ники М. связаны с земледельч. циклом и освящены языческой религией. Ага-пайрем, первонач. проводившийся перед пахотой, со временем слился с местным сабантуем. Перед сенокосом проходило многодневное моление (кусо кумалтыш) с забоем скота. Коллективное моление открывало праздник урожая (Угинде-пайрем), к-рый затем проводили по домам, приглашая родственников. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (Шыл кас). Зимой устраивали новогодний праздник (Шорык йол) с гаданиями, театр. представлениями, угощением, вечерними сборами молодежи. Выходцы из мар. диаспоры Башкортостана - филолог и краевед В.М.Васильев, комп. А.И.Искандаров, писатель Я.Я.Ялкайн, ученые А.Алексеев, Г.Иванов, И.Ишкильди
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Марийцы
Started By
Volgost
, апр. 29 2009 05:51
#1
Опубликовано 29 Апрель 2009 - 05:51

Цитата
МАРИЙЦЫ (самоназв. марий, мари), коренное нас. Респ. Марий Эл. Числ. М. в Рос. Федерации 643,7 тыс. чел., из них в Марий Эл 324,4 тыс. чел., в Башкортостане 105,7 тыс. человек (1989). М. в осн. проживают в Мишкинском, Калтасинском, Бирском, Шаранском, Дюртюлинском, Янаульском, Краснокамском, Балтачевском, Нуримановском р-нах. Насчитывается более 240 мар. деревень. 35,1 тыс. М. (33%) являются жителями городов Нефтекамска, Уфы, Бирска, Янаула и др. гор. поселений. Бол-во вост. М. остаются язычниками. Часть М. исповедует христианство, др. ч. - ислам. Первые упоминания о М. в Прикамье и в Приуралье содержатся в док-тах 15-16 вв. М. переселялись в Башкирию из-за нехватки пахотных земель и насильств. христианизации. Поток марийских переселенцев усилился в кон. 17-18 вв. По переписи 1897, в Уфим. губ. насчитывалось 80,6 тыс., в 1912 - 90,5 тыс. М. В ист. лит-ре М. упоминаются под именем "черемисы"; башкиры называли их "сирмеш". М. Башкортостана составляют этнографич. группу вост. М., среди к-рых выделяются М. междуречья Белой и Уфы (упо марий), Икско-Сюньского междуречья (белебей марий), верховьев Уфы и Сылвы (урал марий), прикамских селений (чолман марий). Традиц. отрасли х-ва М. Башкортостана - земледелие, скот-во, охота, рыболовство, бортничество. Было развито жен. домашнее произ-во: обработка конопли и льна, ткачество, плетение, вязание, вышивка. Для мар. поселений (сола, аул) были характерны малодворность (расселение небольшими семейно-родовыми группами - илем, сурт), скученность, беспорядочность планировки. Перестройка по уличным планам начала осуществляться с 30-40-х гг. 19 в. Архитектура жилища М. типична для лесной полосы Волго-Уральского региона. Дом (порт) состоял из однокамерного сруба и сеней; жилую площадь увеличивали, пристраивая к сеням второй сруб ("сдвоенные дома" - вашпорт). Крыли тесом, корой, в лесостепи - соломой. В 17-18 вв. избы были курными, позже стали сооружать прямой дымоотвод. Жилище украшали тканые и вышитые полотенца, узорные подзоры и занавески, паласы и тканые дорожки. Этнич. своеобразие усадьбы (сурт) составляла бревенчатая, крытая корой избушка (кудо) с открытым очагом и подвешенным котлом, служившая летней кухней, в прошлом семейным святилищем, местом обитания духа-покровителя (кудо водыж).
Цитата
В нац. кухне зерно, мука и овощи сочетались с мясными и молочными продуктами. Специфич. было сочетание молока с овощами и зеленью. Варили крупяные, овощные, грибные и рыбные супы (шуро), заправляя их зеленью, простоквашей или сметаной. Из ячменя, овса, пшена варили кашу (пучымыш) на молоке или мясном бульоне. Готовили мучные и толокняные густые кушанья (немыр, пушто), кисели. Праздничными и ритуальными считались суп с клецками (лашка), пресные лепешки (эгерче, шергинде), блины (мелна). Празд
ники М. связаны с земледельч. циклом и освящены языческой религией. Ага-пайрем, первонач. проводившийся перед пахотой, со временем слился с местным сабантуем. Перед сенокосом проходило многодневное моление (кусо кумалтыш) с забоем скота. Коллективное моление открывало праздник урожая (Угинде-пайрем), к-рый затем проводили по домам, приглашая родственников. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (Шыл кас). Зимой устраивали новогодний праздник (Шорык йол) с гаданиями, театр. представлениями, угощением, вечерними сборами молодежи. Выходцы из мар. диаспоры Башкортостана - филолог и краевед В.М.Васильев, комп. А.И.Искандаров, писатель Я.Я.Ялкайн, ученые А.Алексеев, Г.Иванов, И.Ишкильди
ники М. связаны с земледельч. циклом и освящены языческой религией. Ага-пайрем, первонач. проводившийся перед пахотой, со временем слился с местным сабантуем. Перед сенокосом проходило многодневное моление (кусо кумалтыш) с забоем скота. Коллективное моление открывало праздник урожая (Угинде-пайрем), к-рый затем проводили по домам, приглашая родственников. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (Шыл кас). Зимой устраивали новогодний праздник (Шорык йол) с гаданиями, театр. представлениями, угощением, вечерними сборами молодежи. Выходцы из мар. диаспоры Башкортостана - филолог и краевед В.М.Васильев, комп. А.И.Искандаров, писатель Я.Я.Ялкайн, ученые А.Алексеев, Г.Иванов, И.Ишкильди
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#6
Опубликовано 21 Февраль 2010 - 08:46

Из «Описания всех обитающая в российском государстве народов», составленного Иоганном Готлибом Георги, 1773-74 гг.
Марийцы.
Собственное имя черемис мари (мужчины), а чуваш курмары (горные люди). Они живут в Казанской и Нижегородской губерниях, больше на левой, нежели на правой стороне реки Волги. Жилища их простираются до самой Перми. И деревни лежат отчасти особо, а отчасти смежно с чувашскими и российскими. Породы они финской и говорят своим собственным, с финским наречием сходным языком. Но за неимением букв нет у них ни письменных, ни печатных дел. Во время господствования татар были они им подвластны и жили ближе к югу, между Волгою и Доном. Они имели собственных ханов, будучи уже и под Российскою державою: но поколение оных пресеклось на Адае, весьма приверженном и покорном русскому престолу, — храбром владетеле. И теперь нет у них ни князей, ни дворян. Они упражнялись тогда в скотоводстве. Но мало-помалу сделались, подражая россиянам и по причине стеснений мест, землепашцами.
По виду и росту своему могут они почесться средними между россиянами и татарами людьми. Они не имеют проворства и смелости первых. Да и женщинам их недостает пригожества; бодрости и суетности россиянок. Хотя и оне впрочем не дурны. В делах своих черемисы не торопливы, но прилежны. И по примеру всяких непросвещенных людей, упрямы и недоверчивы. Времени они не считают ни годами, ни месяцами. Да и преданий о бывшем с предками, их приключениях не имеют.
В городах они никогда не живут. В деревнях же их, в коих дворов бывает до тридесяти, имеют они, подобно россиянам, миром выбранных сотников, десятников и старост. Каждый двор состоит из одной, особо построенной черной избы, из стоящих розно хлевов и из небольших на невысоких столбах сгромощенных кладовых, кон служат им и летними горницами. Все сие строение выведено четырехугольником и срублено из бревен. А промежутки между оными ничем не забираются. Черныя избы подняты на сажень выше подполья. Лесницы у них покрыты. А внутри, кроме русских печей, поделаны очаги и широкие татарские полати. Двери у сих изб низкие. А окном служит четырехугольное, дюйма на полтора в размере, отверстие, которое пузырем или тряпицею вместо стекла затягивают. Домашняя у них рухлядь такая же, какая бывает у российских сельских хозяев.
Все черемисы производят по обыкновению российских мужиков землепашество. Держащиеся языческого суеверия отнюдь не хотят есть свинины. Да и из крестившихся редко кто разрешает совесть свою от уз сего предубеждения. В зимнее время составляет звериная ловля главное их упражнение. Они не смелы и не хитры, а потому и не зажиточны. Кто, например, имеет лошадей до три десяти и столько же рогатого скота да сверх того немного побольше овец, тот почитается у них не последним богачом.
Женщины прядут, ткут, портничают, вышивают холстиное одеяние шерстью собственного своего крашения и проч. Но чистоты в разсуждении одежды и пищи не увидишь ни в котором дворе. Исповедующие древнюю свою языческую веру черемисы жрут лошадей, медведей, всяких пернатых, а в случае нужды и хищных зверей. Но падальщиною, какая бы она ни была, гнушаются. Как в домашнем, так и в лесном пчеловодстве весьма они искусны. Производят также и рыбную ловлю охотно. Но к ремесленным работам, к коим российские мужики великую имеют склонность, совсем не пристают. Подушной оклад платят они наряду с российскими крестьянами, ставят рекрут и подводы. В Кунгурском уезде в области Пермской подушной оклад дают некоторые деревни куницами.

Мужской наряд походит на одеяние российских мужиков. Но волосы зачесывают они назад и кругом обрезывают их коротенько. Воротники, обшивки около рукавов и вороты у рубах вышиты разноцветною шерстью. Охабни, на кои идет толстое из черной овечьей шерсти сделанное сукно, шьются с широким опрокинутым воротником. На подоле оставляются внизу с обеих сторон прорехи.
Бабы и девки наряжаются одинаково, только первые получше. Они носят штаны, лапти и обвертывают ноги онучами. Летом ходят в одних рубахах, под коими носят штаны. Рубахи около шеи и рук прихватывают плотно. А впрочем, шьются так узко, что около стану как будто облипли и длиною достают до колени. Воротник, закраины и все швы украшаются очень пестро крашенною шерстью. Ворот застегивается большою пряжкою, а стан прижимается к телу поясом.
Для пышности носят они сверх рубахи подобное покроем халат и из всяких цветных и отчасти тонких сукон делаемое верхнее одеяние, которое по краям выкладывают иногда ужовыми шкурками. Высокая, к верху уже сведенная шапка (Шурке) делается из бересты, покрывается кожею или холстом и сплошь унизывается корольками, маленькими серебряными монетами и змеиными головками. Таким же образом покрывается и висящий от шапки по спине ремень шириною в ладонь. Некоторые носят вместо высокой шапки широкие монетами и корольками разпещренные головные повязки (Ошпу).
Уфимские и вятские черемисы привешивают к поясу, супротив заднего проходу, по целому прибору кисточек (Упинен), перемешанных с наперстками и всякими гремушками, кои, досязая до самых подколенок, производят на ходу противное слуху бренчание.
По российскому деревенскому обыкновению ходят бабы родить в баню. Первый мужчина, который посетит роженицу, дает имя мальчику, а первая же пришедшая к ней женщина — девочке. И сих-то гостей в последующее время называют всегда дети отцами (Атай) и матерями (Абай). Мужеские имена суть следующие: Зегнул, Киспелат, Ербалды., Ильмень и проч.; а женския: Пид-лет, Астан, Насуке и проч. Затвердивши такия имена, часто забывают крещеные, а особливо девки данные им при крещении названия. Муж называет жену Ватою, а когда жена кличет мужа, то говорит — Мари, или Черемис!
Жен они покупают. А цена невесты у них называется Олон. Обыкновенно за невесту дают от 30 до 50, а иногда платят также и от 80 до 100 рублей. У язычников и теперь еще многоженство в обыкновении. А как покорность и работа есть общий черемисских жен жребий, то зажиточные родители часто покупают жен к шестнадцатилетним своим сыновьям. Но девка должна быть не моложе пятнадцати лет. Приданое состоит в скотине. И потому такие молодцы, когда придут в совершенный возраст, бывают уже нарочито скотом заводны.
На родне они никогда не женятся. И двух сестер вдруг не берут. Но тем милее им, когда после смерти одной, могут взять за себя и другую. Сват, которым бывает обыкновенно имянной отец, делает сговор, после чего жених и невеста, увидевшись между собою, меняются кольцами. Обряд сей называется у них Шергас Васталтас. В определенный для свадьбы день приезжает жених с друзьями к невесте. И поелику они берут с собою особливых скоморохов, то сие веселье побуждает и посторонних деревенских подорожные жителей ехать туда же за женихом их. Жених, уплати остальные за невесту деньги, раздает дары, пирует и веселится. А на другой день увозит закрытую невесту в жилище свое, несмотря на все сопротивление и слезы.
В доме, где быть свадебному пиршеству, ставят на стол домашнего идола, перед которым творит Карт молитву. Потом начинается обед и начинаются веселости, состоящие в пляске по гуслям, волынке (Шибер) и губном органе (Кобаш), в нескладном пении песен и тому подобном. Между тем наряжают невесту в другой избе в бабье одеяние, сирень снимают с нее покрывало. И надевают ей на голову, вместо худой, нарядную высокую шапку или повязку. Жених, взяв ее за руку, отводит в гостеприимный покой, где она, во время творимой Юк-тушом или Картам, молитвы, стоит на коленях. А патом раздает свои дары. И подносит всем гостям пиво или мед, после чего возвращается в свою избу. В вечеру раздевается невеста сама. Однако спать ложится не добровольно, но принуждаема к тому посторонними бабами. У ложа молодых, запирают подклеть.
На другой день поутру приходит в оной с несколькими женщинами заступив — вместо невестина отца мужчина, держа в руке добрую плеть. И ежели приметит, что невеста в девстве вела себя нецеломудренно, то, погрозясь оною, совершает на другой день свои угрозы. Таким же образом, пропуская только больше либо меньше после страшения времена, наказывают мужья жен своих, когда в замужестве приметят за ними непостоянство. Другой после свадьбы день препровождают они также в пировании. А как станут напоследок расходиться гости, то всяк, выпив последний стакан, бросает в оной несколько копеек молодым в подарок. Мало бывает и между исповедующими уже христианский закон черемисами таких свадеб, до которых бы не произходили сии языческие обряды, хотя и за несколько месяцев или лет. Он, похитив милую ему девку и доведши уже ее до беременности, дает тогда отцу такое за дочь награждение, какое сам вздумает. И таким образом, без всяких свадебных околичностей, наживает себе жену.
Покойников своих кладут они во гроб в самом лучшем одеянии. Похороны бывают в тот самый же день, в который кто умер. Причем как мужчины, так и женщины провожают. На кладбище роют могилы с запада на восток. И головою кладут покойников на запад. Всякому умершему завязывают родственники в поясе по нескольку копеек. Да сверх того наделяют его посудою и другими домашними надобностями, также лапотником, палкою, чтобы было чем оборониться от собак, и небольшим пучком розовых лоз, который, по их мнению, отвращает от злых духов. Все сие кладется с покойником во гроб. А как скоро завялят могилу землею, то провожающие покойника ставят на оной за всякого, прежде кончавшегося друга по свече и часто говорят: «Живите мирно». Всякий провожатый ест за горящими на могиле свечами блин, и, откуся три куска от оного, кладет на могилу и говорит: «Это тебе пригодится». Напоследок ставят на могилу шест, к которому привязанная тряпица висит как будто знамя. По возвращении домой моются и одеяние переменяют. Что же до покойникова платья касается, то худое бросают, а доброе проветривают.
После всякого покойника правят они трои поминки (Шумет). Первые бывают в третий день по кончине. Приятели, собравшись, едят у могилы его так, как и на похоронах, блины. И откуся три частицы, говорят: «Это пусть съест покойник!». В седьмой день после смерти лакомятся в том доме, где оная случилась, за горящими восковыми свечами блинами же и посылают также несколько кусков на могилу того, по ком правят поминки. Третье сего рода празднество происходит в сороковой день после смерти. Да сверх того бывают во всякой деревне по одному разу в год подобные вышеписанным общие поминки.
Они думают так, как и все почти язычники, что состояние человеческое после смерти есть несколько переменившееся здешней жизни продолжение. И потому кладут покойникам своим домашнюю утварь, деньги, пищу и проч.
Оставшиеся при древнем своем идолопоклонстве слепо повинуются собственным своим духовным, которых называют Мушанами и Машанами. А первосвященник называется у них Югтишь. И сии толкователи снов, предсказатели, волшебники и развратители в великой у них чести. Число такого духовенства стало уже теперь очень не велико. Но вместо того избирают себе всякого места миряне пожилого, умного, безпорочного поведения человека, которого переименовав Кортом, дают ему и помощника под именем Удше.
Бог называется вообще на их языке Юма и Когоюма (высочайший бог). А чтоб присвоить ему умственно всякие благости, то под именем Юмон Ава (мать божков) воздают супруге его первое и самое большое по боге почтение. Прочие доброго качества божки суть, по их разсуждению, дети или родственники оных двух первенствующих божеских лиц. И между ними-то разделено правление мира и разположение судей. Некоторых почитают женатыми, а иных холостыми. И называют их вообще божею семьею (Юмон Шукче). Что же касается до имен их богов и до умоначертання о исправляемых ими делах, то они в том между собою не согласны, потому что один мушан предъявляет оных много, а другие меньше. При том же и в случае изпрошения помощи по одним и тем же самым делам обращаются к разным божкам. Наиболыые же они прилепляются к следующим богам, а именно: к Пурикше. Пудгурше Юме, к Кудорче Юме, под коим разумеют они грозу, к Пуеимбаре Юме, который, по-видимому, есть почитаемый татарами пророк, потому что сии называют своего прорицателя Мугаммедом Пуембером, сиречь пророчествующими. Есть у них и немало богинь, в числе которых почитают так Кичебу, мать солнца, Каабу и многих других. Грешники обращаются к богам, а грешницы к богиням.
Прародителями богов злых качеств почитают сатану (шойтан), коего не собственным его называют именем, но словом Йо. Он живет, по мнению их, в воде и бывает особливо в самый полдень лих. Леших называют Ведашами и присвояют им повелительную над лесами, зверями и птицами власть. Причем, думают также, что они могут звериные промыслы делать и удачными и нещастливыми. У них есть и злые богини. Но случается, что под одним и тем же самым именем, причисляются иными к добрым, а другими к злым божествам.
Идолы не в великом у них почтении. Но поелику они громового бога (Кудорча) наибольше страшатся и при том верят, что плодородие земли от него зависит, то многие ставят его в виде одетой в мужское платье куклы, которую кладут в сделанной из бересты ящик в избранной их жилища своего, угол. И, не создавая ему, впрочем, никакого особливого почтения, кладут только ему через некоторое время по нескольку кусков блина. В лесах их видны привешенные к некоторым почтенным деревьям четырехугольные в ширину и длину на ладонь дощечки, из бересты вырезанные, без всякого в разсуждении лиц или знаков изображения, которые называются у них Куда Вадаш. Впрочем, иные называют их идолами, а другие принесенными лешим жертвами. Однако они у всех в почтении и как будто представляют жертвенники фаунов.

Службу отправляют они богам своим не в храмах, но на чистых священных местах (Кереметъ), которые бывают или общие (Кого Кереметъ), или частные, сиречь, одному семейству особливо принадлежащие (Шке Кереметъ). Они имеют положение свое в священных рощах или лесах. А где таких мест нет, там должно завести по крайней мере одно, либо и несколько дерев. Причем дуб всякому другому лесу предпочитается. Самое знатное дерево посвящается Юме, другое похуже оного Юмон Аве, а прочие — кое-каким божествам. Кереметь есть окруженное деревами или другим каким забором обнесенное место. В размере бывает оное от 10 до 20 сажен. И три имеет входа: один к западу — для прихода и выхода; другой к востоку, которым вводят назначенную в жертву скотину; а третий к югу, для ношения воды. Под знатнейшим деревом стоит вместо жертвенника стол. А неподалеку от кереметя сделана крышка, под коею варят принесенную в жертву скотину.
Женщинам строго запрещено подходить близко к керемети. Да и мужчины должны заранее вымыться и чистенько приодеться. И при том, когда только можно, не с пустыми приходить руками. Многие почитают и самого Кереметя сильным и благоденствующим божеством, и потому участвующим в приносимых жертвах и молениях. Пятница почитается наилучшим для молитвы днем. И притом препровождается всегда в отдохновении от трудов.
В жертву приносят лошадей, рогатый скот, красную дичь, овец, коз, свиней, гусей, уток, пшеничные пироги, пиво, хлебное вино и мед, как вареный, так и сырец. Белые звери всем другим предпочитаются. Пегие совсем не годятся. А черные в некоторых только случаях могут быть употребляемы. Впрочем, не разбирают: как они стары и которого рода. Жертвенные напитки и пироги надобно приуготовлять девкам. Дома есть остатки жертв не запрещено и женщинам. Время к жертвоприношению определяют всегда духовные, которые при разных шалостях — чрез кидание на стол бобов, размеривание пояса и прочее — вопрошают своих богов о разных обстоятельствах...

Самый большой праздник, касающийся до всего богов семейства, называется у них Юмон Байран (праздник) так, как и смывание тела перед праздниками, переняли они у татар. Такое празднование бывает у них, смотря по обстоятельствам и достаткам покупающих жертвенную скотину мирян, через год, через два, через три, а иногда и через четыре года. Время же избирается к тому осеннее. В назначенный к жертвоприношению день раскладывают мушаны или карты в керемети семь огней, которые в один ряд простираются от северо-запада к юго-востоку.
Возложенный на северо-западе огонь посвящен Юмо. ближайший к оному — Юмон-Аве и так далее. При каждом огне находится особливый мушан или карт и удше. И перед всяким огнем разстилают по сукну, на которые ставят жертвенные напитки, мед-сырец и пирожное. Всякий удше становится с жертвенною своею животною перед своим огнем. Служащий Юме держит жеребца, а стоящий перед огнем Юмон-Авы — корову. Прочие же имеют при себе мелкой скот или птиц» Миряне стоят позади их простоволосы. Жрец Юмо, подняв кверху пирог и сосуд с напитком, творит вслух молитву коротенькую, во время коей предстоящий народ часто кладет поклоны и говорит: «Аминь». После сего молится жрец Юмон Авы. а за ним следуют и все прочие. По окончании молитвы, обливает всякий удше скотину свою холодною водою. Ежели она вздрогнет, то почитается сие добрым знаком. А если буде она после седьмаго поливания не вздрогнет, то думают, что жертва сия богу не угодна. Впрочем, убивают они жертвенную скотину так, чтоб кровь брызнула в огонь. И потом, очистя вне кереметя мясо и внутренняя, варят под крышкою или наметом.
Из вареных жертвенных мяс, приподняв жрец на блюде вверх божеству своему сердце, легкое, печенку и голову, молится. А когда возношение же везде уже кончится, то приносят к жрецу Юмы, который есть первосвященник, все блюда. Он делит все на части и подает всякому, к вере своей усердствующему, по особливой доле, которую тут же всяк и съедает с благоговением. После сего творит опять жрец молитву. Таким же порядком раздает он пирожки по кускам, а напиток по мере. В огонь же ничего не бросают. Кости сжигаются. Шкуру с жеребца вешают у кереметя на дерево. А прочия кожи делят жрецы по себе. Остатки жертв берут с собою домой и доедают их с своими домочадцыми при безпутных иногда увеселениях.
Во всякой деревне бывает еще один великий праздник — Анга Соарен называемый. Как скоро наступит время к разпахиванню земли, то деревенские жители выходят на поле и всяк несет с собою по желанию своему что ни есть из пищи и питья в жертву. Карты при творении молитвы и вышеписанном поклонении мирян приносят богам несколько из крестьянских даров в жертву. После чего едят обще остатки с сугубою радостию, потому что жены и дети их приемлют также в пированпн сем участие. Напоследок, взорав всяк на пашне своей по небольшой полосе, возвращаются в деревню.
У всякого хозяина бывает свой жертвенный праздник — У кинде Байран. После омовения ставит он всякого рода снятый в том году с полей хлеб с небольшим количеством солоду, напитков и испеченных из самой свежей муки пирогов на блюдцах в избе своей на стол. Потом выносит он одну чарку вина за другою на двор, держит жертву против солнца и с покорностию благодарит богам за их благоговение. И после чего угощает своих приятелей.
Крещеные черемисы содержат оные праздники по большей части тайно. А иногда берут и в самом торжестве язычников столько участия, сколько, укрываясь в том от духовенства избегая их истязания, принимать могут.
Источник: http://www.rustrana....e.php?nid=34019
Марийцы.
Собственное имя черемис мари (мужчины), а чуваш курмары (горные люди). Они живут в Казанской и Нижегородской губерниях, больше на левой, нежели на правой стороне реки Волги. Жилища их простираются до самой Перми. И деревни лежат отчасти особо, а отчасти смежно с чувашскими и российскими. Породы они финской и говорят своим собственным, с финским наречием сходным языком. Но за неимением букв нет у них ни письменных, ни печатных дел. Во время господствования татар были они им подвластны и жили ближе к югу, между Волгою и Доном. Они имели собственных ханов, будучи уже и под Российскою державою: но поколение оных пресеклось на Адае, весьма приверженном и покорном русскому престолу, — храбром владетеле. И теперь нет у них ни князей, ни дворян. Они упражнялись тогда в скотоводстве. Но мало-помалу сделались, подражая россиянам и по причине стеснений мест, землепашцами.
По виду и росту своему могут они почесться средними между россиянами и татарами людьми. Они не имеют проворства и смелости первых. Да и женщинам их недостает пригожества; бодрости и суетности россиянок. Хотя и оне впрочем не дурны. В делах своих черемисы не торопливы, но прилежны. И по примеру всяких непросвещенных людей, упрямы и недоверчивы. Времени они не считают ни годами, ни месяцами. Да и преданий о бывшем с предками, их приключениях не имеют.
В городах они никогда не живут. В деревнях же их, в коих дворов бывает до тридесяти, имеют они, подобно россиянам, миром выбранных сотников, десятников и старост. Каждый двор состоит из одной, особо построенной черной избы, из стоящих розно хлевов и из небольших на невысоких столбах сгромощенных кладовых, кон служат им и летними горницами. Все сие строение выведено четырехугольником и срублено из бревен. А промежутки между оными ничем не забираются. Черныя избы подняты на сажень выше подполья. Лесницы у них покрыты. А внутри, кроме русских печей, поделаны очаги и широкие татарские полати. Двери у сих изб низкие. А окном служит четырехугольное, дюйма на полтора в размере, отверстие, которое пузырем или тряпицею вместо стекла затягивают. Домашняя у них рухлядь такая же, какая бывает у российских сельских хозяев.
Все черемисы производят по обыкновению российских мужиков землепашество. Держащиеся языческого суеверия отнюдь не хотят есть свинины. Да и из крестившихся редко кто разрешает совесть свою от уз сего предубеждения. В зимнее время составляет звериная ловля главное их упражнение. Они не смелы и не хитры, а потому и не зажиточны. Кто, например, имеет лошадей до три десяти и столько же рогатого скота да сверх того немного побольше овец, тот почитается у них не последним богачом.
Женщины прядут, ткут, портничают, вышивают холстиное одеяние шерстью собственного своего крашения и проч. Но чистоты в разсуждении одежды и пищи не увидишь ни в котором дворе. Исповедующие древнюю свою языческую веру черемисы жрут лошадей, медведей, всяких пернатых, а в случае нужды и хищных зверей. Но падальщиною, какая бы она ни была, гнушаются. Как в домашнем, так и в лесном пчеловодстве весьма они искусны. Производят также и рыбную ловлю охотно. Но к ремесленным работам, к коим российские мужики великую имеют склонность, совсем не пристают. Подушной оклад платят они наряду с российскими крестьянами, ставят рекрут и подводы. В Кунгурском уезде в области Пермской подушной оклад дают некоторые деревни куницами.

Мужской наряд походит на одеяние российских мужиков. Но волосы зачесывают они назад и кругом обрезывают их коротенько. Воротники, обшивки около рукавов и вороты у рубах вышиты разноцветною шерстью. Охабни, на кои идет толстое из черной овечьей шерсти сделанное сукно, шьются с широким опрокинутым воротником. На подоле оставляются внизу с обеих сторон прорехи.
Бабы и девки наряжаются одинаково, только первые получше. Они носят штаны, лапти и обвертывают ноги онучами. Летом ходят в одних рубахах, под коими носят штаны. Рубахи около шеи и рук прихватывают плотно. А впрочем, шьются так узко, что около стану как будто облипли и длиною достают до колени. Воротник, закраины и все швы украшаются очень пестро крашенною шерстью. Ворот застегивается большою пряжкою, а стан прижимается к телу поясом.
Для пышности носят они сверх рубахи подобное покроем халат и из всяких цветных и отчасти тонких сукон делаемое верхнее одеяние, которое по краям выкладывают иногда ужовыми шкурками. Высокая, к верху уже сведенная шапка (Шурке) делается из бересты, покрывается кожею или холстом и сплошь унизывается корольками, маленькими серебряными монетами и змеиными головками. Таким же образом покрывается и висящий от шапки по спине ремень шириною в ладонь. Некоторые носят вместо высокой шапки широкие монетами и корольками разпещренные головные повязки (Ошпу).
Уфимские и вятские черемисы привешивают к поясу, супротив заднего проходу, по целому прибору кисточек (Упинен), перемешанных с наперстками и всякими гремушками, кои, досязая до самых подколенок, производят на ходу противное слуху бренчание.
По российскому деревенскому обыкновению ходят бабы родить в баню. Первый мужчина, который посетит роженицу, дает имя мальчику, а первая же пришедшая к ней женщина — девочке. И сих-то гостей в последующее время называют всегда дети отцами (Атай) и матерями (Абай). Мужеские имена суть следующие: Зегнул, Киспелат, Ербалды., Ильмень и проч.; а женския: Пид-лет, Астан, Насуке и проч. Затвердивши такия имена, часто забывают крещеные, а особливо девки данные им при крещении названия. Муж называет жену Ватою, а когда жена кличет мужа, то говорит — Мари, или Черемис!
Жен они покупают. А цена невесты у них называется Олон. Обыкновенно за невесту дают от 30 до 50, а иногда платят также и от 80 до 100 рублей. У язычников и теперь еще многоженство в обыкновении. А как покорность и работа есть общий черемисских жен жребий, то зажиточные родители часто покупают жен к шестнадцатилетним своим сыновьям. Но девка должна быть не моложе пятнадцати лет. Приданое состоит в скотине. И потому такие молодцы, когда придут в совершенный возраст, бывают уже нарочито скотом заводны.
На родне они никогда не женятся. И двух сестер вдруг не берут. Но тем милее им, когда после смерти одной, могут взять за себя и другую. Сват, которым бывает обыкновенно имянной отец, делает сговор, после чего жених и невеста, увидевшись между собою, меняются кольцами. Обряд сей называется у них Шергас Васталтас. В определенный для свадьбы день приезжает жених с друзьями к невесте. И поелику они берут с собою особливых скоморохов, то сие веселье побуждает и посторонних деревенских подорожные жителей ехать туда же за женихом их. Жених, уплати остальные за невесту деньги, раздает дары, пирует и веселится. А на другой день увозит закрытую невесту в жилище свое, несмотря на все сопротивление и слезы.
В доме, где быть свадебному пиршеству, ставят на стол домашнего идола, перед которым творит Карт молитву. Потом начинается обед и начинаются веселости, состоящие в пляске по гуслям, волынке (Шибер) и губном органе (Кобаш), в нескладном пении песен и тому подобном. Между тем наряжают невесту в другой избе в бабье одеяние, сирень снимают с нее покрывало. И надевают ей на голову, вместо худой, нарядную высокую шапку или повязку. Жених, взяв ее за руку, отводит в гостеприимный покой, где она, во время творимой Юк-тушом или Картам, молитвы, стоит на коленях. А патом раздает свои дары. И подносит всем гостям пиво или мед, после чего возвращается в свою избу. В вечеру раздевается невеста сама. Однако спать ложится не добровольно, но принуждаема к тому посторонними бабами. У ложа молодых, запирают подклеть.
На другой день поутру приходит в оной с несколькими женщинами заступив — вместо невестина отца мужчина, держа в руке добрую плеть. И ежели приметит, что невеста в девстве вела себя нецеломудренно, то, погрозясь оною, совершает на другой день свои угрозы. Таким же образом, пропуская только больше либо меньше после страшения времена, наказывают мужья жен своих, когда в замужестве приметят за ними непостоянство. Другой после свадьбы день препровождают они также в пировании. А как станут напоследок расходиться гости, то всяк, выпив последний стакан, бросает в оной несколько копеек молодым в подарок. Мало бывает и между исповедующими уже христианский закон черемисами таких свадеб, до которых бы не произходили сии языческие обряды, хотя и за несколько месяцев или лет. Он, похитив милую ему девку и доведши уже ее до беременности, дает тогда отцу такое за дочь награждение, какое сам вздумает. И таким образом, без всяких свадебных околичностей, наживает себе жену.
Покойников своих кладут они во гроб в самом лучшем одеянии. Похороны бывают в тот самый же день, в который кто умер. Причем как мужчины, так и женщины провожают. На кладбище роют могилы с запада на восток. И головою кладут покойников на запад. Всякому умершему завязывают родственники в поясе по нескольку копеек. Да сверх того наделяют его посудою и другими домашними надобностями, также лапотником, палкою, чтобы было чем оборониться от собак, и небольшим пучком розовых лоз, который, по их мнению, отвращает от злых духов. Все сие кладется с покойником во гроб. А как скоро завялят могилу землею, то провожающие покойника ставят на оной за всякого, прежде кончавшегося друга по свече и часто говорят: «Живите мирно». Всякий провожатый ест за горящими на могиле свечами блин, и, откуся три куска от оного, кладет на могилу и говорит: «Это тебе пригодится». Напоследок ставят на могилу шест, к которому привязанная тряпица висит как будто знамя. По возвращении домой моются и одеяние переменяют. Что же до покойникова платья касается, то худое бросают, а доброе проветривают.
После всякого покойника правят они трои поминки (Шумет). Первые бывают в третий день по кончине. Приятели, собравшись, едят у могилы его так, как и на похоронах, блины. И откуся три частицы, говорят: «Это пусть съест покойник!». В седьмой день после смерти лакомятся в том доме, где оная случилась, за горящими восковыми свечами блинами же и посылают также несколько кусков на могилу того, по ком правят поминки. Третье сего рода празднество происходит в сороковой день после смерти. Да сверх того бывают во всякой деревне по одному разу в год подобные вышеписанным общие поминки.
Они думают так, как и все почти язычники, что состояние человеческое после смерти есть несколько переменившееся здешней жизни продолжение. И потому кладут покойникам своим домашнюю утварь, деньги, пищу и проч.
Оставшиеся при древнем своем идолопоклонстве слепо повинуются собственным своим духовным, которых называют Мушанами и Машанами. А первосвященник называется у них Югтишь. И сии толкователи снов, предсказатели, волшебники и развратители в великой у них чести. Число такого духовенства стало уже теперь очень не велико. Но вместо того избирают себе всякого места миряне пожилого, умного, безпорочного поведения человека, которого переименовав Кортом, дают ему и помощника под именем Удше.
Бог называется вообще на их языке Юма и Когоюма (высочайший бог). А чтоб присвоить ему умственно всякие благости, то под именем Юмон Ава (мать божков) воздают супруге его первое и самое большое по боге почтение. Прочие доброго качества божки суть, по их разсуждению, дети или родственники оных двух первенствующих божеских лиц. И между ними-то разделено правление мира и разположение судей. Некоторых почитают женатыми, а иных холостыми. И называют их вообще божею семьею (Юмон Шукче). Что же касается до имен их богов и до умоначертання о исправляемых ими делах, то они в том между собою не согласны, потому что один мушан предъявляет оных много, а другие меньше. При том же и в случае изпрошения помощи по одним и тем же самым делам обращаются к разным божкам. Наиболыые же они прилепляются к следующим богам, а именно: к Пурикше. Пудгурше Юме, к Кудорче Юме, под коим разумеют они грозу, к Пуеимбаре Юме, который, по-видимому, есть почитаемый татарами пророк, потому что сии называют своего прорицателя Мугаммедом Пуембером, сиречь пророчествующими. Есть у них и немало богинь, в числе которых почитают так Кичебу, мать солнца, Каабу и многих других. Грешники обращаются к богам, а грешницы к богиням.
Прародителями богов злых качеств почитают сатану (шойтан), коего не собственным его называют именем, но словом Йо. Он живет, по мнению их, в воде и бывает особливо в самый полдень лих. Леших называют Ведашами и присвояют им повелительную над лесами, зверями и птицами власть. Причем, думают также, что они могут звериные промыслы делать и удачными и нещастливыми. У них есть и злые богини. Но случается, что под одним и тем же самым именем, причисляются иными к добрым, а другими к злым божествам.
Идолы не в великом у них почтении. Но поелику они громового бога (Кудорча) наибольше страшатся и при том верят, что плодородие земли от него зависит, то многие ставят его в виде одетой в мужское платье куклы, которую кладут в сделанной из бересты ящик в избранной их жилища своего, угол. И, не создавая ему, впрочем, никакого особливого почтения, кладут только ему через некоторое время по нескольку кусков блина. В лесах их видны привешенные к некоторым почтенным деревьям четырехугольные в ширину и длину на ладонь дощечки, из бересты вырезанные, без всякого в разсуждении лиц или знаков изображения, которые называются у них Куда Вадаш. Впрочем, иные называют их идолами, а другие принесенными лешим жертвами. Однако они у всех в почтении и как будто представляют жертвенники фаунов.

Службу отправляют они богам своим не в храмах, но на чистых священных местах (Кереметъ), которые бывают или общие (Кого Кереметъ), или частные, сиречь, одному семейству особливо принадлежащие (Шке Кереметъ). Они имеют положение свое в священных рощах или лесах. А где таких мест нет, там должно завести по крайней мере одно, либо и несколько дерев. Причем дуб всякому другому лесу предпочитается. Самое знатное дерево посвящается Юме, другое похуже оного Юмон Аве, а прочие — кое-каким божествам. Кереметь есть окруженное деревами или другим каким забором обнесенное место. В размере бывает оное от 10 до 20 сажен. И три имеет входа: один к западу — для прихода и выхода; другой к востоку, которым вводят назначенную в жертву скотину; а третий к югу, для ношения воды. Под знатнейшим деревом стоит вместо жертвенника стол. А неподалеку от кереметя сделана крышка, под коею варят принесенную в жертву скотину.
Женщинам строго запрещено подходить близко к керемети. Да и мужчины должны заранее вымыться и чистенько приодеться. И при том, когда только можно, не с пустыми приходить руками. Многие почитают и самого Кереметя сильным и благоденствующим божеством, и потому участвующим в приносимых жертвах и молениях. Пятница почитается наилучшим для молитвы днем. И притом препровождается всегда в отдохновении от трудов.
В жертву приносят лошадей, рогатый скот, красную дичь, овец, коз, свиней, гусей, уток, пшеничные пироги, пиво, хлебное вино и мед, как вареный, так и сырец. Белые звери всем другим предпочитаются. Пегие совсем не годятся. А черные в некоторых только случаях могут быть употребляемы. Впрочем, не разбирают: как они стары и которого рода. Жертвенные напитки и пироги надобно приуготовлять девкам. Дома есть остатки жертв не запрещено и женщинам. Время к жертвоприношению определяют всегда духовные, которые при разных шалостях — чрез кидание на стол бобов, размеривание пояса и прочее — вопрошают своих богов о разных обстоятельствах...

Самый большой праздник, касающийся до всего богов семейства, называется у них Юмон Байран (праздник) так, как и смывание тела перед праздниками, переняли они у татар. Такое празднование бывает у них, смотря по обстоятельствам и достаткам покупающих жертвенную скотину мирян, через год, через два, через три, а иногда и через четыре года. Время же избирается к тому осеннее. В назначенный к жертвоприношению день раскладывают мушаны или карты в керемети семь огней, которые в один ряд простираются от северо-запада к юго-востоку.
Возложенный на северо-западе огонь посвящен Юмо. ближайший к оному — Юмон-Аве и так далее. При каждом огне находится особливый мушан или карт и удше. И перед всяким огнем разстилают по сукну, на которые ставят жертвенные напитки, мед-сырец и пирожное. Всякий удше становится с жертвенною своею животною перед своим огнем. Служащий Юме держит жеребца, а стоящий перед огнем Юмон-Авы — корову. Прочие же имеют при себе мелкой скот или птиц» Миряне стоят позади их простоволосы. Жрец Юмо, подняв кверху пирог и сосуд с напитком, творит вслух молитву коротенькую, во время коей предстоящий народ часто кладет поклоны и говорит: «Аминь». После сего молится жрец Юмон Авы. а за ним следуют и все прочие. По окончании молитвы, обливает всякий удше скотину свою холодною водою. Ежели она вздрогнет, то почитается сие добрым знаком. А если буде она после седьмаго поливания не вздрогнет, то думают, что жертва сия богу не угодна. Впрочем, убивают они жертвенную скотину так, чтоб кровь брызнула в огонь. И потом, очистя вне кереметя мясо и внутренняя, варят под крышкою или наметом.
Из вареных жертвенных мяс, приподняв жрец на блюде вверх божеству своему сердце, легкое, печенку и голову, молится. А когда возношение же везде уже кончится, то приносят к жрецу Юмы, который есть первосвященник, все блюда. Он делит все на части и подает всякому, к вере своей усердствующему, по особливой доле, которую тут же всяк и съедает с благоговением. После сего творит опять жрец молитву. Таким же порядком раздает он пирожки по кускам, а напиток по мере. В огонь же ничего не бросают. Кости сжигаются. Шкуру с жеребца вешают у кереметя на дерево. А прочия кожи делят жрецы по себе. Остатки жертв берут с собою домой и доедают их с своими домочадцыми при безпутных иногда увеселениях.
Во всякой деревне бывает еще один великий праздник — Анга Соарен называемый. Как скоро наступит время к разпахиванню земли, то деревенские жители выходят на поле и всяк несет с собою по желанию своему что ни есть из пищи и питья в жертву. Карты при творении молитвы и вышеписанном поклонении мирян приносят богам несколько из крестьянских даров в жертву. После чего едят обще остатки с сугубою радостию, потому что жены и дети их приемлют также в пированпн сем участие. Напоследок, взорав всяк на пашне своей по небольшой полосе, возвращаются в деревню.
У всякого хозяина бывает свой жертвенный праздник — У кинде Байран. После омовения ставит он всякого рода снятый в том году с полей хлеб с небольшим количеством солоду, напитков и испеченных из самой свежей муки пирогов на блюдцах в избе своей на стол. Потом выносит он одну чарку вина за другою на двор, держит жертву против солнца и с покорностию благодарит богам за их благоговение. И после чего угощает своих приятелей.
Крещеные черемисы содержат оные праздники по большей части тайно. А иногда берут и в самом торжестве язычников столько участия, сколько, укрываясь в том от духовенства избегая их истязания, принимать могут.
Источник: http://www.rustrana....e.php?nid=34019
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.
#7
Опубликовано 11 Март 2010 - 15:22


Горные марийцы в праздничной одежде. Марийская АССР, Горномарийский район, 1920-е годы.: [Фот.; 37,5х14,0] / Фот. О. И. Смоленцев // Меджитова, Э. Д. Марийское народное искусство = Марий калык искусство: Альбом / Меджитова Э. Д. - Йошкар-Ола, 1985. - С. 18.

Марийская семья, 1906 г.: [Фот. Й. Вихманн; 29,0х17,2 см] // Lehtinen, I. Marien mekot: Volgansuomalaiten kansanpukujen muutoksista. - Helsinki, 1999. - S. 6-7.
#10
Опубликовано 09 Апрель 2010 - 08:21

Фоторепортаж о Всемирном молении в священной роще
http://varandej.live....com/96674.html
(поскольку автор обещал, что фотографии будут только в его ЖЖ, сюда не копирую, а даю ссылку)
У того же автора рассказ о марийцах вообще с подборкой фотографий из музея:
http://varandej.live....com/96188.html
У Вас были фотографии с другого моления, жалко что теперь не посмотреть, может есть возможность перезагрузить?
http://varandej.live....com/96674.html
(поскольку автор обещал, что фотографии будут только в его ЖЖ, сюда не копирую, а даю ссылку)
У того же автора рассказ о марийцах вообще с подборкой фотографий из музея:
http://varandej.live....com/96188.html
Цитата(Volgost @ 29.4.2009, 9:54) (смотреть оригинал)
У Вас были фотографии с другого моления, жалко что теперь не посмотреть, может есть возможность перезагрузить?

Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.
#12
Опубликовано 22 Май 2010 - 05:58

Цитата(zhendoso @ 21.5.2010, 22:08) (смотреть оригинал)
Видела материал на этом сайте. Добавили русофобский комментарий в начале, который читается как часть статьи, и "забыли" сделать активную ссылку на блог автора в ЖЖ.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.
#14
Опубликовано 06 Ноябрь 2010 - 11:22

Цитата(Пастор_Шлаг @ 4.4.2010, 15:27) (смотреть оригинал)
Сошел бы за корейца

Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#15
Опубликовано 06 Ноябрь 2010 - 11:43

Цитата(Приднестровец @ 6.11.2010, 15:22) (смотреть оригинал)
Сошел бы за корейца
А мне попадались марийцы все более понтийского облика.

Сколько видел Марийцев, как луговых, так и горных- с некоторыми я работал, никогда не видел подобных типажей с настолько монголоидной внешностью, по моим наблюдениям у Марийцев достаточно заметна монголоидная примесь, но даже с этой примесью мне попадались в основном светлые Марийцы.
Сообщение изменено: northbear, 06 Ноябрь 2010 - 11:44.
#16
Опубликовано 06 Ноябрь 2010 - 17:53

большинство марийцев голубоглазые с русыми волосами
________________________________________________________________________________
Ик тымык ото уло мемнан ялыште,
Шога тудо ото кугу ер серыште.
Тушто ладыра деч ладыра пушенге кушкеш.
Тушто мотор деч мотор саска шочеш.
Тушто, ужар лышташ лонгаште, шушпык мура,
Тушто шудыжат ужаргырак,
Тушто пеледышыжат сылнырак.
Тудо отым мый йоратем,
Тушто пушенге руышым мый бурсем
Ик тымык ото уло мемнан ялыште,
Шога тудо ото кугу ер серыште.
Тушто ладыра деч ладыра пушенге кушкеш.
Тушто мотор деч мотор саска шочеш.
Тушто, ужар лышташ лонгаште, шушпык мура,
Тушто шудыжат ужаргырак,
Тушто пеледышыжат сылнырак.
Тудо отым мый йоратем,
Тушто пушенге руышым мый бурсем
#17
Опубликовано 06 Ноябрь 2010 - 18:01

Цитата(Тётя Смерть @ 6.11.2010, 20:53) (смотреть оригинал)
большинство марийцев голубоглазые с русыми волосами
Покажите?
#18
Опубликовано 24 Декабрь 2010 - 19:42

Видео из записей ансамбля "Олык сем". Что мне здесь понравилось - минимум сценических прибамбасов.
Потрясающе бабуля поёт!

П.С. думала, не добавить ли это в тему о музыкальных традициях мари и удмуртов, но тут одни мари...
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.
#19
Опубликовано 25 Декабрь 2010 - 08:15

Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.
#22
Опубликовано 13 Январь 2011 - 05:32

Подруга, горная мари (вроде как мононациональная).


Ее мама выглядит вполне европеоидно, а, глядя на папу, вспоминается о Золотой Орде )
Она на этой фоте слева (справа- я), 6 лет назад. Извиняюсь за качесто, отсканировано давно в плохом разрешении.

Еедвоюродная (опечаталась) РОДНАЯ сестра, тоже "чистая" горная мари- очень светлокожая-светловолосая, с более светлыми глазами
-----------
добавлено

слева- луговая мари, справа- горная
у луговой очень светлая, легко краснеющая кожа, волосы- светлая пепельная блондинка (на фото они темнее- оттеняет в более темный цвет), глаза серые с зеленоватыми и светло-коричневыми вкраплениями
Обе очень стройные, длинноногие и узкокостные (индекс Соловьева меньше 14)


Ее мама выглядит вполне европеоидно, а, глядя на папу, вспоминается о Золотой Орде )
Она на этой фоте слева (справа- я), 6 лет назад. Извиняюсь за качесто, отсканировано давно в плохом разрешении.

Ее

добавлено

слева- луговая мари, справа- горная
у луговой очень светлая, легко краснеющая кожа, волосы- светлая пепельная блондинка (на фото они темнее- оттеняет в более темный цвет), глаза серые с зеленоватыми и светло-коричневыми вкраплениями
Обе очень стройные, длинноногие и узкокостные (индекс Соловьева меньше 14)
Сообщение изменено: olya777f, 24 Январь 2011 - 22:36.
#24
Опубликовано 24 Январь 2011 - 23:06

Цитата(zhendoso @ 10.12.2010, 12:08) (смотреть оригинал)
Марийские девушки лишены многих недостатков женщин соседних народов - они не полнеют практически, живут с мужем одной жизнью (к семейному сепаратизму не склонны), легко обучаемы, терпеливы, незлопамятны, скромны и все такое.
Я с удовольствием взял бы себе в жены девушек в красных платочках, была б возможность - сразу обеих (обожаю брюнеточек)

Я с удовольствием взял бы себе в жены девушек в красных платочках, была б возможность - сразу обеих (обожаю брюнеточек)


Цитата(Севинч @ 29.9.2010, 20:02) (смотреть оригинал)
У нас тут их считают колдунами.
Видимо, связано с языческими традициями, чтущимися до сих пор.
Если муж ушел к другой женщине - она просто редиска, если к марийке - то опоила))
Видимо, связано с языческими традициями, чтущимися до сих пор.
Если муж ушел к другой женщине - она просто редиска, если к марийке - то опоила))
Цитата(nordic-wind @ 29.9.2010, 20:27) (смотреть оригинал)
У нас также. В глухую марийскую деревню ехать - проводников не найдешь, никто не вызовется. Местные русские считают, что марийские женщины - ведьмы, которые запросто могут заворожить русских мужчин.
Вспоминаю мед институт- в те годы очень много марийцев училось в НН. Еще как завораживали )))
Подружка моя институтская- особенно

#25
Опубликовано 26 Январь 2011 - 19:26

Про марийских колдунов.
...мы тронулись на Крачалгу, затем – через Еланово, Москово, Гулуково, Айбашево.
Во всех этих деревнях живут татары, только в Гулукове есть и черемисы.
Поскольку между чувашами, лет пятьдесят тому назад принявшими христианство, и черемисами, которые и по сей день остаются язычниками, господствует страшная вражда, в Гулукове у нас произошло небольшое столкновение. Мои вооруженные до зубов чуваши, совершив обход деревни, приволокли ко мне старосту – Давледбея Шакира, который держал в руках клетку с тремя белыми белками. Один из чувашей, тот, что лучше других умел говорить по-русски, дал мне такое разъяснение:
– Чуваши – православные... один, десять, тридцать, пятьдесят годов. Черемисы – поганые свиньи.
Вырвав из рук Давледбея Шакира клетку с белками, он продолжал:
– Белая белка– это их бог. Один, два, три бога. Этот человек их поп. Он скачет вместе с белками, скачет, молится им... Ты его окрестишь...
Чуваши выглядели столь угрожающе, что я велел принести воды, покропил Давледбея Шакира, бормоча нечто невразумительное, и после этого отпустил его.
Потом мои молодцы забрали всех черемисских богов и... теперь я могу заверить каждого, что суп из черемисского господа бога получился просто замечательный.
Затем меня навестил также магометанский мулла Абдулгалей, который выразил свое удовлетворение тем, что мы этих белок съели.
– Каждый должен во что-то верить,– изрек он. – Но белки... это свинство. С дерева на дерево скачет, а посадишь в клетку – гадит. Хорош господь бог!
Он принес нам много жареной баранины и трех гусей и заверил, что если вдруг ночью черемисы взбунтуются, то все татары будут с нами.
Но ничего не произошло, поскольку, как сказал Давледбей Шакир, явившийся утром к нашему отъезду, белок в лесу сколько угодно...
Ярослав Гашек, "Комендант города Бугульмы".
...мы тронулись на Крачалгу, затем – через Еланово, Москово, Гулуково, Айбашево.
Во всех этих деревнях живут татары, только в Гулукове есть и черемисы.
Поскольку между чувашами, лет пятьдесят тому назад принявшими христианство, и черемисами, которые и по сей день остаются язычниками, господствует страшная вражда, в Гулукове у нас произошло небольшое столкновение. Мои вооруженные до зубов чуваши, совершив обход деревни, приволокли ко мне старосту – Давледбея Шакира, который держал в руках клетку с тремя белыми белками. Один из чувашей, тот, что лучше других умел говорить по-русски, дал мне такое разъяснение:
– Чуваши – православные... один, десять, тридцать, пятьдесят годов. Черемисы – поганые свиньи.
Вырвав из рук Давледбея Шакира клетку с белками, он продолжал:
– Белая белка– это их бог. Один, два, три бога. Этот человек их поп. Он скачет вместе с белками, скачет, молится им... Ты его окрестишь...
Чуваши выглядели столь угрожающе, что я велел принести воды, покропил Давледбея Шакира, бормоча нечто невразумительное, и после этого отпустил его.
Потом мои молодцы забрали всех черемисских богов и... теперь я могу заверить каждого, что суп из черемисского господа бога получился просто замечательный.
Затем меня навестил также магометанский мулла Абдулгалей, который выразил свое удовлетворение тем, что мы этих белок съели.
– Каждый должен во что-то верить,– изрек он. – Но белки... это свинство. С дерева на дерево скачет, а посадишь в клетку – гадит. Хорош господь бог!
Он принес нам много жареной баранины и трех гусей и заверил, что если вдруг ночью черемисы взбунтуются, то все татары будут с нами.
Но ничего не произошло, поскольку, как сказал Давледбей Шакир, явившийся утром к нашему отъезду, белок в лесу сколько угодно...
Ярослав Гашек, "Комендант города Бугульмы".
#26
Опубликовано 06 Март 2011 - 12:06

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ НАРОДА МАРИ
Эполетообразная застежка от пояса. Слева - Азелинская культура IV-VI вв. н.э.; справа - современное изделие



Пряжка от поясного набора. Младший Ахмыловский могильник. VI-VII вв. н.э.

Перстни. Древнемарийская культура. IX-XI вв. н.э.

Перстни. Марийская культура. XVI-XVIII вв. н.э.

Навершие от кресала. Дубовский могильник.

Фрагменты пояса. IX-XI вв. н.э.

Поясная накладка. Древнемарийская культура. IX-XI вв. н.э.

ИСТОЧНИК:
Никитин В.В., Никитина Т.Б. К истокам марийского искусства: Научное издание. - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ/ Традиционная культура
Эполетообразная застежка от пояса. Слева - Азелинская культура IV-VI вв. н.э.; справа - современное изделие



Пряжка от поясного набора. Младший Ахмыловский могильник. VI-VII вв. н.э.

Перстни. Древнемарийская культура. IX-XI вв. н.э.

Перстни. Марийская культура. XVI-XVIII вв. н.э.

Навершие от кресала. Дубовский могильник.

Фрагменты пояса. IX-XI вв. н.э.

Поясная накладка. Древнемарийская культура. IX-XI вв. н.э.

ИСТОЧНИК:
Никитин В.В., Никитина Т.Б. К истокам марийского искусства: Научное издание. - Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ/ Традиционная культура
Сообщение изменено: xena, 06 Март 2011 - 12:09.
#27
Опубликовано 08 Март 2011 - 18:17

Цитата(olya777f @ 13.1.2011, 8:32) (смотреть оригинал)
Такое впечатление, будто это разные народы, произвольно объединенные в один этнос, как, скажем, эрзя и мокша.
Песни народные доставили. Вообще, все старушки Поволжья любой национальности поют довольно похоже...
Сообщение изменено: Snowelf, 08 Март 2011 - 18:19.
#28
Опубликовано 22 Март 2011 - 16:39

#30
Опубликовано 21 Июль 2012 - 14:00

Продублирую в этой теме.
Марийцы, деревня Красный Луг, Пермский Край, Суксунский район.
Еще - это первая деревня (из ныне существующих) ниже по течению древней Молебки, основанной Демидовыми, со своей аномальной зоной.
Эта марийская деревня известна своим языческим обрядом изгнания шайтана:
















Марийцы, деревня Красный Луг, Пермский Край, Суксунский район.
Еще - это первая деревня (из ныне существующих) ниже по течению древней Молебки, основанной Демидовыми, со своей аномальной зоной.
Эта марийская деревня известна своим языческим обрядом изгнания шайтана:
Цитата
В национальных традициях народов, населявших Пермский край, с давних времен сохранилось множество обычаев, направленных на очищение и изгнание злых сил. Люди верили, что если в определенное время совершить обряд и задобрить духов, то дальнейшая жизнь сложится хорошо: в доме будет богатство, урожай будет щедрым, а членов семьи ждет здоровье и благополучие.
У каждого этноса такие обряды были своими, они имели общие и сходные черты: во многих использовался огонь (через него прыгали, им поджигали чучела), почти во всех культурах в дни обрядовых праздников устраивались большие застолья, чтобы задобрить и «накормить» духов, организовывались игры и веселье. Даже сохранившийся до наших дней и приуроченный к православным традициям обряд сжигания чучела Масленицы исторически тоже относится к списку подобных обычаев по изгнанию недобрых сил. После распространения христианской веры на территории Прикамья многие полюбившиеся и привычные традиции не ушли, а лишь наложились на православный календарь. Сохранилось в Пермском крае и множество других аутентичных языческих традиций.
Один из таких уцелевших языческих обрядов — праздник изгнания шайтана (Сÿрем ужо). Он сохранился в деревне Красный луг Суксунского района. В ночь на Егорьев день (6 мая по новому стилю) сылвенские марийцы изгоняют злого духа из своих домов и даже из тел: на окраине деревни разводится костер, и все желающие могут очиститься, перепрыгнув через огонь. После этого с шумом и криками марийцы идут по деревне.
Они подходят к каждому дому и спрашивают у жильцов: все ли у него дома в порядке, здоровы ли дети, как продвигается хозяйство. Хозяин отвечает и одаривает угощением старшего члена группы. Изгоняются духи и из дома — обрядовая процессия хлещет по стенам, изгородям и рукам хозяина еловыми и березовыми ветками, желая ему добра, благополучия, здоровья и богатства.
У каждого этноса такие обряды были своими, они имели общие и сходные черты: во многих использовался огонь (через него прыгали, им поджигали чучела), почти во всех культурах в дни обрядовых праздников устраивались большие застолья, чтобы задобрить и «накормить» духов, организовывались игры и веселье. Даже сохранившийся до наших дней и приуроченный к православным традициям обряд сжигания чучела Масленицы исторически тоже относится к списку подобных обычаев по изгнанию недобрых сил. После распространения христианской веры на территории Прикамья многие полюбившиеся и привычные традиции не ушли, а лишь наложились на православный календарь. Сохранилось в Пермском крае и множество других аутентичных языческих традиций.
Один из таких уцелевших языческих обрядов — праздник изгнания шайтана (Сÿрем ужо). Он сохранился в деревне Красный луг Суксунского района. В ночь на Егорьев день (6 мая по новому стилю) сылвенские марийцы изгоняют злого духа из своих домов и даже из тел: на окраине деревни разводится костер, и все желающие могут очиститься, перепрыгнув через огонь. После этого с шумом и криками марийцы идут по деревне.
Они подходят к каждому дому и спрашивают у жильцов: все ли у него дома в порядке, здоровы ли дети, как продвигается хозяйство. Хозяин отвечает и одаривает угощением старшего члена группы. Изгоняются духи и из дома — обрядовая процессия хлещет по стенам, изгородям и рукам хозяина еловыми и березовыми ветками, желая ему добра, благополучия, здоровья и богатства.
Цитата
После того как все дома от злого духа «очищены», на окраине деревни устраивают общее застолье, где съедаются все собранные угощения. В самом конце трапезы жители воздают доброму богу Шукчо (считающемуся хранителем сылвенских марийцев) заклинательные молитвы. После завершения всех обрядовых действий считается, что благополучие, здоровье и богатство будут сопровождать жителей деревни весь следующий год.

















Klusākie vēji ir tie, kas nes vētru...
Где грозно, там и розно.
Где грозно, там и розно.
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей