Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Татарский национальный костюм


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
25 ответов в этой теме

#1
Snowelf

Snowelf

    старожил

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:есть
  • Фенотип: есть
  • Y-ДНК:N1b (отец)
  • мтДНК:W3
  • Вероисповедание:православие
Мое видео: костюмы, украшения, обувь - волжско-булгарские и татарские.


Подвески на 3:25 - произведение искусства!

Сообщение изменено: Snowelf, 04 Январь 2011 - 10:30.


#2
nordic-wind

nordic-wind

    Постоянный участник

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1 622 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Екатеринбург
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Суб-нордид
  • Вероисповедание:Православие


Татарская женщина в национальной одежде




Костюм молодой татарки Бугурусланского уезда Самарской губернии. Конец XIX - начало XX вв.




Татарская женская традиционная одежда




Традиционный костюм сергачских мишарей




Старинный татарский женский костюм




Старинная татарская женская одежда




Татарская женская одежда




Татарская мужская традиционная рабочая одежда




Татарская мужская традиционная одежда




Традиционная одежда татарского хазрата




Татарский мальчик. Середина XIX в.




Историческая татарская мужская одежда


#3
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
nordic-wind, а из какого издания картинки?
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#4
nordic-wind

nordic-wind

    Постоянный участник

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1 622 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Екатеринбург
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Суб-нордид
  • Вероисповедание:Православие
Цитата(Ингигерда @ 5.12.2010, 20:50) (смотреть оригинал)
nordic-wind, а из какого издания картинки?


Честно говоря, не знаю. В сети нашёл

#5
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(nordic-wind @ 5.12.2010, 18:51) (смотреть оригинал)
Честно говоря, не знаю. В сети нашёл

Жалко... sad.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#6
Snowelf

Snowelf

    старожил

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:есть
  • Фенотип: есть
  • Y-ДНК:N1b (отец)
  • мтДНК:W3
  • Вероисповедание:православие
Цитата(Ингигерда @ 5.12.2010, 18:54) (смотреть оригинал)
Жалко... sad.gif

Это отсюда http://luiza-m.narod.../25-xat-qyz.htm
Очень интересное казанское ателье "Луиза" , которое пошивает национальную одежду. Там есть замечательные образцы, полюбопытствуйте...
Особенно интересны некоторые аналогии татарского женского костюма со старорусскими и поволжскими женскими нарядами, Например, шапочка. отороченная мехом, или металлические накосники.

Сообщение изменено: Snowelf, 05 Декабрь 2010 - 17:27.


#7
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Из коллекции РЭМ:


Калфак-женский головной убор. Казанские татары. Казанская губерния. Начало XX века.
Поступил в 1948 году из Государственного музея народов СССР.
Наиболее ранние калфаки были ткаными, затем - вязаными, а в конце XIX века их шили в основном из бархата и богато украшали золотным шитьем, бисером, синелью, "ушковой" аппликацией.


Туфли мужские. Казанские татары. Начало XX века.
Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР.
По некоторым данным, эти домашние туфли были подарены великому князю Константину, а затем переданы им музею.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#8
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Белязеки- браслеты. Казанские татары. Казанская губерния. Конец XIX - начало XX века.
Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР.
Браслеты были неотъемлемой частью традиционного женского костюма казанских татарок. Замужние женщины часто носили парные браслеты на обе руки, а девушки надевали по одному или по несколько браслетов, но на одну руку.


Aлка – серьги. Казанские татары. Казанская губерния. Начало XX века.
Поступили в 1948 году из Государственного музея народов СССР.


Чулпа (коромысло) — накосник. Казанские татары. Казанская губерния. XIX в.
Поступил из коллекции Ф.М. Плюшкина в 1913 году. Кроме практического и эстетического значения накосники чулпа имели магическое значение оберега, их украшали охранным камнем и множеством звенящих подвесок, монеток, которые своим звоном, по народным представлениям, отгоняли нечистую силу.

Фотографии опубликованы на сайте РЭМ http://www.ethnomuseum.ru/
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#9
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Карл Фукс, отрывок из работы "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении" (1844 г.):

"Одежда женская въ домахь зажиточныхъ куп-цовъ следующая:

1) Колпакъ шелковой съ бахрамою и позументами, цъною въ 50 рублей. На мъсто колпака замужняя женщины носятъ на головь шелковой или парчевой платокъ (за-наръ чаулокъ), остроконечной, склоняющшся концомъ на правую сторону.

2) Серьги (ал-ка-кашли, челдерли) изъ серебра, вызоло-ченныя, примерно цъною въ 35 рублей.

3) Ожерелье (каптарма); Чага—вызолоченного серебра , съ каменьями , особенно съ бирюзами, съ вызолоченными рублевиками, обращенными портретомъ къ углу, цъною въ 60 рублей.

4) Рубашка (кульмякъ), изъ ситца, или изъ ки­тайки, или шелковая, пестрая, длиною до пят, обшитая, около шеи и на грудя, позументами, внизу с тройными уборками и съ лентами, ценою въ 80 рублей; а ежели изъ парчи, то стоить 350 рублей.

5) Панталоны (штанъ) — изъ кумача , въ 9 аршинъ , или изъ ситца въ 6 аршинъ, или изъ шелковой материи въ 5 ар­шинъ , пестрые и широкие. Эти панталоны у богатыхъ стоять 15 рублей; у женцинъ средняго состояния 4 руб; у деревенскихъ изъ дур-наго холста въ 25 коп.

6) Ичиги — (читыкъ) ботинки сафьянные, искусно выстроченные шел-комъ, красные, желтые и зеленые, цъною въ 9 рублей; шитые золотомъ, циного отъ 18 до 30 рублей. На мъсто чулковъ онъ обертываютъ но­ги тонкимъ полотенцемъ.

7) Туфли, изъ кра-снаго сафьяна, шитьи золотомъ, цъною отъ 7 до 10 рублей.

8) Кукренъ для закрывания женскихъ грудей, изъ шелковой матерш или парчевой , обшитой позументами, цъною въ 10 рублей.

9) Камзолъ безъ рукавовъ, длиною до колЪнъ, изъ шелковой матерш съ позументами и съ карманомъ на правой сторонь для носо-ваго платка, которой Татарки никогда не но­сятъ въ рукахъ, цъного отъ 80 до 400 ру­блей.

10) Джиланъ парчевой или шелковой съ позументами, очень длинной и съ весьма длинными рукавами, цъною у богатыхъ въ 2000 рублей. ныне Джиланъ выходить изъ моды; а вмъсто его дълаютъ камзолъ съ длинными ру­кавами : у богатыхъ из парчи, а у бъдныхъ изъ китайки или нанки, на лисьемъ ила заячьем меху.

11) Шелковая большая фата (Куши-чау-локъ), съ золотыми цветами, простирающаяся по спине и укрепленная надъ колпакомъ , це-ною, у богатыхъ, отъ 120 до 300 рублей.

12) Браслеты (Мерчемъ-блязекъ) изъ вызолочен-наго серебра съ надписями, съ камнями, особенно съ сердоликами и съ бирюзами, за ними на­низаны Голландские червонцы и несколько нитокъ красныхъ коралловъ , или жемчугу, ценою въ 3000 рублей.

13) Джузюкъ, у богатыхъ на каждомъ пальце по кольцу, изъ вызолочен-наго серебра, съ бирюзою, съ аметистами и съ жемчугомъ. Все эти десять колецъ ценою въ 500 рублей.

14) Одна длинная, часто приделан­ная, черная коса , въ которую вплетены большие серебряньи монеты; на конце этой косы привешиваютъ несколько серебряныхъ монетъ для бренчания, (Чулпе).

15) Перевязь (Бути), чрезъ левое плечо, съ камнями, жемчугомъ и съ империалами. Внизу этой перевязи на правомъ боку пришитъ карманецъ, куда кладутъ мелко-v писанный алкоранъ; но часто тутъ, вместо мел-каго алкорана, находится кусокъ деревца. Причи­на сему есть та, что Татарки, охотницы часто и много пить чаю, принуждены бываютъ неред­ко ходить до ветру, и следовательно оставляютъ свою святую книгу дома. Такая перевязь сто-итъ до 3000 рублей.

16) Капотъ суконный, или нанковый, который они носятъ, набросивъ на голову и не вдевая руки въ рукава.

Летъ 30 назадъ, у Татарокъ былъ головной уборъ, похожий на сахарную голову, изъ шел­ковой материи, покрытой Русскими вызолоченными рублевиками, съ коралломъ и съ жемчу­гомъ; вверху этотъ длинный конусъ оканчивался вызолоченною пуговкою. Во всемъ этомъ головномъ уборе весу 20 фунтовъ. Этотъ костюмъ ныне вышелъ изъ моды.

Татарка, такъ тяжело и пребогато одетая, ходитъ очень дурно, какъ утка. Но здесь во-просъ: кому показаться въ этомъ пышномъ на­ряде ? Одному только мужу, или сестрамъ сво-имъ, или другимъ своимъ подругамъ; потому что женщинамъ у Татаръ не позволено пока­зываться самому ближнему родственнику , изъ мужчинъ. Какая досада для Татарокъ !

Татарка, собирающаяся вечеромъ въ 5 часу идти въ гости, въ женскую компанию, наряжает­ся следующимъ образомъ: сперва моетъ все свое тело, потомъ надеваетъ новую, чистую ру­баху , натираетъ свое лице очень густо белила­ми и самыми яркими Китайскими румянами, вся­чески старается начернить брови , особенно ре­сницы , чтобъ глаза получили более яркости; далее чернитъ зубы и обвязываетъ ногти соста-вомъ, изъ Персидскаго порошка, сделаннымъ изъ сухихъ бальзаминовыхъ цветовъ (кна), и стертымъ съ квасцами. Этотъ составъ въ не­сколько часовъ краситъ ногти въ оранжевый цветъ. После этого косметическаго предъ Татар-скимъ туалетомъ приготовления, наряжается она уже въ свое праздничное платье, и незабываетъ пустить нисколько капель розоваго масла на грудь.

Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 05:24.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#10
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Читек (ичиги) - кожаные сапоги, с каблуком, без и на совсем мягкой подошве в один слой кожи. Совсем мягкие носились и дома, при выходе на улицу сверху одевались уличные кауши (ка(ло)ши).

Читек моей мечты из коллекции Бостонского музея обуви:




Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 04:53.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#11
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Наборная кожа


Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 04:52.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#12
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
18-й век начало 20-го века


Консервация всего национального.

Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 10:37.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#13
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Единственный оставшийся в живых по сю пору артефакт татарской национальной одежды - мужской каляпуш. Была еще и общетюркская такыя, но в настоящее время она не популярна.

Татарские мужские головные уборы (музейные экспонаты):



Как-то так это выглядело:

Как-то так это выглядит сейчас:

Каляпуш продвигается в качестве якоря для национального самосознания:

(памятник электромонтеру, вроде в Елабуге)

Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 08:22.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#14
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Просто татарские фотки конца ХIХ века (Казань, Нижний Новгород):




Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 12:09.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#15
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Прикольная фотка. Волостные старшины у земского начальника, татары слева, русские - справа.
Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#16
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Татарская босота:



Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 09:48.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#17
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
СТАРОкрещеные татары:

Сообщение изменено: Севинч, 07 Декабрь 2010 - 09:50.

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#18
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье

Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#19
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Последняя Казанская ханша Сююмбике (?)


Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#20
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Севинч @ 7.12.2010, 12:42) (смотреть оригинал)
СТАРОкрещеные татары:

Очень оригинальный силуэт у головного убора... smile.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#21
Севинч

Севинч

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 500 сообщений
  • Город:Уфа
  • Национальность:татарка
  • Фенотип: Поволжье
Цитата(Ингигерда @ 7.12.2010, 14:43) (смотреть оригинал)
Очень оригинальный силуэт у головного убора... smile.gif


Женские головные этничские уборы вообще крайне своеобразной формы бывают. Вопрос - зачем эдакое воротить на голове?)) Иной раз ведь эдакое увидишь...
Я хочу, чтобы ветер культуры всех стран как можно свободнее веял у моего дома. Но я не хочу, чтобы он сбивал меня с ног

#22
Snowelf

Snowelf

    старожил

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:есть
  • Фенотип: есть
  • Y-ДНК:N1b (отец)
  • мтДНК:W3
  • Вероисповедание:православие
Цитата(Севинч @ 7.12.2010, 14:07) (смотреть оригинал)
Женские головные этничские уборы вообще крайне своеобразной формы бывают. Вопрос - зачем эдакое воротить на голове?)) Иной раз ведь эдакое увидишь...

Для красоты dolf_ru_203.gif
Кстати, я долго-долго не знала такого слова - "каляпуш" (звучит несколько по-французски- а-ля мад-ль Нитуш): у нас тут мужской головной убор называли всегда "кяпяч" (что характерно, и те мои дедушка с бабушкой, что родились в Казанской губернии, и местные, мишарские родственники).

Сообщение изменено: Snowelf, 07 Декабрь 2010 - 19:47.


#23
Snowelf

Snowelf

    старожил

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:есть
  • Фенотип: есть
  • Y-ДНК:N1b (отец)
  • мтДНК:W3
  • Вероисповедание:православие
К сожалению, ролик не с самого начала, но очень интересный, костюмированный... Как я поняла, нападение врагов (может быть, монгольских) на булгарское селение, после того, как погибли мужчины, женщины вышли на битву с врагом и тоже погибли, а их души превратились в чистые родники.
Хотела бы я посмотреть художественный фильм на такую тематику! Мечты, мечты....




#24
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Пряжки женских поясов. Крымские татары. Таврическая губерния. Конец XIX — начало XX века. РЭМ.
Особую нарядность костюму крымских татарок придавали крупные пряжки поясов - филигранные, литые, чеканные, часто украшенные вставками цветного стекла. В Российском этнографическом музее хранятся пряжки, входящие в состав коллекции, собранной сотрудником музея К.А. Иностранцевым во время его экспедиции в Крым в 1905 году.


Учкуры - вышитые мужские пояса. Крымские татары. Таврическая губерния. Конец XIX — начало XX века. РЭМ.
Крымские татарки достигли высокого мастерства в технике вышивки двухсторонней гладью, выполнявшейся цветными шелками, шерстью, золотной нитью. Вышитые женские и девичьи головные покрывала, мужские пояса учкуры, различные полотенца не только использовались в быту, но и, развешенные вдоль стен, служили украшением интерьера.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#25
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Татары, город Кунгур, Пермской губернии, начало XX века.


Татары, город Пермь, Пермской губернии, начало XX века.

Открытки "Народы Пермского края"
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#26
Nail

Nail

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 61 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Поволжье
  • Национальность:татар (булгар)
  • Фенотип: палеоевропеоид+понтид
  • Вероисповедание:ислам
Мужчины раньше бороды носили по сунне, не меньше длинны кулака


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей