Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

"Про культуру срубную"


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
В этой теме нет ответов

#1
eugene-march

eugene-march

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 9 407 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Y-ДНК:R1a1a
  • мтДНК:K1b2a
  • Вероисповедание:протестантизм
"Про культуру срубную",поэма Александра Крамарева

Автор - Крамарев Александр Иванович, самарский археолог, специалист по эпохе поздней бронзы.


Что такое, братцы,
«Срубная культура»?
Вам легко расскажет
Археолог Шура.
Чтоб ее родимую
Как-то описать –
Надо много думать
И чуть-чуть копать,
Надо с головою
Внутрь заглянуть,
Но не увлекаться,
Чтобы не заснуть.
Срубная культура
Бронзового века –
Все в ней как-то просто,
Все для человека,
«Нету в ней излишеств,
И эстетства – нет» [1],
Но какая сила есть,
Творчества расцвет…
Все ж начнем с начала,
Чтоб увидеть суть,
Надо в «сруб» могильный
Глубже заглянуть.
«Сруб» по-городцовски –
Домик погребальный,
Городцов [2] заметил
Смысел в нем сакральный,
И культуру «срубной»
Городцов назвал,
Все с ним согласилися,
Он ведь – аксакал.
Срубные курганы
Стали все копать,
Артефакты древние
В кучки собирать.
Это ж – типология,
Всем находкам мать,
Все теперь про «срубников»
Можно рассказать.
Наши предки срубники –
Коренные, местные,
Парни симпатичные,
Крепкие и честные.
В жены ж брали девушек
Из других селениев,
Чтоб росло здоровым
Наше население.
Девушки пригожие
В основном с Урала,
Были и с Европы,
Но этих очень мало.
И пошло, поехало
Быстро размножение,
Взрыв демографический,
А потом брожение.
Срубники рванулися
Заселять пространства
Земли брали тихо,
И без хулиганства.
Так с Поволжья срубники
Появились в Азии,
На Днестре отметились
И, вроде как, в Абхазии.
Правда, про Абхазию,
Не скажу уверенно,
Остальные ж земли
Лично мной проверены.
Дальше – хронология,
И периодизация,
Без стакана в них вообще
Трудно разобраться.
Дат по углероду [3]
Сделали немало,
И сказали: Так и так,
Время, мол, отстало.
Лет на двести удревнить,
А где-то и поболе,
Можно все, что мы вчера
Раскопали в поле.
Кто-то верит, кто-то нет,
А куда деваться,
Все равно приходится
«Бронзой» заниматься.
Выделить периоды (этапы)
У культуры срубной
Тоже вот задачкой
Оказалось трудной.
«Ранняя» и «поздняя»,
Времени «расцвета»,
Все ведь относительно,
«Кануло все в лета»,
Надо иль не надо
Все делить в культуре,
Трудно разобраться
Срубноведу [4] Шуре.
Я вопрос открытым
Так и оставляю,
Если откровенно –
Как и что – не знаю…
В остальном – все просто
И предельно ясно,
Жить в то время было
Трудно, но опасно.
И врагов не меряно,
И родни навалом,
Так что было некогда
Щелкать им «хлебалом» [5].
Все в борьбе отчаянной,
Все в больших делах,
Помогал им Индра [6]
В праведных трудах.
Если б только видел ты
Срубные орудия,
Сразу отказался бы
Ты от словоблудия.
Топоры и копья,
Шилья и кинжалы,
Как умели делать,
Вот ведь, ёлы-палы!
Ну, а лук со стрелами,
Чтоб врага разить
Или на охоте,
Что сообразить.
Наконечник прочный
С камня или с кости,
Поразил кого-нибудь
И с добычей – в гости.
Там тебе сто граммов
Сомы [7] наливали,
И с нее родимой,
Гимны заспевали.
Гимны из «Авесты»,
Гимны из «Ригведы» [8],
Чаши поднимали,
Пили за победы.
Заедали мясом,
Кашей, овощами,
И, могу предположить,
Щами и борщами.
Срубные девчонки –
Умницы, красавицы,
Часто украшалися,
Чтоб парням понравится.
Пастовые бусики,
На руках браслеты
Стильные подвески [9]
И всё – они одеты.
Можно на свидания,
Но опосля работы,
А не то старейшины
Их накажут, что ты!
Переходим далее
Мы к вопросам быта,
Много здесь не ясного,
Но много и открыто.
Жили в поселениях
Возле быстрых рек
30 (тридцать), 40 (сорок), 60 (шестьдесят),
200 (двести!) [10] человек.
Строили жилища
В основном двускатные,
Но были наши предки
Не совсем опрятные.
Сор, как говорится,
Весь у них в избе…
А мне так ближе «срубники»,
Те, что лежат в гробе [11].
Срубные курганы
Не перекопать!
Столько артефактов,
Прям, не лечь, не встать.
Но это я отвлекся,
А мы вернемся в старь,
В срубном роде-племени
Правил володарь. [12]
Он такой, как прочие,
Лишь побойчей в речах,
Сильнее и, конечно,
С головою на плечах.
Ему в бою – дорога,
А за столом – почет,
Ну, и девица каждая
«За счастье» с ним сочтет.
Из прочих были воины,
Но больше пастухи,
А также металлурги,
Раздувавшие мехи.
А были ль землепашцы,
Вот тут большой вопрос,
Хоть, иногда, находим мы
Пшеницу и овес.
Особо же отмечу
Шаманов, колдунов,
Без них бы соплеменники
Остались без штанов.
Они подсуетятся,
Задобрят где божков,
Им поднесут на блюде
Там мяса-пирожков,
Кого-нибудь загонят
На жертвенный костер…
И вот уже уходит
Из дома «черный мор»,
Животные плодятся,
И женщины рожают,
А в это время прочие
Богатства умножают.
Такое было времячко,
Нельзя без колдунов,
Шаман нашепчет на ухо,
И ты уже здоров,
Готов опять трудиться,
Врагов нещадно бить,
Ну, и, конечно, девок –
Без устали любить.
Так, что еще мы знаем
О срубных временах?
Об ихних увлечениях,
О культах и богах?
Про это можно долго
Писать и рассуждать,
Чуть-чуть пофантазировать,
Ну, может, где приврать.
Никто ведь не проверит,
Где – правда, а где ложь,
Да, ты и сам, дружище,
Что пишешь-то, поймешь?
Вернусь к своим «баранам»,
Мне срубники близки,
Хотя они по времени
От нас и далеки.
Почти две тысчи годиков
До рождества Христа,
Явились миру «срубники»,
Так родилась мечта.
Очаг культургенеза
На Волге и Урале
Покровцы с синташтинцами
В один момент взорвали. [13]
Они ж пассионарии [14],
И в этом, братцы, суть,
Готов пассионарий
Весь мир перевернуть,
Без устали трудиться,
Рвануть на край земли,
И быстро раствориться,
Как в море корабли.
Но та его энергия,
Что влилась в чью-то кровь,
Еще не раз в истории
Бурлила вновь и вновь.
И в наших жилах тоже
Частички тех ребят,
Кто назывался «арья» [15]
Кто всех «мочил» [16] подряд.
Но это было позже,
А в «срубные века» [17]
Текла все та же Волга (Ра)
Великая река.
И на земных просторах,
На волжских берегах,
Врагов мочили срубники,
Чтоб вечно жить в веках.
Оставив в генах память,
И, наследив в земле,
Ушли с Поволжья срубники,
Растаяли во мгле…
А нам, чего осталось?
Ищи и собирай,
И срубную культуру
С любовью изучай.
На том и завершаю
Свой стихотворный труд,
Иные посмеются,
Но многие поймут.
Не важно ведь, ребята,
Что, где и как копать,
Для нас важней другое –
Искать! Искать! Искать! [18]
Искать и не сдаваться,
Чтобы в конце пути,
Свою поставить точку,
И в мир «иной» уйти…
P/S
Вот она какая –
Срубная культура,
Как сумел, вам рассказал
Ваш товарищ – Шура [19]…
Июль 2006 года

1 Зудина В.Н. Археологические древности Южного Средневолжья. Самара. 1998. С.46.
2 Городцов Василий Алексеевич (1860-1945) – выдающийся русский археолог
3 Метод радиоуглеродного датирования (С14); см Трифонов В.А. Поправки к абсолютной хронологии культур эпохи энеолита-средней бронзы Кавказа, степной и лесостепной зон Восточной Европы (по данным радиоуглеродного датирования) // Бронзовый век Восточной Европы: характеристика культур, хронология и периодизация. Самара.
4 Срубноведы – такие же люди, как и все остальные археологи, но полюбившие срубную культуру (автор)
5 Примечание. Щелкать «хлебалом» - типа ничего не делать, разинуть рот и глазеть и т.д. (автор)
6 Индра – Верховный бог индоарийского пантена, победил змея, освободив тем самым солнце
7 Сома (арийское) – шибко бодрящий напиток, к сожалению, рецепт утерян (автор)
8 «Ригведа», «Авеста» - сборники гимнов древних индоиранцев
9 Примечание. Стильными в то время были бронзовые подвески в полтора оборота, изготовленные из узкой желобчатой пластины, иногда покрытые тонким золотым листом и орнаментированные (автор)
10 Примечание. Количество людей, проживающих на одном поселении, по мнению исследователей, зависело от степени их близости (родства): хутор – семья, поселение больших размеров – род, община (автор)
11 Примечание. Не поймите как: Хороший срубник – мертвый срубник, просто я испытываю особый трепет, больший интерес к погребальным памятникам срубной культуры, нежели к поселениям (автор)
12 Володарь (хохляцкое) – навеяно «Социальной структурой срубной культуры…» В.В.Цимиданова
13 Подробнее о Волго-Уральском очаге культурогенеза смотри у В.С.Бочкарева (автор)
14 Подробнее о пассионариях читай у Л.Н.Гумилева (автор)
15 «Арья» (Аrya) – самоназвание наших далеких, но очень близких нам предков (автор)
16 Навеяно В.В.Путиным, который еще совсем недавно призывал «мочить» всех уродов в сортире (автор). Без сомнения, в жилах президента России течет горячая кровь срубников.
17 По моему расчету это все-таки XIX-XVI вв. до н.э. (автор)
18 Как завещал великий Шерлок Холмс (автор)
19 Примечание. Не путать с Шуро'й,
Он, может и герой,
Но на одном месте,
Как известно, с дырой… (автор)
My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей