Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Традиционная религия чувашей


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
11 ответов в этой теме

#1
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Цитата
Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золотоор-дынско-казанскоханское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Для чувашского язычества был характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи тура (верховным богом), и с другой — злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира — добрые, Нижнего света — злые.
Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри») почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Асла тура (Высшим богом), Султи тура (Верховным богом).
В людские дела непосредственно всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника — бога Кебе, ведавшего судьбами человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу, счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских и казанских ханов чиновников: Тавам ыра — добрый дух, заседавший в диване (палате), Тавам суретекен — дух, ведавший делами дивана, далее: страж, привратник, кравчий и т. д.


Цитата
Комплекс поминально-погребальных обрядов у чувашей-язычников свидетельствует о развитом культе предков. Умерших хоронили головой на запад, на могиле ставили временный памятник из плоского дерева в виде фигуры (салам юпи — «прощальный столбик»), осенью в юпа уйах («месяц столба, памятника") сооружали на могиле умершего в течение прошедшего года антропоморфный юпа — памятник из камня или дерева — мужской — дубовый, женский — липовый. Поминки у чувашей-язычников сопровождались ритуальными песнями и плясками под пузырь (шапар) или волынку (купас), чтобы умилостивить покойника, сделать ему приятным пребывание в могиле; разжигались костры, совершались жертвоприношения. Ученые (А. А. Трофимов и др.) выяснили, что похоронно-поминальная обрядность чувашей, устройство кладбищ (масар) с непременным мостом, положенным через ручеек или овражек (мост дл; перехода в мир предков), и сооружение намогильных памятников юпа в виде столба (акт сотворения вселенной), разжигание огня-костра во время похорон и поминок (куда кидали не только жертвенную пищу, но и вышитые головные уборы сурпаны, украшения алка, ама и др.), наконец, композиционная и образная структура культовых скульптур имеют более чем выразительную связь с этносами индо-иранского культурного круга и полностью согласуются с учением Зара-туштры. По-видимому, основные определяющие черты языческой религии чувашей сформировались у их предков — болгаро-суварских племен — еще в период их пребывания на территории Средней Азии и Казахстана и в последующем, на Северном Кавказе.


Цитата
Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце, землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т. п. Но многие чувашские боги «обитали" не на небесах, а непосредственно на земле.
Злые божества и духи были независимы от Султи тура: других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:
Эсрель — злое божество смерти, уносящее души людей, Ийе — домовой и костолом, Вопкан — дух, насьыающий эпидемии, а Вупар (упырь) вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.
Определенное место среди злых духов занимал Иёрёх, культ которого восходит к матриархату. Иёрёх представлял собой куклу в виде женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Иёрёх был покровителем семьи.
Самыми вредными и злыми божествами считались киремети, которые «обитали" при каждом селении и приносили людям бесчисленное множество несчастий (болезни, бездетность, пожары, засухи, градобития, грабежи, бедствия от помещиков, приказных служителей, пуянов и т.п.). В киремети будто бы превращались души злодеев и угнетателей после их смерти. Само название киремети происходит от мусульманского культа святых «карамат». У каждого селения было не менее одного киреметища, были и общие для нескольких селений киремети. Место жертвоприношения киремети огораживалось, внутри строилось небольшое здание с тремя стенами, обращенное открытой стороной на восток. Центральным элементом киреметища было одиноко стоящее старое, часто уже засохшее дерево (дуб, ветла, береза). Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей, хлебом и т. п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах — культовых сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались ки-реметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями молений (кёлёпусё) совершали обряды жертвоприношений и молений.
Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и моления, связанные с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае) и др.
Леса, реки, особенно омуты и пруды, по поверьям чувашей, были заселены арсури (подобие леших), вуташ (водяной) и другими божествами.
Благополучие в семье и хозяйстве обеспечивал хёртсурт — дух женского пола, в скотном дворе обитало целое семейство духов-покровителей домашней живности.
Все надворные постройки имели духов-покровителей: хранители клети (кёлетри ыра), погреба (нухреп хуси), сторож овина (аван кётусё). В бане ютился зловредный дух ийе — своеобразный домовой-костолом.
«Загробный мир» представлялся язычникам-чувашам продолжением земной жизни. «Благоденствие» покойников зависело от того, насколько щедро потчевали их живые родственники на поминках.


Материалы взяты из книги:
"Чуваши. Этническая история и традиционная культура." Авторы составители: В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. Москва, 2000.

http://www.chuvsu.ru...shia/obryid.htm
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#2
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Замечу, что если у финноугорских народов язычество сохранилось до наших дней(на северо-западе Башкирии сохранились целые районы населенные в основном марийцами-язычниками) , то чуваши христианизированы весьма основательно, такчто тамошнее язычество, как и славянское, по сути, реконструкция, а не живая традиция.Возможно что столь быстрая христианизация связана с нарушением целостности традиционной системы верований унаследованной чувашами от индоиранских и финноугорских предков при языковой тюркизацией+влянием булгарского ислама
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#3
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Цитата(Приднестровец @ 10.5.2009, 19:54) (смотреть оригинал)
Замечу, что если у финноугорских народов язычество сохранилось до наших дней(на северо-западе Башкирии сохранились целые районы населенные в основном марийцами-язычниками) , то чуваши христианизированы весьма основательно, такчто тамошнее язычество, как и славянское, по сути, реконструкция, а не живая традиция.Возможно что столь быстрая христианизация связана с нарушением целостности традиционной системы верований унаследованной чувашами от индоиранских и финноугорских предков при языковой тюркизацией+влянием булгарского ислама


А Вы не могли бы подробней рассказать о иранских и ФУ корнях чувашской традиционной веры? Если есть информация конечно...
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#4
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Информация у меня оттуда же, откуда и у Васsmile.gif)
Цитата
в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золотоор-дынско-казанскоханское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Для чувашского язычества был характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи тура (верховным богом), и с другой — злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира — добрые, Нижнего света — злые.


+ само происхождене чувашей-тюркизированная смесь иранцев-болгар и аборигенов финноугров.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#5
Volgost

Volgost

    Учредитель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 994 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Северный русский
  • Фенотип: Североевропейский
  • Вероисповедание:.
Приднестровец
Немного не в тему конечно.
Но Вы, как я понимаю, близко знакомы с ментальностью этого народа. Не могли бы рассказать чего интересного? Чем вообще от русских отличаются? smile.gif
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures

#6
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата(Volgost @ 10.5.2009, 22:09) (смотреть оригинал)
Приднестровец
Немного не в тему конечно.
Но Вы, как я понимаю, близко знакомы с ментальностью этого народа. Не могли бы рассказать чего интересного? Чем вообще от русских отличаются? smile.gif

Я уже писал на СА, что у меня 1/4 чувашской крови. :dolf_ru_203: При общении с родней с этой стороны, да и другими чувашами, замечал определенную наивность(я бы даже сказал наивная хитрость, но при этом редко кто их чувашей способен на подлость), некторую заторможенность и упрямство.Агрессивности, очень частой у башкир и встречающейся у татар, мордвы, русских, у них видел оччень редко.Религиозность у современных чувашей чисто православная.Пьют как русские.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#7
kagrigoriev

kagrigoriev

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 43 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:Чуваш
  • Фенотип: -
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:Православие
Цитата(Приднестровец @ 10.5.2009, 19:45) (смотреть оригинал)
Я уже писал на СА, что у меня 1/4 чувашской крови. :dolf_ru_203: При общении с родней с этой стороны, да и другими чувашами, замечал определенную наивность(я бы даже сказал наивная хитрость, но при этом редко кто их чувашей способен на подлость), некторую заторможенность и упрямство.Агрессивности, очень частой у башкир и встречающейся у татар, мордвы, русских, у них видел оччень редко.Религиозность у современных чувашей чисто православная.Пьют как русские.


Гениальная концовка. "Пьют как русские." )

#8
Bratilov

Bratilov

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Пловдив
  • Национальность:Българин
  • Фенотип: Медитерранид+альпинид
  • Вероисповедание:християнство
Цитата(kagrigoriev @ 22.12.2011, 14:45) (смотреть оригинал)
Гениальная концовка. "Пьют как русские." )

Ето скоре к географии. Вся Северная Европа пиет как русские. smile.gif

#9
BARBARUS

BARBARUS

    Новичок

  • Новые пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ?
  • Y-ДНК:?
  • мтДНК:? (E-v13)
  • Вероисповедание:невероисповедаю
Цитата(Приднестровец @ 10.5.2009, 19:54) (смотреть оригинал)
Замечу, что если у финноугорских народов язычество сохранилось до наших дней(на северо-западе Башкирии сохранились целые районы населенные в основном марийцами-язычниками) , то чуваши христианизированы весьма основательно, такчто тамошнее язычество, как и славянское, по сути, реконструкция, а не живая традиция.Возможно что столь быстрая христианизация связана с нарушением целостности традиционной системы верований унаследованной чувашами от индоиранских и финноугорских предков при языковой тюркизацией+влянием булгарского ислама


Насчет основательной христианизации не совсем верно. В Ульяновской области, по крайней мере есть одно село где и по настоящее время живут некрещенные чуваши. Моя пробабушка по матери была чувашской язычницей и так и не приняла христианство. Имела какое-то отношение к огню, гадала на огне и лечила огнем. Из родственников мало кто уже что помнит. Соглашусь с тем, что традиции умирают и даже не крещенные чуваши сейчас мало, что знают о язычестве.

#10
hirundo

hirundo

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 520 сообщений
  • Город:овраги и болота
  • Национальность:чувашка
  • Фенотип: уралоид+ящероид
Цитата(BARBARUS @ 27.6.2012, 23:46) (смотреть оригинал)
Насчет основательной христианизации не совсем верно. В Ульяновской области, по крайней мере есть одно село где и по настоящее время живут некрещенные чуваши. Моя пробабушка по матери была чувашской язычницей и так и не приняла христианство. Имела какое-то отношение к огню, гадала на огне и лечила огнем. Из родственников мало кто уже что помнит. Соглашусь с тем, что традиции умирают и даже не крещенные чуваши сейчас мало, что знают о язычестве.

Даже на кладбище могилы чувашей-язычников отличаются от прочих могил: на языческой могиле по сей день ставят юппа - столб такой, что-то вроде литовских крикшт. И, также как у литовцев, у нас для женщины эти надгробия делают из липы, а для мужчины из дуба. На юппу частенько повязывают сурпан - женское головное полотенце. Но православие крепко! И стоять ему крепко всегда у чувашей.

#11
BARBARUS

BARBARUS

    Новичок

  • Новые пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Национальность:русский
  • Фенотип: ?
  • Y-ДНК:?
  • мтДНК:? (E-v13)
  • Вероисповедание:невероисповедаю
Традиция называть нехристианскими именами,
параллльно с официальными-христианскими, сохранилась. У всех родственников матери есть непаспортные-нехристианские имена, которыми называют друг друга в деревне.

#12
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата(BARBARUS @ 28.6.2012, 1:46) (смотреть оригинал)
Насчет основательной христианизации не совсем верно. В Ульяновской области, по крайней мере есть одно село где и по настоящее время живут некрещенные чуваши. Моя пробабушка по матери была чувашской язычницей и так и не приняла христианство. Имела какое-то отношение к огню, гадала на огне и лечила огнем. Из родственников мало кто уже что помнит. Соглашусь с тем, что традиции умирают и даже не крещенные чуваши сейчас мало, что знают о язычестве.


Цитата(hirundo @ 29.6.2012, 2:42) (смотреть оригинал)
Даже на кладбище могилы чувашей-язычников отличаются от прочих могил: на языческой могиле по сей день ставят юппа - столб такой, что-то вроде литовских крикшт. И, также как у литовцев, у нас для женщины эти надгробия делают из липы, а для мужчины из дуба. На юппу частенько повязывают сурпан - женское головное полотенце. Но православие крепко! И стоять ему крепко всегда у чувашей.

Я все же пишу о чувашах Западной Башкирии (Белебеевский, Бижбулякский, Ермекеевский районы). А вот у марийцев на северо-западе (Мишкинский, Калтасинский районы) и публичные моления с жертвоприношениями до сих пор собираются.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей