Войти Создать учётную запись

Культура сетчатой керамики
#2
Опубликовано 26 Май 2012 - 19:27


Рекомендую ознакомиться с работой Гусакова М.Г. К вопросу о происхождении дьяковской культуры в свете гипотезы В.В. Седова // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. Вып.5. - М. - 2009. - С. 392-408.
Сохранить сборник


#3
Опубликовано 31 Январь 2014 - 22:10

Сидоров В. В. Взаимодействие культур позднего бронзового века в лесной зоне Восточной Европы
В кн.: История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 2012 г.
Полностью скачать https://www.rostmuse...76c68190576.pdf
- "Спасибо" сказали: Skalagrim
Десоветизация пишется через ѣ.
#4
Опубликовано 08 Март 2014 - 01:50


- "Спасибо" сказали: Skalagrim
Десоветизация пишется через ѣ.
#5
Опубликовано 04 Ноябрь 2019 - 15:28

В. Сидоров. Сетчатая керамика.
Археология Евразийских степей № 4, Казань 2017, стр. 304-316
в формате pdf: https://yadi.sk/i/s6wJGLLuoBL5UQ
(с сокращением о технологических аспектах изготовления сетчатой керамики).
Сетчатая фактура керамики - рябая фактура поверхности сосуда - легко узнаваемый признак. В Восточной Европе он существует 2,5 тыс. лет в эпоху бронзы и раннем железном веке. Похожая фактура известна также на неолитической керамике Восточной Сибири и Дальнего Востока., но технология ее там совсем иная: здесь она получается при формовке сосуда выбивкой с применением рифленой или обмотанной шнуром колотушки. Согласованными действиями колотушки снаружи и гладкого камня- наковальни внутри сосуд формируется. Для отпечатков на дальневосточных сосудах характерна повторяемость расстояний между рядами углублений от рельефа штампа-колотушки. При выколачивании нет необходимости ( да и возможности) выравнивать поверхности расчесом. Глиняные ленты, жгуты, лоскуты, а также формовка поверхностей расчесом и заглаживанием для этой технологии не требуется. При выколачивании не происходит наложения отпечатков колотушки на предыдущий слой - каждый оттиск дает первичный отпечаток, полностью сминая предшествующие. На восточносибирской керамике с нитчатой (Белькачи) и вафельной ( Ымыяхтах) фактурой наложения повторных отпечатков не бывает, на восточноевропейской оно обычно.
Европейская сетчатая керамика выполнялась наложением штампов на уже сформированный сосуд, лепленный из лент. При повторяемости оттисков зубцов в разных рядах меняют расстояние и угол между рядами как в полях и полосах, заполненных оттисками зубчатого штампа. Часть таких полей сформирована прокатыванием штампа. Значительная часть сетчатых фрагментов восточно-европейского ареала имеет следы расчеса поверхности внутри, что несовместимо с техникой выколачивания. Отсутствие признаков выбивки сосудов дьяковской культуры показала массовая пососудная разборка керамических коллекций городищ Настасьино ( ок.1400 сетчатых сосудов), Круглица , Кузнечики, насчитывающих суммарно 140 тыс. черепков. Материалы стоянок эпохи бронзы Липовка 1, Песошня 1. Варос, городище Филимоново, Ловцы 1 и шесть на озерах Неро, Ловецком, Тростенском ( Никольская 2) , Заболотском ( Сулать 1,2,3) , Удомля ( Троица, Стан 1), Еськи на р. Мологе , поселения на Оке дали тысячи фрагментов.
Рис. 1. Сетчатая керамика. Еськи. Гребенчатая сетка. Еськи, Сулать.
Природа сетчатой керамики может быть рассмотрена по двум направлениям - технологическому и историческому. В первом случае описаны наблюдения как над керамикой эпохи бронзы, так и железного века ( как это делалось), во втором - выясняются условия ее появления и особенности распространения ( как это происходило).
Классификация фактуры должна выявить способ получения рябой поверхности - реконструировать штампы и способ их применения.
Термин "текстильная керамика" неудачен. Он строится на умозрительной гипотезе об использовании мягких емкостей для формирования в них сосудов ( А. Я. Брюсов). Подобная формовка технически возможна, но доказательств ее применения в западном ареале сетчатой керамики не существует. Плетеная емкость имеет свои особенности, никогда не встречается на фактуре поверхности сосудов. Древнейшими оказываются сосуды с рябой поверхностью, сформированной зубчатым штампом, а не нитью.
Подавляющее большинство сетчатых сосудов эпохи бронзы имеет фактуру поверхности, выполненную тем же самым узким гребенчатым оттиском, каким орнаментирована полоса по венчику и плечику . М. Г. Косменко ( 1996 а) определяет их как твердый штамп, наиболее вероятно-деревянный. Ни одного каменного и костяного штампа в комплексах с сетчатой керамикой не найдено, даже в тех, где гребенчатый геометрический орнамент занимает значительные площади сосудов.
Густое заполнение поверхности узким гребенчатым штампом, аналогичное ранней сетчатой керамике, изредка встречается на волосовской посуде ( Ловецкая 1 на р. Саре)
Рис.2. Волосовская керамика с густой гребенчатой орнаментацией (2). Волосовская керамика (2 а)
Древнейшая сетчатая керамика Волго-Окского бассейна, Прибалтики и Карелии делалась тем же зубчатым штампом, что и орнамент ( а также расчес поверхности).
Нитчатая керамика появляется на Верхней Волге позднее-это оттиски штампа, обмотанного нитью ( тонким шнуром).
Орнаментация поверхности дна с двух сторон встречается у поздняковской и сетчатой керамики
Рис.3. Донышки с двусторонней орнаментацией.
Значительно чаще нитчатая фактура встречается на окских поселениях. Возможно это связано с наследием верхнеднепровской (дубровичской) лапчатой традиции. Но переход к сетчатой посуде здесь произошел позднее, чем на Волге.
Рис.4. Лапчатая (верхнеднепровская) керамика верхнего слоя Маслово Болото 4.
Откуда возникла традиция сетчатости? Д.А. Крайнов в ямочных орнаментах отнюдь не самых ранних сетчатых сосудов видел продолжение традиций ямочно-гребенчатой керамики, ранее тысячу лет никак себя не проявлявшей, и усматривал в неровности поверхности редкоямочных сосудов проявление сетчатости фактуры ( Д.А. Крайнов, 1991, с.66-72).
Не более реалистично предположение о заимствовании из ранненеолитической Сибири.
Даты около 3900 л. н. сетчатой керамики Лубанской низменности позволяли предполагать здесь источник диффузии, тем более что на Валдае была зафиксирована вполне прибалтийская сетчатая керамика ( Лозе, 1979), но становление самой традиции это не объясняло.
Далее появились серии дат сетчатой керамики начала 2 т.л. до н.э. в Верхнем Поволжье ( Песошня 1) ( Воронин, 2013).
Центра возникновения сетчатой керамики не было, как и миграций из какого-то центра. Сама модель центричности архаичных культур не представляется реалистичной, так как никаких инструментов влияний какой-либо культуры на полностью независимые общности не просматривается. к тому же хаотичные связи, пронизывавшие Русскую равнину, делают центрические модели излишними. Они возникают в головах исследователей. а не в археологическом материале как аберрация аналитического мышления, требующего постоянства и определенности элементов анализа, в том числе подхода к археологической культуре как к гносеологической категории. Но комплекс это след конкретной живой культурной среды, не признававшей жесткого разграничения культур. Пронизывающие лесную зону связи с середины 2 т.л. до н.э. показывают свободное просачивание любых признаков по всей территории, где такие связи поддерживались.
Близость форм, одинаковая направленность развития сетчатой керамики по всей ее области показывает существование общности, в пределах которой циркулировала информация, т.е. единство культуры, наличие интеграционных процессов. Единство - налицо. Но для определения локальной специфики требуется знать обстоятельства возникновения этого единства.
Во второй половине 3 т.л. до н.э. вся область была занята волосовской культурой. Вторжение фатьяновцев никак не сказалось на ней - культурное взаимодействие их отсутствовало. фатьяновсцы так и не закрепились в лесной зоне. В Волго-Окском междуречье они занимали экологическую нишу, не востребованную волосовцами - луговые поймы малых рек. Кости домашнего скота найдены в могилах, есть медные украшения и оружие, но рабочий инструмент оставался каменым. На их костяных изделиях есть только следы кремневых скребков. Фатьяновская культура оказалась не приспособлена к условиям лесной зоны и не закрепилась здесь.
Но в конце 3 т.л. до н.э. облик волосовской культуры начинает начинает быстро меняться под влиянием контактов с лесостепными культурами. Вероятно это были брачные связи, но не миграции и набеги. Где-то на территории волосовской культуры мигранты все же осели. Так, шагарская культура-это, видимо, небольшой регион, захваченной примокшанской культурой ( Челяпов, 1993). Волосовская культура уходит с Оки ( Ибердус 1)-здесь прочно обосновалась имеркская, которую теснит примокшанская.
Около 22 в. до н.э. по волосовской территории рассеяна вышедшая с Оки группа, узнаваемая по фатьяноидной керамики. Ее можно именовать чирковско-сейминской, и просто сейминской . А.Х. Халиков ( 1960) обозначил этот компонент в чиркрвско-сейминской культуре как "керамику типа Сейминской дюны". Но в ее основ нет волосова и фатьяновской, как предполагал Б.С. Соловьев ( 2000). Ее родственные связи на юге- примокшанская и балановская, но в лесной зоне она появилась именно на волосовских стоянках.. с Оки ее вытеснила, но и частично ассимилировала поздняковская культура, имевшая корни в культурах Дона ( среднестоговская, репинская, катакомбная) ( Сидоров 2014). В оличии от катакомбной - это культура земледельцев и именно в таком качестве она заняла берега Оки. Часть людей с фатьяноидной ( сейминской) керамикой вошла в их состав, но большая часть ушла в леса и оказалась среди волосовцев, где мы их узнаем по фатьяноидной керамике. Эта же культура восточнее определяется как чиркрвско-сейминская, здесь она смешивается с балановской, что хорошо видно на Васильсурском городище ( Халиков, Халикова, 1963).
Необходимо отметить, что средневолжское и волго-окское волосово - это разные культуры, разного происхождения, но длительно контактировавшие. Именно с расселения фатьяноидов волосовская культура меняется так, что мы перестаем ее узнавать. Меняется и каменная техника. Это естественно: мигранты хорошо знакомы с металлом. Меняется образ жизни, видимо, с появлением скотоводства. Но территория и система связей остаются те же - волосовские.
Рис. 5 Чирковская (фатьяноидная) керамика
Меняется и керамика-появляется выделенное горло. Технология керамики как у фатьяноидов - сосуды тонкостенные, с раковинной примесью, но без птичьего пуха. Орнаменты горла как у фатьяноидов, но попроще . А вот тулово становится сетчатым. Дело в том, что в традиции, от которой развивалась фатьяноидная керамика, орнамент на тулове ниже плечиков не полагался, а у волосовцев - весь сосуд надо "одеть" орнаментом. Видимо, появление сетки - это компромисс между этими культурами: бессмысленного ( с точки зрения фатьяноидов) орнамента на тулове нет, и пустота не раздражает аборигенов. Сетчатая керамика стала общим свойством посуды лесной зоны.
Следующий шаг-проникновение в лесную зону поздняковской культуры ( Сидоров 2014). Видимо, им дорогу проложила в леса породненность с фатьяноидами. К тому же они были не только земледельцы, но и скотоводы, а скотоводство в ранних формах более приспособлено к лесной зоне. Поздняковские группы, породненные с лесными племенами через фатьяноидный компонент, проникают, располагаясь в волосовской среде, вплоть до Волги ( Сокольская 2 в Костромской низине). Но облик их поселений иной, не земледельческий-они не столь капитальны, располагаются в борах на неплодородных почвах, у них отсутствуют зернотерки. В их культуре уже есть абашевские и срубные черты и, конечно,происходит смешение с культурой сетчатой керамики. По-видимому, именно с момента переселения в леса некоторых поздняковских общин на Оке, в свою очередь, появляются поселения с сетчатой посудой. Таким образом, воспроизведение старой системы родственных связей в лесной зоне включило в них еще и поздняковцев. Сетка появляется и на Оке, и к югу от Оки. И здесь вполне земледельческое поселение исследовано под Каширой - Колотово7 ( Сидоров, 1999). Оно уже не поздняковское, а сетчатое, но с отдельными поздняковскими сосудами.
Сетчатая керамика - основной признак культур, в основе которых лежит пласт волосовской общности. Там где нет волосовской подосновы, в постпоздняковских комплексах аким-сергиевского и бондарихинского типов не возникает и сетчатой керамики. В железном веке это территория культур дьяковской, городецкой, лууконсаари ( в Финлянди и Карелии) ( Косменко, 1996 б).Это территория волжско-окских финнов: мордвы-зрзи и мокши, мари, мери, а также муромы, мещеры и прибалтийских финнов, вепсов, карел, ливов, ижоры,эстонцев, суоми. Не сохранилось имя туземцев Валдая, тоже связанных с прибалтийскими культурами с начала неолита, если не раньше. Мы не знаем энтонима дьяковцев. Это не меря: существует граница между дьяковской культурой и памятниками восточнее - в Ярославской, Костромской, Ивановской областях. Культуры камско-волжского происхождения можно называть финно-угорскими ( Напольских, 1997). В их основе ананьинская и пьяноборская культуры- удмурты, коми, возможно чуваши до того, как были тюркизированы. Прямо и однозначно связывать археологические культуры эпохи бронзы с этнографическими реалиями XV-XIX вв. нет возможности. В первые века н.э. происходило формирование этнополитических союзов с переориентацией направлений связей. Но колебания этого времени вокруг систем родственных связей частично воспроизводят картину этнических связей многотысячелетней древности.
- Skalagrim, Краки Нифлунг, Karl-Franz и 2 других пользователя сказали "Спасибо"
#6
Опубликовано 02 Апрель 2024 - 06:51

2022 г
https://www.academia...card=view-paper
Abstract This paper focuses on the period of transition from the Bronze Age to the Early Iron Age in the centre of European Russia (mainly the Moscow and Ryazan regions). It concerns the period between the Pozdnyakovskaya culture of the Late Bronze Age and the Dyakovo culture of the Iron Age, around the 12th–5th century BC. The archaeological culture of this time is commonly referred to as the ‘Textile Ceramics Culture of the Final Bronze Age’; however, the paper points out the difficulties in using this term correctly. Of great significance is the paucity of archaeological data, which is the result of a weak archaeological study of the area in this period. The general characteristics of flint tools, ceramics and dwellings and the dates of the entire period based on 14C dates will be given. In the author’s view, the Final Bronze Age is characterized by cultural complexity and cannot be referred to as one archaeological culture. Rather, there might have been complex interactions of different ethnographic groups.
Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей