Евграф СавельевПлеменной и общественный состав казачества.
(исторические наброски)Донские областные ведомости № 156/18.07.1913 г. стр. 2-3-4ХІV.
Яицкое-Уральское Войско до начала ХІХ века.В предыдущих главах я, насколько имел возможность, выяснил главные элементы основных казачеств: Малороссийского, Рязанского и Донского, от которых в свое время отделялись воинственные группы, уходили в поисках добычи и новых мест, преимущественно на восток, и основывали самобытные общины, не терявшие все же связи с прежней родиной и ее обычаями.
Такими общинами с самостоятельным древним ядром являются казаки Уральские, Гребенские и Сибирские.
Точно сказать, когда основалось Уральское казачество, весьма трудно, так как письменных источников об этом событии не сохранилось, но есть большие основания полагать, что начало его относится к эпохе Царя Иоанна Грозного, то есть к моменту усмирения воровских казаков, разбойничавших по Волге. Впрочем, есть некоторые указания о существовании небольшой казачьей общины в устьях Урала (тогда Яика) и раньше этого времени, так что не будет большой ошибкой считать начало Яицкого Войска с 1500 года, к каковому времени приблизительно приурочено и уральское предание.
Предание это гласит, что около приведенного времени к берегам Яика пристали Донские казаки и черкесы, облюбовали место и построили городок. Этот городок вскоре осадили татары Золотой орды, много раз безуспешно пытаясь его взять приступом, причем казаки отбивались, стреляя из самодельных деревянных пушек костями, за неимением ядер, и прогнали татар. Не подкупило казаков и татарское предложение в случае сдачи пожаловать все казаков мурзами и принять их в число ордынцев.
По другим сведениям, когда посланный усмирить разбойничавших по Волге казаков царский стольник Мурашкин разогнал вольные ватаги и сделал невозможными дальнейшие налеты на торговые караваны, а пойманных станичников предал лютой казни, часть казаков с Ермаком спаслась вверх по Волге, а другая, под предводительством атамана Нечая, ударившись вниз по Волге, вышла в Каспийское или, как оно тогда называлось, Хвалинское море и, таким образом, скрылась от преследования.
Покрейсировав в море и убедившись, что входы в Волгу надежно охраняются царскими войсками, удальцы стали искать себе удобное место для зимовки и выбрали могучие устья Яика, представлявшие наиболее скрытые и дикие места на всем Хвалынском побережье, вдоль которого кочевали разрозненные остатки когда-то непобедимой Золотой орды.
Казаки построили небольшой городок, но вскоре увидели, что место, выбранное ими, далеко ненадежно и грозит многочисленными опасностями. Тогда они бросили свою стоянку и поднялись по течению Яика вверх до столицы татарских ханов Сарайчика, богатого торгового города, лежавшего на караванном пути из Средней Азии в Европу и на Кавказ.

Выбрав удачную минуту, казаки врасплох напали на Сарайчик, взяли его после жестокой сечи и разорили до тла. Случилось это в 1580 году. Устрашенные татары бежали в степь и не решались долго встречаться с казаками, которые, поднявшись по течению вверх до устья реки Рубежной, высадились с захваченной в Сарайчике богатой добычей и основали городок, названный ими Яицким. Это и было первым поселением вольной Уральской общины. По преданию, с атаманом Нечаем поселилось на Яике 800 казаков.
Казаки быстро освоились с новыми местами и стали производить на окрестных татар опустошительные набеги, за что иногда платились разгромами городков озлобленными кочевниками. Но казаки не унывали, быстро оправлялись от погромов и с новой энергией снаряжались в степные и морские походы. Грабя и разоряя кочевые племена Яицкие казаки поддерживали связь с Доном, Волгой и Москвой, откуда временами получали порох и хлеб, а поэтому считали своею обязанностью поддерживать царские войска в походах на басурман.

Яицкие казаки в походе
Так, в 1591 году Яицкие казаки совместно с Волгскими, Астраханскими, Гребенскими казаками и царскими войсками предприняли далекий поход на Кавказ для усмирения сильного владетельного князя Шамхала Тарковского, досаждавшего царю Иоанну Грозному. Поход окончился удачно, и Шамхал был разгромлен, а казаки с богатой добычею возвратились на Яик.
Между тем татары, улучив удобное время, напали на Яицкий городок и разорили его до основания. После этого события казаки решили перенести городок на другое место и основали новое поселение, где теперь стоит город Уральск.
В непрестанных наездах и стычках с киргизами, калмыками и татарами проходила жизнь казачья, полная опасностей и бранных тревог. Яицкий казак был всегда настороже, всегда ожидал нападения кочевников и, будучи отделен огромными пространствами от христианского мира, выработал в своей среде несокрушимый дух и холодную энергию. Часто прельщаясь сказочными богатствами Азии, казаки предпринимали экспедиции в безводные степи Туркестана, надеясь достичь богатейших караванных городов и найти в них богатую добычу. Экспедиции эти оканчивались с переменным счастьем и не всегда в пользу казаков.
Так, знаменитых поход атамана Нечая к Хивинскому городу Ургенчу с 900 казаками окончился печальной смертью удальцов, погибших на обратном пути среди необъятной степи с сказочной добычей и красавицами-невольницами, которых везли в жены. Долго отбивались казаки Нечая от многотысячных полчищ владыки Ургенча Араб-хана, свернув свои обозы с добычей и пленницами в вагенбург; палимые степным солнцем, без воды, они принуждены были пить кровь погибших товарищей, но не сдавались ни на какие предложения и, убив всех пленниц и истребив огнем обоз, погибли все в лютой битве. Лишь двум казакам удалось еще раньше последнего момента проскочить сквозь кольцо азиатов и кое-как добраться до Яика, куда и принесли печальную весть о гибели товарищей. Велика была казачья доблесть и несокрушимость, прославленные в песнях и былинах про Ургенч; так, когда в одной из стычек погиб атаман Нечай, хан Араб приостановил кровавую сечу и послал к казакам переговорщиков с предложением сдаться, так как, мол, вашего атамана убили и некому вами предводить. На это казаки отвечали, что ни в какие переговоры с басурманами входить не желают и будут биться с ними до последней капли крови, а что до атамана, то хан де ошибся, полагая, что убил у них начальника. „У нас все атаманы” отвечали удальцы.
Главный прилив на Яик происходил с Дона и Волги. Впрочем, немалое участие в колонизации Яицкого побережья принимали выходцы с Кавказа и калмыки, которые, крестившись, сливались с казачеством.
Во время междуцарствия Яицкие казаки принимали в смуте деятельное участие и держали сторону самозванца. Впрочем, после поражения поляков и очищения государства от бродячих холопских шаек, когда на Яик была послана
Донские областные ведомости № 160/24.07.1913 г. стр. 3милостивая грамота царя Михаила Феодоровича с увещанием впредь не примыкать к ворам и самозванцам, казаки вняли голосу Царя и поймали воровского атамана Заруцкого в построенном им Маринкином городке на Яике.
Посланных в Москву от всего Яицкого Войска казаков Государь принял очень милостиво и пожаловал им для Войска грамоту „на реку Яик с сущими при ней реки и потоки и со всякими угодья, от вершин той реки по устья, и чтоб им на той реке жить и владеть, и великому государю служить казачью службу и набираться на житье вольными людьми”...
В 1629 году Яицкие казаки участвовали с царскими войсками в походе на крымских татар и в 1634 году обороняли город Смоленск от поляков.
Скоро правительство обратило внимание на регулярные грабежи, производимые Яицкими казаками в Каспийском море, и, чтобы положить конец этим набегам, нарушавшим правильный товарообмен между Москвой и Персисей, построило в устье Яика Усть-Яицкий острог, долженствующий преградить казакам доступ в море и вообще наблюдать за их действиями.
Казакам было далеко не по сердцу стеснение их вольной казачьей жизни, и они не раз нападали на правительственный острог, завладевая им на короткое время. Одновременно, буйные ватаги на челнах выходили в море и грабили без разбора все встречавшиеся им торговые и царские корабли, пуская их на дно и забирая богатую добычу. Не раз во время этих наездов Яицкие казаки, соединившись с Волгскими, производили разгромы персидских прибрежных городов, увозя в плен красивых персиянок в жены и богатейшую добычу.
Когда разразился мятеж Степана Разина, Яицкие казаки приняли в нем деятельное участие; при помощи их Разин приступом взял Усть-Яицкий острог и перебил его гарнизон.
По прекращении Разинского бунта Яицкие казаки попробовали повторить возмущение и в 1677 году, собравшись в количестве 300 человек под предводительством походного атамана Васьки Касимова, бросились на Усть-Яицкий острог, завладели им, открыли свободный доступ в Каспийское море, куда и выплыли на военных лодках за добычей.
Впрочем, они потерпели неудачу и были разбиты правительственными войсками, после чего сделали попытку напасть врасплох на персидское побережье,но тоже неудачно и принуждены были скитаться по морю без припасов и воды.
Наконец, окончательно истощившись, они пристали к персидскому берегу, там были взяты в плен персами и частью отведены в Тегеран, где положили основание персидским казакам, а частью поселены в городе Шемахе, приняли магометанство и слились с местным населением.
В 1720 году, когда царь Петр Великий в целях прекращения независимости Яицких казаков сделал распоряжение о подчинении их Астраханскому губернатору и, как высшей инстанции, – Военной коллегии, они возмутились и отказались повиноваться губернатору. Тогда был послан на Яик отряд солдат под командой полковника Захарова, прекратившего бунт и произведшего перепись казачеству.
Всего на Яике оказалось:
Казаков, годных для службы 3196
Стариков 216
Казачьих детей и негодных к службе 2357
Пришлого народа, жившего у казаков в батраках 357
А всего мужчин 6126
После переписи было введено деление Войска по сотням для службы и определено ежегодное жалованье в 1500 рублей денег и по осьмине хлеба в год на казака. Бунт прекратился наружно, но глухое недовольство крепко засело в груди казаков и передалось последующим поколениям.
Между тем Петр Великий не остановился перед дальнейшими стеснениями вольностей и, следуя намеченному и выработанному с Меньшиковым плану ослабления казачества, как опасной при проведении реформ противодействующей силы, носительницы старинных заветов и обычаев, в 1723 году ослабил волю войскового круга по избранию войскового атамана, который мог отныне вступать в должность лишь по утверждении его Высочайшей властью. Этим актом войсковой атаман на Яике обратился в правительственного чиновника и потерял в глазах казаков облик выразителя народной круговой воли и ответственного лица перед общиной за свои действия. Воспользовавшись своим исключительном в Войске положением и отдаленностью от столицы войсковые атаманы Яицких казаков большей частью преследовали в то время свои материальные интересы, чем вызывали не раз неудовольствия и возмущения казаков. Особенно на этом поприще прославился атаман Меркульев, обративший на себя даже внимание правительства, принявшего сторону казаков.
Яицкие казаки приносили России огромную пользу, оберегая от вторжения хищных кочевников восточные границы. Поэтому, на заселение течения реки Яика казакам было обращено особое внимание, и в этом направлении не раз принимались различные меры.
Так еще в 1725 году из Яицких казаков образована была Сакмарская станица несколько севернее Оренбурга, а пять лет спустя таким же путем населилась станица Илецкая.
Ниже Яицкого городка образовались в 1743 году две станицы: Калмыковская и Кулагинская. От этих станиц по направлению степи к востоку от Яика выдвинуты были особые посты, укрепленные окопами, которые составили так называемую Яикскую Низовую линию. В каждой из этих станиц Яицкие казаки содержали по 500 готовых к бою людей и за это пользовались рыбными промыслами.
Яицкие казаки издавна отбывали службу посредством „наемки”, прочно укоренившейся в их Войске. Наемкой называется способ выхода на службу, когда казак, почему либо находящий для себя невыгодным в данное время идти в полк, нанимал свободного от наряда казака, причем давал ему подмогу, то есть, помогал купить снаряжение и коня. Обыкновенно нанимались беднейшие казаки и служили по несколько раз. Обычай этот настолько укоренился, что всякое посягательство на него считалось нарушением старины и сопровождалось бунтом.
Правительство, разумеется, не могло мириться с таким исключительным порядком вещей и время от времени пыталось перевести службу Яицких казаков на общий образец с прочими Войсками. Но каждый раз эти нововведения вызывали целые возмущения, которым в значительной мере давали пищу и злоупотребления старшин, то и дело нарушавших старые обычаи и привилегии казаков.
Особенно был силен мятеж против старшин в 1722 году, когда для усмирения был прислан в Яицкий городок регулярный отряд солдат и назначен для временного управления Войском особый комендант.
Наконец, после Пугачевского бунта, к которому пристало поголовно все Яицкое Войско в надежде вернуть былое управление и вольности, когда сообщники Пугачева (Донского казака Зимовейской станицы) были после жестоких пыток казнены или сосланы, для искоренения самой памяти о былом река Яик была переименована в Урал. Яицкое Войско – в Уральское и главный
Донские областные ведомости № 160/24.07.1913 г. стр. 4Яицкий городок в Уральск. Вместе с этим, было совершенно уничтожено казачье самоуправление и круг, причем войсковой атаман стал назначаться лишь Высочайшей волею. В Уральск поставлен значительный отряд солдат на постоянную стоянку и назначен для управления городом особый комендант.
Некоторое время чины в войсковую канцелярию назначались властью Оренбургского губернатора, а с 1782 года Уральское Войско было причислено к Астраханской губернии. В то же время в станицы для усиления форпостов был поставлен пехотный полк.
В 1793 году по желанию Императора Павла І была сформирована Уральская гвардейская сотня для службы в Петербурге, а все уральские полковые чины сравнены с регулярными армейскими.
В 1801 году по переписи, составленной местным начальством, в Уральском Войске всего числилось:
Казаков 19 533
Казачек 8 926
Всего 28 459
Казаки распределялись следующим образом:
Служилых старшин и казаков 5 688
Мальчиков и малолеток 11 555
Отставных 1 493
Итого 28 459
В 1802 году на службе состояло:
В крепостях по линии 1 943
Гарнизон Уральска 360
Гарнизон Гурьева 99
В Лейб-гвардейской Уральской сотне 92
Всего: 2 494
В этом же году Высочайше было повелено преобразовать управление Уральского Войска по образцу Донского, что в значительной степени способствовало уменьшению злоупотреблений старшин. В административном отношении Уральское Войско было подчинено ведению Оренбургской инспекции.
Войсковая канцелярия состояла из двух экспедиций: воинской и гражданской, а полицейские обязанности в городе Уральске исполнял подчиненный Войсковому Атаману полицеймейстер.
В 1803 году служба Уральцев была сравнена с Донцами, причем им повелено выставлять на полевую службу 10 постоянных полков, а по представлению Совета министров, не согласившегося с особым мнением Оренбургского губернатора генерала Медера, была Высочайше отменена „наемка”.
В Войске вспыхнул мятеж и противодействие нововведениям, что повлекло за собой битье кнутом и ссылку в Сибирь многих бунтовщиков.
В 1806 году нововведения были Высочайше отменены и „наемка” снова разрешена.

Уральский казак
В 1817 году Уральские казаки получили особую форму обмундирования, отличительную от других войск.
С.Азъhttp://passion-don.o.../tribes_14.html