Извините, что выкладываю ссылкой на ЖЖ.Могу отдельным файлом выложить все фотографии которые не вошли в отчёт
http://tanasquel.liv...com/130052.html
Цитата
Ранее писал о поездках по Приазовским хуторам,посещая места жительства своих предков по отцу.Пока нитка громадного генеалогического клубка упёрлась в архивы и Фонды Украиныи Ростова-на-Дону.
И вот судьба дала шанс прикоснуться к истории материнской линии.
По работе направили в Пензу, ну и я выкроил денёк смотался в село Серман Николького р-на где жили мои предки до 1930 года.
Пензенскую область можно по праву назвать краем разрушеных церквей.

село Мокрая Поляна.как подсказали старушки в магазине церковь 1902 года.Полностью деревянна


село Базарная Кемьша,говорят эту церковь долго не могли разрушить,весь секрет в смеси для раствора,куда добавляли куринные яйца.А на 9 мая местным хватило сил вынести часть мусора,под чутким руководством местного батюшки.
Вообще роль священников в этих сёлах,и их авторитет очень велик, как я убедился позднее.

вот реконструирумая церковь в Плёсском уезде.

А вот заброшенная в селе Засечное, когда фотографировал её было очень не по себе. Какое то не чистое место.


если обернутся на 90 градусов, то через перелесок и дорогу в соседнем селе можно увидеть аткую же разруху:

Храм в городе Никольск

Прекрасная отнюдь не северная архитектура:


И земля прекрасных просторов:

и вымерших деревней с полуспившимся населением
http://data11.galler...23-m750x740.jpg
вообщем привела меня дорога в село Серман.
на въезде стоит встречает такой домик:
http://data11.galler...36-m750x740.jpg
Из истории села:Русско-мордовское-мокша село Ахматовского сельсовета, в 23 км к юго-востоку от Никольска. На 1.1.2004 – 219 хозяйств, 491 житель. Основано около 1686 года на речке Серман. В 1709 году было 62 двора ясачной мордвы из Воронежской (в которую входила часть пензенской территории) и Нижегородской губерний (Холмогоровы, 1901, с. 21), затем здесь рядом с мордвой поселились помещичьи крестьяне. Село сложилось из трех частей. В 1864 году упоминается помещичье село Серман (621 житель) и две мордовских деревни – Серман Верхней Половины (1130 жителей) и Серман Нижней Половины (561 житель). В 1926 году русский Серман насчитывал 1112, мордовский (обе половины) – 2037 жителей. Гидроним Серман (правый приток Кеньши) – от чувашского языческого мужского имени, или от слов сюйир ман (татарское) – «острый угол местности». Не исключен также татарский термин сер («тайна, секрет») + ман (тюркский топоформант) - «секретное (скрытое) место» (ср. пограничный термин секрет)
Сами местные эрзянки(!) указали, что название села происходит от эрзянского слова "Сёрман" что значит "пёстрый", понимая под этим пёструю этническую жизнь села.
По их словам, раньше запрещено было выдовать замуж\женить жителей русского конца на эрзянском или мокшанском.Более того само село не очень большое,а по рассказам Надежды Николаевны(моего гида) их предки выходили с своего конца,слышали за зарослями пение петухов и говорили друг другу "неужели и тут рядом люди живут".Такие вот дела.Кстати интересен так же обычай когда после свадьбы невестка обязана вешать зановески в доме свекрови куда её привёл муж.
Село и до сих пор делится на концы,улицы.И когда я спрашиваю где жили мои предки,мне отвечают:"А ты ишо не знат?Вон он знат,(спрашивают старушку),они жили на русской стороне".
Очень интересный говор,со всеми этими знат,гнат,ишо,куды,и так далее.Приятно слушать.
По менталитету люди очень спокойные,доброжелательные и вообще не агрессивные(не то что у нас на югах).Очень отзывчивые как показала вся история в дальнейшем.
Когда я обратился к прохожему с просьбой помощи в хитросплетениях генеалогии,то выбежало пол улицы посмотреть на парня что приехал из далека и ищет свои корни.
Меня окружили старушки(молодёжи человек 20 всего на село),и стали спрапшивать,а я их.
В итоге повели меня к однофамилеце в девичестве,мы с ней сфотографировались,похожа на прабабушкину сестру(см.фото ниже,может это её мать??)

А после повели показать местную достопримечательность, это часовенька,где проходят моления и богослужения под протекторатом отца Ивана,так же выходца этого села.Разница у нас с ним всего в год.И вот я попал на празднование селянами праздника Возненсения

сама часовня

купель

источник ,из которого мне позволили набрать воды,только после его освящения.Изумительная и очень вкусная вода.

Далее фото сельского праздника:






вот так и 200 лет назад тут происходили богуслужения и праздники.Ничего не изменилось.
Пообщавшись с отцом Иванов(он так же занимается поиском предков и делает запросы в архив касаемо церковной истории района)он дал мне контакт в Никольском ЗАГС,и хотя они в этот день не работали, Михайлова Татьяна Петровна меня приняла сразу,подсказала куда обратится в архиве Никольска, а Надежда из архива подсказала к кому обратится в Пензенском архиве, и указала номер дела по которому был раскулачен мой прапрадед.
При чём, как я с удивлением узнал, дела о раскулачивание заводились лишь тогда, когда раскулачеваемый был против и не согласен.В остальных случаях дела не заводились.Т.е. тупо отжим и беспредел.
Побывав в Никольске,я отправился в Пензенский архив, ожидая долгую волокиту,кучу справок,написание заявление и ожидание в полтора месяца ответа.
Оказалось всё проще.Мне принесли дело,и я получил копию.Так же снял фотокопию.За что спасибо руководителю архива г.Пензы Евневич Татьяне Алексеевне.С её помощью хочу проследить историю рода до 1700 года, а далее понять откуда их поселили в Сермане.Из дела узнал, что коммуняки ограбили деда Петю,за то что он посмел в сезон нанимать людей от 10 до 30 человек(я предпологаю,что имел так же наглость платить им деньги),торговал зерном и кожей,чем подрывал устои советской власти.
Мой прапрадед Пётр Васильевич вот на этой фотографии с лева.С женой и дочерьми(моя прабабушка крайняя с лево)

Кстати женщины Сермана всегда ходили в чёрных платках и юбках по щиколтки,а на праздник одевали такие же,только расшитые одной строчкой цветочками.
Прадеда раскулачили в 1930году, нашёлся колдырь который свидетельствовал , а вот выписка ,где ему отказано в пересмотре дела

Спрашиваю местных,ну как вас раскулачивали?
Кто?
Откуда эти зверства,пожгли кресты на кладбище,порубили их топорами.Своих же земляков гноили и сдавали следакам.Раскулачивали даже те у кого просто были зановески на окнах!!Говорят всё местные это творили,никаких латышских стрелков.Опухшие от водки и безнаказаности быдло.
Прабабушка это воспринимала как личную месть местных алкашей и их зависть.Так и не догадываясь о масштабах этого и целях по уничтожению собственников.И наверное так этого и не поняла,выйдя замуж за идейного коммуниста и народив ему 9х детей проживя с ним в счастливом браке 65 лет.
Большое спасибо:
Моим гидам в Сермане Надежде Николаевне и Новичковой Галине Викторовне
Татьяне Петровне из ЗАГС г.Никольск и Надежде из архива
отцу Ивану приходскому священику Никольского р-на
руководителю ГАПО Евневич Татьяне Алексеевне
Без них я бы ничего и не узнал.
Низкий поклон Вам.
Так окончились мои приключения.Желаю и вам всем открытий чудных.Память это единственное что мы оставляем после себя.Собирайте эти крупицы,что бы обессмертить своих предков.
И вот судьба дала шанс прикоснуться к истории материнской линии.
По работе направили в Пензу, ну и я выкроил денёк смотался в село Серман Николького р-на где жили мои предки до 1930 года.
Пензенскую область можно по праву назвать краем разрушеных церквей.

село Мокрая Поляна.как подсказали старушки в магазине церковь 1902 года.Полностью деревянна


село Базарная Кемьша,говорят эту церковь долго не могли разрушить,весь секрет в смеси для раствора,куда добавляли куринные яйца.А на 9 мая местным хватило сил вынести часть мусора,под чутким руководством местного батюшки.
Вообще роль священников в этих сёлах,и их авторитет очень велик, как я убедился позднее.

вот реконструирумая церковь в Плёсском уезде.

А вот заброшенная в селе Засечное, когда фотографировал её было очень не по себе. Какое то не чистое место.


если обернутся на 90 градусов, то через перелесок и дорогу в соседнем селе можно увидеть аткую же разруху:

Храм в городе Никольск

Прекрасная отнюдь не северная архитектура:


И земля прекрасных просторов:

и вымерших деревней с полуспившимся населением
http://data11.galler...23-m750x740.jpg
вообщем привела меня дорога в село Серман.
на въезде стоит встречает такой домик:
http://data11.galler...36-m750x740.jpg
Из истории села:Русско-мордовское-мокша село Ахматовского сельсовета, в 23 км к юго-востоку от Никольска. На 1.1.2004 – 219 хозяйств, 491 житель. Основано около 1686 года на речке Серман. В 1709 году было 62 двора ясачной мордвы из Воронежской (в которую входила часть пензенской территории) и Нижегородской губерний (Холмогоровы, 1901, с. 21), затем здесь рядом с мордвой поселились помещичьи крестьяне. Село сложилось из трех частей. В 1864 году упоминается помещичье село Серман (621 житель) и две мордовских деревни – Серман Верхней Половины (1130 жителей) и Серман Нижней Половины (561 житель). В 1926 году русский Серман насчитывал 1112, мордовский (обе половины) – 2037 жителей. Гидроним Серман (правый приток Кеньши) – от чувашского языческого мужского имени, или от слов сюйир ман (татарское) – «острый угол местности». Не исключен также татарский термин сер («тайна, секрет») + ман (тюркский топоформант) - «секретное (скрытое) место» (ср. пограничный термин секрет)
Сами местные эрзянки(!) указали, что название села происходит от эрзянского слова "Сёрман" что значит "пёстрый", понимая под этим пёструю этническую жизнь села.
По их словам, раньше запрещено было выдовать замуж\женить жителей русского конца на эрзянском или мокшанском.Более того само село не очень большое,а по рассказам Надежды Николаевны(моего гида) их предки выходили с своего конца,слышали за зарослями пение петухов и говорили друг другу "неужели и тут рядом люди живут".Такие вот дела.Кстати интересен так же обычай когда после свадьбы невестка обязана вешать зановески в доме свекрови куда её привёл муж.
Село и до сих пор делится на концы,улицы.И когда я спрашиваю где жили мои предки,мне отвечают:"А ты ишо не знат?Вон он знат,(спрашивают старушку),они жили на русской стороне".
Очень интересный говор,со всеми этими знат,гнат,ишо,куды,и так далее.Приятно слушать.
По менталитету люди очень спокойные,доброжелательные и вообще не агрессивные(не то что у нас на югах).Очень отзывчивые как показала вся история в дальнейшем.
Когда я обратился к прохожему с просьбой помощи в хитросплетениях генеалогии,то выбежало пол улицы посмотреть на парня что приехал из далека и ищет свои корни.
Меня окружили старушки(молодёжи человек 20 всего на село),и стали спрапшивать,а я их.
В итоге повели меня к однофамилеце в девичестве,мы с ней сфотографировались,похожа на прабабушкину сестру(см.фото ниже,может это её мать??)


А после повели показать местную достопримечательность, это часовенька,где проходят моления и богослужения под протекторатом отца Ивана,так же выходца этого села.Разница у нас с ним всего в год.И вот я попал на празднование селянами праздника Возненсения

сама часовня

купель

источник ,из которого мне позволили набрать воды,только после его освящения.Изумительная и очень вкусная вода.

Далее фото сельского праздника:






вот так и 200 лет назад тут происходили богуслужения и праздники.Ничего не изменилось.
Пообщавшись с отцом Иванов(он так же занимается поиском предков и делает запросы в архив касаемо церковной истории района)он дал мне контакт в Никольском ЗАГС,и хотя они в этот день не работали, Михайлова Татьяна Петровна меня приняла сразу,подсказала куда обратится в архиве Никольска, а Надежда из архива подсказала к кому обратится в Пензенском архиве, и указала номер дела по которому был раскулачен мой прапрадед.
При чём, как я с удивлением узнал, дела о раскулачивание заводились лишь тогда, когда раскулачеваемый был против и не согласен.В остальных случаях дела не заводились.Т.е. тупо отжим и беспредел.
Побывав в Никольске,я отправился в Пензенский архив, ожидая долгую волокиту,кучу справок,написание заявление и ожидание в полтора месяца ответа.
Оказалось всё проще.Мне принесли дело,и я получил копию.Так же снял фотокопию.За что спасибо руководителю архива г.Пензы Евневич Татьяне Алексеевне.С её помощью хочу проследить историю рода до 1700 года, а далее понять откуда их поселили в Сермане.Из дела узнал, что коммуняки ограбили деда Петю,за то что он посмел в сезон нанимать людей от 10 до 30 человек(я предпологаю,что имел так же наглость платить им деньги),торговал зерном и кожей,чем подрывал устои советской власти.
Мой прапрадед Пётр Васильевич вот на этой фотографии с лева.С женой и дочерьми(моя прабабушка крайняя с лево)

Кстати женщины Сермана всегда ходили в чёрных платках и юбках по щиколтки,а на праздник одевали такие же,только расшитые одной строчкой цветочками.
Прадеда раскулачили в 1930году, нашёлся колдырь который свидетельствовал , а вот выписка ,где ему отказано в пересмотре дела

Спрашиваю местных,ну как вас раскулачивали?
Кто?
Откуда эти зверства,пожгли кресты на кладбище,порубили их топорами.Своих же земляков гноили и сдавали следакам.Раскулачивали даже те у кого просто были зановески на окнах!!Говорят всё местные это творили,никаких латышских стрелков.Опухшие от водки и безнаказаности быдло.
Прабабушка это воспринимала как личную месть местных алкашей и их зависть.Так и не догадываясь о масштабах этого и целях по уничтожению собственников.И наверное так этого и не поняла,выйдя замуж за идейного коммуниста и народив ему 9х детей проживя с ним в счастливом браке 65 лет.
Большое спасибо:
Моим гидам в Сермане Надежде Николаевне и Новичковой Галине Викторовне
Татьяне Петровне из ЗАГС г.Никольск и Надежде из архива
отцу Ивану приходскому священику Никольского р-на
руководителю ГАПО Евневич Татьяне Алексеевне
Без них я бы ничего и не узнал.
Низкий поклон Вам.
Так окончились мои приключения.Желаю и вам всем открытий чудных.Память это единственное что мы оставляем после себя.Собирайте эти крупицы,что бы обессмертить своих предков.