
Самая первая "экранизация", повергающая зрителей в дрожь, состоялась задолго до появления фотоаппарата. В Париже в 1798 году во время Французской революции некто Этьен Робер устраивал жуткие представления в разрушенной монастырской часовне. Называлось сие действо "Фантасмагория" и представляло собой следующее: на экранах, расположенных по периметру часовни, то возникали, то растворялись, непостижимым образом меняли свои размеры разного рода призраки, скелеты и чудовищные лица. Достигалось это просто - позади экранов находились люди, которые задымляли помещение и перемещали специальные фонари на тележках, что делало теневой театр подвижным. Кроме того, Этьен Робер придумал специальные ставни, благодаря которым все чудовища могли исчезать как бы в ослепительной вспышке молнии. "Фантасмагория" Робера стала новым этапом театрального жанра "гран-гиньоль" (особый вид мелодрамы, в которой театральные убийства и превращения происходили прямо на сцене).
В конце XVIII века появился и стал популярным литературный жанр "готического романа". Действие этих книг разворачивалось в древних замках и мрачных монастырях. "Готический роман" стал отправной точкой для многих главных персонажей фильмов ужасов - Франкенштейн, доктор Джекилл, Призрак оперы, Дракула и др.
Изобретение чудо-аппарата братьев Люмьер сделало громадный толчок в сторону воплощения страшных фантазий. В 1896 году мир вздрогнул от "Замка дьявола" Жоржа Мельеса. Героями фильма стали демоны и скелеты. С этого времени жанр фильмов ужасов стал весьма популярным и успешно конкурировал с комедией. В обоих случаях требовались специальные актеры. Первой звездой жанра ужасов можно назвать голливудского актера Лона Чейни. Ему принадлежит целая галерея образов упырей и вурдалаков. Лона Чейни окрестили "человеком с тысячью лиц". Благодаря ему появились первые яркие экранные характеры Призрака оперы и горбуна собора Парижской богоматери. Сын Чейни пошел в отца и снялся также во многих фильмах ужасов. Можно сказать, что они - первая семейная династия этого жанра.
В 1913 г. на экранах дебютировал Доппельгангер - злой двойник, образ, ставший одним из основных героев фильма "Пражский студент". В главной роли снялся немецкий режиссер Пауль Вегенер. Сюжет оригинален: студент по имени Болдуин продает свое отражение зловещему доктору Скопенелли в обмен на обещанное богатство и выгодную женитьбу. Однако отражение начинает жить собственной жизнью, далекой от морали и нравственности, и бедному студенту приходится его пристрелить. Правда, при этом Болдуин погибает сам.
Тому же Вегенеру принадлежат и первые экранные версии (1915 и 1920 гг.) похождений глиняного великана Голема, героя одной из европейских легенд.
В 20е годы XX века фильмы ужасов заметно усложнились и даже появились новые направления. Так, в 1919 году в Германии Роберт Вине снял первый фильм в стиле horror, то есть фильм, где атмосфера ужаса нагнетается постепенно и держит зрителя в напряжении до конца картины. В фильме под названием "Кабинет доктора Калигари" подобная атмосфера создавалась с помощью игры светотени, необычных Носферату. В главной роли - Макс Шрекракурсов съемки и совершенно сумасшедших декораций. Сюжет фильма стал классическим: директор психбольницы заставляет своего пациента совершать убийства под гипнозом. Картину назвали триумфом, а критики сравнивали ее с живописью в движении.
В 1922 году в свет выходят сразу два новых фильма жанра ужасов: шведский прорыв "Колдовство через века" и, в значительной мере затмивший его, "Вампир Носферату" Мурнау. Этот фильм впервые вывел на экран образ вампира, которого сыграл Макс Шрек. Фильм был переснят в 1979 году с Клаусом Кински в главной роли.
Продолжение здесь: http://alisarat.narod.ru/history.htm
Еще ссылки: http://thundernight....a_history5.html