Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Одежда бесермян.


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
3 ответов в этой теме

#1
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Бесермяне любят яркое и красочное в одежде. Преобладает в основном красный цвет. Зимняя одежда в клеточку, а летняя - в полоску.



Летняя праздничная одежда состоит из рубашки, очень нарядной, с разукрашенным поясом, рукавами и особо украшенным нагрудником. На эту рубашку надевают зыбын, напоминающий фартук песочного цвета с украшением на подоле и на груди. Затем фартук белого цвета, ярко нарядно вышитый. Кроме него на голове у женщины был нарядный платок, надеваемый по-татарски на шапку кашпу.

Основа традиционного женского костюма - рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета, с вкраплением зелёного, жёлтого. Контур выделяли чёрным цветом.

Бесермянки носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда имела вид халата.

Для женского костюма характерны нагрудные украшения: шейные, чересплечные из раковин каури, коралла, бисера и монет. Женщины носили браслеты и кольца. Девичий головной убор представляла небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каури, монетами и бисером. Женский головной убор составляли головное полотенце из тонкого белого холста, шлемообразная шапочка, украшенная монетами и бисером. Сверху надевался платок.

В мужском костюме прослеживаются схожие черты с костюмами удмуртов и русских. Одежда шилась из сукна и домотканой пестряди.

Характерной особенностью бесермянского народа является возможность по отдельным элементам одежды определить возраст, социальный статус и материальное положение.





Источник http://www.finnougor...ELEMENT_ID=2083

Бесермянка в традиционной одежде на сайте http://www.etnolog.r...age.php?id=BESE


Такья - девичий головной убор. Бесермяне. Вятская губерния. Начало XX века.
Сайт РЭМ http://www.ethnomuse...allery/4561.htm

Приобретена И.К. Зеленовым в экспедиции 1906 года.

Сообщение изменено: Ингигерда, 01 Март 2010 - 18:23.

Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#2
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Литература об украшениях и одежде бесермян.

Мама в будни, бывало, оденется
В бесермянский старинный наряд:

(М. Федотов)


1. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. Эскиз I. - Вятка, 1888. - 104 с.

2. Первухин Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Следы языческой древности в суеверных обрядах обыденной жизни вотяков от колыбели до могилы. Эскиз V. - Вятка, 1890. - 68 с.

3. Рубаха бесермянки, нач. XX в.: [Цв. фот.]. - 14,9X15,0 см // Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. - Ижевск; Л., 1973. - С. 36.


4. Одежда замужней женщины-бесермянки: [Фот.]. - 6,8X11,7 см // Крюкова Т. А. Удмуртское народное изобразительное искусство. - Ижевск; Л., 1973. - С. 72.


5. Виноградов С. Н. Бесермянский комплекс // Виноградов С. Н. Удмуртская одежда. - Ижевск, 1974. - С. 14.

6. Бесермянка. Д. Бадяро, Юкаменский р-н УАССР: [Фот.]. - 10,6X15,2 см // Виноградов С. Н. Удмуртская одежда. - Ижевск, 1974. - С. 15.


7. Виноградов С. Н. Праздничная одежда бесермян: [Цв. рис.]. - 13,5X20,0 см // Виноградов С. Н. Удмуртская одежда. - Ижевск, 1974. - С. 46.
8. Климов К. М. Фартук, середина XX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. - 18,2X19,4 см // Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 76.

Особый интерес у исследователей, прежде всего у искусствоведов, по-прежнему вызывает декоративно-прикладное творчество бесермян. Изучению народного костюма, ткачества бесермян посвящены статьи искусствоведа К. М. Климова, в которых он отметил наличие общих элементов с ткачеством тюркоязычных народов Поволжья, а также общие стилевые черты с ткачеством удмуртского и русского населения бассейна реки Вятки. Автор полагает, что искусство бесермян восприняло и переработало элементы разных культурных и художественных традиций, но в нём преобладает иранский элемент, который сыграл существенную роль при создании орнаментальной системы. Вместе с тем здесь присутствуют черты булгарской культуры.
(Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян. - Ижевск, 1998. - С. 14.)

9. Климов К. М. Костюм бесермянки, 30-е годы XX в.: [Цв. рис.]. - 14,5X20,6 см // Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 78.


10. Климов К. М. Фартук, середина XX в. Бесермяне: [Цв. рис.]. - 18,2X19,4 см // Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 81.


11. Праздничный костюм бесермян, середина XX в.: [Фот.]. - 18,2X16,2 см // Климов К. М. Удмуртское народное ткачество. - Ижевск, 1979. - С. 83.


12. Tonberg R. Bessermanide rivad // Известия академии наук Эстонской ССР. Общественные науки. - Tallinn, 1982. - Кd 31. - № 2. - С. 181-186.

13. Одежда. Головные уборы: Платки-покрывала, платки, шапочки, голов. уборы бесермян. женщин: Кат. Вып. 3 / Удмурт. респ. краевед. музей.; Авт. вступ. ст. Лебедева С. Х.; Сост.: Волкова Л. А., Лебедева С. Х. - Устинов, 1986. - 40 с.

14. Лебедева С. Х., Атаманов М. Г. Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом // Проблемы этногенеза удмуртов. - Устинов, 1987. - С. 55.

Многолетним сбором коллекции бесермян занимается сотрудник Национального музея Удмуртской Республики С. Х. Лебедева. В совместной статье с М. Г. Атамановым было отмечено, что костюм бесермян занимает промежуточное положение между северным и южным удмуртскими комплексами, и, вероятно, раннее этническое развитие бесермян протекало в Волго-Камье, на периферии расселения южных удмуртов в соседстве с булгарами.

15. Богаевский П. М. Очерк быта сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. - М., 1988. - Вып. З. - С. 14-64.

16. Женская рубаха. Вышивка, ткачество. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. - 22,3X28 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 106.


17. Нагрудник бесермянский. Вышивка, конец XIX в.: [Цв. фот.]. - 11X11 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 107.


18. Женский распашной кафтан. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. - 22,3X20,5 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 107.


19. Нагрудник бесермянский. Вышивка, конец XIX в.: [Цв. фот.]. - 7,2X11 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 108.


20. Нагрудник. Вышивка. Бесермяне, Конец XIX в.: [Цв. фот.]. - 14,8X20,5 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 108.


21. Фрагмент бесермянского нагрудника. Вышивка, конец XIX в.: [Цв. фот.]. - 22,4X30 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 109.


22. Девичья шапочка такъя. Бесермяне, конец XIX в.: [Цв. фот.]. - 11X9 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 110.


23. Бесермянская девичья шапочка такъя, конец XIX - нач. XX в.: [Цв. фот.]. - 22,3X16,7 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 111.


24. Девичья шапочка такъя. Бесермяне, начало XX в.: [Цв. фот.]. - 16,7X14,8 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 111.


25. Девичья шапочка такъя. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. - 14,8X16,8 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 112.


26. Бесермянская девичья шапочка такъя, конец XIX - нач. XX в.: [Цв. фот.]. - 22,3X18,6 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 113.


27. Женский головной убор кашпу. Бесермяне, нач. XX в.: [Цв. фот.]. - 12,9X12,9 см // Климов К. М. Удмуртское народное искусство. - Ижевск, 1988. - С. 113.


28. Одежда бесермян - целое искусство: [По материалам Юндин. музея] // Вперед (Балезино). - 1994. - 29 нояб.

29. Косарева И. А. Удмурты Закамья и бесермянская проблематика: (По материалам традиц. одежды конца XIX - начала XX веков) // О бесермянах: Сб. ст. - Ижевск, 1997. - C. 55-73.

30. Лихачева Л. Л. Мировоззренческие представления в одежде бесермян // Духовная культура финно-угорских народов: история и проблемы развития: Материалы междунар. науч. конф., Глазов, 19-21 нояб. 1997 г. - Глазов, 1997. - Ч. 2. - C. 120-123. - Библиогр.: 4 назв.

31. Лихачева Л. Л. Социально-возрастные особенности одежды бесермян // История и культура финно-угорских народов: Материалы междунар. студен. науч.-практ. конф., Глазов, 11-13 нояб. 1996 г. - Глазов, 1997. - Ч. 1: Археология. Этнология. История. Краеведение. - C. 47-51. - Библиогр.: с. 51.

32. Попова Е. В. Типология и функции культовой постройки бесермян : вейкиськан / вейкиськан куала / Е. В. Попова // Культовые памятники Камско-Вятского региона : материалы и исслед. - Ижевск, 2004. - С. 135-153 ; рис.

33. Козлова Н. Т. Бесермянский костюм / Н. Т. Козлова, А. Ю. Украинцева // Наш край : прил. к учеб. "География. Государства Евразии" для 9 кл. : учеб. пособие / Н. Т. Козлова, А. Ю. Украинцева. - Ижевск, 2006. - С. 135-137 : фот.

34. Лебедева С. Х. Бесерманъёслэн дӥськутсы = Бесермянский костюмный комплекс = Besermyan Costume Ensemble / С. Х. Лебедева // Удмуртская народная одежда = Удмурт калык дӥськут = Udmurt folk costume / С. Х. Лебедева. - Ижевск, 2008. - С. 179-188.

Источник http://www.unatlib.o...beserm/bes2.htm
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#3
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье


На на четвертой и последней - волынка быза.

Сообщение изменено: Севинч, 09 Декабрь 2010 - 08:40.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#4
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей