Добро пожаловать на Balto-Slavica, форум о Восточной Европе.
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ ко всем нашим функциям. Зарегистрировавшись, вы сможете создавать темы, отвечать в существующих темах, получить доступ к другим разделам и многое другое. Это сообщение исчезнет после входа.Войти Создать учётную запись

Хазария
Started By
Приднестровец
, янв. 29 2011 09:00
#1
Опубликовано 29 Январь 2011 - 09:00

Возникла мысль систематизировать сведения о Хазарии и связанных с нею племенах, полагаю, это поможет составить в относительно целостную картину этнополитической истории юго-востока Европы в VI-Xвв.
По известным причинам вопрос с каганатом сильно политизирован, поэтому хотелось бы систематизировать сведения о хазарах и миграциях соседних племен, археологических культурах и их этническом составе, сведения восточных авторов на этот счет.
Заранее блогадарен.
По известным причинам вопрос с каганатом сильно политизирован, поэтому хотелось бы систематизировать сведения о хазарах и миграциях соседних племен, археологических культурах и их этническом составе, сведения восточных авторов на этот счет.
Заранее блогадарен.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#2
Опубликовано 29 Январь 2011 - 09:08

My lines:
R1a1a, R1a1a et R1a1a
K1b2a, H et T1а


#3
Опубликовано 29 Январь 2011 - 09:46

Хазарская хронология:
557-559-Западный поход Истеми-кагана.Привел к распространению власти тюрок до Дона и Кавказа, включив в том числе хазар, живших в низовьях Волги и Терека. Совокупность имеющихся сведений говорит о том, что распространение тюркских языков современного типа(непохожих на архаичные тюркские языки, на которых говорили гунны, и которые от них переняли болгары) произошла именно в период Тюркского каганата.
Ставка правителей западного крыла(а с 580-х гг-отдельного Западного каганата) располагалась в Чуйской долине. В низовьях Волги располагалась резиденция джабгу из тюркской династии Ашина.С течением времени западная окраина каганата, слабо связанная с с его центором становилась все более самостоятельной.Когда в 624-630гг. джабгу в союзе с ромейским императором воевал в Закавказье, то его воинов называли то тюрками, то хазарами.В 630-е гг., воспользовавшись одновременным ославблением Аварского и Западно-Тюркского каганатов, хан Кубрат(Кубер?) обьединил болгарские племена Причерноморья и Подонья, освободив их от власти обоих каганатов.
Именно в это воемя, по видимому, нижневолжские Ашина, потеряв надежду на помощь из охваченного междоусобицами Семиречья, провозгласили себя каганами.
1 миграционная волна, связанная с хазарами.
640-670 е гг. были временем борьбы между Великой Болгарией, господствовавшей тогда в степях юго-восточной Европы, и Хазарией. Предположительно, союзниками хазар были мадьяры и аланы.В итоге болгары были побеждены.Часть во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где к 682 г. создана Дунайская Болгария. Большинство остались в донских степях, где от них остались памятники Зливкимнского типа, близкие к аланским салтово-маяцким, но отличающиеся от них помимо собственно археологических признаков, краниологически-брахикранным и с небольшой монголоидной примесью типом.
Могу предположить, что на освобожденные сторонниками Аспаруха места в Предкавказских степях пришли из-за Волги мадьяры, место которых заняли печенеги.Тюркское их самоназвание было канглы.До тюркизации они назывались кангар(иранский корень канг и суффикс множественного числа, собственно-лы-такой же суффикс, только тюркский;несомненно, именно страну их предков китайцы называли кангюй).
Итого фиксируем положение на 700г.:по низвоьям Волги и Терека-оседлые"белые"хазары, в Черныых землях(т.е.нынешней Калмыкии)кочевала хазарская аристократия тюркского происходения.Между низовьями Волги и Аралом-канглы.Далее на восток:огузы.На Южном урале именно вэто время происходит проникновение степных тюркских культур в среду аборигенных финно-угорскихи формирование древних башкир.На средней Волге функиционирует именьковская культура, достойная особого разговора.Я склоняюсь у соотнесению её с буртасами, но не могу полностью отвергнуть и славянскую версию.В предкавказских степях-мадьяры.В Закубанье-аланы.От Дона к Днепру-покоренные "черные"болгары.В низовьях Дуная-аспаруховы болгары.В Среднем Поднепровье в это время на базе 2классических славянских культур2-пражско-корчакской и пеньковской, формируются луко-райкоыецкая культура на Правобережье и Ромено-боршевская на Левобережье.
557-559-Западный поход Истеми-кагана.Привел к распространению власти тюрок до Дона и Кавказа, включив в том числе хазар, живших в низовьях Волги и Терека. Совокупность имеющихся сведений говорит о том, что распространение тюркских языков современного типа(непохожих на архаичные тюркские языки, на которых говорили гунны, и которые от них переняли болгары) произошла именно в период Тюркского каганата.
Ставка правителей западного крыла(а с 580-х гг-отдельного Западного каганата) располагалась в Чуйской долине. В низовьях Волги располагалась резиденция джабгу из тюркской династии Ашина.С течением времени западная окраина каганата, слабо связанная с с его центором становилась все более самостоятельной.Когда в 624-630гг. джабгу в союзе с ромейским императором воевал в Закавказье, то его воинов называли то тюрками, то хазарами.В 630-е гг., воспользовавшись одновременным ославблением Аварского и Западно-Тюркского каганатов, хан Кубрат(Кубер?) обьединил болгарские племена Причерноморья и Подонья, освободив их от власти обоих каганатов.
Именно в это воемя, по видимому, нижневолжские Ашина, потеряв надежду на помощь из охваченного междоусобицами Семиречья, провозгласили себя каганами.
1 миграционная волна, связанная с хазарами.
640-670 е гг. были временем борьбы между Великой Болгарией, господствовавшей тогда в степях юго-восточной Европы, и Хазарией. Предположительно, союзниками хазар были мадьяры и аланы.В итоге болгары были побеждены.Часть во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где к 682 г. создана Дунайская Болгария. Большинство остались в донских степях, где от них остались памятники Зливкимнского типа, близкие к аланским салтово-маяцким, но отличающиеся от них помимо собственно археологических признаков, краниологически-брахикранным и с небольшой монголоидной примесью типом.
Могу предположить, что на освобожденные сторонниками Аспаруха места в Предкавказских степях пришли из-за Волги мадьяры, место которых заняли печенеги.Тюркское их самоназвание было канглы.До тюркизации они назывались кангар(иранский корень канг и суффикс множественного числа, собственно-лы-такой же суффикс, только тюркский;несомненно, именно страну их предков китайцы называли кангюй).
Итого фиксируем положение на 700г.:по низвоьям Волги и Терека-оседлые"белые"хазары, в Черныых землях(т.е.нынешней Калмыкии)кочевала хазарская аристократия тюркского происходения.Между низовьями Волги и Аралом-канглы.Далее на восток:огузы.На Южном урале именно вэто время происходит проникновение степных тюркских культур в среду аборигенных финно-угорскихи формирование древних башкир.На средней Волге функиционирует именьковская культура, достойная особого разговора.Я склоняюсь у соотнесению её с буртасами, но не могу полностью отвергнуть и славянскую версию.В предкавказских степях-мадьяры.В Закубанье-аланы.От Дона к Днепру-покоренные "черные"болгары.В низовьях Дуная-аспаруховы болгары.В Среднем Поднепровье в это время на базе 2классических славянских культур2-пражско-корчакской и пеньковской, формируются луко-райкоыецкая культура на Правобережье и Ромено-боршевская на Левобережье.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#4
Опубликовано 29 Январь 2011 - 09:59

В советский период хазарской проблемой занимались С.А.Плетнева, М.И.Артомонов и А.П.Новосельцев.
С.А.Плетнева. Хазары. М., 1976.
http://www.infanata....a_pletneva.html
http://natahaus.ifolder.ru/1192116
http://rapidshare.com/#!download|769l3...0|Khaz.rar|1105
С.А.Плетнева. Очерки хазарской археологии. М., 1999.
http://www.infanata....arxeologii.html
http://infanata.ifolder.ru/15163943
http://rapidshare.com/#!download|666tl...hazar.rar|13095
А.П.Новосельцев.Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
http://www.infanata....-i-kavkaza.html
http://ifolder.ifolder.ru/15724470
М.И.Артомонов. История хазар. Л., 1962.
http://www.infanata....ja-khazar..html
http://rapidshare.com/#!download|705dt...monov.rar|27346
http://infanata.ifolder.ru/11277484
Хазарской проблемой еще занималась О.Прицак и В.Я.Петрухин, но их работы читать имхо вредно.
С.А.Плетнева. Хазары. М., 1976.
http://www.infanata....a_pletneva.html
http://natahaus.ifolder.ru/1192116
http://rapidshare.com/#!download|769l3...0|Khaz.rar|1105
С.А.Плетнева. Очерки хазарской археологии. М., 1999.
http://www.infanata....arxeologii.html
http://infanata.ifolder.ru/15163943
http://rapidshare.com/#!download|666tl...hazar.rar|13095
А.П.Новосельцев.Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
http://www.infanata....-i-kavkaza.html
http://ifolder.ifolder.ru/15724470
М.И.Артомонов. История хазар. Л., 1962.
http://www.infanata....ja-khazar..html
http://rapidshare.com/#!download|705dt...monov.rar|27346
http://infanata.ifolder.ru/11277484
Хазарской проблемой еще занималась О.Прицак и В.Я.Петрухин, но их работы читать имхо вредно.
http://folkvald.livejournal.com/
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
#5
Опубликовано 29 Январь 2011 - 10:07

Цитата(Приднестровец @ 29.1.2011, 11:46) (смотреть оригинал)
... воспользовавшись одновременным ославблением Аварского и Западно-Тюркского каганатов, хан Кубрат(Кубер?) обьединил болгарские племена Причерноморья и Подонья, освободив их от власти обоих каганатов.
Часть во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где к 682 г. создана Дунайская Болгария.
Часть во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай, где к 682 г. создана Дунайская Болгария.
Только две уточнения - имя владетеля Старой Великой Болгарии бьило Кубрат (в источники есть и другие варианти - Хробат, Худбраат). Кубер являлся вожд болгари в Панония, которий в 680 г. вместе с т. наз. "сермисиани" сделал опить создать поредная болгарская держава - в околности Солуна. Част от иследователи предполагают, что Кубер является син Кубрата.
Год создание Дунайская Болгария - 681 г. - когда подписан договор с Византии. Битва в Онглоса - 680 г.
#6
Опубликовано 29 Январь 2011 - 10:49

Арабо-хазарские войны.
После завоевания арабами в 693 г Агвании, котоая еще с тюркских времен находилась в сфере влияния нижневолжских Ашина, начался затяжной конфликт между Хазарией и Арабским халифатом.
Хронология его (с включением важнейших происшествий на других фронтах джихада):
708-арабы взяли "железные вортоа" Дербента;
711-хазары отбили его;тогда же арабы сокрушили Вестготское королевство;
713-поход арабов в страну гуннов (савиры равнинного Дагестана), закончившийся поражением;
716-победа Пелайо над арабами у Ковадонги;
717-718-неудачная осада арабами Константинополя;
721-поход хазар на Армению,но получили удар по тылам от алан и разгромлены арабами, которые после этого взяли Дербент, первую хазарскую столицу Баланджар (на Сулаке; ныне Дагестан) и Семендер (на Тереке у Шелковской; ныне Чечня), а хазары перенесли столицу на Волго-Ахтубинское междуречье, где был основан Итиль;
724-725-арабы покорили и обложили данью аланов на Северном Кавказе и взяли под свой контроль Дарьяльский проход;
732-разгром и уничтожение арабского войска эмира Андалуса Абд-ар-Рахмана франками Карла Мартелла при Пуатье;
735-восстание грузин, усмирено с особой даже по тем временам жестокостью, назначенный эмиром Армении омейяд Мерван получил в грузинских хрониках прозвище Кру(Глухой к мольбам о пощаде);
736-второе покорение алан, подчинение лакзов (дагестанские горцы, возможно, предки лезгин);
737-Мерван предпринимает, пожалуй, самый эпичный в истории Арабского хадифата поход: взял Итиль и поднялся по Волге до нынешнего Саратова(самый северный предел продвижения арабских войск) где разгромили кагана и заставили его принять ислам;интересно, что предположительно у Донской луки арабы захватили в плен большое количество "сакалиба"(славян?);
738-захват мусульманами Согда
739-Мерван завершает покорение горного Дагестана;
744-750-правление Мервана в халифате;оно полностью занято неудачной борьбой с восстаниями, приведшими к гибели Омейядов(уцелели только в Испании) и провозглашении "иранизированного" Халифата Аббасидов, столица в котором была перенесена их Дамаска в новооснованный(754) Багдад , а завоевательная политика стала сходить на нет; пожалуй, последним аккордом стал разгром арабами при помощи карлуков войск импери Тан в Таласском сражении 751г..На этом по сути закончлись и войны на Кавказе- хазары отказались от официального статуса ислама и вышли из зависимости от эмиров Дербента, а в 762 г. хазары подчинили алан и лакзов и отбросили арабов за Большой Кавказский хребет.
Для дальнейшей истории Хазарии наиболее важнвм оказалось то, что именно в этот период возвысился вождь евреев, обосновавшихся в низовьях Сулака и Терека-Булан, породнившийся с каганом; вскоре Буланиды стали второй после Ашина семьей в каганате, а затем и фактически первой.
После завоевания арабами в 693 г Агвании, котоая еще с тюркских времен находилась в сфере влияния нижневолжских Ашина, начался затяжной конфликт между Хазарией и Арабским халифатом.
Хронология его (с включением важнейших происшествий на других фронтах джихада):
708-арабы взяли "железные вортоа" Дербента;
711-хазары отбили его;тогда же арабы сокрушили Вестготское королевство;
713-поход арабов в страну гуннов (савиры равнинного Дагестана), закончившийся поражением;
716-победа Пелайо над арабами у Ковадонги;
717-718-неудачная осада арабами Константинополя;
721-поход хазар на Армению,но получили удар по тылам от алан и разгромлены арабами, которые после этого взяли Дербент, первую хазарскую столицу Баланджар (на Сулаке; ныне Дагестан) и Семендер (на Тереке у Шелковской; ныне Чечня), а хазары перенесли столицу на Волго-Ахтубинское междуречье, где был основан Итиль;
724-725-арабы покорили и обложили данью аланов на Северном Кавказе и взяли под свой контроль Дарьяльский проход;
732-разгром и уничтожение арабского войска эмира Андалуса Абд-ар-Рахмана франками Карла Мартелла при Пуатье;
735-восстание грузин, усмирено с особой даже по тем временам жестокостью, назначенный эмиром Армении омейяд Мерван получил в грузинских хрониках прозвище Кру(Глухой к мольбам о пощаде);
736-второе покорение алан, подчинение лакзов (дагестанские горцы, возможно, предки лезгин);
737-Мерван предпринимает, пожалуй, самый эпичный в истории Арабского хадифата поход: взял Итиль и поднялся по Волге до нынешнего Саратова(самый северный предел продвижения арабских войск) где разгромили кагана и заставили его принять ислам;интересно, что предположительно у Донской луки арабы захватили в плен большое количество "сакалиба"(славян?);
738-захват мусульманами Согда
739-Мерван завершает покорение горного Дагестана;
744-750-правление Мервана в халифате;оно полностью занято неудачной борьбой с восстаниями, приведшими к гибели Омейядов(уцелели только в Испании) и провозглашении "иранизированного" Халифата Аббасидов, столица в котором была перенесена их Дамаска в новооснованный(754) Багдад , а завоевательная политика стала сходить на нет; пожалуй, последним аккордом стал разгром арабами при помощи карлуков войск импери Тан в Таласском сражении 751г..На этом по сути закончлись и войны на Кавказе- хазары отказались от официального статуса ислама и вышли из зависимости от эмиров Дербента, а в 762 г. хазары подчинили алан и лакзов и отбросили арабов за Большой Кавказский хребет.
Для дальнейшей истории Хазарии наиболее важнвм оказалось то, что именно в этот период возвысился вождь евреев, обосновавшихся в низовьях Сулака и Терека-Булан, породнившийся с каганом; вскоре Буланиды стали второй после Ашина семьей в каганате, а затем и фактически первой.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#7
Опубликовано 29 Январь 2011 - 11:23

В начале IXв. происходит Гражданская война, в которой иудаизированная часть хазарской верхушки во главе с беком из рода Булана при помощи канглов (Матвеева связывает с периодом проживания печенегов на правом берегу Волги Новоинковские курганы конца VIII-начала IXвв.) наносит поражение другой части аристократии-кабарам и поддержавшим их мадьярам.И тогда мадьяры отступили на запад, за Днепр, и обосновались в "стране Леведии"(степная часть междуречья Днепра и Днестра).Замечу однако, что обычное обьяснение этого конфликта как религиозного проиворечит: http://radikal.ru/F/...fc19ca.jpg.html
Здесь возникает неясный вопрос-какова была в этой войне позиция алан и болгар. По видимому эти этносы раскололись.в последнее время мнение о том, что болгары на Волге поялвились одновременно с приходом Аспаруха на Дунай уступило место концепции Плетневой, согласно которой Волжская Болгария складывается именно в начале IXв.Однако вплоть до принятия ислама в 922 г. Болгария оставалась в зависимости от Хазарии, так что не все тут ясно.Как замечает Новосельцев:
Интересно, что в 830-е гг. хазары при помощи ромейских инженеров строят линию крепостей по Дону, в том числе , по видимому, мощнейшую крепость в тогдашней Восточной Европе-Саркел, который стал главным центром хазарского западного пограничья и вторым городом Хазарии.Вокруг неё до сих пор идут споры-предназначалась она скорее для защиты от набегов славян и мадьяр или для организации наступления на них.Во всяком случае именно к этому времени относитя вхождение племен антского происхождения-северян, вятичей и радимичей-в сферу хазарского влияния и выплата ими дани в в итиль.При этом основное население донских городов-крепостей и окружавших их поселков составили аланы, как раз в это время широко приобщавшиеся к христианству. Новосельцев:
Впрочем, свою роль могли сыгграть и испортившиеся в это время отношения хазар с канглами, в результате чего их союзниками автоматом стали мадьяры в Леведии, огузы в Заволжьеи, надо думать, русы, которые в 884-885гг без боя берут под свой контроль земли северян и радимичей.Впрочем, печенеги держались бодро и в 895 г. нанесли сокрушительной силы удар по мадьярам, пока мужчины ушли в поход на Болгарию(Дунайскую).После этого остатки мадьяр ушли на Средний Дунай,где сокрушили Великую Моравию, а дальше их история уже мало связана с Восточной Европой.
Здесь возникает неясный вопрос-какова была в этой войне позиция алан и болгар. По видимому эти этносы раскололись.в последнее время мнение о том, что болгары на Волге поялвились одновременно с приходом Аспаруха на Дунай уступило место концепции Плетневой, согласно которой Волжская Болгария складывается именно в начале IXв.Однако вплоть до принятия ислама в 922 г. Болгария оставалась в зависимости от Хазарии, так что не все тут ясно.Как замечает Новосельцев:
Цитата
Великая Булгария ненадолго пережила своего основателя — Куврата. После смерти последнего [64] произошел раскол Булгарского союза, в результате чего одна группа булгар осталась в Приазовье, другая — по соседству с ней за Доном [65], а три ушли на запад — на Балканы (булгары Аспаруха), в Паннонию и Северную Италию [66]. Византийские источники, повествующие об этом, ничего не говорят о миграции группы булгар на Среднюю Волгу, где позже известна Волжская Булгария. Поэтому можно предположить, что булгары откочевали туда позже, в VIII в.
Интересно, что в 830-е гг. хазары при помощи ромейских инженеров строят линию крепостей по Дону, в том числе , по видимому, мощнейшую крепость в тогдашней Восточной Европе-Саркел, который стал главным центром хазарского западного пограничья и вторым городом Хазарии.Вокруг неё до сих пор идут споры-предназначалась она скорее для защиты от набегов славян и мадьяр или для организации наступления на них.Во всяком случае именно к этому времени относитя вхождение племен антского происхождения-северян, вятичей и радимичей-в сферу хазарского влияния и выплата ими дани в в итиль.При этом основное население донских городов-крепостей и окружавших их поселков составили аланы, как раз в это время широко приобщавшиеся к христианству. Новосельцев:
Цитата
В. А. Кузнецов, специально исследовавший этот вопрос, отмечает раннее проникновение христианства к аланам (V—VII вв.), но его вывод о первом десятилетии Х в. как начале христианизации алан выглядит спорным [85]. Эта дата может считаться временем учреждения аланской митрополии [86], но принять христианство царь Алании мог и раньше, иначе бы это было бы на памяти ал-Мас'уди (ум. в 956 г,). Мне представляется более реальной широкая датировка принятия аланами христианства — IX в., время, когда и хазары были в хороших отношениях с империей.
Впрочем, свою роль могли сыгграть и испортившиеся в это время отношения хазар с канглами, в результате чего их союзниками автоматом стали мадьяры в Леведии, огузы в Заволжьеи, надо думать, русы, которые в 884-885гг без боя берут под свой контроль земли северян и радимичей.Впрочем, печенеги держались бодро и в 895 г. нанесли сокрушительной силы удар по мадьярам, пока мужчины ушли в поход на Болгарию(Дунайскую).После этого остатки мадьяр ушли на Средний Дунай,где сокрушили Великую Моравию, а дальше их история уже мало связана с Восточной Европой.
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#8
Опубликовано 29 Январь 2011 - 11:46

Далее можно отметить походы русов на Каспий,
Кстати, забавная статья:
http://www.eleven.co.il/article/14401
Они упорно отстаивают подлинность Кембриджского документа и утверждают, что расселение славянв Приднепровье произошло в VIII-IXвв. благодаря хазарскому покровительству.
Также отрицают разгром Хазарии Святославом.
Сведения восточных авторов по поводу событий 960-е гг. таковы:
Кстати, забавная статья:
http://www.eleven.co.il/article/14401
Они упорно отстаивают подлинность Кембриджского документа и утверждают, что расселение славянв Приднепровье произошло в VIII-IXвв. благодаря хазарскому покровительству.
Также отрицают разгром Хазарии Святославом.
Сведения восточных авторов по поводу событий 960-е гг. таковы:
Цитата
Поэтому-то в следующем, 965 г. "иде Святославъ на Козары" [594].
Вопроса об это летописной статье я касался выше (см. четвертую главу, сноску [443]), но затрагиваю его вновь, ибо толкование ее по Лаврентьевской летописи, да еще с переводом слова "град" как "столица" [595], стало восприниматься как доказательство похода Святослава в 965 г. на столицу Хазарии Атиль [596].
Между тем из летописи ясно только, что после взятия Белой Вежи Святослав воевал ясов (живших на Дону) и касогов (в Прикубанье, вероятно в районе Тмутаракани, которая тогда, очевидно, и была занята русами) [597]. И наконец, важно указание ПВЛ на то, что в следующем, 966 г. Святослав победил вятичей и обложил их данью [598].
Одним словом, ПВЛ не содержит указаний на уничтожение Хазарского государства в 965 г., а лишь говорит о поражении хазар, потере ими Саркела и земли вятичей, а также о каких-то военных действиях Святослава в Подонье и Прикубанье.
О падении Хазарии пишут только восточные источники, но их данные комментируются исследователями по-разному. Одни, опираясь в основном на географический труд Ибн Хаукаля, пришли к выводу, что был второй поход русов в 968/969 гг., в результате которого и пала Хазария [599]. Другие стремятся доказать, что этого второго похода не было [600]. Чтобы разобраться в этом, я даю ниже переводы восточных известий о падении Хазарии.
Начнем с самого раннего из них, рассказа Ибн Хаукаля, черпавшего информацию в прикаспийских областях в том же 358 г. х. (968/969 гг.), когда на Хазарию обрушились русы. У Ибн Хаукаля об этом идет речь в трех местах его сочинения. Данный вопрос специально изучала Т. М. Калинина, которая перевела тексты [601]. Ниже даю мой перевод по изданию Крамерса [602].
Первый отрывок [603]. "Булгар — маленький городок, и нет у него большого числа округов. Он был известен как пристань [604] для этих [605] государств, и опустошили его русы, а (затем) пошли на Хазаран, Самандар и Атиль (и случилось это) в 358 г. [606] И отправились сразу после этого в страну ар-Руми и ал-Андалус [607], разделившись на две группы. Русы же — варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и славянами на реке Атиль" [608].
Второй отрывок. "И ал-Хазар — сторона [609] и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве [610] между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады (...) [611], но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру [612], и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не проидет и трех лет и все станет как и было. В Самандаре были мечети, церкви и синагоги, и совершили они (русы) свой набег на всех, кто обитал на берегу реки Атиля из хазар, булгар, буртасов, и овладели ими [613], и искали люди Атиля убежище на острове [614] Баб ал-Абваб, и укрепились они там, а некоторые на острове Сийах-кух [615], и оставались они там в страхе" [616].
Третий отрывок. "Внутренние булгары [617] — христиане и мусульмане [618], но в наше время народ русы не оставил (ничего) этого [619] ни у булгар, ни у буртасов, ни у хазар, кроме разбросанной [620] неполной (части страны, земли?), выслеживали (их) в ней [621], те же, кто (уцелели), надеялись остаться в соседних областях. Дошло до меня, что большинство из них вернулись в Атиль и Хазаран при могущественном Мухаммеде б. Ахмаде ал-Азди, владетеле ширван-шахе [622], который оказал им помощь мужами и людьми [623], и они надеялись, просили, чтобы (те) заключили с ними договор и они были бы покорны им (ширванцам) [624] за благодеяния по отношению к ним" [625].
В данном случае целесообразно привести этот же отрывок по другой, более ранней редакции [626] труда Ибн Хаукаля [627]: "Не осталось в наше время почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области, те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что (русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их властью" [628].
Кроме того, известия о рассматриваемых событиях содержатся у следующих авторов.
Ал-Мукаддаси: "Слышал я, что ал-Ма'мун [629] совершил на них поход из ал-Джурджании [630], овладел (Хазарией) и обратил ее в ислам [631]. Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной" [632].
Ибн. Мискавейх: "И стало известно [633], что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя" [634].
Ибн ал-Асир: "И в этом (году) [635] племя [636] из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные [637], но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам" [638].
Вопроса об это летописной статье я касался выше (см. четвертую главу, сноску [443]), но затрагиваю его вновь, ибо толкование ее по Лаврентьевской летописи, да еще с переводом слова "град" как "столица" [595], стало восприниматься как доказательство похода Святослава в 965 г. на столицу Хазарии Атиль [596].
Между тем из летописи ясно только, что после взятия Белой Вежи Святослав воевал ясов (живших на Дону) и касогов (в Прикубанье, вероятно в районе Тмутаракани, которая тогда, очевидно, и была занята русами) [597]. И наконец, важно указание ПВЛ на то, что в следующем, 966 г. Святослав победил вятичей и обложил их данью [598].
Одним словом, ПВЛ не содержит указаний на уничтожение Хазарского государства в 965 г., а лишь говорит о поражении хазар, потере ими Саркела и земли вятичей, а также о каких-то военных действиях Святослава в Подонье и Прикубанье.
О падении Хазарии пишут только восточные источники, но их данные комментируются исследователями по-разному. Одни, опираясь в основном на географический труд Ибн Хаукаля, пришли к выводу, что был второй поход русов в 968/969 гг., в результате которого и пала Хазария [599]. Другие стремятся доказать, что этого второго похода не было [600]. Чтобы разобраться в этом, я даю ниже переводы восточных известий о падении Хазарии.
Начнем с самого раннего из них, рассказа Ибн Хаукаля, черпавшего информацию в прикаспийских областях в том же 358 г. х. (968/969 гг.), когда на Хазарию обрушились русы. У Ибн Хаукаля об этом идет речь в трех местах его сочинения. Данный вопрос специально изучала Т. М. Калинина, которая перевела тексты [601]. Ниже даю мой перевод по изданию Крамерса [602].
Первый отрывок [603]. "Булгар — маленький городок, и нет у него большого числа округов. Он был известен как пристань [604] для этих [605] государств, и опустошили его русы, а (затем) пошли на Хазаран, Самандар и Атиль (и случилось это) в 358 г. [606] И отправились сразу после этого в страну ар-Руми и ал-Андалус [607], разделившись на две группы. Русы же — варварский народ, живущий в стороне булгар, между ними и славянами на реке Атиль" [608].
Второй отрывок. "И ал-Хазар — сторона [609] и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве [610] между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нем многочисленные сады (...) [611], но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма. Населяли этот город мусульмане, группы людей, исповедовающих веру [612], и идолопоклонники и они покинули его, но благодаря достоинствам их земли и хорошему их доходу не проидет и трех лет и все станет как и было. В Самандаре были мечети, церкви и синагоги, и совершили они (русы) свой набег на всех, кто обитал на берегу реки Атиля из хазар, булгар, буртасов, и овладели ими [613], и искали люди Атиля убежище на острове [614] Баб ал-Абваб, и укрепились они там, а некоторые на острове Сийах-кух [615], и оставались они там в страхе" [616].
Третий отрывок. "Внутренние булгары [617] — христиане и мусульмане [618], но в наше время народ русы не оставил (ничего) этого [619] ни у булгар, ни у буртасов, ни у хазар, кроме разбросанной [620] неполной (части страны, земли?), выслеживали (их) в ней [621], те же, кто (уцелели), надеялись остаться в соседних областях. Дошло до меня, что большинство из них вернулись в Атиль и Хазаран при могущественном Мухаммеде б. Ахмаде ал-Азди, владетеле ширван-шахе [622], который оказал им помощь мужами и людьми [623], и они надеялись, просили, чтобы (те) заключили с ними договор и они были бы покорны им (ширванцам) [624] за благодеяния по отношению к ним" [625].
В данном случае целесообразно привести этот же отрывок по другой, более ранней редакции [626] труда Ибн Хаукаля [627]: "Не осталось в наше время почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области, те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что (русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их властью" [628].
Кроме того, известия о рассматриваемых событиях содержатся у следующих авторов.
Ал-Мукаддаси: "Слышал я, что ал-Ма'мун [629] совершил на них поход из ал-Джурджании [630], овладел (Хазарией) и обратил ее в ислам [631]. Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной" [632].
Ибн. Мискавейх: "И стало известно [633], что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя" [634].
Ибн ал-Асир: "И в этом (году) [635] племя [636] из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные [637], но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам" [638].
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#9
Опубликовано 29 Январь 2011 - 12:40

Цитата
Они упорно отстаивают подлинность Кембриджского документа и утверждают, что расселение славянв Приднепровье произошло в VIII-IXвв. благодаря хазарскому покровительству.
На сегодняшний день в нашей медиевистике оформилась группа ученых (яркий пример - В.Я.Петрухин, отрабатывающий гранты института Бен-Гуриона и тому подобных контор), клепающих работы в рамках норманно-хазарской концепции. Сначала славян учили уму - разуму хазары, потом им на смену пришли норманны. Славян в рамках этого концепта в качестве субъекта истории как-то незаметно.
http://folkvald.livejournal.com/
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
Might is Right
"Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя также считают выше всех других народов"
Начало и возвышение Московии. Сочинение Даниила, принца из Бухова
У нас Белый царь над царями царь
Голубиная (Глубинная) книга
#10
Опубликовано 29 Январь 2011 - 12:49

Каганы
Ибузир Гляван
правил в период ссылки Юстиниана II, (705—711).
Барджиль
сын кагана, командовал армией в кампании 721/722 и знаменитом походе 730/731. В этом же походе, согласно «Еврейско-хазарской переписке», принял участие князь Булан — основатель будущей династии беков.
Парсбит
по информации армянского автора Гевонда регентша при малолетнем наследнике в 730/731.
Вирхор
каган, чья дочь Чичак в 732 вышла замуж за будущего императора Константина V. Правил до 50-х гг. VIII в.
Багатур
правил во время кампании 763/764. Его дочь несколькими годами ранее вышла замуж за арабского наместника Армении.
Захария (?)
По данным жития Константина каган в период посольства Константина в 861.
Беки
В русскоязычной литературе беков принято называть царями. Из письма Иосифа Хасдаю ибн Шапруту известен список 10 поколений династии, начиная с Обадии. Более подробная информация о деятельности трёх последних царей приводится в Письме неизвестного хазарского еврея. Там же первый правитель, перешедший в иудаизм (неясно Булан или Обадия), назван еврейским именем Сабриель. Арабский автор IX в. ал-Йа'куби (до 891) называет, по-видимому, первое (тюркское) имя правившего в то время заместителя кагана — Язид Булаш. А в Истории Дербента сохранилось искажённое имя малика, правившего в 901 — К-са ибн Булджан.
Обадия — предположительно современник арабского халифа Харуна-ар-Рашида (786—809)
Езекия
Манассия I
Ханукка
Исаак
Завулон
Манассия II
Нисси
Аарон I
Менахем
Вениамин 880-е-900-е
Аарон II 900-е-930-е
Иосиф после 932—960-е — написал письмо Хасдаю ибн Шапруту не позднее 961.
http://ru.wikipedia....зарский_каганат
Ибузир Гляван
правил в период ссылки Юстиниана II, (705—711).
Барджиль
сын кагана, командовал армией в кампании 721/722 и знаменитом походе 730/731. В этом же походе, согласно «Еврейско-хазарской переписке», принял участие князь Булан — основатель будущей династии беков.
Парсбит
по информации армянского автора Гевонда регентша при малолетнем наследнике в 730/731.
Вирхор
каган, чья дочь Чичак в 732 вышла замуж за будущего императора Константина V. Правил до 50-х гг. VIII в.
Багатур
правил во время кампании 763/764. Его дочь несколькими годами ранее вышла замуж за арабского наместника Армении.
Захария (?)
По данным жития Константина каган в период посольства Константина в 861.
Беки
В русскоязычной литературе беков принято называть царями. Из письма Иосифа Хасдаю ибн Шапруту известен список 10 поколений династии, начиная с Обадии. Более подробная информация о деятельности трёх последних царей приводится в Письме неизвестного хазарского еврея. Там же первый правитель, перешедший в иудаизм (неясно Булан или Обадия), назван еврейским именем Сабриель. Арабский автор IX в. ал-Йа'куби (до 891) называет, по-видимому, первое (тюркское) имя правившего в то время заместителя кагана — Язид Булаш. А в Истории Дербента сохранилось искажённое имя малика, правившего в 901 — К-са ибн Булджан.
Обадия — предположительно современник арабского халифа Харуна-ар-Рашида (786—809)
Езекия
Манассия I
Ханукка
Исаак
Завулон
Манассия II
Нисси
Аарон I
Менахем
Вениамин 880-е-900-е
Аарон II 900-е-930-е
Иосиф после 932—960-е — написал письмо Хасдаю ибн Шапруту не позднее 961.
http://ru.wikipedia....зарский_каганат
Ситуация, определяемая как реальная, реальна по своим последствиям.
#11
Опубликовано 18 Февраль 2011 - 13:51

Цитата
735-восстание грузин, усмирено с особой даже по тем временам жестокостью, назначенный эмиром Армении омейяд Мерван получил в грузинских хрониках прозвище Кру(Глухой к мольбам о пощаде);
736-второе покорение алан, подчинение лакзов (дагестанские горцы, возможно, предки лезгин);
737-Мерван предпринимает, пожалуй, самый эпичный в истории Арабского хадифата поход:взял итиль и поднялся по Волге до нынешнего Саратова(самый северный предел продвижения арабских войск)где разгромили кагана и заставили его принять ислам;интересно, что предположительно у Донской луки арабы захватили в плен большое количество "сакалиба"(славян?);
738-захват мусульманами Согда
739-Мерван завершает покорение горного Дагестана;
736-второе покорение алан, подчинение лакзов (дагестанские горцы, возможно, предки лезгин);
737-Мерван предпринимает, пожалуй, самый эпичный в истории Арабского хадифата поход:взял итиль и поднялся по Волге до нынешнего Саратова(самый северный предел продвижения арабских войск)где разгромили кагана и заставили его принять ислам;интересно, что предположительно у Донской луки арабы захватили в плен большое количество "сакалиба"(славян?);
738-захват мусульманами Согда
739-Мерван завершает покорение горного Дагестана;
странно что не упомянута осада анакопии, ну да ладно.
-А у нас в квартире газ. А у вас?
-А у нас Кавказ.
-А у нас Кавказ.
#12
Опубликовано 23 Январь 2013 - 09:38

#13
Опубликовано 09 Май 2013 - 10:57

Цитата(Владимир296 @ 23.1.2013, 12:38) (смотреть оригинал)
спасибо за ссылку!
здесь:
https://sites.google...70---558-gg-n-e
имхо, отличнеший краткий обзор гунно-ансткого периода.
G25:
Ukrainian_Dnipro:YF83820,0.127482,0.12491,0.064488,0.048773,0.037853,0.018686,0.009165,0.010615,-0.00409,-0.02041,-0.000162,-0.006744,0.012042,0.023121,-0.008686,-0.01127,-0.009779,0.00076,0.003142,0.002001,-0.000873,-0.006925,0.000986,-0.001566,0.002155
#14
Опубликовано 07 Август 2014 - 18:43

Хазары. Миф и история. 2010.
Цитата
Вместо предисловия. Эммануилов Р., Миригили Э. «Неразумны» ли хазары...
Введение. Петрухин В. Хазарский «миф» и хазарская история
Часть 1. Проблемы хазарской истории
Калинина Т.М. Три стадии существования и падение Хазарского каганата
Аликберов А.К. Ранние хазары (до 652/3 г.), тюрки и Хазарский каганат
Семёнов И.Г. К реконструкции военно-политической и этнической структуры раннего Хазарского каганата
Рашковский Б.Е. Хазария и хазары в библейских комментариях Саадьи Гаона (882-942)
Виноградов А.Ю., Комар А.В. Строительная надпись хагана и тудуна из Горного Крыма. Republicatio et reconsideration
Часть 2. Проблемы хазарской археологии
Флёров В.С. «Города», «замки», «феодализм» в Хазарском каганате. Проблемы исследований
Колода В.В. Неотложная задача в деле изучения салтово-маяцкой археологической культуры и хазароведения
Красильников К.И., Красильникова Л.И. Идентифицирующие признаки населения Степного Подонцовья в структуре Хазарского каганата
Винников А.З. Донские славяне и алано-болгарский мир: мирное сосуществование или противостояние
Зинько В.Н. Восточный Крым в эпоху Хазарского каганатаэ
Иванов А.А. Крымский археологический комплекс (исследования 2006-2009 гг.)
Часть 3. Иудаизм в Хазарии
Кравченко Э.Е., Кульбака В.К. Погребение хазарского времени из Мариуполя
Кашовская Н.В., Кашаев С.В. Иудаизм на Боспоре: археологический контекст
Часть 4. Хазарское наследие: хазарский язык и хазарский «миф»
Кизилов М. Топоним «Хазария» в источниках позднесредневекового и раннего нового времени (об инерционности исторического мышления)
Шнирелъман В.А. Хазария в зеркале националистического дискурса: истоки символической конфронтации
Фиалкова Л. «Хазарский код» в современной прозе: Олег Юрьев, Денис Соболев, Дмитрий Быков
Бейдер А. Язык, имена и фамилии евреев Восточной Европы: существует ли хазарский след?
Мудрак О.А. Ранние Хазары с точки зрения этимологии
Турилов А.А. Дечанский отрывок «Повести о царе казарине»: к истории византийско-хазарского сюжета на славянской почве
Введение. Петрухин В. Хазарский «миф» и хазарская история
Часть 1. Проблемы хазарской истории
Калинина Т.М. Три стадии существования и падение Хазарского каганата
Аликберов А.К. Ранние хазары (до 652/3 г.), тюрки и Хазарский каганат
Семёнов И.Г. К реконструкции военно-политической и этнической структуры раннего Хазарского каганата
Рашковский Б.Е. Хазария и хазары в библейских комментариях Саадьи Гаона (882-942)
Виноградов А.Ю., Комар А.В. Строительная надпись хагана и тудуна из Горного Крыма. Republicatio et reconsideration
Часть 2. Проблемы хазарской археологии
Флёров В.С. «Города», «замки», «феодализм» в Хазарском каганате. Проблемы исследований
Колода В.В. Неотложная задача в деле изучения салтово-маяцкой археологической культуры и хазароведения
Красильников К.И., Красильникова Л.И. Идентифицирующие признаки населения Степного Подонцовья в структуре Хазарского каганата
Винников А.З. Донские славяне и алано-болгарский мир: мирное сосуществование или противостояние
Зинько В.Н. Восточный Крым в эпоху Хазарского каганатаэ
Иванов А.А. Крымский археологический комплекс (исследования 2006-2009 гг.)
Часть 3. Иудаизм в Хазарии
Кравченко Э.Е., Кульбака В.К. Погребение хазарского времени из Мариуполя
Кашовская Н.В., Кашаев С.В. Иудаизм на Боспоре: археологический контекст
Часть 4. Хазарское наследие: хазарский язык и хазарский «миф»
Кизилов М. Топоним «Хазария» в источниках позднесредневекового и раннего нового времени (об инерционности исторического мышления)
Шнирелъман В.А. Хазария в зеркале националистического дискурса: истоки символической конфронтации
Фиалкова Л. «Хазарский код» в современной прозе: Олег Юрьев, Денис Соболев, Дмитрий Быков
Бейдер А. Язык, имена и фамилии евреев Восточной Европы: существует ли хазарский след?
Мудрак О.А. Ранние Хазары с точки зрения этимологии
Турилов А.А. Дечанский отрывок «Повести о царе казарине»: к истории византийско-хазарского сюжета на славянской почве
Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве.
#15
Опубликовано 07 Август 2014 - 18:46

Ответить в эту тему

Посетителей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных пользователей