Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Русские секты


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
11 ответов в этой теме

#1
Asnafar

Asnafar

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 283 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: западный балтид + северный понтид
Считаю, такое любопытное явление, как русское сектантство, заслуживает отдельной темы.
Предлагаю здесь размещать материалы по хлыстам, скопцам, духоборам и другим старым русским сектам.

Для начала ссылка на книгу.

Название: Песни русских сектантов мистиков. Записки Императорского Русского Географического Общества по отделению этнографии.
Составитель: Рождественский Т.С., Успенский М.И.
Издательство: СПб.: Тип. П. П. Сойкина
Год: 1912г.
Количество страниц: 926с.
Формат: djvu
Размер: 13.9 Mb

http://ifolder.ru/23435525
http://uploadbox.com/files/ab46856397/

#2
Asnafar

Asnafar

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 283 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: западный балтид + северный понтид

Скопцы в Якутске.
http://old.vecherka....icle.asp?id=113

#3
Білінгв

Білінгв

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 282 сообщений
  • Национальность:Белорус
  • Фенотип: Восточный балтид/нордид
  • Вероисповедание:Православный
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?

#4
komrad13

komrad13

    Черная кость

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 462 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:казах
  • Фенотип: Южно-сибирский
Цитата(Білінгв @ 10.5.2011, 20:50) (смотреть оригинал)
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?

Ну вот богослов Силантьев считает, что да, что секта может привести к появлению субэтноса.

Сообщение изменено: komrad13, 10 Май 2011 - 19:55.

Порой в спешке "глотаю" слова, так что не удивляйтесь.

#5
Отто Дикс

Отто Дикс

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 610 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь, Томск
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Восточный нордид+Км
  • Вероисповедание:Крещен в православие
Цитата(komrad13 @ 10.5.2011, 20:09) (смотреть оригинал)
Ну вот богослов Силантьев считает, что да, что секта может привести к появлению субэтноса.


Ну например сикхи в Индии, чем ни пример?? Такие женоподобные лица у скопцов...

#6
Tanasquel

Tanasquel

    --

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 14 308 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:--
  • Национальность:--
  • Фенотип: --
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:--
Цитата
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?

Может пограничье между субэтносом и этнографической группой? Молокане например
--

#7
andronn

andronn

    Постоянный участник

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1 022 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Украинец+Русский
  • Фенотип: Кроманьоид
  • Y-ДНК: R1a1a1g
  • Вероисповедание:Православие
Шту́нда (Штундизм; от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское движение протестантской направленности, получившее распространение в России в XIX веке в среде немецких колонистов, а также части населения южнорусских губерний.
Штундизм в немецких колонияхВыделяются два основных направления штундизма, первым из которых по времени возникновения была штунда пиетическая, к которой принадлежали выходцы из вюртембергских пиетистов, переселившихся из Германии в Причерноморье в 1817—1821 гг., в частности в колонии Рорбах и Вормс. Сами члены называли свои кружки «братством друзей Божиих». Развитию пиетической штунды способствовал прибывший в Россию в 1824 году реформатский пастор Иоганн Бонекемпер.

Позднее, в 50-е годы XIX века, на юге Украины возникло новопиетическое штундистское движение, нашедшее сторонников среди лютеран и меннонитов и оформившееся в виде «вюстовских кружков» (по имени их основателя лютеранского проповедника Эдуарда Вюста) и меннонитских новопиетических групп. Последние именовали себя «братскими меннонитами», в отличие от церковных меннонитов, принадлежащих к официальной общине.

В отличие от последователей Бонекемпера, остававшихся в рамках лютеранских и реформатских общин, штундисты новопиетического направления сразу же заявили о своем выходе из официальных церковных приходов лютеран и меннонитов. Вследствие этого, новопиетические штундисты, в отличие от «братства друзей Божиих», подвергались с самого начала не только притеснению со стороны своих бывших церквей (меннонитской и лютеранской), но и судебному преследованию, как сектанты.

История штундизма в России и на Украине начало распространения штундизма среди коренного населения Украины принято относить к 1859 году, когда к одной из пиетических групп, действовавших в районе г. Николаева присоединился житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Федор Онищенко, который стал первым активным проповедником данного учения среди украинцев.
Благодаря его усилиям, а также деятельности привлеченных им к проповеди крестьян Михаила Ратушного и Герасима Балабана в указанном населенном пункте была сформирована первая штундистская община, состоявшая из этнических украинцев. К 1867 году эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Ряснополя) 35 семей.

Другим центром штундизма стал Елизаветградский уезд (деревни Карловка и Любомирка), где с 1866 года распространение получило учение новопиетического направления. Проповедниками нового учения также стали местные крестьяне Ефим Цимбал, Трифон Хлыстун и Иван Рябошапка.

Впоследствии штундистское учение стало быстро распространяться по Украине, благодаря проповеднической активности своих последователей. Косвенно этому способствовала и политика властей, практиковавших высылку активных проповедников из родных сел, которые на новом месте разворачивали миссионерскую деятельность и зачастую добивались успеха. К 1882 году только в Киевской губернии штундистские общины, согласно полицейским отчетам, насчитывали до 590 членов, а в целом, в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях число штундистов достигло свыше 1000 человек.

В 1884 году большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа.

Тем не менее, термин «штундизм» продолжал активно использоваться православными миссионерами и представителями государственной власти для отделения официально не разрешенных русских и украинских баптистских общин от легально действовавших баптистских объединений среди немецких колонистов.

4 июля 1894 г. положением Комитета Министров Российской империи штундизм был объявлен «сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях», а последователям учения запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания. Репрессии в отношении штундистов продолжались до высочайшего манифеста о веротерпимости 17 апреля 1905 года, когда инославные христиане получили право на свободу вероисповедания
http://ru.wikipedia....

Не знал, что это течение зародилось и распространилось с Николаевщины, сейчас Рорбах и Вормс ( Новосветловка и Виноградовка) села Николаевской области.

#8
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Хлысты
Цитата
Мистическая секта. По преданиям X., хлыстовство образовалось в половине XVII столетия, одновременно с появлением старообрядческого раскола. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон в легендах сектантов являются первыми преследователями их. Из православных писателей в первый раз упоминает о X. св. Димитрий Ростовский в своем "Розыске"...
Первоначальная история и распространение секты X. Название "хлысты" или произошло от одного из религиозных обрядов этих сектантов, при совершении которого они хлещут, бьют себя по телу жгутами, прутьями и т. п., или же есть искаженное произношение "христовщина"; а христовщиной эта секта называлась потому, что она управляется христами. X. никогда сами не называют себя хлыстами и не любят, когда их называют этим именем другие, считая его для себя позорным и обидным. Сами себя X. называют людьми Божиими, в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог [Своему обществу хлысты дают также различные мистические и символические названия. Оно называется у них "садом зеленым", "большим, царским", который насадил "сам батюшка" и для которого избрал "кипарисовые древа", "большим деревом", в ветвях которого скрываются они — хлысты, "божьи птички", "девственной девой", "духовным царством", в котором обитает вся Троица, и др.]. Под этим названием секта хлыстов известна и в литературе. Кроме того, X. известны еще под названиями богомолов (в Воронежской и Симбирской губ.), лядов (в Костромской губ.), кантовщиков и сладкоедцев (в Казанской губ.), монтанов (в Самарской губ.), шалопутов (в Ставропольской, Екатеринославской и Херсонской губ.), духовных христиан, самообожателей, ханжей, купидонов, братьев корабельщиков, вертунов, баклушников и др. Появление этой секты большинство ученых относит к 1645 г. (другие — к 1631 г.) и основателем ее называют костромского уроженца Данила Филиппова (см. соотв. статью), первого хлыстовского "Саваофа".

http://dic.academic....



#9
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Цитата(Білінгв @ 10.5.2011, 20:50) (смотреть оригинал)
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?


Вот хороший пример, друзы

http://ru.wikipedia.....org/wiki/Друзы

#10
J_123

J_123

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 34 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Самара
  • Национальность:Русский/украинец
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:Православие
прот.С.В.Булгаков "Расколы. Ереси. Секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Западной Церкви." (из "Настольной книги священно-церковнослужителя")
http://svitk.ru/004_...skoli_erisi.php

Протоиерей Борис Якубовский. ИСТОРИЯ БЕСЕДНИЧЕСТВА В САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ
http://dionisij2006....u/besednik1.htm

Сообщение изменено: J_123, 30 Июль 2012 - 11:44.


#11
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата(Білінгв @ 10.5.2011, 22:50) (смотреть оригинал)
может ли секта считаться субэтносом? при определённых условиях?

В приципе большинство сект и староверческих толков, как группы по преимуществу эндогамные (скопцев и хлыстов это касается в меньшей степени) вполне тянут имхо на субэтносы.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#12
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Почти 30 лет назад глухую сибирскую деревушку Окунево обьявили «пупом земли» и местом силы. И сюда, в омскую глубинку, со всех концов страны потянулись последователи самых разнообразных религиозных верований и культов — от индуистов до родноверов.

 


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей