Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Милоградская культура


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
19 ответов в этой теме

#1
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Культура получила свое название по д. Милоград в Гомельской области. Ее ареал охватывал обширную территорию от среднего течения р. Березины на севере до р. Роси на юге. На западе территория милоградской культуры (МК) достигала верховьев Западного Буга и Польши, на востоке бассейна Сожа. Хронологические рамки культуры оцениваются неоднозначно, но скорей всего она существовала в пределах VII - начала II вв. до н.э. На территории Украины милоградские памятники исчезают к концу III в. до н.э. Поселения милоградской культуры представлены двумя типами: городищами и селищами. Укрепленные поселения в большей степени характерны для Поднепровья и Восточного Полесья. Селища в этом регионе тяготеют к городищам и часто примыкают к ним. В Полесье и на Волыни много неукрепленных поселений, не связанных с городищами. В Поднепровье большая часть городищ устаивалась на мысах. При этом напольная незащищенная стороны, как правило, укреплялась одной или двумя линиями земляных валов и рвов. Высота валов обычно небольшая 1,5-2,5 м. Помимо мысовых городищ в ареале МК получил распространение специфический тип укрепленных поселений, часто называемый в литературе “болотные городища”. В наибольшей степени они характерны для Полесья, где нет холмов-остандов и высокого, изрезанного оврагами речного побережья. В этих условиях городища устаивались на едва заметных песчаных всхолмлениях, часто среди или около болот, что затрудняло к ним подходы. Помимо этого эти городища обязательно укреплялись по периметру одной или двумя-тремя линиями земляных валов и рвов.

Древнейшим типом жилья у носителей МК была землянка. Остатки такой постройки выявлены на Моховском городище в Поднепровье. Она имела округлую форму, глубина котлована достигала 1,5 м. Большая часть изученных жилищ относится к числу полуземляночных или слегка углубленных в землю. Они имели прямоугольную форму площадью 12-16 кв.м. и были рассчитаны на одну семью. Характернейшей особенностью милоградских построек этого типа является выступ в одном из углов котлована. Судя по столбовым ямам, жилища имели столбовую конструкцию стен. В Поднепровье наряду с полуземлянками, по-видимому существовали и наземные дома столбовой конструкции. Жилища отапливались открытым очагом, устроенным в центре постройки или ближе к одному из углов.

Погребальные памятники МК характеризуются курганами и грунтовыми могильниками. Курганы, судя по инвентарю, относятся к раннему этапу культуры, VII - VI вв. до н.э., и были характерны не для всего ареала. Они, в частности, известны в Погорынье, а в последние годы открыты и в Черниговской области. На территории Белоруссии курганы были изучены еще в 50-е годы Ю.В. Кухаренко недалеко от д. Дубой Столинского р-на. Это невысокие полусферические полыни, содержащие трупоположения в ямах или на горизонте. Погребальный инвентарь в курганах представлен горшками, наконечниками копий, золотой серьгой скифского типа, ножа и некоторыми др. находками. (Рис,).

Наиболее распространенным типом погребений являлись грунтовые, для которых характерно трупосожжение на стороне очищенных от костра кальцинированные кости ссыпались на дно могильных ям. Находки в гунтовых могильниках редки. Чаще всего встречаются обломки от одного-двух горшков. Реже присутствуют украшения, предметы быта, кусочки охры, кремни, зубы животных. Грунтовые могильники обычно вплотную примыкают к городищам (Чаплин, Милоград), либо, занимая пространство между внешней и внутренней линией валов (Горшков), либо даже на жилой площадке (Мохов, Любны). Всего в ареале культуры изучено свыше 150 грунтовых захоронений, в основном, в Гомельском Поднепровье. На среднем Днепре и на Волыни также встречаются грунтовые захоронения с трупоположением.

Керамика МК настолько своеобразна, что резко выделяется среди посуды др. культур железного века. Своеобразие это прежде всего проявляется в ее круглодонности. А эта черта, как нам уже известно, исчезает практически во всех культурах еще в эпоху бронзы. В милоградской культуре выделяются два типа посуды: горшки, имеющие высокий, прямой согнутый наружу венчик и яйцевидное тулово; полусферические сосуды с не выделенным венчиком. Есть в МК и плоскодонная керамика, но она преобладает в южных районах, в частности, в среднем Поднепровье и на Волыни. Часть горшков орнаментирована “жемчужинами”, палочными вдавливаниями с внутренней стороны, отчего на наружной стороне образовался бугорок, ямками, ногтевыми и пальцевыми вдавливаниями. Орнамент наносился, как правило, в один ряд на венчике или шейке сосуда. (Рис.).

Разнообразные орудия труда. Отличительной чертой МК от более северных культур является то, что железные орудия труда здесь встречаются уже на раннем этапе. Многие из них связаны с земледелием. Это проушные топоры, мотыжки с боковыми отростками, серпы с крючками на пятке. Все эти изделия имеют прямые аналоги в скифских древностях, что свидетельствует о сильном влиянии скифской черной металлообработки на своих северных соседей. Другие железные орудия труда представлены ножами с горбатой спинкой, шильями, иглами, пробойниками и др. (Рис.).

Оружие представлено в основном стрелами. Для МК характерны собственные железные плоские наконечники ромбической, треугольной, листовидной и др. форм. В то же время широко представлены бронзовые скифские наконечники стрел. По форме они обычно трехгранные, втульчатые. На юге имеются также находки аминака и длинного скифского меча. Наконечники копий обнаружены только в курганах Погорынья. На поселениях их нет, за исключением, дротика, найденного в Горошкове. (Рис.). Разнообразны милоградские украшения и предметы, связанные с одеждой, прежде всего булавки. Среди булавок к наиболее ранним относятся гвоздовидные, имеющие скифское происхождение. Однако, наибольшей популярностью пользовались так называемые посоховидные булавки, у которых пелевидная головка завершалась завитком, напоминая собой навершие посоха. (Рис.). Со скифским импортом тесно связаны и некоторые другие типы украшений, в частности, серьги с гибовидным навершием, выявленные во всех областях ареала. Широкое хождение имели всевозможные подвески, которые носили на груди в составе ожерелий. (Рис.). Наряду с ними часто встречаются разнообразные пастовые и стеклянные бусины, поступавшие в ареал МК через скифов из античных городов Северного Причерноморья. Украшения рук представлены железными, бронзовыми и серебряными браслетами.

Среди них особо выделяется группа латенских браслетов из Горошкового клада. (Рис.). Впервые такие украшения появились в кельтской среде, откуда широко распространились в Европе. К милоградцам они, вероятно, опять-таки попали через скифов в IV-III вв. до н.э. Фибулы-застежки для верхней одежды, по-видимому, для носителей МК не были характерны. Известна лишь одна фибула раннелатенской схемы, найденная на территории Гомельского Поднепровья.

Помимо глиняной посуды на памятниках милоградской культуры очень широко встречаются глиняные грузики различных форм: крестовидные, шаровидные, катушкообразные. Особую группу составляют грузики, имитирующие форму милоградских сосудов. Многие из них орнаментированы ямочными вдавливаниями и нарезными линиями. В системе орнаментации тесно прослеживается связь с солярной символикой. На многих городищах обнаружены глиняные изделия животных. Чаще всего встречаются фигурки коня, реже - крупного рогатого скота, свиньи. бобра. (Рис.). Подобные изделия широко встречаются на более южных, прежде всего скифских памятниках, где они являлись непременным атрибутом культовых объектов.

Хозяйственная деятельность носителей милоградской культуры была прежде всего связана с земледелием и животноводством. Расположение этой культуры в различных физико-географических условиях, вероятно, предполагало наличие у ее носителей различных систем земледелия. Если в лесостепной зоне могло превалировать примитивное пашенное земледелие, то в более северных районах, в частности, на большей территории Полесья и Гомельско-Могилевского Поднепровья, предпочтительней была подсечка. О большей роли земледелия свидетельствует многочисленный инвентарь, как-то серпы, мотыжки, зернотерки и др. Судя по отпечаткам зерен на стенках горшков, выращивали пшеницу, просо, ячмень, бобовые культуры.

Наряду с земледелием важная роль отводилась и животноводству. Как показывают исследования остеологического материала, кости домашних животных на всех, без исключения, изученных поселениях, доминируют.

Так, на некоторых восточно-полесских городищах их доля составляет почти 95% (Лошенков). В составе стада преобладал крупный рогатый скот, далее шли лошади, свинья, мелкий рогатый скот. Среди домашних животных известны были также собака и курица. Приведенные данные показывают явную мясо-молочную направленность милоградского стада. Дополнительным источником пищи служила охота, в ходе которой добывали лося, зубра, кабана, благородного оленя, бобра, зайца, журавля, тетерева, кряквы, дрофы, др. животных и птиц. Несоменно, существенную роль играла и рыбная ловля, о которой свидетельствуют рыболовные крючки, грузила, рыбная чешуя.

В милоградской культуре, одной из первых на территории Белоруссии, уже с раннего этапа широкое распространение получила черная металлургия и металлообработка, что объясняется тесными контактами со скифскими лесостепными племенами. Примитивная печь-домница в виде круглой ямы, стены которой были покрыты сильно обожженной глиной, выявлена на Горошковском городище. На многих других поселениях отмечены скопления шлака, иногда встречаются и крицы. Металлографические исследования милоградских изделий из железа показали, что большинство из них изготовлено путем обычной ковки. Однако, были известны и более сложные технологические схемы изготовления, такие как, пакетирование, цементация, сварка железа со сталью и др. (Гурин).

Наряду с черной металлургией широкое распространение имело и бронзолитейное производство. Новейшие исследования позволяют судить о наличии в милоградской среде определенных специализированных центров, которые обеспечивали своей продукцией соседние районы. Так, городище Уваровичи Чечерского р-на найдено большое количество литейных форм, служивших для отливки по восковой модели бронзовых браслетов. Каменные и глиняные формы для изготовления различных украшений известны и на других памятниках культуры. О начавшемся процессе выделения отдельных общинных ремесел может свидетельствовать и захоронение бронзолитейщика на Моховском 1 городище, обнаруженное в пределах жилой площадки.

Милоградские племена, по-видимому, находились на высшей ступени первобытнообщинного строя. Не исключено, что под влиянием ряда внутренних и внешних факторов носителей культуры начинает проявляться имущественное неравенство и формироваться родоплеменная знать. Однако, родовая община еще занимала твердые позиции.

Археологические источники свидетельствуют о существовании у носителей милоградской культуры различных культов. Центральное место, по-видимому, занимал культ солнца, который, как уже отмечалось, хорошо прослеживается в орнаментации пряслиц. Достаточно уверенно можно говорить и о земледельческом культе. Так, на городище Подгорье в Положье С.Е. Рассадиным был открыт жертвенник, в состав которого входили миниатюрные сосудики, глиняные символы жертвенных животных и печеного хлеба. Обычно с земледельческим культом связывают и фигурки домашних животных: лошади, коровы. Вместе с тем не исключено сохранение элементов тотемизма, о чем можно судить по находкам глиняных фигурок диких животных, в частности, бобра.

Вопрос о формировании МК не может считаться окончательно решенным из-за слабой изученности на территории Белоруссии памятников поздней бронзы. В настоящее время наиболее вероятной представляется связь между милоградской и лебедовской культурами. Об этом может свидетельствовать близость ареалов, жилищ и керамики.

В археологической литературе носители милоградской культуры традиционно отождествляются с неврами Геродота, однако это предположение не может быть признано убедительным. Также неоднозначно трактуется и этническая принадлежность носителей милоградской культуры.Одни исследователи (Даниленко, Поболь) полагают ее славянской. Другие (Седов, Митрофанов, Загорульский), основываясь на преобладании балтской гидронимии высказывают предположение о балтском характере милоградских племен. Просуществовав несколько столетий милоградская культура в конце III - начало II вв. до н.э. скорей всего была ассимилирована носителями зарубинецкой культуры, распространившимися на той же самой территории.
http://any-book.org/...load/12741.html
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#2
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Может, милоградцы были последними неразделенными балтославянами? Ну а распространение зарубинецкой культуры-уже окончательное вхождение в число славян.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#3
Romanix

Romanix

    Пока не спец

  • Пользователи
  • PipPip
  • 728 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сумы,Украина
  • Национальность:Славянский микс(русский+поляк+словак)
  • Фенотип: балтид+небольшое альпиноидное и нордическое влияние
  • Y-ДНК:R1a1-Z280
  • мтДНК:H2a5
  • Вероисповедание:Православие
Гипотиза о том что милорадская культура балтославянская не нова,я тоже склоняюсь к этому
О заслугах человека следует судить не по его великим достоинствам,а по тому как он их применяет...(Франсуа де Ларошфуко)

#4
Агнявіт

Агнявіт

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Гомель Беларусь
  • Национальность:Radzimič
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Вероисповедание:Мистик
У нас в Гомеле, как минимум одно точно городище милоградское есть. Урочище Шведская гара. Располложено кстати не среди болот, а на берегу реки Сож на достаточном возвышении. Может доберусь туда -как-нибудь с фотоаппаратом пока не поздно. Скоро там собираются микрорайон строить и памятника археологии не будет больше.

#5
Агнявіт

Агнявіт

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Гомель Беларусь
  • Национальность:Radzimič
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Вероисповедание:Мистик
Скорее всего поеду через недельку поеду в вышеупомянутый Мохов на раскоп smile.gif

#6
Vadim Verenich

Vadim Verenich

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 425 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:50%-полешук 50%-беларус
  • Фенотип: понтид
  • Y-ДНК:I2a1b1
  • мтДНК:J1c
  • Вероисповедание:буддизм
Цитата(Агнявіт @ 27.7.2011, 22:39) (смотреть оригинал)
Скорее всего поеду через недельку поеду в вышеупомянутый Мохов на раскоп smile.gif



Очень интересно.
Буду ждать отчет о проделенной работе.
Когда не думаешь, многое становится ясным (с) Виктор Пелевин - Generation P
Если вы стараетесь ни о чем не думать и постоянно заставляете свои мысли исчезать, значит, вы попали в путы учения. Это называется ограничен­ностью взглядов.Тот, кто пробудился в учении о не-мысли, созерцает миры всех будд. Тот, кто пробудился во внезапном учении о нё-мысли, достигает состояния будды. (с) Вон Кью-Кит

#7
Vadim Verenich

Vadim Verenich

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 425 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:50%-полешук 50%-беларус
  • Фенотип: понтид
  • Y-ДНК:I2a1b1
  • мтДНК:J1c
  • Вероисповедание:буддизм
Было бы интересно узнать, планируется ли извлечение из останков ДНК и ее последущий анализ?
Когда не думаешь, многое становится ясным (с) Виктор Пелевин - Generation P
Если вы стараетесь ни о чем не думать и постоянно заставляете свои мысли исчезать, значит, вы попали в путы учения. Это называется ограничен­ностью взглядов.Тот, кто пробудился в учении о не-мысли, созерцает миры всех будд. Тот, кто пробудился во внезапном учении о нё-мысли, достигает состояния будды. (с) Вон Кью-Кит

#8
Агнявіт

Агнявіт

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Гомель Беларусь
  • Национальность:Radzimič
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Вероисповедание:Мистик
Vadim Verenich
Про днк не в курсе. К сожалению в силу обстоятельств от меня независящих на раскоп так и не попал. А все из-за безответственности тех, кто обещал позвать и дорогу объяснить sad.gif

#9
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
Лошенков М. И. Городища милоградской культуры на территории Беларуси. — Мн.: МФЦП, 2011— 408 с.



Книга посвящена памятникам милоградской культуры эпохи раннего железа (VII-III вв. до н.э.) на территории Беларуси и сопредельных районов Украины. Рассматривается топография, оборонительные сооружения, домостроительство, хронология и периодизация милоградской культуры. Освещена также хозяйственно-ремесленная деятельность милоградских племен.

Ссылка для скачивания:

http://yadi.sk/d/goyjDPDuFEfRd
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#10
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм

My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а

#11
Yurate

Yurate

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 156 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: номостеник
  • Y-ДНК:I2a P37.2
  • Вероисповедание:пантеист
Область обитания будинов Геродота, как будто.

#12
Sergeich7485

Sergeich7485

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 177 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Чернигов
  • Национальность:ukrainian
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:none
Цитата(Yurate @ 31.12.2013, 20:46) (смотреть оригинал)
Область обитания будинов Геродота, как будто.

Мельниковская пыталась туда невров "поселить". А вообще, сложно точно связать с Геродотом.

#13
Yurate

Yurate

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 156 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: номостеник
  • Y-ДНК:I2a P37.2
  • Вероисповедание:пантеист
Цитата(Sergeich7485 @ 1.1.2014, 10:47) (смотреть оригинал)
Мельниковская пыталась туда невров "поселить". А вообще, сложно точно связать с Геродотом.


Невры, по Геродоту, переселились к будинам за поколение до Дария, т.е. в 6 веке до н.э. Одно другому, то есть, не мешает.
А будины, многочисленное племя, жили к северу от днепровских скифов и донских савроматов, у них было большое озеро, где они ловили бобра и выдру. Пойма Припяти как раз в те времена и была большим озером, воды больше было, а промысел бобра и выдры там до сих пор идёт.

#14
Sergeich7485

Sergeich7485

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 177 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Чернигов
  • Национальность:ukrainian
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:none
Цитата(Yurate @ 1.1.2014, 8:53) (смотреть оригинал)
Невры, по Геродоту, переселились к будинам за поколение до Дария, т.е. в 6 веке до н.э. Одно другому, то есть, не мешает.
А будины, многочисленное племя, жили к северу от днепровских скифов и донских савроматов, у них было большое озеро, где они ловили бобра и выдру. Пойма Припяти как раз в те времена и была большим озером, воды больше было, а промысел бобра и выдры там до сих пор идёт.

Ну, туда еще и гелоны подошли... А по поводу воды - сложно сказать. Это время попадает на начало первого субатлантического периода, когда было несколько холоднее и суше, чем сейчас.

#15
Sergeich7485

Sergeich7485

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 177 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Чернигов
  • Национальность:ukrainian
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:none
По поводу могильников Милоградской культуры на Черниговщине. Есть известные материалы могильника близ с. Деснянка, исследованного Шекуном, два погребения исследованы Терпиловским у с. Роище и одно - Веремейчик возле Любеча.

Не так давно услышал рассказ про то, что был когда-то большой курган к северу от с. Смяч Щорского района Черниговской области в пойме р. Смяч. Его уничтожили песчаным карьером при строительстве дороги. Мне удалось найти людей, которые дали некоторые описания. Курган был достаточно крупных размеров, значительно выше человеческого роста и был издалека в пойме реки, т.е., его высота была близка 3 м. Когда велись строительные работы, то из-под ковша экскаватора выпадали человеческие кости и был целый горшок. Его забрали местные жители и в одной семье он долго служил в качестве солянки (к сожалению не сохранился). Форма тюльпановидная, высота около 10-14 см, поверхность заглаженная, черного цвета, в средней части местами буроватая (неравномерный обжиг), орнаментирован вдавлениями изнутри по с трудом выделяемой шейке, образуя снаружи "жемчужный" орнамент. Когда я показывал фотографии и чертежи всевозможных сосудов различных эпох и мама, и дочка остановили свой выбор на горшке № 28 рис. 20 из погребения лебедовской культуры поздней бронзы (предшественника милоградской культуры) из Березанская С.С. Северная Украина в эпоху бронзы. - Киев, 1982 и № 7 рис. 2 из погребения милоградской культуры у с. Деснянка из Шекун А.В. Могильник милоградской культуры у с. Деснянка близ Чернигова // Археологічні старожитності Подесення. - Чернігів, 1995, С. 152-158. С одной стороны там не было насечек по краю венчика как в милоградском, с другой - сосуд был менее профилирован, чем лебедовский. К сожалению, из-за полного отсутствия материала атрибутировать курган точнее, чем лебедовская - милоградская культуры невозможно.

В 2000 году я участвовал в археологических исследованиях на черниговском Подоле, материалы которых кратко были нами опубликованы. Как-то подошел один из жителей соседней улицы и стал рассказывать про человеческие кости, которые когда-то выкопали возле его двора. Сначала я пускал его рассказ мимо ушей, зная, что там улицы мостили землей с мест массовых расстрелов времен войны и конца 30-х годов ХХ века. По рассказу моего отца, который вырос в том же районе, там часто попадались после подсыпки улиц человеческие кости, бороды и девичьи сплетенные косы. Но дальше его рассказ меня несколько заинтересовал. Костяк находился очень близко к поверхности, практически непосредственно под старой отмосткой булыжником в анатомическом порядке. При этом он не просто лежал в земле, а находился в выдолбленном стволе дерева! Извлекли его при копании траншеи либо под водопровод, либо под газ (не запамятовал, но разница там всего в 2-3 года - конец 60-х). Траншея проходила вдоль улицы по западному ее краю, а костяк располагался перпендикулярно дороге, головой к краю проезжей части. Учитывая такие подробности и особенности погребения, которые вряд ли можно просто так выдумать и так достоверно рассказать, а также ориентацию этой улицы (Антонова-Овсиенко, бывшая Пивденная), следует полагать, что погребение явно древнее. Учитывая ориентацию (восток - запад, головой на запад) и способ погребения (так называемые погребения в колоде, известные для милоградской культуры), можно предполагать возможность атрибуции его как милоградского. Хотя не следует сбрасывать со счетов, что погребения в колоде были характерны и для кочевников средневековья.

Сообщение изменено: Sergeich7485, 01 Январь 2014 - 12:00.


#16
Yurate

Yurate

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 156 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: номостеник
  • Y-ДНК:I2a P37.2
  • Вероисповедание:пантеист
Цитата(Sergeich7485 @ 1.1.2014, 13:23) (смотреть оригинал)
Ну, туда еще и гелоны подошли... А по поводу воды - сложно сказать. Это время попадает на начало первого субатлантического периода, когда было несколько холоднее и суше, чем сейчас.


Мнения разных авторов несколько различаются, но совпадают относительно большой влажности к концу 6 в. до н.э.:

Цитата
В период между 750-500 и 300-100 гг. до н. э. в Северо-Западной Европе наблюдался влажный климат.

Е.П.Борисенко, В.М.Пасецкий, "Тысячелетняя летопись необычных явлений природы", (М.,Мысль, 1988)

Цитата
В 850 г. до н. э. климат стал более влажным и прохладным, в период 700—500 гг. до н. э. — вновь сухим и теплым. Существенное и очень быстро наступившее изменение климата отмечалось около 500 г. до н. э. К концу периода галльштатской культуры (около 500 г. до н. э.) произошло внезапное повышение уровня озер. Уровень Боденского озера повысился более чем на 9 м. Леса суббореальной эпохи на обширных площадях погибли вследствие быстрого роста торфяников из-за сильного повышения увлажненности, а возможно, и понижения температуры. Это внезапное увеличение количества осадков, установление более прохладного климата ознаменовало собой наступление субатлантической эпохи.

С. И. Бараш, История неурожаев и погоды в Европе

А гелоны - это отколовшиеся эллины, жили чересполосно с будинами на южной границе ареала будинов. Вряд ли они впитали Милоградскую культуру как свою собственную.

Сообщение изменено: Yurate, 01 Январь 2014 - 15:14.


#17
Sergeich7485

Sergeich7485

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 177 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Чернигов
  • Национальность:ukrainian
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:none
Цитата(Yurate @ 1.1.2014, 17:10) (смотреть оригинал)
Мнения разных авторов несколько различаются, но совпадают относительно большой влажности к концу 6 в. до н.э.:
Е.П.Борисенко, В.М.Пасецкий, "Тысячелетняя летопись необычных явлений природы", (М.,Мысль, 1988)
С. И. Бараш, История неурожаев и погоды в Европе

Данные по центральной России и Украине могут существенно различаться в связи с разными занимаемыми территориями. Не говоря уже обо всей Европе. Я имел ввиду других авторов, которые исследовали именно интересующую нас территорию. Нет под рукой просто их работ. На вскидку ссылки на них можно найти во втором томе Археалогіі Беларусі (Минск, где-то самый конец 90-х) и где-то на первых страницах. Фамилия Еловичева крутится в голове и еще вроде бы на Б кто-то, но там их больше.
P.S. Хотя относительно VI в до н.э., скорее, соглашусь с Вами.
Цитата(Yurate @ 1.1.2014, 17:10) (смотреть оригинал)
А гелоны - это отколовшиеся эллины, жили чересполосно с будинами на южной границе ареала будинов. Вряд ли они впитали Милоградскую культуру как свою собственную.

Милоградские памятники, как и соседние юхновские не однородны по своей материальной культуре. Это возможно и есть отображением миграций, фиксируемых письменными источниками. Говорить о чересполосице тоже нет достаточных аргументов - один могильник мог иметь абсолютно разные типы обряда.

Сообщение изменено: Sergeich7485, 01 Январь 2014 - 16:03.


#18
Yurate

Yurate

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 156 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: номостеник
  • Y-ДНК:I2a P37.2
  • Вероисповедание:пантеист
В целом, мы об одном и том же: озеро в пойме Припяти при Геродоте было (сейчас оно только во время разлива существует).
Невры реально могли после превышения нормы осадков уйти с прежнего ареала обитания из-за змей, чьи норы залило, отчего они поползли выше, к жилью.

А про чересполосицу - это опять же из Геродота следует: гелоны жили среди будинов, из-за чего многие эллины называли гелонами и будинов, "что неверно", замечает Геродот smile.gif

#19
Sergeich7485

Sergeich7485

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 177 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Чернигов
  • Национальность:ukrainian
  • Фенотип: балтид
  • Вероисповедание:none
А большое озеро может быть Шацкими озерами, откуда Припять, собственно, и течет.

#20
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Рассадин С.Е. Милоградская культура: ареал, хронология, этнос - Минск: ГНУ "Институт истории НАН Беларуси", 2005. - 106 с.
 

ГЛАВА I. Палеоэтнографические признаки культуры опыт применения критериев милоградской атрибуцииГЛАВА II. Вопросы хронологии

  1. Абсолютная и относительная хронология мило градской культуры (по металлу скифских и латенеких образцов и античным бусам)
  2. О хронологических признаках милоградской карамики

ГЛАВА III. Ареал и локальные особенности

  1. Границы и эволюция милоградского ареала
  2. Локальные различия (по данным погребальной обрядности)
  3. Проблема мило градских миграций

ГЛАВА IV. Возможности и перспективы этнической атрибуции милоградской культуры
Заключение
Литература и источники
Перечень сокращений
Иллюстрации

http://www.jivebelar...ya-culture.html


  • "Спасибо" сказали: Skalagrim и Vlatko Vukovic


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей