Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Рисунки душевнобольных людей


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
26 ответов в этой теме

#1
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Музей творчества душевнобольных был открыт в 1974 году при кафедре психиатрии и наркологии. Первоначально экспонатами музея были чёрно-белые копии рисунков, выполненных пациентами, лечившимися по поводу алкоголизма (они были профессиональными художниками).

В 1995 году экспонаты музея были модернизированы. Сейчас музей представлен копиями рисунков больных, сделанными на цветном ксероксе.

Выбор рисунков для музея производился по следующим двум критериям: во-первых, в этих рисунках должны быть отражены различные виды психопатологических переживаний; во-вторых, эти рисунки должны быть достаточно выразительными, т.е. стоять, по возможности, на высоком формальном уровне. Среди работ душевнобольных всегда есть и будут такие, которые на основе своего высокого формального уровня и гармоничного совпадения формы с идейным содержанием вполне могут быть признаны художественным произведением.
G]http://s40.radikal.ru/i090/1001/b8/6a81be3a52ed.jpg[/IMG]

















Сообщение изменено: beNeuve, 21 Январь 2010 - 11:58.


#2
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
А.Ш., 19 лет, шизофрения.
Много рисовал: часть рисунков принёс с собой, иные были нарисованы уже в стационаре. Лечащий врач поощряла его стремление рисовать, предоставляла бумагу, краски. При выписке он подарил врачу коллекцию своих рисунков. В дальнейшем эта коллекция стала основой музея творчества душевнобольных, и по настоящий день используется в учебных целях.








#3
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Вл.Т.,35 лет, хронический алкоголизм. В психиатрическую больницу поступал неоднократно в связи с повторными алкогольными психозами. Его болезнь была отягощена неблагополучной наследственностью – родная сестра страдала шизофренией. Все рисунки, отражающие психопатологические переживания выполнены по выходе из психоза и в светлом промежутке (вне запоя). Автор имел неоконченное художественное образование, профессионально владел техникой живописи.



В рисунке “Мои руки занимают всю комнату” отражена патология восприятия, аутометаморфопсия (соматоагнозия, “нарушение схемы тела”), нарушение восприятия размеров собственного тела, отдельных его частей. Руки, ноги или голова кажутся очень большими/маленькими или очень длинными/короткими. Это ощущение коррегируется взглядом больного на конечности или прикосновением. Наблюдается при шизофрении, органических поражениях головного мозга, интоксикациях и в других случаях


“Я видел своё сердце, лёгкие, покрытые гноем, кишечник, в котором передвигались селёдочные головы и клубки шерсти, кости, из паха вылезал крокодил”








“Как только я закрыл глаза и начал засыпать, появилась она - огромная фигура смерти, она наклонилась надо мной”





#4
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Творчество В. Шибаева (Аварра)

Владимир Шибаев, подписывающий свои работы факсимиле
“Аварра”, так объяснил свой псевдоним:

Это слово означает “путник, бродяга”. Оно близко мне по ощущению внутренней свободы, по дивному путешествию в цветной мир красок и фантазии. Сегодня я здесь, завтра – там. А как ухожу в творческий “запой”, так и рождается моя новая картина.


Цитата
Когда у меня есть все необходимое: хорошие краски, приличный холст, кисти – вдохновение приходит само собой. Болезнь
отступает. Тут я король. Могу работать долгими часами, сутками не выходя из мастерской. Даже стихи на эту тему написал:

Белой осенью печальной
голова кричит от боли.
День-деньской, день-деньской.
Хватит, слушай,
слезы лить.
Хватит, милый,
перестань, поработай и устань.
И не будем больше ныть.



В. Шибаев (Аварра) - "Автопортрет"


В. Шибаев (Аварра) - "Портрет психиатра" (изображён Андрей Матвеев)


В. Шибаев (Аварра) - "Рождение смерти"

Сообщение изменено: beNeuve, 21 Январь 2010 - 12:19.


#5
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
М.Н., 36 лет, параноидная форма шизофрении. Образования – три класса. Несмотря на изначально низкий интеллектуальный уровень, больная разработала сложную бредовую концепцию. Содержание бреда было весьма своеобразным: больная считала, что с какой-то планеты на Землю занесена лаборатория под названием “система Плутон”. Эта лаборатория находится на инопланетном корабле, а цель её – изучение и порабощение землян. Рисовала она в режиме “автоматического письма”: ставила на листе точку и далее “рука сама водила по бумаге”. При этом часто не могла объяснить смысл нарисованного, говорила, что содержание рисунка не её, что “тот, кто водит рукой, знает и смысл”.


“Углоед. Я не смеюсь, - но своё дело делаю?!+”


“Кто я теперь? Урод: то ли свинья, то ли человек. Я нуждаюсь уединённостью от всего Мира”.


“Чертёж-схема, по которой моделируется психика человека”

#6
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Рисунки на фоне приёма LSD

Эксперимент проходил в рамках программы правительства США по исследованию препаратов, изменяющих психику, в конце 50-х годов минувшего века. Художник получил дозу LSD-25 и коробку с карандашами и ручками. Ему нужно было нарисовать врача, сделавшего ему инъекцию.
Cо слов пациента: “Состояние нормальное.. пока никаких эффектов”


Первый рисунок был готов через 20 минут после первой дозы (50 мкг)


У пациента наблюдается эйфория.

“Я могу видеть вас так ясно, так чисто. Это.. вы.. это все.. у меня небольшие проблемы с карандашом.. Словно он движется сам по себе.”


Спустя 85 минут после введения первой дозы и 20 минут после второй дозы (50 мкг + 50 мкг)


Пациент очень сосредоточенно рисует.

“Контуры выглядят нормально, но они очень яркие – все постоянно меняет свой цвет. Моя рука должна следовать сильному течению линий. Я чувствую, как мое сознание перетекает в активную часть тела – в мою руку, локоть.. мой язык”.


2 часа 30 минут после первой дозы


Пациент увлеченно рисует.

“Я пытаюсь сделать другой рисунок. Модель выглядит нормально, но мой рисунок – нет. Моя рука странно меняется. Этот рисунок не особенно хорош, правда? Брошу его, попробую снова..”


2 часа 32 минуты после первой дозы


Пациент быстро рисует следующую картину.

“Я нарисую это одним движением.. не останавливаясь.. одна линия, без отрыва!”

После того, как рисунок закончен, пациент начинает смеяться, затем что-то на полу его пугает.


2 часа 35 минут после первой дозы

Пациент пытается попасть в коробку с красками, и он взволнован. Медленно отвечает на предложение порисовать ещё. Он почти не говорит.

“Я.. все.. изменилось.. они зовут.. ваше лицо.. извивается.. кто это..”

Пациент тихо напевает какую-то мелодию.. Теперь он рисует темперой.



2 часа 45 минут после первой дозы


Пациент перебрался на койку, где пролежал около 2 часов, двигая руками в воздухе. Внезапно, он уверенно возвратился к столу. Стал рисовать пером и акварелью.

“Это будет лучший рисунок. Почти как первый, только лучше. Если я буду неосторожен, я потеряю контроль над своими движениями, но этого не произоидет, потому что я знаю. Я знаю”. (он повторил это ещё много раз).

Пациент сделал последние несколько мазков, бегая взад и вперед по комнате.


4 часа 25 минут после первой дозы


Пациент продолжал двигаться по комнате, пересекая пространство по сложным траекториям. Прошло полтора часа, прежде чем он сел и начал рисовать снова.

“Я снова чувствую свои колени. Думаю, лекарство прекращает действовать. Это очень хороший рисунок – этот карандаш весьма сложно держать”. – (в руках у него пастельный мелок).



5 часов 45 минут после первой дозы



Спустя восемь часов после первой дозы

#7
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф

"Пикник"


"Извращенцы"


"Болезнь"

#8
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф


























#9
Tanasquel

Tanasquel

    --

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 14 308 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:--
  • Национальность:--
  • Фенотип: --
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:--
абсолютно дойстойно выставки Марата Гельмана, вполне себе современное искусство
--

#10
magda

magda

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 166 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Ростовская область
  • Национальность:русская
  • Фенотип: зап.балтид+динарид
спасибо, очень интересные материалы. у меня где-то тоже были рисунки душевнобольных, выложу чуть позже.
Я возьму своё там, где увижу своё.

#11
magda

magda

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 166 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Ростовская область
  • Национальность:русская
  • Фенотип: зап.балтид+динарид
все краски мира







боль

папа повесился

повесился в австралии

Я возьму своё там, где увижу своё.

#12
mike117

mike117

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 3 856 сообщений
Цитата
Содержание бреда было весьма своеобразным: больная считала, что с какой-то планеты на Землю занесена лаборатория под названием “система Плутон”. Эта лаборатория находится на инопланетном корабле, а цель её – изучение и порабощение землян.

тогда очень многих конспирологов надо в дурку посадить, если это диагноз, принципиальных отличий не вижу. Некоторые телеканалы обеднеют.

#13
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Дубль в Э. Психопатия с суицидальным уклоном



Медицинская сестра. Маниакально-депрессивный психоз



Прощание. Психопатия[
URL=http://www.radikal.ru][/URL]


Страдания. Истерия


#14
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Цитата
РИСУНОК
. Изучение и анализ Р. как подсобный метод для понимания содержания псих. сферы применяется психиатрией и психологией гл. обр. в двух направлениях. Во-первых в отношении изучения рисунков душевнобольных как продукта пат. творчества вообще и при отдельных формах психоза в частности; во-вторых в качестве тестов при экспериментально - психологическом испытании здоровой и больной личности. Р. душевнобольных лишь сравнительно недавно стали привлекать к себе внимание исследователей. Впервые должное внимание обратил на это Вильманс (Wil-manns), к-рый собрал в Гейдельбергской клинике большую коллекцию Р. душевнобольных со всех германских психиатрических больниц. Впоследствии эта коллекция была разработана Принцгорном (Prinzhorn). Одновременно были сделаны попытки использования Р. для диагностических целей. В Р. душевнобольных нередко встречаются элементы, характерные и для творчества примитивных народов и детей. В Р. больных часто мы видим не художественное изображение болезненных переживаний, а как бы, подобно детским Р., описание знаками угнетающих бредовых переживаний, кошмаров и галлюцинаций. В результате получается нагроможде- во ние мало связанных между собой, подчас непонятных изображений. С этой точки зрения следует расценивать указания Принцгорна на беспорядочное заполнение Р. всевозможными изображениями, стереотипное их повторение, на. б-ных в трудно диагносцируемых случаях могут служить объективным критерием для диференциальной диагностики; они вскрывают наличие бредовых идей, галлюцинаций, содержание и характер их (Mohr). Ашаффенбургу (Aschaffenburg) удавалось поставить по Р. диагноз эпилепсии, параноида. В Р. схизо-фреников мы видим отображение характерных для этой б-ни изменений психики, мышления. Они поражают нас своей непонятностью, часто нелепой нагроможденностью различных изображений без видимой внутренней связи, между ними, причудливостью, схематичностью, странным сочетанием красок (рис. 1); стереотипное повторение одного и того же большей частью графического изображения создает впечатление своеобразного орнамента. По рисунку удается иногда установить прогредиентность течения, распад психики схизофреников. При параноидных формах рисунки как правило значительно больше сохраняют целостность композиции, носят менее «разорванный» характер фис. 2) несмотря на странную, причудливую архитектонику и подбор красок. Чем меньше систематизированы бредовые концепции больного, чем больше превалируют в картине психоза отдельные галлюцинаторные восприятия, тем более «разорванный», нелепый, непонятный характер имеют рисунки больных. В противоположность схизофре^нии Р. эпилептиков выделяются особенной тщательностью отделки весьма скудного содержания, Свойственные эпилептической психике вязкость, педантизм находят себе обильную пищу в творческом процессе. Скудость в построении рисунков и в выборе объекта изображения может дать правильное представление о степени деградации личности. Если в своих рисунках схизофреник подчас широким творческим взмахом пытается в отдельных символических изображениях передать целые бредовые концепции, весьма сложные, запутанные переживания, эпилептик безнадежно застревает в тщательной бессмысленное сочетание форм наряду с пышностью отдельных из них, несоответствие в пропорциях, странное, необычайное сочетание цветов. Содержание рисунка дают случайные мотивы, раздражения, особо яркие галлюцинаторные восприятия. Парадоксальность бредовых образований, непонятная символическая их передача до некоторой степени напоминают изображения примитивных народов. Наряду с этим в художественной продукции душевнобольных попадаются весьма выдержанные и цельные произведения, но и в этих случаях б. ч. удается установить связь между содержанием психоза или состоянием больного и основным настроением Р. При оценке произведения душевнобольного художника следует быть осторожным с применением психиатрического критерия; необходимо подвергнуть детальному изучению не только продукт творчества, но и препсихотическую личность и художественные течения эпохи и пр., т. к. нередко манера, стиль письма определяются не столько психотическим состоянием исследуемой личности, сколько художественным воспитанием, школой. Напр. в эпоху расцвета символизма Р. душевнобольных из культурных слоев населения имели этот отпечаток, без того чтобы ближайшее изучение и произведения и болезни автора показывало что-нибудь общее с разорванной, символической психикой схизофреников. Недостаточный учет этого обстоятельства может привести к неправильной в диагностическом отношении оценке Р.—Рисунки в общем хорошо отражают состояние душевнобольных и нередко дают возможность проследить изменения в течении болезни. В некоторых пат. состояниях, в особенности при эпилептических эквивалентах и нерезких маниакальных фазах циркулярного психоза, наблюдается усиление творческих возможностей; получаются рисунки, значительно более ценные, чем в обычном состоянии б-ного. В редких случаях душевнобольные, до болезни не обнаруживавшие никаких способностей к рисованию, проявляют большой талант (напр. Ван-Гог) и в силу условий, лежащих вне б-ни, делаются главой целого направления в живописи. В иных случаях начало душевной болезни дает яркую вспышку таланта, открываются новые этапы в творчестве художника, пока роковое течение б-ни окончательно не разрушает личность (Врубель). отделке несущественных деталей скудного по содержанию рисунка. Своеобразное, подчас богатое сочетание красок в Р. схизофреников здесь заменяется одним, двумя тонами, причем излюбленным цветом эпилептиков, как и в их фантазиях и снах, является красный. При маниакально-депрессивном психозе, соответственно маниакальной или меланхолической фазе б-ни, рисунки и в выборе темы и в особенности красок отражают различный фон настроения. Фазы экзальтации дают яркие, радостные рисунки с веселыми, часто юмористическими нотками, каррикатур-ными изображениями обслуживающего персонала, больных, причем нередко содержание не соответствует размерам Р.; изображения оказываются больше намеченными, чем выведенными полностью, не закончены, несвязны, напоминая собой на первый взгляд символические рисунки схизофреников, но при внимательном рассмотрении можно видеть последовательность в письме, несмотря на то, что благодаря наплыву творческих идей последние значительно опережают собой техническую возможность передачи их на бумаге, и отсюда получается обрывочность, незаконченность изображений. Болезнь Врубеля (taboparalysis), как известно, давала глубокие ремиссии. Одно из очередных обострений болезни дало состояние большого маниакального возбуждения, во время к-рого художник исписал углем все стены палаты, причем настолько было ускорено течение идей, что он не успевал довести цо конца ни одно изображение; все стены были заполнены отдельными штрихами, частями, намеками на фигуры, по которым однако не трудно было проследить ход творческой мысли художника (Ф. А. Усольцев). Следует указать, что в пре-психопатической личности Врубеля циклоти-мические компоненты были довольно ясно намечены. В меланхолические периоды рисунки имеют соответственный пессимистический оттенок, краски монотонны, в Р. нет яркости красок, игры, они не богаты содержанием, но хорошо передают тоскливый тон настроения и мрачное восприятие жизни. О характерных особенностях Р. при органических психозах в собственном смысле слова говорить не приходится. Здесь мы имеем дело с прогрессирующим ослаблением творческих и технических возможностей по мере нарастания разрушительного органического процесса. Рисунки носят слабоумный характер, крайне бедны по содержанию, часто заполнены грубыми, циничными изображениями, исполнены весьма небрежно. Из этой категории б-ных за карандаш берутся обычно те, кто и до б-ни имел отношение к изобразительному искусству. Устрашающее содержание галлю-цинаторно-бредовых переживаний при алкогольных делириях дает богатый материал для Р. (рис. 3); последние обычно создаются после выхода из острого болезненного состояния, по свежей памяти. Смотря по художественной одаренности больного, Р. приобретают большую или меньшую стройность, но всегда по содержанию фантастичны, жутки и устрашающе действуют на зрителя; при этом чувствуются критическое отношение автора и повествовательный характер Р., несмотря на то, что иногда весь комплекс пережитых кошмаров пытаются облечь в символизированную форму. В экспериментально-психологических тестах Р. занимают зна- чительное место. Они применяются гл. обр. для исследования интелектуальных функций, объема памяти, усвоения, осмышления и пр. Впервые рисунки введены были в экспериментально - психологические тесты Гейльброннером (Heilbronner), затем Бине и Симоном, Штерном (Binet et Simon, Stern), из русских авторов
Бернштейном, Рыбаковым, Нечаевым и др. Рисунки-тесты представляют собой либо простые изображения предметов обихода либо изображают последовательные фазы какого-либо события. Далее бывают Р. с более или менее сложным содержанием или же с явными неправильностями в сочетании или недостатком отдельных частей. У Бине и Симона рисунки-тесты служат и для определения эстетического чувства детей. Рыбаковым, а затем и Роршахом (Rorschach) использованы были контуры кляксы, размазанной в сложенном вдвое листе бумаги, для определения характера фантазий испытуемого лица.


#15
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Цитата
Ар брют

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ар брют(фр. Art Brut — грубое искусство, здесь — необработанное, неограненное искусство) — термин, введенный французским художником Жаном Дюбюффе (1945) для описания собранной им коллекции картин, рисунков и скульптуры, созданных непрофессиональными мастерами, которые как с общественной, так и с психической точки зрения являются маргиналами (душевнобольные, инвалиды, заключенные, чудаки — одиночки, медиумы и т. п.). Их работы несут в высшей степени спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности, Ар Брют не считается с конвенциями правдоподобия, живописной перспективы и условных масштабов, не признает разграничения реального и фантастического, иерархии материалов и т. д. В качестве эквивалента в англоязычной литературе используется термин искусство аутсайдеров (англ. outsider art, см.: en:Category:Outsider artists), который ввел в 1972 искусствовед Роджер Кардинал. Близкие явления — маргинальное искусство, наивное искусство, фольк-искусство, визионерское или интуитивное искусство, новый вымысел (фр. Neuve Invention), примитивизм.
Истоки понятия
Большое влияние на концепцию ар брют оказали две монографии — немецкого психиатра Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (1920) и швейцарского психотерапевта Вальтера Моргенталера «Душевнобольной как художник» (1921). Они привлекли внимание сюрреалистов и Дюбюффе, последний собрал крупную коллекцию ар брют, с 1976 находящуюся в Лозанне (Шато де Больё, первый главный хранитель — Мишель Тевоз). Авангардное искусство ХХ в. (дадаизм, сюрреализм, футуризм и др.) активно обращается к опыту ар брют.
Персоналии
Среди наиболее известных представителей ар-брют — живописцы, графики и скульпторы Бенжамен Бонжур, Адольф Вёльфли, Антони Тапиес, Луи Сутер, Марта Грюненвальдт, Генри Дарджер, Поль Дюгем, Алоиза (Алоиза Корбац), Огюстен Лесаж, Медж Гилл, Александр Лобанов, Бунлыа Сулилат, Воислав Якич, Мартин Рамирес, Камилла Рено и др.

Музеи и коллекции
Музеи или коллекции ар-брют имеются в Берне, Лозанне, Вене, Санкт-Галлене, Гейдельберге, Чикаго, Балтиморе, Москве[источник не указан 225 дней] и др.


#16
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Неужели душевнобольные не рисуют светлых, наивных рисунков? Или тут подобраны только симптомные?

#17
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Цитата(Skalagrim @ 13.5.2010, 16:01) (смотреть оригинал)
Неужели душевнобольные не рисуют светлых, наивных рисунков? Или тут подобраны только симптомные?

Цитата
МУЗЕЙ ТВОРЧЕСТВА ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

Музей творчества душевнобольных был открыт в 1974 году при кафедре психиатрии и наркологии. Первоначально экспонатами музея были чёрно-белые копии рисунков, выполненных пациентами, лечившимися по поводу алкоголизма (они были профессиональными художниками).

В 1995 году экспонаты музея были модернизированы. Сейчас музей представлен копиями рисунков больных, сделанными на цветном ксероксе.

Выбор рисунков для музея производился по следующим двум критериям: во-первых, в этих рисунках должны быть отражены различные виды психопатологических переживаний; во-вторых, эти рисунки должны быть достаточно выразительными, т.е. стоять, по возможности, на высоком формальном уровне. Среди работ душевнобольных всегда есть и будут такие, которые на основе своего высокого формального уровня и гармоничного совпадения формы с идейным содержанием вполне могут быть признаны художественным произведением.

Часть очень интересных рисунков, отвечающих этим требованиям, тем не менее не экспонируется в нашем музее - по этическим и правовым мотивам: на это нет согласия авторов.

http://www.talagi.ru...eum/museum1.htm



#18
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Несмотря на различия в стиле, технике, уровне есть что то что единит все эти рисунки. Что то жуткое, я бы сказал - дыхание ада.

#19
beNeuve

beNeuve

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 544 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:русская
  • Фенотип: эльф
Цитата(Skalagrim @ 13.5.2010, 22:17) (смотреть оригинал)
Несмотря на различия в стиле, технике, уровне есть что то что еденит все эти рисунки. Что то жуткое, я бы сказал - дыхание ада.

Возможно,и в то же время что то в этом есть притягательное ,как картины Босха и ужас и всматриваясь ощущаешь будто приоткрываешь тайны и какие то запретные секреты мира...но только лишь картины я например могу смотреть,А ВОТ ФИЛЬМЫ ПОДОБНОГО СОДЕРЖАНИЯ я знать ни хочу.не хочу например впускать в себя галлюцинации душевно больных у меня и так проблемы с восприятием этой реальности.я плохо определяю её границы.
И вот потом меня всегда это интересовала,есть душевнобольные а есть умалишённые,вдумайтесь какая огромная разница.

#20
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Душа делает человека человеком. Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно. А иногда душа болит, даже если все тело здорово.

У алкоголиков в состоянии делирия (алкогольного психоза, галлюциноза) часто бывают жуткие видения. Может быть для того, чтобы частично избавиться от них в своем сознании, они переносят видения на бумагу. Чтобы знать врага в лицо!

И заметьте- видения именно жуткие! Не радостные, вдохновляющие, а уничижающие человека, покоряющие его дух и волю. Возможно ломаются какие-то защитные силы психики, нам неведомые. Да и познаем ли здесь... Сложно все это.
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#21
Zazizaza

Zazizaza

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:Атеизм
*Продолжаю тему Врубеля smile.gif


Портрет доктора Ф.А.Усольцева (1904)


Фёдор Арсеньевич Усольцев, лечащий врач Михаила Александровича, писал про него следующее:


Цитата
Из длинной вереницы прошедших передо мною людей, душевный спектр которых разложила болезнь, его спектр был самый богатый и самый яркий, и этот спектр показал до неоспоримости ясно, что это был художник-творец, всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, — он все дышит; пока дышал Врубель, — он все творил.

Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом. Было ясно, что Врубель творил. И действительно, затихала болезнь, темп творчества замедлялся, руки поспевали за ним, и прорывались на бумагу прежде скрытые образы: то голова пророка с глазами, полными тоски и мольбы, то ангел с кадильницей, с бесстрастным лицом, с взором, устремленным в невидимую даль, весь окутанный яркими горящими красками его крыльев.

Упала волна возбуждения и упала ниже нормального уровня, наступил депрессивный период, обнаружилось русло, дно, но там — не покрытые тиной булыжники, а все те же яркие самоцветные камни творчества. Кажется, нет сил для подъема, угасла фантазия, и кажется, что Врубель уже не из себя берет образы, а копирует окружающую жизнь и природу. Но нет! все, что выходит из-под его карандаша или кисти, так оригинально, так ново, сравнительно с оригиналом, что ясно, что, и копируя, Врубель творит. Будет ли это узор занавески, блеск стекла, причудливые формы и краски петунии, — все передано по-врубелевски. Часто приходится слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, доидя до самого конца, болезнь разрушила его самого. С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми. Это был настоящий творец-художник. Он знал природу, понимал ее краски и умел их передавать, но он не был рабом ее, а скорее соперником.

Стихали симптомы болезни, и какая обрисовывалась симпатичная, живая, увлекательная личность. В обыденной речи Врубель был так же красочен и пластичен, как на полотне и в глине. Он живо интересовался всем, что касалось искусства, и увлекательно говорил о нем. Новейшие направления искусства, несмотря на продолжительную болезнь, были ему хорошо знакомы, он относился к ним критически, но очень ценил их и верил в их будущее. Очень тепло и участливо относился он к художественной молодежи. Я помню один эпизод. У Врубеля кончался депрессивный период. В обществе в это время ходили слухи, что Врубель плох и долго не проживет. Один из молодых художников, собираясь надолго за границу, ни за что не хотел уезжать не увидавши хоть раз в жизни Врубеля живым. Я не мог отказать ему в этом желании испросив позволения у Врубеля, привел к нему юношу. И это была одна из трогательнейших сцен, какую я только видел, — так тепел и светел был Врубель в беседе с юным художником, такой любовью и верой в молодые силы дышала его речь, и наконец, увлекшись своими речами о будущих успехах молодого искусства, Врубель поцеловал руку юноши. Тот тоже не выдержал, расплакался и поцеловал его руку.

Очень ценя и чувствуя всякие проявления искусства и творчества вокруг себя, он совсем не ценил своих произведений. Да оно и понятно: они даваясь ему так легко, так сами собой выливались на бумагу, что казались ему тем же, чем нам случайно, во время беседы, выводимые карандашом на бумаге фигурки. Он часто рисовал на старых рисунках новые только потому, что ему хотелось быстрее перенести в линии и формы вновь возникающие образы. Когда он брал лист бумаги, то вся картина была уже на ней перед его умственным взором, и он начинал воспроизводить ее так, как ребенок воспроизводит картину на восковой бумаге, обводя по частям ее контуры и вырисовывая отдельные уголки.

Он никогда не рисовал эскизами, а, набросав несколько угловатых линий, прямо начинал детально вырисовывать какой-нибудь уголок будущей картины и часто начинал с орнамента, с узора, который очень любил. Часто случалось, что, тщательно вырисовав какую-нибудь деталь, уголок картины и общими штрихами наметив ее образ, он бросал свое произведение, и оно так и оставалось неоконченным. Новые возникшие образы вытесняли старые. А бывало и так, что, начав вырисовывать деталь, он так увлекался, что картина не умещалась на бумаге, и приходилось подклеивать. Случалось, что какие-нибудь образы были особенно ярки и неотступно стояли в сознании, и тогда над воспроизведением их он работал упорно и мучительно, все вновь и вновь перерабатывая их и безнадежно гонясь за все летящей мечтой. Такова была его последняя неконченная картина “Видение пророка Иезекииля”, навеянная ему чтением Библии.

Да, это был настоящий творец-художник, который творил всегда непрерывно, и творил легко и свободно, никогда ничего не выдумывая. Он умер тяжко больным, но, как художник, он был здоров и глубоко здоров.

Сообщение изменено: Zazizaza, 31 Октябрь 2012 - 01:03.


#22
Zazizaza

Zazizaza

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:Атеизм


В Англии жил и работал Уильям Луис Уэйн (Louis William Wain (1860 - 1939)) - художник, специализирующийся в рисовании антропоморфных кошек. Свой конец он встретил в психбольнице, тяжело больным шизофренией.



Рисунки "здорового" периода




Рисунки во время болезни



Пример психического расстройства у художника (картины располагаются в хронологическом порядке)

Сообщение изменено: Zazizaza, 24 Июль 2012 - 04:52.


#23
RUMALI

RUMALI

    Ветеран

  • Заблокированные
  • PipPipPipPipPip
  • 5 185 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Самара
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Палеоевропеоид
  • Вероисповедание:Православный
Это намек на то, что все авангардисты, импрессионисты - поголовно больные. Так наверно и есть.
Никогда не забывай откуда Ты, иначе в один прекрасный день забудешь - кто Ты.

#24
Zazizaza

Zazizaza

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:Атеизм
Цитата(RUMALI @ 24.7.2012, 13:05) (смотреть оригинал)
Это намек на то, что все авангардисты, импрессионисты - поголовно больные. Так наверно и есть.


Нет, не намёк. И это не так.
У любого художника есть цель, ДЛЯ ЧЕГО (ЗАЧЕМ) он рисует.
Просто, у людей с душевными болезнями присутствует своя логика, своё ЗАЧЕМ. В приведёной цитате, доктор написал: "Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала".
Кто знает, какие образы они видят и, что они ими хотят сказать. Хотя, как следует из всей темы, они, зачастую, в силах это объяснить.

*К слову: Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Направление реализма, кстати.

Сообщение изменено: Zazizaza, 24 Июль 2012 - 05:12.


#25
Askitreja

Askitreja

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 327 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Минск
  • Национальность:белоруска
  • Фенотип: протобалтид-лаппоид(???)
  • Y-ДНК:R-L1029
  • мтДНК:H17a
  • Вероисповедание:Христианство
Цитата(Zazizaza @ 24.7.2012, 6:39) (смотреть оригинал)


В Англии жил и работал Уильям Луис Уэйн (Louis William Wain (1860 - 1939)) - художник, специализирующийся в рисовании антропоморфных кошек. Свой конец он встретил в психбольнице, тяжело больным шизофренией.


раньше смотрела картины этого художника, мне плохо, у меня какая-то паника начинается.. и сейчас вот пишу, быстро прокрутив этот ужас вверх
меня очень напрягают картины душевнобольных, разве что ван Гог ещё нормально так
ab aqua silente cave

#26
komrad13

komrad13

    Черная кость

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 462 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:казах
  • Фенотип: Южно-сибирский
А мне образы из картин периода болезни, как ни странно, понравились.
Порой в спешке "глотаю" слова, так что не удивляйтесь.

#27
Zazizaza

Zazizaza

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь
  • Национальность:русский
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:Атеизм
Не совсем рисунки.


М.А. Врубель "Портрет доктора П.И. Карпова"

П.И. Карпов "Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники" (1926 год).

Сообщение изменено: Zazizaza, 25 Февраль 2013 - 12:05.



Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей