Распространение широколицых протоевропейских расовых типов было- по крайней мере до эпохи поздней бронзы- достаточно широким и в степной зоне (Шевченко, 1985). В.В. Бунак рассматривал протоевропейский и лапоноидный типы в единстве: более архаичные лапоноидные варианты сохранялись и эволюционировали в особом «консервативном» направлении в более отдаленных и изолированных областях севера Восточной Европы и Скандинавии где они дожили до наших дней в виде современного антропологического типа саамов), в то время как на юге шел процесс «балтизации», то есть, во-первых эволюции древних протоморфных плосколицых типов в европеоидном направлении, а во-вторых смешения их носителей с продвигавшимися с юга европеоидами.
Антропология, Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков, 2005 г.:

Комментарии ув. Ulysses:
"Кроманоид" - популярный термин, "пережиток" антропологических классификаций начала двадцатого века и устаревшего морфолого-типологического подхода. На сегодняшний день, представляет собой лишь исторический интерес и не используется в современной научной расовой систематике. В устаревших классификациях использовался для обозначения североевропейских массивных гиперморфных (широколицых) типов (Фэлид, Брюнн, Борреби, Тюдальский и др.), которые, по первоначальным представлениям, происходят от верхнепалеолитических вариаций Кро-Маньонского типа. Однако, «верхнепалеолитический комплекс соответствует лишь обобщённому европейскому варианту и не совпадает с каким-либо из позднейших типов» [Бунак, 1980]. В верхнем палеолите "какие либо тенденции расообразования ещё не вполне сложились, и лишь в небольшой степени наметились черты преемственности с нынешними расовыми комплексами" [Зубов, 2004]. Все ископаемые неоантропы палеолита Европы объединяются в одну особую, полиморфную группу, противопоставляемую современному человечеству [Бунак, 1980; Зубов, 2004]. Самые ранние массивные и гиперморфные формации североевропейских типов имеют, максимум, поздне-мезолитическое происхождение [Алексеев, 1985, 2007]. Не найдено, также, никаких генетических доказательств преемственности между верхнепалеолитическими популяциями и современными североевропейскими. Несмотря на всё это, вне научной литературы, многие используют термин "Кроманоид" применительно к некоторым неолитическим восточноевропейским антропологическим комплексам и даже к современным вариациям Балтийской и Центрально Восточноевропейской расовых ветвей, что с научной точки зрения - крайне некорректно. В современной российской антропологии для обозначения массивных гиперморфных типов Евразии поздне-мезолитического, неолитического или более позднего происхождения используется термин "Протоевропейский". Тем не менее термин "Кроманоид", в некотором роде, облегчает понимание некоторых типов при индивидуально-типологической расовой диагностике.
"Кроманоид" - это пережиток западной ретро-антропологии 30-х. Кроманьонцы - отдельный вид людей - Homo Sapiens Fossilis и вне таксонов, особое расовое измерение - от них никто не происходит, они спокойно себе отжили своё и умерли. Происходила вторичная реколонизация Европы - самые первые северные массивные типы Скандинавии имеют максимум - поздне-мезолитическое происхождение.
Некоторые фотопримеры (палеоевропейские черты выражены в той или иной степени):






