Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Функции музыкальных инструментов в обрядах и повседневном быту мари и удмуртов


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
В этой теме нет ответов

#1
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
В быту финно-угров Поволжья, а в частности у мари и удмуртов, функционируют многие традиционные инструменты. Некоторые из них сторонний наблюдатель не принял бы за музыкальные инструменты. Однако для марийской и удмуртской традиции это очень важные, несущие сакральный смысл шумовые, так называемые самозвучащие идиофоны. Это колокольчики, бубенчики, ботала и разного вида подвески, монеты, металлические пластинки, бусы из бисера и раковин каури, украшающие праздничные традиционные костюмы женщин и их головные уборы. Обилие таких украшений образуют своеобразный "металлический" наряд. Издаваемые при каждом движении во время обряда шумы, позванивания, позвякивания создают "звуковой покров" фигуры. У марийцев и удмуртов и по сей день металлический звон или звук носит магическую функцию оберега, защиту человека от злых духов. Эти же звуки защищают и животных: шейные подвески в виде колокольчиков, ботала.

Самозвучащие идиофоны выполняли специальную, обрядовую функцию во время свадьбы удмуртов и мари. Так, в удмуртской свадьбе колокольчик подвешивали к дугам лошадей, открывающих свадебный поезд. Магическое значение этих звуков оказывало и эмоционально-психологическое воздействие на участников обряда. У марийцев колокольчики были специальным атрибутом руководителя свадебного поезда - шафера ("савуша"). Прикрепив их на короткую деревянную палку, украшенную разноцветными лентами, савуш потряхивал ею в ряде эпизодов свадьбы.

Звук колокольчиков выполнял ритуальную функцию и в поминальном обряде удмуртов "Йыр пыд сётон". По описанию В.Е. Владыкина и Р.А.Чураковой1, в данном обряде после завершения жертвенной трапезы, одному из участников ритуального действия подвешивали колокольчик от дуги - "пар гырлы" или коровье ботало - "кутазы". Вся ритуальная пляска с песнями, возгласами сопровождалась звоном колокольчиков.

Кроме самозвучащих идиофонов, в традиционной культуре мари и удмуртов особое распространение получили ударяемые и соударяемые идиофоны: различные деревянные палки, кочерга, печная заслонка, колотушки, трещетки. Иногда в качестве ударяемых идиофонов использовались и предметы кухонной утвари - сковороды и кастрюли.

В традиционных обрядах ряженья "Портмаськон" удмуртов и "Шорык иол" ("Овечья нога") марийцев, кроме названных идиофонов, использова лись плётки, ремни, толстые кручёные верёвки. Собственно музыкальными инструментами их вряд ли можно назвать, однако звуки производимых ими ударов, дополняли шумовую атмосферу обрядового обхода домов.

Во время обрядового праздника марийцев "Шорык йол" хождение по дворам сопровождалось игрой на ударяемом идиофоне "пу барабан" ("деревянный барабан"). Такая игра у мари имела фиксированный ритм. Это подчеркивало динамику и императивный характер звучания "шумового ансамбля".

Активная роль ритмического начала выступала и в традиционном обряде удмуртов "Нуны сюан" ("Свадьба ребёнка"). В Алнашском районе Удмуртии и сегодня во время "Нуны сюан" игра на печной заслонке сопровождает песни и пляски.

Многие языческие моления в священных рощах марийцев и удмуртов в качестве непременного ритуала включали игру на кусле и крезе, струнно-щипковых инструментах, типологически родственных русским гуслям. Марийские кусле - это щипковый хордофон. Удмуртское название инструмента звучит иначе - крезь. У удмуртов существует два вида крезя. Первый из них - быдзым крезь ("великие гусли") - служил для сопровождения священных молений. Второй - бытовой крезь. Он выполнял несколько функций, сакральную (оберег жениха и невесты) и эстетическую (сопровождение пения и плясок во время свадебного обряда). Такое полифункциональное использование инструментов свойственно и для свадебной обрядности соседних поволжских народов - мари, мордве, чувашам.

Отметим полифункциональность использования самого термина "крезь". Помимо того, что словом "крезь" удмурты обозначают музыкальный инструмент вообще, гусли в частности, а также древний инструмент варган ("ымкрезь") и позднее - заимствованную гармонику, этим же словом завьяловские удмурты называют плясовые мелодии, исполняемые "под язык", т.е. без сопровождения музыкального инструмента. У северных удмуртов название "крезь" получают мелодии, текст которых состоит из различных асемантических выкриков, возгласов. Трудно сказать, является ли такая синкретическая нерасчлененность термина изначальной, либо в процессе бытования это слово объединило несколько значений.

Что касается марийского кусле, то по сохранившимся преданиям и легендам можно утверждать, что на кусле в XVI веке играли марийские военачальники и князья. Особо важную роль кусле несли во время религиозных обрядов, молений в священных рощах. Ритуальная функция кусле сохранялась вплоть до 80-х годов XX столетия.

Марийскому исследователю Т.Е Ефремову еще в начале прошлого столетия удалось зафиксировать около 50 гусельных мелодий, большинство из которых - наигрыши культового назначения. Этнографы XIX века А.Ф. Риттих и А. Фукс отмечают использование кусле на свадьбах, праздничных вечерах и гуляниях'.

В настоящее время традиционных исполнителей на удмуртском крезе и марийском кусле осталось очень мало. Традиции игры на этих инструментах сохранились только благодаря внедрению их изучения в программы специализированных школ и музыкальных училищ.

Самым распространенным музыкальным инструментом в традиционной культуре удмуртов и марийцев сегодня является гармонь ("арган" у удмуртов, или "марла гармонь" у мари). Она выполняет прежде всего прикладную функцию и используется как во время свадебного обряда, так и во время уличных гуляний.

Наряду с гармонистами в свадебном обряде мари ещё в конце XX века наиболее желаемыми гостями были шувырзо (волынщик) и тумырзо (барабанщик). От Шабер дина В. И. нами записано два наигрыша, которые с давних времён исполнялись во время свадебного обряда.

В современной органологии подавляющая часть исследований народной инструментальной традиции касается собственно функционирования и конструкции музыкальных инструментов. Сами инструментальные наигрыши пока действительно мало изучены, и их исследование является проблемой будущего, а на долю современных любителей традиционной инструментальной музыки остаётся счастье слышать её звучание.

Примечания

1 Владыкин В.Е., Чуракова Р.А. Обряд "Йыр-пыд сётон" в поминальном ритуале удмуртов // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин, 1986. 2

Риттих А.Ф. Материалы для этнофафии России. "Казанская губерния". Ч. 1-Й. Казань, 1870: Фукс А. Записки о чувашах и черемисах. Казань, 1840.

http://folk.pomorsu....p;book_sub=6_26
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей