Цитата
До сих пор значение религии в хозяйственной жизни было предметом изучения, в основном, философов, социологов, историков, религиоведов. И лишь в последние 10–15 лет всё больше профессиональных экономистов рассматривают религию как самостоятельный и важный фактор экономического развития. Сегодня в Европе и мире регулярно проводятся многочисленные исследования, которые выявляют активное воздействие религии на различные параметры экономического роста, технологического развития, качества жизни, уровня доходов населения.
http://www.ieras-lib...8/zaichenko.doc
Цитата
Нет другого признака, который бы так рельефно и убедительно на многие столетия, вплоть до настоящего времени, распределил страны Европы по уровню их экономического развития, как признак религиозной принадлежности. Все другие, внешние по отношению к экономике и техническому прогрессу, факторы: демографические, политические, географические и природно-климатические заметно уступают в этом отношении религиозной принадлежности европейских стран.
В ходе расчётов автора страны Западной, Центральной и Восточной Европы (всего 31 страна, кроме стран бывшего Советского Союза), были сгруппированы в 4 подгруппы по их основной, традиционной религиозной ориентации (протестантизм, католичество, православие и ислам).
В таблице 1 приводятся среднедушевые значения ВВП за 2005 год, рассчитанные по паритету покупательной способности по четырём отдельным группам стран Европы. Каждая группа формируется из стран со схожей, доминантной конфессиональной ориентацией. Для уменьшения влияния чисто политических факторов, из группировок были исключены страны бывшего Советского Союза.
К группе протестантской ориентации относятся 9 стран: Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Критерием такого отнесения служит численное преобладание протестантов и историческая роль протестантизма. В трёх странах (Германия, Нидерланды и Швейцария) наблюдается примерное равенство между католиками и протестантами. Но благодаря выдающейся исторической роли, которую сыграл здесь протестантизм (это родина кальвинистской Реформации), мы относим данные страны к протестантской группе.
В группу католической ориентации входят 14 стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Ирландия, Италия, Испания, Мальта, Польша, Португалия, Словения, Словакия, Франция, Хорватия, Чехия.
В группу стран православной ориентации входят 6 стран: Болгария, Греция, Кипр, Македония, Румыния, Сербия. В ряде стран этой группы коммунистический режим явился тормозом общеевропейской интеграции. Греция и Кипр, раньше других вступившие в Европейский Союз, являются несомненными лидерами по уровню экономического развития. В то же время по уровню душевого дохода (ВВП на душу населения за 2005 г., рассчитанные по паритету покупательной способности) наименее развитые православные Румыния и Болгария почти в 3 раза отстают от лидеров своей группы Греции и Кипра. Этот пример показывает, что успехи догоняющего развития доступны и для стран православной ориентации (в том числе для России, Украины и пр.), но при условии, если происходит последовательное усвоение основных хозяйственных и социальных институтов, а также политических и гражданских ценностей демократического общества.
Наконец, группа из 3 мусульманских стран Европы – это Турция и когда-то завоёванные и ассимилированные ею Босния и Герцеговина, а также Албания. Турция – самое развитое государство этой группы имеет душевой доход почти в 3 раза ниже, чем экономически наиболее развитые страны православной группы (Греция, Кипр). Сторонники интеграции в Европу среди турецкой правящей элиты считают, что только в ходе последовательной, полной и необратимой секуляризации всего общества можно рассчитывать на успех в модернизации. Правящие круги Турции уже почти 90 лет проводят стратегию догоняющего развития, в основном по инициативе военных, сторонников светского государства.
В целом, различия между отдельными группами оказались очень значительными для стран, находящихся на сравнительно небольшой территории и имеющих общее и очень продолжительное историческое прошлое. Если проводить сравнение за исторически продолжительный период времени, то окажется, что страны-лидеры по уровню экономического развития в каждой группе непрерывно менялись, темпы экономического роста стран сильно колебались. Но соотношение между этими группами по уровню экономического и технологического развития на протяжении последних трёх столетий изменялось в пользу стран протестантской культуры. При этом как в прошлом, так и в наше время просматривается отчётливо выраженное превосходство по уровню экономического развития протестантов над католиками, католиков над православными и православных над мусульманами (см. таблицу 1).
Ангус Мэддисон, профессор Университета Гроннингем (Нидерланды), провёл исследование уровня экономического развития основных стран Европы, выраженного в величине валового внутреннего продукта на душу населения за период более чем в 150 лет. Оказалось, что в 1820 году среди 10 экономически самых развитых стран Европы 5 принадлежали к странам с преимущественно протестантской культурой и 5 – католической. В 1900 году это соотношение составило уже 6 и 4, в 1950 году – 8 и 2. Иными словами, за 130 лет темп экономического роста в странах протестантской культуры был опережающим. Далее, под влиянием факторов европейской интеграции этот разрыв несколько снизился: до 7 и 3 в 1973-м, 6 и 4 – в 2005 году. Таким образом, за период почти в два столетия экономическое преимущество стран протестантской культуры оставалось очевидным. В указанный период в числе 10 самых передовых стран Европы не было стран ни православной, ни мусульманской ориентации. В свою очередь, то же можно сказать о преимуществах европейских православных стран перед мусульманскими государствами Европы6.
В ходе расчётов автора страны Западной, Центральной и Восточной Европы (всего 31 страна, кроме стран бывшего Советского Союза), были сгруппированы в 4 подгруппы по их основной, традиционной религиозной ориентации (протестантизм, католичество, православие и ислам).
В таблице 1 приводятся среднедушевые значения ВВП за 2005 год, рассчитанные по паритету покупательной способности по четырём отдельным группам стран Европы. Каждая группа формируется из стран со схожей, доминантной конфессиональной ориентацией. Для уменьшения влияния чисто политических факторов, из группировок были исключены страны бывшего Советского Союза.
К группе протестантской ориентации относятся 9 стран: Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария и Швеция. Критерием такого отнесения служит численное преобладание протестантов и историческая роль протестантизма. В трёх странах (Германия, Нидерланды и Швейцария) наблюдается примерное равенство между католиками и протестантами. Но благодаря выдающейся исторической роли, которую сыграл здесь протестантизм (это родина кальвинистской Реформации), мы относим данные страны к протестантской группе.
В группу католической ориентации входят 14 стран: Австрия, Бельгия, Венгрия, Ирландия, Италия, Испания, Мальта, Польша, Португалия, Словения, Словакия, Франция, Хорватия, Чехия.
В группу стран православной ориентации входят 6 стран: Болгария, Греция, Кипр, Македония, Румыния, Сербия. В ряде стран этой группы коммунистический режим явился тормозом общеевропейской интеграции. Греция и Кипр, раньше других вступившие в Европейский Союз, являются несомненными лидерами по уровню экономического развития. В то же время по уровню душевого дохода (ВВП на душу населения за 2005 г., рассчитанные по паритету покупательной способности) наименее развитые православные Румыния и Болгария почти в 3 раза отстают от лидеров своей группы Греции и Кипра. Этот пример показывает, что успехи догоняющего развития доступны и для стран православной ориентации (в том числе для России, Украины и пр.), но при условии, если происходит последовательное усвоение основных хозяйственных и социальных институтов, а также политических и гражданских ценностей демократического общества.
Наконец, группа из 3 мусульманских стран Европы – это Турция и когда-то завоёванные и ассимилированные ею Босния и Герцеговина, а также Албания. Турция – самое развитое государство этой группы имеет душевой доход почти в 3 раза ниже, чем экономически наиболее развитые страны православной группы (Греция, Кипр). Сторонники интеграции в Европу среди турецкой правящей элиты считают, что только в ходе последовательной, полной и необратимой секуляризации всего общества можно рассчитывать на успех в модернизации. Правящие круги Турции уже почти 90 лет проводят стратегию догоняющего развития, в основном по инициативе военных, сторонников светского государства.
В целом, различия между отдельными группами оказались очень значительными для стран, находящихся на сравнительно небольшой территории и имеющих общее и очень продолжительное историческое прошлое. Если проводить сравнение за исторически продолжительный период времени, то окажется, что страны-лидеры по уровню экономического развития в каждой группе непрерывно менялись, темпы экономического роста стран сильно колебались. Но соотношение между этими группами по уровню экономического и технологического развития на протяжении последних трёх столетий изменялось в пользу стран протестантской культуры. При этом как в прошлом, так и в наше время просматривается отчётливо выраженное превосходство по уровню экономического развития протестантов над католиками, католиков над православными и православных над мусульманами (см. таблицу 1).
Ангус Мэддисон, профессор Университета Гроннингем (Нидерланды), провёл исследование уровня экономического развития основных стран Европы, выраженного в величине валового внутреннего продукта на душу населения за период более чем в 150 лет. Оказалось, что в 1820 году среди 10 экономически самых развитых стран Европы 5 принадлежали к странам с преимущественно протестантской культурой и 5 – католической. В 1900 году это соотношение составило уже 6 и 4, в 1950 году – 8 и 2. Иными словами, за 130 лет темп экономического роста в странах протестантской культуры был опережающим. Далее, под влиянием факторов европейской интеграции этот разрыв несколько снизился: до 7 и 3 в 1973-м, 6 и 4 – в 2005 году. Таким образом, за период почти в два столетия экономическое преимущество стран протестантской культуры оставалось очевидным. В указанный период в числе 10 самых передовых стран Европы не было стран ни православной, ни мусульманской ориентации. В свою очередь, то же можно сказать о преимуществах европейских православных стран перед мусульманскими государствами Европы6.