История запорожских козаков неоднократно была жертвой политики разных империй, которые окружали запорожские "вольности" (так. запорожцы называли свои "области")...
В данной теме, хоется лишь рассмотреть истоники об истории запорожского козачества, поскольку теорий происхождения козачества немеряно....
Для начала, можно рассмотреть "ЮЖНОРУССКИЕ ЛЕТОПИСИ"(их всего три, но наало козаества описывается только в двух)...
"КРАТКОЕ ЛЂТОИЗОБРАЗИТЕЛНОЕ ДЂЙСТВЪ И СЛУЧАЕВЪ ОПИСАНІЕ,
что въ какомъ годЂ въ УкраинЂ Малороссійской дЂялось, наипаче, кто именно когда былъ козацкимъ гетманомъ, и о протчихъ приключеніяхъ отъ Россіи, кратко.
1506 — 1783.":
http://litopys.org.u...bilz02.htm#krat
"ХРОНОЛОГІЯ
ВЫСОКОСЛАВНЫХЪ ЯСНЕВЕЛМОЖНЫХЪ ГЕТМАНОВЪ, ПРЕЖДЕ ХМЕЛНИЦКОГО БЫВШИХЪ.":
http://litopys.org.u...ozer/bilz03.htm
Однако, тут ошибка, в 1340 году был Казимир 3ий=)))
И интересно выходит, что действительно, в этом году были войны поляков и ВКЛ за украинские земли:
В 1340 году Любарт Гедиминович занял престол князя Волыни, а в Галиции воцарились местные бояре, объявив своим новым князем Дмитрия Дядька. Несмотря на это, Любарт продолжал именовать себя галицко-волынским князем, а Дядько себя — «старостой Русской земли».
Тем временем Казимир III, польский король, напал на Галицию и занял многие города, в том числе Львов и Перемышль, заставив Дмитрия Дядька признать вассальную зависимость от него. Однако Дядько через некоторое время вновь начал проявлять самостоятельность с целью обрести независимость. Он заключил союз с Золотой Ордой и Литвой, и в 1341 году совершил успешный поход в Польшу при поддержке монголов и Любарта. В результате Любарт захватил такие города, как Белз, Владимир и Кременец. Однако, в результате предательства, он попал в руки к Казимиру. Из плена его освободил родной брат Кейстут Гедиминович.[1] На протяжении нескольких лет братья контролировали и защищали отбитые у Польши города, а после смерти Дядька — и большую часть Галиции, которая официально перешла к ним. В 1344 году был подписан мир, по которому поляки признавали власть литовцев на Волыни и в большей части Галиции, в обмен на что литовцы обязывались помочь Польше в походе на Ратиборское княжество в 1345 году.
[править] Второй этап
Однако в 1348 году Казимир заключил договоры с чехами, Тевтонским орденом и Золотой Ордой, и в 1349 году вновь начал войну, воспользовавшись поражением литовских войск в битве над Стравой крестоносцам. Он направив свои войска на Волынь и почти полностью занял её (Луцк и Подолье остались в руках литовцев), но как только из ненадобности распустил часть войск по домам, Кейстут и Любарт, заручившись поддержкой великого князя московского Семёна Ивановича Гордого, вновь заняли Волынь, Холмщину и Белз, изгнав оттуда поляков в 1350 году и захватив дополнительные территории.[1]
В том же году снова был подписан мир, по которому противники вновь разделили спорные территории: литовцам досталась Волынь с Белзом и Холмом, а полякам — вся Галиция.
Но и новый мир недолго продержался — Литва захотела присоединить к себе Галицию, и в том же 1350 году боевые действия возобновились. Литовские войска вторглись на территорию Польши, в ответ на что поляки и венгры, тоже заинтересованные в обладании регионом, совершили нападение на Волынь в 1351 и 1352 годах. К новым территориальным изменениям эти военные действия не привели.
24 июля 1355 года был подписан третий по счёту мир,[2] по которому Польша получала Галицию, Перемышльщину и Надсянье, а Литва — Волынь, Берестейщину и Холмщину. Город Кременец на Волыни считался общим владением обоих монархий. Фактически новый мир сохранял статус-кво 1350 года, что не удовлетворяло литовцев.
В 1366 война возобновилась. Поляки снова, хорошо подготовившись, напали на Волынь, и за короткий срок захватили Холм, Белз, Владимир и Луцк, заставив подписать литовцев уже четвёртый по счёту мирный договор. По новому договору Любарт получал лишь Луцкую землю и часть Владимирской, а Казимир — всю остальную часть Волыни и Галицию.
[править] Третий этап
В 1370 году король Польши Казимир III умер. Этим воспользовались литовские князья, атаковав контролируемые поляками земли Волыни. В результате Александр Кориатович и Юрий Наримунтович, два литовских князя, служивших полякам, перешли на сторону Литвы, а сама Литва завоевала всю Волынь. Тем временем в Польше появился новый король —Людовик I Великий, ему также подчинялась Венгрия.
Людовик в 1377 году организовал поход против литовцев. В результате Литва потеряла Белз, Холм и Городло. Согласно новому перемирию, литовский князь Любарт признавал себя вассалом Людовика, благодаря чему закрепил за собой всю Волынь, а власть над Галицией формально признавалась за Владиславом Опольским, тоже вассалом Людовика, хотя фактически Галицию контролировала венгерская администрация.
В 1382, после смерти Людовика, Любарт не решился начать новую войну, а просто выкупил свои города (Олекско, Городло, Лопатин, Кременец, Перемыль и Сесрятин) у венгерских старост.
В 1385 году Польша и Литва заключили Кревскую унию, согласно которой образовали единую федерацию путём брака польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайла. Это сделало невозможным войны между государствами и сделало Великое княжество Литовское зависимым от Польши. В 1387 Ядвига совершила в Галицию поход, изгнала венгров и присоединила эту территорию к польской монархии.
После смерти Любарта Ягайло отобрал у его сына Фёдора часть княжества, заново перераспределив территории бывшего Галицко-Волынского княжества в пользу Витовта. Фёдор в 1387 году потерял Луцкую землю, а в 1393 —Владимирскую. Территориальные изменения, закрепившие за поляками Галицию, а за литовцами Волынь, были утверждены островским соглашением 1392 года, которое подписали Ягайло и Витовт.
[править] Итог
В результате длительной, пятидесятидвухлетней войны, земли Галицко-Волынского княжества были разделены между его соседями — Польшей и Литвой. Польское королевство получило часть Галиции с городами Галичем и Львовом, Подляшье, Люблин и южные земли Подолья, а также — часть Волыни с городами Белзом и Холмом, а Великое Княжество Литовское — Волынь с Владимиром и Луцком, часть Подолья.[3] Такой раздел сохранялся до 1569 года, когда была подписана Люблинская уния.
Галицко-Волынское княжество прекратило своё существование как единое политическое целое. Польша в скором времени упразднила Галицкое княжество, попавшее в её состав, создав на его территории Русское воеводство польской короны, а Литва объединила подконтрольные ей территории бывшего княжества в Волынское воеводство.
Интересно, что хотя княжество было разделено между Литвой и Польшей, титул князей «Галиции и Владимирии» закрепился за польско-венгерской Анжуйской династией.
http://ru.wikipedia....
"ИМЯННАЯ ПЕРЕПИСЬ МАЛОРОССІЙСКИХЪ ХЕТМАНОВЪ,
КОГДА КТО И СЪ КОТОРОЙ СТОРОНЫ ДНЕПРА БЫЛЪ, СЪ КРАТКИМЪ ОПИСАНІЕМЪ ИХЪ ДЂЛЪ.":
http://litopys.org.u...ozer/bilz04.htm
Про старый город Черкасы, от которого согласно "Истории Русов" стали называть черкасами не только запорожских козаков, но и украинцев вообще:
Завдяки вдалому стратегічному положенню (вигідна висота, поромна переправа, броди) Черкаси знаходилися в центрі військово-політичних подій: тут призначалися переговори і проходили традиційні посольські дороги (Акты ЮЗР.— Т. 6.— С. 243, 245; Санин Г. А. Русско-польские отношения 1667— 1672 гг. и крымско-турецкая политика в Восточной Европе // Россия, Польша и Причерноморье в XV—XVIII вв.— М., 1979.— С. 281; Касименко.— С. 244, 256, 328); у місті перебували татарські і турецькі гарнізони, його брали в облогу війська гетьманів П. Дорошенка та І. Самойловича, обороняли російські полки (Акты ЮЗР.— Т. 6.— С. 33, 147, 158, 173; Т. 7.— С. 154; Т. 9.— Стб. 33, 41, 623, 628, 969, 970; Т. 11.— Стб. 372, 380, 445, 487, 531, 533, 544, 601, 607, 608, 609, 637, 640, 653, 655; Т. 12.— Стб. 86, 87, 241, 279, 280, 333, 369, 536, 587, 608). Місто переходило з рук у руки. Черкаський воєвода І. Вердеревський 1674 р. писав: «малой де городок в Черкасех... весь худ, строить будет вновь» (Акты ЮЗР.— Т. 11.— Стб. 608). У зв'язку з цілком обгрунтованою підозрою, що черкаські жителі підтримують гетьмана П. Дорошенка, царський стольник, полковник А. Карандеев 1677 р., незважаючи на те, що «тот полк Черкаской старинной, отнял было есьм от них ту честь полковническую и привратил их к полку Черниговскому» (Акты ЮЗР.— Т. 13.— Стб. 392). Після Прутського миру 1711 р. Правобережжя перейшло до Речі Посполитої, а Черкаси знову стали центром одноіменного староства; після 1795 р.— у складі Росії— стають невеликим повітовим містом Київської губернії (1797) (Історія міст і сіл Української РСР. Черкаська область.— К-, 1972.— С. 92—93). Нині — обласний центр УРСР. Ю. М.
http://litopys.org.u...n/opysprym1.htm
На тій підставі, що розділ «Про козаків» вміщено в Хроніці Бєльського після опису подій 1574 року *, дехто з істориків зробив висновок, що його відомості стосуються 70-х років XVI століття. Однак уважний розгляд повідомлення Бєльського дає підставу вважати цей погляд помилковим. Справа в тому, що згаданий розділ, включений Бєльським в свою Хроніку як самостійний нарис, стоїть поза хронологічною послідовністю тексту 8: він об’єднує події, які стосуються різних періодів. Доказом цього може бути згадка Бєльського про те, що взимку козаки поверталися з Низу в українські міста.
Тим часом про вільне повернення козаків у староства не могло бути й мови в 70-і роки XVI століття, тобто тоді, коли боротьба уряду проти запорожців посилилась.
З повідомлення Бєльського довідуємось, що у козаків за порогами вже існувала певна організація, репрезентована «Кошем». Козаки, що залишилися на Коші, становили його залогу, яка мала, за словами Бєльського, гармати, човни тощо. Заснування козаками Коша за порогами треба вважати нічим іншим як утворенням Запорозької Січі. Зрозуміло, що це сталося не раптово, а в процесі тривалого часу. Можливо, в 30 — 50-х роках , XVI століття.
http://litopys.org.ua/holob/hol04.htm
Такимъ образомъ и Рускіе воины назвались конные Козаками, а пЂшіе стрЂльцами и сердюками, и сіи названія суть собственныя Рускія, отъ ихъ языка взятыя, на примЂръ стрЂлъцы по стрЂльбЂ, сердюки по сердцу или запальчивости, а Козаки и Козаре, по легкости ихъ коней, уподобляющихся козьему скоку. Что бы же были они иностранцы или пришельцы, и Рускій народъ ввЂрилъ бы такимъ бродягамъ судьбу свою и безопасность, сего ничто не доказываетъ, и выдумки о томъ и заключенія суть безразсудны. Равно и мнЂніе Польскихъ историковъ, приписующихъ заведеніе Козаковъ ихъ Королямъ, касается только до холостыхъ Запорожскихъ Козаковъ, собравшихся въ низу ДнЂпра изъ Рускихъ охотниковъ, о коихъ Исторія пространно повЂствуетъ. ОсЂдлые жь и запасные Козаки, названные отъ того реестровыми Козаками, были во всЂхъ провинціяхъ и повЂтахъ Рускихъ, и видны они доселЂ по древнимъ кашнутамъ 76 и самымъ осЂдлостямъ, т. е, околицамъ и куренямъ. А Короли Польскіе, Владиславъ Второй и Стефанъ Баторій, чрезъ Гетмановъ своихъ Рускихъ, хотя дЂлали о Козакахъ распоряженія, но то касалось только до управленія и комплектованія ихъ полковъ, конныхъ Козацкихъ и пЂшихъ сердюцкихъ, которые набирались изъ семействъ Козачьихъ, жительствовавшихъ околицами и куренями своими во всЂхъ воеводствахъ Рускихъ, и касалось еще до умноженія ихъ чиновниковъ и урядниковъ, а отнюдь не до новыхъ заведеній Козачества, о чемъ свидЂтельствуютъ самые тЂхъ Королей привилегіи и универоалы, здЂсь описанные. Ежели же полагать первоначальное Козачество отъ Скиθовъ и Козаровъ, то все тоже выйдетъ, что они произошли отъ своего племени Славянскаго; ибо извЂстно, что Скиθы, или говоря правильиЂе Скиты, были Славяне 77, т. е. при ВолгЂ и КавказЂ живущіе, а а Козаре, точные предки Рускихъ Козаковъ, были жительствомъ по всей Руси, яко избранные изъ того же народа на службу отечества.
Черкасами называли и писали всЂхъ почти Малоросіянъ, а не однихъ Козаковъ; но называлн ихъ такъ одни Велико-Россіяне для отличія отъ своихъ жителей, и давали ихъ названіе по главному ихъ городу Черкасу, состоящему при рЂкЂ ДнЂпрЂ, гдЂ Гетманы Рускіе резидовали и былъ верховный трибунамъ сей земли. Давать же народамъ названія по главнымъ ихъ городамъ весьма обычно въ цЂломъ свЂтЂ. Такъ называли Москалями всЂхъ Россіянъ по городу ихъ МосквЂ, и Царство сіе долго такимъ названіемъ титуловалось; также называются нынЂ Генуезцы, Венеціяне и другіе народы по своимъ городамъ. Когда же спрашивать еще, почему городъ Черкаскъ названъ Черкасомъ? то уже тонкость сія будетъ такъ нерЂшительна, какъ бы и о многихъ другихь. въ свЂтЂ городахъ, не имЂющихъ свЂдЂнія о началЂ своего названія. Но то уже справедливо, что народъ Черкасы, за Азовскимъ моремъ и рЂкою Дономъ обитающіе и на который многіе писатели указываютъ, никогда въ Руси городовъ на свое имя не строилъ, да и у себя ихъ не имЂетъ, и сей народъ по виду /20/ своему и положенію жительства своего въ предЂлахъ Славянскихъ, т. е. между древняго Княжества Тмутараканскаго и рЂки Волги, справедливЂе почитаться можетъ произшедшимъ отъ племенъ Славянскихъ, смЂшавшихся съ Грузинами и Татарами, чЂмъ отъ него выводить воиновъ Славянскихъ, цЂлыми милліонами оть Черкасъ многолюднЂйшихъ, и кои выставляли на войну великія свои арміи. Касательно же Татаръ, то они, бывъ пришельцами въ землЂ Руской, натурально воиновъ своихъ Русинамъ 78 не давали, а напротивъ того съ ихъ воинами вели всегдашнія брани и никогда съ народомъ Рускимъ не мЂшались, слЂдовательно, Козаки Рускіе оть нихъ произойти никакъ не могли.
http://litopys.org.u...us/istrus02.htm
Наш народ брані любить . Вже од самого початку свого народ наш руський війн не минав, і з первовіку доводилося йому знати се художество — зброю та брані. Про се вже докладніше оповідалося в главі про те, звідки взявся народ словенський.
Князі в Русі перевелися. По тому, як почали князі бути, настав ліпший лад і звичаї кращі завелися в землі нашій, та, одначе, народ наш войовничий не переставав вести війни якщо не з окольними народами — греками, а потім половцями, печенігами, — то самі межи собою, як і з сього літопису можна бачити, допоки од Батия 188, татарського царя, що землю нашу руську спустошив, а народ наш умалив і смирив, до того ж ще і од ляхів, і литви, і москви, та й од міжусобних воєн зіло озлоблені й умалені ми стали; а там і князі у нас перевелися; тоді тільки наш народ трохи заспокоївся.
Гвагнін про Русь і про Литву , 31. У рік же вищесказаний, коли король мірявся силою з Москвою, а Миндикирей полонив землю нашу, як про те вище мовилося, послав Жигмонт-король посла до Миндикирея, кажучи:
— Нащо, мир маючи зо мною, полонив мою землю? Миндикирей же одповів:
— Не з моєї волі се безчинці сотворили, не зміг я їх утримати.
Початок козаків. Жигмонт-король, хотячи сміхом за сміх оддячити, послав Прецлава Лянцькорунського 189 на Україну 190 збирати люд і так само татарам пакостити.
Козаки побили турків і татарів . Той же, зібравши охотників кілька сот, пішов із ними аж під Білогород 191 і там забрав множество товару, і коней, і овець татарських і турецьких, та й повернувся назад. Татари ж бо і турки, зібравшись, гналися за ними і настигли їх аж під Очаковом 192, біля Овидового озера 193, і билися з ними; та наші поразили їх і з великим добитком та в доброму здоров'ї повернулися.
По тім козаками нареклися . І по тім війнолюбивий наш народ, засмакувавши собі із добичі, наставив собі старійшину з-посеред себе, на ймення Козака; од нього ж бо і самі по тім козаками нареклися; і почали самі часто в Татарську землю ходити і звідти багаті добитки приносити. День же одо дня примножалося їх, так що з часом намножилося. І навіть досі не перестають вони пакості творити татарам і туркам. А старійшину собі обирають з-посеред себе, мужа хороброго і смисленного, за своїм давнім обичаєм; живуть же повсігди на Запорожжі. Рибу ловлять, її без солі на сонці сушать. А на зиму розходяться кождий у свій город. Тільки кілька сот зоставляють на курені стерегти стрільби і човнів. А на літо знову збираються.
Отак то початок свій прийняли [...]
http://litopys.org.u...17/old17_08.htm