Для большей наглядности и удобства использования поиска, данное сообщение (из темы «Древнейшая история западных финно-угорских народов») выделено в отдельную тему и дополнено иллюстративным материалом.
Культурно-историческая общность ямочно -гребенчатой керамики.
Очертить точные границы культурно-исторической общности ямочно-гребенчатой керамики довольно непросто по причине неисследованности многих регионов.Помимо основной территории — Волго-Окского региона с сопредельными территориями, памятники данного типа распространены в Карелии до границ с современной Финляндией и дальше на
север; на территории Русского Севера- вплоть до побережья Белого моря,на северо-востоке и востоке эти границы, вероятно, следует искать где-то в Северном Предуралье, а далее на юг -
вблизи Волго-Камья и в Среднем Поволжье .Еще сложнее обстоит дело на юго-западе и на юге. Ямочно-гребенчатую керамику находят в верховьях р.Десны, возможно, и далее; на Левобережной Украине также выделяется культура ямочно-гребенчатой керамики ,стоянки с ямочно-гребенчатой керамикой зафиксированы и на территории южной и юго-западной лесостепи.
Ямочно-гребенчатая керамика получила свое название из-за весьма характерного и специфического орнамента, присущего только данной общности.Это сплошные ряды круглых, конических в разрезе ямок, расположенных в шахматном порядке, разделенные между собой зонами с оттисками гребенчатого штампа. Подобную керамику еще называют ямочно-гребенчатой керамикой волго-окского или льяловского типа..
Характерно, что все культуры, водящие в эту культурно-историческую общность начинают приобретать существенные различия между собой только на поздних этапах, до этого отличия не особо принципиальны, поэтому в литературе, когда речь идет о ранних стадиях этих культур, часто употребляются термины «культуры с ямочно-гребенчатой керамикой волго-окского типа», «культуры льяловского типа», «культуры льяловского круга», «культуры с керамикой льяловского типа» и т. п. Причем везде отмечается и общая тенденция их развития и практически все они проходят через стадию с «классической ямочно-гребенчатой керамикой».
Не на всех территориях, где встречены памятники с ямочно-гребенчатой керамикой, последние являются автохтонными, т. е. генетически связанными с предшествующими ранненеолитическими культурами ( которые, в свою очередь,также представляют культурно-историческую общность — этот вопрос более подробно будет рассмотрен в следующем сообщении о происхождении культурно-исторической общности ямочно-гребенчатой керамики).
Теперь следует охарактеризовать все эти составляющие одной большой культурно-исторической общности ямочно-гребенчатой керамики по территориальному признаку.
Волго-Окское междуречье и сопредельные регионы.
Культура ямочно-гребенчатой керамики носит здесь название льяловской культуры, на более поздних периодах ,помимо этого, выделяются памятники рязанского и балахнинского типов, некоторые авторы называют их культурами.
В развитии льяловской культуры прослеживают ранний, средний ( развитый) и поздний
этапы.Современная периодизация льяловской культуры построена на материалах хорошо стратифицированных торфяниковых стоянок, таких как Языково, Воймежное-I и пр. и определяется в основном по характеру орнаментации керамики. Некоторые исследователи, помимо раннего, выделяют еще и архаичный этап льяловской культуры (например В.В. Ставицкий,2006, стр.11-15 и др.). Но в последнем случае следует отметить и определенные сложности: в основном архаичный этап выделяется типологически, по керамике. Но возникает впечатление, что проследить его стратиграфически ( т. е. отделить архаичные горизонты культурного слоя от горизонтов культурного слоя раннего этапа) удается далеко не всегда.
Для раннего этапа характерна своеобразная толстостенная керамика с широкими зонами гребенчатого штампа, в сочетании с ямочным орнаментом, при этом последний нередко бывает разреженным. Помимо гребенчатых оттисков довольно часто встречаются оттиски торца какого-то инструмента, возможно косточки, образующие пояса. Днища сосудов округлые, либо слегка приостренные, венчики чаще утончающиеся или прямые. Примесями в тесте глины служат дресва и песок.
(Рис1. Керамика раннего этапа льяловской культуры. Рис 2 Реконструкция сосуда раннего этапа льяловской культуры. Замостье-2. Московская область).
Динамика орнаментации льяловской керамики во времени идет в направлении увеличения ямочных зон на сосудах от раннего периода к более поздним, на заключительном этапе кое- где появляется т. н. редкоямочная керамика.
(Рис.3. Керамика среднего этапа льяловской культуры керамика позднего этапа льяловской культуры. Рис. 4-8 Керамика позднего этапа льяловской культуры. Рис.9-11 Редкоямочная керамика финального этапа льяловской культуры).
Для льяловской культуры, впрочем как и для всей культурно-исторической общности ямочно-гребенчатой керамики не свойственна техника изготовления орудий на пластинах, все орудия выполнены из отщепов, путем двусторонней ретуши: кремневые наконечники стрел и дротиков, скребки, скобели, ножи, проколки и сверла и т. п. Рубящие орудия представлены как шлифованными, так и нешлифованными формами: тесла, долота и т.д.
Очень интересны шлифованные каменные мотыги со сверленным отверстием посередине.О специфике данных орудий неоднократно говорилось рядом исследователей (Е.Л. Костылева и др., 2000, стр.19-23; А.В. Уткин, 1997, стр.74-78; В.В. Сидоров,1975, стр.115-116 и др.).
В последней интерпретации данного вида орудий,часть их рассматривается как клевцы ( В.В. Сидоров, 2011, стр.192).
Особого внимания заслуживают антропоморфные фигурки из обожженной глины, как например, обломок антропоморфной скульптурки ,происходящей с поселения Торговище-I в Ярославской области и, возможно, связанной с льяловским горизонтом культурного слоя (Д.А. Крайнов и др.,1992, стр.39-40). Подобные фигурки происходят и с других льяловских памятников.
(Рис.12-13. Кремневые наконечники стрел и дротиков. Орудия из кости. Каменные шлифованные сверленные клевцы и мотыга. Льяловская культура.
Рис.14. Антропоморфная фигурка (Торговище-I). Сланцевое кольцо и подвеска. Фрагмент сосуда с изображением уточек. Каменные штампы для орнаментации керамики. Орнаментированные костяные предметы. Льяловская культура)
На поселениях известны углубленные в землю жилища , легкие наземные сооружения, а также наземные жилища неясной конструкции, вероятно, что-то в виде большого легкого навеса.Примером последнего может служить сооружение на стоянке Луково Озеро-I в Московской области. Его площадь составляла приблизительно 140 кв.м., в пределах сооружения находились пять очагов с песчаными и берестяными прослойками в нижней части, еще один подобный очаг находился за пределами жилища ( В.В. Сидоров и др., 1980, стр.126-143).Складывается впечатление, что на всех поселениях льяловской культуры, как правило, было только по одному жилищу ( независимо от формы его конструкции), в котором и обитали все его жители.На этот очень любопытный момент справедливо указал В.В. Сидоров (В.В. Сидоров, 2011, стр.192).
На ряде памятников открыты льяловские погребения. Все известные на сегодняшний день погребения в основном одиночные( известны два случая парных захоронений), совершенные чаще в вытянутой, либо, реже, в скорченной на боку позе.
Сильно скорченное на левом боку захоронение, с ориентировкой головой на восток, исследовано на стоянке Маслово Болото-II в Московской области. Захоронение сопровождалось лишь одним отщепом кремня, который касался кистей рук покойника. Пол погребенного не установлен ( В.В.Сидоров,1990, стр.28). Две могильные ямы обнаружены на льяловском поселении Луково Озеро-III в Московской области. Костяки не сохранились.По форме могильных ям можно допускать их вытянутое положение. В одной из могил обнаружена крупная овальная янтарная подвеска и шлифованное плоское кольцо из сланца. Оба погребения отнесены к концу среднего этапа льяловской культуры (В.В. Сидоров, 1990, стр.28). Приблизительно к этому же времени относится и, вероятно, скорченное разрушенное женское погребение на стоянке Варос в Ярославской области ( В.В. Сидоров, 1990, стр.29).
Три льяловских погребения встречены на стоянке Языково в Тверской области. Два из них (21 и 28) относятся к самому началу льяловской культуры, а погребение 22 к концу среднего, либо,началу позднего этапа культуры. Погребение 21 оказалось двухъярусным: в узкую глубокую яму, головой на запад, был положен ребенок около 3-х лет, а поверх него, провалившись в эту же могилу находился скелет подростка около 12 лет, ориентированного головой на восток. Оба погребения совершены в вытянутой на спине позе и не содержали инвентаря. Могила 28 также оказалась детской. Скелет ребенка около 4-х лет лежал вытянуто, в слое охры,головой на восток. На шее погребенного ожерелье из 16 клыков барсука и лисицы,на голове у виска две группы пронизок из птичьих костей, во рту — галька из песчаника. Погребение 22 принадлежало мужчине около 30 лет, было совершено в скорченной позе, головой ориентированное на юг. Единственная вещь, достоверно связанная с погребением, это кремневый скребок, который лежал на бедре (В.В. Сидоров, 1990, стр.29). Две могилы льяловской культуры раскопаны на поселении Ловцы-I в Ярославской области.В одной из них находился костяк взрослого человека, в скорченной на правом боку позе, головой на юго-восток. Погребального инвентаря в могиле не было. Костяк второго погребения сохранился плохо, в западной части могильной ямы, в области черепных костей прослежено охристое пятно. Инвентарь также отсутствовал ( В.В. Сидоров, 1990, стр.30).
На стоянке Сахтыш-II в Ивановской области исследованы четыре льяловских погребения, все они совершены в вытянутой на спине позе, головой на северо-восток и юго-запад. В трех погребениях отмечена посыпка охрой. Инвентарь обнаружен только в одном детском захоронении : в районе пояса находились 6 подвесок из зубов хищника (Д.А. Крайнов и др.,1990, стр.32-36).Наконец, самый большой могильник из 15 погребений полностью изучен на соседнем с Сахтыш-II поселении Сахтыш-II А. Здесь же обнаружены и парные захоронения: в одном случае двух детей, возраст одного около 1 года, второго 3-4 года и женское погребение с младенцем. Положение определено у 14 погребенных. В индивидуальных захоронениях восемь костяков лежали вытянуто на спине, два костяка вытянуто на животе, в одном случае покойник был положен скорченно на левый бок. В парном детском погребении, костяки лежали вытянуто на спине и на левом боку, а в парном женском погребении с младенцем, женский костяк лежал навзничь, а младенец, предположительно, ничком между ног женщины. Большинство погребенных ориентированы головами в юго-восточном направлении, четыре в противоположную сторону — на северо-запад,в двух случаях скелеты лежали черепами на восток. Некоторые покойники, вероятно, были связаны. В одном женском погребении под черепом зафиксировано небольшое пятно красной охры. Инвентарь присутствовал в четырех захоронениях: в мужской могиле найдено костяное острие, в женском захоронении — два костяных кинжала, в другом женском захоронении найдены костяные орудия: проколка, нож и ретушер, третье также женское захоронение сопровождалось глиняной эмбрионовидной фигуркой.Структурно могильник является линейно-рядовым. Все погребения относятся к раннему этапу льяловской культуры и, согласно некалиброванным абсолютным датам захоронены в диапазоне 6130+-120- 5820+-200 л.н. (Е.Л. Костылева и др.,2008, стр.9-10).
( Рис. 15.Льяловские погребения на стоянке Сахтыш-II ( по Д.А. Крайнову и др.))
(Рис.16. Графическая реконструкция по черепу из мужского погребения. Ловецкое озеро. Льяловская культура)
( Рис.17-18. Реконструкции по мужскому и женскому черепу. Сахтыш-II. Льяловская культура)
(Рис.19-23. Реконструкции по женским и мужским черепам. Сахтыш-II А. Ранний этап льяловской культуры)
В самой льяловской культуре, начиная с ее развитого этапа выделяется несколько локальных вариантов и более мелких групп.Основные различия в особенности керамических форм и излюбленных орнаментальных мотивов, хотя все эти варианты и группы очень близки между собою.
Ярким примером, одной из таких локальных групп может служить территория Верхнего Поволжья где-то в пределах Ярославской и Ивановской областей.Льяловская керамика данной группы характеризуется толстостенностью, крупными коническими ямками,все эти особенности слишком заметны и здесь не требуется статистического анализа орнамента на керамике и применения других специализированных методов исследования.
( Рис.24- 26.Керамика локальной группы льяловской культуры в Ярославском Поволжье)
Сложнее обстоит дело с интерпретацией рязанской и балахнинской культуры.
В Рязанском Поочье выделяется группа памятников, характеризуемая своеобразной керамикой: в ее орнаментации преобладают наклонные и овальные ямки, для венчиков сосудов характерны «воротничковые» формы, помимо оттисков гребенчатого штампа,часто встречаются веревочные оттиски, а, иногда, оттиски рамчатого штампа. Все это дало повод для некоторых исследователей говорить о выделении здесь самостоятельной рязанской культуры.
Например, в свое время,И.К. Цветковой было предложено деление рязанской культуры на три хронологических этапа: ранний, средний и поздний (И.К. Цветкова, 1970).Однако уже и тогда возникали сомнения в обоснованности выделения раннего этапа в данной группе памятников, поскольку керамика, как и другие артефакты раннего этапа рязанской культуры ничем не отличаются от керамики и инвентаря льяловских стоянок с других территорий, с чем соглашалась и сама И.К. Цветкова. К такому же выводу приходит и А.В. Энговатова, анализируя керамику раннего этапа т. н. рязанской культуры ( А.В.Энговатова,1990, стр.20). Материалы, отнесенные И.К. Цветковой к позднему этапу рязанской культуры, в настоящее время вообще не связываются с кругом культур ямочно-гребенчатой керамики. Эти материалы свидетельствуют о сложных этнокультурных процессах в бассейне Средней Оки, связанных с .древностями «дубровического типа», лесостепными культурами и т. п. и их появление относится к тому времени, когда никакой культуры ямочно-гребенчатой керамики в Волго-Окском регионе уже давно не существовало. Таким образом, о локальных особенностях можно говорить только по отношению к среднему этапу рязанской культуры по И.К. Цветковой.Однако вряд ли имеются достаточные основания для выделения самостоятельной рязанской культуры.
В.В. Ставицкий совершенно справедливо указывает, что в Рязанском Поочье имеются памятники архаичного, раннего и развитого этапов льяловской культуры, а в в позднельяловское время здесь происходит сложение рязанского варианта культуры ямочно-гребенчатой керамики (среднего этапа рязанской культуры по И.К. Цветковой — прим. мое).Керамика раннего и среднего этапа Рязанского Поочья мало отличима от льяловской керамики Волго-Окского междуречья, культурное единство с которой не вызывает сомнений.Рязанские памятники, расположенные на южной окраине льяловского варианта испытывали воздействие лесостепных культур,что, видимо, и привело к появлению «воротничков» на венчиках. Самые ранние «воротнички» появляются на раннельяловской керамике в Прихоперье. Их распространение в Рязанском Поочье, видимо, связано с возвратным движением носителей культуры ямочно-гребенчатой керамики из Прихоперья, которые отступали под давлением южных раннеэнеолитических культур ( В.В. Ставицкий, 2006, стр. 13-14).
Таким образом, представляется более справедливым говорить не о «рязанской культуре», а о рязанском варианте культуры ямочно-гребенчатой керамики, либо,что будет точнее, о рязанском варианте культур льяловского круга.
(Рис.27. А- Керамика рязанского варианта культуры льяловского круга В- Ранняя керамика Рязанского Поочья ( п. А.В. Энговатовой))
Наиболее известным ( хотя, к сожалению, далеко не полностью введенным в научный оборот) памятником рязанского варианта льяловской культуры является поселение и могильник Черная Гора в Клепиковском районе Рязанской области. Здесь обнаружено 18 могил, которые можно соотнести с указанной культурой. Положение погребенных различное: вытянутое на спине, вытянутое на животе, скорченное на боку. Ориентировка неустойчива.Одно из погребений было двойным: захоронение женщины с новорожденным. В некоторых случаях можно допускать, что погребенные были туго связаны. Погребальный инвентарь присутствовал лишь в одной женской могиле, в районе тазовых костей. Вероятно, это был поясной набор: 27 просверленных зубов животных, 6 подвесок из челюстей мелких грызунов, три сланцевые и три костяные подвески (Н.Н. Гурина, 1996, стр.184).
(Рис.28 Инвентарь стоянки Черная Гора. Рязанская область.
Рис.29.Графическая реконструкция по черепу мужчины со стоянки Черная Гора)
В нижнем течении р.Оки, на Средней Волге и на сопредельных территориях по мнению ряда исследователей локализуется балахнинская культура. Серьезное изучение культуры началось недавно. Однако, по мнению авторов, в основе и этого локального образования культура ямочно-гребенчатой керамики льяловского круга (Л.Я. Крижевская ,1996, стр.186-187).Раннебалахнинская керамика мало чем отличается от раннельяловской керамики с других территорий (С.А. Кондратьев, 2008, стр.140). Впоследствии прослеживается влияние южных лесостепных культур, что нашло свое отражение все в теж же «воротничковых» венчиках сосудов. Можно допускать здесь и достаточно раннее смешение носителей традиций культуры ямочно-гребенчатой керамики и носителей северо-западной валдайской культуры.Ряд аналогий в керамических комплексах Валдайского региона с более восточными территориями, вплоть до Среднего Поволжья отмечен еще М.П. Зиминой (М.П. Зимина, 1968, стр.136-158). На это обращал внимание и В.П. Третьяков ( В.П. Третьяков,1977, стр.215-222). По мнению А.Х. Халикова ,керамика развитого этапа балахнинской культуры близка гребенчато-ямочной культуре Карелии, Приладожья и Прибалтики (А.Х. Халиков, 1969, стр. 109-113). На сегодняшний день это сходство объясняется смешением в балахнинском локальном варианте льяловских и северо-западных валдайских культурных элементов ( В.В. Сидоров, 2011, стр. 192). Вероятно этот уже смешанный компонент и явился основой для возникновения Средневолжского варианта волосовской культуры ( В.В. Никитин, 2008, стр.152-167). Складывается впечатление и об участии именно этого уже смешанного компонента в сложении новоильинской энеолитической культуры ( Е.Л. Лычагина и др., 2009, стр. 33-36).
(Рис.30. Балахнинская керамика)
Теперь следует сказать несколько слов об абсолютных датировках культур льяловкого круга в Волго-Окском регионе и на прилегающих территориях.
Наиболее представительные абсолютные датировки имеются для архаичного и раннего этапов льяловской культуры и культур льяловского круга.
Несколько таких радиоуглеродных дат ( не калиброваны) происходит с торфяниковой стоянки Воймежное-I ( Московская Мещера): 6100+-50л.н.; 6000+-40 л.н.; 5990+-50 л.н. (А.В. Энговатова и др.,1998).
Погребения раннего этапа льяловской культуры на поселении Сахтыш-II А (Ивановская область) совершены в интервале 6130+-120 л.н. - 5820+-200 л.н.(Е.Л. Костылева и др.,2008, стр.9-10).
На стоянке Озерки-5 ( Конаковский район Тверской области) ранний льяловский слой имеет дату 5930+-200 л.н., а на стоянке Ивановское -7 ( Ярославская область) -5920+-60 л.н.
(А.В.Энговатова и др.,1998)
Раннельяловский комплекс в Языково ( Кашинский район Тверской области) датируется 6280+-120 л.н. - 5980+-120 л.н.(В.В.Сидоров,1980,стр.143).
Большая серия радиоуглеродных дат для архаичного и раннего этапов льяловской культуры получена в Среднем Поволжье. Для Среднего и Марийского Поволжья они укладываются в диапазон 6085+-90 л.н. - 5720+-80 л.н. (А.А. Выборнов и др.,2009, стр. 283-284).
Относительно среднего этапа льяловской культуры, можно указать на абсолютные даты с
поселений Сахтыш -I и Cахтыш-II ( Ивановская область) — 5430+-60 л.н.; 5330+-60 л.н.
5200+-40 л.н.(Д.А. Крайнов и др., 1991, стр.32-35).
Средний этап льяловской культуры в Языково ( Кашинский район Тверской области) датирован 5540+- 120 л.н. (В.В. Сидоров, 1980, стр.143).
Наконец, поздний и финальный период льяловской культуры представлен датами со стоянки
Сахтыш-I ( Ивановская область), они колеблются в диапазоне 5050+-70 л.н. - 4900+-70 л.н.
(Д.А. Крайнов и др.,1991, стр.32).
Таким образом существование льяловской культуры и культур льяловского круга Волго-Окского региона и сопредельных территорий укладывается ( по некалиброванным датам) в промежуток с самого конца VI — начала V т.л. до н.э. до конца IV т.л. до н.э.,финал хорошо согласуется с абсолютными ( некалиброванными) датами протоволосовских и ранневолосовских комплексов.
Но культуры, входящие в культурно-историческую общность ямочно-гребенчатой керамики не органичиваются только Волго-Окским регионом с сопредельными территориями,они распространены в Карелии, на Русском Севере. Выделяется культура ямочно-гребенчатой керамики на Левобережной Украине. Проблеме происхождения всех этих культур, как и общности культуры ямочно-гребенчатой керамики в целом, будет посвящено следующее сообщение, сейчас хотелось бы рассмотреть все это в общих чертах.
Карельская культура ямочно-гребенчатой керамики.
Ее приблизительная территория очерчивается следующим образом: на Севере это низовья р. Выг, на Юге -Северная часть Ленинградской области, на Западе и Юго-Западе — границы современной Карелии и Финляндии, на Востоке захватывает бассейн озера Белого и западную часть Архангельской области. Отдельные памятники карельской культуры зафиксированы в районе Лавозера в Мурманской области (Н.В.Лобанова,2006,стр.123).
Культуру относят к кругу культур льяловской керамической традиции.
Согласно радиоуглеродным и спорово-пыльцевым данным хронологический диапазон карельской культуры определяется с конца V т.л. до н.э. до начала III т.л. до н.э. (Н.В. Лобанова, 2006, стр.124).Однако представляется, что эти датировки требуют своего уточнения, учитывая то обстоятельство, что культура своим происхождением связана с кругом культур льяловского круга, при этом на карельских памятниках имеется керамика, типологически сопоставимая с раннельяловской.
( Рис. 31. Глиняный сосуд карельской культуры. Стоянка Вожмариха.
Рис.32. Керамика карельской неолитической культуры.
Рис.33. Керамика с неолитических стоянок Карелии, идентичная раннельяловской.
Рис.34. Керамика карельской неолитической культуры
Пока же выделены два этапа развития карельской культуры ямочно-гребенчатой керамики , основой для которых послужили изменения в материальной культуре и прежде всего в керамике. В основном, с кругом культур льяловского типа можно связать только два этапа: ранний и средний, а поздний этап карельской культуры это отражение сложных ассимиляционных процессов между носителями традиций ямочно-гребенчатой керамики, ромбоямочной керамики, вероятно, валдайской и гребенчато-ямочной керамики. В это же время здесь зарождаются и волосоидные памятники с асбестовой керамикой.
На раннем этапе орнамент керамики состоит из круглых конических в разрезе ямок и горизонтальных поясков штампа ( оттиски торца косточки). В отдельных чертах кремневого инвентаря прослеживается преемственность с эпохой позднего мезолита ( Н.В.Лобанова, 2006, стр.124).
На среднем или развитом этапе в орнаментации керамики возрастает роль гребенчатых отпечатков, горизонтально-зональное построение узоров на сосудах дополняется диагональным и вертикальным. Присутствует очень сложный и своеобразный орнамент т. н. многорядный зигзаг из ямок и оттисков штампа, прежде всего гребенчатого ( Н.В. Лобанова, 2006, стр.124).
Помимо всего этого, в карельской культуре выделяется не меньше 5 локальных групп ( С.В. Ошибкина, 1996, стр.220).
Каменный инвентарь карельской культуры основан на использовании местных пород камня, поэтому значительная его часть состоит из сланцевых орудий.Рубящие орудия представлены теслами, топорами, долотами. Изредко встречаются т. н. кирки. Орудия охоты состоят из наконечников стрел и дротиков. Скребки обычно кремневые или кварцевые. Среди ножей есть серповидные и угловые из кремня и сланца.Часты находки специфических сланцевых стержней от составных рыболовных крючков, а также изделий с отверстиями, которые считают грузилами для сетей.
Среди украшений подвески, кольца и кружки из сланца. На стоянке Соломенное -VII найдена антропоморфная фигурка из обожженной глины ( С.В. Ошибкина, 1996, стр.215).
Жилища, как правило, полуземлянки, часто имеющие один, либо два выхода-коридора.
В Карелии с этим временем связывается несколько неолитических могильников, однако ни в одном из них не сохранился антропологический материал.
Самым большим погребальным памятником является могильник Сандермоха на северном берегу Онежского озера. Здесь обнаружено 107 захоронений, но лишь часть их связана с культурой ямочно-гребенчатой керамики. Почти все погребения окрашены охрой и судя по очертанием могильных ям, были совершены в вытянутой позе.По краям могил или внутри встречаются валуны, прослежены и остатки ритуальных кострищ.
Только один могильник Сямозерский-I связан исключительно с карельской культурой ямочно-гребенчатой керамики. Здесь вскрыто 5 окрашенных охрой могил. Костяки не сохранились. Судя по форме могил, они находились в вытянутом положении.Инвентарь отсутствовал (С.В. Ошибкина, 1996, стр.220).
Каргопольская культура ямочно-гребенчатой керамики.
С момента своего выделения М.Е. Фосс и вплоть до недавнего времени , каргопольская культура остаевалась сравнительно мало изученной.
Согласно мнения С.В. Ошибкиной, ареал каргопольской культуры можно очертить так: на севере до истоков р.Онеги, на востоке и юго-востоке до верховьев р.Сухоны, на западе каргопольская культура граничит со сходной карельской культурой, поэтому здесь ее границы не определяются ( С.В.Ошибкина, 1996 а, стр.222).
Керамика изготовлена из грубого теста с примесью дресвы и песка. Сосуды круглодонные с прямыми стенками. Преобладает посуда средних размеров, круглодонная, полусферическая или слегка прикрытой формы.
Орнамент состоит из круглых конических в разрезе ямок, нанесенных в шахматном порядке.Зоны ямок разделяются косыми, либо прямыми оттисками гребенчатого штампа,прочерченными линиями.
( Рис.35. Керамика каргопольской культуры)
Периодизация керамики каргопольской культуры только в последнее время была детально разработана Н.Н. Недомолвлиной.
К раннему этапу относится керамика с преобладанием гребенчатой орнаментации. Сосуды средних размеров,яйцевидной формы, изготовлены из глины с примесью дресвы. Зональный рисунок состоит из полей вертикальных или косо поставленных оттисков гребенчатого штампа, с разделительными поясками из круглых конических ямок, от 1 до 3 поясков , в зоне венчика присутствует поясок зигзага (Н.Н. Недомолвлина,2007, стр.15). Такая керамика очень близка архаичной льяловской керамике Волго-Окского региона.
Средний этап характеризуется ямочно-гребенчатой керамикой классического типа: сосуды орнаментированы полностью, круглые конические ямки нанесены в шахматном порядке, разделителями служат прямые или наклонные оттиски гребенчатого штампа, встречаются овальные оттиски, выполненные гребенчатым штампом, веревочные отпечатки и пр. ( Н.Н. Недомолвлина, 2007, стр.16).
На поздних этапах каргопольской культуры, как и в случае с карельской культурой, керамика отражает сложные этнокультурные процессы, и разнокультурные традиции; в какой-то части прослеживается и волосоидное влияние.Но это уже не культура классической ямочно-гребенчатой керамики, а ее продолжение, выходящее за рамки неолита и, соответственно, за рамки данной темы.
Памятники среднего этапа каргопольской культуры на Верхней Сухоне датированы по С14 в диапазоне 5700+-700 л.н. - 5220+-350 л.н. ( Н.Н. Недомолвлина, 2007, стр. 22).
Эти даты близки абсолютным датам среднего этапа льяловской культуры.
Организация поселения лучше всего прослежена на примере стоянки Кубенино, где обнаружено округлое в плане наземное жилище, диаметром приблизительно 3,6 м. В центре жилища располагался очаг из четырех больших камней. В юго-восточной части жилища находилось еще одно скопление больших камней, возможно, также очаг. У стенки жилища, обращенной к реке зафиксирован крупный валун, вероятно, укреплявший стену дома.Между домом и берегом реки располагался еще один очаг, сложенный из валунов, а на восточной окраине стоянки открыто большое кострище.
Другим хорошо изученным поселением каргопольской культуры является Андозеро-2 на северном берегу одноименного озера. Здесь также исследовано наземное жилище подпрямоугольной формы, размерами 10,2 х 7,8 м. Строение состояло из вертикальных жердей-опор, на которые опирались наклонные жерди, покрытие, вероятно, было мягким и прижималось валунами с подветренной стороны.В жилище обнаружены два очага, один из которых состоял из крупных камней, выложенных кольцом. Снаружи жилища, рядом со входом также открыт очаг, диаметром 1,5 м.,сложенный из камней. В углу жилища обнаружено погребение с разрушенным костяком. Погребальный инвентарь состоял из 7 плоских подвесок, сланцевого кольца, круглой в сечении сланцевой палочки для орнаментации керамики, каменного топорика, стамески и фигурного кремня (С.В. Ошибкина, 1996 а, стр.222).
Но особый интерес, конечно, представляют могильники каргопольской культуры, в которых сохранился антропологический материал, такие как Кубенино, Мыс Бревенный ,широко известный могильник Караваиха и пр., однако не все их возможно связать с ямочно-гребенчатым этапом возникновения и развития каргопольской культуры.
( Рис.36-37. Погребения на стоянке Кубенино. Каргопольская культура)
Так в Караваихе открыто 37 захоронений. Все они совершены в вытянутой на спине, либо на животе позе.Отмечается посыпка погребенных охрой. Интересны некоторые общие наблюдения автора раскопок А.Я. Брюсова.В частности А.Я. Брюсов отмечает, что у многих погребенных были намеренно перебиты ноги в области голени. Очень часто черепа погребенных оказывались расколоты камнями, в ряде случаев эти камни находились внутри расколотого черепа. В одном случае у погребенного череп отсутствовал вообще, а на его место был положен средней величины валун. В другом случае над могилой погребенной женщины, в возрасте примерно 20 лет , был устроен небольшой очаг, сложенный из камней.Сама покойница, вероятно, была либо связана, либо спелената перед захоронением.Скелет лежал на животе, лицом вниз, а сверху на него были навалены три больших валуна, причем самый большой из них — на голову. В области желудка и прямой кишки погребенной обнаружена плотная масса из мелких рыбьих костей и чешуи, что дало А.Я. Брюсову повод предполагать, что женщина умерла от заворота кишок или чего-то подобного ( А.Я. Брюсов, 1961, стр.150-153).
( Рис.38. Керамика со стоянки Караваиха ( по А.Я. Брюсову))
По мнению А.В. Уткина и Е.Л.Костылевой не все погребения в Караваихе можно связать с культурой ямочно-гребенчатой керамики, по выражению авторов, культуры каргопольско-льяловского типа. К этому периоду можно отнести только 14 захоронений, в т.ч. и погребение № 1, пластическая реконструкция по черепу которого была выполнена М.М. Герасимовым. Другая часть погребений относится к более поздему времени энеолита и позднекаргопольской культуры ( А.В. Уткин и др., 2001, стр. 55-66).
(Рис.39. Реконструкция М.М. Герасимова по мужскому черепу из могилы 1. Караваиха).
Беломорская культура ямочно-гребенчатой керамики.
В Нижнем течении Северной Двины и Беломорье был открыт ряд неолитических памятников с ямочно-гребенчатой керамикой, что, в свое время послужило основанием для выделения беломорской культуры.
Ямочно-гребенчатая керамика,найденная на таких стоянках как Галдарея-I,Орлецы-I,Репище,
Явроньга-I и др., близка как керамике соседних карельской и каргопольской культуры, так и волго-окской керамике льяловского типа (Н.Н. Гурина, 1996а, стр.238).
Ямочно-гребенчатый период существования беломорской культуры изучен пока недостаточно, плохо разработана его периодизация и хронология. Как и в случае с карельской и каргопольской культурой, последующие этапы развития беломорской культуры выходят за рамки неолита и общности культур ямочно-гребенчатой керамики.Поэтому в конкретном случае можно лишь ограничиться констатацией факта присутствия носителей ямочно-гребенчатых древностей и на побережье Белого моря. Представляется, что развитие собственно беломорской культуры ямочно-гребенчатой керамики происходит по схемам близким для всех культур данной общности: льяловской, карельской, каргопольской.
Культура ямочно-гребенчатой керамики Украины, культура ямочно-гребенчатой керамики в лесостепи и на юго-западных территориях.
На территории Северной Левобережной Украины в эпоху неолита также существовала культура ямочно-гребенчатой керамики. Стоянки содержащие ямочно-гребенчатую керамику зафиксированы на левом берегу р. Днепра ( выше г. Киева), на р.Сейме, Северском Донце, в низовьях Десны, по рекам Суле, Ворксле, Ореле и т.д.
(Рис.40. Ямочно-гребенчатая керамика Левобережной Украины. Верхний слой Лисогубовского поселения ( по В.И. Неприной и др.))
Помимо этого ямочно-гребенчатая керамика имеет распространение в южной и юго-западной лесостепи современной России, а также в бассейне Верхней Десны, возможно, и далее на запад.
В соответствующей литературе придается значение не столько изучению материальной культуры населения, оставившего все эти памятники, сколько дискутируется вопрос об их происхождении.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть южные и юго-западные проявления культуры ямочно-гребенчатой керамики в следующем сообщении, которое будет посвящено проблеме происхождения этой культурно-исторической общности, а также контактам носителей ямочно-гребенчатых традиций с другими культурами на стадии своего формирования и раннего развития.
Литература:
А.Я.Брюсов. Караваевская стоянка./ Сборник по археологии Вологодской области. Вологда 1961
А.А. Выборнов, С.А. Кондратьев. Новые радиоуглеродные даты по ямочно-гребенчатой керамике Среднего Поволжья./Известия Самарского НЦ РАН, т.11, № 6, Самара 2009
Н.Н. Гурина. Рязанская культура. /Археология. Неолит Северной Евразии. М.1996
Н.Н. Гурина.Неолит Беломорья и крайнего Северо-Востока./ Археология. Неолит Северной Евразии. М.1996 а
М.П. Зимина.Стоянки позднего неолита и бронзы в Новгородской и Калининской областях./ СА № 2, М.1968
С.А. Кондратьев. О своеобразии ямочно-гребенчатой керамики Верхнего Примокшанья и Среднего Посурья./Археология восточноевропейской лесостепи,вып.2, т.1, Пенза 2008
Е.Л. Костылева, А.В. Уткин. К вопросу о происхождении льяловской культуры./Юбилейный сборник, посвященный 85-летию со дня рождения профессора Ю.А. Якобсона, Иваново 2000
Е.Л. Костылева, А.В. Уткин.Погребальные комплексы эпохи первобытности на Сахтышском торфянике./ Вестник ИвГУ, вып.4, Иваново 2008
Д.А. Крайнов, А.В.Уткин.Глиняные антропоморфные фигурки Центра Русской Равнины / АПВКМ, вып.7, Иваново 1992
Д.А. Крайнов, Е.Л. Костылева, А.В. Уткин.Льяловские погребения на стоянке Сахтыш-II./АПВМК, вып.4, Иваново 1990
Д.А. Крайнов,Г.И.Зайцева,Е.Л.Костылева, А.В.Уткин.Абсолютная хронология Сахтышских стоянок./ АПВМК, вып.5, Иваново,1991
Л.Я. Крижевская. Балахнинская культура./ Археология. Неолит Северной Евразии. М.1996
Н.В. Лобанова. Проблемы этнокультурной истории эпохи неолита Карелии./Проблемы этнокультурной истории населения Карелии ( мезолит-средневековье) Петрозаводск 2006.
Е.Л. Лычагина, А.А. Выборнов. К вопросу о происхождении и хронологии новоильинской энеолитической культуры. /Археология. Научный Татарстан, вып.2, Казань 2009
Н.Н. Недомолвлина. Неолит Верхней Сухоны./ Автореферат кандидатской диссертации. СПб 2007
В.И.Неприна. А.С. Беляев. Поселение и могильник новой неолитической культуры на Северной Украине. / СА № 2, М.1974
В.В. Никитин. Истоки волосовских древностей на Оке и Волге ( по материалам поселений
Красный Мост II и III )./Археология Восточноевропейской лесостепи, вып.2, т.1. Пенза 2008
С.В. Ошибкина. Карельская культура./ Археология. Неолит Северной Евразии. М.1996
С.В. Ошибкина. Каргопольская культура и памятники типа Модлоны./ Археология. Неолит
Северной Евразии. М.1996а
В.В. Сидоров.Стоянки на озере Святом у Шатуры./ Советская Археология № 3, М.1975
В.В. Сидоров.Погребения льяловской культуры в Подмосковье. / АПВКМ, вып. 4, Иваново 1990
В.В. Сидоров. Волосовская культура./Труды III (XIX) Всероссийского Археологического съезда. Спб.,М.,В. Новгород 2011
В.В. Сидоров, А.В. Трусов. Луково Озеро I- стоянка льяловской культуры./ Советская археология № 2, М.1980
В.В. Ставицкий.Неолит,энеолит и ранний бронзовый век Сурско-Окского междуречья и Верхнего Прихоперья: динамика взаимодействия культур Севера и Юга в лесостепной зоне./ Автореферат докторской диссертации. Ижевск 2006
В.П. Третьяков.Поселение Бологое-II в Калининской области./ СА № 2. М.1977
А.В. Уткин. Орнаментированная кирка с Ивановского болота./ Археология Севера, вып.1,
Петрозаводск 1997)
А.В. Уткин, Е.Л. Костылева. Погребения на стоянке Караваиха. / РА № 3, М.2001
А.Х. Халиков. Древняя история Среднего Поволжья./ М. 1969
И.К. Цветкова. Племена рязанской культуры. / Труды ГИМ №44, М.1970
А.В.Энговатова.Стоянка Владычинская-Боровая на р.Пре. /АПВМК, вып.3, Иваново 1990
А.В.Энговатова, М.Г. Жилин, Е.А. Спиридонова. Хронология верхневолжской ранненеолитической культуры ( по материалам многослойных памятников Волго-Окского междуречья)./ РА № 2, М.1998