Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Сербская мифология


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
11 ответов в этой теме

#1
Asnafar

Asnafar

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 283 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: западный балтид + северный понтид
Толчком к созданию этой темы послужили иллюстрации из книги "Banished Demons - Serbian Mythology" (серб. Prognana bića – srpska mitologija) за авторством Миленко Бодирогича (серб. Milenko Bodirogić).
Мечтаю найди эту книгу, но пока не обнаружил ее даже в зарубежных интернет-магазинах.

Иллюстратор Ivica Stevanovic.


Сербская Баба Рога похожа на русскую Бабу Ягу. Но это не то же самое существо.

Согласно поверьям, ребенок Бабы Роги растет у нее под мышкой.

Сербская Каракондзула имеет вид человека - это старая худая женщина с длинными грязными волосами и длинными когтями. Каракондзула нападает на сербскую домохозяйку, накрывая котлом голову своей жертвы.
Некрещеные дети, умершие до того, как при крещении получить имя. Как говорится, кто не имеет имени, тот не существует. Они появляются ночью под видом птиц.

Среди сербского народа существует поверье, что не родившийся ребенок мертвой беременной женщины может стать оборотнем, по-сербски вукудлаком. Это происходит, когда животное проходит над могилой беременной женщины.

Оборотни обладают невероятной силой. В народе ходили слухи, что они могут проглотить солнце или луну, от этого происходит затмение.

Псоглавы. Согласно своему имени, они имеют тело человека с головой собаки, мощные зубы и единственный глаз. Они понимают человеческий язык, но не было ни одного свидетельства о том, чтобы псоглавы говорили по-человечески.

Продолжение следует.

#2
Asnafar

Asnafar

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 283 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: западный балтид + северный понтид
Иллюстратор Dragan Bibin.

Омайа (Omaja).
Этого демона редко можно увидеть, он имеет способность менять свою внешность, и часто превращается в девочку.
У этой иллюстрации есть секрет: если сконцентрировать взгляд на кровавом пятнышке в середине рисунка и смотреть на него в течение 30 секунд, а потом перевести взгляд на стену и начать моргать, то вы увидите истинное лицо этого демона.

Ала и Стефан Неманья.
Ала - это дракон или змея, демон связанный с ветром, грозой, градом и облаками. Ала может проникнуть в человека, приобретая человеческую форму и созраняя свои свойства. Предание гласит, что Ала проник в святого Стефана Неманью, что сделало его ненасытным.
Символы, выгравированые на нимбе Стефана - это знаки для изгнания Алы.

Ала - демон плохой погоды, основная цель которого - вызвать град и грозовые тучи над полями, садами и виноградниками и уничтожить посевы, или же расхитить их.
История рассказывает о гибели целой группы людей, называемых Сумочниками (потому что они всегда носили с собой характерные сумки) от сербского правителя Стефана Неманьи.

Демон заразы и болезней.

Вампир Вид.

#3
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
В сербской мифологии есть светлые силы? smile.gif

#4
Asnafar

Asnafar

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 283 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: западный балтид + северный понтид
Цитата(Skalagrim @ 17.5.2011, 19:55) (смотреть оригинал)
В сербской мифологии есть светлые силы? smile.gif

Не знаю, нужно сербов спросить. Но у меня, читая разные легенды, сложилось впечатление, что в старые времена ни один уважающий себя человек на Балканах не выходил из дома, не прихватив с собой на всякий случай осиновый кол. smile.gif

#5
Mordred

Mordred

    .

  • Пользователи
  • PipPip
  • 750 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: кроманоид с динарским влиянием
  • Вероисповедание:.
Цитата(Asnafar @ 18.5.2011, 1:33) (смотреть оригинал)
у меня, читая разные легенды, сложилось впечатление, что в старые времена ни один уважающий себя человек на Балканах не выходил из дома, не прихватив с собой на всякий случай осиновый кол.

Видно, места там такие. Недаром Алексей Константиныч Толстой пометил действие повести "Семья вурдалака" именно в Сербию. smile.gif Там и до румынского Дракулы недалеко...

#6
Mordred

Mordred

    .

  • Пользователи
  • PipPip
  • 750 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: кроманоид с динарским влиянием
  • Вероисповедание:.
Змеиная тема:


По воду Рада ходила,
А был колодец змеиный,
Змеиный колодец, заклятый,
Пошла она и воротилась.
Навстречу идут два змея,
Огняника два навстречу.
...



Сборник 'Песни южных славян'

http://mifolog.ru/bo...021/index.shtml

Сообщение изменено: Mordred, 18 Май 2011 - 03:54.


#7
Mordred

Mordred

    .

  • Пользователи
  • PipPip
  • 750 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: кроманоид с динарским влиянием
  • Вероисповедание:.
Сербский вампир Сава Савович



Людей всегда интересовало неизведанное: НЛО, черная магия, оборотни, вампиры и т. д. Пока есть желающие прикоснуться к потустороннему миру, найдутся и те, которые будут на этих желаниях зарабатывать.

Сербы, например, решили, что хватит одной Трансильвании заманивать туристов легендами о Дракуле, ведь неподалеку от Белграда тоже жил настоящий вампир!

Сава Савович — уроженец города Вальево, который расположен в 70 километрах от сербской столицы. В 17 веке этот мельник держал в страхе все местное население своими вампирскими выходками. Прославил Савовича роман Милована Глишича Posle devedeset godina ("Девяносто лет спустя").

Понятно, что к XIX веку о кровососе успешно забыли, однако не навсегда. Недавно представители туристической отрасли страны решили вытащить на свет божий легенду о Савовиче дабы привлечь в Вальево побольше гостей. Для вампира даже устроили презентацию на Туристической выставке города — Савва во плоти расхаживал по ярмарке со зловещей улыбкой на лице и парой фальшивых клыков. Что ждет гостей Вальево? Как сообщает "Служба континентов", для любителей леденящих кровь историй припасены специальные экскурсионные программы с мельником, которые включают даже посещение местной пивоварни, а также SPA-уикенд с Савой Савовичем.

Впрочем, есть и недовольные выдумкой властей Вальево. Например, местный священник считает, что прихожане выбрали себе для поклонения "странное существо", но ничего не может сделать с растущей популярностью вампира — ведь пока поток туристических евро и динаров в город увеличивается, "дело Савы" будет жить и процветать. Есть недовольные и в городе Байина Башта.

Местные жители считают, что легенда о Саве принадлежит им, а вовсе не Вальево. Однако не одним Савовичем может похвастаться Сербия. Жили здесь вампиры и поизвестнее. Вампиризм Петара Благоевича и Арнольда Паоле даже задокументировали местные власти. Этот священник спокойно провел свою благочестивую жизнь в Кисиево, в 100 километрах к востоку от Белграда.

Если верить легенде, Благоевич умер в 62 года, но после смерти несколько раз возвращался и требовал у сына накормить его. Сын отказал. За что очень скоро поплатился — однажды утром было обнаружено его бездыханно тело. На этом священник не остановился: Он вернулся и напал на нескольких соседей, которые умерли от потери крови. История Арнольда Паоле не менее интересна. В 1729 году молодой сербский солдат попал в Грецию, где на него и напал вампир. Серб знал, чем чревата такая встреча, и принял все необходимые меры, но они его не спасли.

Вскоре после возвращения на родину Паоле скончался. На этом история, понятное дело, не закончилась, а только началась. Примерно через месяц жители деревни стали встречать бродящего по ночам Арнольда. Те, кому довелось видеть его призрак, заболели, а четверо из них через несколько дней умерли. Началась паника, и было решено раскопать могилу Арнольда и осмотреть его труп. Могильщики выкопали гроб под наблюдением чиновников, прибывших из столицы, а также военных врачей и местных старейшин. Когда гроб был вскрыт, всем присутствовавшим стало ясно, что они имеют дело с вампиром. Арнольд лежал в гробу перевернувшись на бок. Его волосы и ногти заметно отросли, а рот алел от свежей крови. Выглядел он, как живой человек. Чтобы смертоносные похождения бывшего солдата прекратились, в грудь его вбили осиновый кол, а тела его жертв сожгли.

http://forum.badnjak....php?f=14&t=741

#8
Bratilov

Bratilov

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Пловдив
  • Национальность:Българин
  • Фенотип: Медитерранид+альпинид
  • Вероисповедание:християнство
Цитата(Mordred @ 18.5.2011, 6:51) (смотреть оригинал)
Змеиная тема:


По воду Рада ходила,
А был колодец змеиный,
Змеиный колодец, заклятый,
Пошла она и воротилась.
Навстречу идут два змея,
Огняника два навстречу.
...



Сборник 'Песни южных славян'

http://mifolog.ru/bo...021/index.shtml


Тема сербская мифология - здесь и сборник для южние славяне. Так, увидим откуда записани мифологические песни smile.gif
Не за что, но когда увидя такое заголовие "Песни южньих славян", наверно есть и "Песни северние европейци" - т.е. заголовие ничего не означает...
Цитата
Болгарские:
1. Солнце и Добринка
Переведено по тексту сб. БИТ, т. 4, с. 83-86. Записано в районе г. Трявны (центральная часть северной Болгарии).
2. Солнце и Мария
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 87-90. Записано в районе г. Панагюриште (центральная Болгария).
3. Солнце и юнак состязаются
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 101-103. Записано в районе г. Разграда (северовосточная Болгария).
4. Солнце и девушка состязаются
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 98-100. Записано среди болгар-переселенцев в Бердянском уезде Таврической губернии (ныне Запорожская обл.).
5. Бродница и парень
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 189. Записано в районе г. Елена (северо-восточная Болгария).
6. Йова и самовилы
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 163-164. Записано в Пиринском крае (юго-западная Болгария).
7. Терем самовилы
Переведено по тексту сб.: Миладиновы, № 10. Записано в г. Панагюриште (Болгария).
8. Молодица на жатве и самодивы
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 171-172. Записано в районе г. Елена (Болгария).
9. Королевич Марко и Вида-самовила
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 158-160. Записано в районе г. Костура (Кастория) в Эгейской Македонии (северная Греция).
10. Муржо-свирелыцик и юда
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 119-120. Записано среди болгар-мусульман в районе г. Девина (юго-восточная Болгария).
11. Рабро-юнак и самодива
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 146-148. Записано в районе г. Софии (западная Болгария).
12. Рабро-юнак и старая юда
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 149-150. Записано в районе г. Варны (северо-восточная Болгария).
13. Йоан Попов и самовила
Переведено по тексту сб.: Миладиновы, № 1. Записано в г. Струге в Вардарской Македонии (ныне Социалистическая Республика Македония в составе СФРЮ).
Б.М. - Уточнение – оригиналное название сборника Миладинови – „Български народни песни от Македония”
14. Пастух Стоян и самодива
Переведено из кн.: Н. Геров. Речник на блъгарския язик, ч. V, с. 113-114. Место записи неизвестно. Сюжет песни встречается в восточнославянских сказках и быличках.
15. Момирица и Тодора
Переведено по тексту сб.: Миладиновы, № 17. Записано в г. Струге в Вардарской Македонии.
(Смотрите номер 13)
16. Дена и змей
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 203-204. Записано в районе г. Сера (Серрес) в Эгейской Македонии.
17. Рада и два змея
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 209-210. Записано в восточной Болгарии.
18. Радка и змей
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 207-208. Записано в районе г. Велико-Тырнова (северная Болгария).
19. Овчары и змеиха
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 246. Место записи неизвестно.
20. Овчар и змеиха
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 236-237. Записано в восточной Болгарии.
21. Мирчо-воевода, два змея и ламя
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 258-260. Записано в районе г. Сера (Серрес) в Эгейской Македонии.
22. Два змея и ламя
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 261-262. Записано в районе г. Добрича на крайнем северо-востоке Болгарии.
23. Секула-дитя и змея шестикрыла
Переведено по тексту сб.: Шапкарев, кн. III - IV, № 362. Записано от уроженки г. Прилепа (Вардарская Македония).
24. Бранко-юнак и лютая змея
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 254-257. Записано в районе г. Софии. Тексты типа публикуемого в эволюционном плане выглядят предшественниками русской былины "Добрыня и змея".
25. Малое дитя и ламия
Переведено по тексту сб.: Миладиновы, № 59. Записано в Вардарской Македонии. Мотивом чудовища, запирающего дороги, песня напоминает былину "Илья Муромец и Соловей-разбойник".
26. Благодарная змея
Переведено по тексту сб. БНТ, т. 4, с. 538-540. Записано в районе г. Свиленграда (юго-восточная Болгария).

Хорватские:
1. Девушка и солнце
Переведено по тексту сб. ХНП, кн. 5, № 17. Записано на о. Шипан у далматинского побережья вблизи г. Дубровника (Хорватия).
2. Жена Петра краше вилы
Переведено по тексту сб. ХНП, кн. 5, № 33. Записано на далматинском побережье (Хорватия).
3. Не дала жена с шеи монисто
Переведено по тексту сб. ХНП, кн. 5, № 124. Записано на Поповом поле, в долине р. Требишницы, севернее г. Дубровника (Герцеговина).
4. Мате Юранович и вила-водарица
Переведено по тексту сб. ХНП, кн. 5, № 30. Записано на далматинском побережье в районе г. Макарска (Хорватия).
5. Худо жил, горше того помер
Переведено по тексту сб. ХНП, кн. 5, № 47. Записано на о. Шипане близ г. Дубровника (Хорватия).
6. Аждая избавляет девушку
Переведено по тексту сб. ХНП, кн. 5, № 16. Записано в Герцеговине.

Сербские:
1. Три брата
Печатается по кн.: "Югославские народные песни". М., 1956, с. 98. Эта сербская песня очень похожа на популярную среди украинцев и белорусов колядку о том, как солнце, месяц и дождь похвалялись в доме хозяина, которому поется колядка.
2. Змей-жених
Переведено по тексту сб.: Караджич, т. II, № 11. Записано от А. Вуковича, уроженца Косова-Метохии (ныне автономный район в составе Сербии).

Черногорские:
1. Счастье
Переведено по тексту сб.: Караджич, т. I, № 271. Записано в г. Будва на черногорском побережье Адриатического моря.

Так, 26 болгарские, 6 хорватские, а если принесем черногорская песня к сербские они будут 3! smile.gif

#9
Mordred

Mordred

    .

  • Пользователи
  • PipPip
  • 750 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: кроманоид с динарским влиянием
  • Вероисповедание:.
Цитата(Bratilov @ 18.5.2011, 14:18) (смотреть оригинал)
Тема сербская мифология - здесь и сборник для южние славяне. Так, увидим откуда записани мифологические песни smile.gif
Не за что, но когда увидя такое заголовие "Песни южньих славян", наверно есть и "Песни северние европейци" - т.е. заголовие ничего не означает...

Так, 26 болгарские, 6 хорватские, а если принесем черногорская песня к сербские они будут 3! smile.gif

Спасибо, что заметили. До раздела "примечания" я, как всегда, сразу не добрался. dolf_ru_325.gif Решил, что это общее для всех южных славян.

Может, пост стоит перенести в какой-нибудь более подходящий тред?

#10
Romanix

Romanix

    Пока не спец

  • Пользователи
  • PipPip
  • 728 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сумы,Украина
  • Национальность:Славянский микс(русский+поляк+словак)
  • Фенотип: балтид+небольшое альпиноидное и нордическое влияние
  • Y-ДНК:R1a1-Z280
  • мтДНК:H2a5
  • Вероисповедание:Православие
в Украине раньше тоже были поверья о вовкулаках и песіголовцях,наверно эти персонажи еще с праславянского периода
О заслугах человека следует судить не по его великим достоинствам,а по тому как он их применяет...(Франсуа де Ларошфуко)

#11
Bratilov

Bratilov

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 370 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Пловдив
  • Национальность:Българин
  • Фенотип: Медитерранид+альпинид
  • Вероисповедание:християнство
Цитата(Mordred @ 18.5.2011, 8:25) (смотреть оригинал)
Спасибо, что заметили. До раздела "примечания" я, как всегда, сразу не добрался. dolf_ru_325.gif Решил, что это общее для всех южных славян.

Может, пост стоит перенести в какой-нибудь более подходящий тред?

Не знаю точно где))) Всяким случай, 'южнославянская мифология' звучит доволно общее. В наша мифология, кроме основний славянский елемент (если сейчас увидите примечания, но в полний текст, я здесь скопировал только заголовие и откуда записана песня, заметите, что в болшинстве песни есть паралели с восточнославянские мифологии), есть и другой - наши изследователи как Венедиков думают, что етот елемент происходит еще от античние фракийци. Если ето слишком силно - из имперское население Византии - говорю имперское, потому что они не били все греки smile.gif
А что относится до сербские и хорватские - у меня нет информация, но мне будет интересно, есть ли там сохранени дославянские елементи?

#12
Asnafar

Asnafar

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 283 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: западный балтид + северный понтид
Продолжение от Ivica Stevanovic.



Дух-прислужник.
Это существо - маленький человек, ростом не больше большого пальца, одетый только в штаны и красную шапочку на голове. Его руки очень ловки и умелы, с помощью их ему удается удовлетворить все желания своего хозяина. Существо будет выполнять все задания хозяина только тогда, когда тот относится к нему хорошо.
Духи-прислужники вынуждены собирать много золота, ибо только золото может утолить жажду жадных людей.


Вампир имеет форму человека и не имеет тени. Вукудлак выглядит как волк, но тень у него человеческая.


Некоторые колдуны могут превратить обычного человека в вукудлака на некоторое время. Такое существо будет иметь вид волка и человеческое сознание. Человек сильно страдает, когда превращен в оборотня.


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей