Считаю, такое любопытное явление, как русское сектантство, заслуживает отдельной темы.
Предлагаю здесь размещать материалы по хлыстам, скопцам, духоборам и другим старым русским сектам.
Для начала ссылка на книгу.
Название: Песни русских сектантов мистиков. Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии.
Составитель: Рождественский Т.С., Успенский М.И.
Издательство: СПб.: Тип. П. П. Сойкина
Год: 1912г.
Количество страниц: 926с.
Формат: djvu
Размер: 13.9 Mb
http://ifolder.ru/23435525
http://uploadbox.com/files/ab46856397/
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Русские секты
Started By
Asnafar
, мая 10 2011 15:57
#2
Опубликовано 10 Май 2011 - 16:42

#4
Опубликовано 10 Май 2011 - 17:09

Цитата(Білінгв @ 10.5.2011, 20:50) (смотреть оригинал)
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?
Ну вот богослов Силантьев считает, что да, что секта может привести к появлению субэтноса.
Сообщение изменено: komrad13, 10 Май 2011 - 19:55.
Порой в спешке "глотаю" слова, так что не удивляйтесь.
#5
Опубликовано 21 Июнь 2011 - 03:51

Цитата(komrad13 @ 10.5.2011, 20:09) (смотреть оригинал)
Ну вот богослов Силантьев считает, что да, что секта может привести к появлению субэтноса.
Ну например сикхи в Индии, чем ни пример?? Такие женоподобные лица у скопцов...
#7
Опубликовано 11 Март 2012 - 12:22

Шту́нда (Штундизм; от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.
Штундизм в немецких колонияхВыделяются два основных направления штундизма, первым из которых по времени возникновения была штунда пиетическая, к которой принадлежали выходцы из вюртембергских пиетистов, переселившихся из Германии в Причерноморье в 1817—1821 гг., в частности в колонии Рорбах и Вормс. Сами члены называли свои кружки «братством друзей Божиих». Развитию пиетической штунды способствовал прибывший в Россию в 1824 году реформатский пастор Иоганн Бонекемпер.
Позднее, в 50-е годы XIX века, на юге Украины возникло новопиетическое штундистское движение, нашедшее сторонников среди лютеран и меннонитов и оформившееся в виде «вюстовских кружков» (по имени их основателя лютеранского проповедника Эдуарда Вюста) и меннонитских новопиетических групп. Последние именовали себя «братскими меннонитами», в отличие от церковных меннонитов, принадлежащих к официальной общине.
В отличие от последователей Бонекемпера, остававшихся в рамках лютеранских и реформатских общин, штундисты новопиетического направления сразу же заявили о своем выходе из официальных церковных приходов лютеран и меннонитов. Вследствие этого, новопиетические штундисты, в отличие от «братства друзей Божиих», подвергались с самого начала не только притеснению со стороны своих бывших церквей (меннонитской и лютеранской), но и судебному преследованию, как сектанты.
История штундизма в России и на Украине начало распространения штундизма среди коренного населения Украины принято относить к 1859 году, когда к одной из пиетических групп, действовавших в районе г. Николаева присоединился житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Федор Онищенко, который стал первым активным проповедником данного учения среди украинцев.
Благодаря его усилиям, а также деятельности привлеченных им к проповеди крестьян Михаила Ратушного и Герасима Балабана в указанном населенном пункте была сформирована первая штундистская община, состоявшая из этнических украинцев. К 1867 году эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Ряснополя) 35 семей.
Другим центром штундизма стал Елизаветградский уезд (деревни Карловка и Любомирка), где с 1866 года распространение получило учение новопиетического направления. Проповедниками нового учения также стали местные крестьяне Ефим Цимбал, Трифон Хлыстун и Иван Рябошапка.
Впоследствии штундистское учение стало быстро распространяться по Украине, благодаря проповеднической активности своих последователей. Косвенно этому способствовала и политика властей, практиковавших высылку активных проповедников из родных сел, которые на новом месте разворачивали миссионерскую деятельность и зачастую добивались успеха. К 1882 году только в Киевской губернии штундистские общины, согласно полицейским отчетам, насчитывали до 590 членов, а в целом, в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях число штундистов достигло свыше 1000 человек.
В 1884 году большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа.
Тем не менее, термин «штундизм» продолжал активно использоваться православными миссионерами и представителями государственной власти для отделения официально не разрешенных русских и украинских баптистских общин от легально действовавших баптистских объединений среди немецких колонистов.
4 июля 1894 г. положением Комитета Министров Российской империи штундизм был объявлен «сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях», а последователям учения запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания. Репрессии в отношении штундистов продолжались до высочайшего манифеста о веротерпимости 17 апреля 1905 года, когда инославные христиане получили право на свободу вероисповедания
http://ru.wikipedia....
Не знал, что это течение зародилось и распространилось с Николаевщины, сейчас Рорбах и Вормс ( Новосветловка и Виноградовка) села Николаевской области.
Штундизм в немецких колонияхВыделяются два основных направления штундизма, первым из которых по времени возникновения была штунда пиетическая, к которой принадлежали выходцы из вюртембергских пиетистов, переселившихся из Германии в Причерноморье в 1817—1821 гг., в частности в колонии Рорбах и Вормс. Сами члены называли свои кружки «братством друзей Божиих». Развитию пиетической штунды способствовал прибывший в Россию в 1824 году реформатский пастор Иоганн Бонекемпер.
Позднее, в 50-е годы XIX века, на юге Украины возникло новопиетическое штундистское движение, нашедшее сторонников среди лютеран и меннонитов и оформившееся в виде «вюстовских кружков» (по имени их основателя лютеранского проповедника Эдуарда Вюста) и меннонитских новопиетических групп. Последние именовали себя «братскими меннонитами», в отличие от церковных меннонитов, принадлежащих к официальной общине.
В отличие от последователей Бонекемпера, остававшихся в рамках лютеранских и реформатских общин, штундисты новопиетического направления сразу же заявили о своем выходе из официальных церковных приходов лютеран и меннонитов. Вследствие этого, новопиетические штундисты, в отличие от «братства друзей Божиих», подвергались с самого начала не только притеснению со стороны своих бывших церквей (меннонитской и лютеранской), но и судебному преследованию, как сектанты.
История штундизма в России и на Украине начало распространения штундизма среди коренного населения Украины принято относить к 1859 году, когда к одной из пиетических групп, действовавших в районе г. Николаева присоединился житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Федор Онищенко, который стал первым активным проповедником данного учения среди украинцев.
Благодаря его усилиям, а также деятельности привлеченных им к проповеди крестьян Михаила Ратушного и Герасима Балабана в указанном населенном пункте была сформирована первая штундистская община, состоявшая из этнических украинцев. К 1867 году эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Ряснополя) 35 семей.
Другим центром штундизма стал Елизаветградский уезд (деревни Карловка и Любомирка), где с 1866 года распространение получило учение новопиетического направления. Проповедниками нового учения также стали местные крестьяне Ефим Цимбал, Трифон Хлыстун и Иван Рябошапка.
Впоследствии штундистское учение стало быстро распространяться по Украине, благодаря проповеднической активности своих последователей. Косвенно этому способствовала и политика властей, практиковавших высылку активных проповедников из родных сел, которые на новом месте разворачивали миссионерскую деятельность и зачастую добивались успеха. К 1882 году только в Киевской губернии штундистские общины, согласно полицейским отчетам, насчитывали до 590 членов, а в целом, в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях число штундистов достигло свыше 1000 человек.
В 1884 году большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа.
Тем не менее, термин «штундизм» продолжал активно использоваться православными миссионерами и представителями государственной власти для отделения официально не разрешенных русских и украинских баптистских общин от легально действовавших баптистских объединений среди немецких колонистов.
4 июля 1894 г. положением Комитета Министров Российской империи штундизм был объявлен «сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях», а последователям учения запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания. Репрессии в отношении штундистов продолжались до высочайшего манифеста о веротерпимости 17 апреля 1905 года, когда инославные христиане получили право на свободу вероисповедания
http://ru.wikipedia....
Не знал, что это течение зародилось и распространилось с Николаевщины, сейчас Рорбах и Вормс ( Новосветловка и Виноградовка) села Николаевской области.
#8
Опубликовано 29 Июль 2012 - 08:36

Хлысты
http://dic.academic....
Цитата
Мистическая секта. По преданиям X., хлыстовство образовалось в половине XVII столетия, одновременно с появлением старообрядческого раскола. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон в легендах сектантов являются первыми преследователями их. Из православных писателей в первый раз упоминает о X. св. Димитрий Ростовский в своем "Розыске"...
Первоначальная история и распространение секты X. Название "хлысты" или произошло от одного из религиозных обрядов этих сектантов, при совершении которого они хлещут, бьют себя по телу жгутами, прутьями и т. п., или же есть искаженное произношение "христовщина"; а христовщиной эта секта называлась потому, что она управляется христами. X. никогда сами не называют себя хлыстами и не любят, когда их называют этим именем другие, считая его для себя позорным и обидным. Сами себя X. называют людьми Божиими, в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог [Своему обществу хлысты дают также различные мистические и символические названия. Оно называется у них "садом зеленым", "большим, царским", который насадил "сам батюшка" и для которого избрал "кипарисовые древа", "большим деревом", в ветвях которого скрываются они — хлысты, "божьи птички", "девственной девой", "духовным царством", в котором обитает вся Троица, и др.]. Под этим названием секта хлыстов известна и в литературе. Кроме того, X. известны еще под названиями богомолов (в Воронежской и Симбирской губ.), лядов (в Костромской губ.), кантовщиков и сладкоедцев (в Казанской губ.), монтанов (в Самарской губ.), шалопутов (в Ставропольской, Екатеринославской и Херсонской губ.), духовных христиан, самообожателей, ханжей, купидонов, братьев корабельщиков, вертунов, баклушников и др. Появление этой секты большинство ученых относит к 1645 г. (другие — к 1631 г.) и основателем ее называют костромского уроженца Данила Филиппова (см. соотв. статью), первого хлыстовского "Саваофа".
Первоначальная история и распространение секты X. Название "хлысты" или произошло от одного из религиозных обрядов этих сектантов, при совершении которого они хлещут, бьют себя по телу жгутами, прутьями и т. п., или же есть искаженное произношение "христовщина"; а христовщиной эта секта называлась потому, что она управляется христами. X. никогда сами не называют себя хлыстами и не любят, когда их называют этим именем другие, считая его для себя позорным и обидным. Сами себя X. называют людьми Божиими, в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог [Своему обществу хлысты дают также различные мистические и символические названия. Оно называется у них "садом зеленым", "большим, царским", который насадил "сам батюшка" и для которого избрал "кипарисовые древа", "большим деревом", в ветвях которого скрываются они — хлысты, "божьи птички", "девственной девой", "духовным царством", в котором обитает вся Троица, и др.]. Под этим названием секта хлыстов известна и в литературе. Кроме того, X. известны еще под названиями богомолов (в Воронежской и Симбирской губ.), лядов (в Костромской губ.), кантовщиков и сладкоедцев (в Казанской губ.), монтанов (в Самарской губ.), шалопутов (в Ставропольской, Екатеринославской и Херсонской губ.), духовных христиан, самообожателей, ханжей, купидонов, братьев корабельщиков, вертунов, баклушников и др. Появление этой секты большинство ученых относит к 1645 г. (другие — к 1631 г.) и основателем ее называют костромского уроженца Данила Филиппова (см. соотв. статью), первого хлыстовского "Саваофа".
http://dic.academic....

#9
Опубликовано 29 Июль 2012 - 09:06

Цитата(Білінгв @ 10.5.2011, 20:50) (смотреть оригинал)
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?
Вот хороший пример, друзы
http://ru.wikipedia.....org/wiki/Друзы
#10
Опубликовано 30 Июль 2012 - 11:32

прот.С.В.Булгаков "Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви." (из "Настольной книги священно-церковнослужителя")
http://svitk.ru/004_...skoli_erisi.php
Протоиерей Борис Якубовский. ИСТОРИЯ БЕСЕДНИЧЕСТВА В САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ
http://dionisij2006....u/besednik1.htm
http://svitk.ru/004_...skoli_erisi.php
Протоиерей Борис Якубовский. ИСТОРИЯ БЕСЕДНИЧЕСТВА В САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ
http://dionisij2006....u/besednik1.htm
Сообщение изменено: J_123, 30 Июль 2012 - 11:44.
#11
Опубликовано 26 Январь 2013 - 12:09

Цитата(Білінгв @ 10.5.2011, 22:50) (смотреть оригинал)
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?
В приципе большинство сект и староверческих толков, как группы по преимуществу эндогамные (скопцев и хлыстов это касается в меньшей степени) вполне тянут имхо на субэтносы.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#12
Опубликовано 12 Февраль 2020 - 00:03

Почти 30 лет назад глухую сибирскую деревушку Окунево обьявили «пупом земли» и местом силы. И сюда, в омскую глубинку, со всех концов страны потянулись последователи самых разнообразных религиозных верований и культов — от индуистов до родноверов.
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей