Перейти к содержимому

Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.
Войти Создать учётную запись
Фотография

Ижора


  • Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы ответить
14 ответов в этой теме

#1
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Современные представители ижоры проживают в основном в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Их по переписи населения 2002 в России было зарегистрировано 327 человек, из которых 177 в Ленинградской области — «Ингерманландии (Ижорской земле)».

Интересная ситуация сложилась после распада СССР — Всеукраинская перепись населения 2001 года зафиксировала проживание на Украине 822 ижорца — то есть больше, чем на их исторической родине —, из которых только 2 (то есть 0,2 %) назвали ижорский язык родным. Причём 788 (96 %) из них живёт в Крыму.[5]

Помимо этого в Эстонии перепись 2000 г. зафиксировала 62 ижорца, из которых назвали родным ижорский язык 19 чел. (31 %), русский — 39 чел. (62 %%), эстонский — 3 чел. (5 %). В Таллине из них проживает 10 ижорцев.[4]

Также в Эстонии перепись 2000 г. зафиксировала 358 ингров («ingrian, ingerisoomlased»), относящихся к финнам-ингерманландцам.[4]

#2
Lynx

Lynx

    Учредитель

  • Новые пользователи
  • PipPip
  • 999 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Третий Рим
  • Национальность:русский
  • Фенотип: степной
  • Вероисповедание:православный
В Эстонии сейчас пару десятков тысяч сету, это офицальное их название, они себя называют скобарями, они переселялись в 90-е из псковкой области, эстония им давала паспорта без проблем, в отличии от местных русаков. Имею пару друзей из них, с которыми познакомился в Лондоне. Один из них говорит, что он ижора по нации, но вообще-то скобарь ((((
в принципе это западные финны, родственные эстонцам, но православные по вере и сильно подвергшиеся руссификации, в их самосознании , как я понял, они считают себя субэтносом русских, чем финнским народом. А паспорта эстонии были повод искать лучшей доли зарубежом, чем воссоединние с родственной землей. С удивлением наблюдал, что они с большим пиететом клеют на машинах русских триколор и двухглавого орла и потом любят ругаться с эстонкими полицаями. Имена зачастую у них эстонские(финно-угорские, типа Райво), но фамилии русские - Иванов, Новичков, и т.д
"Тихо вшендзе, глухо вшендзе... цо-то бендзе?... цо-то бендзе?..." Адам Мицкевич, "Деды" част II

#3
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
У меня с одним олигархом из этих сету очень близкое родство, аж на двух хромосомах.

#4
Lynx

Lynx

    Учредитель

  • Новые пользователи
  • PipPip
  • 999 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Третий Рим
  • Национальность:русский
  • Фенотип: степной
  • Вероисповедание:православный
Цитата(Пастор_Шлаг @ 14.8.2010, 0:22) (смотреть оригинал)
У меня с одним олигархом из этих сету очень близкое родство, аж на двух хромосомах.

Это кто такой? не ожидал
они неплохие жестянщики, сантехники и автослесари, олигархов из них не замечано вроде
интересно - генетически они наверно просто северные русские, у которых и так зашкаливает финно-угорский элемент?
то ли сету , то ли кривич, то ли латгалл?
"Тихо вшендзе, глухо вшендзе... цо-то бендзе?... цо-то бендзе?..." Адам Мицкевич, "Деды" част II

#5
Пастор_Шлаг

Пастор_Шлаг

    Участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 477 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:-
  • Фенотип: -
  • Вероисповедание:-
Margus Linnamae

#6
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Пастор_Шлаг @ 13.8.2010, 23:56) (смотреть оригинал)
....на Украине 822 ижорца — то есть больше, чем на их исторической родине —, из которых только 2 (то есть 0,2 %) назвали ижорский язык родным. Причём 788 (96 %) из них живёт в Крыму.[5]


Не удивительно - депортации. Часть родственников моих родственников (каламбур smile.gif ) в Крыму по этой причине оказалась. Часть потом уехали в Карелию, а часть так и живут в Крыму.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#7
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Цитата(Lynx @ 14.8.2010, 0:14) (смотреть оригинал)
В Эстонии сейчас пару десятков тысяч сету...

Один из них говорит, что он ижора по нации, но вообще-то скобарь ((((

А паспорта эстонии были повод искать лучшей доли зарубежом, чем воссоединние с родственной землей.

Так оно и есть. Псковские скобари (да простят меня псковичи, если они есть на форуме) имеющие весьма дальнее родство (хоть какое-нибудь) назвались сету и рванули за лучшей долей. Настоящих сету на самом деле очень мало.

Цитата
И если в начале 1996 года в Печорском районе проживали 720 сето, то по состоянию на 2005 г. их численность составляет всего около 250 человек (Алексеев, Манаков [3]). В докладе Огарёвой Т.Н., создателя и хранителя этнографического музея сето в дер. Сигово Печорского района, на V Международной конференции «Изборск и его округа», была озвучена цифра 172 – именно столько сето проживали в Печорском районе на начало декабря 2008 г.


Откеле от мене чем одной тысячи сету напрело пара десятков тысяч для переезда в Эстонию? dolf_ru_858.gif

Тема о сету здесь же в этнографии Балтии https://www.balto-sl...p?showtopic=356
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#8
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Одежда ижоры.


Первые описания одежды ижоры встречаются в трудах исследователей XVIII века.
Мужская одежда имела мало отличительных особенностей, в отличие от женской, и была похожа на русскую и водскую.

Женская одежда до конца XIX века сохраняла архаические черты. Кроме того, она имела региональные особенности. Традиционная женская одежда восточной ижоры включала рубаху с коротким обрезным оплечьем (поверх - одежду из двух полотнищ на лямках, одно на правом, другое - на левом боку; верхнее закрывало весь корпус, расходясь на левом боку, закрытом нижним полотнищем). Женщины, относящиеся к западной ижоре, носили поверх рубахи несшитую юбку. У восточной ижоры бытовал длинный, спускавшийся до края одежды полотенчатый головной убор, у западной - убор типа русской сороки.

Известна архаичная форма одежды у центральных ижорцев в районе Ковашей. Она состояла из холщовой рубахи «рятсиня» и несшитой наплечной одежды. Рубаха была своеобразного покроя: верхняя часть — из двух оплечий, соединённых сзади вставкой, а спереди двумя обшивками по сторонам нагрудного разреза. Оплечья и рукава рубахи почти сплошь покрывались вышивкой геометрического характера, в мягких пастельных тонах. Рубаха «рятсиня» скреплялась у ворота фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною каменьем или жемчугом».

Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках. Одно из полотнищ «хурстут» закрывало левый бок и крепилось лямкой, перекинутой через правое плечо. Второе «аануа» закрывало правый бок и крепилось лямкой на левом плече. «Хурстут» обычно был полосатым, украшенным по подолу разноцветными лоскутами, «аануа» — синим или чёрным. Сохранились отрывочные сведения, что аналогичные формы одежды в прошлом встречались на Карельском перешейке у местных финнов-эурямёйсет. Одежда «аануа» сохранялась в центре Ингрии почти до конца XIX века. Под названием «хурстут» известна также несшитая юбка типа южнорусской поневы, которую носили на Нижней Луге во второй половине XIX века. С течением времени, в конце XIX века ижорцы перешли к ношению одежды русского типа — сарафану на лямках из синей нанки («китайки»).



Поверх одевали крепившийся на поясе передник «поле», который ткали из шёлка или из шерсти и украшали бисером, жемчугом, раковинами.

Одежда девушек не отличалась от одежды замужних женщин, разница была лишь в причёске (девушки до замужества носили косы, замужние женщины прятали волосы под тугим головным убором) и форме головного убора. Архаичным женским головным убором был полотенчатый «саппано», вытесненный в XIX веке под русским влиянием головными уборами типа сороки и повойниками. В старинных формах он имел длинный конец, спускавшийся по спине до подола одежды, потом он стал короче, ближе к местным формам сороки. Особого покроя головной платок «саппано» был особенно нарядным: вышит золотыми и разноцветными нитями, имел длинный, доходящий до пят узорчатый хвост; когда женщина шла по берегу моря или по высоким холмам, ветер раздувал «саппано», как парус. «Саппано» замужние женщины должны были носить всю жизнь, не снимая ни днём, ни ночью.

Одной из древнейших частей ижорской женской одежды был «спинной пояс». Он представлял собой носимую сзади широкую полосу сукна с подвешенными «змеиными головами» (раковинами каури), украшенную прекрасными узорами из разноцветного бисера, золотым и серебряным позументом и двумя полосами из раковин каури. Такие украшения имели важное магическое значение в обрядах и обычаях.

Старинная ижорская одежда была великолепна и привлекала всех своей красотой и необычностью. Она украшалась бисером, жемчугом и раковинами каури (их привозили с берегов Индийского океана!). Из украшений, дополнявших женский костюм, наиболее распространены были серьги и ожерелья (в том числе из раковин-каури). К небольшим серьгам подвешивались кольца, а к тем, в свою очередь, крепилось до 10 лент. На шею надевалось множество ожерелий - нитки жемчуга, нитки из драгоценных камней, нитки из раковин, поверх - один или несколько крестов. Нательную холщёвую рубаху у ворота скрепляли фибулой - серебряной пряжкой, украшенной жемчугом и камнями. Поверх 3 раза опоясывались кожаным поясом с оловянными бляшками весом более килограмма.

На ногах носили суконные красные обмотки «риват» и обувь из сыромятной кожи – «поршни» (несшитая обувь из одного куска кожи), «улиги» (сшитая обувь). Узорчатые чулки и «кожаные босовики без ушек» украшались золотым тиснёным узором или прошивались блёстками.

В XIX веке в связи с русским влиянием получили распространение различные типы сарафанов. В начале XX века появились городские формы одежды — юбки и кофты из ситца. Одежда ижорцев в её архаичных формах позволяет проследить некоторые общие черты с одеждой привыборгской корелы, позднее испытавшей финское влияние, в ней можно увидеть также некоторые восточные влияния, идущие из Поволжья (украшения раковинами каури, серьги «?» - образной формы). Отмечаются и некоторые старые славянские влияния, в частности, височные кольца.

Источник www.finnougoria.ru

Старые фотографии ижоры в национальном костюме выложил здесь https://www.balto-sl...p...06&hl=ижор* eugene-march
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#9
Lynx

Lynx

    Учредитель

  • Новые пользователи
  • PipPip
  • 999 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Третий Рим
  • Национальность:русский
  • Фенотип: степной
  • Вероисповедание:православный
Кстати, как это не смешно, я своим друзьям сказал что они по-научному сету либо ижора, а скобарь это просто сленг, они просто поржали,
но они себя все равно считают скобарями, у них эстонские имена, русские фамилии, православие и русская самоиндефикация
"Тихо вшендзе, глухо вшендзе... цо-то бендзе?... цо-то бендзе?..." Адам Мицкевич, "Деды" част II

#10
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм
Праздник ижорской культуры "Сохраняя – Возрождаем" (12 июля 2009 года, п. Вистино, Кингисеппский район, Ленинградская область)






На сайте www.finnougoria.ru есть и ещё снимки с этого праздника, но эти в костюмах самые роскошные.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#11
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм

Кукла обрядовая в старинном костюме. Ижоры. Дер. Куровицы Кингисеппского р-на Ленинградская обл. Посл. четверть XIX века. РЭМ.
Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#12
Приднестровец

Приднестровец

    Учредитель

  • Супермодераторы
  • PipPipPipPipPip
  • 8 718 сообщений
  • Пол:мужской
  • Город:Берега Итиля
  • Национальность:Русский
  • Фенотип: Нордоид
  • Y-ДНК:N1a2b-E
Цитата(Lynx @ 14.8.2010, 2:14) (смотреть оригинал)
В Эстонии сейчас пару десятков тысяч сету, это офицальное их название, они себя называют скобарями,

Интересно. Традиционно скобарями назывались жители центральной части нынешней Псковской области(бассейн Великой), в последнее время этот этнохороним распространился по всей области как региональное самоназвание, а в Питере так иногда называют всех выходцев из Псковской и Новгородской областей.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.

#13
Ингигерда

Ингигерда

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 2 296 сообщений
  • Пол:женский
  • Город:Плотницкого конца Великого Новагорода
  • Национальность:ингерманландская финка
  • Фенотип: финский
  • Вероисповедание:агностицизм


Женщину, как и огонь нельзя оставлять без присмотра. Или погаснет, или сожжёт всё нафиг.

#14
doors

doors

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 507 сообщений
  • Национальность:полешук
  • Фенотип: hz
  • Y-ДНК:-
  • мтДНК:-
  • Вероисповедание:atheist
Цитата(Ингигерда @ 14.8.2010, 9:33) (смотреть оригинал)
Так оно и есть. Псковские скобари (да простят меня псковичи, если они есть на форуме) имеющие весьма дальнее родство (хоть какое-нибудь) назвались сету и рванули за лучшей долей. Настоящих сету на самом деле очень мало.
а куда они делись? разве эстонцы рядом со псковской обл. не те же сету? там даже местность есть Сетумаа - Земля Сету. Со скобарями, видимо во многом - та же история. Часто бываю на Новгород-Псковщине, фенотип - характерный ..

Сообщение изменено: doors, 25 Апрель 2014 - 18:54.


#15
grim fandango

grim fandango

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 681 сообщений
  • Пол:мужской
  • Национальность:русский
  • Фенотип: понтид-балтид
  • Вероисповедание:христианин
Фильм канала "Моя планета"




Посетителей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных пользователей