Войти Создать учётную запись

Этнокультурные особенности южнорусского населения.
#1
Опубликовано 20 Апрель 2009 - 18:48

Южнорусская историко-культурная зона выделяется по «акающему» диалекту и так называемым южнорусским чертам культуры, которые свойственны населению региона, простирающегося с севера на юг от реки Оки до Хопра и среднего Дона и с запада на восток от Десны до Суры (территория бывших Тульской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, большей части Рязанской, Калужской, частично Пензенской губерний, согласно административному делению Х1Х-начала ХХ в.). Значительную часть этого обширного пространства географы и демографы определяют как Центрально-Черноземный (или Центрально-Земледельческий) регион.
Хозяйственному освоению Южнорусского региона способствовало выгодное географическое положение в пределах Восточно-Европейской равнины. Богатейшая водная система (бассейны Оки, Дона, левобережных притоков Днепра), плодородные черноземы, умеренный климат – всё это создавало благоприятные условия для заселения края, развития земледелия и путей сообщения. С Х1 в. на территории расселения древних славян, известных здесь ещё с 1 тыс.н.э., возникли русские княжества – Черниговское, Рязанское, Новгород-Северское и др. Золотоордынское нашествие ХШ в. опустошило значительную часть Центрально-Черноземной зоны. С образованием Русского централизованного государства на его рубежах создается сложная система оборонительных укреплений, благодаря чему в ХУ1-ХУШ вв. происходит активное заселение и хозяйственное освоение обширных пространств лесостепи южнее Оки. Сюда поступательно смещалось население из более плотно заселенных северных и западных районов. Особенностью хозяйственного освоения южной окраины России в ХУ1-ХУП вв. было сочетание вольной народной при одновременной монастырской, помещичьей и правительственной колонизации. Вокруг новых городов-крепостей возникали села и деревни. В заселении южных земель историки отмечают большую роль низших служилых людей, известных позднее под названием «однодворцев». Южные и западные районы Воронежской и Курской губерний в ХУП-ХУШ вв. интенсивно осваивали переселенцы с Украины, в результате к концу Х1Х в. они составляли около 30% всего сельского населения этих губерний.
Сложная история заселения Южнорусского региона отразилась в многообразии культурных традиций, восходящих к ранним и более поздним периодам исторического развития.
Для населения региона характерно южнорусское наречие. Оно выделяется по комплексу таких основных особенностей, как «аканье», фриктивное г, мягкое т в окончаниях 3-го лица глаголов, формы мене, тебе, себе в родительном и винительном падежах, смягчение к после мягких согласных и др. В этом наречии диалектологи выделяют несколько групп говоров, локализованных в определенных ареалах. Восточная или рязанская группа говоров определяется восточнее реки Дон, в среднем течении Оки и в бассейне Цны. К западу от реки Дон диалектологи выделяют несколько групп: южную или курско-орловскую, тульскую диалектную группу и говоры калужского и орловского Полесья.
Антропологи выявили особенности русского населения юго-восточных и юго-западных районов региона. На территории юго-востока, расположенной в междуречьи Дона и Волги, выделены три антропологических типа: дон-сурский (в междуречьи Дона и Суры), дон-хопёрский (в междуречьи Дона и Хопра) и средневолжский (в бассейне средней Волги). На территории юго-запада определены антропологические типы: вернеокский и близкие между собой десно-сейменский и западный.
Этнокультурные особенности в жизни населения этой зоны ярче проявились в его традиционной материальной культуре. В лесостепной и степной полосе со сравнительно теплым климатом, в условиях развитого земледельческого хозяйства с распространенной барщинной системой феодализма преобладали крупные многодворные поселения, расположенные в речных долинах, по балкам и оврагам, в районах с пересеченно-холмистым рельефом местности. В пореформенную эпоху возрастает удельный вес водораздельных поселений. В Х1Х- начале ХХ в. здесь строили небольшие рубленые (нередко кирпичные или саманные) низкие дома без подклета, с глинобитным или деревянным полом, под соломенной четырехскатной крышей. На юго-западе в районах смешанного русско-украинского расселения стены дома обмазывали глиной и белили. Как и на Украине, такие дома называли хатой. В отличие от более северных районов, в южнорусских селах дом выходил на улицу длинной стороной, вход в сени был с улицы. Свои особенности имела и внутренняя планировка дома: русская печь была расположена в дальнем от входа углу, по диагонали от печи(т.е. рядом с дверью) находился передний (святой, красный) угол, где стоял обеденный стол и висели иконы. В зависимости от того, куда было повернуто устье печи, этнографы выделили восточный (в Тамбовской, Воронежской, частично в Рязанской и Пензенской губерниях) и западный (в Тульской, Калужской, Орловской, Курской губерниях) план избы (хаты).
Распространен открытый тип двора: значительная площадь двора была не занята постройками и не покрыта крышей. Характер расположения, состав хозяйственных построек, варьировавшие в разных районах региона, зависели от достатка крестьянской семьи. Амбар, кладовую, погреб нередко ставили или перед окнами дома посредине улицы или на огороде, на гумне. Баня, типичная для северных и некоторых среднерусских губерний, на юге Черноземья встречалась не везде. Здесь чаще парились в русской печи, мылись дома, летом на речке.
В традиционной одежде преобладали особенности южнорусского костюма. Наиболее древним для этого региона был комплекс одежды с поневой, связанный с южнорусской средой. Он включал длинную холщовую рубаху с косыми поликами (т.е. плечевыми вставками трапециевидной формы); поневу – архаичную поясную одежду, в которой несколько продольных полотнищ из домотканой клетчатой шерстяной ткани были частично или полностью сшиты друг с другом (распашная или глухая понева).
Поверх рубахи и поневы надевали длинный с рукавами или на лямках передник (занавеска, запан) и туникообразный мешковидной формы нагрудник (навершник, шушпан, шушка, носов и др.) с длинными или короткими рукавами, из тонкой домотканой шерсти или холста, подчас богато украшенный ярким орнаментом. Замужние женщины носили сложный, так называемый кичкообразный головной убор, состоявший из кички (волосник, роги) – с твердой основой, нередко в форме рогов, сороки – из ткани, надеваемой на кичку, позатыльника – из ткани или с твердой основой, закрывающего затылок и шею, и множества ярких красочных деталей – разноцветных лент, подвесков из бисера, гаруса, шнурков, птичьих перьев и пуха. Для южнорусского костюма характерна своеобразная яркая, построенная на контрастных сочетаниях цветовая гамма. О древности многих компонентов этого костюма свидетельствуют исторические и археологические материалы.
Некоторые детали этой одежды указывали на древние связи с аборигенами финно-угорского происхождения: старинный покрой глухого туникообразного нагрудника, поясные наспинные парные подвески из полосок ткани, высокие лопатообразные кички, лапти мордовского типа, обилие украшений из бисера, гусиного пуха, птичьих перьев и др. Сходные черты в одежде могли сложиться как на базе культурной общности древних насельников края, так и позднее, в результате контактов и взаимовлияний русских с финно-уграми. Эти древние связи проявились также в топонимии и гидронимии рязанских и тамбовских селений, рек и озер.
Более поздний пласт одежды южнорусского населения составляли компоненты, типичные в прошлом для средней полосы России и отчасти для ее западных районов: разные типы сарафанов, головной убор с кокошником, комплекс одежды с полосатой шерстяной домотканой юбкой и рубахой с прямыми поликами и отложным воротником. Они появились вместе с переселенцами из центральных и западных районов России.
На юго-западе, в районах смешанного русско-украинского расселения, этнокультурные особенности формировались в ходе активно протекавших процессов межэтнической интеграции и непосредственного влияния украинской культуры. Наиболее ярко это проявилось в жилище, в пище, в свадебных обрядах. Например, большой популярностью пользовались такие блюда национальной украинской кухни, как борщ, вареники, галушки, колбасы, сало, взвар , различные сдобные лепешки и др. В конце Х1Х- начале ХХ в. многие из этих кушаний распространяются в русских селах более северных районов региона. В свадебном обряде сложилось множество вариантов. Если структура южнорусской свадьбы более сопоставима с северно-среднерусской традицией, то ее отдельные обряды чаще встречались в южнорусских селах и на Украине.Это сложный «каравайный ритуал», исполняемый с соблюдением многих архаических обрядов, бесшабашные веселья послесвадебного цикла (перезва), пляски с живой разряженной курицей, обычай прятать невесту у соседей перед прибытием поезда жениха, более жизнерадостный характер всей свадьбы и многое другое.
В составе населения южнорусской зоны формировались различные по происхождению локальные историко-культурные группы. Они отличались от окружающего населения и названиями (или самоназваниями), и особенностями говора, и некоторыми компонентами культуры. Это: полехи – жители калужско-орловского Полесья, горюны – монастырские крестьяне Путивльского уезда Курской губернии, саяны – монастырские крестьяне на севере Курской губернии, мещеряки в рязанском Поочье, цуканы – преимущественно в бассейне реки Хворостань Воронежской губернии и наиболее многочисленная социальная категория – однодворцы – потомки бывшего служилого сословия, составлявшие значительную часть жителей Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Орловской губерний, а также и другие сравнительно мелкие группы населения.
Таким образом, как свидетельствуют исторические и этнографические материалы, на формирование традиционно-бытовой культуры южнорусского населения оказали влияние преимущественно южнорусские, а также среднерусские и западные этнические традиции, которые и сами были многослойным продуктом предшествующего синтеза этнического субстрата. На основе древних и более поздних этнических компонентов происходила этнокультурная консолидация южнорусского населения, способствовавшая выработке общерусских черт в культуре с преобладающими южнорусскими реалиями. Вместе с тем у населения региона в пределах крупных и мелких его ареалов возникали локализмы в говорах и культуре, обусловившие ее многообразие.
http://www.narodru.ru/peoples1171.html
#2
Опубликовано 28 Апрель 2009 - 06:04

Но уже с конца XV-XVI ее. Курско-Белгородский край начинает заселяться заново. Особенно миграционный поток сюда усиливается со второй половины XVII в. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, заканчивается строительство Белгородской черты; во-вторых, наблюдается относительное затишье в татарских набегах. До 1654 г. переселение украинцев в Россию было переходом из одного государства в другое. После заключения договора между Россией и Украиной это препятствие было устранено.
Автор «Летописи Самовидца» писал: «... до и с того времени люди бесчисленные из-за Днепра... пустые земли великими городами и селами осадили». После того как Правобережная Украина по Андрусовскому договору осталась под Польшей, широкий размах приобретает движение населения из этой части Украины. Кроме украинцев, северные уезды будущей Курской губернии заселяло русское население — выходцы из более северных губерний России — Рязанской, Тульской, Московской и др.
В 1760 г. национальный состав курских крестьян распределялся так: из 854128 чел. 567594 составляли русские, 385422 -украинцы. Более 50% украинского населения проживало в Валуйском (81%), Миропольском (76%), Новооскольском (70%), Путивльском (71%), Суджанском (73%), Хотмыжском (75%) уездах. Русские превалировали в Курском уезде (97%), Обоянском (86%), Рыльском (78%), Старооскольском (88%), Карповском уездах (82%). В Белгородском и Яблоновском уездах был незначительный перевес русских — 55% и 54% соответственно, а в Вольновском — украинцев — 55%. В 1782 г., по данным 4-й ревизии, население Курского края составляло 902052 чел. В 1795 г., по сведениям 5-й ревизии, население территории увеличилось до 950430 чел. В течение первой половины XIX в. численность населения Курской губернии продолжала расти. По подсчетам офицеров Генерального штаба, в 1830-е гг. здесь жили 1269937 русских и 380188 украинцев.
На протяжении XIX в. происходит уменьшение доли украинцев в общем числе населения. Это было связанно как с процессами ассимиляции, которые усилились во второй половине века, так и с тем, что переписи этого периода фиксируют данные о родном языке (ревизии XVII в. записывали население, исходя из самоназвания). По мнению академика, диалектолога П. И. Кеппена, в 1838 г. в Курской губернии было 47614 украинцев, которые обрусели. При подсчетах ученый исходил из того, что прозвище «перевертень», которое вначале давали обрусевшим украинцам, впоследствии легло в основу фамилии «Переверзев».
По данным переписи 1897 г., по-прежнему наибольший процент украинского населения проживал в южных уездах Курской губернии -Грайворонском (59%), Новооскольском (51%), Путивльском (53%). Русские превалировали в Курском (97%), Старооскольском (91%), Обоянском (89%), Льговском (95%), Щигровском (99%), Тимском (99%), Дмитриевском (99%).
Таким образом, этнический и численный состав населения края в XVIII-XIX ее. претерпел существенные изменения. В частности, уменьшение доли украинского населения было связано, прежде всего, с политикой московского государства, где обучение, делопроизводство и т.п. велось на русском языке.
http://mirbelogorya....viii-xix-..html
#4
Опубликовано 23 Апрель 2020 - 22:54

Тульская губерния с каких пор югом стала?
Да и хат там не было насколько я знаю, избы обычные. Хата - вообще слово Украинское. Откуда в Тульской области Украинцы взялись
И к чернозему Тульская земля (и тем более Калужская) не причесляется, ибо там леса и луга, как и в-прочих регионах центральной Московии
#5
Опубликовано 23 Апрель 2020 - 23:37

Хата - вообще слово Украинское. Откуда в Тульской области Украинцы взялись
Слово хата употребляется по всей Беларуси, а также в Смоленской области, встречается в говорах Псковской области, где никаких украинцев нет.
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
#7
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 00:18

Слово хата употребляется везде в России. От Архангельской области до Магадана, в основном нижайшеми слоями общества.
Сиё слово имеет иранское происхождение, а на земле Тульской и Калужской области Ираноязычные народы никогда не жили.
Я совсем недавно ездил к своим родственникам (как раз в Тульской области) в деревню, и -вот незадача- ни одной хаты там не видел. Сплошные избы.
Почему хат нет в Тульской области?
Да потому что климат не позволяет. Хата строится из глины, а крыша из соломы. В туле, калуге не редко зимой -15 да -20 бывает, вы попробуйте не сдохнуть в вашей соломенной хате в такую погодку. Да и еще момент, как соломянная ваша крыша под снегом себя поведет
Вообще традиционное жилие везде севернее Орла - это изба. Изба деревянная, а дерево = темлоизоляционный материал.
Русская изба (с печкой по середине) имеет одно назначение - что бы зимой холодно не было.
Украинская хата имеет другое назначение - что бы летом жарко не было.
А такое понятие как Южнорусский - понятие глупое. Ибо все южнее Орла происходит от запада (Украинцы, козаки), а все севернее Орла (Великоросы) южным не является.
У Даля, в разделе "Северное наречие", страница 43:
Почему здесь Вологодский и Вятский диалект не показаны? Это тоже северные диалекты.
https://sites.google...t=272&width=320
И говоря о хатах ^ вот вам хата. Как вы сами можете догодаться, если в таком жилище пытаться жить в Смоленской области - далее Декабря вы не проживете.
#8
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 00:28

Дело в том, что слово хата имеет какое-то конструктивное значение только в вашем воображении. И вы на основании этой отсебятины, пытаетесь рассуждать.
В польском и белорусском языке, включая районы Подляшья и Виленщины, и на западе Смоленской области, в южных районах Псковской, к примеру, это практически безальтернативный термин обозначающий жилой дом, изба, жилище вне зависимости от конструкции и климата. И естественно тут нет никаких мазанок и всё делалось из деревянного бруса и досок. И никакой, соответственно, дихотомии хата/изба не существует.
Почему здесь Вологодский и Вятский диалект не показаны? Это тоже северные диалекты.
Напишите Далю.
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
#9
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 00:44

Дело в том, что слово хата имеет какое-то конструктивное значение только в вашем воображении. И вы на основании этой отсебятины, пытаетесь рассуждать.
В белорусском языке, включая районы Подляшья и Виленщины, и на западе Смоленской области, в южных районах Псковской, к примеру, это практически безальтернативный термин обозначающий жилой дом, изба, жилище вне зависимости от конструкции и климата. И естественно тут нет никаких мазанок и всё делалось из деревянного бруса и досок. И никакой, соответственно, дихотомии хата/изба не существует.
Напишите Далю.
Лично в моем мнении... что?
Если вы говорите про слово хата то я вас поздравляю, вы правы. Зеки в Воркуте тоже слово "хата" используют в разговоре.При чем зеки всех национальностей - от зеков Евреев до зеков Киргизов.
Хата - это такой тип жилища. Изба - тоже тип жилища.
А что отличает Украинцев от Русских, так это то- что Украинцы проживают традиционно в хатах, а великоросы в избах.
Как там Магаданские наркодилеры называют свои однокомнатные хижины в 25 этажной хрущевке - к культуре Русских и Украинцев не относится.
https://i.pinimg.com...bc861d9755e.jpg
Хата украинская ^
https://upload.wikim...lot_No._183.jpg
Изба великоросская ^
https://i.pinimg.com...650ab79e344.jpg
Сруб великорусский ^
https://img0.liveint...sskaya_izba.jpg
Курная изба Вологодская ^
#10
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 00:49

Я вам русским языком написал, что хата это не конструкционный тип жилища с использованием глины, это во многих языках – просто жилище. Ну откройте хоть Википедию.
А изба в польском это комната, помещение в хате, или часть жилища с какой-то конкретной утилитарной функцией, либо хата из одной комнаты, т.е. четырёхугольный сруб.
По ссылке даже есть картинка подписанная Izba w chacie, обратите внимание на конструкцию этой самой хаты.
Если вы вбили себе в голову, что хата это именно обмазанная глиной южная мазанка, то это только лишь ваши проблемы восприятия.
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
#11
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 01:00

Жилье - это неотъемлемая часть культуры. И в данном случае этот аспект культуры игнорировать нельзя.
Даже этимология слова изба различна от хаты по происхождению.
Изба - общеславянское слово заимствованое к моему удивлению из Германских языков.
Хата - происходит от Иранского kata
Если вам интересны истоки слова хата да и самого жилища - то нужно эти истоки искать среди аланов и скифов, а не среди всяких там вятичей да северян.
Поскольку единственный славянский народ ВостЕвр что по истории всегда имел интенсивный контакт с Ираноязычными племянами - это Украинцы, хата вероятнее всего имеет Украинское происхождение среди славян. Как слово, и как сам тип жилища.
Сообщение изменено: Андрэ, 24 Апрель 2020 - 01:03.
#12
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 01:03

Не важно тут что и откуда заимствовано, в данном контексте важно лишь то, что:
хата это не конструкционный тип жилища с использованием глины
как вы писали ранее, и то, что слово это не экслюзивно украинское, а является наиболее общеупотребимым и порой безэквивалентным термином в польском и белорусском, в значении любого традиционного жилища, хоть на самом севере и даже если это сруб из брёвен в метр диаметром.
В этом же значении оно встречается и во многих западных великорусских говорах (про Тульский не знаю).
Если вы в Смоленской области спросите про хату любую деревенскую бабушку (не блатную), то она вам покажет пальцем на вашу любимую избу.
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
#14
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 08:06

Андрэ, 1. Тульская область в историко-этнографическом плане является югом России, потому что на этапе формирования русского народа все, что южнее условной линии Курск-Воронеж-Тамбов было Диким Полем. Донских казаков не берем во внимание. 2. В украинцев хаты строились из дерева, только примерно в 19 веке по мере вырубки лесов, а также в южных степных районах начали строиться глинобитные, саманные и каменные. Глинобитные очень теплые зимой и прохладные летом - а зимы еще в 19 веке были на территории Украины морозными. 3. Зековскую терминологию не нужно приводить.
#15
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 09:32

В Украине хата - это и срубный дом, и побеленный срубный, и глиняный.
Все же не стоит забывать, что украинцы расселялись из леса/лесо-степи в степь/лесо-степь, а не наоборот.
Поэтому приходилось адаптироваться под реалии местности в постройке домов.
На той же Слобожанщине распространными были деревянные дома - побеленные в жилой части, и с оставленным деревянным срубом - там где будет хранится утварь и в помещениях для животных.
Комора и кузня
И холод эти дома прекрасно выдерживают.
И шо за претензии к соломенным/камышовым крышам? Они как-раз хорошо хранят тепло. Или непонятно, что там еще деревянные перекрытия, несущие балки и т.д.?
Вот дома в Ирландии с такими же крышами, к примеру:
- "Спасибо" сказали: Брут
#17
Опубликовано 24 Апрель 2020 - 16:21

Хата - происходит от Иранского kata
Если вам интересны истоки слова хата да и самого жилища - то нужно эти истоки искать среди аланов и скифов, а не среди всяких там вятичей да северян.
#18
Опубликовано 03 Апрель 2024 - 20:42

В этом же значении оно встречается и во многих западных великорусских говорах (про Тульский не знаю).
Если вы в Смоленской области спросите про хату любую деревенскую бабушку (не блатную), то она вам покажет пальцем на вашу любимую избу.
Ну собственно в тульщине, особенно на ее юге слово хата встречается не реже чем изба и тоде обозначает дом. Кстати для меня было открытием, - оказывается в качестве редкоупотребимомого слово хата использовалось даже на Владимирщине.
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей