Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Ингерманландские финны


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
18 ответов в этой теме

#1
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
ФИННЫ-ИНГЕРМАНЛАНДЦЫ (петербургские финны). Численность в Российской Федерации 47,1 тыс. чел. (1989), в т. ч. в Карелии (18,4 тыс. чел.), в Ленинградской обл. (преимуществ. Гатчинский и Всеволожский р-иы, ок. 11,8 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (5,5 тыс. чел,). Численность в Эстонии (ок. 16,6 тыс. чел,). Яз. (ряд мало различающихся говоров) относится к вост. диалектам фин. яз. Распространён также лит. фин. яз. В прошлом финны подразделяли себя на две этнографич. группы: эвримейсет (avramoiset) и савакот (savakot), совр. самоназв. - финны (suomalaiset). Финны называют их инкериляйсет (inkerilaiset), т. е, жители Инкери (фин. назв. Ижорской земли - юж. побережья Фин. залива и Карельский перешеек, германизиров. назв. - Ингерманландия).

Историческая справка:

Цитата
Верующие Ф.-и. - лютеране (в прошлом среди эвримейсет была небольшая группа православных). У савакот было распространено сектантство (в т. ч. "прыгуны", а также разл. течения в лютеранстве (лестадианство). Финны появились на территории Ингрии в осн. после 1617, когда эти земли (и сев.-зап. Приладожье) по условиям Столбовского мира отошли Швеции, в состав к-рой входила в то время Финляндия. Некоторое число фин. поселенцев существовало здесь и ранее, с 14 в., после заключения Шлиссельбургского (Ореховецкого) мирного договора. Осн. приток фин. колонистов на завоеванные земли приходится на сер. 17 в., когда швед. пр-во стало проводить принудит, обращение местных жителей в лютеранство и закрывать православные церкви. Это вызвало массовый исход православного (ижорского, водского, рус. и карел.) нас. в юж., принадлежавшие России земли. Опустевшие земли быстро занимали финны-переселенцы.

Переселенцы из ближайших р-нов Финляндии, в частности, из прихода Эуряпяя, занимавшего сев.-зап. часть Карел. перешейка, а также из соседних с ним приходов Яэски, Лапес, Рантасальми и Кякисальми (Кексгольм), именовались эвримейсет, т. е. люди из Эуряпяя, Одна часть эвримейсет заняла ближайшие юго-вост. части Карел. перешейка, другая расселилась на юж. побережье Фин. залива между Стрельной и низовьями р. Коваши. Ещё одна значит, группа эвримейсет жила на левом берегу р. Тосны и ок. Дудергофа.

Вторая этнографич. группа переселенцев из Вост. Финляндии (историч. земли Саво), известная под назв. савакот. Она была более многочисленна: в сел. 18 в. (по подсчетам П. Кёппена) из 72 тыс. Ф.-и. почти 44 тыс. были савакот. Шли переселения финнов и из др. частей Финляндии, хотя и не столь значительные, приток финнов на терр. Ингрии происходил ив 19 в. Несмотря на большую близость по яз., религии, обычаям, савакот и эвримейсет длительно представляли собой довольно изолированные группы. Эвримейсет считали всех остальных финнов поздними пришельцами, воздерживались от браков с ними. Женщины-эвримейсет, после замужества уходившие в савакотскую дер., старались носить свою традиц. одежду, сохранять в сознании детей понятие об их происхождении по материнской линии. Ф,-и. в целом держались довольно изолированно от коренного нас. этого края - води и ижоры - и местных русских.

В Ингрии собрано много сказок, легенд, преданий, поговорок, песен, как рунических, так и рифмованных, записаны плачи и причеты. Однако из этого наследия вклад собственно Ф.-и. выделить трудно. Для Ф.-и. характерны новые песни с рифмованным стихом, особенно хороводные и качельные, близкие по форме к рус. частушкам. Кроме того, известны танцевальные песни, в частности для "рёнтюскэ" - танца типа кадрили.

Лютеран, церковь в Ингерманландии способствовала раннему распространению грамотности. Постепенно в финноязычных приходах возникли и светские нач. школы (в кон. 19 в. их было 38, в т. ч. 3 в Санкт-Петербурге). Осн. внимание уделялось преподаванию фин. яз. Несмотря на трудности, к-рые пережила фин. школа во время русификаторской политики Александра III, ей удалось сохранить преподавание родного языка. Поддержанию знания фин. языка содействовали также сел. библиотеки, возникшие с сер. 19 в., в приходских центрах. В 1870 в Петербурге вышла первая газета на фин. яз. "Пиетарин саномат".

В 1937 было прекращено преподавание фин. яз., в 1938 запрещена деятельность лютеранских церковных общин. В кон. 1920-х гг. при раскулачивании многие Ф.-и. были высланы в др. регионы страны. В 1935 - 1936 была проведена "чистка" пограничных р-нов Ленингр. обл. от "подозрит. элементов", в ходе к-рой Ф.-и, были выселены в Вологодскую обл. и др. р-ны. В ходе Великой Отечественной войны ок. 2/3 Ф.-и. оказались на оккупированных терр. и по ходатайству фин. властей были эвакуированы в Финляндию (ок. 60 тыс. чел.). После заключения мирного договора СССР с Финляндией эвакуированное нас, было возвращено в СССР, но не получило права поселения на прежних местах жительства. С кон. 1980-х гг. среди Ф.-и. развернулось движение за восстановление культурной автономии и возвращение на старые места обитания.

Н. В. Шлыгина (Москва).
Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#2
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
О хозяйстве у финнов-ингерманландцев.


Фляга для хранения и перевозки кислого молока. Финны. Карелия. Город Сортавала. Конец XIX — начало XX века. Конец XIX - начало XX века. Экспедиция С.Г. Грининой и В.В. Сахарова 1940 года. РЭМ.

Цитата
Болотистая и супесчаная Ингерманландия не очень благоприятствовала сельскому хозяйству, и земледелие здесь не в состоянии было полностью обеспечить зерном даже собственные потребности, поэтому хлеб завозили сюда из более южных краёв.

Зато ингерманландцы больше специализировались на животноводстве. В среднем на крестьянский двор приходилось 2-3 коровы, 5-6 овец, держали свинью, несколько кур. Крестьяне продавали на столичных рынках телятину и свинину, разводили на продажу гусей. Издавна занимались маслоделием, а, по мере развития транспортных средств (особенно железнодорожного сообщения), также сбытом молока в город (Петербург). Из зерновых сеяли в основном рожь, яровой ячмень, овёс, из технических культур - лён и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, верёвок). Из овощных культур на рынок шла капуста, частью в квашеном виде.

На побережье Финского залива у финнов-ингерманландцев было развито рыболовство (преимущественно зимний лов салаки); выезжали на лёд с санями и досчатыми "будками", в которых жили.

Одним из побочных занятий было пчеловодство. С появлением спроса быстро стали развиваться производство картофеля и садоводство, и в число товаров, поставляемых в Санкт-Петербург хозяйствами крестьян-ингерманландцев, входили также овощи, яблоки и даже груши. А поскольку городской транспорт вплоть до XX века работал на конной тяге, спрос на сено и овёс в столице был особенно велик. То и другое ингерманландцы возили возами.

В Петербурге легко было продать набранные ягоды и грибы, изготовленные своими руками мётлы, банные веники, корзины и лукошки. Кожевенные мастерские закупали ивовое корьё для дубления кож. Свежепойманная рыба раскупалась нарасхват, а гостиницы покупали раков и лесную дичь. Важным источником заработка для ингерманландцев стал труд извозчика в городе.
К наиболее специализированным промыслам относились также распиловка льда в зимнюю пору и доставка его в погреба горожан и ресторанов. Также драли кору для дубления кож, ходили в извоз, зимой финские извозчики "вейки" подрабатывали в столице, особенно в период масленичных катаний.

В конце XIX века крестьяне-ингерманландцы стали сдавать свои жилые строения петербуржцам под дачи.
Существовал ещё один особый источник дохода. Крестьяне-ингерманландцы брали в семью на воспитание ребёнка из петербургского приюта для брошенных младенцев. Маленьким сиротам нужны были кормилицы и опекуны, которым российская казна хорошо платила.

Н. В. Шлыгина (Москва).
Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994
и сайт http://www.finnougoria.ru

П.С. Бывали на воспитании в крестьянских семьях и дети не из приютов, а просто внебрачные отпрыски состоятельных петербуржцев. За такого ребёнка платили хорошие деньги (не из казны, разумеется) и периодически проверяли, чтобы у него была хорошая одежда, обувь, чтобы его обязательно обучили грамоте. Происхождение таких детей могло остаться загадкой для их воспитателей. …и для потомков этих детей smile.gif Некоторые воспитанники впоследствии вступали в брак с ингерманландцами.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#3
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Жилище.

Существует ряд работ, где сделана попытка выяснения общего соотношения региональных, локальных и этнических традиций в жилище русского и прибалтийско-финского населения Ленинградской области. Были проведены исследования жилищ ингерманландских финнов Кировский, Всеволожский, Тосненский, Гатчинский, Ломоносовский, Волосовский, Кингисеппский районов.

Планировка финских деревень не имела этноспецифических черт. Чаще всего в центре крупных деревень располагались лютеранские церкви. Строились прогоны для скота с плотными изгородями по обеим сторонам. Двор для скота огораживался строениями с четырех сторон. Гумна и бани из пожароопасных соображений, как было предписано законом, строили подальше от жилых домов. Преобладали изгороди из косых жердей.

Ставились мельницы, высотой до 10-12 метров. Круглые ветряные мельницы, сложенные из камня, ставились основательно.

В основном бытовала однорядная связь дома и двора, реже – двухрядная. В Кингисеппском и Ломоносовском районах встречалась также Г-образная связь, в Кингисеппском и Кировском районах зафиксировано двухрядное расположение дома и двора: двор стоит рядом с домом, на некотором расстоянии от него. Были широко распространены двухчастные дома, дома с трехчастной связью и пятистенки с поперечной пятой стеной. Дома в основном ставили на низком, реже – на среднем подклете, преимущественно бытовала западно-русская планировка избы – дворы были одноэтажные, как крытые так и полузакрытые, продольные, поперечной и П-образной планировки.

Двор состоял из собственно крытого двора и хлева. В полузакрытом дворе был внутренний закрытый дворик. Сено хранили в отдельно стоящих сенных сараях. В Кингисеппском районе в одноэтажном дворе выделялись сенники. Усадьба делилась на следующие составные части: дом и крытый двор, открытый двор рядом с ними (при П- образной связи дома и двора открытый двор был внутри последнего), позади огород. На усадьбе стояли амбар, баня и сенной сарай; рига с гумном находились вне её.

Дома ставили как без фундамента (камни под углы), так и на фундаменте. В Кингисеппском районе широко бытовали каменные фундаменты, скрепленные гашеной известью. Бревна стен рубили в угол и «в чистый угол», между ними прокладывали мох или паклю. Полы делали одинарные, изредка двойные, их стлали на балках, врубленных в стены. Потолки делали на балках, расположенных параллельно, реже – перпендикулярно узкой стене дома; их утепляли глиной, мхом, землей. Крыши были двухскатные, стропильной конструкции; их крыли соломой с снопиках, реже – в натруску, а также дранкой.

Жилище состояло из одного жилого помещения и холодных сеней. Долго сохранялись курные печи. Печи были духовые (по типу русской печи), но ставились на каменном опечье. Над шестком устраивался подвесной котел. С усовершенствованием печи и появлением дымохода стали характерными пирамидальные колпаки над шестком, в который встраивалась плита с подтопком.

В избе делались неподвижные лавки вдоль стен, на них сидели и спали. Детская колыбель была подвесной.

Встречались дома, где в центре располагались передняя, правая жилая часть дома была с печным отоплением, а левая была изба по-черному.

В дальнейшем жилище развивалось в трехкамерную постройку. При постановке жилища торцом к улице передняя изба была зимней, а задняя служила летним жилищем.

Библиография:

1. www/hrono.ru/etnosy/ingerman.html
2. http:/www/finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_
3. Народы мира : ист.–этногр. справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. – М.: «Сов. энциклопедия», 1998. – С. 481-482.
4. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). – Из содерж.: Российские финны. Гл.1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура: с. 492- 508.
5. Прибалтийско–финские народы России / отв. ред. Е.И. Клементьев, Н.В. Шлыгина; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, 2003. – 671 с. : ил. – (Народы и культуры). –Из содерж.: Российские финны. Гл. 1. Финны-ингерманландцы. – Хозяйственные занятия и материальная культура. – Поселения. Жилище : с. 497-501.
6. Ушаков Н.В. Жилище Ленинградской, Архангельской и Вологодской областей // Русский север: к проблеме локальных групп / Ред.- сост. Т.А.Бернштам; РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). – СПб., 1995. – С. 177-207.
7. Ушаков Н.В. Жилище Санкт-Петербургской губернии начала XX века. – СПб.: МАЭ РАН, 2004. – 152 с.; ил. – Библиогр.: с. 141-144.

Взято из энциклопедии народов Ленинградской области. Ссылку на страницу в инете, к сожалению, не сохранила. Автора этого текста тоже не знаю.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#4
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Одежда.

Цитата
Мужчины носили такую же одежду, как окрестное рус. и карел, население: суконные штаны, полотняную рубаху, серый суконный кафтан в талию с клиньями, расширяющими его от пояса. Праздничные высокие сапоги надевали и летом по большим праздникам - они служили определённым символом благосостояния. Наряду с войлочными шляпами носили и кепки, к-рые покупали в городе.



(картинка с http://www.finnougoria.ru )

Цитата
Жен. одежда у эвримейсет и савакот существенно различалась. Одежда эвримейсет имела локальные различия. Наиб. красивой считалась одежда в Дудергофе (Туутари), Жен. рубахи имели нагрудный разрез сбоку, на левой стороне, а на сер. груди трапециевидный вышитый нагрудник - рекко. Разрез застегивался круглой фибулой. Рукава рубахи были длинными, с манжетой у кисти. Поверх надевалась одежда типа сарафана - синяя юбка, пришитая к лифу с проймами, сделанными из красного сукна.

Голову девушки повязывали суконной лентой, украшенной белым бисером и оловянными нашивками. Женщины носили на голове т. н. хунту, небольшой кружок из белой ткани, укреплявшийся на волосах у пробора, надо лбом. Волосы носили стриженными, девушки также имели обычно короткие волосы с "чёлкой". На Карел, перешейке, где среди эвримейсет были православные, замужние женщины носили уборы типа сороки с богато вышитым очельем и небольшим "хвостом" сзади. Здесь девушки заплетали волосы в одну косу, а после выхода замуж - две косы, которые укладывались на темени венцом.

В Тюре (р-н Петергофа - Ораниенбаума) замужние женщины-эвримейсет также носили длинные волосы, закручивая их тугим жгутом (сюкерёт) под полотенчатые головные уборы. В Зап. Ингрии (Копорье - Сойкинский п-ов) жгутов из волос не делали, волосы прятали под белый полотенчатый убор. Здесь. носили простые белые рубахи (без нагрудника-рекко), юбки.

Передник у эвримейсет был шерстяной полосатый, а в праздники - белый, украшенный красной вышивкой крестом и бахромой. Тёплой одеждой служили белый или серый суконный кафтан и овчинные шубы, летом носили "костоли" - полотняный кафтан длиной до бедер. Долго сохранялось ношение шитых из полотна (зимой - из красного сукна) ноговиц, закрывающих голени.

У женщин-савакот рубахи были с широкими рукавами, к-рые поддергивали до локтя. Рубаха имела разрез посреди груди, его застёгивали на пуговицу. Поясной одеждой были пёстрые юбки, часто клетчатые. В праздники поверх будничной юбки надевали шерстяную или ситцевую. С юбкой носили или безрукавный лиф или кофты, к-рые застегивались на талии и у ворота. Обязателен был белый передник. Широко использовались платки - головные и наплечные.

В некоторых деревнях Зап. Ингрии савакот перешли на ношение сарафанов рус. типа. В кон. 19 в. во многих местностях эвримейсет стали переходить на савакотский тип одежды.

Н. В. Шлыгина (Москва).
Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#5
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Кухня.



Сведений о многих областях традиционной культуры финнов-ингерманландцев сохранилось мало. Это относится, в частности, к пище. В ранних сведениях говорится только, что питались они скудно - ели черный хлеб и мучные каши (Haltsonen, 1965. S 92). Упоминаются и каши из различных круп, в первую очередь ячменная; похлебки разного рода: щи, уха, гороховый суп. Умели приготовлять овсяный кисель (и сейчас умеют, варят густой овсяный кисель и едят его горячим с солёной подливкой из сметаны и масла или холодным с постным маслом и сахаром – прим. моё).

Хлеб выпекался из кислого ржаного теста, в форме высоких ковриг. Пекли также лепешки из ячменной муки. Мясо на столе было редкостью. При этом ели довольно много рыбы, которую ловили как в море, так и местных реках и озерах. Ее заготавливали впрок в вяленом и соленом виде.

Молоко шло в пищу обычно в кислом виде, но вообще употребление молочных продуктов было ограниченным, поскольку они шли на продажу. Видимо, именно рынок повлиял на то, что финны производили для продажи такие молочные продукты, которые не были для них традиционными: наряду с подсоленным "чухонским маслом" готовили и пресное, делали варенец, творог, сметану. Естественно, что эти продукты в какой-то мере входили и в домашний рацион.

В некоторых заметках путешественников отмечается, что финны покупали в Петербурге льняное масло и считали его вкусным, в то время как в Финляндии в прошлом растительные масла вообще не употреблялись.

Характерно, что в пищу широко шли грибы. В свое время О. Грундстрем отмечал, что в этих местах грибов очень много, и ему казалось странным, что здесь финны едят многие их сорта, которые в других местах (очевидно, в Финляндии - Н Ш.) считаются ядовитыми, причем "безо всяких плохих последствий" (О A. Grundstroemm .., 1904. S. 401). Такое употребление разных сортов грибов развилось у местных финнов явно под влиянием русского населения (русское население Новгородской области было в шоке от того какие сорта грибов употребляют в пищу финны-ингерманландцы, так что утверждение спорное – прим. моё).



Сохранились перечни довольно многочисленных праздничных блюд, содержащиеся в первую очередь в описаниях свадебного стола Похлебки, которые подавали в этом случае, были те же, что и в будни: уха, щи, гороховый и картофельный супы. Из каш наряду с ячменной упоминаются также гречневая и рисовая. На праздничном столе должно было быть мясо различных сортов как вареное, так и жареное, рыба, в том числе и покупная селедка. Богатые крестьяне привозили из города к праздничному столу колбасы и вина, подавалось и традиционное пиво домашнего приготовления.

Из напитков были распространены кофе и чай. Их названия свидетельствуют об их проникновении в среду местных финнов через русский город: здесь говорили "тсай" и "кохв", в то время как в Финляндии обычными наименованиями были "тее" и "кахви" (Karste-Lukkanen, 1968. S. 213, 218). В конце XIX в. в домашний обиход местных финнов вошли самовары. Характерно, что по праздникам в них варили кофе (больные до кофе, это точно – прим. моё smile.gif ). В целом скудные сведения о местной финской кухне свидетельствуют об определенном воздействии на нее как традиций окружающего иноэтничного населения, так и о городских влияниях (К сожалению, в период подготовки главы автор не имела возможности ознакомиться с работой А Куронен, посвященной кухне ингерманландцев (Киrопеп, 2002).

Источник www.vottovaara.ru

Сообщение изменено: Ингигерда, 08 Февраль 2011 - 12:23.

Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#6
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Игрушка «Конь». Ингерманландские финны. Деревня Раболово Волосовского района Ленинградской области. Вторая половина XIX века. Экспедиция Н.Ф. Прытковой 1929 года. Фото на сайте РЭМ.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#7
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Чистяков А.Ю. (СПбГУ)

Традиционная культура финнов юга Ингерманландии
(по материалам полевых исследований в Волосовском и Гатчинском районах)

Материалы, собранные летом 1996 г. в ходе обследования деревень на пограничье Волосовского и Гатчинского р-нов Ленинградской обл., позволяют уточнить представления о культуре и быте местного финского населения.

В этой части Ингерманландии преобладали деревни со смешанным этническим составом (финны, русские, эстонцы). Зафиксирована этническая привязка типов поселений. Финны и русские в основном проживали в деревнях, а эстонцы на хуторах. В 30-е гг. хутора были ликвидированы властями, и все постройки перевезены в деревни. В деревнях финские и русские хозяйства располагались чересполосно, концы по национальному признаку не выделялись.

Местные финны отличают себя от уроженцев Финляндии, указывая, в первую очередь, на языковые различия. Все опрошенные в 1943 г. были вывезены в Финляндию и имели соответствующий опыт общения с финнами-суоми.

Часть населения, зафиксированного переписями XIX–XX вв. как русские, являлась питомцами Воспитательного Дома, т.е. сиротами, взятыми крестьянами на попечение за определенное денежное вознаграждение и оставшимися по достижении совершеннолетия жить в деревне. Эти лица могли практически не владеть русским языком, однако формально являлись православными. Финские крестьяне отличали питомцев от остального русского населения, считая их "как бы не финнами, но и не русскими".

Какие-либо особенности хозяйства и материальной культуры, характерные исключительно для финнов, не были зафиксированы. В начале ХХ в. в быт активно проникала городская цивилизация. Финские крестьяне регулярно отправлялись в Санкт-Петербург на заработки.

Особенности, зафиксированные в обрядовой практике, обусловлены принадлежностью финнов к лютеранству. Так, у финнов и русских четко различалась обрядность, связанная с выгоном скота в Егорьев день (Yrinpaiva) - 6 мая. В деревнях, где преобладали русские, скотину выгоняли вербой, освященной в Вербное воскресенье. Пастух обходил стадо с иконой. У финнов обход скота отсутствовал. Каждый хозяин сам выгонял свою скотину и пас ее самостоятельно в течение нескольких (чаще трех) дней, что объясняли необходимостью приучить коров находиться в стаде после зимнего содержания в хлеву.

После закрытия в 1930-е гг. лютеранских церквей финны посещали ближайшую русскую церковь, руководствуясь формулой: "какая разница - бог один". На бытовом уровне ингерманландцы воспринимают лютеранство не как конфессию принципиально отличную от православия, а как церковь, где богослужение ведется на родном языке.

Таким образом, конфессиональная принадлежность не препятствовала межэтническим контактам, влияние которых вкупе с общеэкономическими факторами привело к преобладанию в первой половине ХХ в. общерегиональных черт в культуре ингерманландских финнов и ограничило специфические черты сферой, непосредственно связанной с традиционной системой религиозных верований.

Статья скопирована из сборника: I и II МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ АСПИРАНТОВ И СТУДЕНТОВ.
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ (ИТОГИ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1996 И 1997 гг. В ЛЕНИНГРАДСКОЙ, ПСКОВСКОЙ И НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТЯХ).

П.С. Мои пра- пра- жили, и некоторые из родственников до сих пор живут в Волосовском районе. Автор не врёт, так всё и есть... smile.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#8
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм


Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#9
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Фильм 1938 года, на финском языке. Рассказывается и показывается старинная технология плетения из корня, бытовавшая у ингерманландских финнов.


Сообщение изменено: Ингигерда, 16 Февраль 2011 - 10:29.

Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#10
nordic-wind

nordic-wind

    Постоянный участник

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1 622 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Екатеринбург
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Суб-нордид
  • Вероисповедание:Православие
Ингигерда, а ваша мама из эвремейсов или савакотов происходит?

#11
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(nordic-wind @ 16.2.2011, 16:17) (смотреть оригинал)
Ингигерда, а ваша мама из эвремейсов или савакотов происходит?

Когда я задавала ей такой вопрос, она на меня посмотрела с явным недоумением ag.gif
Не знает никто уже таких подробностей.
Скорее всего савакот, т.к. савакот жили на территории Молосковиц и Губаниц. Деревни, откуда происходят мои родные, относятся к Губаницкому приходу.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#12
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
фотоальбом "Kadonnutta Inkeria"
Цитата
Уважаемый Ahma передал нам сканы книги - фотоальбома A. Hämäläinen "Kadonnutta Inkeria", изданного в Порвоо в 1944 году.Все фотографии сделаны весной-летом 1943 года. Я немного обработал и приспособил сканы для сайта. Не все страницы я стал размещать - красивые поля, коров, пастухов и счастливые лица я не стал публиковать.

Фотоальбом выложен на сайте Регионавтика

От увиденных снимков сложилось впечатление, что это мирные сценки, снятые во время войны для агитации: праздники, игры, уборка снега, обработка льна, деревенские улицы, рыбаки. Только некоторые снимки напоминают, что снимали это во время войны. Двойственное ощущение от просмотра dolf_ru_325.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#13
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Шведская карта Ингерманландии 1704 г.

Генеральная карта провинции Ингерманландии, которая показывает всю ее ситуацию, расположение всех церквей, усадеб, селений, болот, протяжение больших и малых дорог, а также озер, малых рек и ручьев, скопированной Его королевского величества Главным землемерным управлением в 1704 г., из Нарвы в 1703 году пересланная с замечанием Эриком Белингом о том, что согласно работе 1678 г. и при более поздних измерениях северная часть Нотебoргского лена была обновлена. Андерс Андерсин. [1704].

1 л. Рукописный. Иллюминован. 870х1 300 мм. Шведский язык.
Масштаб[1:250 000]. Графический масштаб в шведских милях и алнах. Ориентирована на север.
Декор: Титул - на развернутом знамени, над волнами бурного моря. Названия крупных акваторий написаны готическим шрифтом.
Территория: Ингерманландия.

Показаны: Ингерманландия в ее официальных границах, разделенная на административные единицы -- лен (Lahn), погост (Pogost), приход (Sochn). Нанесены государственные тракты, обозначены Ниен, другие города и крепости, новый фарватер в устье Невы, фарватер на Ладожском озере. Крупные акватории подписаны, при этом современное Балтийское море имело название “Большое Соленое море”. С внешней (южной и восточной) стороны официальной границы Ингерманландии пространно написано: ”Здесь граница Великого княжества России”, при этом показана и водная граница между Россией и Швецией по Ладожскому озеру.

Аннотация: Уникальная шведская карта. Возможно, последнее шведское картографическое произведение, показывающее Ингерманландию как часть Шведского королевства. Окончательно выполнялась в тот период, когда русские войска уже взяли Ниеншанц и освобождали территорию Ингерманландии, бывшей Ижорской земли еще в XIV-XV вв. -- Водской пятины Новгородской республики. Выполнена под руководством Э. Белинга на основе землемерных (1678-1688 гг.), военно-топографических и гидрографических работ. Карта хранилась в Нарве и была отправлена в Стокгольм в 1703 г. с пометами умершего к тому времени Э. Белинга. При вычерчивании ее были уточнены по материалам 1678 г. и более поздним северные территории Ингерманландии. В 1704 г. в Стокгольме карту доработал А. Андерсин.

Литература: Беспятых Ю.Н. - Шаскольский И.П. (1989), Гиппинг А.И., Семенцов С.В. (1999), Эренсверд У.



Очень большая полная карта:
http://kupsilla.narod.ru/map/smap.htm

П.С. Буду благодарна, если кто-нибудь подскажет, как это скопировать, чтобы можно было распечатать.

Источник
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#14
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Ингерманландские рентушки

Сценический постановочный вариант, но мне понравилось. Хотя, может быть, я не объективна в данном случае smile.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#15
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Девушки эурямёйсет в национальных одеждах.


Девушки савакот в национальных одеждах.


В центре - ингерманландка.




Финское население Колтуш. 1911 г.

Картинки с народными костюмами нашла на сайте, ссылку на который сообщил уважаемый Weissthorr
в теме "Ингерманландцы" форума "Антропология".
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#16
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
http://vkontakte.ru/video
Финны-ингерманландцы.
Интервью с Ольгой Коньковой и Владимиром Кокко.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#17
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм


Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#18
andronn

andronn

    Постоянный участник

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1 022 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Украинец+Русский
  • Фенотип: Кроманьоид
  • Y-ДНК: R1a1a1g
  • Вероисповедание:Православие






















#19
Хмурый

Хмурый

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 306 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Екатеринбург
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Балтид+понтид (?)
  • Вероисповедание:Агностицизм
не этнография, но думаю некотрым будет интересно

В. И. Мусаев
Политическая история Ингерманландии в конце XIX-XX веке
Издательство: Nestor-historia
Страниц: 400
2001 г.

В монографии рассматриваются основные стадии политической истории ингерманландских финнов и других финноязычных народов исторической Ингрии с конца XIX до конца XX вв.: борьба за национально-культурную автономию в 1917-1920 гг., период самоуправления 1920-х гг., репрессии и высылки 1930-х - 1940-х гг., история лютеранской церкви в новейшее время, попытки возрождения национальной жизни ингерманландцев в последнее время. Исследование построено главным образом на материалах целого ряда российских архивов, многие из которых впервые введены в научный оборот. Книга рассчитана на специалистов историков и этнографов и на широкий круг читателей, интересующихся историей Петербурга и Ленинградской области.


http://depositfiles....files/6h4lwsmev
"...пессимизм разума и оптимизм воли..." Антонио Грамши


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей