Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Лемки


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
25 ответов в этой теме

#1
galychanyn

galychanyn

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 907 сообщений
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:-












Певица Анычка


Как тесен мир... Подбирая фото к теме, встретил фото, на котором изображен старший брат моего дедушки на рейде УПА в Словакии (лемковские земли):
Первый с автоматом:

Он же в 89лет:

Сообщение изменено: galychanyn, 08 Апрель 2010 - 20:46.


#2
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Лемки вроде бы самая светлопигментированная группа карпатских украинцев, об этом еще Брокгауз и Эфрон писали.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#3
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Я.Ф. Головацкий. Этнографическая карта Галичины,
северо-восточной Угрии и Буковины


9 Русины-Лемки Наконец погорье Низкого Бескида, от р. Сяна по самую Попрадскую долину в Сяндецком Уезде, заселяет современный Галицкой Руси народ, который называет сам себя Русинами или Русняками, а у соседей известен под именем Лемков (Лемко, Лемак, жен. р. Лемчанка). Название Лемки стало известно только в самое новейшее время, по чему и нельзя сказать, на сколько оно древнее. Не смотря на это Шафарик считает вероятным, что известные в III и IV стол. Sarmatae Limigantes были предками нынешних Лемков.
Алексей Торонский составил в 1860г. обстоятельное описание этого замечательного племени (Русины-Лемки в Галицкой Заре, Львов). Он производит название Лемков от частицы лем, которую горцы той стороны употребляют вместо лишь-только. Торонский находит это прозвище совсем естественным: так как наречие лем - не Русское, а, с многими другими словами, заимствованное у Словаков, то легко могло статься, что неправильный их говор показался странным для соседей русских, и, они, подсмеиваясь над ним, начали называть и говорящих лем Лемками.
…И Зубрицкий и Торонский признают Лемков первобытными жителями своей земли. Вероятно, в этих странах в древности жили Хорваты, которых поселения, по словам Шафарика, от восточной Галичины, где Русские Хорваты упоминаются Нестором и Кадлубком под 850, 907, 981 и 983 г., простирались непрерывною цепью Карпатских хребтов к самому Кракову. Они приняли крещение при Владимире Великом, а, может быть и раньше, и после усвоили себе название Русских (Русняков). Самые дальние поселения их к Западу - это четыре села за р. Попрадом: Шляхова (700 д.), Бела Вода (655 д.), Чорна Вода (363д.) и Яворки (715д.), напротив которым находится на южном склоне многолюдные села того же люда: Великий Липник (1284д.), Фольварк (643д.), Литманова (1036д.) Орябина (1486д.), Каменка (2337д.) и др. Это самые дальние поселения Русских на западе; отсюда Лемки простираются узкою полосою к востоку почти до истоков Сяна.
…В долине рек Попрада и Горной Каменицы живет ветвь того же народа…К тем же Русинам-Лемкам, по наружности, одежде и говору следует причислить несколько сел, расположенных в гористом крае, на правом берегу реки Вислока, между местечками Кросном, Фриштаком и Стрижовом…
И того в 1874 считалось Лемков 109951.
Наконец должны мы причислить сюда села, пропущенные Полем и расположенные вдоль от Балигорода к Сяноку, на левом берегу Сяна, хотя народ в этой местности теряет уже особенности Лемков, приближаясь к остальным Русским.
…И того 12, 971. Вместе с прежними 122.922 души.
...Русские Горцы, о которых речь идет, сами себя никогда не называют Лемками и мы только, для различения их от других жителей, принуждены употреблять это название.
Что касается их характера, то это народ тихого, смирного нрава: добродушен, откровенен, трудолюбив, бережлив и малым доволен. С нравственной точки зрения он глубоко религиозен. Мы видим у него истинное уважение к своей Православной (как народ называет) Церкви, с ея таинством и обрядами. Он любит великолепную обрядность, идет охотно в церковь, или на богомолье в отдаленные Закарпатские монастыри, в Красном Броде и на Буковской Горе, стоит в Храме Божием натощак до полудня, иногда даже до вечера. Он хранит и почитает праздники, дорожит ими и благоговейно празднует их. Лемки с большим пожертвованием строят и обновляют свои церкви. Села их немноголюдны, но почти во всяком селении есть своя церковь. При входе в церковь простолюдин, по обычаю Русскому, осеняет себя трижды знаменем св. креста и приветливо кланяется стоящим возле него, которые также вежливо отдают ему малой поклон. Церкви всегда полны народом. При каждой Церкви есть церковное Братство, не редко не только мужеское, но и женское. Приятно смотреть, когда, во время литии, или чтения евангелия, все, состоящие в Братстве, выступают наперед и становятся полукругом: старшие братчики или пономари (паламари) выносят по толстому пуку восковых свеч и зажигая по одной, раздают каждому свою, кланяясь всякому братчику особо и, наконец, отвешивая всем вместе почетный поклон, за что они получают такие же поклоны от всех. Все так важно, степенно и благочинно!
Лемко начинает всякое дело с Богом, молитвой, и кончает его тою же молитвой. Это живое религиозное чувство имеет благодательное влияние на всю его нравственную жизнь. По этой причине весь народ, живя в идиллической простоте, отличается чистотой нравов, и у него не слышно ни воровства, ни разбоя, ни других грубых поступков. Лемки сильно привязаны к своей родине. Только крайняя нужда, неурожай, беда и недостаток заставляют их искать пропитания в чужих краях; но горец, оправившись немного, всегда возвращается в свои горы, которые ему дороже всего в мире.
Ежегодно летом отправляются парни и девки от Бескида на Угорские поля и степи, жнут и убирают мадьярам озимый хлеб, косят и гребут сено и ярицу и исправляют другие полевые работы. Все поля над Тисой и Дунаем кишат горным народом и вся Мадьярская глушь в летнее время полна песнями трудящегося Славянского люда. Осенью они возвращаются с заработанными деньгами и хлебом на прокормление своих семейств. Нужно заметить, что горный народ не привык к тяжелым полевым работам. Лемко не станет серпом жать: спина болит; он только хороший косец с своею длинной, замашистой косой. Хлеб жнут только женщины. По этой причине Лемка не приглашают к уборке хлеба в Галичину, на Подолье; однако же он находит всегда работу в ленивых Мадьяр. Земля, населяемая Лемками, гориста, камениста и неплодородна. Лемки употребляют много труда и забот, чтобы унавозить и вспахать свои покатистые участки, и сеют по немногу зернового хлеба, преимущественно овес, из муки которого пекут хлеб и приготовляют похлебку чир.
Ячмень сеют ради круп и панцеки, т.е. в ступе отолченный ячмень, употребляемый для пищи; пшеницы не много, разве для праздников, на паску и стиранку (лапшу), а весь круглый год Лемки питаются овсяными кляцками с примесью ржаной муки, или картофеля. Овсяник для них вкуснее всего.
Кроме того Лемки нанимаются со своими лошадьми в извощики и подводы. Они ездят в Тернополь и Бугач за зерновым хлебом в Ягер (Erlan) и в Токай за вином, а также в Краков, Пешт, Доброцин (Дебречин), в Кремницу, Щявницу (Schemnitz) за разными товарами и изделиями. Промышленность Лемков незначительна: они выделывают домашний холст, самодельные сукна, ковры (коцы) и другие шерстяные вещи, наконец деревянную посуду, гонты, лопаты, веялки и пр.; не чуждаются также мелкой торговли. Особенно же они занимаются перепродажей мелкого скота. Ежегодно весной отправляются Лемки на восток к Верховинцам, покупают скот, преимущественно овец. Даже у гуцулов и Буковинских горцев известны гости Лемки (т.е. купцы) под названием Товты (мадьярское Tot - Славянин). На Верховине устанавливается по прибытии их токма. Это народная сходка сельских старшин из 20 и даже 30 сел, на которой после угощения, поставляется токма, т.е. цена для продажи скота, по коей имеет быть продана овца с ягнятом, ярчук или ярка, и от этих цен никто не смеет отступить. Накупив весной скота, они пригоняют свои стада домой, пользуются молоком, творогом, волной и ягнятами, откармливают летом и к осени отправляют целыми стадами на запад, в Краков, Моравию, и даже Вену. Конечно, нынешние железные дороги уничтожили весь этот торговый оборот, но прежде того был у Лемков для прогонки скота свой особый путь - самим хребтом Бескида, путь древний, свободный от всех стеснительных таможенных обрядностей. Австрийские пограничные егеря (Granzjager) имели свои стоянки по деревням, а на южной покатости находились мадьярские тридцатки; но Лемки прогоняли свои стада самими верхами и полонинами, не касаясь ни тех, ни других, как бы на нейтральной полосе, где находили всюду подножий корм. Егерские разьезды не трогали наших купцов, а тридцатковые чиновники взимали пошлины только с приходящих с товарами поперек Карпат, из Галичины в Угрию, или обратно. Когда же нашим Лемкам приходилось гонять скот, или овец, на торги по проселочным дорогам чрез Мазурские и Моравские села, то содержатели гостиниц, зная Лемков с хорошей стороны, отпускали бывало этим купцам безденежно корм и др. припасы на слово, и наши купцы, как честные люди, возвращались из Кракова или Оломуньца (Olmutz), расплачивались с ними всегда точно и верно.
…В заключение сообщим, что Торонский составляет статью об отношениях Лемков к своим соседям и сообитателям. Ближайшие соседи Лемков - это Мазуры на северном и Словаки на южном склоне Бескидов, частью перемешанные с Угорскими Русскими (Лемаками, Маковичанами, Краиняннами и Спижаками). Не смотря на частые сношения Лемков с Мазурами, они резко отличаются друг от друга. Лемко никак не выучится по Польски; даже служащие по дворам и в войске и извощики, побывавшие в Кракове и других городах, не могут построить свой язык на Польский лад, чтобы нельзя было узнать их происхождения. Лемко не роднится с Мазуром, не перенимает от него ничего, ни платья, ни обычаев. Напротив того он охотно сообщается с Словаками, легко привыкает к Словацкой речи, любит иногда похвастать знанием Словацкого наречия, которое даже считает чем-то лучшим и высшим своего родного. Побывав на заработках или в услужении за Бескидом парни и девки легко перенимают Словацкую речь, Словенцкий наряд и часто переменяют свои имена: Натка, Феня, Парася на Словацкие: Анница, Катица или Марця. Предания, обычаи, песни, все тянет Лемка за Бескид к своим с древнейших времен единомышленникам и соседям

http://www.kirsoft.c.../KSNews_240.htm

#4
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный





Сообщение изменено: Алексей555, 08 Февраль 2011 - 14:29.


#5
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
У меня не открылась карта, поэтому ее перезаливаю.


В примечаниях к карте указано распределение Лемков

Польша- 48%
Словакия- 41%
Украина- 11%


#6
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
РЕЗОЛЮЦИЯ

Международной научно-практической конференции "Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX - начало ХХI вв.)", принятая учёными и представителями общественности Украины, России, Сербии, Чехии, Молдовы 19 декабря 2008 года в Ростове-на-Дону

По итогам работы конференции её участники констатируют:

1. Русины Карпатской Руси стали первым в истории ХХ века народом (наряду с армянским населением Османской империи), в отношении которого проводилась политика прямого геноцида. Активную, в значительной мере организующую роль в геноциде русинов сыграл украинский национализм. Причиной геноцида русинов послужили их национальное самосознание и симпатии к России, находившейся в состоянии войны с Австро-Венгерской империей.

Трагедия русинов в полной мере ещё не оценена научным сообществом и широкими общественными кругами. Бережное отношение к памяти жертв русинов требует от учёных разных стран и, прежде всего, России и Украины, целенаправленной кропотливой работы по изучению причин и масштабов этой трагедии.

2. В отношении русинского населения современной Украины проводится политика культурного этноцида, означающая лишение народа его исторического имени и исторической памяти, создание препятствий к развитию национальной культуры и образования на родном языке. Официальные власти Украины на всем протяжении существования независимого украинского государства с декабря 1991 г. практикуют в отношении русинов политику, противоречащую базовым демократическим нормам. Особенно жёсткие формы приобрела эта политика при президенте В. Ющенко.

3. Реализуя по отношению к русинам курс насильственной украинизации, украинские власти рассматривают их как украинцев. Между тем сам этноним «русин» намного древнее этнонима «украинец». Русины Карпатской Руси – коренной народ Центральной Европы, издревле населяющий преимущественно южные склоны Карпат. Этнически, лингвистически, ментально, культурно и конфессионально русины резко отличаются от своих соседей – украинцев-галичан. Этот факт ставит под сомнение официальную версию украинской науки о русинах как этнографической группе украинцев и требует комплексного научного изучения русинской этнической группы.

Современная научная методология одним из основных критериев идентификации народа называет его этническое самосознание (самоидентификацию). Русины осознают себя отдельным восточнославянским народом наряду с русскими (великороссами), украинцами и белорусами.

4. Самобытность русинов в законодательном порядке признают все центральноевропейские страны, в которых исторически проживают общины русинов, - Чехия, Словакия, Сербия, Венгрия и др. В Польше отдельной этнической группой официально признаны лемки, субэтническая группа русинов.

Русины признаны отдельным народом в международных документах. В 2006 г. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации выразил обеспокоенность положением дел с русинским национальным меньшинством в Украине - «отсутствием официального признания меньшинства русинов, несмотря на его явные этнические особенности» и рекомендовал «рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства», поскольку существуют «существенные отличия между русинами и украинцами» (Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. Шестьдесят девятая сессия. 31 июля - 18 августа 2006 года. Параграф 20).

5. С правовой точки зрения статус Закарпатья (исторической области Подкарпатская Русь) до сих пор не определён. Конституция Украины (ст. 9) даёт исчерпывающий перечень международно-правовых норм, составляющих часть национального законодательства страны: "имеющие силу международные договоры Украины, согласие на обязательность которых было дано Верховным Советом Украины". Договор 1946 г. "О Закарпатской Украине" подписывал СССР, а не УССР, Украина же в соответствии с Законом Украины "О правопреемстве Украины" является правопреемницей только тех договоров СССР, "согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины". До настоящего времени официально опубликованного Акта о выражении Верховным Советом Украины согласия на обязательность международного договора "О Закарпатской Украине" нет, и, следовательно, указанный Договор для Украины является недействительным.

6. Украина не имплантировала результаты референдума 1991 года (78% населения Закарпатской области проголосовали на этом референдуме за самоуправляемую территорию, 90% - за независимость Украины). Тем самым власти Украины нарушили основополагающее право жителей Закарпатья. Исходя из политической конъюнктуры, была произвольно имплантирована лишь вторая часть результатов референдума, согласно которой Украина провозглашала себя независимым государством.

7. Участники международной конференции обращают внимание украинских официальных лиц, правозащитных организаций, научной общественности на недопустимость продолжения политики дискриминации русинского национального меньшинства в Украине и выражают надежду, что международная общественность окажет всемерную поддержку законным и справедливым требованиям народа Подкарпатской Руси.

Ростов-на-Дону, 19 декабря 2008 г.

http://odnarodyna.co...pics/6/120.html

#7
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Воспоминания лемка из... Астрахани
Михаил ДРОНОВ 08.10.2009 11:36

«Я - лемко. Лемко-карпаторосс. Один из потомков тех русичей, которые издревле населяли земли, расположенные по обоим склонам Карпатских Бескидов...», - именно так начинается первая глава вышедшей недавно в Астрахани книги мемуаров Петра Фомича Шевчика (1919 г.р.).

Несмотря на, честно признаемся, банальное название («Воспоминания»), почти двухсотстраничный текст П.Ф. Шевчика без преувеличения является также своеобразной энциклопедией лемковско-русинской культуры. Покинув родные предгорья в далеком уже 1940 г., автор на всю жизнь сохранил горячую любовь к отчему краю. Уже на склоне лет он решил публично познакомить с ней широкую читательскую аудиторию.

Конечно же, Лемковщина, или, как чаще говорят сами лемки, Лемковина, - это самый западный уголок гораздо более обширного этнокультурного массива - Руси. Поэтому неудивительно, что наряду с констатацией ярко выраженной лемковской индивидуальности все одиннадцать глав увлекательного повествования Шевчика также пронизывает мысль о единстве русинов-лемков со своими восточнославянскими сородичами.

«Лемки-карпатороссы всегда тяготели к России. И дело тут не в деятельности «москвофилов» и «расширении москвофильских теорий «панрусского народа»... Лемки издревле считали себя руснаками, связанными с Русью. Издревле отец подпевал сынишке: «Гоп, гоп, а я руснак - добрый хлоп!» (дельный мужик). Россию лемки называли «мама». За эту приверженность к русскому им не раз приходилось расплачиваться кровью» (с. 6).

С раннего детства П.Ф. Шевчик сохранил скорбную память о невинных страданиях галицких русинов, особенно лемков, во время Первой мировой войны: «Талергоф... С этим словом связано становление моего национального самосознания. Еще мальчиком, учеником начальной школы, я участвовал в торжествах, посвященных памяти жертв Талергофа, читал стихи, пел в хоре, слушал рассказы бывших узников концлагеря» (с. 8). Как вспоминает автор, памятные торжества проводились на Лемковщине ежегодно - поочередно в разных селах региона. Врезалось в память и противодействие этим дням памяти со стороны греко-католических священников украинофильской ориентации - воспитанников львовского митрополита Андрея Шептицкого.

Известно, что Украина вплоть до настоящего дня упорно отказывает русинскому народу в праве на национальную самобытность, считая его лишь этнографической группой украинцев. А как реагировали сами русины-лемки на украинство? П.Ф. Шевчик вспоминает об этом так: «Никогда лемки не называли себя украинцами. Украинец ассоциировался у них с отщепенцем, врагом всего русского» (с. 5).

Иногда лемковский антиукраинизм доходил до парадоксальных крайностей. Так, автор упоминает запомнившийся эпизод, когда в 1937 г. мужики из его села Криница побили артиста передвижного украинского театра только за то, что он называл себя украинцем. Однако подобные инциденты нельзя драматизировать. В книге Шевчика есть гораздо более трагические страницы, повествующие о пособничестве украинских националистов австро-венгерским властям в расправе над лемковской интеллигенцией и физической ликвидации националистическим подпольем его лемковских земляков. Это доходчиво объясняет негативный комплекс чувств в традиционном сознании лемков, связанный с этнонимом «украинец».

Но не только украинофильская идеология беспокоила лемковский люд в 20-30-е годы ушедшего столетия, пришедшиеся на время взросления П.Ф. Шевчика. Жизнь во II-ой Речи Посполитой не была сахаром, особенно для ее восточнославянского крестьянства: непольские народности сильно ощущали национальный гнет. «Ее (Польши - М.Д.) шовинистическая политика по отношению к украинскому, русинскому и белорусскому народам, естественно, вызывала протест, сопротивление, бунт насилия. Политические выступления жестоко подавлялись» (с. 11).

В конце 1939 - начале 1940 гг. в рамках соглашения между СССР и Германией об обмене населением многие лемковские семьи выехали в Советский Союз. Среди переселенцев был и молодой П.Ф. Шевчик, который в качестве местного специалиста даже работал в комиссии по переселению. Автор признается, что к отъезду лемков на восток у него сейчас двойственное отношение. «С одной стороны - это радость, даже восторг из-за осуществления вековой мечты лемков - объединения с русским народом. ... Но в первые годы переселенцам пришлось очень тяжело. Властями СССР была допущена ошибка: нельзя было расселять переселенцев-добровольцев на территории Западной Украины, где население находилось под влиянием националистов, враждебно относящихся к русским (к «москалям»)» (с. 13). Не просто пришлось лемкам, которые сознательно переселились «в Россию», оказавшись при этом в преимущественно русофобском регионе, тем более накануне Великой Отечественной войны.

«Население Западной Украины отнеслось к войне по-разному. Для одной его части - к ней относились и переселенцы - поражение Красной Армии стало настоящей трагедией, у другой - вызвало ликование, дало возможность мстить своим идейным противникам. Вот эта-та часть населения, притихшая и замаскировавшаяся после объединения Украины, с началом войны ожила и активизировалась, начала свою кровавую расправу с людьми, лояльными к советской власти. Расправа эта проводилась с крайней жестокостью, присущей украинскому национализму» (с. 171). Несчастных жертв, как свидетельствует П.Ф. Шевчик, пытали, убивали, издевались над трупами... Сам автор воевал, присоединившись к отряду красноармейцев, был ранен, последние годы войны уже работал в тылу.

Однако не только истории ХХ в., нещадно калечившей лемковские судьбы, посвятил свою книгу П.Ф. Шевчик. Оглядываясь на проиденный жизненный путь, невольно вспоминаются язык и традиции малой родины. Им посвящены интереснейшие главы «Быт лемков. Праздники. Обычаи», «Одежда лемков», «Лемковская свадьба», «Лемковский диалект», «Произношение и некоторые особенности морфологических форм и синтаксиса диалекта», «Проблема правописания и грамматики в лемковском диалекте».

«По своему словарному составу лемковский диалект ближе всего к украинскому языку. Украинец из Львова и лемко из Криницы без труда понимают друг друга, несмотря на различия в произношении и грамматике. Да это и неудивительно: корни-то общие: древнерусские» (с. 40), - с беспристрастностью отмечает П.Ф. Шевчик, не отрицая определенное родство с украинцами. В то же время параллели отдельных лемковских форм присутствуют как в западнославянских языках, так и в речи остальных восточных славян, в т.ч. в великорусских говорах. В самом конце книги в качестве приложения даже помещены две таблицы - склонений местоимений и спряжений глаголов в языке лемков. Таким образом, профессиональный интерес к языку (автор долгие годы проработал преподавателем иностранных языков Астраханского государственного университета) перенесся и в книгу собственных мемуаров.

П.Ф. Шевчик, более полувека назад обретший вторую родину в Астрахани, неоднократно возвращается к теме переселения лемков. Нужно напомнить, что если сам автор покидал Лемковщину добровольно, то после II Мировой войны лемки насильно были выселены в УССР и на западные земли возрожденной Польши. Лемковщина, в том смысле, в котором можно было говорить о ней еще в первые десятилетия ХХ в., увы, перестала существовать. Политика по отношению к лемковскому меньшинству привела к печальным результатам. В той или иной степени это признает и сам П.Ф. Шевчик. «Наиболее пагубно, однако, проявили себя результаты переселений (включая депортацию лемков в Польше) в другом: исчезает карпаторусская этническая группа с ее самобытной культурой, языком, обычаями, фольклором. Лишенные возможности компактного проживания, лемки ассимилируются. Исчезает целый культурно-этнический пласт. Потеря эта невосполнима» (с. 112-113).

Попутно хочется отметить, что проживание на родной земле тоже не является залогом спасения от ассимиляции. Наглядным примером могут служить юго-восточные соседи и родственники русинов-лемков – подкарпатские русины, называемые Киевом исключительно «закарпатскими украинцами». Вследствие многолетней целенаправленной украинизации в Подкарпатской Руси – Закарпатской области постепенно исчезают и своя самобытная культура, и язык, и обычаи, и фольклор, о которых в связи с лемками упоминает П.Ф. Шевчик.

Читая книгу, невольно проникаешься чувством глубокого уважения к автору, который в течение долгих десятилетий по крупицам собирал сведения об отрезанной границей малой родине, хватался за каждую соломинку, которая связывала его с далекой Лемковщиной. Одним из таких мостов была его многолетняя переписка с известным лемковским поэтом, переселенным на Львовщину, Нестором Жиличем (1914-1989). Последнему посвящена отдельная глава – «Верность на всю жизнь». «Поэт тосковал по Родине, по Карпатам, тосковал до отчаяния, сетовал на то, что политики «матери-Руси» (здесь СССР - М.Д.) так и не сумели исправить шестивековую несправедливость и освободить Карпатский край от иноземного ига» (с. 132).

Но еще несколько слов о самом авторе. Несмотря на юность, проживая на Лемковщине, П.Ф. Шевчику удалось лично знать многих видных лемков и уже участвовать в общественной жизни края. Так, на страницах книги он вспоминает свое общение с известным в Польше художником-примитивистом Никифором, автором лемковского букваря Методием Трохановским, популяризатором освоения лемками Сибири коммунистом Сергеем Дуркотом и др. Здесь же можно найти теплые слова и о представителях русской эмиграции, которые проводили культурную работу среди лемков. Общественная деятельность юного Петра Шевчика выражалась, в частности, в заведывании библиотекой при местной читальне имени М. Качковского, редактировании самодельной газеты «Солнышко» и даже активном участии в подпольном Карпаторусском Совете Лемковской области, созданном во второй половине сентября 1939 г.

«Свою деятельность Совет начал с выпуска и распространения листовок. Первые листовки были напечатаны на русском языке. В них население оповещалось о том, что Красная Армия, освобождая Западную Украину и Западную Белоруссию, доидет и до Лемковины и населению следует готовиться к встрече советских братьев...» (с. 95) Эта отчаянная инициатива закончилась волной арестов, которая, к счастью, обошла стороной тогда еще молодого автора. Нужно признать, что многие страницы книги, посвященные концу 30 - началу 40-х гг. ХХ века, читаются, как детектив.

Возможно, кого-то из читателей удивят просоветские нотки автора, часто встречающиеся на страницах книги П.Ф. Шевчика. Но удивительного здесь нет. В годы взросления Шевчика молодые лемки, тянувшиеся к братьям на востоке, не могли преклоняться перед уже не существовавшей Российской империей. Воплощением России для них, нравится нам это или нет, был СССР. Сюда же следует присовокупить и социальный аспект, часто не совсем понятный послевоенным поколениям наших соотечественников. Как уже было сказано, жизнь лемков в межвоенной Польше была далеко не легкой. «Оглядываясь сегодня на проиденный жизненный путь - а пишу эти строки уже на 90-м году, спрашиваю себя, как случилось, что я, когда-то бедный пастух, вырос до преподавателя института. Вопрос для человека, родившегося и выросшего в Советском Союзе, может показаться праздным, странным: ведь для сотен тысяч - если не миллионов - граждан этой страны такой путь был обычным. Для меня, который родился и до 20 лет проживал в капиталистической стране, такой вопрос далеко не праздный: в буржуазном обществе о такой судьбе смеют мечтать единицы выходцев из рабочих и крестьянских семей. Сегодня я с полным основанием, честно, не кривя душой, смею заявить, что лишь в условиях социалистического строя я смог стать тем, кем стал» (с. 191). Даже совершенно не разделяя коммунистических взглядов, после этих строк сложно упрекнуть в чем-либо П.Ф. Шевчика. Тем более, если учесть пронизывающее весь текст уважение к традиционной культуре родной Лемковщины.

Быть может, кто-то сочтет, что автору не повредило бы перед выходом книги обратиться к профессиональному литератору. Безусловно, это позволило бы подправить стилистику, избежать повторов, упорядочить последовательность глав. Однако, на мой взгляд, книга только выиграла от абсолютно естественного, совершенно не официального (как все, что связано с крестьянами лемками) авторского стиля, который, как и полагается при непринужденной беседе, далек от шаблонных форм и приукрашивания реальности.

Завершая краткое представление нового издания, хотелось бы сказать следующее. Отрадно, что издательский дом «Астраханский университет», выпустивший книгу, обратился к такой некоммерческой теме, как воспоминания о Лемковщине - в общем-то, почти неизвестной в России. Но, увы, тираж книги составил всего... 125 экземпляров. Ни больше ни меньше. В этом отношении мемуары П.Ф. Шевчика полностью «превзошли» все другие посвященные русинам издания, которые вышли в нашей стране за последние годы. Также при чтении явно не хватает иллюстративного материала, который, как известно, серьезно влияет на стоимость печати. Однако не нужно отчаиваться. Лемковская общественность, узнавшая о книге, настолько заинтересовалась новинкой, что в ближайшее время «Воспоминания», скорее всего, появятся в отсканированном виде в Интернете. Хотелось бы верить, что в будущем найдутся и спонсоры – для второго, возможно, дополненного и иллюстрированного издания книги астраханского лемка.

__________________________________
Михаил ДРОНОВ, Глава Клуба друзей Карпатской Руси при Русинском землячестве «Карпатская Русь».
http://odnarodyna.co...les/17/878.html

#8
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Книги о лемках.

много книг...
http://www.lemko.org/books/index.html

Сообщение изменено: Алексей555, 08 Февраль 2011 - 15:48.


#9
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный

Сообщение изменено: Алексей555, 08 Февраль 2011 - 15:49.


#10
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный


Карта русинских субэтносов Пола Магочего

#11
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный

Вічний поклик серця


Ролик на украинском языке, о чем малопонятно. Насколько я понял ролик о выселении бойек и лемок из Польши.

Сообщение изменено: Алексей555, 08 Февраль 2011 - 20:26.


#12
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Сайт лемков Польши

http://www.lemkowyna.net/

#13
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
















"КЫЧЕРА" на ХІ Ватри в горах (Ждыня 1993)

#14
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
























Сообщение изменено: Алексей555, 03 Март 2011 - 11:41.


#15
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
























Сообщение изменено: Алексей555, 03 Март 2011 - 12:27.


#16
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
























Сообщение изменено: Алексей555, 09 Март 2011 - 13:40.


#17
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
























Сообщение изменено: Алексей555, 10 Март 2011 - 08:26.


#18
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
























Сообщение изменено: Алексей555, 10 Март 2011 - 08:31.


#19
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный



















#20
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
ГАЛИЧИНА и еи РУССКИ ЖИТЕЛИ.
ГРИГОРIЙ КУПЧАНКО


Лемки.

Дальшими жителями горъ въ ГаличинЪ суть такъ называеми Лемки, котори жiютъ въ сторонЪ межи рЪкою Сяномъ и долиною рЪки Попрада, въ сяндецкомъ окрузЪ. Названіе Лемки дали имъ ихъ русски сосЪди за то, що они говорили (и теперь еще говорятъ) лемъ намЪстъ лишь, напримЪръ: Я маю лемъ одну корову, намЪстъ : Я маю лишъ одну корову. Сами Лемки не называютъ себе такъ, а называютъ себе просто Русинами або Русняками.

Въ своей бесЪдЪ Лемки употребляютъ взагалЪ много нерусскихъ, именно польскихъ и словацкихъ словъ, а то тому, що ихъ сторона граничитъ съ сторонами Поляковъ, або лучше сказавши, Мазуровъ въ западной ГаличинЪ и Словаковъ въ полночной Угріи. За се а также за употребленье слова лемъ смЪются надъ ними ихъ русски сосЪди. Лемки-же смЪются надъ другими русскими Галичанами за ихъ употребленье до Ъды кукурузовъ, котори они называютъ тендерицею и о которыхъ они такъ говорятъ:

Тендерица най бы ся родила,

Лемъ до насъ бы не ходила.

КромЪ наведенныхъ тутъ мЪстцевыхъ названій галическо-русскихъ жителей, сЪ жители носятъ еще розлични други названія або прозвыска, якъ напримЪръ: ПолЪщуки (жители лЪсистыхъ сторонъ), Побужане (жители околици надъ рЪкою Бугомъ, въ золочовскомъ окрузЪ), Львовяне (жители околици мЪста Львова), Перемышляне (жители околици мЪста Перемышля), Куртаки (черезъ ихъ короткій строй), Чугонци (черезъ ихъ верхну одежу, такъ называему чуганю) и т. д.

http://www.ukrstor.c...zhytgal.html#47

#21
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный




#22
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Подкорректировал пост.
Гурали живут западнее лемков если сравнить ниже расположенную карту и карту из поста №5 это становится очевидным.


Сообщение изменено: Алексей555, 02 Сентябрь 2012 - 15:50.


#23
sashahappy

sashahappy

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 622 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский, украинец
  • Фенотип: понтид
  • Вероисповедание:дзэн
Цитата(Алексей555 @ 2.9.2012, 13:52) (смотреть оригинал)
Дублирующая тема с большим количеством фото лемков: https://www.balto-sl...p...c=13292&hl=


А разве лемки и гурали - это не разные этногруппы?

#24
Брут

Брут

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 299 сообщений
  • Национальность:...
  • Фенотип: ...
Цитата(sashahappy @ 2.9.2012, 17:11) (смотреть оригинал)
А разве лемки и гурали - это не разные этногруппы?


Гурали - это этнографическая группа поляков, лемки - этнографическая группа украинцев.

#25
sashahappy

sashahappy

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 622 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский, украинец
  • Фенотип: понтид
  • Вероисповедание:дзэн
Цитата(Брут @ 2.9.2012, 17:19) (смотреть оригинал)
Гурали - это этнографическая группа поляков, лемки - этнографическая группа украинцев.


Это я знаю, просто часто польских гуралей, бойков, гуцулов, лемков объеденяют в одну группу - горцы. Схожее ли происхождение у гуралей и вышеперечисленных украинских этногрупп?

#26
Алексей555

Алексей555

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 714 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид (норд-иранид)+ балтид
  • Вероисповедание:православный
Цитата(sashahappy @ 2.9.2012, 18:39) (смотреть оригинал)
Это я знаю, просто часто польских гуралей, бойков, гуцулов, лемков объеденяют в одну группу - горцы. Схожее ли происхождение у гуралей и вышеперечисленных украинских этногрупп?


Бойки, лемки и гуцулы - русины, а гурали похоже что то другое, но одежда у них очень похожа на лемковскую.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей