Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Марийская магия


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
23 ответов в этой теме

#1
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
В марийской магии заговоры считаются главным методом воздействия. Колдуны говорят, что заговор концентрирует энергию, он есть сама энергия. Заговор по-марийски так и называется — Ю 'энергия'. Иногда заговор называют шÿведыш 'то, что выплевывают', шÿведыш ю - 'выплевываемая энергия', так как заговаривающий человек в конце фразы резко выдыхает, как будто сплёвывает, воздух; со стороны это похоже на плевание.
Заговор создает психологическую воображаемую связь между человеком и различными объектами его интереса. Заговором люди осознанно или интуитивно меняют сами себя и через себя окружающий мир. Ведущим компонентом заговора является образ, воображение. Наилучшим временем для заговаривания являются утренняя и вечерняя зори. Лечение (снятие сглаза, порчи) как знахарю, так и пациенту желательно проводить натощак. Заговоренную воду или другой предмет нельзя греть, кипятить, класть в горячую воду, в огонь, иначе энергия испарится. Заговоренную воду или соль или другой предмет нельзя также держать возле открытой воды, так как вода впитывает энергию заговора. Поэтому, когда заговоренный предмет переносят через реку, озеро, другие водоемы, его нужно ставить на голову или спрятать под левую подмышку, изолируя от открытой воды.
Заговор производится чаще всего в 4 позах:
1. Заговаривающий держит в руке нож или ножницы, которые направляет на заговариваемый объект, обеими ногами наступает на нож или другой предмет с острым лезвием (топор, пила, серп, коса и т. д.)
2. Заговаривающий в одной руке держит нож или ножницы, который направляет на заговариваемый объект, в другой руке — метлу. Метла означает, что ею выметают болезни и порчу.
3. Наступает обеими ногами на метлу, в руке нож или ножницы.
4. В руке нож или ножницы, под ногами ничего нет.
Приняв необходимую позу, перед заговариванием обязательно призывают помощников, которых называют свидетелями (танык). Призыв помощников называется таныктарыме (таныктараш 'делать свидетелем'). Это делается для того, чтобы наполнить себя силой (энергией). При легких, не энергозатратных ритуалах таныктарыме не проводится.
Колдуны, придерживающиеся марийской религии, призывают на помощь марийских богов, различных зверей, птиц, деревья, облака, звезды и т. д. Сами марийские лечебные заговоры состоят из двух частей: отделение и растворение.
1. Отделение (шöртыш). Это главная часть заговора, отделяющая от тела и ауры человека злые чары и духов.
2. Растворение (шултыш). Отделившиеся чары и духов растворяют, превращают в ничто. Если этого не сделать, они вновь воидут в больного, ритуал будет бесполезным.
Вместо растворения иногда делают возврат 'пöртылтыш, пöрыктыш', если известно, кто сделал чары и порчу или известно, откуда пришли духи.
Закончив заговор, знахарь с размаху втыкает нож в пол или, подняв руку вверх, выпускает нож из руки таким образом, чтобы он острием вонзился в пол. При этом мысленно или вслух произносит: «Пусть воткнется в сердце-печень колдуна» (Локтызын шÿмышкыжö-мокшышкыжо керылтше) или «Вонзаю в злого духа» (Осал мужыш керам).
При заговаривании используются особые дыхательная и мыслительная техники.
Главное здесь — беспрерывная очень быстрая, даже неразборчивая, речь и беспрерывное создание и чередование мысленных образов (картин). Дыхание при заговаривании отлично от обычного дыхания. Если при обычном дыхании человек произносит слова лишь на выдохе, то при заговаривании слова произносятся беспрерывно и слитно как на вдохе, так и на выдохе и в паузах между вдохом и выдохом, а дыхание ведется одновременно через нос и рот. Это возможно лишь при произнесении слов шепотом или мысленно.
Заговоры произносятся очень быстрым шепотом, дыхание ритмичное, без задержек и пауз. Завершив фразу, резко дуют на заговариваемый предмет, чертят над ним крест, как бы закрывая крышкой, чтобы энергия не вышла из предмета.
В заговаривании важен весь ритуал: и слова, и ритм, и дыхание, и создание мысленных образов, и то, какие предметы применяются. Ничего лишнего здесь нет, все необходимо выполнять так, как требует ритуал.
Важны качества того человека, который исполняет заговор. Не у всех людей заговор имеет силу. Прежде всего, он должен иметь дар (талант). Такой дар дается или от бога или от умерших знахарей в тот момент, когда человек находится в бессознательном состоянии, в клинической смерти, а его душа посещает мир умерших. Для приобретения дара человек должен «умереть» и «воскреснуть», что напоминает становление шамана у сибирских народов.
Другие требования к тому, кто заговаривает:
1. человек должен иметь все зубы. Если зубов не хватает то этот недостаток преодолевается тем, что перед заговариванием произносят «Заговариваю стальными зубами», «Грызу болезнь стальными зубами» и т. п., а во время заговаривания нужно обязательно стоять на остром железном предмете;
2. человек молодой, сильный, здоровый обладает большей магической силой, чем старый. У старых знахарей, чем меньше у них физических сил, чем меньше зубов, тем меньше силы в заговоре. К больному же знахарю вообще боятся ходить, т. к. его болезнь может передаваться тому, кого он лечит. У пьяниц тоже нет силы в заговоре;
3. заговор нежелательно произносить члену семьи, родственнику по крови, всем людям, кто совместно с пациентом питается, пользуется с ним общей посудой, общими вещами. Заговоры сильнее, если их произносит посторонний. Знахарь не должен есть-пить с клиентом.

(Перевод из книги В.Петрова "Марий Ю".)

http://shnaran.livej...l.com/1023.html

Сообщение изменено: xena, 10 Ноябрь 2011 - 20:40.


#2
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Магия и религия. Интервью с марийским этнографом Никандром Поповым.

Цитата
Никандр Семенович, как Вы относитесь к тому, что магическими действиями человека можно отправить «на тот свет»?
— По мнению верующих, такое вполне возможно.
Бывает такое?
— Бывает
С известным марийским этнографом Никандром Поповым мы сидим в одном из заведений Йошкар-Олы, пьем пиво и говорим о мировоззрении марийцев.

Насколько это серьезно?

— Очень серьезно. При этом, конечно, нельзя исключать случайный фактор, совпадение.

Еще у каждого человека есть совесть, которая может замучить его за то, что он «не так» сказал или «не так» поступил. И этого тоже нельзя исключить.

Но бывает и такое, что когда человек принимает неправильное решение, отступает от всего святого, его за это наказывает не человеческая, а какая-то другая, неведомая сила.

Чем можно объяснить то, что занятие магией стало частью образа жизни многих марийцев?

— Магией, вообще-то, занимается лишь небольшая часть людей. Между тем, почему-то считается, что все марийцы знают магические приемы. Это не совсем так. Хотя достоверно известно, что вера в магию у марийцев до сих пор сохраняется.

Почему люди обращаются к магии? По всей вероятности, потому, что в жизни они не имеют других, более действенных способов достижения желаемого, самозащиты.

Обращение за помощью к Богу или же исполнение магических практик является выражением последней надежды на чудо.

Марийцы-крестьяне постоянно чувствовали свою зависимость от грозных природных стихий. Риск, опасность подстерегали их во время охоты, рыболовства, промысловых занятий.

Только обращаясь к Богу, почитаемым силам природы или же, совершая магические действия, человек, пусть в своем воображении, мог рассчитывать на успех и поверить в свою защищенность.

В царской России, жившие на своей земле марийцы официально считались «инородцами», постоянно ощущали свое неравноправное положение.

Из-за незнания российских законов им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы.

Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика?

Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого возмездия!

У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного.

Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает...

Как Вы разделяете понятия «религия» и «магия»?

— Традиционно считается, что религиозные моления не могут быть обращены к силам зла. Поклоняясь духам, божествам природы, Богу, люди надеются достичь всеобщего благоденствия. Молениями достигается всеобщее спокойствие, мир, гармония, счастье.

Марийцы молятся в Роще за себя, своих родственников, близких, знакомых, за жителей окружающих деревень и сел и за весь марийский народ, и даже за живущих с ними в тесном соседстве людей других национальностей.

Магия опирается на представления о сверхъестественных способностях человека подчинить своей воле природные силы, заставить выполнить желаемое путем совершения магических действий.

Здесь выражаются не общечеловеческие интересы, а личные, скорее корыстные.

Поэтому магические действия проводятся тайно, скрытно от других. Совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо, обращаясь к неведомым, вредоносным силам, выпячивая только свои интересы.

Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и в церкви?

— Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом.

Смотрите: языческая традиция — это очень древняя религия, которая сформировалась задолго до христианства.

И эта традиционная религия, дала толчок к формированию других, так называемых «классовых», религий. В том числе и христианства.

Основа их очень древняя: Бог, олицетворяющий природу, олицетворяющий все мироздание.

В разных религиях представителя этого древнего Бога видят по-разному. Ислам, например, видит в лице Аллаха, христиане видят в облике Христа. У буддистов – Будда.

Понимаете, это все одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, «мировых» религиях, которые сформировались в нашу эру, поклоняются учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в условиях изменившихся общественных отношений.

Никандр Семенович, в чем смысл жертвоприношения марийцами домашних животных в священных рощах?

— Имеется в виду, что жертвоприношения проводятся с целью возобновления взаимосвязи между почитаемым божеством и людьми.

Собравшиеся на моление люди своим духовным настроем, верой, молитвами, возносимыми к божеству, формируют, выражаясь языком физики, невидимое глазу и неощущаемое человеческим телом мощное духовное (энергетическое) поле, направленное в заоблачную высь, позволяющее настроить человеческую жизнь в унисон с ритмом жизни природы.

Верующие это называют установлением невидимого контакта с божественным Покровителем.

Жертвенное животное, согласно представлениям марийцев, является олицетворением почитаемой живой природы. Оно тоже находится в пределах сформировавшегося в роще энергетического поля, поэтому становится частью аккумулированной духовной энергии.

Кроме того, душа жертвенного животного в процессе жертвоприношения, как считают верующие, переходит во власть почитаемого божества.

Что же тогда передается Богу в процессе жертвоприношения?
— В процессе жертвования Богу передается, прежде всего, душа,— воплощение образа животного, а также олицетворения жизненных сил животного: части сердца, печени, других органов, связок, хрящей, которые в виде специального дара божествам бросаются в огонь.

В огне сжигаются все оставшиеся после жертвоприношения части животного.

Считается, что огонь способен донести не только просьбы людей, но и жертвуемое животное, его жизненную силу.

Жертва предстает на небесах целой и невредимой!

Молиться в Роще: это обязательно для марийцев? Или можно дома исполнять традиционные обряды?
— В настоящее время проводятся моления не только в Священных рощах, но и в домашних условиях. Вообще, человек может молиться везде, если он находится в чистом месте.

Моление в Роще отличается тем, что оно проводится с участием большого количества людей. Совместные моления, по мнению марийцев, имеют более действенное влияние. Молитвы, направленные от имени народа, быстрее достигают Бога.

Но главное все же мне видится в том, чтобы у человека был стержень, понимание того, что он является сыном или дочерью народа, за которым следит, которому помогает тот или иной Бог-Покровитель!

У любого человека, будь то верующий православный или верующий Марийской Традиционной веры, или другой религии, если он верит в своего Бога, он будет всегда чувствовать надежду.

Надежду, что за ним стоит такая сила, которая всегда и в любой ситуации поможет!

С какого возраста можно ходить молиться в Священную Рощу?
— Считается, что в Рощу надо ходить молиться в сознательном возрасте. Здесь все зависит от подготовленности человека участвовать в таком ответственном событии.

Деревенские дети с детства знают как режут гусей, кур, уток и других домашних животных.

Это часть аграрной культуры. Городские же дети могут всего этого не знать.

Но ведь проводятся моления и без жертвоприношений домашних животных.

Увидит ли свет книга для детей «Основы Марийской Традиционной культуры»?
— Верю, что это произоидет. Сегодня никаких препятствий этому нет.

У нас бытует миф, что дети, говорящие на двух языках, могут иметь проблемы с русским языком и им якобы будет сложно в будущем где-либо учиться.
— Этот миф бытует не только в марийских деревнях. Вся Россия знает этот миф. У нас существует «мнение», что в России, с родным, не русским языком, не добьешься социального успеха.

А в мире, например, международным языком признается английский, не зная которого, трудно обеспечить свое будущее.

Сама жизнь заставляет нас учить и русский, и английский, и родной марийский языки.

Кроме того, люди, говорящие с детства на двух языках, например, на марийском и русском, обладают развитыми логикой и мышлением. Они легко осваивают и английский, и финский, и другие языки.

Примеров, подтверждающих это положение, можно привести сотни!

Никандр Семенович, что будет с марийцами лет через двадцать? Сохранится ли народ?
— Я верю в будущее. Прежде всего почему? Вот мы говорим: марийцы — такой народ, который молится Богу Юмо. Если он молится Юмо, он его сохранит. Потому что мы сформировались, появились как народ, именно по воле Бога. Не будь этого, народ бы не сформировался. Остались бы меря или муромы, или мещера. А черемисы бы исчезли.

Но получилось иначе. Черемисы остались, а другие народы исчезли.

Почему? Потому что у нас была вера. Если вера сохранится, а через двадцать лет вера не исчезнет, это точно, — марийцы останутся!

— Как выжить народу в эпоху глобализации, когда исчезают границы между государствами?

— Без своей идеологии сохраниться народу в современных условиях невозможно.

Единственный стержень, который может сохранить народ от ассимиляции, это религия, традиции.

А культура, песни, музыка?
— И они очень важны. Но религия дает больше возможностей для сплочения, сохранения обычаев, традиций, языка. Без такого объединяющего народ фактора мы можем очень быстро слиться с другими народами.

Какую главную работу Вы написали за свои пятьдесят восемь лет?
— Мною написаны несколько книг и более ста пятидесяти статей. Но самой полезной для народа считаю книгу «Юмын Йула», написанную совместно с Александром Ивановичем Таныгиным.

Еще отмечу сборник молитв «Марий кумалтыш мут».

О чем эти молитвы?

— Это традиционные молитвы марийцев, сохранившиеся с древних времен. В них излагаются сокровенные чаяния и мысли народа, его светлая вера в мирную, счастливую жизнь.

Молитвы дают образные представления о смысле жизни, идеалах, ценностях духовного единения народа с Богом.

Это обычные истины. Как человек может сохранить себя, обеспечить свое будущее. Это, прежде всего, такие начала, на которых строится вся жизнь.

В основе всего лежит положение, что все, что делает человек, — делается по воле Бога!

Никандр Семенович, что Вы пожелаете читателям газеты «Марийский мир»?

— Марийцы, если мы хотим достойно жить в двадцать первом веке, сохраниться как народ в последующие века, нам надо учиться, шагать в ногу с жизнью, двигаться вперед!

Марийцы, учитесь!

Но при этом не забывайте, кто вы есть, как вас зовут, кто ваши родители, откуда вы родом. Учеба — это не только получение высшего образования.

Это и освоение, сохранение и приумножение того, что даровано нам веками!


Юрий Юсупов
Тоншаево — Йошкар Ола
февраль 2008
http://www.tonshaevo...marijjskim.html

Сообщение изменено: xena, 06 Ноябрь 2011 - 11:25.


#3
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Языческие моления проводятся в священных рощах «кусото», имеющих специализированный статус, закрепленный федеральным законодательством. В настоящее время насчитывается порядка 520 языческих священных рощ.






#4
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Марийские заговоры.

Чтобы пьяный муж не мог скандалить и драться
(Начитывается на водку или воду)
«Когда левой рукой, правой рукой сможет ударить и разбить горы Карпаты, своими злыми глазами, злым языком сможет разбить горы Карпаты, только тогда пусть сможет ударить меня и ругаться со мной!»
(После этого начитывется заговор «растворения» (шулыме) на способность ударить и ругаться).


Женщина-марийка читает заговор на воду.


Чтобы не смогли остановить.
Когда корнем языка сможет остановить солнце, пусть только тогда сможет остановить меня!
Когда корнем языка сможет остановить месяц…
Когда корнем языка сможет остановить Венеру…

Заставить отступить человека
Как утреннее солнце пятится в пазуху матери, пусть так же N пятится от меня!
Как дневное солнце…
Как вечернее солнце…
Как Венера…

Защита от физического насилия
Заговор вслух не читается, только представляются (визуализируются) мысленные картинки (не знаю, как точнее перевести))), образы. В это время трясут назад мизинцем левой руки и левой ногой, дуют в сторону воображаемого человека.
«Когда левой ногой сможет за одну минуту-секунду забраться на солнце и пинать солнце, пусть только тогда сможет поднять ногу и пинаться!
Когда левой ногой сможет за одну минуту-секунду забраться на месяц…
Когда левой ногой сможет за одну минуту-секунду подняться на Венеру…»
(Во время этого действа трясут назад левой ногой, во время следующих 3 действий трясут назад мизинцем левой руки)
«Когда левой рукой сможет ударить солнце, пусть только тогда сможет поднять на меня руку и ударить!
Когда левой рукой сможет ударить полный месяц (полную луну)…
Когда левой рукой сможет ударить Венеру…»
После этого читается заговор «растворения»(шулымо) на силу тела или силу рук и ног.

Говорят, что до сих пор некоторые марийки в деревнях умеют лишать своих пьяных мужей способности ругаться и поднимать руку на них:
Ритуал записан "как есть" со слов жительницы Волжского района Республики Марий Эл. Чтобы муж не мог ударить жену. Разумеется, применим не только для мужа с женой.
Нужна ношенная одежда жертвы с рукавами - рубашка, кофта и т.д. На убывающую луну выкапывается яма, не очень глубокая. В любом месте, где её не раскопают, можно даже на огороде где-нибудь. Рукава завязываются узлом. Читается заговор: "Как связаны рукава этой рубашки, так же связаны руки М. Когда эта рубашка сможет развернуться, только тогда М. сможет ударить М." Рубашка складывается с 4 сторон и закапывается.
По словам женщины человек даже если захочет ударить, не сможет поднять руку.



Приворотный заговор на еду или питьё
«Как ветер, выходя из пазухи матери, нагулявшись по свету, возвращается в пазуху матери, пусть у Н. сердце, печень, душа также пристанут к М. Тьфу!
Как солнце…
Как луна…
Как звезды…
Как кипит вода в котле, висящем над огнем, пусть у Н. сердце, печень, душа до свидания с М. так же кипят. Тьфу!
Как муравей, ползущий по дереву, прилипает к древесной сере, пусть у Н. сердце, печень, душа также прилипают к М. Тьфу!
Как кузнец сваривает железо, так пусть у Н. сердце, печень, душа свариваются с М. Тьфу!
Как цыплята неразлучны с матерью, так пусть Н. будет неразлучна (ен) с М. Тьфу!
Как гусята неразлучны….
Как ягнята неразлучны…
Как телята, оставшись без матери, тоскливо блеют, так пусть Н. будет тоскливо без М. Тьфу!
Как жеребёнок, разлучившись с матерью, тоскливо ржёт, так пусть Н. будет тоскливо без М. Тьфу!
Как хмель, обвиваясь вокруг тычины, растёт, так пусть и Н. не разлучается с М. Пока не увидит М., пусть плачет и пусть обвивается вокруг М., как хмель вокруг тычины. Тьфу!»



Отворотный заговор
"Как остывает горячий хлеб, пусть у Н. сердце, печень, душа так же остынут от М. Тьфу!
Как остывают горячие щи...
Как собака и кошка, глядя друг на друга, рычат, так пусть Н. рычит на М. Тьфу!
Как волк и медведь, когда выведут детей в одной берлоге, бросаются друг на друга, так пусть Н. бросается на М. Тьфу!
Как бодаются два барана, так пусть Н. бодается с М. Тьфу!
Как бодаются две коровы...
Как грызутся две собаки...
Как дерутся два петуха...
Как лягаются две лошади...
Как дерутся кошка и белка, когда выведут в одном гнезде детей, так пусть дерутся Н. с М. Тьфу!
Как коробится береста, как отпадает грязь от копыт лошади, так пусть Н. с М. ругаются, грызутся, дерутся. Чтобы у Н. сердце, печень, душа свернулись бы, как береста, и чтобы любовь его (её) отлетела бы от М., как грязь от копыт лошади".


Отворот-остуда
Как остывает горячая печь, пусть так же остывает его сердце. Тьфу!
Как остывает горячий котел…
Как остывает горячий самовар…
Как остывает горячий обед…
Как остывает сердце кошки с собакой после драки…

Когда сможет сделать из иголок со шкуры ежа наволочку, лечь на неё и выспаться, пусть только тогда сможет понравиться ему. Тьфу!
Когда сможет поймать в лесу медведя, привести его, превратить в радугу и лизнуть её, пусть только тогда сможет понравиться ему. Тьфу!

Сообщение изменено: xena, 06 Ноябрь 2011 - 11:58.


#5
ломехи

ломехи

    пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 835 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:смоленск
  • Национальность:метис
  • Фенотип: понтид
  • Y-ДНК:не знаю
  • мтДНК:не знаю
  • Вероисповедание:ваттисен йăле
Уважаемая Зена,а какие животные используются для жертвоприношения у марийцев?Есть ли разница в обрядах горных и луговых марийцев?

#6
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
ВЫЗОВ
Соль прокаливается на сковородке, читается заговор:

Еѓ кондымо.

Кугу тул, нимо деч тале улат! Тиде шинчал шўраш кузе пудештеш, туге пудештын толжо! Тул Ава, Тул Ача, Тылзе Ава, Тылзе Ача, Шўдыр Ава, Шўдыр Ача, шкендан писылыкта дене Н. кондыза! Кугу омсам почын, кум замокым шалалтен ик кас, ик йўд, ик кечывал кугу омсам почын, кугу капкам почын, кугу море вўд покшелне ик кугу тумо. Тормакше еда ия-шамыч, йолда ден каен, тўкда ден тўкен, почда ден лупшен Н. кондыза!
Тул Ава, Тул Ача, Тылзе Ава, Тылзе Ача, Шўдыр Ава, Шўдыр Ача, шкендан писылыкта дене Н. кондыза мый декем ик минутышто, ик секундышто шинчен-шинчашыже, шогал-шогашыже ерыкым ида пу!



«Великий огонь, ты сильнее всего! Как эта соль трещит, пусть так же Н. с треском явится ко мне! Мать Огня, Отец Огня, Мать Луны, Отец Луны, Мать Звезды, Отец Звезды, как можно скорее, как только вы сможете, приведите ко мне Н!
Разбейте три замка, откройте большую дверь, идите один вечер, одну ночь, один день. За большой дверью, за большими воротами, посреди большого моря стоит большой дуб. Черти, сидящие на всех корягах, идите ногами, толкайте рогами, хлещите хвостами, приведите ко мне Н!
Мать Огня, Отец Огня, Мать Луны, Отец Луны, Мать Звезды, Отец Звезды, как можно скорее, как только вы сможете, приведите ко мне Н, в одну минуту, в одну секунду! Не давайте ему спокойно ни одной минуты, ни одной секунды, ни сидеть, ни стоять!»

Сообщение изменено: xena, 06 Ноябрь 2011 - 12:10.


#7
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Цитата
а какие животные используются для жертвоприношения у марийцев?


Цитата
Вообще же, у Белой рощи мы высадились на рассвете, и первое, что я услышал - доносящееся из-за деревьев блеяние и гаканье. Первый этап молебна - жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на туня-кумалтыш - одного жеребца. Выбирают животных не просто так: животное должно подать определнный знак, что именно его выбрали боги, повести себя определенным образом. И в роще стояли длинные-длинные очереди людей с гусями в мешках или корзинах - преобладали именно гуси. Однако жрецы в один голос запретили мне фотографировать кровь, поэтому с этого этапа фотографий не будет.

Само по себе жертвоприношение - зрелище, конечно же, не для слабонервных. Но если разобраться, ничего дикого в этом нет. С детства помню: когда я был ребенком и отдыхал на даче под Пермью, моя бабушка (женщина городская) держала там кур и свиней. Я видел, как этих животных забивают и потрошат, а потом ел их так же, как если бы мясо было куплено в магазине. И это было абсолютно нормально в сельской местности. Если мы считаем варварством Священные рощи - что же такое тогда скотобойни и птицефабрики?!

На самом же деле жертвоприношения в рощах бывают 4 видов, и о них я расскажу подробнее.
В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь - дым и пар, который уходит к небесам.


Подробнее о жертвоприношениях можно прочитать здесь, там же очень интересный фоторепортаж.


Цитата
Есть ли разница в обрядах горных и луговых марийцев?

Постараюсь найти что-нибудь на данную тему.

Сообщение изменено: xena, 06 Ноябрь 2011 - 12:18.


#8
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(xena @ 6.11.2011, 15:07) (смотреть оригинал)
Подробнее о жертвоприношениях можно прочитать здесь, там же очень интересный фоторепортаж.



Постараюсь найти что-нибудь на данную тему.

Первоисточник здесь: http://varandej.live....com/96674.html

Уже было в теме "Марийцы" https://www.balto-sl...p...ic=466&st=0
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#9
ломехи

ломехи

    пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 835 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:смоленск
  • Национальность:метис
  • Фенотип: понтид
  • Y-ДНК:не знаю
  • мтДНК:не знаю
  • Вероисповедание:ваттисен йăле
Что лично для меня тут удивительно-у марийцев священное дерево-берёза.А вот например севрюки,или слободские украинцы,никогда не посадят берёзу у дома-считается,что вымрет вся семья.У верховых чувашей священное дерево-рябина.И у поляков Смоленщины рябина у дома-тоже дерево оберег.А берёзы только на кладбище сажаются.И ещё-исползуют ножницы в магических целях.У наших как правило нож,а вот у верховых чувашей тоже-ножницы.Здесь на форуме выкладывали фото марийских пряжек-там орнамент кратен пяти или одиннадцати деталям.Впервые встречаю такую нумерологию.

Сообщение изменено: ломехи, 06 Ноябрь 2011 - 15:07.


#10
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Цитата
Уже было в теме "Марийцы" https://www.balto-sl...p...ic=466&st=0


Сначала хотела создать тему только по марийской магии, но поскольку здесь магия порой тесно переплетается с религией, добавила немного и о языческих молениях. Думаю, несмертельно, что где-то немного повторилась dolf_ru_325.gif

#11
ломехи

ломехи

    пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 835 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:смоленск
  • Национальность:метис
  • Фенотип: понтид
  • Y-ДНК:не знаю
  • мтДНК:не знаю
  • Вероисповедание:ваттисен йăле
И правильно сделали,что создали,про этнорелигии поволжья в сети очень мало инфы.Вспомнился мульт"Магазинчик Бо.Деление на всех" Там Галактический Совет постановил эвакуировать с Земли в случае катастрофы только Луговых Марийцев(причём горные и восточные не подходят) smile.gif

Для тех кто впервые смотрит,поясняю,что главный герой-фиолетовый инопланетный заяц-мясоед. dolf_ru_517.gif

Сообщение изменено: ломехи, 06 Ноябрь 2011 - 19:36.


#12
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
Марийская лесная ведьма Вувер-кува


Вувер-кува это персонаж мари фольклора. В переводе ее имя звучит - Ведьма-старуха. Вувер - колдунья, кува-старуха.

Кстати в районе верхней Волги много топонимов и гидронимов с корнем кува-куба (чистого звука Б в мари языке нет. Б произносится с оттенком В, т.е. как бы БВ) Например деревня Куба (Костромская область), Кубаево (Владимирская область), Кубаево (Вологодская область), Кубаево (Ярославская область), Кубаево (Нижегородскаяя область), Куваево (Вологодская область), речка Кувай (Нижегородская область), река Кубань (Костромская область), деревня Кубасово (Московская область), Кубас (Марий Эл), Кубасы (Марий Эл), речка Кубабайка (Вологодская область).

Цитата
И так сказка:


Однажды три сестры пошли в лес за земляникой. Во время сбора земляники они заблудились. Шли-шли они и вышли к одному дому. А там жила ведьма Вувер-кува. Девочки вошли в дом и от усталости заснули.

Пришла Вувер-кува. Поймала она девочек и заперла в чулане. "Теперь я их съем",- подумала она. Вувер-кува зубами попробовала пальцы у девочек: жирные или нет, проверила. Нет, девочки еще негодятся для съедения. Стала она их усиленно кормить. Кормила их только орехами. Спустя три дня она зубами попробовала пальцы у девочек. Попробовала пальцы старшей сестры - стали немного мягче, к средней сестры тоже помягчели. Вувер-кува попробовала пальцы у самой младшей - одни кости.

А самая младшая из сестёр была догадливой. Она вместо пальцев в рот ведьме Вувер-куве подсовывала кости. Вувер-кува и не догадывалась, в самом деле считала её тощей, костлявой. Она кормила, кормила девочек, и двое, наконец-то, пополнели, набрали жиру. Посадив старшую сестру на лопату, затолкала её в печь, изжарила её, а потом съела.

После стала усиленно кормить среднюю и младшую сестёр. Попробовала у средней сестры палец. "Ого, есть можно",- подумала она и увела есть. Посадила на лопату и втолкнула в печь. Теперь осталась только самая младшая сестра. Младшая продолжала подсовывать в рот ведьме кости, хотя сама окрепла и пополнела, набрала жиру. Вувер-кува попробовала её пальцы. "Что это? Никак она не может набрать жиру?" - подумала она.

Опять стала её кормить, пробует её пальцы, а они такие же костлявые. Пока она ждала, когда девочка растолстеет, совсем уж проголодалась. "Сколько ни корми тебя, а ты всё такая же, почему не можешь набрать жиру? - говорит Вувер-кува. - Нет больше терпения. Я съем тебя!" Повела Вувер-кува младшую девочку в избу, приготовилась изжарить её в печи.

- Садись на лопату! - говорит девочке Вувер-кува. Девочка так и сяк повертелась вокруг лопаты.
- Я не умею,- говорит девочка. - Бабушка, а как на лопату сесть? Покажи сама, как нужно садиться! - Вот так садись! - сказала ведьма и сама села на лопату. Как только Вувер-кува села на лопату, девочка схватила лопату и втолкнула ведьму в печь. Там она изжарилась и умерла.
Девочка вышла из дому и ушла. Тут скоро она вышла на дорогу, ведущую домой. И недалеко отсюда оказался их дом.

Так самая младшая из трёх сестёр спаслась от ведьмы Вувер-кувы. Она была самой маленькой, да догадливой.


Источник http://merjanin.live....com/33133.html

#13
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
(материал с сайта: http://www.wedma.fan...ma.history.htm)

Овда - это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды, чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза).

Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на "красных девиц" и "добрых молодцев".
В более поздних народных поверьях - это одинокая старая женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей возраст уходит в глубь веков ("Когда моя бабушка еще была маленькой девочкой, Она уже была древней как мир" - так сказал автору однажды известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду из Килемарского района республики).

Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол).
Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать три злых (Во как! Какой интересный "баланс" - вроде, как и не хочется, а нужно!).
Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков, конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает собственную душу - не больше и не меньше.

Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и жизненную силу (вспомним "девицу-огневицу" или иначе "огневку" из Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в ненасытной роковой женщине).

Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой ДАР (именно дар, а не что иное) и "злую" судьбу какой-либо женщине, а еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело, долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в крыше ее дома, а иначе ее "черная" душа не покинет тело.

До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную плату. Наиболее "добрые бабушки" проживают в Сернурском и Килемарском районах края.

#14
nordic-wind

nordic-wind

    Постоянный участник

  • Заблокированные
  • PipPipPip
  • 1 622 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Екатеринбург
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Суб-нордид
  • Вероисповедание:Православие
Цитата(xena @ 6.11.2011, 22:28) (смотреть оригинал)


dolf_ru_203.gif

#15
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(nordic-wind @ 15.11.2011, 16:50) (смотреть оригинал)
dolf_ru_203.gif

nordic-wind, ну что поделать, если товарищ Мерянин первоисточники не указывает. Сказка опубликована на сайте про сказки разных народов но не уверена что он про этот сайт знает Сайт, кстати, очень хороший.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#16
ломехи

ломехи

    пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 835 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:смоленск
  • Национальность:метис
  • Фенотип: понтид
  • Y-ДНК:не знаю
  • мтДНК:не знаю
  • Вероисповедание:ваттисен йăле
Первоисточники?А их нету.Хотите про чувашскую этнорелигию почитать-то же самое,написанного очень мало и почти всё на чувашском языке.Зена правильно делает,что знакомит нас с возможными публикациями на русском.Вот так и создаются первоисточники.

#17
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(ломехи @ 15.11.2011, 17:35) (смотреть оригинал)
Первоисточники?А их нету.Хотите про чувашскую этнорелигию почитать-то же самое,написанного очень мало и почти всё на чувашском языке.Зена правильно делает,что знакомит нас с возможными публикациями на русском.Вот так и создаются первоисточники.

Уважаемы ломехи! Не ворчите smile.gif Вы же отлично понимаете, что я говорю про источник в инете, откуда был скопирован конкретно этот текст многими и многими... любителями сказок не один год назад smile.gif
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#18
ломехи

ломехи

    пользователь

  • Пользователи
  • PipPip
  • 835 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:смоленск
  • Национальность:метис
  • Фенотип: понтид
  • Y-ДНК:не знаю
  • мтДНК:не знаю
  • Вероисповедание:ваттисен йăле
Уважаемая Ингигерда,мне лично всё равно,лишь бы было интересно.Сказка-развлечение,а попытки визуализации при заговоре-это ещё интереснее.Марийцы вообще вызывают интерес к себе именно своей нестандартностью.И при том,реально сохраняющаяся этнорелигия,а не реконструкции,это очень хорошо.

#19
xena

xena

    Старожил

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 197 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:ru
  • Фенотип: -
  • мтДНК:H23
  • Вероисповедание:-
)

Сообщение изменено: xena, 29 Октябрь 2012 - 08:56.


#20
surkovic

surkovic

    Новичок

  • Новые пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Национальность:Мариец
  • Фенотип: ?
  • Вероисповедание:Агностик
Цитата(xena @ 6.11.2011, 14:57) (смотреть оригинал)
ВЫЗОВ
Соль прокаливается на сковородке, читается заговор:

Еѓ кондымо.

Кугу тул, нимо деч тале улат! Тиде шинчал шўраш кузе пудештеш, туге пудештын толжо! Тул Ава, Тул Ача, Тылзе Ава, Тылзе Ача, Шўдыр Ава, Шўдыр Ача, шкендан писылыкта дене Н. кондыза! Кугу омсам почын, кум замокым шалалтен ик кас, ик йўд, ик кечывал кугу омсам почын, кугу капкам почын, кугу море вўд покшелне ик кугу тумо. Тормакше еда ия-шамыч, йолда ден каен, тўкда ден тўкен, почда ден лупшен Н. кондыза!
Тул Ава, Тул Ача, Тылзе Ава, Тылзе Ача, Шўдыр Ава, Шўдыр Ача, шкендан писылыкта дене Н. кондыза мый декем ик минутышто, ик секундышто шинчен-шинчашыже, шогал-шогашыже ерыкым ида пу!



«Великий огонь, ты сильнее всего! Как эта соль трещит, пусть так же Н. с треском явится ко мне! Мать Огня, Отец Огня, Мать Луны, Отец Луны, Мать Звезды, Отец Звезды, как можно скорее, как только вы сможете, приведите ко мне Н!
Разбейте три замка, откройте большую дверь, идите один вечер, одну ночь, один день. За большой дверью, за большими воротами, посреди большого моря стоит большой дуб. Черти, сидящие на всех корягах, идите ногами, толкайте рогами, хлещите хвостами, приведите ко мне Н!
Мать Огня, Отец Огня, Мать Луны, Отец Луны, Мать Звезды, Отец Звезды, как можно скорее, как только вы сможете, приведите ко мне Н, в одну минуту, в одну секунду! Не давайте ему спокойно ни одной минуты, ни одной секунды, ни сидеть, ни стоять!»


Вот скан рукописи с этим вызовом. Перевод с марийского этого вызова и заговоров, приведённых выше тоже был сделан мной :-)



#21
surkovic

surkovic

    Новичок

  • Новые пользователи
  • Pip
  • 3 сообщений
  • Национальность:Мариец
  • Фенотип: ?
  • Вероисповедание:Агностик
А здесь брошюра в pdf-формате "Осал вий деч аралтыш" (Защита от злых сил) с заговорами на марийском - защита, привороты/отвороты, лечебные заговоры и т.п.

#22
Tora_sama

Tora_sama

    Искатель истока

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 319 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: ЗБ/Понтид/Лаппоид
  • Y-ДНК:E-FTB75628
  • мтДНК:H1b2g

Замечательный фильм о марийской магии, религиях и языческом мировозрении. Смотрел ещё лет 6-7 назад, был под хорошим впечатлением.

Небесные жены луговых мари


  • "Спасибо" сказали: Kavalaksala

#23
Kavalaksala

Kavalaksala

    Чукча-читатель

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 1 397 сообщений
  • Пол:женский
  • Национальность:Беларусь
  • Фенотип: ЗБ

Замечательный фильм о марийской магии, религиях и языческом мировозрении. Смотрел ещё лет 6-7 назад, был под хорошим впечатлением.

Небесные жены луговых мари

 

Я смотрела его лет пять назад, очень понравился! Надо пересмотреть


  • "Спасибо" сказали: Tora_sama

Тело - храм, а в моём большевики устроили склад картошки.


#24
Tora_sama

Tora_sama

    Искатель истока

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 4 319 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Москва
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: ЗБ/Понтид/Лаппоид
  • Y-ДНК:E-FTB75628
  • мтДНК:H1b2g

Жрецы луговых мари, фотография конца 19 века.

664db7446703.jpg




Посетителей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей