Филатова. Оленеостровский могильник... продолжение.Особое место в погребальном наборе, на наш взгляд, занимали так называемые сланцевые ножи. С известной долей сомнения их можно считать изготовленными только для отправления погребального обряда. Веским аргументом в пользу этого предположения служит их незначительное число в поселенческих комплексах онежской культуры, несмотря на обилие прочих оригинальных поделок из сланца. Всего известно 13 ножей на пяти поселениях из разных частей побережья Онежского озера (прим. 31). Они однотипны формам из могильника, относятся к самым многочисленным там подовально-подтреугольным средних размеров (рис. 3:1-4). Залегали совместно с прочими сланцевыми изделиями на обычных местах их сосредоточения и изготовления.
Доподлинно их назначение не установлено, но насколько можно судить но величине и форме, использование для снятия шкур маловероятно. Незначительная толщина (до 1 см) при длине от 12 до 23 см и ширине от 5,5 до 7 см исключает их применение в любом виде деятельности. Такая пластина из мягкого сланца в состоянии выдержать разве что однократную силовую нагрузку, возможно, связанную с погребальным обрядом. Не случайно для тонких и острых пил всегда использовались прочные кварциты, а сланцевые и песчаниковые, как правило, массивны, с толстым лезвием. Некоторые исследователи относят эти изделия к разряду подвесок (прим. 32). Это вряд ли соответствует действительности, если принять во внимание величину и расположение на погребенных, не совсем точно указанное исследователем и далеко не столь однозначное.
В могильнике обнаружено 60 ножей в 30 погребениях (прим. 33). Но некоторые из них могут относиться к другому виду изделий, например, четырехугольный с выступом и без отверстия (погр. 82), два близко напоминающие пилки из погр. 69 и 7ба (в последнем пила могла быть утилизована из ножа), а также два расслоившихся из погр. 113. Они залегали подобно другим орудиям в области груди и таза, причем в погр. 69 и 76а были только они, а в погр. 82 имелось еще три классического образца.
У половины субъектов ножей по два-четыре, у остальных по одному, пять ножей встречено в погр. 120 (прим. 34).
Большинство погребенных с ножами относятся к числу самых типичных и массовых по основным погребальным канонам, одно — вертикальное и два на боку. Среди снабженных ими преобладают взрослые мужчины. Это обстоятельство, а также присутствие у 26 захороненных клыков медведей, по мнению Н. Н. Гуриной, свидетельствует о связи ножей с промыслом этого зверя. Утверждение спорное не только из-за вероятной непригодности для любого рода работ. С не меньшим основанием их можно соотнести с лосями и бобрами, резцы которых в этих погребениях также имеются.
Ножам в погребениях сопутствуют охотничьи и бытовые орудия по отдельности или вместе. Как единственный погребальный атрибут (исключая присутствующие во всех случаях украшения) они обнаружены в двух парных одновременных взрослых женщины и человека, пол которого остался неопределенным (погр. 5 и 6) и одновременном детском (погр. 103-104). В обеих случаях ножи были у одного из субъектов. В двух погребениях с острыми ножами присутствовали так же малые головки лосей — навершия кинжалов (погр. 61 и 82). Нож (или два) с собственно скульптурой (жезлом) был у мужчины из тройного с двумя женщинами. Напомним, что других изделий из камня здесь не было. Таким образом,
ножи, как и все прочие предметы, встречаются в наборе с разнообразными орудиями и скульптурными формами и без них, но всегда в сопровождении украшений.
Но существует одно обстоятельство, позволяющее противопоставить их всем другим погребальным атрибутам — расположение на теле покойных. В 12 случаях несомненно (погр. 56, 59, 67, 82, 95, 107, 114, 118а, 119, 135, 161) или в 18–ти, если иметь в виду вероятное смещение с первоначального места (погр. 61, 73, 100, 108, 113, 157) ножи были уложены плашмя по одному–два длинными осями поперек над головой. Такое положение не позволяет говорить о их связи с украшениями на головных уборах или прическах, подобно некоторым другим предметам, например, в погр. 1, 6, 23, 64 и др.
Они лежали автономно, на дне могил, не соприкасаясь с головой (и костями черепа), между ней и краем ямы. Как правило, это самые многочисленные и совершенные экземпляры по технико–морфологическим показателям. Обычно они были единственными, за исключением погр. 82, где четырехугольный с выступом нож (который может относиться к другому роду изделий) лежал на груди и погр. 114 и 118а, где по ножу обычной формы залегало у правых плеч. Отметим, что никакие другие предметы подобным образом над головой не укладывались. Близко им, но не идентично, находились только четыре скрещенные кости в погр. 39 и костяные стрелы (?) в погр. 64. Ножи здесь отсутствуют.
Во всех погребениях с ножами над головой имелись либо орудия охоты, либо хозяйственно–бытовые, иногда те и другие. Встречались костяные поделки, а так же жезл. У ребенка в паре со сверстником (погр. 103–104) был только нож.Отметим другие случаи неординарного положения ножей в сравнении с прочими изделиями. Один из них — поперек шеи у ребенка в двойном с мужчиной (погр. 46–47) подобно сланцевой плитке у женщины в погр. 50. Справа у головы (противоположно жезлам) залегал нож в погр. 30 (пол неизвестен). В погр. 6, 36, 120 ножи находились у правых плеч с северной стороны (как скульптурки), причем в первом из них нож был воткнут в землю, а в последнем их было пять друг на друге. У правых плеч дополнительно к уложенным над головой лежало по ножу в погр. 100, 108, 114 и 118а. Подобно жезлам лежал единственный нож в погр. 61, а в погр. 56, возможно, второй (один над головой) находился рядом с жезлом.
В некоторых погребениях ножи обнаружены в области груди (погр. 45, 73, 76), у левого бедра (погр. 19), в области таза (погр. 157), но во всех, кроме погр. 19 и 45, они находились во вторичном залегании, первоначальное же могло быть другим, в том числе и над головой. Вместе с ними обнаружены также охотничьи и бытовые орудия.
Большинство погребений с ножами всех случаев расположения - одиночные. Двойных одновременных шесть, причем нож всегда у одного субъекта: у взрослого в паре со взрослым (погр. 6, нож у правого плеча); у ребенка, захороненного с мужчиной (погр. 47, нож поперек шеи); у взрослого мужчины с ребенком (погр. 85, нож над головой); у женщины с ребенком (погр. 161, нож над головой) и у ребенка со сверстником (погр. 103, нож под черепом). Тройных одновременных одно (погр. 55–56–57), нож лежал над головой мужчины, второй мог быть рядом с жезлом.
Среди захороненных с ножами 18 взрослых мужчин, 4 взрослых женщины, двое детей, пол остальных не определен. Большинство уложено на спину горизонтально, один вертикально (погр. 100), по одному на левом (погр. 161) и правом (погр. 120) боках. Лицом чаще обращены вверх, у трех субъектов оно повернуто вправо на север (погр. 30, 76, 138). Ноги прямые вытянутые, руки тоже или скрещены на животе. Все ориентированы в восточном направлении, уложены в ямы, посыпаны охрой, снабжены определенным числом вещей.
Таким образом, погребенные с ножами входят в число тех, для которых исполнены все основные требования погребального обряда. Вместе с тем они могут быть включены в количественно неравнозначные другие группы, которые намечаются по некоторым частным признакам, например, по положению тела, с инвентарем, парные, тройные и пр. В свою очередь эти объединения можно подразделить на еще более мелкие — снабженных только охотничьим оружием, только хозяйственно–бытовыми инструментами, теми и другими вместе, с жезлами, со скульптурными формами и т. д. Кроме того, погребенные с ножами, в отличие от всех прочих субъектов, в зависимости от положения данных изделий на теле можно подразделить еще на несколько малых групп — с ножами над головой; подобно жезлам; противоположно им; подобно другим орудиям и т. д. Можно полагать на основании сказанного и имея в виду возможный характер ножей как чисто погребальных атрибутов, что в погребальном обряде (как минимум) они исполняли какую–то свою функцию, отличную от предназначенной всем прочим изделиям или группам близких по назначению и являлись определенным объединительным или различительным знаком для значительной части членов общества посмертно и/или при жизни. Эта часть могла включать еще более дробные подразделения, органично входя в единый социум.
В результате анализа погребального набора вещей
можно предположить, что каждый член оставившего могильник общества снабжался тем предметом или группой их, которые в первую очередь отвечали его прижизненному положению, занятию, роли (значению), родству, свойству и т. д. по отдельности или вместе как в обществе в целом, так и в своей локальной группе, каком–то другом подразделении. Таким образом, погребальный инвентарь в первую очередь отражает внутренние структурные подразделения в обществе и связи между его членами. Возможно, существующее устройство предполагалось и в загробной жизни. Представления общемировоззренческого плана, вероятно, находили свое выражение в тех нормах погребальной традиции, которые исполнены для всех умерших.
О существовании определенного рода дифференциаций в этом обществе помимо естественной по полу и возрасту, внутриобщинной специализации и разделения труда в зависимости от биологических и физических особенностей личности, которые могли распространяться на имущество (личные вещи, орудия и вооружение) и охватывать все общество, в дополнение к подразделениям, например, по родству и свойству, свидетельствует ряд косвенных фактов. Так, на поселении Оровнаволок IX каждое жилище в группе одновременно бытовавших отличалось особым составом инвентаря: в 1–м и 3–м встречалось много сверл, резцов, скобелей, но в последнем помимо этого присутствовали продукты расщепления сырья, из которого изготавливались данные вещи, и полуфабрикаты. В жилище 2 было сосредоточено большинство сланцевых макроформ на разных стадиях изготовления и шлифовальные плиты. В жилище 6 кроме многих изделий различных функций найдены почти все известные в этой части поселения микроскребки (более 100), а также большинство поделок из кости. В соседнем с ним и одновременном жилище 5 скребков и других мелких форм практически не было (прим 35). На Оровнаволоке XV во всех трех жилищах преобладали макроформы из сланца, но в 1–м и 3–м кроме них имелись поделки из кости и заметное число мелких инструментов типа сверл, резцов и т. д.
О существовании различий внутри коллектива локальной группы, обусловленных не только хозяйством и экономикой свидетельствуют и другие факты. Например, в жилище 4 Оровнаволока IX по обе стороны порожка по основному, южному входу, засыпанные охрой лежали мотыга и два совершенно целых кремневых ножа; по дополнительному восточному — наконечник стрелы и тесло. В жилище 1 этого же поселения по южному входу также по обе стороны в охре находилось по ножу из кварца; в жилище 2 у порога лежал крупный клин для расщепления дерева; в жилище 5 — наконечник стрелы, но уже до дополнительному восточному. Другие жилища каким–либо особым способом не отмечены.
Предполагаемая дифференциация в оставившем могильник обществе, очевидно, была разноуровневой и многофакторной. Значимость и конкретику каждого из возможных институтов только по материальным остаткам возможно определить лишь весьма предположительно. Например, погребения взрослых с детьми, если учесть их немалое число, могут указывать на семейно–родственные связи, захоронения мужчин с ребенком — на существующую систему родства. Некоторые исследователи групповые захоронения считают отражающими весьма архаичные семейно–брачные отношения (прим. 36). Их иллюстрируют, по ее мнению, погребения 139–140 и 141; 118а–118 и 117. Но в первом случае ранним погребением является женское (141), захоронение на этом месте мужчин могло произойти вследствие утраты надмогильного знака, или же при одновременной смерти и родственному признаку. Во втором случае возможен тот же вариант, тем более, что раннее погребение взрослого человека (No 118) нарушено захороненными друг за другом взрослыми мужчиной и женщиной (прим. 37).
Более определенным представляется место (статус) групповых захоронений с жезлами. Их всего два, расположенных в разных частях вскрытой площади. Оба близки между собой по основным признакам, единственное существенное отличие — присутствие второй женщины в тройном захоронении. М. Д. Хлобыстина определяет их характер как культовый, где жезл олицетворяет тотема–первопредка. По мнению Н. Н. Гуриной, умершие выполняли функции хранителей веры. Но, если учесть все сказанное выше относительно погребального обряда оленеостровцев в свете предположений о вероятном наличии в обществе различного рода подразделений, развитого института парной и, вероятно, патрилокальной семьи и основанных на этом связях и системы родства, проецируя эти выводы на конкретные прижизненные условия существования погребенных, то жезлоносцы более всего претендуют на роль светских руководителей, глав надзорного или управленческого органа, единого для всего общества, а не отдельных его составляющих типа эндогамной половины, локальной общины, рода, клана и т. д.
Наличие в могильнике двух или более (если иметь в виду находку еще одного жезла на разрушенной части) таких деятелей в разных местах площадки, по–видимому, из–за разницы во времени смерти, позволяет полагать данный институт власти устойчивым длительное время. Примечательно, что оба захоронены рядом с другими, их могилы не выделены особым образом, хотя могли узнаваться по специальным надмогильным знакам. При их погребении выдержаны все основные требования обряда, от массовых и типичных отличает (помимо наличия жезлов и группового характера) отсутствие в погребальном наборе орудий любого рода. Сланцевые ножи у одного из жезлоносцев могут указывать на принадлежность к отмеченному этим символом подразделению в обществе частного порядка. В этом же плане можно трактовать скульптурку змеи у одной из женщин, хотя нельзя исключить ее назначение как индивидуального оберега–амулета. Не исключено также, что эта фигурка олицетворяет какую–то роль погребенной (обязанности) в управленческом органе, еще не известной или ставшей ненужной ко времени правления второго жезлоносца. Возможно, близкий погребенным с жезлами статус имели индивидуумы из тройного погр. 26–27–28, о чем говорит выявленное в могиле хранилище охры, хотя возможны и любые другие предположения на их счет.
В сравнении с жезлоносцами статус так называемого вождя или «хозяина мира мертвых» из вертикального погр. 100 представляется менее важным и другим по своему значению (прим. 38). Подобным образом погребены юная и зрелая женщины и взрослый мужчина. Немало захороненных с таким же обильным инвентарем. Основное отличие состоит в положении тела. Но это могло быть обусловлено теми же нормами или связями, которые потребовали погребения горизонтально, на боку и скорченно.
При весьма вероятном наличии различного рода подразделений, сложной и многообразной системы связей, органа управления в лице одного или нескольких человек, оставившее могильник общество выглядит устроенным сложно и упорядоченно. Оно должно было быть достаточно крупным численно для того, чтобы появилась необходимость в такой системе, чтобы она могла оформиться и реализовать себя. Очевидно, это могло произойти в условиях существования стабильной и хорошо сбалансированной хозяйственно–экономической структуры (или для создания таковой), способной обеспечить благоприятные условия жизни для всех членов с учетом их склонностей и способностей.
Высокий уровень развития и организации данного общества в известной степени подтверждает возрастной состав погребенных, их высокие физические данные (прим. 39), обилие разнообразных и трудоемких по исполнению орудий труда и быта, большое число украшений и предметов искусства, а также комфортное и равноправное положение женщин. О последнем свидетельствует значительное число старых и возмужалых, тот же, что и у мужчин набор обрядовых вещей, захоронение равно им и вместе с «представителями власти». Главенствующее место в этом обществе, очевидно, принадлежало мужчинам, что вполне закономерно и естественно в условиях ориентированной на охоту на крупных зверей экономики. Такое общество трудно отождествить с коллективом одной–двух локальных групп при максимальной численности каждой в 50–100 человек. Можно предположить, что оно включало все существовавшие по берегам Онежского водоема в период функционирования могильника. В пользу этого говорит установленная близость его инвентаря поселенческому инвентарю из разных частей побережья.
Согласно функциональному составу комплекса орудий и остеологическим материалам основным занятием оставившего могильник населения была охота на животных окружающей лесной фауны, главным из которых являлся лось (прим. 40). Об этом, помимо многочисленных резцов–украшений свидетельствуют и жезлы. В значительно меньшей степени было развито рыболовство, если судить по немногим находкам рыболовных крючков, гарпунов, годных к плетению сетей инструментов. Образ жизни населения, как справедливо считала Н. Н. Гурина, был круглогодично оседлым. Аналогичным он был в период существования синхронных поселений онежской культуры.
Известная ограниченность археологических материалов в качестве исторических источников не позволяет в полном объеме выяснить конкретику организации данного сообщества. Для этого требуются специальные исследования, с привлечением данных по первобытной истории, соблюдением ряда условий, диктуемых этноархеологией. Попытки моделирования отдельных сторон его жизни и устройства на ограниченном материале представляются малоубедительными (прим. 41). Так, если следовать положениям исследовательницы, но принять во внимание данные по всему погребальному комплексу могильника (а не только его северной части) и рассматривать его на фоне конкретной общности (культуры) со всеми установленными аспектами ее становления и жизнедеятельности населения, то моделируемые системы более всего сближаются с предложенными ею для энеолита–палеометалла. Принятые исследовательницей за архаичные некоторые погребальные комплексы (групповые престижные и одинарные одного или двух поколений) скорее выглядят инновационными, равно как известные в значительном числе парные разнополые одного поколения и разновозрастные всевозможных сочетаний. Можно предполагать развитый институт патрилокальной парной семьи и обусловленный этим счет родства. В силу основного рода занятий и господствующей экономической модели именно при таких отношениях и связях общество могло оставаться жизнеспособным и стабильным длительный отрезок времени.
Основу его, по–видимому, составляли коллективы (общины) из нескольких, проживавших на одном поселении (в одной локальной группе) представителей нескольких родов, брачных классов и т. д., тесно связанные между собой неизбежной в условиях первобытности коллективной производственно–хозяйственной деятельностью. Уровень социальной организации, если иметь в виду наличие целого ряда общих элементов в погребальной традиции, правителя или органа управления в светской форме, отсутствие соотносимых с родовой, эндогамной и т. д. локализаций погребенных, при немалом числе по принципу семейственности, был достаточно высоким. Главенствовали общественные, единые для всех членов и локальных общин нормы поведения и кодексы правил. Примеры подобных высокоорганизованных обществ в эпоху первобытности известны (прим. 42).
Сравнение по всем доступным параметрам инвентаря могильника и поселений бассейна Онежского озера показывает различные степени сходства. Теснее всего оно по всей сумме данных с поселениями с ранними (первыми) формами стационарных полуземляночных жилищ типа Кладовца Vа, Оровнаволока XIV и XV, Черной Губы VI и др., которые со своей стороны теснейшим образом связаны с предшествующими и последующими им во времени и вместе характеризуют хронологически последовательные и преемственные в культурном плане стадии развития одной культуры. Могильник возник в период, когда она уже прошла первые этапы своего становления и прекратил свое существование задолго до ее финала.
Судя по динамике развития данного сообщества, прекращение его функционирования произошло вследствие изменений, например, в хозяйственно–экономической и, возможно, социальной и других сферах. Одной из причин, вероятно, послужило расширение ареала обитания после второй четверти VI тыс. до н. э. и ослабление в силу этого межобщинных связей, а также наметившаяся к этому времени тенденция к более подвижному образу жизни и новым способам ведения промыслов по мере усиливавшегося потепления. Об этом свидетельствует появление сезонных поселений, очевидно, как адаптивной меры к меняющейся природной ситуации. Не исключаются перемены в мировоззренческой, психологической и других сторонах жизни. Совершенно определенно изменения, в результате которых могильник утратил свое значение объединительного и стабилизирующего фактора, не связываются с влиянием извне ни в виде миграционной волны нового населения, ни в каком–либо ином, при том, что контакты с соседними, в первую очередь, кремненосными областями продолжали существовать. Наиболее оживленными они были в период функционирования могильника, далее шли на убыль, но никогда полностью не прерывались. Изначально характерная для онежской культуры высокая степень изоляции с течением времени заметно усиливалась. что, по–видимому, явилось одной из причин стагнации в ее развитии к началу V тыс. до н. э. К этому времени заметно уменьшается число поселений, а известные отличает сезонный характер функционирования, небольшая площадь, скудость видового состава орудийных комплексов. Отмечается исчезновение многих навыков в обработке камня, форм изделий, ряда хозяйственных сооружений и т. д.
Датировка могильника до сих пор остается одним из дискуссионных аспектов его тематики. Диапазон предложенных дат весьма велик — от IX до III тыс. до н. э. В настоящее время его синхронность позднему мезолиту не вызывает сомнений у большинства исследователей. Уверенно можно говорить о его автохтонном происхождении. На основе дат онежских поселений, наиболее близких по технико–типологическим критериям комплексов инвентаря, его существование может быть отнесено в отрезок времени между второй четвертью VII и началом VI тыс. до н. э. Известные даты по С–14 в целом не противоречит мезолитическому возрасту (прим. 43), но, на наш взгляд, несколько омолаживают памятник.
Разница между древнейшей (6320 до н. э.) и позднейшей (5640 до н. э.) из калиброванных весьма значительна, не ясно, какую из них принять за основу. В явном и необъяснимом противоречии к ним самая древняя из всех (9910 л. н.). По мнению специалистов, на точность определений могла повлиять продолжительность залегания костных материалов в известковой почве.Комплекс инвентаря могильника, по справедливому утверждению Н. Н. Гуриной, типологически однороден. Действительно, в нем не удается наметить ни локально–территориальных, ни эволюционно–хронологических различий. Очевидно, памятник существовал такой отрезок времени, в течение которого в материальной культуре не произошло заметных изменений. Согласно данным некоторых надежно датированных поселений онежской культуры такой период не превышал 300 лет или, вероятнее всего, был значительно меньшим (прим. 44). Можно полагать, что не большим был период функционирования могильника.
Заполнение площадки памятника происходило последовательно, по мнению Н. Н. Гуриной, начиная с вершины холма (южная часть) и вниз по склону в северо-западном направлении. Но вероятны и другие предположения. Так, если принять во внимание даты по С-14, то этот процесс представляется прямо противоположным. Самые поздние из них относятся к погребениям из южной части, ранние – из северной, при этом самая древняя и самая позднейшая (из калиброванных дат) происходят из соседних погребений в средней зоне. Может быть, захоронения происходили по всему склону одновременно без всякого плана или согласно каких-то неизвестных нам обстоятельств. Но поскольку изначальное размещение погребений в целом на площадке неизвестно, эти вопросы и все сделанные на их основе суждения, по меньшей мере, некорректны.
Особое значение для решения многих вопросов тематики могильника и мезолита бассейна Онежского озера имеет
проблема расовой принадлежности погребенных. Некоторые исследователи находят их состав смешанным, представленным европеоидными и монголоидными типам (прим. 45). Другие еще более сложным, главенствующим признают тип, «в генетике которого лежат североевропейский и уральский компоненты», в дополнение к ним выделяют южноевропейский и третий, связанный с сибирскими монголоидами (прим. 46).
Делаются попытки рассмотреть выделяемые типы с позиций их локализации на территории могильника (прим. 47). Исследовательница принимает положение Н. Н. Гуриной об относительно более раннем возникновении южной и средней частей могильника при том, что комплекс в целом хронологически одновременен, и полагает, что концентрация прогрессивных европеоидных форм в северной части, а более архаичных европеоидных и монголоидных в южной и средней может быть объяснена социальным фактором (устройством общества), т. е. две зоны могильника характеризуют две родовые, живущие поблизости группы. Морфологическая разнокачественность черепов двух зон могильника, считает она, может выступать как антропологический эквивалент этих подразделений. В подтверждение приводит мнение других исследователей, которые на основе анализа распределения в северной части изображений лося и преобладания его резцов, а в двух других скульптурок змей и антропоморфных, считают возможным отождествить эти части с кланами или линиджами, либо с территориальными подразделениями типа автономных групп (прим. 48).
Не оценивая достоверности выводов Ю. Ю. Беневолинской относительно антропологической характеристики оленеостровцев, следует отметить, что они сделаны на небольшом числе краниологических материалов. Уже поэтому их экстраполяция на археологические данные выглядит некорректной. Кроме того, скульптурки лосей (головки и жезлы) морфологически различны, различной может быть их семантика. На роль выразителя какой–то и не обязательно социальной идеи могут претендовать лишь жезлы. Но один из них найден в средней зоне и в том же захоронении, где присутствовала скульптурка змеи, а второй в северной. При этом все нормы погребального обряда вплоть до расположения жезлов идентичны в обеих случаях. Напомним, что имеется еще один жезл на разрушенной площадке и неизвестно, сколько их не сохранилось.
Некорректны подсчеты числа резцов лося для каждой из зон, далеко неравнозначных по числу погребений — в южной и средней их около 60, в северной почти в два раза больше. Нельзя не принять во внимание и тот факт, что малые головки могли быть частями обычных орудий или выполняли чисто эстетическое назначение, а прочие скульптурки, как считала, например, Н. Н. Гурина, служили индивидуальными оберегами–амулетами. Нет веских оснований для признания их, а также антропоморфных изображений тотемными или родовыми знаками в силу их единичности, отсутствию четких закономерностей в распределении по погребениям и в сочетании с разными формами погребального инвентаря и моментами обряда.
Подразделения в обществе предлагаемого исследователями порядка или уровня на наш взгляд в такой сфере как погребальная традиция должны были бы проявиться более определенным и заметным образом. В могильнике же ни в погребальном обряде в целом, ни в характере сопровождающего инвентаря такие различительные признаки не наблюдаются. Наоборот, существует ряд общих и строго выдержанных для всех погребенных обрядовых норм, а группы по отдельным и частным показателям (положению тела, количеству и набору инвентаря, расположению предметов и т. д.) не локализуются ни территориально, ни по антропологическим признакам. Материалы скорее свидетельствуют о принадлежности умерших к одной, монолитной в социальном, этногенетическом, территориальном планах группировке, чем нескольким. Порядок размещения мог обуславливаться временем смерти. Неубедительным признаком клановости представляются отмеченные различия в габитусе антропоморфных фигурок, весьма схематичных и невыразительных, а также их локализации на площадке — с массивной формой черепа (двуликая) в южной, с грациальной (женская?) в северной. В равной мере нельзя согласиться с утверждением о значимости количественных различий в распределении по зонам наконечников стрел из кремня и кости, поскольку эти изделия не подменяют, а дополняют друг друга в общем наборе охотничьего оружия.
Как уже отмечалось, мезолитическая культура в бассейне Онежского озера в полном объеме сложилась на месте. Оленеостровский могильник появился в этой среде вследствие консолидации нескольких территориальных групп населения, осознавших себя единым и отличным от других, в том числе от родственных по происхождению, сообществом. Проблема его генезиса окончательно может быть решена лишь в контексте изучения прочих мезолитических культур лесной зоны Восточной Европы. Но отдельные аспекты ее можно полагать выясненными. Так, анализ материалов показывает наличие целого ряда существенных черт сходства с комплексами веретинской культуры (прим. 49). Отчетливее всего оно проявляется в технике и типологии сланцевых макроформ. Известную близость обнаруживают изделия из кости. В то же время кремневые комплексы онежской культуры явно тяготеют к позднебутовским или производным от них. Аналоги имеют и костяные формы могильника (прим. 50), а также, по некоторым признакам, макроформы.
Однако, сходство с названными культурами наблюдается только на раннем этапе онежского мезолита, по времени предшествующему Оленеостровскому могильнику (Суна XIII, Шелтозеро XV и др.). Значительно слабее оно выражено в синхронных ему поселениях (Оровнаволок XV, Кладовец Vа, Черная Губа VI, XI (ранний этап), Оровнаволок IX, раскоп I и др.) и не улавливается позднее начала — второй четверти VI тыс. до н. э. Онежская культура с этого времени развивается изолированно и полностью адаптирована к местным условиям. Об этом говорит наличие многих специфических форм орудий, способов расщепления камня, в том числе кремня (по технологии кварца) своеобразных типов поселений, жилых и других сооружений и т. д. Контакты и связи осуществлялись только на уровне получения кремневого сырья.
В то же время в течение всего времени ее существования, начиная с древнейшего этапа, не усматривается никаких связей, в том числе в виде заимствований отдельных форм и технологий с иеневской общностью, прикамско–вятскими (и в целом с восточными-северо-восточным), не говоря уже о приуральско–сибирских. Они отсутствуют также с культурами Кольско–Скандинавского региона и прибалтийскими Кунда и Суомусярви, наблюдаемые отдельные черты сходства с которыми в формах отдельных изделий из камня и кости есть не более как свидетельство сходных путей развития разных по генезису образований в близких природных условиях.
Учитывая сказанное, а также сравнительно высокий уровень развития онежской культуры на древнейшем этапе, можно полагать, что начало ей положила крупная, самодостаточная к воспроизводству и жизнеспособная в новой природной обстановке группа населения веретинской культуры в едином потоке с группой представителей позднебутовской или производной от нее, или обе шли друг за другом в течение краткого отрезка времени. Генезис этих образований принято связывать с западноевропейским культурным ареалом, что представляется достаточно спорным и преждевременным до выяснения ситуаций в культурогенезе в финальное палеолитическое время в лесной зоне Восточной Европы. Не исключено, что в сложении ранне мезолитических культурных образований на этой территории роль местного предшествующего компонента окажется доминирующей.
Изложенной выше точке зрения на процессы сложения и генезис онежской культуры наиболее адекватны и лучше всего согласуются с археологическими материалами суждения об едином антропологическом типе оленеостровцев, давно высказанные рядом исследователей (прим. 51). Они получили подтверждение в ходе недавней экспертизы материалов памятника (прим. 52). Исследователи отрицают наличие в их составе монголоидного типа. По мнению В. П. Якимова, некоторые признаки «монголоидности» являются не результатом метисации, а относятся к разряду морфологических, характерных для палеоевропеоидных вариантов. Они отражают специфику развития древних форм некоторых европеоидов, не имеющих генетической общности с азиатским кругом форм, характеризуют лишь динамику сложения, генетически связаны с позднепалеолитическими вариантами Восточной Европы. Исследователь полагал погребенных в могильнике одними из самых ранних обитателей региона, проникших сюда вскоре после завершения ледниковой эпохи. Этим и объясняется наличие у них архаичных черт с их морфологическим многообразием. Определенное влияние оказала известная изоляция и природная среда.
Наличие не сводимых к монголоидным признаков у ряда древнеевропейских форм не отрицается и другими исследователями (прим. 53). Признается также, что погребенные в мезолитическом могильнике Попово в Восточном Прионежье имеют теснейшее сходство с оленеостровцами, оба типа могут быть включены в единый кластер древнейшего европеоидного населения Восточной Европы, отличный от европеоидов Прибалтики и Украины (прим. 54). Некоторые исследователи считают, что идея монголоидной примеси у восточноевропейского населения мезолита–неолита допустима лишь в общей форме (прим. 55). Наряду с этим, в отдельных географически изолированных районах могли длительное время сохраняться признаки, являющиеся наследием ранних стадий расообразования. Исследователь приходит к выводу о существовании в мезолите–неолите Западной Евразии двух общностей. Одна включала популяции Западной Европы и Северной Африки, другая — население северной части Балканского полуострова и Восточную Европу. Обеим был присущ один уровень «монголоидности». Исследователь считает, что «гипотеза монголоидной примеси сейчас не находит опоры в палеоантропологическом материале применительно к верхнепалеолитическому и неолитическому населению Восточной Европы» … «она не может быть исключена полностью, но не может быть удовлетворительно аргументирована с морфологической точки зрения» (прим. 56).
В заключение отметим, что
Оленеостровский могильник как археологический источник исключительно многолик. Скрытая в нем информация при соответствующих способах извлечения и обработки, изучению с привлечением смежных разделов исторической науки позволит разрешить не только конкретные аспекты жизни оставившего его общества, но и ряд общеисторических. Бесспорно, что комплексное исследование его материалов предполагает непременное использование всей суммы сопутствующих археологических данных, увязанных во времени и пространстве. Без этого любые суждения будут неполными и односторонними.
Равным образом они окажутся спорными или неприемлемыми при некритическом подходе к археологическим фактам или при опоре на заведомо ошибочные. В этом плане
интересна уже упоминавшаяся работа O’Shea и M. Zvelebel, в которой сделана попытка изучения социальных аспектов, демографической ситуации и культурной принадлежности оставившего могильник населения по материалам могильника и с привлечением других источников по мезолиту Карелии.Нельзя не отметить ряд положений авторов, бесспорно заслуживающих пристального внимания, например, соображения о более сложном устройстве этого социума в сравнении с известными историческими охотниками–собирателями.
Интересны их выводы о наличии в данном сообществе определенной дифференциации, постов управителей (шаманов, по их определению), возможного родства в парных захоронениях и др. Но много спорных и слабо аргументированных. Таково утверждение о принадлежности погребенных двум кланам или автономным группам, сделанное на основе распределения скульптурных форм, а также тезис об особом статусе женщин с «престижными» (оригинальными) предметами и мужчин с наконечниками стрел. Основываясь на изживших себя положениях Г. А. Панкрушева, исследователи признают вероятным принадлежность могильника особой группе в рамках «кремневого мезолита», выполнявшей роль посредников в обменных операциях и контактах с населением соседних областей и представителями «местной кварцево–сланцевой культуры». Из–за отсутствия необходимых сведений неубедительно решается вопрос об образе жизни данного социума — оседлого весной–летом (именно в это время, по мнению авторов, происходили контакты и обмены на своего рода ярмарках) и подвижно–кочевого зимой.
Прибегая к целому ряду допущений в силу недостаточной источниковой базы, исследователи настаивают на сезонном (летнем) функционировании некрополя, определяют продолжительность его существования минимум в 50 и максимум в 200 лет.Но при всей спорности многих заключений,
работа O’Shea и M. Zvelebel пока единственный пример комплексного подхода к изучению такого сложного археологического источника как Оленеостровский могильник. Можно надеяться, что подобного рода исследования, как и более углубленные и отвечающие требованиям современной археологии не заставят себя ждать.
Примечания:
1. Работами П.Э. Песонен и А.М. Жульникова в 80-90-х гг. установлено, что выделенные ранее могильники Черная Губа и Сямозерский II (Панкрушев, 1978, ч.1, с.65-67) являются частями поселений Черная Губа VI и Сулгу IV. Вскрытые "могильные" ямы по характеру и залеганию слоя, составу и размещению находок в них и на прилегающих участках можно классифицировать как мощные кострища. Подобные им с примесью охры в заполнении известны на многих поселениях мезолита.
2. Панкрушев Г.А. Племена Карелии в эпоху неолита и раннего металла. М., Л., 1964.
3. Панкрушев Г.А. Мезолит и неолит Карелии. Часть 1. Мезолит. Л., 1978.
4. Филатова В.Ф. Хронология и периодизация мезолита Карелии// Хронология и периодизация археологических памятников Карелии. Петрозаводск, 1991; Филатова В.Ф. Мезолит// Археология Карелии. Петрозаводск, 1996.
5. Девятова Э.И. Геология и палинология голоцена и хронология памятников первобытной эпохи в юго-западном Беломорье. Л., 1976; Структура и динамика последнего ледникового покрова Европы. К Х конгрессу ИНКВА. М., 1977. 140 с; Демидов И.Н., Лаврова Н.Б., Колканен А.М., Мельников И.В., Герман К.Э. Палеоэкологические условия голоцена и освоение древним человеком побережья залива Вожмариха на юге Заонежского полуострова // Кижский вестник. № 6. Петрозаводск, 2001. С.221-240.
6. Филатова В.Ф. Хронология и периодизация...
7. Косменко М.Г. Стоянки мезолитической эпохи на Кенто-Костомукшской озерной системе// Мезолитические памятники Карелии. Петрозаводск, 1978; Шахнович М.М. Бескерамические комплексы Северной Карелии: поиск хронологических критериев// Археология Севера. Вып. 1. Петрозаводск, 1997.
8. Филатова В.Ф. Мезолит..
9. Девятова Э.И. Природная среда и ее изменения в голоцене (побережье севера и центра Онежского озера). Петрозаводск, 1986.
10. Савватеев Ю.А., Верещагин И.К. Охотничье-промысловые животные в мезолитических памятниках Карелии// Изыскания по мезолиту и неолиту СССР. Л., 1983.
11. Гурина Н.Н. Оленеостровский могильник// МИА, 1956, № 47.
12. Борисов П.А. Каменные строительные материалы Карелии. Петрозаводск, 1963. С.301-312.
13. Алекшин В.А. Традиции и инновации в погребальных обрядах (эпоха первобытно-общинного строя)// Преемственность и инновации в развитии древних культур. Мат. методологического семинара ЛОИА. Л., 1981, с. 18-21; Ольховский B.C. Погребальная обрядность и социологические реконструкции. РА, 1995, № 2.
14. Гурина Н.Н. Указ. соч. С.282.
15. Гурина Н.Н. Указ. соч. С.25-62.
16. Однозначно в этом положении тела в погребениях 43 и 160, остальные сомнительны (Гурина Н.Н. Указ.соч. С.31).
17. Гурина Н.Н. Указ. соч. Табл.13.
18. Филатова В.Ф. Костяные изделия мезолитических поселений Оровнаволока// Мезолитические памятники Карелии. Петрозаводск, 1978.
19. Установлено в ходе изучения костных остатков специалистами Института биологии КНЦ РАН.
20. Коллекции поселения с жилищами Оровнаволок XV и сезонного Пиндуши XIV-a обработаны при участии Г.Ф.Коробковой.
21. Гурина Н.Н. Указ. соч. С.63-64.
22. Гурина Н.Н. Указ.соч. С. 356.
23. Филатова В.Ф. Жилые и хозяйственные сооружения мезолитического поселения Оровнаволок IX// Новые данные об археологических памятниках Карелии. Петрозаводск, 1986; она же. Хронология и периодизация...
24. Одно (Гурина Н.Н. Указ. соч. Рис.79:5. Прил.1. С.270) - естественная галька.
25. Гурина Н.Н. Указ.соч. Рис. 79:2, 6-8.
26. Там же. Рис. 79:1.
27. Там же. Рис. 79:3,4.
28. Гурина Н.Н. Указ. соч. С.213.
29. Хлобыстина М.Д. Проблема социогенеза культур Северной Евразии в неолите-палеометалле (но материалам погреб, комплексов)//AD Polus. Археологические изыскания. Вып.10. СПб., 1993.
30. Гурина Н.Н. Указ. соч. Рис. 121,122.
31. Черная Губа II, XI (северо-восточное побережье), Палайгуба VI (Заонежье), мезолитические комплексы поселений Пески I, III на западном побережье.
32. Уткин А.В. К вопросу о сланцевых "ножах" Оленеостровского могильника// Проблемы изучения эпохи первобытности и раннего средневековья лесной зоны Восточной Европы. Иванове, 1995.
33. Еще три найдено на разрушенной площадке памятника вне связи с могилами.
34. Два изделия из пяти в погр. 119 обнаружены в засыпке ямы.
35. Филатова В.Ф. Жилые и хозяйственные сооружения мезолитического поселения Оровнаволок IX// Новые данные об археологических памятниках Карелии. Петрозаводск, 1986.
36. Хлобыстина М.Д. Указ. соч.
37. Гурина Н.Н. Указ. соч. С.352-356.
38. Столяр А.Д. Оленеостровский могильник и его погребение № 100 как агенты мезолитического этнокультурогенеза севера// Древности северо-западной России. Сб. матер. науч. конфер., посвящ. 90-летию со дня рожд. Г.П.Гроздилова. СПб., 1995.
39. Козловская М.В. Древнейшее население лесов Восточной Европы: палеоэкологические аспекты исследования // Тверской археол. сб. Вып.3. Тверь, 1998. С.31-36.
40. Гурина Н.Н. Указ. соч. Прил.IV.
41. Хлобыстина М.Д. Указ. соч.
42. Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972; История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
43. Мамонова Н.Н., Сулержицкий Л.Д. Опыт датирования по С-14 погребений Прибайкалья эпохи голоцена. СА, 1989, № 1.
44. Филатова В.Ф. Мезолитическое поселение Оровнаволок XII // СА. 1988. № 4.
45. Жиров Е.В. Заметки о скелетах из неолитического могильника Южного Оленьего острова. КСИИМК, 1940, вып.6; Беневолинская Ю.Д. К вопросу о морфологической неоднородности краниологической серии из могильника на Южном Оленьем острове// Проблемы антропологии древнего и соврем. населения Севера Евразии. Л., 1984.
46. Гохман И.И. Оленеостровский могильник на Онежском озере как источник расогенеза населения северо-запада России и Фенноскандии// Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения проф. В.И. Равдоникаса. Тезисы докл. СПб., 1994.
47. Беневолинская Ю.Д. Расовый и микроэволюционный аспекты краниологии древнего населения Северо-Восточной Европы// Балты, славяне, прибалтийские финны: этногенет. процессы. Рига, 1990.
48. O'Shea Y., Zvelebil M. Oleneostrovski mogilnik: Reconstruction of the social and economic organization of prehistoric of ragers in Northern Russia // J. Antropol. Archaeology. 1984. T.3. P.1-40.
49. Филатова В.Ф. Хронология и периодизация...; Ошибкина С.В. Мезолит бассейна Сухоны и Восточного Прионежья. М., 1983; она же. Веретье I. М., 1997.
50. Жилин М.Г. Костяное вооружение древнейшего населения Верхнего Поволжья. М., 1993; Жилин М.Г, Оленеостровский могильник и синхронные поселения Верхнего Поволжья. Тезисы докл. СПб., 1994; Жилин М.Г. Наконечники стрел "шигирского" типа в мезолите и раннем неолите Восточной Европы// Тверской археологический сборник. Вып.2. Тверь, 1996.
51. Якимов В.П. Антропологические материалы из неолитического могильника на Южном Оленьем острове// Сб. МАЭ. Вып.19. М., Л., 1960; Бунак В.В. Балтийская антропологическая зона и вопросы финноугорского этногенеза// Вопросы советского финноугроведения. Тезисы. Петрозаводск, 1974.
52. Алексеев В.П., Гохман И.И. Результаты экспертизы надежности краниометрических показателей антропологических материалов из могильника на Южном Оленьем острове Онежского озера (в связи с их сохранностью и особенностями реставрации)// Там же, 1984, с.155-158.
53. Беневолинская Ю.Д. К вопросу о морфологической...
54. Гохман И.И. Новые палеоантропологические находки эпохи мезолита в Каргополье // Проблемы антропологии древнего и соврем. населения Севера Евразии. Л., 1984.
55. Алексеев В.П. Физические особенности мезолитического и ранненеолитического населения Восточной Европы в связи с проблемой древнего заселения этой территории// Проблемы антропологии древнего и соврем. населения Севера Евразии. Л., 1984, с.28-36.
56. Там же. С.35.
КИЖСКИЙ ВЕСТНИК №7
Сборник статей / Редколлегия: И.В. Мельников (отв. ред.), Р.Б. Калашникова, К.Э. Герман.
Петрозаводск, 2002.
Источник
http://kizhi.karelia...vestnik7_18.htm