:HV
  • Вероисповедание:православный, лютеранин, католик

Добрый вечер! Семья моего прадеда была сослана в Нижнюю Буланку из Курляндской губернии в 1870 г., когда моему прадеду было 7 лет. Можно как то узнать о дальнейшей судьбе его родителей и брата? Знаю только, что он сам переехал в конце 1890 -х в г. Минусинск и ничего не рассказывал о судьбе своих близких. Узнала о них случайно. Фамилия прадеда Beimann Янн Фриц ( Бейман Иван Федорович). Латыш лютеранского вероисповедания.

Можно искать на сайте http://www.lvva-raduraksti.lv/  Это церковные книги , переписи и т.д. по Латвии , но желательно знать место рождения , год рождения . что облегчит поиск . ну и знание старой латышской граматики , хотя в конце 19 века , начале 20 века в церковных книгах  перешли на русский язык


Сообщение изменено: Kurš, 15 Май 2018 - 03:46.


#20
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Latvian councilwoman accidentally finds deportee songbook



#21
Kurš

Kurš

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 819 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Rīga
  • Национальность:латыш
  • Фенотип: нордид
  • Y-ДНК:R-M417
  • мтДНК:HV
  • Вероисповедание:православный, лютеранин, католик

https://myisk.wordpr...гг-на-примере/  

Национальная операция НКВД (латышская) 1937-1938 гг. в Таловском сельсовете Тайгинского района.

#22
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие

Фото Татьяны Рудзусик.

U2q7XHd4jo.jpg


Сообщение изменено: Vitold, 01 Март 2019 - 07:50.


#23
Vitold

Vitold

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 199 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Томская губерния
  • Национальность:русский с латышскими корнями
  • Вероисповедание:Православие

Празднование Ligo 23 июня 2018 года в селе Бычки Большеулуйского района Красноярского края.

d6LXur59a6.jpg

RbCs91874l.jpg

6vi970B9mi.jpg


  • "Спасибо" сказали: Skalagrim

#24
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Виртуальная выставка о трёх латышских (латгальских в основном) сёлах в Сибири. К сожалению только на латышском. Но есть фотографии и видео. На фотография, конечно, ничего особенного, из Латвийской этнографии там уже ничего не осталось, как никак почти 150 лет прошло и коллективизация, ликвидация хуторов. Но интересно послушать язык и старинные латгальские песни. Что интересно, что хоть и мешают в речь русские словаи выражения, но сам латгальский язык чистый фонетически, да и грамматически. Нет никакого акцента, это удивительно. Обычно в чуждой среде появляется акцент.

  • "Спасибо" сказали: Брут


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей