Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Кощей Бессмертный


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
29 ответов в этой теме

#1
РобинГут

РобинГут

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 455 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:русский
  • Фенотип: субуралоид
  • Вероисповедание:Атеист (Древлеправославная поморская церковь)
Цитата
Кощей (Кащей) Бессме́ртный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Главная отличительная особенность Кощея - бессмертие.
С.А.Плетнёва в своей работе "Половцы" выдвигает такую версию о происхождении слова Кощей:
Цитата
В русской летописи такие большие семьи именовались чадями, а сами кочевники, вероятно, определяли ее словом «кош» — «коч» (кочевье). Вполне вероятно, что именно от этого термина попало в русские летописи и фольклор «сказочное» название «кощей» (в сказках это всегда ярый враг русского богатыря).

http://www.e-reading...php?book=134694
Т.е. "кощей" здесь выступает как глава "коша". Но кощеем был не только главный хан:
Цитата
На низших ступенях иерархической лестницы стояли главы небольших кошей — «кощеи» (рядовые воины) и простые пастухи, которые не были «кощеями», так как для этого нужно было иметь кош — пастбища и достаточное для кочевки количество скота.

Таким образом "кощеев"могло быть много - это все свободные воины половецкой орды
имеющие кош.
Отсюда как версия - бессмертность Кощея проистекает от многочисленности "кощеев",
после смерти одного врага всегда появлялся другой. По аналогии с персидскими 10000
"бессмертными" - как только кто-то из «бессмертных» погибал, его заменяли другим, тем самым поддерживая число бессмертных постоянным (ИМХО).

Цитата
Кощей является весьма могущественным чародеем, что также подтверждается в сказке «Иван Соснович», где Кощей превращает в камень целое царство.

Здесь возможно прослеживается связь между половецкими каменными "бабами".

Сообщение изменено: РобинГут, 09 Январь 2011 - 06:40.


#2
Отто Дикс

Отто Дикс

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 610 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь, Томск
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Восточный нордид+Км
  • Вероисповедание:Крещен в православие
Хм, а я слышал про отождествление Кощея и царя готов Германариха.
Аргументы:
проживание у синего моря (готы занимали Крым)
бессмертность- Германарих по Иордану прожил 110 лет.
титул царя и охраняющая его рать умелых воинов.

#3
Агнявіт

Агнявіт

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 460 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Гомель Беларусь
  • Национальность:Radzimič
  • Фенотип: нордид+балтид
  • Вероисповедание:Мистик
Меня терзают сомнения, что у этого мифологического персонажа вообще есть реальный прототип.

#4
РобинГут

РобинГут

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 455 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:русский
  • Фенотип: субуралоид
  • Вероисповедание:Атеист (Древлеправославная поморская церковь)
Цитата(Отто Дикс @ 9.1.2011, 10:32) (смотреть оригинал)
Хм, а я слышал про отождествление Кощея и царя готов Германариха.
Аргументы:
проживание у синего моря (готы занимали Крым)
бессмертность- Германарих по Иордану прожил 110 лет.
титул царя и охраняющая его рать умелых воинов.

Интересная версия, но связь слова "кощей" с половцами более сильная.
В Слове о полку Игореве термин упомянут трижды:
автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич
Цитата
то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы).

Это работает на версию происхождения слова от тюркского koşзi «невольник», koşucu «беглец». Но в Слове мы видим:
Цитата
Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!.....

...Ту Игорь князь выседе из седла злата, а в седло кощиево.


Т.е. в рукописи хан Кончак прямо называется кощеем. Очевидное противоречие с версией
о идентичности слов "кощей" и "пленник".

Если принять версию, что кощеи - это все свободные воины половецкой орды
имеющие кош, всё встаёт на свои места.

Сообщение изменено: РобинГут, 09 Январь 2011 - 08:39.


#5
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Бабушка моей подруги жила в деревне Кощеево, если правильно помню, где-то в Вологодской области smile.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#6
Отто Дикс

Отто Дикс

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 610 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь, Томск
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Восточный нордид+Км
  • Вероисповедание:Крещен в православие
Существует несколько версий происхождения слова «Кощей» («Кащей»):
1. от «кость»;
2. от «касть» – сокр. от капость, пакость – мерзость, гадость, скверна, паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь; (Л.М. Алексеева связала эти определяющие слова по их отнесенности к останкам умершего: кость – это сравнительно «крепкая» часть останков, касть – все остальное, гниющее).
3. от тюркского košci – «раб», «пленник»;
4. от къшь – «жребий», «судьба»;
5. от «кош» – «стан», «поселение»;
6. от нижнелужицкого koštlar – «заклинатель»;
7. от kostь-sějь – «костосей, тот, кто сеет кости»;
8. А по чувашски Кащ, кащхи - ночь, ночной

А.Н. Афанасьев считал, что глагол «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода, то Кощей – это «демон-иссушитель дождевой влаги, представитель темных туч, окованных стужею».
Следовательно, Кащей по этой версии - природное явление. Посколько в сказках существуют описания полета Кащея, возможно, он олицетворял бурю, смерч или ураган.
Некоторые исследователи считают, что Кащей был историческим персонажем.
Б.А. Рыбаков, анализируя изображение на серебряной оковке рога из кургана Черная Могила в Чернигове, пришел к выводу, что там воспроизведен кульминационный момент былины об Иване Годиновиче – смерть Кощея Бессмертного. Он считал, что сочетание трех персонажей: Кощея, «примчавшегося откуда-то в лесную страну для того, чтобы отвоевать для себя черниговскую девушку», самой дочери черниговского князя и вещей птицы, покровительницы Чернигова, позволяет, исходя из исторических условий IX–X вв., предположить, что «на турьем роге черниговского князя, современника Святослава, отражено эпическое сказание о победе Черниговцев над кочевниками-печенегами, победе, сопровождавшейся отбитием русских полонянок».
Другие придерживаются версии о западных захватчиках. Кащеем тогда был Германарих, предводитель готов, которые совершали опустошительные набеги на славян. Есть текст Иордана где он пишет, что Германарих скончался на сто десятом году жизни, а до этого на него было покушение – его ударили мечом в бок, а он остался жив. Похищение невесты героя тоже привязывают к древнему обычаю брать себе жен из племени покоренных народов. И случайная смерть от коня (по одному из мотивов, Кащей попал под копыта своего волшебного коня), рассматривается как рудимент истории сражений готов, славян и гуннов. В сказке еще упоминается бесчисленные сокровища Кащея. Как известно, древние славяне не имели золотых украшений и вели довольно скромный образ жизни. Деньги полученные за продажу хлеба эллинам и римлянам они закапывали в землю. На черный день. Своего рода стабфонд, который мог понадобиться в случае неурожая для закупки провизии у южных соседей. А вот германские народы, контактировавшие с Римом и другими землями, да привыкшие жить грабежом, на золотишко и цяцьки всякие всегда глаз ложили.
Кащею приписывается жестокость и насилие. Был ли таким Германарих? “Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь”, - пишет Иордан. Марья Моревна?
Коварные интриги и алчные набеги войска Кащея можно усмотреть и в заговоре славянских племен. Иордан пишет, что Германарих воевал с венедами, Винитарий воевал с антами, но росомоны служили Германариху (т.е. предали собратьев). И рубка героя на куски выглядит вполне естественно для тех удалых времен... Остальное - мифология и обычаи.

По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кащею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кащей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима. Язычники утверждают, что если раздавить яйцо, которое снесла курица на Рождество, то в марте морозов уже не будет

#7
РобинГут

РобинГут

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 455 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:русский
  • Фенотип: субуралоид
  • Вероисповедание:Атеист (Древлеправославная поморская церковь)
Да, версий несколько и происхождений слова вероятно несколько.
Деревня Кощеево в Вологодской области скорее всего от личного имени
Кощей (Кошькей) В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка
Кощей (с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается
как личное имя. В московской берестяной грамоте предположительно тоже
присутствует.
Но это свои,"местные" добрые Кощеи. Кощей Бессмертный это безусловно
воплощение зла, смерти, похищения людей. Всё это несли на Русь кочевники
и половцы одна из самых серьёзных опасных соперников.
Применительно к половцам "кощей", по моему мнению, это владелец "коша",
свободный воин половецкой орды.

Сообщение изменено: РобинГут, 10 Январь 2011 - 07:19.


#8
Отто Дикс

Отто Дикс

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 610 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь, Томск
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Восточный нордид+Км
  • Вероисповедание:Крещен в православие
Цитата(РобинГут @ 10.1.2011, 10:18) (смотреть оригинал)
Да, версий несколько и происхождений слова вероятно несколько.
Деревня Кощеево в Вологодской области скорее всего от личного имени
Кощей (Кошькей) В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка
Кощей (с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается
как личное имя. В московской берестяной грамоте предположительно тоже
присутствует.
Но это свои,"местные" добрые Кощеи. Кощей Бессмертный это безусловно
воплощение зла, смерти, похищения людей. Всё это несли на Русь кочевники
и половцы одна из самых серьёзных опасных соперников.
Применительно к половцам "кощей", по моему мнению, это владелец "коша",
свободный воин половецкой орды.



Вопрос лишь в том,когда появился миф о Кощее, если это было в дополовецкие времена?
По крайней мере Бабу Ягу часто связывают с сарматами,аргументируя это проявлявшемся иногда у них матриархатом, ступа и костяная нога как вариант деревянных седел и доспехов, каннибализм (находки человеческих костей в очагах у сарматских погребений)...
Так вот, Кащей и Баба Яга часто действуют в одной сказке, являясь современниками.
Что логично для времени готов и сармат...

#9
РобинГут

РобинГут

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 455 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:русский
  • Фенотип: субуралоид
  • Вероисповедание:Атеист (Древлеправославная поморская церковь)
Понять когда появилась сказка или легенда очень сложно.
Тут ошибки могут быть в столетия, тем более сказки и легенды
изменяются со временем, рассказчики добавляют в них часть
современных им понятий и героев. Что-то наоборот исчезает
как совершенно непонятное.
Поэтому предположение о единовременном происхождении сказок
о кощее и бабе яге практически недоказуемо и строить на нём
выводы нельзя.
Вариант с Германарихом может иметь место, но вот доказательств
маловато. Почему он из Германариха стал Кощеем?

Слово о полку Игореве - это уже более серьёзный документ, чётко
определяющий события во времени и пространстве. И в нём слово кощей
применяется именно к половцам.
Тот ли это кощей, что в сказках? Не известно, но очень похоже.

#10
Отто Дикс

Отто Дикс

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 610 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь, Томск
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Восточный нордид+Км
  • Вероисповедание:Крещен в православие
Википедия:

Происхождение слова «кощей»
Koschei by Sergey Malyutin.jpg

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.

Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского koşçi «невольник», koşucu «беглец» которое, в свою очередь, образовано от koş «бег, лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан). Впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить 'бранить'.

Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь)[5], то есть это адъективная форма koštьі (отыменное прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».
[править] Враги Кощея

* В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает главному герою информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно.
* Также врагами Кощея являются богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки Иван Соснович, двоих из них Кощей убивает, а Дубыню смертельно ранит. В этой сказке Кощей (Кащей) погибает от рук Ивана Сосновича.

У Кощея (Кащея) много врагов, но мало кто из них переживал встречу с ним.
[править] Мифологический архетип Кощея

Кощей — сын Матери Земли в древней славянской мифологии. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась птицей Вия (сначала это бог земледелия, позже царь мертвых и наконец бог смерти). Прообразы Вия и Кощея скорее всего со временем слились в единое целое. В православии заменён злым святым Касьяном, чей день отмечается 29 февраля. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши-Яги, которая проводит героя в его мир — кощеево царство. Интересно, что имя героини, похищаемой Кощеем — Марья Моревна (смерть смертная), то есть Кощей — смерть без возрождения. Относится к новым богам. Считалось, что Вий обладал смертоносным взглядом, поэтому его глаза были закрыты тяжёлыми веками, ресницами или бровями. Имел образ старика.


История образа Кощея чрезвычайно темна.
А.И.Никифоров

После обстоятельного рассказа о Змее Горыныче ("Химия и жизнь", 2000, № 1) и Бабе Яге ("Химия и жизнь", 2001, № 3) написать о главном отрицательном герое русских сказок просто необходимо. Хотя, собственно говоря, чем он так плох? Увел невесту у главного положительного героя? Ведь иных проступков за ним обычно не числится! Откуда же эта репутация абсолютного злодея, которого опасаются даже "соратники" — Баба Яга со Змеем Горынычем?

Биографию Кощея русские сказки замалчивают. Мы знаем только, что он — повелитель "тридесятого царства", которое помещали в подземных или северных — темных и холодных — краях (см. "Химию и жизнь", 2001, № 12). Считалось, что там укрылись языческие боги, — об этом прямо говорит древняя летопись, которая повествует о том, что после насильственного крещения Новгорода идол Перуна скинули в Волхов и река понесла его на север: "И плы из света во кошьное, сиречь во тьму кромешную".

Из этой фразы понятно становится значение слова "кошный" (кошьный) — ныне забытое, оно означало когда-то "скрытый", "темный". Ну что ж, лучшее определение для подземного мира и его хозяина и вправду трудно подобрать. Но хотя ученым-филологам, как правило, многое удается узнать, анализируя происхождение того или иного слова, от загадочного слова "кощей" отходит слишком много совершенно разных ниточек — не путеводный клубок получается, а запутанный узел.

В древнерусском языке слово "кощей" означало "раб", "пленник". Не в этом ли дело? Ведь многие сказки начинаются с того, что Кощей закован в цепи и сидит под замком. Но с другой стороны, вроде и связь со словом "кость" просматривается, и с понятием "кощунство", а дальше мы увидим и другие "ниточки". Где их начало, где конец—поди разбери! Любит наш народ такие слова. Взять того же Змея Горыныча: в некоторых версиях сказок (вероятно, поздних) его селят в горах, но знакомство с ближними родичами персонажа — огненными змеями — убеждает, что "Горыныч" он — от слова "гореть". Так что давайте попробуем приглядеться и к Кощеевой родне.

В некоторых сказках Кощей — невзрачный с виду старичок. "Сам с ноготок, борода с локоток, а усы семь четвертей", но сил у него немало. Обитает бородач где-то под землей — "вроде колодцу такое провалишшо". Там томятся девицы и хранятся бочки с живой и мертвой водой. При знакомстве с таким персонажем специалисту по Древней Руси поневоле бросается в глаза сходство Кощея с одним из русских языческих богов — Белесом (Волосом).

Как и Осирис древних египтян, он был и царем мертвых, и богом плодородия. Как и Осириса, Волоса, судя по всему, отождествляли с растением (растения считали волосами на огромном теле Земли). Еще в XIX веке крестьяне оставляли на сжатом поле пучок колосьев — "Волосу на бородку".

И на этом параллели Волоса с Кощеем не заканчиваются. По мнению Б.А.Рыбакова, слово "кош" имело прежде такие значения, как "жребий", "судьба", — то есть олицетворяло то, чем распоряжался бог смерти. Но имело оно и другой смысл — "достаток", "урожай" (отсюда современные слова "кошель" и "кошелка") — с этими понятиями больше сочетается образ "сельскохозяйственного" бога. Впрочем, для наших предков-крестьян все эти понятия соприкасались друг с другом почти вплотную — судьба напрямую зависела от достатка, достаток — от урожая.

Интересно, что и Кощей, и Волос при ближайшем рассмотрении оказываются сродни Вию. Кто не помнит знаменитые веки Вия, которые он не может поднять самостоятельно? Между тем в одной из сказок Кощею поднимают тяжелые брови семью вилами. Христианский "заместитель" Кощея, святой Касьян (не секрет ведь, что многих христианских святых наделили на Руси чертами, характерными для того или иного языческого персонажа), "не видит божьего свету" из-за длинных ресниц. И видимо, не случайно многое в облике Вия, покрытого землей, наводит на мысль о растении — даже само имя, как можно предположить, имеет общий корень со словом "виться". К тому же церковь, где появился Вий, скрывается впоследствии под буйной растительностью.

В мифе о Кащее Бессмертном можно найти следы древнейшего земледельческого сказания об умирающем и оживающем зерне.
А.Асов

Птицечеловек с острова Пасхи

Многое может показаться надуманным и ошибочным в книгах А.Асова, но здесь он, похоже, попал в точку. Кощей действительно очень напоминает нечто растительное — например, чтобы обрести силу, он много и жадно пьет. В одной из сказок герой обнаруживает Кощея в котле, стоящем на огне, откуда тот жалуется на коварную жену: "Сумела меня с перьвой ноци стяпать в котел и закрыть крышкой".

Растительная сущность персонажа проявляется постоянно: разве сказали бы иначе о Кощее наши предки, что, упав с коня, он "разсыпався дробней горнаго маку" или "разбился в масло"? Умирающие и воскресающие боги, олицетворяющие растения, есть практически во всех земледельческих культурах. Знаменитый этнограф Дж.Фрэзер написал о них целую книгу — "Золотая ветвь". Есть среди этих богов и такие, кто, подобно Кощею, принимает смерть от коня.

Язычники — народ последовательный. Назвался груздем — полезай в кузов, выбился в вожаки, приблизился по своим возможностям к богу, так и получай все, на что боги обречены, — не только хорошее. Если с богом отождествляется реальный правитель — участи его не позавидуешь: надо умереть и возродиться, а умереть даже помогут. Ведь этот человек — воплощение жизненных сил всей природы, а коли так, то, чтобы обеспечить изобилие своему народу, он должен быть всегда бодрым и полным сил. Ежели правитель стареет, его надо срочно менять, а то как бы всем худо не стало.

Народная мудрость придумала много способов оценки состояния человека, которого считали воплощением бога плодородия. Иногда все решал поединок. К примеру, каждый год самый сильный воин Гавайских островов метал копье в царя, который должен был поймать его рукой. В других странах решающую роль играли жалобы жен: сдает, мол, повелитель... Как тут не вспомнить недовольство пленницы царя Кощея, которая находит в итоге уязвимое место своего повелителя и рассказывает молодому и пригожему избавителю про яйцо, несущее Кощею смерть?

Рисунок на роге из славянского могильника. В центре сюжета — гибель Кощея от собственной стрелы

Яйцо как символ роковых событий, приводящих к смене правителя, упоминается не только в сказках. Вот что пишет, к примеру, в своей книге Фрэзер об обычаях некоторых африканских племен: "Когда народ недоволен правлением... он посылает к царю посольство, которое уверяет его, что бремя царства его утомило, что теперь ему самое время отдохнуть от забот и немножко выспаться. Полномочия посольства удостоверяются яйцами попугаев, приносимыми в подарок царьку. Монарх благодарит подданных за проявленную заботу, удаляется в свои покои как бы на отдых и там отдает женам приказ задушить себя. Приказ немедленно приводится в исполнение. После этого на трон вступает сын покойного..."

А чуть ниже описан другой вариант того же обычая: в этом случае правителю приносят не яйцо, а глиняный слепок ноги его сына. Это уже более понятный знак: "ты уже стар, твой сын должен сменить тебя". Ну а что же русские былины о Кощее? Есть ли в них мотив противостояния отца и сына? Как ни странно, да: в былинах противника Кощея иногда выдает отчество — Касьянович.

Верховная власть часто не передается по наследству, а достается тем, кто выполнил необходимые условия.
Дж. Фрэзер

Изображение на изделии древней трипольской культуры

Понятно, что не всегда "может и сын героем стать, если отец герой". Быть "Касьянычем" для вступления на престол вовсе недостаточно: нужно еще доказать, что ты превосходишь отца и достоин занять руководящий пост. Древние русичи были куда своих потомков, которые постепенно ввели правило передавать власть по наследству без всяких испытаний. А в прежние времена древляне, убившие князя Игоря, предлагали вдовой Ольге: "Наши князи добри суть... поиди за князь нашь за Малъ". Они искренне считали, что княгиня только выиграет — ведь ей достанется муж, превосходящий прежнего!

Это мировоззрение нашло отражение и в русских былинах: здесь девицы-красавицы зачастую симпатизируют именно победителю, даже если таковым временно оказывается Кощей. В расчет идет близость к княжескому трону, но логика при этом — не придерешься: раз многого добился, значит, самый достойный. Сказочный герой, впрочем, тоже стремится к женитьбе не на ком-нибудь, а на царевне (королевне), объясняя это тем, что она-де — самая красивая.

И все-таки иной раз подлинный мотив — борьба за трон — проступает в былинах и даже сказках вполне отчетливо. Сколько раз встречается в них сюжет, когда любимая и поначалу верная супруга вдруг теряет интерес к своему мужу, стоит только ему сделать промашку! Да и появление на горизонте более перспективного кандидата в мужья тоже часто отражается на ее благосклонности к супругу. А в одной сказке победитель Кощея "стал жить, поживать да добра наживать" у трех (!) Кощеевых дочек — ни больше, ни меньше. Ислам, похоже, принял — лишь бы владение не делить.

Но борьба борьбою, а надобно и меру знать. Жить только поединками нельзя. К чему это приводит не в сказке, а на деле, хорошо описано все в той же книге "Золотая ветвь". Были, оказывается, в истории человечества народы, у которых правителем мог стать любой, кто победит правителя нынешнего. Книга начинается с описания античного царства вокруг озера Неми, в современной Италии.

У озера была священная роща, посвященная Диане — богине лесов. "В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага". Этой мрачной фигурой и был царь! Интересно, что претендент на царство должен был не просто победить противника, но, главное, сломать одну из ветвей дерева, — очевидно, и в этом случае правитель отождествлялся с растением. Но желающих стать таким царем было немного.

Более живучим оказалось общество, где поединки были ритуальными. Например, жители острова Пасхи стремились первыми обнаружить гнездящуюся птицу. Появление первого гнезда с яйцами означало наступление нового года, нового цикла полевых работ, нового витка жизни. Добывший (с помощью слуги) первое яйцо на весь год получал почетное звание птице-человека, — видимо, считалось, что яйцо снес он сам, лично обеспечив тем самым начало нового года.

Может, сказки о Кощее — отголоски подобных ритуалов? Чтобы сместить старого, закосневшего правителя, надо было опередить его в поисках яйца. Самый простой и, пожалуй, исходный вариант знакомого нам с детства описания "условий соревнования" звучит так: "На этой горе стоит дуб, на этем дубу есь гнездо, в этем гнездо есь Кошшея Бессмертнова яйцо..." Уж не предполагали ли наши предки, что Кощей откладывает яйца и хранит их в далеком гнезде?

Образ хищной птицы, коршуна или, может быть, грифа поневоле встает перед глазами, когда, сказочник описывает прилетевшего домой Кощея — "старого, худого, высокого, длинноногого, горбоносого, а колени были вместе. И подходит он на полусогнутых ногах к Прекрасной Светлане". Можно вспомнить и то, что святого Касьяна изображали на иконе "с большими глазами и длинным носом".
Перейти от "птичьего" образа Кощея к образу Кощея-растения нашим пред¬кам оказалось не так уж трудно. Достаточно было чуть упростить условия задачи — добыть не само яйцо, а только ветку от растущего на горе дуба. Видимо, образ Кощея-растения оказался земледельцам ближе.

Дуб, где вьет гнездо Кощей, — это символ мирового дерева, оси мира. А гора, на которой дуб растет, — знаменитая гора на полюсе. Этот древнейший образ сохранился во многих легендах в разных уголках земли. Так что речь в старой сказке, которую каж¬дый народ видоизменял потом на свой лад, идет о судьбах всего нашего мира.

Рождается новая жизнь — и в этот (и только этот!)
момент Кощей-смерть умирает.
Е. М. Неелов

Герой вовсе не стремится уничтожить яйцо, как победитель змей — мангуст Рикки-Тики-Тави из сказки Киплинга. Обычно он сжимает его или бьет — иногда о лоб Кощея. Но в архаичных представлениях славян "бить" означало "оплодотворять". Именно поэтому на Пасху легонько бьют яйца — дабы поддержать весеннее возрождение мира. Ведь Вселенная представлялась нашим предкам подобной яйцу: "Скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля
Науки с мудреными названиями "термодинамика" и "синергетика" заменили образ Кощея Бессмертного понятием энтропии, которая характеризует степень неупорядоченности и хаоса. Как и наши предки много тысячелетий назад, ученые поняли — энтропия Вселенной растет, хаос готов поглотить мир. И только в развивающихся живых организмах энтропия уменьшается. Поэтому безобидное с виду яйцо способно и Кощея победить, и энтропию уменьшить.

Похоже, наши предки праздновали смерть Кощея и обновление мира каждый год: весной, когда дарили друг другу яйца и сжигали соломенное чучело. Ведь в некоторых странах это чучело делали из последнего снопа прошлого урожая — той самой "бородки Волоса".

Не случайно, видимо, противником Кощея в одной из былин становится Иван Годинович. Ежегодное возрождение жизни противопоставляется здесь закосневшему Кощею. Характерно при этом, что гибнет он тем не менее не от рук героя былины, а от собственной стрелы. По мнению академика Б.А.Рыбакова, именно этот сюжет запечатлен на роге из славянского могильника языческих времен: Кощей изображен здесь с луком в руках и одна из пущенных им стрел летит в его же спину.

Похожий сюжет есть среди рисунков на скалах Залавруги (см. "Химию и жизнь", № 10\2000), которые датируют вторым тысячелетием до нашей эры. Здесь стрелы вонзились человеку в спину и голову, но, несмотря на тяжелые раны, он стреляет из лука. Скорее всего на этом рисунке одновременно изображено и действие — выстрелы из лука, и результат — стрелы попадают в самого человека, поскольку других фигур стрелков поблизости нет.

Если же заглянуть дальше в глубь веков, то окажется, что у Кощея есть даже более известные и влиятельные родичи. Он, как ни странно, сродни тем великанам, из тел которых создавалась Вселенная: скандинавскому Имиру, индийскому Пуруше. Подобная фигура есть на изделии древней трипольской культуры (3-4 тыс. лет до нашей эры), которая, как считают археологи, создавалась предками славян. Эта фигура соответствует уже знакомому нам описанию Кощея, и особенно характерны здесь прижатые друг к другу колени.

Как и упомянутые великаны, Кощей обычно гибнет, распадаясь на части. Казавшееся безобидным яйцо, словно граната, разрывает Кощея на куски: "Дробен мак, а Кощея ящо дробней порвало!" Как мы помним, такая же смерть ждет его и при падении с коня. Есть немало свидетельств тому, что, подобно скандинавам и индусам, наши предки считали, будто мир сотворен из тела божественного великана. "Голубиная книга" повествует об этом так:
"А и белой свет — от лица Божья,
Солнце праведно — от очей его,
Светел месяц — от темечка,
Темная ночь — от затылечка,
Заря утрення и вечерняя — от бровей Божьих,
Часты звезды — от кудрей Божьих!"
Не в этом ли разгадка бессмертия Кощея? Он исчез как личность, но сохранился в виде вечной Вселенной, а смерть его дала жизнь всем прочим живым существам.

Источник: "Химия и жизнь" http://www.inauka.ru...4766/print.html

#11
komrad13

komrad13

    Черная кость

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 462 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:казах
  • Фенотип: Южно-сибирский
Цитата(Отто Дикс @ 11.1.2011, 10:47) (смотреть оригинал)
Вопрос лишь в том,когда появился миф о Кощее, если это было в дополовецкие времена?
По крайней мере Бабу Ягу часто связывают с сарматами,аргументируя это проявлявшемся иногда у них матриархатом, ступа и костяная нога как вариант деревянных седел и доспехов, каннибализм (находки человеческих костей в очагах у сарматских погребений)...
Так вот, Кащей и Баба Яга часто действуют в одной сказке, являясь современниками.
Что логично для времени готов и сармат...

У казахов есть аналог Баба-Яги, Жалмууыз Кемпир. Тоже старуха, тоже детей кушать любит. В некоторых сказках помогает героям(найти домбру волшебную например), в некоторых требует детей(покушать) в обмен на свободу. Аналогов Кощея у нас не знаю. Есть аналог Змея Горыныча- Айдархар, но легенды о драконах есть у большинства народов мира.

Сообщение изменено: komrad13, 12 Январь 2011 - 10:50.

Порой в спешке "глотаю" слова, так что не удивляйтесь.

#12
РобинГут

РобинГут

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 455 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:русский
  • Фенотип: субуралоид
  • Вероисповедание:Атеист (Древлеправославная поморская церковь)
Цитата(komrad13 @ 12.1.2011, 13:48) (смотреть оригинал)
У казахов есть аналог Баба-Яги, Жалмууыз Кемпир. Тоже старуха, тоже детей кушать любит. В некоторых сказках помогает героям(найти домбру волшебную например), в некоторых требует детей(покушать) в обмен на свободу. Аналогов Кощея у нас не знаю. Есть аналог Змея Горыныча- Айдархар, но легенды о драконах есть у большинства народов мира.

Вероятно Баба-яга очень древнее "существо", интересно у соседних индоевропейский
народов есть аналогичный персонаж? Поедание детей..это из глубокой древности.
Кощей же вероятно появился позднее.

#13
РобинГут

РобинГут

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 455 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Нижний Новгород
  • Национальность:русский
  • Фенотип: субуралоид
  • Вероисповедание:Атеист (Древлеправославная поморская церковь)
Цитата(Отто Дикс @ 12.1.2011, 8:08) (смотреть оригинал)
Википедия:
Происхождение слова «кощей»
Koschei by Sergey Malyutin.jpg
Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя.
Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского koşçi «невольник», koşucu «беглец» которое, в свою очередь, образовано от koş «бег, лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны коша (отсюда и рассказы о богатстве Кощея). В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан). Впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить 'бранить'.

Здесь ошибка.
Как я уже и писал в Слове о полку Игореве термин упомянут не дважды а трижды:
1."чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане" - это работает на версию происхождения слова от тюркского
koşзi «невольник», koşucu «беглец».
Но затем!
2."Стреляй, господине, Кончака, поганого кощея, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святославлича!.."
Т.е. в рукописи хан Кончак прямо называется кощеем. Но хан на свободе и "на коне". Очевидное противоречие с версией
о идентичности слов "кощей" и "пленник".
3."...Ту Игорь князь выседе из седла злата, а в седло кощиево".- обычно переводится как
"Тут Игорь князь пересел с седла золотого, а в седло невольничье". Но на самом деле пересел он в
седло ханское (седло главного Кащея).
Если принять версию Плетнёвой, что кощеи - это все свободные воины половецкой орды
имеющие кош, а хан это главный Кощей, всё встаёт на свои места.

По другим версиям происхождения, как я и писал, - происхождений слова вероятно несколько.
Какое именно из них дало происхождение Кощею Бессмертному понять сложно.

#14
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Образ Кащея Бессмертного в искусстве.

Очень много фото и рисунков. Весьма занятно, что раньше его представляли совсем не так, как теперь

https://shakko.ru/1712774.html


  • "Спасибо" сказали: lana и КОВАЛЬ ЛЮДОТА

#15
Vafthrudnir

Vafthrudnir

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 788 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сталинодар
  • Национальность:Русский
  • Вероисповедание:Агностический атеизм

Образ Кащея Бессмертного в искусстве.

Очень много фото и рисунков. Весьма занятно, что раньше его представляли совсем не так, как теперь

https://shakko.ru/1712774.html

На его теперешний образ повлиял образ фэнтезийного лича, хоть в оригинале Кощей никогда не был нежитью. 
Лич впервые появляется в настольной игре Dungeons & Dragons с выходом сеттинга Grayhawk в 1975 и создатели где-то говорили, что прототипом лича был Кощей (в том числе заимствована идея с филактерией). Я читал про это летом, но источник потерял, как найду - скину сюда. 

Сейчас это идёт и в обратную сторону и уже Кощея отожествляют с личом (можно встретить утверждения, что Кощей это славянский лич).
А так, интересно, что славянская мифология повлияла на массовую культуру (помимо всем известных вампиров).



#16
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Славянский, но насколько он общеславянский? Я вот открыл советский двухтомник "Чарадзейныя казкі" от Института этнографии и фольклора Академии наук БССР. Там 219 сказок суммарно, с группировкой по сюжетному мотиву, к каждой есть комментарии, сказки поданы в оригинальной орфографии конкретных этнографов, без каких либо изменений и приведений под литературную норму, с указанием сборника и места записывания.

 

Так вот из всех 219 представленных в сборнике сказок этого жанра Кощей упоминается только в 7. Из них 6 записаны на крайнем востоке республики, рядом с Россией (5 сказок записаны одним и тем же этнографом Романовым в 80-х и 90-х годах XIX века) и только 1 записана в центральной части страны (Сержпутовским в начале XX века).

 

Т.е. у меня большие подозрения, что он даже общевосточнославянский персонаж, не то что общеславянский. Либо его популярность у нас сильно просела в виду различных процессов в общественном сознании и религиозной жизни во времена нахождения в ВКЛ/РП и ВКМ/РЦ/РИ.


  • "Спасибо" сказали: КОВАЛЬ ЛЮДОТА
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#17
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

В базе мифологических мотивов  есть мотив "Жизнь хранится вне тела"
https://ruthenia.ru/...ezkin/l15d.html

Среди прочего там такое. Не знаю насколько полно это отражает распространение Кощея в сказках восточных славян, но есть:

"; русские (Архангельская, Олонецкая, Псковская, Вологодская, Тульская, Нижегородская, Воронежская, Орловская, Рязанская), украинцы (Волынь, Закарпатье, Галиция, Угорская Русь, Подолия), белорусы: СУС, № 302 [Смерть Кащея в яйце: герой при содействии помощников (благодарных животных) находит себе невесту; ее похищает Кащей; добыв Кащееву смерть в спрятанном яйце, герой освобождает свою нареченную], 302С [неуязвимый силач без сердца: враг достал сердце силача на высокой горе и во время ссоры раздавил его; силач умирает]: 107-108; белорусы (Могилевская, зап. 1888-1891, д. Новая Бычь, Быхов. у., от кр. Павла Иванова, 45 л, неграмотный) [Жена заблудилась в лесу, ее уносит к себе медведь, через 3 года она рожает сына Ивашку медвежье ушко; через 3 года он вырастает и уходит, встречают Дуба-Дубовика и Гора-Горовика, идут втроем; находят дом, оставляют Гору-Горовика готовить обед, сами уходят на охоту, появляется Кащей («Кощей»), требует внести его в дом, посадить за стол и подать еду, съедает вола, улетает, Гора-Горовик режет другого вола, ставит варить, приходят товарищи, мясо сырое, Гора-Горовк не рассказывает о Кащее; то же повторяется с Дубом-Дубовиком; на третий день остается готовить обед Ивашка, прилетает Кащей, Ивашка отказывается выполнить его приказы (не вносит в дом и не усаживает за стол), утаскивает Кащея в лес и защемляет кащееву бороду в расщелине дуба, возвращаются товарищи, Ивашка кормит их, идут за Кащеем, но он улетел; втроем отправляются за Кащеем, приходят в лес, Дуб-Дубовик расчищает дорогу, Гора-Горовик раскапывает гору, находят огромный камень и нору под ним, из воловьих шкур делают ремень, Ивашка спускается, договариваются, чтобы через год товарищи были на этом же месте; Ивашка идет под землей, находит медный дом, там девушка рассказывает, что русского человека здесь не видали, живут за Кащеем Бессмертным, девушка предлагает жениться, но Ивашка ночует и уходит искать Кащея; доходит до серебряного дома, там тоже сидит девушка, история повторяется; Ивашка доходит до золотого дома, там девушка предупреждает Ивашку, что Кащей сильнее; прилетает Кащей, чует русский дух, девушка успокаивает его и выведывает, где спрятана кащеева смерть (в море ларец, в ларце заяц, в зайце утка, в утке яйцо, тем яйцом ударить Кащея по лбу); Кащей улетает, девушка рассказывает Ивашке, он берет ружье, по дороге хочет убить волка и коршуна (и съесть), но звери просят пощадить и обещают, что пригодятся, Ивашка видит рака морского на берегу, не убивает, а помогает тому уплыть в море; в благодарность рак приносит Ивашке из моря ларец, Ивашка разбивает крышку, заяц убегает, волк ловит зайца и раздирает, утка улетает, ее ловит коршун, раздирает, Ивашка несет яйцо помыть в море, но роняет, рак возвращает яйцо; Ивашка приходит к Кащею, ударяет яйцом в лоб, Кащей умирает; Ивашка забирает девушку, жалеет оставлять золотой дом, девушка берет яйцо, обкатывает кругом и дом собирается в яйце, Ивашка убирает яйцо в карман, вторая девушка таким же образом собирает в яйцо серебряный дом, третья – медный дом; приходят к выходу наверх (прошел ровно год), товарищи поднимают девушку из медного дома, спорят, кому она достанется в жены, она уверяет что есть «краше» ее, поднимают девушек из серебряного и золотого домов, решают взять их в жены, а первую – в прислуги, а Ивашке на подъеме обрезать ремень, чтобы он разбился; Ивашка вместо себя привязывает камень, товарищи обрезают ремень, камень падает обратно, Ивашка горюет и уходит; прячется от тучи под дубом, кричат птицы, он залезает на дуб, закрывает птенцов от дождя, потом слезает и прячется, прилетает птица Полугрица, в благодарность за спасение своих птенцов обещает доставить его наверх, Ивашка должен заготовить 2 бочки любого мяса; Ивашка набирает 2 бочки ужей, лягушек, мышей, подвязывает бочки под крылья, они летят, Ивашка кидает птице в рот мясо из бочек, мясо кончается, Ивашка отрезает свои икры; птица выносит его на этот свет, узнает, что за мясо было в конце, отхаркивает, икры прирастают; Ивашка приходит в город, объявляется сапожником («Иваничка пьяничка»), шить не умеет, квартируется у еврея; девушка из золотого дома обещает выйти замуж за того, кто сошьет такие черевички, какие были у нее в золотом доме, Ивашка через еврея принимает заказ, два дня пьет, на третий день раскатывает из яйца золотой дом, достает черевики, еврей относит черевики; девушка просит такое же платье – история повторяется, третье условие – такой же венец; Ивашка переходит в услужение к кузнецу, таким же образом достает венок; девушка приезжает к кузнецу, узнает, кто делал венок; они женятся; Дуб-Дубовик и Гора-Горовик женятся на двух других девушках, каждая живет в своем доме]: Романов 1901, № 36: 340-347; белорусы [Василий Пепелышка (ВП) просит отца заказать ему железную палицу; подбросил за облака, подставил колено, палица рассыпалась на кусочки; ВП велит сделать палицу из его железа, доволен; уходит, встречает Горынь-богатыря (раскидывает горы вилами), Дубовик-богатыря (вырывает дубы), Валун-богатыря (подкидывает валуны), берет в спутники; живут в хате, напротив банька; туда прилетают 4 голубки, скидываются девицами; каждый из богатырей по очереди пытается подпереть дверь; девицы каждого легко убивают; ВП нашел убитых в углу бани, дунул, оживил, избил девиц проволочной плеткой, те согласились стать женами; их отец рожден от Цмока, бессмертен; Цмок высылает войско, богатыри трижды его побили, заснули; ВП бьется с самим Цмоком, отрубленное прирастает, Цмок всех убил, дочерей в цепях увез домой; кобылица сверху золотая, снизу серебряная оживила ВП, а тот оживил спутников; ВП приехал к жене, велел узнать, в чем смерть ее отца; сперва тот отвечает, что в козе; в свинье; она их украшает и наряжает; Цмок признается, что в горе ступа, под ней заяц, под зайцем утка, под уткой яйцо, в нем смерть; ВП разбил яйцо, женился на той царевне]: Василенок и др. 1958: 154-162; русские (Терский берег) [царица родила сына Еврюху-стукольника, а няньки сказали, что теленка; царь посадил ее в подвал; Е. проломил стену, оставил мать у старушки, отправился в путь, встретил, взял с собой еще двоих; они пришли в дом, внутри много скота, забили быка, по очереди варят мясо; старичок бьет повара, подвешивает за волосы к потолочной балке; когда очередь Е., он побил старичка, сжег в огне; прилетели лебеди, стали девицами, начали мыться в бане; первый братан пытается закрыть в баню дверь, его вышвыривают; то же со вторым; Е. держит дверь; девушка называет Е. женихом, она – дочь Кащея, летом приплывет на корабле; Е. ждет, старуха вонзает ему в голову булавку, он засыпает; так трижды; Е. нашел старуху, сжег; нашел невесту; она обещает узнать, где смерть ее отца; тот отвечает, что в метле (позолотила метлу); в яйце; она передала яйцо Еврюхе, тот разбил его о лоб Кащея, он умер; прибыл с женой на родину, убил царя и нянек]: Балашов 1970, 145: 394-397; русские (Архангельская, 1908; Лапинская волость, ныне Карелия, девушка 18-ти лет А.С. Филатова, жила работницей в разных селениях поморья, сочиняет частушки и песни /«народная поэтесса»/, безграмотна) [Царь с царицей замечают, что на их огороде по ночам кто-то ворует репу, посылают сыновей караулить. Два старшие сына никого не увидели. Младший Иван сел на изгородь, «песенки распевает, звезды считает», видит, как мужичок с горбиком рвет репу, подходит и помогает ему нарвать. Мужичок приглашает Ивана к себе в подземелье, Иван берет с собой братьев. Они остаются у входа, Иван заходит, обыгрывает мужика в карты, мужик предлагает Ивану отгадать, какая из птиц попугай-птица, помогай-птица, белая лебедь. Иван выходит подумать на крыльцо (покурить), собачка-Мухтоцька подсказывает, что это муха, комар и вошь. Старик отдает за Ивана Марью-Царевну с большим приданым. Братья Ивана поднимают Марью на ремнях, как только начали поднимать Ивана, обрезали ремни, он упал в подземелье. Заходит в избушку бабушки-задворенки, спрашивает, как попасть домой, она указывает дорогу мимо избы Яицьны-Бабицьны, предупреждает, что та захочет съесть Ивана, засунуть в печь и советует, попросить показать, как правильно сесть на пекло. Дает Ивану щетку, гребень, зеркало спасаться от погони Яицьны-Бабицьны. Иван последовал совету бабушки, засунул Яицьну в печь и убежал. Она ногами выбила печную заслонку, погналась за Иваном. Он бросает гребень, вырастает лес, Яицьна его перегрызает, бросает щетку - появляется гора, ее она перегрызает, бросает зеркало – появляется огненная река, она бросается в реку и сгорает. Иван приходит в свой город, заходит в дом своей бабушки, та рассказывает, что у нее бывает Марья-Царевна. Бабушка сажает Ивана в шкаф и спрашивает, где её тоска, царевна отвечает – «у барана в рогу», бабушка позолотила рог. Поставила на стол, тогда Марья рассказала, что ее тоска в озере, в камне-сундуке-утке-яйце, в нем – тоска. Бабушка с Иваном выловили камень, достали яйцо. Иван роняет его и не может найти, яйцо приносит заяц. Бабушка посадила Ивана в шкаф, из яйца приготовила яичницу, угостила Марью. Тоска Марьи прошла, из шкафа вышел Иван, они рассказали правду царю, братьев из царства выгнали и поженились]: Цейтлин 1911, № 10: 5-7 (=Азадовский 1947, № 15: 102-105); русские (Вологодская; из сборника Афанасьева, с. 84) [няньки не могут успокоить новорожденного Ивана-царевича; сам царь качает, обещает высватать ему Ненаглядную Красоту – трех мамок дочку, трех бабок внучку, девяти братьев сестру; так трижды; на девятые сутки после рождения царевич встает и уходит за обещанной НК; старик: у твоего отца 30 лошадей; вели конюхам напоить их в море; которая лошадь вперед выдвинется, на море волны подымет, ту и брать; выбранный конь велит лечь, он пихнет; дважды пихнул, третий раз не стал – такая сила, что земля держать не будет; И. приезжает к старухе, та отправляет к старшей сестре, та – к самой старшей; она вызвала рыб и гадов, затем зверей, птиц; лишь птица Моголь знает, где живет НГ; готова отнести, но нужен запас мяса и воды; мяса не хватило, И. отрезал кусок от икр обеих ног; долетев, М. отрыгнула и прилепила назад; И. заночевал у бабушки-задворенки; та его с трудом добудилась, он встал, побил богатырей, пришедших сватать НК; так трижды; И. повез НК в свое царство; когда заснул на 9 дней, Кощей Бессмертный унес НК; И. пришел, когда того нет, научил НК узнать у Кощея, в чем его смерть; тот отвечает, что в венике; в дубовом тыне; НК позолотила веник; тын; Кощей признался, что в яйце, яйцо в утке, утка в кокоре (низ хвойного дерева с корнями), кокора в море плавает; по пути И. не стал убивать ястреба, медведя, щуку; море выбросило кокору на берег, медведь ее разломал, ястреб догнал утку, щука подхватила яйцо; И. перекладывал яйцо из руки в руку, а затем смял, Кощей умер; свадьба; и я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было]: Бурцев 1895, № 41: 177-195; русские (Рязанская) [царица гуляла в саду, ее унес вихрь; трое сыновей отправились на поиски; двое старших не могут, младший Иван-царевич поднял камень, закрывавший дыру в земле; велит спустить его на веревке; в саду девушка, прилетает змей, И. сшиб ему все три головы; царевна позвала своих братьев, это Ветер, Вихрь, Буря; они отвечают, что похищенная царица за морем у Кошшея Бессмертного; дала рожок вызвать ее братьев, те перенесли через море; рак, волк, коршун просят не есть их, обещают помочь; мать Ивана превращает его в паука, прячет в щели; говорит К., что видела во сне его смерть; К.: моя смерть в дубе в лесу, под ним сундук, в нем заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце иголка, в игольном ушке его смерть; И. нашел, открыл сундук, волк догнал зайца, коршун – утку, рак достал упавшее в море яйцо; К. умер; на крылатых конях И. с матерью прилетели к выходу на землю, царевна там же; братья вытащили женщин, а И. оставили; он дунул в рожок, Вихрь вынес его на землю; в городе стал жить у старушки; та рассказывает, что братья привезли мать и девушку; девушка требует платье такое, какое у нее было; Вихрь, Ветер, Буря достают; то же – туфли; девушка приехала к старушке, узнала И.; братьев простили]: Самоделова 2013, № 64: 71-74; русские (Воронежская) [Мальчик хочет убить волка, но тот в обмен на жизнь рассказывает, где найти сундук, в котором спрятана жизнь Змея Горыныча («Бессмертного Кашшея»). Мальчик находит, убивает зайца, застреливает утку, забирает яйцо. Встречает двух чертей, дерущихся из-за дубинки-самобивки, мальчик пускает пулю и говорит, что владельцем станет тот, кто ее поймает, черти убегает, мальчик забирает волшебное оружие. Мальчик приходит к Змею Горынычу освобождать сестру, пускает дубинку на Змея, раздавливает яйцо, и тот гибнет. Мальчик приводит сестру домой. Она рассказывает, что Змей каждый день ел людей, вешал головы на плетень. Мать спрашивает, зачем она пошла туда, дочь отвечает, что оттого, то мать ее прокляла. Мать всем рассказывает о том, как она страдала без дочери и обещает никогда не проклинать]: Барышникова 2007, № 36: 160-161; русские (Воронежская, до 1938, Богучарский район, записал Тонков у крестьянина Т.А. Сафонова) [Бедный крестьянин Иван стреляет в ястреба, который клюет белую лебедь, она обещает, что не забудет своего спасителя. Дома Иван обнаруживает угощения, новую нарядную одежду. Царь завидует ему, и выяснят, откуда богатство Ивана. Царь требует, чтобы Иван достал такую же одежду для него. Крестьянин приходит к синему озеру, рассказывает белой лебеди о своем задании, она обещает его исполнить. Она помогает выполнить второе задание царя: достает из тридевятого царства свинку-золоту щетинку. В третий раз царь требует, чтобы Иван достал лебедь белую, Елену Прекрасную. Лебедь не появляется на озере, появляется щука, сообщает Ивану, что Елена убежала от царя-Идолища, превратившись в лебедя, но уронила кольцо. Рыба дает Ивану кольцо, приказывает идти вслед за ним. Он оказывается у двора, заходит в прекрасный сад (золотые яблоки на деревьях, райские птицы), подлетает лебедь, берет кольцо и превращается в красавицу. Иван вспоминает о приказе царя, горюет, не хочет отдавать Елену. Она сообщает, что смерть царя в утке (в ней - яйцо), которую охраняют три змея. Она дает меч-самосек, целует Ивана. Он приходит к царскому озеру, отрубает головы всем трем змеям; стреляет в утку, с третьего раза попадает в голову, птица падает, роняет яйцо, оно тонет. Щука выносит яйцо. Он взмахивает яйцом и царский дворец рассыпается, Иван бьет царя и его слуг]: Новикова и др., 1940; русские [маленькому царевичу няньки обещают в жены Василису Кирбитьевну (В.); он вырастает, отправляется за женой; на площади бьют должника, кто выкупит, у того Кощей Бессмертный (К.) заберет жену; Иван-царевич (И.) выкупает его, это Булат-молодец (Б.); Б. приводит В. для И., дважды возвращается, громя погоню; на ночлеге К. похищает В.; И. подбрасывает свой перстень в молоко, которым умывается В., просит узнать, где смерть К.; тот сперва отвечает, что в венике, в козле (В. украшает их); на острове дуб, под дубом сундук, в нем заяц, в зайце утка, в утке яйцо, там смерть К.; И. щадит собаку, орла, рака, они хватают зайца, утку, яйцо, К. умирает; Б. слышит разговор 12 голубиц, превратившихся в девушек; собака, конь, корова И. нападут на него, убьют; кто расскажет ему, окаменеет; Б. убивает животных, И. велит его казнить, он рассказывает, каменеет; через два года голос из камня просит И. зарезать его сына и дочь; от их крови Б. оживает, дети тоже оживают]: Афанасьев 1958, № 158: 369-375; русские (Московская) [у царя сыновья Василий, Федор, Иван; велит стрелять; куда стрела упадет, там и жена; стрела И. в лапах лягушки; царь велит испечь пирог; лягушка сбросила кожу, вышла на крыльцо: мамки-няньки, испеки такой, какой у батюшки был на празднике; царь велит пирог старшей невестки отдать нищей братии, средней – голодным в тюрьме, младшей – сам будет есть; ковер (то же); лягушонка едет на пир красавицей; И. сжег шкурку, царевна обернулась кукушкой, вылетела в окно; И. идет искать; в лесу избушка на курьей ножке вертится; повернись к лесу задом, ко мне передом; Баба-Яга: жена у Кощея, его смерть в яйце, яйцо в утке, в зайце, в медведе, в ларце, ларец на дубу на острове в море в тридесятом царстве; дала клубок, надо идти за ним; И. не убил медведицу, волчицу, сокола, щуку; каждый обещает ему пригодиться; когда И. добыл сундук, медведица убила того медведя, волк догнал зайца, сокол – утку, щука достала из моря яйцо; И. достал из яйца иглу и сломал; Кощей умер, И. вернул жену]: Ведерникова, Самоделова 1998, № 37: 89-91; (ср. русские (Архангельская, 1908, Лапинская волость, девушка 18-ти лет А.С. Филатова, жила работницей в разных селениях поморья, сочиняет частушки и песни /«народная поэтесса»/, безграмотна) [Царь с царицей замечают, что на их огороде по ночам кто-то ворует репу, посылают сыновей караулить. Два старшие сына никого не увидели. Младший Иван сел на изгородь, «песенки распевает, звезды считает», видит, как мужичок с горбиком рвет репу, подходит и помогает ему нарвать. Мужичок приглашает Ивана к себе в подземелье, Иван берет с собой братьев. Они остаются у входа, Иван заходит, обыгрывает мужика в карты, мужик предлагает Ивану отгадать, какая из птиц попугай-птица, помогай-птица, белая лебедь. Иван выходит подумать на крыльцо (покурить), собачка-Мухтоцька подсказывает, что это соответственно муха, комар и вошь. Старик отдает за Ивана Марью-Царевну с большим приданым. Братья Ивана поднимают Марью на ремнях, как только начали поднимать Ивана, обрезали ремни, он упал в подземелье. Заходит в избушку бабушки-задворенки, спрашивает, как попасть домой, она указывает дорогу мимо избы Яицьны-Бабицьны, предупреждает, что та захочет съесть Ивана, засунуть в печь и советует, попросить показать, как правильно сесть на пекло. Дает Ивану щетку, гребень, зеркало спасаться от погони Яицьны-Бабицьны. Иван последовал совету бабушки, засунул Яицьну в печь и убежал. Она ногами выбила печную заслонку, погналась за Иваном. Он бросает гребень, вырастает лес, Яицьна его перегрызает, бросает щетку - появляется гора, ее она перегрызает, бросает зеркало – появляется огненная река, она бросается в реку и сгорает. Иван приходит в свой город, заходит в дом своей бабушки, та рассказывает, что у нее бывает Марья-Царевна. Бабушка сажает Ивана в шкаф и спрашивает, где её тоска, царевна отвечает – «у барана в рогу», бабушка позолотила рог. Поставила на стол, тогда Марья рассказала, что ее тоска в озере, в камне-сундуке-утке-яйце, в нем – тоска. Бабушка с Иваном выловили камень, достали яйцо. Иван роняет его и не может найти, яйцо приносит заяц. Бабушка посадила Ивана в шкаф, из яйца приготовила яичницу, угостила Марью. Тоска Марьи прошла, из шкафа вышел Иван, они рассказали правду царю, братьев из царства выгнали и поженились]: Цейтлин 1911, № 10: 5-7); белорусы (зап. в Погаре Брянской губ.) [Федору Тугарину приходится отдать сестер за Ветра, Град, Гром; он находит три ради, побитые Анастасией Прекрасной; приходит к ней, их кони пасутся вместе, значит, и сами они должны не сражаться, но вступить в брак; А. не велит заглядывать в чулан, там Змей повешен за ребро; Ф. его отпускает, он уносит А.; Ф. приходит к зятьям; увозит А.; конь говорит Змею, что успеем пшеницу сжать, смолотить, съесть; Змей догоняет, убивает Ф., зятья его оживляют живой водой; А. узнает у Змея, что его конь из стада бабы, убивающей пастухов (дает им сонное зелье, кобылы разбредаются); узнает, что смерть Змея в камне на острове, в нем заяц, утка, яйцо, желток, камешек; Ф. делит добычу волков, пчел, раков; те пригоняют кобылиц, Ф. берет в уплату коростливого жеребчика, на нем увозит А., убивает Змея камнем в лоб]: Афанасьев 1958(1), № 160: 383-387; белорусы [за старшей, за младшей сестрой пришел сват, они вышли на крыльцо, унесены ветром; брат Иван Крестьянский Сын идет их искать, заходит в дом, хозяйка велит жениться на ней; не заглядывать в дверь, что лыком завязана, грязью замазана; он открыл, там Кащей на цепях; попросил дать ему три ведра вина и три хлеба, три ольховых полена и три осиновых; съел и выпил, разбил цепи поленьями, унес Марью-красу; И. нашел М., забрал; К. спрашивает своего трехногого коня, догоним ли; конь: ужинай и спать ложись, утром догоним; старик дважды вернул М.; И. пришел к сестрам, одна замужем за Солнцем в медном доме, зять дал сокола; вторая за Громом в серебряном доме, дал собачку; И. в третий раз унес М., К. его догнал и убил; Гром и Солнце схватили воронят, велели вороне принести живой и мертвой воды, оживили И.; тот велит М. узнать, где душа К.; К.: остров, дуб, дупло, заяц, утка, яйцо; у Бабы-Яги надо достать такого коня, как у К.; И. отправился за душой К.; отпустил царицу мух, та обещала помогать; то же царя раков; воробья; Баба-Яга велит пасти кобылиц; мухи, раки пригоняют кобылиц; те велят выбрать в награду коня в коросте; Баба-Яга велит собрать посеянный мак; воровьи собирают; И. получил коня, тот принес его на остров, И. добыл яйцо с душой К.; И. увел М., его конь велел коню К. не подходить; И. разбил яйцо, К. умер]: Василенок и др. 1958: 115-122."



#18
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

А, довольно много даже
https://ruthenia.ru/...ore/sus/385.htm



#19
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Оффтоп, но посмеялся:

"Титушка: вместе с отцом едет на базар в Воронеж; жулики его обкрадывают и избивают; извозчик заезжает ему ог- лоблей в рот и сбивает; по возвращении домой Титушка заявляет: "В Воронеже одни разини живут".

Русс. Королькова, 1969, с. 346-349."

  • "Спасибо" сказали: lana и roaring

#20
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

А, довольно много даже
https://ruthenia.ru/...ore/sus/385.htm

 

Это и есть то, о чём я говорил, но в другом виде, это ссылки на Романова и фольклор самых восточных районов. Ссылка на Федоровского и Глинского там только в контексте общности с сюжетным мотивом о заколдованной невесте/девушке, у Федоровского фигурирует не Кощей, а "ведьма".

 

Романов это несомненно белорусский фольклор, тут не с чем спорить, но вот насколько сюжет про Кощея общебелорусский (и в этом контексте и общевосточнославянский/общеславянский) у меня ответа нет, одни сомнения.


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#21
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная

А у поляков-сербов-болгар свой Кощей имеется?



#22
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

В Вики написано, что пара сказок есть у чехов и поляков. Но для общеславянского это как-то крайне маловато. Плюс еще сама этимология имени не очень ясна. 



#23
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

В Вики написано, что пара сказок есть у чехов и поляков. Но для общеславянского это как-то крайне маловато. Плюс еще сама этимология имени не очень ясна. 

 

Это в русской вики, а в польской написано, что это русский персонаж (postać z folkloru rosyjskiego) и ни слова про польский вариант. В русской вики также единственная ссылка на это утверждение это ссылка на русский же сайт сказок народов мира на русском языке. Я так и не смог найти оригинал этой сказки на польском или вообще похожую сказку на польском (только переводы русских сказок), так что это утверждение написанное в русской вики кем-то можно тоже поделить на ноль пока.


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#24
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

В английской Вики написано, что схожий персонаж - это сербский Баш Челик. Я почитал про него, но каких-то кощеевых особенностей не заметил. Роднит только то, что оба персонажа отрицательные.



#25
komrad13

komrad13

    Черная кость

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 462 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:казах
  • Фенотип: Южно-сибирский

А у поляков-сербов-болгар свой Кощей имеется?

Ну не так активно они взаимодействовали с половцами. В 2015 году я работал в маленькой частной полиграфии и там на заказ выпускали книги с генеалогическими древами. Там внезапно встречались люди с именем Кошей, Карабас и Шон, живших в 19 веке.   


  • "Спасибо" сказали: leo
Порой в спешке "глотаю" слова, так что не удивляйтесь.

#26
lana

lana

    Ветеран

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 381 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Донецк
  • Национальность:русская
  • Фенотип: норд-иранид
  • Y-ДНК:I2a1b
  • Вероисповедание:Православная

Это были люди какой нациольности?



#27
Digenis

Digenis

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 301 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:---
  • Y-ДНК:I2a
  • мтДНК:H28a

В Вики написано, что пара сказок есть у чехов и поляков. Но для общеславянского это как-то крайне маловато. Плюс еще сама этимология имени не очень ясна.

На польском kośc или кošc, у меня нет польской клавиатуры за ошибу простите, не будет кость?
Как раз костяной, как его иногда изображают.

Сообщение изменено: Digenis, 03 Ноябрь 2021 - 13:11.


#28
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Да, это самая очевидная, но не единственная версия.



#29
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!

Если отбросить все эти печенегские атрибуты, то образ Кащея, это вполне европейский образ живого мертвеца, князя тьмы. Например Дракула и т.п. 



#30
Vafthrudnir

Vafthrudnir

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 788 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сталинодар
  • Национальность:Русский
  • Вероисповедание:Агностический атеизм

На его теперешний образ повлиял образ фэнтезийного лича, хоть в оригинале Кощей никогда не был нежитью. 
Лич впервые появляется в настольной игре Dungeons & Dragons с выходом сеттинга Grayhawk в 1975 и создатели где-то говорили, что прототипом лича был Кощей (в том числе заимствована идея с филактерией). Я читал про это летом, но источник потерял, как найду - скину сюда. 

Сейчас это идёт и в обратную сторону и уже Кощея отожествляют с личом (можно встретить утверждения, что Кощей это славянский лич).
А так, интересно, что славянская мифология повлияла на массовую культуру (помимо всем известных вампиров).

Кстати из за этого у меня назрел вопрос.
Является ли Кощей нежитью?
Хоть я и ответил выше, но сейчас усомнился и всерьез задумался.
У него ведь нездоровое истощение тела.


Сообщение изменено: Vafthrudnir, 14 Февраль 2022 - 17:56.



Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей