Мефистофель представлен одиноко сидящим на скале. Поза его неустойчива: поднята и прижата к груди согнутая правая нога, на стопу которой положена левая. На цепких тонких пальцах рук, лежащих на колене, покоится голова Мефистофеля. Полна напряженности и экспрессии вся его съежившаяся, собравшаяся в комок, подчеркнуто худая, с резко выступающими ключицами и судорожно сжатыми пальцами ног фигура со скорбным, усталым лицом. Этому впечатлению способствует сочетание угловатых, “колючих” форм и линий (клиновидная борода, ломаные линия локтей и коленей, больные подагрические руки) и таких же острых, высеченных под углом, беспокойных линий скалы. Худощавость тела сближает облик Мефистофеля с традиционным образом смерти.
Особенно меня поражает его продолговатое лицо с резко очерченным носом с горбинкой, большим лбом, тонкими сжатыми, искривленными в ядовитой и презрительной усмешке губами. Это говорит о язвительности и остроте ума Мефистофеля, о переполняющей его злобе, ненависти к людям, и в тоже время о глубокой тоске и мрачном отчаянии изверившегося во всем человека. Его взгляд как будто бы впивается в зрителя, пронзает его насквозь, и у нас появляется ощущение страха и ужаса.


