Латышский народный костюм
Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Латышский народный костюм
Started By
Volgost
, апр. 06 2009 20:32
#4
Опубликовано 25 Октябрь 2009 - 19:38

Цитата(eugene-march @ 22.10.2009, 19:12) (смотреть оригинал)
Автор: Valters Poļakovs.
Уточню. Седьмой справа и последний это реконструкции костюмов железного века (по археологическим материалам).
#5
Опубликовано 30 Октябрь 2009 - 08:56

Участник нашего форума Вилкас прислал мне несколько фотографий, как он их называет, ленточек с народным орнаментом и хотел узнать о них по больше. Эти ленточки из северной Литвы (приграничье с Латвией), т.к. Вейстор не очень то знал о традициях таких ленточек у литовцев, то можно допустить (хотя я сомневаюсь), что у латышей эта традиция более распространена. Вилкас хотел больше узнать об этом и спрашивал ссылки и т.д., на русском ничего об этом нет, а на латышском отдельной темой тоже нет материала. Поэтому напишу то что знаю сам и что удалось наскрести по сусекам. Сначала думал отдельной темой, но решил, что в теме "Латышский народный костюм" будет самое то. Итак, начнём
#6
Опубликовано 30 Октябрь 2009 - 11:49

Сначала о том чтом это такое, предназначение и название.
Это изделие народного этнографического творчества, выполненое в различных техниках ткачества. Техники по большей части такие, как и при тканье поясов, орнаменты, материал и цвета тоже схожие - отличается длина и ширина и предназначение.
Первичное и оснавное предназначение этих ленточек - это подвязка (так и будем их называть). На латышском языке PRIEVĪTE это , от слова vīt , то же что в русском вить, крутить, ткать.
Такие подвязки использовали для подвязывания портков, а позже и носков. Использовали как мужчины так и женщины. Кроме этого подвязывали ворота рубашек (вместо фибул, особенно детям), рукава рубашек и голенища штанов. Использовались такие подвязки везде где нужна была какя то верёвочка (особенно самые простые из подвязок). Ремесло плетения и этногрфические узоры подвязок сохранились до сегодняшнего дня, а применение и символическое значение подвязки даже расширилось.
По данным археологии (фрагментам поясов и подвязок) можно сделать вывод, что основные приёмы создания узорв и орнаментов сформировались в период с 6ого по 13ый век.
И по сей день в этнографических регионах Латвии (в каждом из них свои особенности) сохранилось традиционное ремесло тканья подвязок и поясов. Пояс, зачастую, являлся самой богатой орнаментом, живописной частью народного костюма. Кроме этого такое богатство орнамента, композиции и техника изготовления несло и большую мифологическую нагрузку. Тканные пояса уже 2см называют подвязками и они распросраненны по всей Латвии. Раньше подвязки использовали для подвязывания одежды, например юбок, передников, портков и др. Подвязки хранили смотанными в клубки или диски. Каждаяпорядочная девочка с малолетства занималась женскими ремёслами и к девичьему возрасту должна была наполнить огромный сундук приданного, кроме платьев, юбок, рубах, поясов варежек и мн. др должно было быть множество подвязок. В латышском фолклёре очень много традиций при которых дарят именно подвязки. Ими обдаривали на кристины, сватовство, свадьбу и др. праздненства. Подарок пояса, варежек и подвязок имеет большое символическое значение в латышском фолклёре и этот мотив очень распространён в древних латышских песнях (дайнах). Например, когда молодая невеста прощалась с отческим домом, то дарила подарки всем родственникам и жителям усадьбы, а также в знак прощания, исполняя особые ритуальные песни повязывала подвязки своим коровкам, лошадкам, на яблоню, липку, колодец, ворота и т.д. Традиция дарить подвязки сохранилась по сей день. Интересную традицию я наблюдал в одной из местностей Латвии, где сельское кладбище находится в отдалённости от домов. Обычно на могилы латыши несут живые цветы (и ростки), свечи, зимой хвойные ветки и веночки, но там я наблюдал, что на надгробье повязывались подвязки.
Это изделие народного этнографического творчества, выполненое в различных техниках ткачества. Техники по большей части такие, как и при тканье поясов, орнаменты, материал и цвета тоже схожие - отличается длина и ширина и предназначение.
Первичное и оснавное предназначение этих ленточек - это подвязка (так и будем их называть). На латышском языке PRIEVĪTE это , от слова vīt , то же что в русском вить, крутить, ткать.
Такие подвязки использовали для подвязывания портков, а позже и носков. Использовали как мужчины так и женщины. Кроме этого подвязывали ворота рубашек (вместо фибул, особенно детям), рукава рубашек и голенища штанов. Использовались такие подвязки везде где нужна была какя то верёвочка (особенно самые простые из подвязок). Ремесло плетения и этногрфические узоры подвязок сохранились до сегодняшнего дня, а применение и символическое значение подвязки даже расширилось.
По данным археологии (фрагментам поясов и подвязок) можно сделать вывод, что основные приёмы создания узорв и орнаментов сформировались в период с 6ого по 13ый век.
И по сей день в этнографических регионах Латвии (в каждом из них свои особенности) сохранилось традиционное ремесло тканья подвязок и поясов. Пояс, зачастую, являлся самой богатой орнаментом, живописной частью народного костюма. Кроме этого такое богатство орнамента, композиции и техника изготовления несло и большую мифологическую нагрузку. Тканные пояса уже 2см называют подвязками и они распросраненны по всей Латвии. Раньше подвязки использовали для подвязывания одежды, например юбок, передников, портков и др. Подвязки хранили смотанными в клубки или диски. Каждаяпорядочная девочка с малолетства занималась женскими ремёслами и к девичьему возрасту должна была наполнить огромный сундук приданного, кроме платьев, юбок, рубах, поясов варежек и мн. др должно было быть множество подвязок. В латышском фолклёре очень много традиций при которых дарят именно подвязки. Ими обдаривали на кристины, сватовство, свадьбу и др. праздненства. Подарок пояса, варежек и подвязок имеет большое символическое значение в латышском фолклёре и этот мотив очень распространён в древних латышских песнях (дайнах). Например, когда молодая невеста прощалась с отческим домом, то дарила подарки всем родственникам и жителям усадьбы, а также в знак прощания, исполняя особые ритуальные песни повязывала подвязки своим коровкам, лошадкам, на яблоню, липку, колодец, ворота и т.д. Традиция дарить подвязки сохранилась по сей день. Интересную традицию я наблюдал в одной из местностей Латвии, где сельское кладбище находится в отдалённости от домов. Обычно на могилы латыши несут живые цветы (и ростки), свечи, зимой хвойные ветки и веночки, но там я наблюдал, что на надгробье повязывались подвязки.
#9
Опубликовано 30 Октябрь 2009 - 13:35

Старинная техника celainеs 
больше распространенна в Латгалии. Подвязку или пояс плетут с помощью особых прямоугольных дощечек с дырочками по углам . 
Выполненные в такой технике подвязки отличаются особой прочностью, поэтому их используют для уздечек, вожжей, верёвки для качелей, кантовки кофтанов
и др. Работая в этой технике можно выткать продольно полосатые, поперечно полосатые, диагонально полосатые, ёлочкой орнаменты в подвязке. 








Выполненные в такой технике подвязки отличаются особой прочностью, поэтому их используют для уздечек, вожжей, верёвки для качелей, кантовки кофтанов








#11
Опубликовано 05 Ноябрь 2009 - 13:24

Подвязки в наше время уже не используют для подвязывания носков, изготовления уздечек, утрачены и многие другие старинные применения. Но сам промысел сохранился, сохранилась и традиция одаривать подвязками. В 20ом веке появилась новая традиция применения орнаментированной подвязки - использовать как галстук. Более узкие подвязки повязывали вокруг ворота рубашки различными способами, например, бантиком 
Более широкие повязываются как классический галстук. В советское время использование подвязки с народным орнаментом стало традицией если особо хотели выделить своё латышское происхождение, подчеркнуть значение народных/националистических ценностей. Это стало даже своего рода дисиденством. На фото с подвязкой участник группы дисидентов во время запрещёного возлажения цветов к Памятнику Свободы, середина 80ых годов прошлого века
. Со временем традиция ношения подвязки как галстука нивилировалась и банализировалась, появилось даже выражение "подвязочный национализм" "prievīšu nacionālisms", т.е. национализм поверхностный, показной. Но постепенно подвязки-галстуки, особенно широкие, опять входят в моду.
Кроме этого к новому применению подвязок можно отнести использование подвязки как закладки для книг, появлаются и новые орнаменты, буквы, надписи (чего раньше не было)


Более широкие повязываются как классический галстук. В советское время использование подвязки с народным орнаментом стало традицией если особо хотели выделить своё латышское происхождение, подчеркнуть значение народных/националистических ценностей. Это стало даже своего рода дисиденством. На фото с подвязкой участник группы дисидентов во время запрещёного возлажения цветов к Памятнику Свободы, середина 80ых годов прошлого века

Кроме этого к новому применению подвязок можно отнести использование подвязки как закладки для книг, появлаются и новые орнаменты, буквы, надписи (чего раньше не было)


#16
Опубликовано 05 Ноябрь 2009 - 15:13

Цитата(Bratilov @ 5.11.2009, 16:12) (смотреть оригинал)
Интересно, не знал, что и в Латвия встречаются музикалний инструмент "гайда"! )))
Думал, что только у нас, как и в Шотландии. Скоро Вячеслав сказал мне, что и в западная Украина есть...
Думал, что только у нас, как и в Шотландии. Скоро Вячеслав сказал мне, что и в западная Украина есть...
Latvian Traditional Music https://www.balto-sl...p?showtopic=892
Сообщение #4 Dūdas Latvijā
http://www.youtube.c...feature=related
http://www.auli.lv/
Братилов, а что на болгарском означает гайда? Какая этимология слова?
Тут один эстонец пытаетя играть мелодию для латышской волынки на болгарской гайде. Наверное чем то отличаются эти волынки, у исполнителя не получается идеально.
http://www.youtube.c...feature=related
#17
Опубликовано 05 Ноябрь 2009 - 15:43

http://www.youtube.c...w...=PL&index=6
http://www.youtube.c...feature=related
Ето родопская гайда - она имеет другой звук.
http://www.youtube.c...Y...BE&index=61
Етимология - как всегда, очень сложно)))
Одни говорят, что ето арабский инструмент - у араби назьивается ГАИТА.
Другие - сторонники Памиро-ферганская теория - говорят что в Памир и Хиндукуш слово "ГАЙГА" означает музикалное исполнение, свирня, там гайда назьиваят "ГАЙ", "ДЖАЙ" - на болг. означает "Мях".
Третие считаят, что достаточно паралели имеет и в Европа - кроме в славянские язьики, по испанский "GAITA".
http://www.youtube.c...feature=related
Ето родопская гайда - она имеет другой звук.
http://www.youtube.c...Y...BE&index=61
Етимология - как всегда, очень сложно)))
Одни говорят, что ето арабский инструмент - у араби назьивается ГАИТА.
Другие - сторонники Памиро-ферганская теория - говорят что в Памир и Хиндукуш слово "ГАЙГА" означает музикалное исполнение, свирня, там гайда назьиваят "ГАЙ", "ДЖАЙ" - на болг. означает "Мях".
Третие считаят, что достаточно паралели имеет и в Европа - кроме в славянские язьики, по испанский "GAITA".
#18
Опубликовано 05 Ноябрь 2009 - 15:48

Цитата(Bratilov @ 5.11.2009, 17:43) (смотреть оригинал)
http://www.youtube.c...w...=PL&index=6
http://www.youtube.c...feature=related
Ето родопская гайда - она имеет другой звук.
http://www.youtube.c...Y...BE&index=61
Етимология - как всегда, очень сложно)))
Одни говорят, что ето арабский инструмент - у араби назьивается ГАИТА.
Другие - сторонники Памиро-ферганская теория - говорят что в Памир и Хиндукуш слово "ГАЙГА" означает музикалное исполнение, свирня, там гайда назьиваят "ГАЙ", "ДЖАЙ" - на болг. означает "Мях".
Третие считаят, что достаточно паралели имеет и в Европа - кроме в славянские язьики, по испанский "GAITA".
http://www.youtube.c...feature=related
Ето родопская гайда - она имеет другой звук.
http://www.youtube.c...Y...BE&index=61
Етимология - как всегда, очень сложно)))
Одни говорят, что ето арабский инструмент - у араби назьивается ГАИТА.
Другие - сторонники Памиро-ферганская теория - говорят что в Памир и Хиндукуш слово "ГАЙГА" означает музикалное исполнение, свирня, там гайда назьиваят "ГАЙ", "ДЖАЙ" - на болг. означает "Мях".
Третие считаят, что достаточно паралели имеет и в Европа - кроме в славянские язьики, по испанский "GAITA".
Интересно, Гайда (Gaida) это популярное латышское имя, от слова gaidit ждать, gaidas это ожидания (множ.). А слово gaita на латышском - это поступь.
#19
Опубликовано 05 Ноябрь 2009 - 16:15

Цитата(Skalagrim @ 5.11.2009, 17:48) (смотреть оригинал)
Интересно, Гайда (Gaida) это популярное латышское имя, от слова gaidit ждать, gaidas это ожидания (множ.). А слово gaita на латышском - это поступь.
Не знал, что есть такое личное имя))) А поступь что означает?
#20
Опубликовано 06 Ноябрь 2009 - 13:03

Цитата
Думал, что только у нас, как и в Шотландии. Скоро Вячеслав сказал мне, что и в западная Украина есть...
Легче назвать европейский народ, у которого такого инструмента нет.
Традиция игры на волынке не дошла до наших времен пожалуй только у финнов, русских, норвежцев да еще нескольких народов.
Pissing outdoors is one of modern man's last true pleasures
#21
Опубликовано 06 Ноябрь 2009 - 13:11

Цитата(Volgost @ 6.11.2009, 15:03) (смотреть оригинал)
Легче назвать европейский народ, у которого такого инструмента нет.
Традиция игры на волынке не дошла до наших времен пожалуй только у финнов, русских, норвежцев да еще нескольких народов.
Традиция игры на волынке не дошла до наших времен пожалуй только у финнов, русских, норвежцев да еще нескольких народов.
Да, ето правда... На форуме уже писали о "уникалности" каждой нации. У нас, кроме гайда, говорили тоже самое и для неравноделние ритми в болгарская музика - 7/8, 9/11 и т.д. Наконец оказалось, что такие ритми есть в все балканские держави, как и в Мала Азия и Кипр...)))
#22
Опубликовано 06 Ноябрь 2009 - 13:31

Цитата(Bratilov @ 5.11.2009, 18:15) (смотреть оригинал)
Не знал, что есть такое личное имя))) А поступь что означает?
Поступь это походка, но не совсем точно. Gaita - походка, ходьба, ход, хождение, поступь
#23
Опубликовано 11 Ноябрь 2009 - 10:11

Skalagrim, пару лет назад я был в Лиелварде (на реконстркции городища), там экскурсовод рассказывала что у потомков селов до сих пор сохранился особый народный костюм, так ли это? Мне казалось что они были ассимилированы латгалами ещё во времена Ливонии, и нельзя говорить о преемственности костюма древних селов и народного костюма жителей современных Екабпилского и Даугавпилского районов.
#24
Опубликовано 11 Ноябрь 2009 - 13:02

Цитата(Vitold @ 11.11.2009, 12:11) (смотреть оригинал)
Skalagrim, пару лет назад я был в Лиелварде (на реконстркции городища), там экскурсовод рассказывала что у потомков селов до сих пор сохранился особый народный костюм, так ли это? Мне казалось что они были ассимилированы латгалами ещё во времена Ливонии, и нельзя говорить о преемственности костюма древних селов и народного костюма жителей современных Екабпилского и Даугавпилского районов.
Те народные костюмы которые понимают под народными/национальными/этнографическими костюмами это одежда крестьян (различных слоёв), одежда как повседневная, так и рабочая, но в основном - одежда выходня (одевалась по праздникам, воскресениям, на календарные и обрядовые знаменательные события и т.п.) Народный костюм в ранних изображениях отображает реалии, наверное, не раньше века 15, 16. "Канонизированный" этнографический костюм - это одежда 19 века. Третье (но первое хронологически) это археологические реконструкции одежды железного века. Именно по отношению к железному веку до 14 века мы можем говорить об отдельных народностях, которые стали основой для формирования латышского народа к 16 веку. Т.е. говорить о селах, латгалах, куршах, земгалах после 16 века не совсем коректно; В позднее средневековье это уже соответсвенно жители Селии, латгальцы, курземцы, земгальцы. Т.е в большей или меньшей мере это потомки древних жителей, но прошедшие уже процесс интеграции в общий латышский народ, кроме этого имели процессы нивилирования племенных традиций и унификации традиций и на это наложился процесс вторичной регионализации (т.е. влияния государственных образований, соседей, религиозных отличий и т.п.).
Если рассматривать развитие народного костюма то, можно наблюдать некую приемственность, об этом можно говорить сопоставляя этнографический, археологический, антропологический, языковой материал.
Бытует мнение, что ещё до появления в Восточной Балтии немцев уже начался процесс инфильтации на Запад латгальцев. Основу латгальцев, как и литовцев (аукшайтов) составлаяли племена штрихованной керамики, которые до Великого переселения народов занимали как нынешнюю территорию Восточной Латвии (Латгалия) и Восточной Литвы, так и значительные территории восточнее (теперь в России и Белоруси). Под напором славян эти племена двинулись на Запад и на Северо-Запад, это подтверждается как языковыми, так и антропологическими и др. данными. Особенно сильным влияние латгальцев было на селов, так как с определённого времени фактически не возможно было различить погребальные традиции тех и других. Но всё таки различия в антропологическом типе и современных диалектах говорит, что селы не исчезли безследно. Народный костюм отображает развитие местных традиций и народные костюмы очень разнообразны в каждом культурном регионе и даже в каждой волости - продолжают старые трдиции. Народный костюм жителей Селии, конечно отличен от народного костюма Латгалии, как и остальные традиции отличны.
#25
Опубликовано 11 Ноябрь 2009 - 13:19

Skalagrim, а вы не интересовались средневековой одеждой горожан? Например, рижских. Приятель говорил, что например в Вильнюсе встречается множество образцов западной одежды. Например, кожаные кошельки под ремень, исписанные готическим шрифтом еще всякие в те времена модные причиндалы. Создается впечатление, что одежда горожан очень отличалась от сельской. Конечно, в городах литовцы составляли меньшинство, но все таки.
#26
Опубликовано 11 Ноябрь 2009 - 13:31

Цитата(Weissthorr @ 11.11.2009, 15:19) (смотреть оригинал)
Skalagrim, а вы не интересовались средневековой одеждой горожан? Например, рижских. Приятель говорил, что например в Вильнюсе встречается множество образцов западной одежды. Например, кожаные кошельки под ремень, исписанные готическим шрифтом еще всякие в те времена модные причиндалы. Создается впечатление, что одежда горожан очень отличалась от сельской. Конечно, в городах литовцы составляли меньшинство, но все таки.
Тут у Бротце очень много изображений горожан региона Балтии
https://www.balto-sl...?showtopic=1752
http://www3.acadlib.lv/broce/
#27
Опубликовано 11 Ноябрь 2009 - 13:37

Только поискать надо, разбросанны по всей работе. Вот тут больше: http://www3.acadlib....oce/vol_3_1.htm
#30
Опубликовано 21 Февраль 2010 - 10:58

Помни кто ты и откуда ты
http://i055.radikal....1995e86e9c7.png (обновлено 05.09.2011)
http://s42.radikal.r...928faf4eb18.png
http://i055.radikal....1995e86e9c7.png (обновлено 05.09.2011)
http://s42.radikal.r...928faf4eb18.png
Посетителей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей