Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Об иконах и росписях русских храмов


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
15 ответов в этой теме

#1
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Предлагаю размещать здесь информацию о разных интересных моментах касающихся традиционной русской иконографии. В общем всё интересное, но не слишком широко известное, об иконах и настенных росписях.

Иконы "полотенца".

Иконки на пролевкашенном (загрунтованном) с обеих сторон холсте в древности называли «полотенцами» (1). Наименование «таблетки» введено в начале 20 века (2). Они создавались сериями и предназначались в основном для церковных служб. Таблетки помещались на аналое в дни тех праздников, которые на них изображены.

Таблетки широко применялись только на Руси. В записках Павла Алеппского о путешествии Антиохийского патриарха Макария в Россию в 17 веке таблеткам уделяется особое внимание, как необычному для них явлению. «…Во многих больших церквах и монастырях находятся ковчеги наподобие книги. Они заключают в себе двенадцать изящных икон на тоненьких дощечках, на каждой стороне образа бывает изображение святых одного месяца; или ковчег заключает в себе шесть образов, и тогда на каждой стороне образа бывает изображение святых одного месяца. Эти ковчеги именуются годовыми, ибо в них заключаются иконы всех святых, коих память совершается в течение дней года, со всеми господскими праздниками, семью (вселенскими) соборами и иными праздниками и святыми, греческими и русскими. В каждой церкви имеется не один такой ковчег, но три и четыре, разных видов и размеров» (3).

В российских музеях находится много таблеток, но большинство их разрозненно. Наиболее полные опубликованные подборы иконок хранятся в Суздальском историко-художественном музее (серия из двадцати таблеток из Рождественского собора) и в Новгородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике (серия из восемнадцати таблеток Софийского собора, так называемые софийские святцы).
Софийские святцы XV-XVI вв. небольшого размера (24х19,5 см), считаются наиболее древними (4). Таблетки из софийских святцев находятся не только в Новгородском музее, но и в других собраниях. Всего обнаружено 30 таблеток из Софийского собора (5).

Примечания:
1. Срезневский 1958 г. т.2, стб. 1138.

2. Косцова А.С. Древнерусское искусство в собрании Эрмитажа. Искусство. Санкт-Петербург. 1992 г. стр.305

3. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Пер. с арабского Г. Муркоса. Вып. 3. Москва, 1898 г., с.130.

4. Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М. «Искусство», 1983 г., стр.15-20.

5. Таблетки из софийских святцев хранятся ещё в Государственной Третьяковской Галерее – восемь таблеток, у Ричарда Тэмпла в Лондоне – 1 икона, в собрании П.Д.Корина – 2 таблетки, в Государственном Русском Музее – 1 таблетка. Смотри: Лазарев В.Н. указ. сочинение. стр. 21-27.

Недавно вышла новая книга по новгородским святцам: Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. Автор Вздорнов Г. И.







На некоторых снимках видно, что это холст, покрытый слоем грунта. Толщина "полотенец" обычно 3-5 мм.
Изображения святцев, в основном, позаимствовала на сайте www.krugosvet.ru

Все новгородские и суздальские иконы - таблетки можно посмотреть здесь: http://www.icon-art....p...=6&ch_l2=14
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#2
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Об изображении святого Христофора с пёсьей головой здесь делала тему xena.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#3
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Походные иконостасы.
Существовала традиция изготовлять небольшие трёхстворчатые складни с изображением иконостаса для личного пользования (преимущественно трёхстворчатые) и, как правило, 13 – 15 створчатые складни для воинских походных церквей. Такие складни было удобно брать в дорогу. Створки крепились на шарниры, внешние уголки обивали металлом, иногда створки, оказывающиеся наружными, обивали толстой кожей.

Походный иконостас XVI века.


Походный иконостас. Россия. XVIII в.
Дерево, масло. Самарский областной музей им. Алабина. http://www.alabin.ru...lect/icons/310/



Цитата
Почти каждый полк Русской армии до революции имел свою походную церковь. Она представляла обычную походную палатку со складным иконостасом, престолом, антиминсом и обязательной иконой - покровительницей полка. Зачастую полк получал название от наименования иконы-заступницы (например Преображенский полк).

Небольшая статья о походных церквях русской армии:
http://www.bg-znanie...e.php?nid=11910
Изображение походного иконостаса из статьи.
Левая часть:

Правая часть:

Центральная часть:


Фрагмент походного иконостаса из частного собрания: Россия, 1800 г., 77,5х17,8 см (15 панелей).


Иконостас полностью:

Оборотная сторона:

В сложенном виде:


Взято отсюда: http://www.cirota.ru...4...rder=&pg=68
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#4
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Икона Троица Ветхозаветная "диагонального извода".

Есть три основных иконографических извода «Ветхозаветной Троицы»: изокефальная группа трёх ангелов, пирамидальная композиция и Троица с диагональным положением стола.

Изокефальная – все ангелы сидят в ряд. Икона XVI в. из Пскова:


Пирамидальная композиция – один из ангелов (центральный) сидит выше других. Икона Андрея Рублёва:


Диагональная композиция Ветхозаветной Троицы исключительно редка. В статье Е.А. Гра «Троица в бытии, с хождением и историей жизни Моисея» перечислено четыре известные сейчас иконы с такой композицией. В 1920-е 1930-е годы были ещё две (в Новгороде и в Москве в старообрядческой церкви Успения), но они не сохранились до настоящего времени.

Четыре сохранившихся иконы: икона XVI в. северных писем из фондов ГТГ, икона XVIII в. из петрозаводского музея и две иконы из Сольвычегодского Благовещенского собора. Их и привожу в качестве образца икон с такой композицией.

Редкость изображения объясняется крайне сложным богословским толкованием этого извода.

Троица. Конец XVI в. Благовещенский собор, Сольвычегодск.


Троица в бытии, с хождением и историей жизни Моисея. 1570-е годы. Благовещенский собор, Сольвычегодск.


Троица. XVI в. Государственная Третьяковская галерея.


Из статьи Е.А. Гра Троица в бытии, с хождением и историей жизни Моисея//Иконы Строгановских вотчин XVI – XVII вв. М., Сканрус, 2003, стр. 332-339:

Цитата
…композиции всех названных икон – двух сольвычегодских, петрозаводской и из ГТГ – совершенно совпадают почти во всех основных элементах, несмотря на несходство размеров и форматов иконных досок. Это обстоятельство наводит на мысль, что для диагонального типа композиции Троицы должен был существовать более древний образец.
...
Поскольку эволюция композиции Ветхозаветной Троицы была далеко не последовательна, в памятниках XVI – XVII вв. мы встречаем самые разные толкования троичности Божества, нашедшие отражение в живописи. Вопрос этот был настолько важен, что его разрешением занимался Стоглавый собор.

Кто изображён на сольвычегодской иконе? Жесты, позы, устремлённый на Сару взгляд всех трёх ангелов, их одинаковые одежды и, наконец, нимбы без перекрестий – всё это говорит о том, что иконописец изобразил в данном памятнике единое Божество. Но Троица несёт в себе более сложный подтекст: трапеза странников здесь понимается как трапеза Премудрости Божией. Идея Софии Премудрости Божией толковалась как воплощение второго лица Троицы, то есть самого Бога; значит, в обоих случаях речь идёт о божественной трапезе, и трапеза Троицы – это трапеза Премудрости, приобщение к ней, «просвещение», поэтому и композиции их столь схожи.

Наиболее яркий и полный пример диагональной композиции «Премудрость созда себе дом» встречается в иконе конца XV – начала XVI в. из ГТГ.

Таким образом, описанная выше иконография «Ветхозаветной Троицы», вероятнее всего, происходит от изображения трапезы Премудрости Божией.



Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#5
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Георгий на чёрном коне.
Святого Георгия обычно изображают верхом на белом коне. Но есть достаточное количество икон XV – XVII веков, где он на чёрном коне. Это изображение тоже не противоречит канону.


Икона. Георгий Победоносец на черном коне. XVI в. Картинная галерея Фонда Поколений г. Ханты-Мансийска.




Чудо Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ.


Чудо Георгия о змие и избранные святые. XVI в. Саратовский Государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Чудо Георгия о змие. XIV ? в. Львовский национальный музей.

Цвет плаща святого Георгия тоже не всегда бывает привычного яркого красного цвета. Иногда его могли изобразить в белом или жёлтом плаще, но зато на красном фоне…

Чудо Георгия о змие. XVI в. Московская школа. ГТГ.

Изображения позаимствованы с разных инет ресурсов.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#6
Анмамалия

Анмамалия

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 360 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Севастополь
  • Национальность:Русская донские и запор казаки
  • Фенотип: средиземноморский
Все эти изменения святой Георгий приобрел получив статус "русского"святого- так сказать модерн русской иконописи, особенно "грешат" этим новгородские иконы, а вот малоазийские , болгарские и византийские иконы более каноничны в исполнении - красный плащ- багряница- только у святых воинов высокого происхождения - в основном у Георгия и Федора Стратилата
Я уже давала ссылку на болгарскую икону с четырмя всадниками
http://www.obraz.org...mp;icon_id=1842
http://www.obraz.org...amp;icon_id=977
на иконе подписано - хоть живопись и наивная тут ,но каноничная

Сообщение изменено: Анмамалия, 05 Март 2011 - 20:00.


#7
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Не спорю, иконографический канон не статичен. Это не застылая раз и навсегда схема.

У меня сегодня не получается посмотреть иконы по Вашим ссылкам. Инет в моей глуши катастрофически медленно грузит такие сайты. Верх икон вижу, а нижнюю половину - нет. Может, завтра погляжу...
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#8
Анмамалия

Анмамалия

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 360 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Севастополь
  • Национальность:Русская донские и запор казаки
  • Фенотип: средиземноморский
Наши богомазы - наилучшие!Каноны - это аскетизм , а у наших всегда душа играет!
Вот летом в Феодосии нашли фрески, которые предположительно расписывал Феофан Грек.

#9
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Анмамалия @ 5.3.2011, 22:52) (смотреть оригинал)
Я уже давала ссылку на болгарскую икону с четырмя всадниками
http://www.obraz.org...mp;icon_id=1842

Чтобы не оффтопить в исторической викторине напишу здесь.
По поводу произвольного перечисления имён святых в подписи под иконой...


Вверху "Восхождение Илии пророка", а внизу всадники.
Надписи при таком разрешении прочитать сложно, а по иконографии получается следующий порядок имён всадников: слева направо св. Георгий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон и Дмитрий Солунский.

Как различить святых Феодоров? Если они вдвоём изображаются на иконе стоящими в рост, то Феодор Тирон (новобранец) изображается по правую руку Феодора Стратилата. На многофигурных иконах они могут поменяться местами, но обязательно будут изображены рядом. Оба драконоборцы, как и Георгий, поэтому изображение дракона не является в данной иконе определяющим моментом. Если Феодор Стратилат изображается на коне, то это, обычно, буланый или соловый конь. Насколько я понимаю, у левого Феодора буланый конь smile.gif
Самый интересный момент – стрела в руке правого св. Феодора. ...это точно не Стратилат… dolf_ru_858.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#10
Анмамалия

Анмамалия

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 360 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Севастополь
  • Национальность:Русская донские и запор казаки
  • Фенотип: средиземноморский
Цитата(Ингигерда @ 6.3.2011, 23:50) (смотреть оригинал)

Надписи при таком разрешении прочитать сложно, а по иконографии получается следующий порядок имён всадников: слева направо св. Георгий, Феодор Стратилат, Феодор Тирон и Дмитрий Солунский.

Как различить святых Феодоров? Если они вдвоём изображаются на иконе стоящими в рост, то Феодор Тирон (новобранец) изображается по правую руку Феодора Стратилата. На многофигурных иконах они могут поменяться местами, но обязательно будут изображены рядом. Оба драконоборцы, как и Георгий, поэтому изображение дракона не является в данной иконе определяющим моментом. Если Феодор Стратилат изображается на коне, то это, обычно, буланый или соловый конь. Насколько я понимаю, у левого Феодора буланый конь smile.gif
Самый интересный момент – стрела в руке правого св. Феодора. ...это точно не Стратилат… dolf_ru_858.gif

Да у меня тоже именно этот вопрос- где какой Федор вызывает сомнения- да и странно, что Тирон боодатый - но я бы их поменяла местами- аргументы смешные- но все же - Стратилат по житиям знатного происхождения и старший по возрасту относительно Тирона - поэтому цвет плаща- красный как-бы в пользу Стратилата, но как вы правильно говорите стрела и олень этот- может в Болгарии существует какое-то житие местное ? Дело в том , что Федоры малоазийские святые, даже я б сказала с готским следом, тянущимся из Болгарии, а давайте этот вопрос поручим нашему болгарскому товарищу dolf_ru_509.gif
Георги , вы нам товарищ или как? Более крупного разрешения четырех всадников я не нашла , чтобы прочитать надпись над ними, а ведь от этого в какой-то мере зависит судьба наших трех всадников- дело в том, что у населения, которое было в местности с нашими всадниками тоже малоазийские корни- я даже подозреваю, что к ним отношение имеет прибывший в 325 году для утверждения христианства еписком Капитон с 500 воинами- до того 5 епископов и 1 папа ( Клемент) были замучены местными язычниками. Сейчас среди мариупольских греков идет проект по определению их гаплогруп- первые результаты- много I1/
Единственная теория относительно оленя - в житии Стратилата есть описание, что он разбил статуи языческих богов и отдельные части раздал нищим и донос на него был именно про голову Артемиды в руках нищего, А ртемиду без оленя даже не представляю и еще есть описание как сарацины стреляли в изображение Стратилата стрелой и после этого все померли

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе, чаще всего в правой руке он держит копьё, которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном — круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского. Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест. Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч. Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи — на коне Феодора изображается маленький сарацин, также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда — буланым или соловым.[8]
Нашла подпись-Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, Евстафий Плакида и Димитрий Солунский. 1856. Икона из церкви Рождества Христова в селе Арбанаси. Великое Тырново. Исторический музей.
Так что тут Тирона нету вообще а второй- Стратилат, а олень с распятием тут-и конь и плащ нужного цвета и борода в наличии dolf_ru_265.gif
http://ru.wikipedia....

Сообщение изменено: Анмамалия, 08 Март 2011 - 12:10.


#11
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Анмамалия @ 8.3.2011, 14:15) (смотреть оригинал)
Нашла подпись-Георгий Победоносец, Феодор Стратилат, Евстафий Плакида и Димитрий Солунский. 1856. Икона из церкви Рождества Христова в селе Арбанаси. Великое Тырново. Исторический музей.
Так что тут Тирона нету вообще а второй- Стратилат, а олень с распятием тут-и конь и плащ нужного цвета и борода в наличии

Пожалуй, Вы правы. Я при атрибуции исходила из того, что это всё-таки парное изображение св. Феодоров. Если правый всадник Евстафий Плакида - то иконография сходится до деталей. Олень с крестом между рогами - иллюстрация эпизода из жития Евстафия Плакиды.
Не слишком часто изображаемый на русских иконах святой. Видела только одно его изображение и то - пешего, "стандартное" изображение воина-мученика.

При таком подборе святых икона должна быть именной (семейной или по какому либо случаю), в общем, на заказ.
Поиск выдал вторую икону абсолютно такую же по иконографии тоже болгарскую smile.gif


Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#12
Анмамалия

Анмамалия

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 360 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Севастополь
  • Национальность:Русская донские и запор казаки
  • Фенотип: средиземноморский
Да я тоже повелась на то , что два Федора всегда в паре- а про Плакиду даже и не подумала- вот , что значит пробелы в матчасти- спасибо за второе изображение.
Ингигерда, я смотрю у нас неплохо получается командная работа- хоть сама нас похвалю dolf_ru_618.gif
Вот у меня еще есть одна мучительная иконописная загадка- поделюсь- вот есть известная довольно икона Азовской божьей матери- но в разных списках- вы о ней что- либо знаете?
Для меня - это новость- оказывается храм Азовской божьей матери также не удовлетворен тем обрахом, который висит над входом в храм.
http://www.azovhram....ent/view/47/51/

Сообщение изменено: Анмамалия, 08 Март 2011 - 13:32.


#13
Bratilov

Bratilov

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Пловдив
  • Национальность:Българин
  • Фенотип: Медитерранид+альпинид
  • Вероисповедание:християнство
Я мало понимаю от икони, но нашел хороший сайт (надеюсь, что вам непознат)))
http://ikoni.start.bg/#b_47542

#14
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Анмамалия @ 8.3.2011, 16:20) (смотреть оригинал)
Вот у меня еще есть одна мучительная иконописная загадка- поделюсь- вот есть известная довольно икона Азовской божьей матери- но в разных списках- вы о ней что- либо знаете?

А что именно Вас интересует про эту икону?
Иконография Богоматери это целый раздел в иконографии вообще. 4 основных типа, которые развились примерно в 1000 иконографических вариантов dolf_ru_948.gif
В силу специфики своей работы больше северными иконами занимаюсь. Азовской "вживую" ни одной не видела. На работе в библиотеке надо покопаться. Может и найду чего...
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#15
Анмамалия

Анмамалия

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 360 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Севастополь
  • Национальность:Русская донские и запор казаки
  • Фенотип: средиземноморский
Интересующая меня икона- Знамения множества мира церковью считается неканоничной более того ей приписывают кабаллистическую символику - но она местночтимая в Азове к примеру.Хотя местный храм иконы Божьей матери сама икона не устраивает- т.к. храм посвящен явлению Богородицы в осадное сидение, а Знамение множества мира- взятию Азова Петром.Но толком непонятно откуда взялась икона Знамения множества мира. Вопрос--на каких иконах изображается радуга, в чем каббализм иконы, почему икона имела хождение в Чернигове, икона то про Азов. нет ли каноничных икон , изображающих явление Богородицы народу?

#16
SPb

SPb

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 696 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санкт-Петербург
  • Национальность:русский
  • Фенотип: мед/переднеазиат
  • Y-ДНК:I2
  • Вероисповедание:атеист
Большая выставка икон и рассказ о ней:
http://hram-sokol.li...com/464248.html
1.Радугу человек показывает как бы только себе: ее существование связано с особенностями человеческого зрения и зависит от конических фоторецепторов в ваших глазах - для других живых существ, не имеющих подобных конусов-колбочек, радуга вообще не существует.
2.Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться /Бертран Рассел/


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей