Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Старообрядцы


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
42 ответов в этой теме

#1
Tanasquel

Tanasquel

    --

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 14 308 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:--
  • Национальность:--
  • Фенотип: --
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:--
Вот нашёл интересный сайт о старообрядчестве

http://samstar-biblio.ucoz.ru/

Более всего меня заинтересовала там книга: Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII в.(1889 г.)

может кому то будет интересно
--

#2
ВИТ

ВИТ

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 619 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид+нордид
  • Вероисповедание:Православный
http://3rm.info/publ...oobryadcam.html

«Отношение преподобного Серафима к старообрядцам при жизни

Однажды пришли к преподобному 4 человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова, Горбатовскаго уезда, спросить о двуперстном сложении с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением.
Только что переступили они за порог кельи, не успели сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: "Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите.
Прошу и молю вас: ходите в Церковь грекороссийскую: она во всей славе и силе Божьей! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее - учители Церкви, архипастыри суть преемники апостольские.

В другое время пришел к нему один старообрядец и спросил:
- Скажи, старец Божий, какая вера лучше:нынешняя церковная или старая?



О старообрядцах

http://3rm.info/reli.....-oni-takie.ht
- Оставь свои бредни,- отвечал отец Серафим-жизнь наша есть море, св. православная Церковь наша-корабль, а кормчий-Сам Спаситель. Если с таким кормчим люди, по своей греховной слабости, с трудом переплывают море житейское и не все спасаются от потопления, то куда же стремишься ты с своим ботиком и на чем утверждаешь свою надежду спастись без кормчего?

Однажды зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келье о. Серафима и о сем доложили ему. Несмотря на множество народа, толпившегося в сенях, о. Серафим просил принести ее к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. О. Серафим запер дверь и спросил ее:
- Откуда ты, матушка?
- Из Владимирской губернии.
- Давно ли ты больна?
- Три года с половиною.
- Какая же причина твоей болезни?
- Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к ихней вере - и все была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того, вечером, пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала меня начало ломать и корчить. Прошло не мало времени, Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли- я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю.
- Понимаю...-отвечал старец.-А веруешь ли ты опять в св. православную Церковь?
- Верую теперь опять, батюшка, - отвечала больная.
Тогда о. Серафим сложил по-православному персты, положил на себя крест и сказал: - Перекрестись вот так во имя Святой Троицы.
- Батюшка, рада бы,- отвечала больная,- да руками не владею.
О. Серафим взял из лампады у Божией Матери Умиления елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила совершенное здоровье. Народ, стоявший на сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю, и особенно в гостинице, что о. Серафим исцелил больную.
Когда это событие кончилось, то пришла к о. Серафиму одна из дивеевских сестер о. Серафим сказал ей:
- Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица небесная.»

О старообрядцах

http://3rm.info/reli...-oni-takie.html
”In hoc signo vinces”

#3
Guest_Альтаир_*

Guest_Альтаир_*
  • Гости
В 1971 году Московский собор снял клятвы на старые обряды и старообрядцев. В Кремле идут службы старыми чинами. Например.

Цитата
Только что переступили они за порог кельи, не успели сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: "Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите.


Исусу Христу так бы и сказал smile.gif 6 Век, Синайский монастырь.



Старанно, что этот великий ревнитель греко-российской церкви зачастую изображается с лестовкой, старообрядческими четками.



#4
Guest_Альтаир_*

Guest_Альтаир_*
  • Гости
И странно, что именно эти три ссылки на царебожный сайт сегодня фигурировали и обсуждались на одном старообрядческом форуме. Где вы взяли эти ссылки?

#5
ВИТ

ВИТ

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 619 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид+нордид
  • Вероисповедание:Православный
Хех. Так в интернете. smile.gif

Не в ссылках дело. Мне непонятно как в уме якобы христианина могла утвердиться мысль о полезности для спасения души самосожжения сотен людей (тоже , кстати , христиан). Добровольное самосожжение практиковавшееся старообрядцами - форма самоубийства. Это же нарушение Закона Божиего. Такие вещи очень похожи на вбросы мыслей в сознание человека темными силами. Прилог называются. Неотягощеное нераскаянными грехами сознание человека такие "вбросы" отсеивает. Если прилог приживается и реализуется , то это следствие духовной слабости и безоружности.

По поводу изображения. В Евангелиях не написано что Иисус говорил как нужно складывать пальцы при крестном знамении. И это неудивительно. Крестное знамение появилось после крестной смерти Спасителя. И в Деяниях апостолов ничего не сказано на эту тему.Посему такие изображения - обычное человеческое творчество. Трехперстное крестное знамение не мешает христианам успешно стяжать Дух Святой. Не в пальцах дело.

Насчет четок. Предназначение четок в удобстве счета произнесенных молитв. Если человек будет в уме считать сколько раз он произнес молитву это неудобно. Он может ошибиться и этот подсчет отвлекает от самой молитвы. Передвигая бусины четок после каждой молитвы молящийся в конечном итоге доходит до узелка. А в четках определенное количество бус. Считать не надо. Сами по себе четки не являются принадлежостью определенной религиозной конфессии или её ответвления. Так же как таблица умножения не говорит о какой-либо исключительной ориентации знающего её человека.
”In hoc signo vinces”

#6
Guest_Альтаир_*

Guest_Альтаир_*
  • Гости
Так я не об этом. Гари(самосожжения) - это по большей части клевета синодальных миссионеров. Вы читали писульки Дмитрия Туптало, который "митрополит Ростовский"? У него есть "замечательная" книга "Розыск о брынской вере". Ссылка на книгу тут.

Много клеветы было на древлеправославных христиан. Вы считаете, что массовое убийство старообрядцев, их гонения и выдавливания с Родины есть дело Богоугодное? Не воздал ли за это никонианам Господь сталинскими репрессиями, как обмолвился Кураев?

Вы знали, что сожгли живьем епископа Павла Коломенского, Аввакума и иже с ним Пустозерских мучеников? А соловецких монахов, которые отказались признать реформы Никона морили голодом, а потом и вовсе на крючьях казнили?



Вы считаете, что это стяжание Духа Святаго? Разве?

О щепоти: раз Исус не учил этому, как вы говорите, а православные христиане испокон веков практиковали двоеперстие(как минимум с 6 века, если не раньше), то зачем Никон ввел щепоть? И ради чего гнали православных за двоеперстие?

А о стяжании Духа Святаго - так это не про никониан.

Про лестовку: вы не поняли мой послы. Лестовку используют исключительно древлеправославные христиане(ну или реконструкторы под них). Исключительно. Кроме них - никто. Вы понимаете? И в Синодальный период лестовка, равно как и знаменное пение или двоеперстие были маркером "раскольников". Ваш же святой(чья святость весьма сомнительна была например для обер-прокурора Синода Победоносцева) изображен с лестовкой, старообрядческими четками. Удивительно.

#7
ВИТ

ВИТ

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 619 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид+нордид
  • Вероисповедание:Православный
Я бы посоветовал всем любителям литературы на тему религии не с книгами жить , а с Богом в душе. Кто такие были книжники и фарисеи ? Люди были предельно начитаны , всёшеньки-то они читали. А Иисуса не признали. В храм надо ходить по воскресеньям , исповедоваться и причащаться. И помимо будничных трудов заниматься спасением своей бессмертной души.
Вот это будет дело настоящее , а не книжное.
Я сегодня , в воскресенье , был в храме. Хожу в кафедральный собор Александра Невского , на стрелке. Место слияния Волги и Оки.
”In hoc signo vinces”

#8
Guest_Альтаир_*

Guest_Альтаир_*
  • Гости
Так можно и до протестантизма договориться smile.gif
Кто-то ничего не желает знать и быть сущим простецом. Кто-то через знание познает Творца.

Но важно не ошибиться и не подменить Святое Православие глупостью и суеверием. Зачастую для простецов никониан религия сводится к "землицы с могилки Матронушки", "сухариков от батюшки Серафимушки" и "иконочки Николы 2". И такие пустоверы зачастую не знают своей веры и религии. Отцов не читают, Библию в руках не держали и Кормчую не исполняют. Какие же они после этого христиане? И искренне жаль людей, чье "христианское" воцерковление построено на книгах по конспирологии, жидо-масонам и т.д. Вроде "Шаг змеи", "Стук в золотые врата" и т.д. И куда страшней постоянные глупости эсхатологического характера. То ИИН, то антихрист. Грустно все это.

Взяли бы эти пустоверы и вместо очередной клеветы и лапши почитали Иоанна Дамаскина что-ли. "Точное изложение православной Веры" например. Или "Душеполезные поучения" Аввы Дорофея. Но нет. Такие пустоверы даже слушать не будут о таком. Они умнее всех. Они "блаженные".

А сайт 3 Рим - это сектантский сайт даже по меркам никониан. Вы наверное знаете о таком еретическом для никониан учении, как царебожие? Полюбопытствуйте.

#9
ВИТ

ВИТ

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 619 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Россия
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид+нордид
  • Вероисповедание:Православный
Цитата(Альтаир @ 6.7.2015, 3:32) (смотреть оригинал)
Так можно и до протестантизма договориться smile.gif


Православные христиане читают Библию и святоотеческую литературу. А не писанину староверов с картинками. К Богу кроме Библии ведут дела. Вера без дел мертва. Можно хоть до одурения начитаться , но если человек не угодил Богу своими делами , то он никогда не стяжает Дух Святой. Целью христианина является обожение, приближение к Богу - стяжание Духа Святого. Целью не является накопление как можно большего количества знаний по религиозной тематике не приводящих к обожению. Найдите хоть одного человека в России на котором почивает Дух Святой и который при этом отвергает православную церковь , не исповедуется и не причащается. Не найдете. Тогда зачем все эти титанические библиотечные усилия которые никуда не ведут. Это потеря времени которая имеет печальный конец - ад. Проблема эта показана в фильме Лунгина "Остров". Главный герой старец спрашивает молодого и начитанного монаха:"Ты наверное все знаешь?". Тот гордо отвечает: "Да". Но святости достиг именно старец. Он трудится ради братии в кочегарке. Он святой и вылечивает людей силою Божией.
”In hoc signo vinces”

#10
Guest_Альтаир_*

Guest_Альтаир_*
  • Гости
"Православные христиане" из РПЦ МП читают не Библию, а конспирологическую литературу или какую-другую чушь, что по обыкновению продают в магазинах при храмах. Могу сегодня зайти в парочку храмов, что будут на моем пути и сфотографировать подборку литературы smile.gif Основной контингент(за редким исключением) - бабки, чье "православие" сводится к младостарчеству(знаком вам такой термин?), пояскам с молитвами или иконами(запрещено Лаодикийским собором ношение на себе икон или образков), землицей от Матронушки, сухариков от Серафимушки и того, что скажет настоятель. Ах еслиб они читали староверскую писанину, то толку было бы больше smile.gif Но против фактов не поидешь: вы читали своих церковных историков вроде Макария Булгакова, Цыпина Вл, Петрушко, Зеньковского, Успенского, Карташева и др.? Все это у них описано.
РПЦЗ принесла покаяние старообрядцам в 2010 году.

А кто сказал, что староверы отвергают Православную церковь? Мы ее не отвергаем. У нас есть храмы, есть попы и епископы. Служится литургия, мы принимаем Таинства. И это Православная Церковь. Она одна. Веруем во Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Вопреки синодальной политике гонений, старообрядцы восстановили у себя трехчинную иерархию. Было совершено это в 1846 году. Митрополит Амвросий Белокриницкий, рукоположенный Константинопольским патриархом Григорием присоединился к старообрядцам и поставил епископов нам.
Службы у нас долгие, истинно православные: литургия начинается в 7.30, а заканчивается в первом часу дня. Вечерняя служба обычно начинается в 15.30 и может длиться до 21.30.

А вот вам фотографии с праздничной службы на Рогожском кладбище на праздник Жен Мироносец. Литургию служил митрополит Всея Руси Корнилий (Титов).









А вот наш митрополит Корнилий. Выкладываю фотографии, т.к. тема о нас.




#11
Eugene_rus

Eugene_rus

    Бюргер

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 742 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санктпетербурхъ
  • Национальность:Рус
  • Фенотип: Восточный нордид
  • Y-ДНК:N-BY32524
  • мтДНК:U-C1341T
  • Вероисповедание:K
Альтаир,
Вы же вроде месяц назад были ревностным последователем РПЦ?

Если так, то как то Вы быстро сменили религию, то заодно можно было бы и ник.
Все таки религия - такое дело не политика. Политики могут менять свои убеждения.

#12
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!
Цитата(Eugene_rus @ 6.7.2015, 18:39) (смотреть оригинал)
Альтаир,
Вы же вроде месяц назад были ревностным последователем РПЦ?

Если так, то как то Вы быстро сменили религию, то заодно можно было бы и ник.
Все таки религия - такое дело не политика. Политики могут менять свои убеждения.

Да он несётся через религиозные убеждения как на скоростном поезде. И непонятно или меняет убеждения или просто троллит. Помнится, сначала писал, что важна не принадлежность к церкви, не обряды и ритуалы, а помыслы, поступки, праведность и живая вера, потом были посты, где симпатизировал католичеству, потом - мусульманству, затем как последователь РПЦ яростно цапался с старообрядцами и обзывал католиков еретиками. Теперь вот - заядлый старообрядец. Что завтра?

#13
Skalagrim

Skalagrim

    Nobody

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 23 855 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:------------------
  • Национальность:-----
  • Фенотип: --------
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:--
  • Вероисповедание:Смерть фашистским оккупантам!



#14
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Советский и российский филолог, лингвист, семиотик, историк языка и культуры Борис Андреевич Успенский в монографии «История русского литературного языка (XI-XVII вв.)» пишет:

«Русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своем обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды.

Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в свое время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев)».



 


  • "Спасибо" сказали: Skalagrim

#15
Отто Дикс

Отто Дикс

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 610 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Сибирь, Томск
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Восточный нордид+Км
  • Вероисповедание:Крещен в православие

Староверческие скиты широко распостранены на севере Томской области, в глухой тайге, среди непроходимых болот, вдали от рек или озер, где могут найти...
Но НКВД их основательно разорили в 30-40хх, а сейчас их активно покидает молодежь, дескать в миру уже нет той угрозы...
Остаются последние.

 



#16
Kavalaksala

Kavalaksala

    Чукча-читатель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 397 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:Беларусь
  • Фенотип: ЗБ

Мой дед был из старообрядческой семьи, которая переехала в Беларусь из какого-то сибирского скита. Жаль, не знаю подробностей никаких. 

А так в Беларуси немало старообрядцев, особенно в некоторых регионах. Я бывала на их кладбищах (старообрядцы ездят на кладбища на праздник Троицы). Очень атмосферно и без всяких пластиковых цветов.


  • "Спасибо" сказали: Tora_sama

Тело - храм, а в моём большевики устроили склад картошки.


#17
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

А так в Беларуси немало старообрядцев, особенно в некоторых регионах.

 

2-Old-Belive-1.png
 


  • "Спасибо" сказали: Kavalaksala и varang
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#18
Kavalaksala

Kavalaksala

    Чукча-читатель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 397 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:Беларусь
  • Фенотип: ЗБ

Я сама с Борисовского района и знаю в нём только одно старообрядческое кладбище. Все старообрядцы из наших деревень ездят на праздники в Крупский район - там целые деревни старой веры. 


Тело - храм, а в моём большевики устроили склад картошки.


#19
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Потому что поселялись они на незанятых местным населением местах, в глухой лесистой местности, на лядах. Но в целом, за исключением нескольких уездов их общее количество по уездам не превышало пары процентов: https://www.balto-sl...173#entry329424


  • "Спасибо" сказали: Kavalaksala
Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#20
roaring

roaring

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 270 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Санкт-Петербург
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Преимущественно Фальский
  • Y-ДНК:R1b1b2a1a
  • мтДНК:U5b1e
  • Вероисповедание:-

Потому что поселялись они на незанятых местным населением местах, в глухой лесистой местности, на лядах. Но в целом, за исключением нескольких уездов их общее количество по уездам не превышало пары процентов: https://www.balto-sl...173#entry329424

 

Читал о вопросах Старообрядцев к переписи, https://ruvera.ru/ar..._staroobryadcev, если коротко то считают, что их было раза в полтора-два больше.



#21
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Ну утверждать они могут всё, что угодно, ничего конкретного я в этой статье не прочёл. А российские подсчёты XVIII века нас не касаются. Может в каких-то дальних восточных губерниях РИ и была огромная разбежка. У нас, в принципе, и этнографами этот вопрос проработан. Даже если их было не 1.7%, а 2.5%, то это всё равно мало что меняет.

 

Я только наши воеводства/губернии имел в виду. Что там было в условной Костромской области – я понятия не имею.


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#22
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Советский и российский филолог, лингвист, семиотик, историк языка и культуры Борис Андреевич Успенский в монографии «История русского литературного языка (XI-XVII вв.)» пишет:

«Русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своем обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды.

Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в свое время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев)».



 

"Из древней церкви греческой обычай стричь волосы на голове перешел и в церковь русскую. На фресках Киево-Софийского собора (XI в.) святители изображены

с подстриженными волосами, на некоторых видны гуменца14. В Харатейной Кормчей Книге XIII века, на 21 прав. 6‑го Вселенского собора находится такое толкование: «презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце. Аще на обращение зрит, якоже причетницы главу да постригает. Аще же своею волею не отступит, но творити хощет грех, якоже мирстии человецы власы да растит, понеже возлюбил мирское пребывание, паче небесныя жизни»15. Достоверно, что обычай стричь волосы на голове был принят и соблюдался в Церкви Русской в самом начале её существования. А начиная с XVI века мы имеем непрерывный ряд свидетельств о нем, как иностранцев бывавших в России так и самих русских. В 1517 и 1526 г. был послом в Москве от императора австрийского барон Герберштейн. В своих записках о России он, между прочим, пишет:  «Русские священники одежду имеют почти такую же, как миряне, надевая на голову кроме маленькой и круглой шапочки, которою они прикрывают выстриженное место, еще широкую шляпу от жара и дождей, или носят также высокия и бобровыя шапки сераго цвета. Все они ходят опираясь на палки, называемый посохами»16. Олеaрий, Голштинский ученый, бывший в России в XVII в.  (1634 г.), говорит о священниках:  «Новопоставленный облекается в священническое верхнее платье, которое немногим отличается от мирскjго. На макушке головы остригаются волосы и полагается на нее суконная шапочка, называемая скуфьею, точно как наша ермолка, плотно обнимающая голову; прочее на голове волосы длинные, как у женщин, отпускаются вниз до самых плеч. Эту шапочку днем они никогда не могут снять, разве нужно будет только им остричь голову»17. Из слов Олефария видно, что в XVII в. у священников волосы только на макушке выстригались, прочие же оставлялись длинными. Тоже говорят и другие путешественники18. Всегда ли так было в России или только в XVII веке —  неизвестно. При патр. Никоне обычай носить гуменце был еще во всей силе, что видно из напечатанной при нем «Скрижали», где и объяснен он согласно со свв. Софронием и Германом19. После Никона при патриархе Иоанне на московском соборе 1674 г. состоялось такое определение о гуменцах:  «Протопресвитери и протодиакони, иepee же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфьях, в знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейскaгo, на главах же имети прострижено, зовемо гуменце, немало: власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый в венец, егоже носи Христос20». Это соборное определение соблюдалось и в прошедшем столетии. В архиве Московской Духовной Консистории сохранилось довольно дел ставленнических21 XVIII века, из которых видно, что при поставлении в иepeя простригалось ставленику на голове «гуменце не мало»; действие это совершалось не даром — ставленики обязаны были вносить деньги «простригальныя по гривне с плеши»22. Место, выстриженное на голове при посвящении, когда покрывалось волосами, снова было выстригаемо и таким образом оставалось на всю жизнь наружным знаком священства, так что без гуменца тогда нельзя было назвать себя и священником, что, посему, делали и лжеереи, чтобы выдать себя за истинных иереев. В протоколе 1731 г. апр. 19 сказано: «Прислан был в Дикастерию поп самостав, который допросом показал, что его посвятил и гуменцо постриг поп…»  
 
Когда именно оставлен обычай носить гуменцо — неизвестно; но нет сомнения, что он существовал и во 2‑й половине прошедшего столетия. Покойный митрополит
 
Филарет, родившийся в 1782 г., рассказывал, чго в молодости своей он видал священников в Коломенской епархии с гуменцами. Равно и в греческой церкви этот обычай не сохранился."

https://azbyka.ru/ne...ovskih-gumencah


#23
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Интересно, когда священники на Руси (на всех русях  :rolleys: ) стали из короткостриженных длинноволосыми? Олеарий указывает, что в 1634 в России они уже были такими. Возможно, это влияние православного духовенство РП, но когда там стали длинноволосыми?

Почему нынешние старообрядческие священники (там, где они есть) без тонзуры и с длинными волосами?



#24
КОВАЛЬ ЛЮДОТА

КОВАЛЬ ЛЮДОТА

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 032 сообщений
  • Национальность:Українець
  • Вероисповедание:Православний

Кстати в Украину староверы тоже масово бежали. Кое где они и сейчас неплохо себя чувствуют. https://www.youtube....hannel=Ukraїner Бежали даже на територию Империи Габсбургов. Возводили там свои храмы. https://www.youtube....спільнеБуковина



#25
Ravnur

Ravnur

    Dryhavič

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 9 826 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Менск
  • Национальность:белорус
  • Фенотип: норик + зап. балтид
  • Y-ДНК:I
  • мтДНК:U5b
  • Вероисповедание:атеист

Интересно, когда священники на Руси (на всех русях  :rolleys: ) стали из короткостриженных длинноволосыми? Олеарий указывает, что в 1634 в России они уже были такими. Возможно, это влияние православного духовенство РП, но когда там стали длинноволосыми?

Почему нынешние старообрядческие священники (там, где они есть) без тонзуры и с длинными волосами?

 

С 1720 года после Замойского собора униатским священнникам предписывалось стричь волосы, брить бороды и носить одежду по образцу католических священников.

 

Собор постановил унифицировать богослужение, приняв литургические книги, одобренные папской властью и отказавшись от использования некатолических изданий, издать на народном языке два катехизиса (большой для духовенства и малый для народа). Кроме того, были приняты решения, касающиеся образа жизни и облика грекокатолического духовенства; так, после собора священники стали в обязательном порядке стричь волосы, брить бороды, носить одежду, ранее характерную только для западного духовенства.

При переводе в православие униатское духовенство столкнулось с неожиданным препятствием – с риском быть обсмеянным местным населением с принятием обличия "российского попа". Давая в 1833—1834 гг. подписки о согласии перейти в московское православие священники оговаривали за собой право брить бороду и стричь волосы согласно своего обычая, носить униатское священническое одеяние, поскольку к бороде и православной рясе в крае относились с презрением. Власти пошли навстречу и некоторое время не требовалось отращивать бороду и разрешено было оставить прошлые одеяния. Расчёт был на то, что не заметив существенных перемен верующие не будут противиться присоединению их духовенства к московской православной церкви.
 


Minuć u tumanie stahodździ,
I stal sparachnieje ŭščent,
A my tut byli, i my tut budziem,
Pakul isnuje hety śviet.

#26
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Но тут уже устоявшаяся в 18 веку традиция длинных волос и прочего. Как она и в России устоялась, вероятно, в 17 веке еще до Раскола. А вот когда все это началось - непонятно. Но думаю, что в РП, а скорее в ВКЛ определенно раньше, чем  в России.



#27
von Koren

von Koren

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 636 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Западный балтид
  • Y-ДНК:R1a1
  • Вероисповедание:Православный

Почему нынешние старообрядческие священники (там, где они есть) без тонзуры и с длинными волосами?

 

Вот тут кое-что есть. Другие статьи автора о старообрядческой моде и не только тоже можете почитать. - https://ruvera.ru/mu...eski_staroverov


  • "Спасибо" сказали: Краки Нифлунг

#28
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Вот тут кое-что есть. Другие статьи автора о старообрядческой моде и не только тоже можете почитать. - https://ruvera.ru/mu...eski_staroverov

Да, интересно. Спасибо. Я что-то подобное недавно как раз находил, то вообще по другому вопросу. Все эти "скоба, кружок и т.д." вполне себе российские прически 17 века. :rolleys: 

По сабжу, правда, тут все равно самое раннее о длинных волосах у священников - сообщение Олеария от 1634 г.



#29
КОВАЛЬ ЛЮДОТА

КОВАЛЬ ЛЮДОТА

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 032 сообщений
  • Национальность:Українець
  • Вероисповедание:Православний

Я вот такое нашел: "Традиция не стричь волосы и бороды, возможно, появилась под влиянием восточного монашества. Монахи не стригут волосы и не бреются. Постепенно она распространилась и на другие православные страны, включая Россию". Тоже говорят о XVII столетии... 



#30
Краки Нифлунг

Краки Нифлунг

    Пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 11 624 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: нордоид
  • Y-ДНК:R1a Y10802
  • мтДНК:H1a
  • Вероисповедание:.

Я вот такое нашел: "Традиция не стричь волосы и бороды, возможно, появилась под влиянием восточного монашества. Монахи не стригут волосы и не бреются. Постепенно она распространилась и на другие православные страны, включая Россию". Тоже говорят о XVII столетии... 

Да, выше я уже приводил цитату о том, что это греческая традиция, а у тех она от светской турецкой моды.

Думается, что у православных РП и ВКЛ такая традиция должна была возникнуть раньше хотя бы вследствие более тесного общения с греческим духовенством.




Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей