В Сибири первые латыши появились в начале XIX века. Это были ссыльнопоселенцы, для которых создавались специальные лютеранские колонии. В Енисейской губернии такой колонией стала Нижняя Буланка Минусинского уезда (1858). В 1881 г. здесь был образован самостоятельный приход и для приезжающих пасторов построен дом.
В пореформенный период в Сибирь хлынул поток добровольных переселенцев из Латвии. В 1897 г. в Енисейской губернии проживало уже 1 445 латышей, у которых преобладало мужское (58,5 %) и сельское (95 %) население. В Минусинском уезде образуется с. Крославка (1891), а в Ачинском уезде — с. Бо-роковка (1898), ставшие со временем самыми крупными латгальскими поселениями. В 1926 г. в них проживало соответственно 670 и 750 человек, в Н. Буланке — почти 1 200 человек.
В период столыпинской аграрной реформы в Енисейскую губернию потянулись тысячи переселенцев из Прибалтики. Именно тогда в Ачинском уезде появились деревни Двинка и Ченстаховка, поселок Варшавский, а также сотни латышских и латгальских хуторов. Так, знаменитые Борисовские хутора Уярского района объединяли на 1926 г. 155 латышских и латгальских хуторов, Каменогорновский сельсовет — 90 хуторов, Томнинский сельсовет — 136 хуторов.
В годы Первой мировой войны и революций 1917 г. в Россию попало около 700 тысяч беженцев и эвакуированных из Латвии. После образования Латвийской республики и заключения двусторонних договоров с Советской Россией начинается
репатриация латышских переселенцев на родину, которая растянулась по времени до 1926 года. В рамках этого процесса Красноярск становится одним из крупных перевалочных пунктов по формированию и отправке эшелонов в Латвию. Уже в конце 1921 г. красноярцы рапортовали в Москву, что в Енисейской губернии из 4,5 тысячи зарегистрированных латышских оптантов 3,9 тысячи было реэвакуировано на родину.
Однако основная масса переселенцев-колонистов все же осталась в Сибири. Перепись населения 1926 г. зафиксировала в Енисейской губернии 10,7 тысячи латышей и 5,6 тысячи латгальцев. Они проживали преимущественно в Красноярском и Ачинском округах, предпочитая хуторскую форму поселения. По этому показателю латыши вместе с латгальцами превзошли другие народы Балтии, на их долю пришлось 40 % всех хуторских хозяйств Енисейского региона. В местах компактного проживания на их основе было образовано пять национальных сельсоветов.
В начале 1920-х гг. при органах государственной власти Енисейской губернии и ряда уездов действовали латышско-латгальские секции. К 1926 г. по линии народного образования и политпрос¬вета функционировало четыре пункта ликвидации неграмотности, четыре избы-читальни, четыре «красных уголка» и 15 школ, в т. ч. единственная на всю Россию латгальская школа-семилетка в с. Крославка. Уровень охвата школьным обучением у латышей оказался самым высоким по региону, достигнув в Красноярском округе 90 %. Из Новосибирска, Москвы и Ленинграда в Енисейский регион поступали национальные газеты, литература и учебники. На базе Ачинского педагогического техникума стали готовить латгальских учителей. Там же был единственный на всю страну театр, который осуществлял постановки на латгальском наречии. Драматические, музыкальные, литературные и другие кружки работали при всех сельских очагах культуры, здесь же широко отмечались национальные и религиозные праздники.
Однако во второй половине 1930-х годов в экономической и культурной жизни всех прибалтийских народов России произошли негативные изменения. В ходе необоснованных репрессий и роста эмиграционных настроений численность латышской диаспоры Красноярского края стала снижаться. Все школы и учреждения культуры были переведены на русский язык, прекратилась подготовка национальных кадров и издание литературы на родном языке.
Накануне и в ходе Великой Отечественной войны в Сибирь были направлены десятки тысяч депортированных и беженцев из Латвии. Так, в июне 1941 г. в Красноярский край и Новосибирскую область прибыло более 14,5 тысячи депортированных латышей. В 1944—1946 гг. часть эвакуированных и старых поселенцев возвращается в Латвию, однако в 1949 г. начинается новая волна депортаций.
Процесс возвращения на родину активизируется во второй половине 1950-х годов. Именно с этого времени начинается неуклонное сокращение численности ла тыш-ской диаспоры Красноярского края. Причины общие для многих народов: возвращение на родину репрессированных, добровольный выезд бывших колонистов, ассимиляция оставшихся в условиях иноязычной среды.
К 2002 г. в Красноярском крае насчитывалось 3 747 латышей, из них 807 человек записалось латгальцами. Характерной демографической особенностью современного латышского общества Красноярья стало существенное превалирование женской части населения — на каждые 100 мужчин у них приходится 135 женщин. У латгальцев это соотношение еще хуже — 100 к 157.
Другая специфическая черта — слабый уровень ур-банизации. В городах проживает 57,5 % латышей (в среднем по региону — 75,7 %). Именно большой удельный вес сельчан, как считают специалисты, сказался на достаточно высокой степени владения родным языком — 57,7 %.
В современной географии расселения выделяются три группы территорий: центральная (г. Красноярск — 21 % всех латышей), западная (г. Ачинск, Ачинский и Большеулуйский районы — 20,5 %) и южная (Ужурский, Каратузский и Ермаковский районы — 17,5 %). До настоящего времени сохранились латышская деревня Н. Буланка (140 чел.) Каратузского района, три небольших латгальских поселения (суммарно 90 чел.) Бычковского сельсовета Большеулуйского района. Кроме того компактная группа латышей (до 100 чел.) проживает в д. Сухоной Уярского района.
Национально-культурное общество «Дзинтарс»
Всплеск интереса к национальной жизни латышской диаспоры Красноярского края начинается с конца 1980-х годов. В ноябре 1990 г. состоялось учредительное собрание Красноярского латышского национально-культурного общества «Дзинтарс», которое было официально зарегистрировано в ноябре того же года. Его руководителем избирается А. К. Лиелайс — сопредседатель Красноярско го общества «Мемориал». С 1993 г. «Дзинтарс» возглавлял профессор Красноярского агроуниверситета Я. А. Кунгс, с 2001 г. — бывший инженер-конструктор А. Д. Ванцанс.
Латышское общество «Дзинтарс» живет активной насыщенной жизнью. Уже в первые годы работы в Красноярске было начато изучение родного языка (преподаватель Эрна Чуракова), историко-культурных, духовных традиций и обычаев. Ежегодно стали проводиться рождественские и пасхальные праздники, День независимости Латвии (18 ноября) и «Янов день — Лиго» (23—24 июня) с традиционными хороводами, песнями вокруг костра, обрядовым «лиговским» угощением. Дважды в год 25 марта и 14 июня члены латышского общества отмечают скорбные даты своего народа. Эти акции проводятся на набережной Енисея, где в 2000 г. был заложен камень «Памяти жертв политических репрессий».
Члены общества активно занимались краеведением, изучением местных архивов; они организовывали национальные экспозиции (керамика, кожаные, тканые и вязаные изделия), создавали хоровые и другие творческие коллективы. Женский ансамбль «Атмода» является постоянным участником всех латышских праздников и межнациональных фестивалей.
Общество «Дзинтарс» поддерживает самые тесные связи с российскими и зарубежными латышскими объединениями, а также с исторической родиной. В июне 1996 г. в Красноярске было проведено организационное собрание Конгресса рос сийских латышей, который в свою очередь вошел во Всемирное объединение свободных латышей с центром в Нью-Йорке. С 1998 г. Всемирная конференция свободных латышей проходит каждые два года в самой Латвии, и красноярская делегация является ее постоянным участником.
В Красноярск регулярно приезжают латвийские дипломаты во главе с полномочным послом, хоровые и танцевальные коллективы из Латвии. Традиционными стали визиты в край советника президента Республики Латвия госпожи Лаумы Власовой.
Благодаря тесному сотрудничеству и поддержке Латвийской республики в красноярское общество «Дзинтарс» поступают латышские газеты, журналы и книги, что позволило сформировать обширную библиотеку, были пошиты настоящие национальные костюмы, красноярцы получили возможность посещать летние семейные лагеря в Латвии, в Нижнебуланской школе с помощью прибывших из Латвии учителей (Т. Я. Хейдемане, Бэрги Доцэ) было возобновлено с 1991 г. изучение латышского языка и национальной культуры, создан этнографический музей.
В 2000 г. в Нижней Буланке в честь 140-летия школы прошел большой праздник, на который съехались гости со всего края. В сентябре 2003 г. на базе школы № 6 г. Красноярска был создан и оборудован специальный класс, где родной язык стали изучать молодые и взрослые жители краевого центра. В апреле 2004 г. здесь был проведен весенний праздник Лиелдиенас, в котором приняли участие творческие коллективы различных народов (организатор — педагог Ария Бруниня).
В латгальской среде все большую известность приобретает Ачинский педагогический колледж, где в 1930-е годы работало латгальское учительское отделение. Стараниями местных энтузиастов здесь был создан музей латгальцев Сибири, налажены связи с зарубежной латгальской общественностью, ведется научно-исследовательская и краеведческо-лингвистическая работа, ставится вопрос о чтении популярных лекций по истории и культуре этого этноса.
В деле духовного возрождения большую роль играют христианские церкви. В деревне Н. Буланка был восстановлен лютеранский приход, а в 2002 г. воссоздан первоначальный облик старинного деревянного храма. Латгальцы-католики отправляют культ в костелах городов Красноярска и Ачинска.
Латыши в истории края
Латыши и латгальцы остаили заметный след в истории Енисейского региона. Красноярск освобождали от колчаковцев войска 30-й дивизии (комдив Альберт Лапинь), которая входила в состав 5-й Армии под командованием еще одного латыша — Генриха Эйхе. В начале 1920-х гг. одним из руководителей Енисейского губисполкома был бывший политкаторжанин Ян Банкович. Латышские корни имеет известный исследователь Арктики Отто Шмидт. Его именем названа одна из улиц Красноярска.
Главным инженером, а затем и бессменным директором совхоза «Майский» работал латгалец, заслу¬женный изобретатель СССР Владимир Шкутан. Заслуженный машиностроитель России Ф. З. Даудиш был первым директором НИИ по проектированию индустриального гиганта г. Красноярска — завода «Сибтяжмаш».
Много лет возглавлял знаменитую детскую художественную школу им. В. И. Сурикова г. Красноярска живописец Гунар Ульманис. В 1990-е годы он уехал в Латвию и стал директором музея первого президента Латвии К. Ульманиса, внучатым племянником которого он является. В Красноярске с успехом проходили выставки картин Язепа Мажулиса — самобытного художника из Туруханского района. В красноярских вузах преподавали профессор Янис Бульбик и старший научный сотрудник Тамара Стипник.