
Рис. 2. Местоположение мезолитических и неолитических серий на территории лесостепной полосы Восточной Европы
Квадрат - мезолитические серии; круг - неолитические серии
1 - Звейниеки, 2 - Попово, 3 - Южный Олений остров, 4 - Кирсва, 5 - Васильевка I, 6 - Васильевка III, 7 - Волосовское, 8 - Ивановское VII, 9 - Сахтыш IIа, льяловская культура, 10 - Сахтыш IIа, волосовская культура, 11 - Панфилово, 12 - Черная гора, 13 - Ладожская стоянка, 14 - Звейниеки, ранний неолит, 15 - Звейниеки, средний и поздний неолит, 16 - Ловцы, 17 - Володары, 18 - Караваиха, 19 - Берендеево болото, 20 - Дрониха, 21 - Вовниги I, 22 - Вовниги, 23 - Васильевка, 24 - Вольненский, 25 - Дериивка, 26 - Никольское.
За пределами Восточной Европы аналоги ему находим в мезолите Скандинавии [Schwidetzky and Rosing, 1989]; [Гохман, устное сообщение, данные в печати], в Чехии (могильник Лепенский Вир), Югославии (могильник Власац), Греции (могильник Нео Никомедия) и Северной Африке (могильник Афалу-Бу-Румель). Сводка данных по зарубежным антропологическим материалам дана в работе [Schwidetzky and Rosing, 1989].
В большинстве зарубежных краниологических серий отсутствуют данные о горизонтальной профилировке лицевого отдела черепа, но сходство в остальных признаках столь велико, что не остается сомнения в генетических связях носителей этого европеоидного, я бы сказала, несколько архаичного типа, широко распространенного на территории Европы и даже за ее пределами.
В. П. Алексеев, измеривший углы горизонтальной профилировки на черепах из могильника Власац (Югославия), показал, что сочетание уплощенного лобноглазничного отдела со значительной профилированностью лицевого отдела в средней части характерно и для них [Алексеев, 1979].
Вторая комбинация антропологических черт характерна для территориально весьма разобщенных могильников. Строго говоря, они не объединяются в один кластер, но кое-какие общие свойства у них есть. Черепа из этих могильников характеризуются гипердолихокранией, большой высотой, очень узким и высоким лицевым отделом, относильно более широким носом. Эти черепа также европеоидны, только для серии из Прибалтики характерно вышеотмеченное сочетание углов уплощенности лицевого скелета, для серии с территории Украины - сильная профилированность лобнолицевого и лицевого отделов черепа. Среди мезолитических серий Западной Европы аналоги находим лишь в могильниках культуры ленточной керамики в Чехии [Schwidetzky and Rosing, 1989].
Обратимся к неолитическому населению Восточной Европы. Прежде всего, обращает на себя внимание некоторое увеличение черепного указателя. Здесь уже нет выраженно долихокранных групп, как в эпоху мезолита. Явление брахикефализации во времени, отмеченное впервые Г.Ф.Дебецом и неоднократно подтвержденное другими авторами, обнаруживается и на анализируемых материалах. Что касается соотношения других признаков, то оно дает полное основание для поиска преемственности между мезолитическим и неолитическим населением с помощью антропологических данных. Наиболее естественно предпринять поиск той своеобразной комбинации, которая столь характерна для большинства мезолитических групп Восточной Европы.
Сочетание некоторой уплощенности в верхнелицевом отделе и сильной профилированности в средней части лица отмечается у большинства неолитических восточноевропейских групп лесной и лесостепной полосы. Этими особенностями характеризуется население Прибалтики, Волго-Окского региона и Днепро-Донецкой территории. Географически этот ареал почти совпадает с ареалом распространения носителей подобного сочетания в мезолите.
Если не считать небольшого увеличения черепного указателя у неолитического населения, которое может быть рассмотрено как признак эпохальной изменчивости, в неолите в некоторых группах происходит незначительное ослабление выступания носа, хотя угол выступания носа остается в пределах европеоидных величин. Кроме того, увеличивается ширина лица и вследствие этого происходит относительное уменьшение его высоты. В остальном же преемственность между мезолитическим и неолитическим населением устанавливается достаточно четко.
В то же время, среди неолитических групп Восточной Европы не прослеживается второго антропологического типа, характерного для мезолита - очень узколицего, высоколицего и относительно широконосого. Может быть, это объясняется не исчезновением его, а недостаточной представительностью данных. Однако в северной и северо-западной части Восточной Европы проявляется очень широколицый, с уплощенной горизонтальной профилировкой лица, антропологический тип, характерный для населения, известного по Ладожской неолитической стоянке и могильнику Караваиха, тип - не прослеживающийся в мезолите.
С культурой ямочно-гребенчатой керамики распространился антропологический тип, несущий в себе черты "смягченной монголоидности". В антропологической литературе он получил название лапоноидного. На генезис и истоки культуры ямочно-гребенчатой керамики взгляды археологов неоднозначны (сводку взглядов см. [Крайнов, 1987]). Что касается точки зрения антропологов, то есть все основания считать, что происхождение антропологических черт носителей культур ямочно-гребенчатой керамики связано с восточными территориями России.