Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись
Традиционные надгробья (Латвия)
Started By
Volgost
, апр. 21 2009 16:59
#2
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 18:00
Спасибо.
Нагробья на первой картинке похожи на западнолитовские "крикшты" (krikštai).
Крикшты на старом кладбище в Ниде:


Крикшты - это деревянные вырезанные из доски надгробные памятники. В исторических источниках под этим названием они упоминаются с 16 века. До 17 века, крикшты были распространены не только в Малой Литве, но и в западной Жемяйтии. Позже их ареал распространения сузился, и в начале 20 века крикшты устанавливались на могилах уже только жителями приморья, дельты Нямунаса, окресностей Тильзита и Куршской косы.
В зависимости от региона, их формы, элементы украшений менялись. Почти до середины 20 века традиции установления их на косе менялись незначительно. В отличии от католических крестов, крикшты устанавливались в ногах. Их древко должно было достигать дна могилы. Это объяснялось тем, что в час последнего суда, душа усопшего могла бы ухватиться и выбраться из могильной ямы.
Мужчинам и женщинам крикшты изготавливали из разной древесины. Для женщин из досок женских видов деревьев (липы, осины, ели), а для мужчин из мужских - дуба, ясеня, березы и др. Они отличались орнаментом и пестротой красок. Еще в 17 веке на мужских могилах на крикштах вырезались головы коней, а на женских - птицы. В конце 17 века, в мужских надгробных памятниках, рядом с формой головы коня появляются растительные и птичьи мотивы, а в женских, рядом исключительно с птицами, чаще кукушкой, появляются изображения растений и сердечек.
nerija.lt
Нагробья на первой картинке похожи на западнолитовские "крикшты" (krikštai).
Крикшты на старом кладбище в Ниде:


Крикшты - это деревянные вырезанные из доски надгробные памятники. В исторических источниках под этим названием они упоминаются с 16 века. До 17 века, крикшты были распространены не только в Малой Литве, но и в западной Жемяйтии. Позже их ареал распространения сузился, и в начале 20 века крикшты устанавливались на могилах уже только жителями приморья, дельты Нямунаса, окресностей Тильзита и Куршской косы.
В зависимости от региона, их формы, элементы украшений менялись. Почти до середины 20 века традиции установления их на косе менялись незначительно. В отличии от католических крестов, крикшты устанавливались в ногах. Их древко должно было достигать дна могилы. Это объяснялось тем, что в час последнего суда, душа усопшего могла бы ухватиться и выбраться из могильной ямы.
Мужчинам и женщинам крикшты изготавливали из разной древесины. Для женщин из досок женских видов деревьев (липы, осины, ели), а для мужчин из мужских - дуба, ясеня, березы и др. Они отличались орнаментом и пестротой красок. Еще в 17 веке на мужских могилах на крикштах вырезались головы коней, а на женских - птицы. В конце 17 века, в мужских надгробных памятниках, рядом с формой головы коня появляются растительные и птичьи мотивы, а в женских, рядом исключительно с птицами, чаще кукушкой, появляются изображения растений и сердечек.
nerija.lt
#4
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 18:32
Эта традиция имеет явно языческие корни, но с самим появлением сей традиции не всё ясно. Её наверное можно было бы назвать в какой то мере региональной, потому что думается что в Литву эта традиция пришла из Восточной Пруссии. На некоторых крикштах встречаются фамилии явно немецкие, на других подобные балтским. Как правило, литовцы католики таких не устанавливали, а только литовцы протестанты, проживающие в Пруссии или на западных территориях Литвы.
Что это такое - сказать тоже сложно. Может некая стилизация Мирового древа, а может своеобразное отображение некого предполагаемого потустороннего мирка.
Эта традиция может быть древнепрусская, однако некоторые исследователи полагают, что её можно назвать и германской, так как подобные памятники иногда встречаются в нынешней Германии и даже Швейцарии.
Больше интересных фотографий крикштов:
http://www.tradicija...boards_b_en.htm
http://www.tradicija...veboards_en.htm
http://www.tradicija...ryziai_b.en.htm
Что это такое - сказать тоже сложно. Может некая стилизация Мирового древа, а может своеобразное отображение некого предполагаемого потустороннего мирка.
Эта традиция может быть древнепрусская, однако некоторые исследователи полагают, что её можно назвать и германской, так как подобные памятники иногда встречаются в нынешней Германии и даже Швейцарии.
Больше интересных фотографий крикштов:
http://www.tradicija...boards_b_en.htm
http://www.tradicija...veboards_en.htm
http://www.tradicija...ryziai_b.en.htm
#5
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 18:36
Интересно... Спасибо большое.
Швейцарцы в большинстве своем потомки кельтов и различных альпийских автохтонов.
Но вполне возможно, что эта традиция когда-то давно передалась от германцев к пруссам, а от вторых к литовцам.
Либо, возможно, какой-то общеИЕ реликтовый ритуал, что, ИМХО, маловероятно конечно.
Швейцарцы в большинстве своем потомки кельтов и различных альпийских автохтонов.
Но вполне возможно, что эта традиция когда-то давно передалась от германцев к пруссам, а от вторых к литовцам.
Либо, возможно, какой-то общеИЕ реликтовый ритуал, что, ИМХО, маловероятно конечно.
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#6
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 18:49
Weissthorr, куршенинки (протестанты Куршской косы и Паланги) говорившие практически на видоизменённом диалекте латышского языка это потомки куршей, но в большей мере это потомки более поздних (13ого - 15ого веков) переселенцев из региона Лиепаи. Постараюсь создать отдельную тему по куршенинкам.
#7
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 18:52
Жаль, что мы незнаем немецкого названия подобных объектов. Я искал, но не нашел. Наверное у них больше информации по этому поводу. Само литовское слово "крикштас" дословно переводится как "крещение". Назвать установление крикштов исключительно балто-литовской традицией может быть звучит несколько смело, так как в Литве они устанавливались в довольно узком регионе, только протестантами литовцами (коих абсолютное меньшинство по сравнению с католиками), так что эта традиция скорее всего наднациональная, используемая в довольно узком регионе юго-восточного побережья Балтики немцами, литовцами и в какой то мере латышами, как пишут на одном литовском сайте.
#8
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 19:05
Цитата(Weissthorr @ 21.4.2009, 21:52) (смотреть оригинал)
Жаль, что мы незнаем немецкого названия подобных объектов. Я искал, но не нашел. Наверное у них больше информации по этому поводу. Само литовское слово "крикштас" дословно переводится как "крещение". Назвать установление крикштов исключительно балто-литовской традицией может быть звучит несколько смело, так как в Литве они устанавливались в довольно узком регионе, только протестантами литовцами (коих абсолютное меньшинство по сравнению с католиками), так что эта традиция скорее всего наднациональная, используемая в довольно узком регионе юго-восточного побережья Балтики немцами, литовцами и в какой то мере латышами, как пишут на одном литовском сайте.
немцы, литовцы, латыши юго-восточного побережья Балтийского моря, это те нации в которые влилось коренное население этого региона, а население это изначально зпадно-балтское по языку, материальной и духовной культуре. Это курши, скальвы, прусы - какие тут немцы? В языке куршенинков отмеченно влияние земгальского языка, так же, как это влияние отмеченно и в куршском диалекте в регионе Лиепаи (скорее всего это влияние земгалов, которые переселились в этот регион после поражения в борьбе с Ливонским орденом), А традиция таких надгробий сильно выраженна именно в регионе Лиепаи. Но и в остальной Латвии можно отметить это влияние.
#9
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 19:07
Цитата(Skalagrim @ 21.4.2009, 21:49) (смотреть оригинал)
куршенинки (протестанты Куршской косы и Паланги) говорившие практически на видоизменённом диалекте латышского языка это потомки куршей
Вот что у нас пишут о куршенинках.
"В конце XIX века куршенинков насчитывалось около 4000 человек. Они говорили на очень своеобразном наречии латышского языка, достаточно изолированном от основного ствола латышского и впитавшего в себя некоторое литовское и немецкое влияние. Язык куршенинков с латышским языком почти не имеет прямого контакта, но когда говорят латыши, куршенинки их понимают".
#10
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 19:14
Цитата(Weissthorr @ 21.4.2009, 22:07) (смотреть оригинал)
Вот что у нас пишут о куршенинках.
"В конце XIX века куршенинков насчитывалось около 4000 человек. Они говорили на очень своеобразном наречии латышского языка, достаточно изолированном от основного ствола латышского и впитавшего в себя некоторое литовское и немецкое влияние. Язык куршенинков с латышским языком почти не имеет прямого контакта, но когда говорят латыши, куршенинки их понимают".
"В конце XIX века куршенинков насчитывалось около 4000 человек. Они говорили на очень своеобразном наречии латышского языка, достаточно изолированном от основного ствола латышского и впитавшего в себя некоторое литовское и немецкое влияние. Язык куршенинков с латышским языком почти не имеет прямого контакта, но когда говорят латыши, куршенинки их понимают".
ну да, это не противоречит моим высказываниям. Между прочим, я каждый год бываю в Неринге - очень своеобразная атмосфера (аура) там (особенно в бабье лето), а топонимы так созвучны латышским - Нида, (Пер)Валка, Смилтене, Преили
#13
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 19:44
Цитата(Skalagrim @ 21.4.2009, 23:37) (смотреть оригинал)
Увы, живых куршененков (носителей языка) практически не осталось, те что в Германии уже онемечились, а в Литве остались еденицы, они литуанизировались. У меня есть книжка про куршененков, их обычаи, язык, свидетельства последних носителей языка
У меня к тебе творческое предложение... :ag:
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#14
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 19:47
Цитата(Volgost @ 21.4.2009, 22:44) (смотреть оригинал)
У меня к тебе творческое предложение... :ag:
намёк понял, пока руки не доходят :dolf_ru_947:
#15
Опубликовано 21 Апрель 2009 - 19:57
Цитата(Skalagrim @ 21.4.2009, 23:47) (смотреть оригинал)
намёк понял, пока руки не доходят :dolf_ru_947:
Не беда.
Хотябы темку о них создай потом
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей
Вход
Зарегистрироваться

Наверх
