Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Симд


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
6 ответов в этой теме

#1
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Цитата
«Симд» в Осетии является одним из излюбленных народных танцев, особенно среди молодежи. Как и в других осетинских народных танцах, юноши темпераментно и легко выполняют технически сложные движения. Они держатся с достоинством, подчеркнуто вежливо их отношение к девушке. Во время танца юноша старается не допустить ошибки, которая может сделать его объектом насмешек, как со стороны молодежи, так и со стороны стариков, внимательно следящих за танцующими.

«Симд» интересен и по своему рисунку и по композиционному построению. Начинается он в умеренном темпе, но постепенно темп танца ускоряется. Исполняется он плавно, на высоких полупальцах, корпус все время подтянут. Число исполнителей должно быть четным.

В старину существовало несколько разновидностей «Симда», большинство которых в настоящее время забыто. Но своеобразный эпический образный строй старинных симдов сохранился в современном «Симде», в нем нашли свое отражение и их отдельные хореографические фрагменты и движения.

Симд нартов (двухэтажный симд)

Под этим названием танцевался под Новый год вокруг зажженных костров двухэтажный танец, в котором участвовали только мужчины, который отличались и силой, и ловкостью.

Построение симда:
а) нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скрепленную переплетенными руками. Ряд этот двигался вправо медленно, а затем налево, так же медленно. В шеренгу входило до двухсот и более человек. Участвовала вся округа;

б) верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперед правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние, держась за пояса друг друга, образовывали такую же стену с переплетенными у поясов друг друга руками. Когда верхний этаж уже стоял полностью на плечах нижних, запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причем, верхние, обращаясь к нижним, припев завершали словами: «Поклонитесь нам» («Бакувут!»). На что нижние отвечали верхним: «Чтобы вы полетели вниз!»(«Далама архаут!»).

Старики рассказывали, что предки осетин «подлинные нарты» для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе вверх на плечи бычков и молодых жеребят. Сменяясь, нижний ряд танцующих платил тем же в свою очередь, когда попадал на плечи танцоров верхнего ряда. Посреди огромного живого круга на кострах. В огромных котлах варилось мясо и пиво для угощения танцующих.
Нижние танцоры выпивали с рогов или чаш, которые «урдуг истгута» (прислуживавшие) вливали им прямо в рот, а верхний ряд получал наверх на руки питье из рогов и чаш, так как одну руку танцор всегда мог освободить, левую или правую.

Тымбыл симд

Круговой симд этот включал в себя и мужчин, и женщин, среди которых имелись запевалы. Попеременно, то мужчины, то женщины запевали. Женщины стояли вперемежку с мужчинами. Мужчина брал под руку женщину. Становилось в круг одинаковое количество и женщин, и мужчин. Танец начинался медленно поступательным движением — вправо, а затем влево. Во время танца исполнялась песня, которую вел запевала, а характерный припев подхватывал хор словами: «О, райда, ой, райда!». Танцоры, получив от хозяйки обильное угощение — «нуаз» и прочее — продолжали танец до утра. В центре круга стояла молодежь с дощечками и хлопала в такт танцующим.

Симд старинный (нагуай симд)

Выстраивалась шеренга: девица, мужчина-девица, мужчина и т.д. Мужчина брал под руку девицу, затем правая нога танцорами выдвигалась немного вперед. В таком виде живая стена танцоров вправо двигалась до момента, когда первая пара танцоров выходила из общего ряда в перпендикулярном к шеренге направлении.

Выдвинув вперед правую, танцор левую свою ногу ставил почти в уровень пятки правой ноги.

1. Правая нога, левая. Второе движение соответствовало отрыву правой ноги с места сильно вправо с легким кругообразным движением.
2. После чего левая нога опять заступала свою место, чтобы продолжать также двигаться вперед.
3. Музыкальный мотив, мелодически спокойный и тяжелый, предписывал танцорам такое же медленное и величавое движение. Общее впечатление от двигавшихся друг за другом пар получалось — движение морских волн, медленно набегавших друг на друга.
4. Первая вышедшая из шеренги пара (мужчина с левой стороны) приходит к конечному пункту шеренги и, становясь в прежнее положение, медленно подвигается вправо, пока таким же образом подоидут другие пары.

Симд старинный (более сложный)

Общая канва симда предыдущего (старинного) остается. Общее впечатление создавалось от массы танцоров — огромное волнение волн, так как пары меняли свои места самым разнообразным видом. Симд этот требовал и от мужчины, и от девицы точного выполнения «па», так как неопытный танцор мог легко затеряться в общей массе. Оба эти старинные симды танцевались в 1860-1870-х годах по объяснению стариков Цыппу Байматова и Левана Бегизова.

Симд простой на одной ноге

Выход первой пары из шеренги. Получался обыкновенный шаг, начинавшийся с правой ноги. Музыка для этого симда имела быстрый темп и создавалось впечатление скорого бега танцоров в отличие от медленных симдов, более старинных. Симды эти процветали в 1880-1890-х годах. Таким образом, в смысле ускорения темпов и сокращения сложных «па» народ переходит к самому простому рисунку — прямолинейному танцу. В дальнейшем в 1900-х годах и позже преобладает всюду этот упрощенный, но ускоренный симд.

Симд «Сандрак»
Как показывает само название этого симда, он пришел в Осетию откуда-то извне от западных соседей. Несмотря на его пришлость, он держался долго в народе, подкупая, видимо, своей живостью и непосредственностью движений ног главным образом, так как руки оставались в обычном для симдов положении.

Сандрак № 1
1. Выстраивалась шеренга пар танцоров. С началом музыки вся шеренга начинала танец на месте, почти не двигаясь ни вправо, ни влево.
2. Движение ног на месте по определенному порядку, попеременно выбрасывая слегка в сторону носок.
3. Движение делалось очень быстро. Когда, таким образом, вся стена танцоров приходила на месте в быстрое колыхание, первая пара начинала отделяться от общей шеренги, не теряя взятого в танце темпа:
а) пятки почти касались друг друга,
б) носки выбрасывались влево и вправо; носок правой ноги — направо, носок левой ноги — налево.

Сандрак №2 (более поздний)

Общая (парная) шеренга танца сохранялась, но движение общей массы на месте исчезает и появляется легкий удар правой ногой на месте.
Рисунок общего танца получался зигзагообразной линией. Означенный танец бытовал уже в 1900-х годах.


http://www.ossetia.ru/ir/simd
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#2
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.

Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#3
Amduscias

Amduscias

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 074 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Romanian+Belarusian
  • Фенотип: Dinarid+Atlanto-Mediterranean
Кстати, интересное совпадение - такие танцы есть в культуре черногорцев. (в фотоподборке раздела "Народы мира") . А так красивое очевидно зрелище.

#4
phamar

phamar

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 123 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:определите
  • Фенотип: определите
  • Вероисповедание:христианин
на Кавказе его больше никто не танцевал и не танцует ( ну кроме академических ансамблей, конечно)

#5
Tammuz

Tammuz

    Участник

  • Заблокированные
  • PipPip
  • 172 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Абхазия
есть практически аналогичный танец у армян.
Жаль, что коренные кавказские культы, устоявшие против мусульманского газавата, не смогли пережить православный крестовый поход, приведший к протестной исламизации.

#6
Tanasquel

Tanasquel

    --

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 14 308 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:--
  • Национальность:--
  • Фенотип: --
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:--
Цитата
на Кавказе его больше никто не танцевал и не танцует

зато лезгинку на манежке это вам пожалуйста :ag:
--

#7
kavkazmonitor

kavkazmonitor

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 45 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Центральный Кавказ
  • Национальность:Картвели
  • Фенотип: Кавказский
СИМД есть и у кабардинцев и у ингушей..так что эксклюзимного право на него нет не у кого..А кто у кого позаимствовал этот танец, пусть изучают историки.


Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей